Развитие речи детей 15 года

Занятие для детей «Развитие речи + математика», 3-4 года и 4-5 лет

по четвергам, 16:30-17:15 (3-4 года), 17:30-18:15 (4-5 лет)

Стоимость обучения: 40 евро в месяц для членов РКВ / 45 евро в месяц для всех желающих

Курс ведёт Людмила Орешкина

Согласно названию этого возраста происходит активное расширение словарного запаса детей и задачей педагога является поддержать интерес к изучению окружающего мира, отвечая на все интересующие детей вопросы.

Возраст от трёх – это своеобразный переходной этап в эмоциональном и умственном развитии ребёнка, переход от ранних лет к предстоящей школьной жизни. Основной вид деятельности ребенка в этом возрасте – это игра.

Играя с детьми, вовлекая их в интересную, занимательную беседу мы развиваем у детей диалогическую речь, учим строить фразы и предложения, задавать вопросы, заучиваем стихи и потешки, тексты пальчиковой гимнастики и подвижных игр, слушаем и рассказываем добрые и поучительные сказки.

Закрепляем умение разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д., называть признаки каждого предмета, названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.).

В программе этого возраста комплексные занятия содержат развитие общей и мелкой моторики: учим разрезать ножницами бумагу, пользоваться карандашами и мелками, рисовать кружочки, точки, линии, обводить и раскрашивать картинки.

В этом возрасте ребёнок должен уметь считать до трёх-четырёх и показывать соответствующее количество пальчиков на руке; владеть понятиями: один – много, большой – маленький, высокий – низкий и т. д. и знать основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный). Также должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и уметь сравнивать предметы по величине, цвету и форме. Сравнивать количество предметов, подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Через систему увлекательных игр и упражнений дети знакомятся со звуками русского языка, научатся правильно произносить их, развивается речевой слух, речевое дыхание и артикуляционный аппарат.

Программа 4-5 лет «Первые уроки»

В этом возрасте большое внимание уделяется формированию речевых навыков детей: обогащению и активизации словарного запаса, развитию навыков связной речи, совершенствованию грамматической структуры речи, обучению грамоте. Ребёнок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.

На занятиях совершенствуем умение правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки), умение находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, жёлтое), самостоятельно составлять описание предмета. Учим понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

Также важно научить поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать, пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, порядковый и количественный счёт, соотносить количество предметов с нужной цифрой, знакомятся с понятием – симметрия, учатся выкладывать предметы в логический ряд. Дети определяют расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди, основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник), учат все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и расставляют цифры в правильной последовательности и в обратном порядке. Закрепляем умение сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. Дети знакомятся с графическим образом числа, учатся правильно писать цифры.

Развитие двигательной активности предполагают подвижные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.

Игры-задание для мелкой моторики научат различать правую и левую руку, лепить пластилиновые фигурки, обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

www.antikafe.fi

Развитие речи детей 15 года

Консультация для родителей

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:

1. Объем и характеристика словаря.

2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи.

4. Особенности связной речи.

Рассмотрим кратко каждый раздел.

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д.

Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?

«Что это?» — «Шапка», «Шапка какая?» — «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)

В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.

Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д.

Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п.

2. Формирование грамматического строя речи.

Что же это такое?

— Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).

-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».

-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

Например, дидактическая игра «Петух».

«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».

«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать : мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).

Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»

-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.

-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

-Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

В течение дня проводим артикуляционную гимнастику (упражнения разработаны и помещены в картотеку), специальные упражнения на развитие речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяу-мяу-мяу»).

Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаем работу с простых знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей последовательно излагать сюжет, используем наглядные модели. Рассказываем сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки. Добиваемся, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду, который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами.

В дальнейшем планируем учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.

Проводя такие занятия у детей повысится интерес к данному виду деятельности, т.к. дети учатся планировать свою речь.

skazka10us.ucoz.com

Развитие речи у ребенка 3-4 лет: норма и задержка. Развивающие игры, детские стишки

Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом. Однако у некоторых детей бывает задержка в развитии речи. Правильно ли это? Как помочь малышу развивать речь? Об этом читайте в статье.

Знания ребёнка в 3-4 года

В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять уровень развития речи, необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи.

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.
  • Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

    Особенности развития речи у детей 3-4 лет

    В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.

    Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.

    Логопеды утверждают, что эти недочёты в развитии речи не страшны, поэтому ещё нет основания переживать. Многие специалисты начинают заниматься с детьми не раньше чем в 5 лет.

    Вышеперечисленные недочёты — и есть особенности развития речи детей 3-4 лет. Специальной коррекции ещё не нужно, так как ребенок в состоянии справиться со своим языковым барьером самостоятельно.

    Диагностика развития речи

    Трёхлетние дети знают и говорят много звуков. Около 4 лет ребёнок осваивает более трудные буквы – «с», «з» и «ц». Он слышит, как произносят звуки окружающие дети, и при неправильном произношении исправляет ребят.

    Диагностика развития речи детей 3-4 лет проводится логопедами. Они проверяют правильное произношение звуков.

    Однако при желании родители могут тоже увидеть все положительные и отрицательные стороны речи своего ребёнка, а также сделать соответствующие выводы.

    После 3 лет дети хорошо ориентируются в цветовой гамме и чётко понимают множественное и единственное число. В этом возрасте детишки стремятся говорить как можно больше. Молчат только тогда, когда спят.

    В возрасте около 4 лет ребёнок говорит более осознанно. Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с малышом на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас.

    Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у ребёнка пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают.

    Необходимо постоянно контролировать развитие речи у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.

    Методика развития речи детей 3-4 лет

    На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

    Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

    Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

    Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо уделять внимание:

  • звукопроизношению;
  • развитию фонематического восприятия;
  • голосовому аппарату;
  • речевому дыханию;
  • умеренному темпу речи;
  • интонации.

В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное. Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

Правильное развитие речи

Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет. Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути. Это может быть животное, человек, растение и др.

Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.

Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.

Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.

Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.

Стишки для развития речи

Ребёнку необходимо уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте несложные и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет.

1. Кра-кра-кра – уходите со двора.

Ас-ас-ас – дождь пойдёт сейчас,

Ить-ить-ить – не хотим уходить,

Жу-жу-жу – я по лужам хожу.

2. Один, два, три, четыре, пять – хочу ворон я посчитать.

Одна ворона на дереве сидит.

Вторая ворона в окошечко глядит.

Третья ворона – кричит ребятам «кар».

Четвёртая – весь выпила нектар.

А пятая ворона захотела лопнуть шар.

3. Купила муха сапоги, оказались велики,

Пошла муха на базар, поменяла их на самовар.

Угостила чаем всех своих друзей,

Только не захотела угощать людей.

Стишки для детей 3-4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ваш ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте малышу вопросы на эту тему. Он должен рассказать, что понял из прочитанного и какие сделал выводы. Родители могут и сами придумать несложные стихи для занятий со своим крохой.

Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.

Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.

Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.

«Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.

«Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.

Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.

Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.

Почему ребёнок долго не говорит

Некоторые дети молчат в два или три года. Родители беспокоятся, ходят к специалистам, чтобы установить причину. Врачи и логопеды советуют не переживать раньше времени. Они утверждают, что если ребёнок молчит до 3 лет – это нормально. Возможно, повлияли гены родителей.

Если же ребёнок в 3,5 года так и не хочет разговаривать, тогда необходимо обратиться за консультацией к невропатологу, логопеду, лору и педиатру.

Очень часто дети, которые ещё в три года молчали, могут заговорить в 3 года 2 месяца. По статистике, такой ребёнок начинает говорить сразу предложениями.

Бытует мнение, что девочки овладевают речью раньше, чем мальчики. Это миф. Всё зависит от индивидуальности самого ребёнка. Нормы развития речи детей 3-4 лет не могут быть одинаковыми. В этом возрасте ребята знают от 1500 до 2000 слов. У каждого малыша свой индивидуальный запас. Всё зависит от личности ребёнка и его настроения.

Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Если у него плохое настроение, тогда он не покажет вам хороших результатов. Занимайтесь с крохой, когда видите, что тот готов с вами поиграть.

Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается говорить какое-то слово. Он начнёт плакать, вы будете на него сердиться.

В итоге как у мамы, так и у малыша пропадёт настроение на целый день. Детям легко даётся обучение. Старайтесь хвалить своё чадо, ведь тогда малыш сам захочет сделать вам приятное и порадовать мамочку успехами.

fb.ru

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет

Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду

Игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги.

Описание: педагог читает стихотворение, показывая рукой: высоко — на, внизу — под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на. » и «под. ».

Высоко на небе — облака,

А внизу — под облаком — река.

Высоко на дереве — листочки,

А внизу, под деревом, — цветочки.

Цель: развивать речь, слух.

Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).

Описание: педагог предлагает ребенку уложить куклу спать: покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Цель: развивать речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: кукла (мягкая игрушка).

Описание: педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например: доро-. (га), мага-. (зин), коло-.. .(бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук-. (ла)». Взять в руки кубик — «Ку-. (бик)» и т. п.

Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки:

Маленький зайчишка не читает. (книжки).

Описание: задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша — это овощи?

Ложка и тарелка — это посуда?

Шорты и майка — это мебель?

Ромашка и одуванчик — это деревья?

Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп:

Помидор и апельсин — это овощи?

Ложка и дерево — это посуда? И т. д.

Цели: развивать речь; расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями: педагог — ребенок, ребенок — папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами: «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях: «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Цель: развивать навыки планирования, память, речь.

Описание: предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело: посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться: помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например: «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя».

Цель: развивать речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей.

Описание: поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки, задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится»:

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Жеребенок — с каждым днем

Подрастал и стал. (конем).

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком).

Толстый увалень баран –

Этот важный кот Пушок —

А отважный петушок –

А из маленьких гусят

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Цель: развивать воображение, речевые навыки.

Описание: предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь, постучать: «Тук-тук-тук». — «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например:

— Это я, корова. Му-у-у.

— Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Цели: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.

Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:

Если папа — серый слон,

А ребенок, а ребенок –

Если папа — еж колючий,

А колючего мальчонку

Называют все ежонком.

Если папой будет конь,

Мамой будет лошадь.

Знаешь ли, что их ребенок –

Знают все наверняка,

Чуть ли не с пеленок:

Сын коровы и быка –

Цели: развивать речь; познакомить с функциональным назначением предметов.

Описание: составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания, например:

Ежик шел по лесу, шел

И один грибок нашел.

Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.

Даня шел, шел, шел,

Света шла, шла, шла,

И дальше пошла. И т. д.

Цель: развивать речь, внимание.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.

Подушка мягкая, а стол. (твердый).

Снег белый, а земля. (черная).

Слон большой, а мышка. (маленькая). И т. д.

Цели: развивать речь; учить называть действия и признаки предметов; расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки из старых журналов (фотографии).

Описание: в тетрадь, альбом или записную книжку наклеить картинки в порядке развития действия. Например: 1-я картинка — мальчик спит; 2-я картинка — мальчик проснулся, открыл глаза, потягивается; 3-я картинка — мальчик умывается; 4-я картинка — мальчик завтракает и т. д. Учить ребенка составлять рассказ по картинкам, используя простые предложения. При этом следует рассмотреть детали на рисунках: во что мальчик одет, какая у него кровать, что лежит рядом с кроватью. После того как ребенок освоит данный вид занятий, можно кратко подписывать картинки. Например, ту же картинку со спящим мальчиком можно подписать: «Ночь» («Спит»), картинку, на которой он проснулся: «Утро» («Завтрак») и т. д. Рассматривая картинки, читать ребенку надписи, показывая на них пальцем. По фотографиям можно составить книжки о различных событиях из жизни ребенка: на дне рождения, в гостях, на прогулке и т. д.

razdeti.ru

Помогите малышу заговорить, Развитие речи детей 1-3 лет, Янушко Е.А., 2015

Книга предназначена для родителей, воспитателей детских садов, педагогов раннего развития и всех, кого интересует тема речевого развития малышей.

Развитие речи как одно из направлений раннего развития.

ТЕМА раннего развития детей (1-3 года) в настоящее время очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Вопросы же развития речи детей продолжают оставаться актуальными на протяжении многих лет и требуют к себе самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Особенно пристального внимания развитие речи требует в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Речь и ее функции

Речь как средство общения

Речь как средство мышления

Речь как средство контроля

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Развитие речи как одно из направлений раннего развития

Развитие речи в младенчестве (довербальный период)

Феномен автономной детской речи

Динамика формирования речи ребенка

Особенности развития речи мальчиков и девочек

Что такое «язык няни»?

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Признаки неблагополучного развития речи

Причины задержки развития речи в раннем возрасте

Речевой диагноз ребенка

Диагноз «Задержка речевого развития» — ЗРР

Диагноз «Общее недоразвитие речи» — ОНР

Другие логопедические и неврологические диагнозы

Недоразвитие речи как вторичное нарушение

Вторичные нарушения, возникающие в результате проблем в речевом развитии

Задержка в умственном развитии ребенка

Затруднения в процессе общения с другими людьми

Деформация личностных черт

Общая невротизация ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Что делать, если малыш молчит? Ждать или помогать?

Диагностика речевых нарушений в раннем возрасте

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия

Консультация логопеда и другие виды обследований

Отношение близких к диагнозу ребенка

Прогноз развития речи ребенка

Виды логопедической помощи ребенку раннего возраста

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

Особенности развивающих занятий с детьми раннего возраста

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста

Взаимодействие логопеда и родителей ребенка

Организация логопедической помощи в нашей стране

Особенности общения с неговорящим ребенком в семье

Как правильно говорить с ребенком

Как помочь малышу в бытовом общении

Развитие делового общения взрослого и ребенка

Развитие общей и речевой активности ребенка

Варианты помощи в ходе речевого общения с ребенком

Организация речевых занятий в домашних условиях

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Как заниматься по книге «Помогите малышу заговорить»

Особенности ситуации развития ребенка с отставанием в речевом развитии в семье

Особенности организации занятий

Составление плана коррекционной работы

Развитие понимания речи

Создание речевой среды

Содержание пассивного словаря

Накопление пассивного словаря

Развитие активной речи

Оречевление активности ребенка

Развитие речевого подражания

Использование ритма в развитии речи

Развитие глагольного словаря

Развитие речи в предметных играх

Беседы по картинкам

Специальные приемы развития активной речи малыша

Знакомство с окружающим миром как основа развития речи ребенка

Продолжение работы по развитию речи ребенка в дошкольном возрасте

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА

Развитие неречевого слуха

Развитие речевого слуха

Развитие физиологического дыхания

Развитие речевого дыхания

Развитие мелкой моторики

Психотерапия в домашних условиях

Необходимость психотерапевтической работы

Игры с камешками

Игры с предметами

РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ. ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ

Раннее развитие — восторги и споры

Логопедические проблемы и пути их решения

Малыш и иностранный язык

Ребенок и книга

Ребенок в мире информации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

nashol.com