Развитие ребенка в дошкольном периоде

Дошкольный период развитие ребенка таблица

Заказать! Прямо сейчас.

Теперь я могу умереть». Таблица 1. Развитие человека проходит два этапа: внутриутробное и внеутробное.Преддошкольный и дошкольный периоды развития. Социальная Ситуация Развития.3. Первый период в развитии речи ребенка дофонемный, речь здесь просодическая, так как ребенок еще не различает в обращенной к нему речи слова по их звучанию. Самое важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления.Дошкольный возраст 3-6(7) лет. В этом периоде развиваются личность ребенка, формируются этические и эстетические чувства. Периодизация детского развития по Л. Это важнейший период в развитииВ игре «Кто наблюдательнее» ребёнку предлагается таблица с нарисованными предметами и их схематическим изображением в виде символов.. Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.Дошкольный возраст. Таблицы возрастного развития.: Психическое развитие младенца (0-1 год).Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения. Ведущая деятельность и периодизация по Эльконину.

В дошкольном периоде разворачивается конфликт между инициативой и виной. Именно в этих возрастных периодах развития ребенка закладывается фундамент его будущей успешности, как полноценной личности. Дошкольный возраст. Презентация может использоваться как информационный и методический материал для родителей. Каждой возрастной группе должны соответствовать оптимальные условия, обеспечивающие нормальное развитие организма ребенка и формирование его личности.Таблица 1.1. Эльконин классифицировал следующим образом. новорождённый — до 10 дней.Основная цель конкретного возрастного периода — центральная задача, которую ребёнок должен решить. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). В различные периоды детского возраста развитие ребенка имеет количественные и качественные анатомо-физиологическиеПосле трех лет ребенок вступает в дошкольный период, начинает осознавать себя личностью.

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления.Мы недавно с сыном очень легко выучили таблицу умножения при помощи Именно в этот период происходит формирование здоровья ребенка, его базовыхПериоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста. Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологомВ сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. Познание мира человеческих отношений. Закономерности и периодизация детского развития по Выготскому. В этот период у ребенка активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение и др.Таблица Физическое развитие ребенка до года . В эти годы ребенок активно познает мир. Выделил 2 периода в развитии детской речи. Ребенок в пяти-шестилетнем лет. Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций4. Дошкольный период ребёнка. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.Период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) отличается более медленным темпом роста ребенка. Выготскому. Ребенок.Дошкольный возраст сензитивный период усвоения языка. Раннее детство и дошкольный возраст требуют наибольшего внимания. 20.04.201523.27 Кб1443Таблица возрастных периодов.docx. Он от-личается, С ОДНОЙ стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (пр 38 первый год жизни рост ребёнка Внутриутробный период развития ребенка. Возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста. 6). С. Центильний метод. Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желаниемЗадача ребенка в этом периоде развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Творчество. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. В этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем.Детская возрастная психология — таблица периодизацииresursconsult.ru//1-STATYa-Detya-Tablicy.doc-1 год «Мы» — эмоциональное единство ребенка и матери. 0. Таблицы развития детей.а. Начинается посещение детского сада.Для этого необходимо иметь таблицы возрастных распределений этих признаков в форме Первый изучение и охрана развития здорового ребенка, или «педиатрия развития».Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Возраст. Социальная ситуация развития. Таблица 1-1. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка.Дошкольный возраст это начало всестороннего развития и формирования личности. (3 7 лет). Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка.Таблица 1 Динамика физических показателей в преддошкольном и дошкольном периодах. Рост детей в дошкольном возрасте увеличивается неравномерно — вначале до 4—6 см в год, а затем в период от 4 до 51/2 лет уТочная оценка физического развития ребенка возможна только на основании сравнения показателей его роста и массы тела по центильным таблицам. 48. В этот момент возрастает роль взрослого. Возраст.

Физическое развитие современного дошкольника. Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередованиеДошкольный период (от 3 до 7 лет). Учитывая возрастные этапы развития дошкольника можно правильно4 Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Развитие функций речи. Начинается посещение детского сада.Для этого необходимо иметь таблицы возрастных распределений этих признаков в форме центильной 4. Периодизация развития, принятая в нашей стране: перинатальный — до рождения. — охарактеризовать возрастные периоды развития ребенка. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. новообразования.Ест, спит. Ведущая дея-ть. Принцип центильних таблиц в том, что центили делят значение показателей физического развития на 100 равнозначных интервалов, чаще всего используют 3-, 10-, 25-, 50 В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Приложение 1. Об этом Вы сможете узнать, проанализировав таблицу показателей развития ребенка.Это база, основа, фундамент того, что умеет малыш в каждый возрастной период.Печора К.Л. 48. Ребенок.Дошкольный возраст сензитивный период усвоения языка. Развитие детей в дошкольном возрасте. Формирование нравственности 10-13 лет: конвенциональный уровень (поступки«Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Данные о росте и весе детей покажет простая таблица развития, размещенная ниже. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими иНа умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. стадия дошкольного возраста (3-6 лет), ее основное содержание воспитание в семье или дошкольном учрежденииЛ. возраст. Развитие функций речи. Это определяет особенности поведения. Выготский считал, что развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный сТаблица 1.1.Периоды и стадии детского развития Д. Периоды пренатального развития.Дошкольный период (от 3 до 7 лет) характеризуется расширением контактов ребёнка с окружающим миром.

www.rentdir.ru

  • Главная
  • Детский сад
  • Психическое развитие ребенка в дошкольный период
  • Дошкольный период (3-7 лет) — характеристика

    Дошкольный период – это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир.

    Особенности роста и развития в дошкольном периоде

    Замедление нарастания годичных приростов. Прибавка массы тела составляет 2 кг в год, длины тела на 5 см в год. Удвоение длины тела к 4 годам по сравнению с длиной тела при рождении.

    Первый полуростовой скачок: у мальчиков с 4 до 5? лет, у девочек – после 6 лет.

    Происходит в дошкольном периоде изменение пропорций тела: увеличение туловища в 2 раза, длины рук – в 2? раза, ног – в 3 раза.

    К 7 годам длина ноги может достигать 53-55% от роста.

    В дошкольном периоде отмечается нарастание массы мышц. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости – «завоевание карандаша».

    Происходит этапная дифференцировка костной ткани. К 6-7 годам – дифференцировка строения внутренних органов.

    К концу этого периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.

    Особенности ЦНС в дошкольном периоде:

    Формирование основного ритма электрической активности мозга к 6 годам.

    Выражены механизмы опознания целостного образа – образная форма мышления является главной в этом возрасте.

    ЭЭГ. К 7-8 годам устойчивый выраженный ?-ритм (критерий зрелого мозга) .

    Нервно-психическое развитие в дошкольном периоде

    Характерно в дошкольном периоде преобладание эмоций, к концу периода их сдержанность. Совершенствование памяти. Интенсивное развитие интеллекта.

    Происходит утончение и углубление чувств (красота природы, радость творчества) . Склонность к фантазии: «из ничего делать все». Видеть в предметах не то, что в них есть, а то, что желательно ему, и если окружающие не верят, происходит «уход в себя».

    Характерно развитие самостоятельности и независимости. Формируется самолюбие. Одна из причин возникновения упрямства в дошкольном периоде – это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы.

    Органы чувств в дошкольном периоде:

    После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением.

    Около 4 лет ребенок готов к начальному чтению.

    Ведущая линия развития в дошкольном периоде:

    Игровая, ролевая игра, игра в воображаемую действительность.

    Исследовательская деятельность – овладение новым объектом.

    Ребенок очень нуждается в похвале и одобрении.

    Особенности эндокринной системы:

    Активная функция гипофиза и щитовидной железы.

    Начинается процесс инволюции вилочковой железы.

    Особенности иммунитета в дошкольном периоде:

    • JgG – уровень взрослого.
    • IgM – к 4-5 годам достигает уровня взрослого.
    • IgA – в плазме к 5-6 годам составляет 60% от уровня взрослого.
    • IgA секреторный – устанавливаются оптимальные концентрации в секретах слизистых оболочек, что свидетельствует о завершении системы местного иммунитета.
    • IgE – нарастают аллергические реакции.
    • В 4-6 лет – критический период иммунитета. IgA плазмы еще не достигает окончательных значений. IgE значительно повышается, так как происходит нарастание атопических реакций.

      Могут проявиться поздние иммунодефициты.

      Анатомо-физиологические особенности органов и систем в дошкольном периоде

      В легких интенсивно развивается эластическая ткань, мышечные бронхи с перибронхиальной и включенной в нее лимфоидной тканью. В 5-7 лет у ребенка происходит окончательное созревание ацинуса.

      Сердечно-сосудистая система: к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 доза, к 6 годам – в 11 раз. От 3 до 7-8 лет у ребенка происходит окончательная дифференцировка тканей сердечно-сосудистой системы, утолщение мышечных волокон, обогащение соединительной и эластической тканью.

      К 7 годам ударный объем крови возрастает в 10 раз. Увеличиваются размеры кровеносных сосудов большого круга кровообращения.

      Мочевыделительная система: к 5 годам масса почки составляет 55-56 г. Строение клубочка нефрона становится таким же, как у взрослого, кубический эпителий полностью замещается плоским. Фильтрационная функция почек и реабсорбция в канальцах как у взрослого.

      Суточный диурез в 5 лет 600-800 мл, в 7 лет – 900-1000 мл. Относительная плотность мочи 1,010-1,020.

      Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте | Реферат — бесплатно

      -речь является основой перестройки психических процессов (мышления) .

      2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте

      Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

      До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность.

      Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений (см. «Последовательность развития движений») .

      Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

      Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

      Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

      Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

      В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

      — Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре.

      Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д.

      Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

      — роль (главная, второстепенная) ;

      — игрушки, игровой материал;

      — игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком)

      Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

      Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

      Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!») .

      В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

      Роль игры в развитии психики ребенка.

      1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

      2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

      3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо) .

      4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности) .

      5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) .

      3. Основные новообразования дошкольного возраста

      «Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев (1983) , – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

      В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7лет) можно выделить:

      — позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза) , функция отношения (2 фаза) ;

      — позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза) , функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева, 1991) .

      Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

      Внутренняя позиция ребенка проявляется через:

      — эмоционально окрашенные образы;

      -ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;

      — волю, выражаемую в упорстве;

      — другие частные психические достижения.

      Д. Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

      1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке.

      Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей.

      Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л. Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.

      Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д. Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.

      2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

      3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.

      Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю. Н. Карандашев, 1987) .

      4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением.

      Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д. Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

      5. Возникновение личного сознания. Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т.е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л.

      В. Финькевич, 1987) . Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

      У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки) . Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.) . В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

      4. Психологическая готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника

      Рассматривая вопрос о психолого-педагогическом статусе дошкольника, следует отметить, что основой его составления являются критерии готовности ребенка в школе, т.к. от степени подготовленности ребенка к обучению, зависят его дальнейшее развитие и успешность в освоении школьной программы. По мнению И. Ю. Кулагиной, «готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».

      Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты:

      а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

      б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

      Е. И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

      -аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец) ;

      — рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии) ;

      -интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

      -овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

      -развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

      в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное, по Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации

      г) мотивационная готовность включает в себя следующие критерии :- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач и др.) ;

      — понимание необходимости учения как обязательной ответственной деятельности; — минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности; — эмоционально-благополучное отношение к школе.

      Психологическая готовность к школьному обучению — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.

      Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

      Таким образом, дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший, старший и средний дошкольный возраст. Выделим основные психологические аспекты развития ребенка в этом возрасте:

      Познавательное воображение сильно изменяется на данном этапе. Дети передают переработанные впечатления, начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование.

      Творчество ребенка носит проективный характер.

      Особенностью дошкольного периода является наличие богатой эмоцио­нальной палитры. С одной стороны эта особенность обеспечивает более адек­ватное эмоциональное поведение ребенка. Ho с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.

      В этом возрасте происходит формирование нравственно-эстетических категорий, развивается чувство стыда, вины, сопереживания.

      Основная отличительная черта внимания в дошкольном возрасте — это непроизвольность. Ребенок легко отвлекается от деятельности, быстро появля­ются другие интересы.

      Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформиро­ваны уже к началу дошкольного возраста, а функции слухового восприятия ока­зываются в целом сформированными только к концу старшего дошкольного возраста (5-7 лет) .

      Непроизвольный характер познавательных процессов обусловливает синкретизм психической деятельности, когда у ребенка все без различия сбито в кучу, и он не может установить между разными предметами связи и найти общие признаки.

      Характерная форма мышления в возрасте 4-6 лет — наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практи­ческих действий с предметами (что характерно для наглядно-действенного мышления) , но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих пред­метах.

      Ребенок дошкольного возраста непосредственен.

      К 7 годам преодолеваются особенности детского мышления. Появляется логизм, устанавливаются причинно-следственные связи. Как итог, ребенок мо­жет рассуждать дедуктивно, становится способным к школьному обучению.

      Развитие речи дает возможность социализованного взаимодействия.

      Ведущая деятельность в этот период – игра.

      Дошкольный возраст — период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

      Готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

      Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, включающим в себя

      1. мотивационную готовность,

      Дошкольный возраст — Википедия

      Социальная ситуация развития

      На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры.

      В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

      Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях..

      Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

    • Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
    • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
    • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
    • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.
    • Психические новообразования

      Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

      Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.

      Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

      С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

      Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

      Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см) , а после 5-ти лет — 0,5 см в год.

      Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

      Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

      В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

      Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребенка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребенка утвердить свою самостоятельность. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

      Особенности развития детей дошкольного возраста

      12099Добавить в избранное В избранном

      Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.

      Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

      В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.

      Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

      Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

      В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.

      Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста

      Психическое развитие детей дошкольного возраста.

      Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.

      Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

      Эмоциональное развитие.

      На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

      Познавательное развитие.

      Познавательное развитие — это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

    • Подана из авторитетного источника нужными людьми;
    • Соответствовать всем познавательным способностям;
    • Открыта и должным образом обработана и проанализирована.

    Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

    Психологические развитие детей дошкольного возраста.

    Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.

    Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

    Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.

    Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.

    Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже: Комментарии

    Другие статьи по теме:

    Особенности психического развития периода дошкольного детства. Особенности психического развития периода дошкольного детства. — раздел Психология, Становление психологии как науки Дошкольный Возр.

    Роль предметно-развивающей среды в ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста В дошкольном образов.

    Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И. С. Храмцова, педагог –психолог МБДОУ Ижморский детский сад № 3 Дошкольное детство — очень ко.

    Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного.

    Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов дея.

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Консультация «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста» Педагог-психолог Е. Н. Криво.

    Консультация «Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста». Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духов.

    Особенности развития детей с задержкой психического развития Особенности развития детей с задержкой психического развития В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой.

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

    Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. [ [К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, вн.

    Развитие ребенка в условиях детского дошкольного учреждения

    Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении — охрана и укрепление здоровья, полноце.

    «Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (Из опыта работы МБДОУ «Детского сада «Северяночка») С первых дней посещен.

    Опыт работы: «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 1 слайд: Тема – «Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» 2 слайд: Музыка — могучий ис.

    raguda.ru

    Развитие ребенка в дошкольном периоде

    АРХИВ «Студенческий научный форум»

    Полная версия научной работы доступна в формате PDF

    Просмотров научной работы: 11198

    Комментариев к научной работе: 0

    Поделиться с друзьями:

    Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. [5]

    РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. [3]

    ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ). Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

    Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

    Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений.

    ПАМЯТЬ. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

    В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

    Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений — более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

    Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

    Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

    Мотивы дошкольника приобретают разную силу в значимость.

    Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и но-

    вые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральньми нормами, и некоторые другие.

    В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость.

    Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

    Самосознание. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

    О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

    Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

    В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, безсомнении и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

    Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. [1].

    Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. [5]

    На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания.[2]

    Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет— 2500-3000 слов.

    Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. [Кулагина]

    Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные — в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например ниц, -щик.

    В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи.

    На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горыгород, трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка.

    Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм — контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушинойотразилоспецифику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще враннемвозрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

    На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности.Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

    Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

    К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.

    Объяснительная речь — самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

    Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

    Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

    Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

    Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.

    Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.

    В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

    К 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.

    Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

    Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

    — речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

    — появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

    — ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

    — ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

    — развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

    — складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

    — возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

    — складывается понимание форм языковой деятельности;

    — речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

    — речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

    — завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

    — возникают предпосылки для освоения грамоты.[4]

    Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

    Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, удивительное, стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком.

    С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.[5]

    1.Кулагина И.Ю.Возрастная психология.-М.,1996.

    2.Мухина В.С.Возрастная психология.-М.,1997.

    3.Немов Р.С.Психология образования.Кн.2-М.,1994.

    www.scienceforum.ru