Развитие ребенка шести месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев игры занятия

Игры с ребенком в 6 месяцев

Игры и занятия с ребенком в 6 месяцев

Малышу исполнилось полгода – позади уже огромный отрезок времени, за время которого ребенок повзрослел и многому научился, а впереди Вас ждет еще больше интересного и удивительного. Помогайте крохе развиваться и узнавать новый мир: играйте с ним, разговаривайте, пойте песенки и просто улыбайтесь – занятия с ребенком 6 месяцев просты и не отнимают много времени, тем не менее, очень важно уделять им время ежедневно.

Вполне вероятно, что Ваш малыш уже сейчас активно передвигается самостоятельно – в шестимесячном возрасте многие детки начинают ползать. Физические упражнения выполнять становится сложнее – зафиксировать в неподвижном положении, освоившего новый навык малыша достаточно непросто. Несмотря на возникающие сложности, продолжать физически развивать кроху все же нужно, поэтому в физические занятия с ребенком 6 месяцев необходимо постоянно привносить элементы игры.

Включайте весёлую ритмичную музыку на время зарядки, делайте упражнения на счет – таким образом, Вы вырабатываете у крохи чувство ритма. Упражнения, как и ранее, направлены на укрепление мышц спины, обучению малыша сидеть самостоятельно, а также передвижению ползком. Для стимуляции последнего навыка хорошо использовать интересную игрушку – расположите ее на небольшом расстоянии от ребенка – таком, чтобы он смог проползти и не потерял интерес и азарт. Через некоторое время постепенно увеличивайте расстояние, удлиняя путь малыша.

Стимулируем раскрытие кистей рук ребенка с помощью массажа и пальчиковых игр, помогаем осваивать захват предметов и продолжаем развивать тактильные ощущения с помощью разно фактурных материалов. Очень хорошо будет иметь в арсенале не только большой мяч для занятий гимнастикой, но и несколько маленьких массажных мячей с игольчатым или пупырчатым покрытием – такие мячики полезно катать по ладошкам и ступням малыша, стимулируя кровообращение. Поверьте, подобные процедуры не только приносят пользу, но еще и большое удовольствие Вашей крохе.

Занятия для развития зрения,моторики и речи

Многократно повторять о пользе ведения диалогов с ребенком нет смысла – это утверждение безоговорочно и безусловно. В возрасте 6 месяцев словарный запас произносимых малышом звуков существенно расширяется. Начиная беседу с крохой, повторяйте воспроизводимые им звуки в ответ и постепенно добавляйте новые слоги.

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 6 месяцев нужно обращать его внимание на простые свойства различных предметов: выбирая игрушки для малыша, позаботьтесь о наличии нескольких однотипных, но разного цвета и размера – это могут быть простые мячики или кубики. Занимаясь с крохой, произносите вслух, какими свойствами обладают его игрушки: какой они формы, размера, цвета.

Покажите малышу, как может измениться произносимый Вами звук, если говорить через бумажную трубу, или поднося ко рту бутылку или банку. Используйте для игры в извлечение звуков разнокалиберные сосуды: бутылки, банки, кастрюли – постучите по ним погремушкой, давая малышу понять, что звучание у каждого предмета различно. Предложите крохе самостоятельно повторить эксперимент.

Во что играть с ребенком 6 месяцев?

Большой интерес и огромное удовольствие вызовет игра с воздушным шариком – дергать за ниточку и наблюдать за плавными движениями шарика нравится всем деткам без исключения. Помните, что подобная игра должна проходить под Вашим контролем. Оставлять малыша с шариком наедине опасно – он может запутаться в веревке или попробовать игрушку на зуб, что также приведет к негативному результату – шар просто лопнет, напугав малыша.

Поиграйте в прятки с любимой игрушкой – накройте ее салфеткой и предложите крохе поискать предмет. Продемонстрируйте малышу, что найти игрушку можно стянув салфетку – теперь пусть ребенок попробует отыскать ее самостоятельно.

Приспособить для игры можно массу предметов домашнего быта: кастрюли, полиэтиленовые крышки, соломинки для напитков, всевозможные ящички и корзиночки – все, что не представляет опасности для ребенка, чем он не может покалечиться или подавится – предлагайте крохе исследовать новые и новые предметы.

Дети очень любят открывать шкафы и выдвижные ящики комодов – уберите с нижних полок все, что представляет опасность, но предоставьте малышу возможность проводить исследования – пусть он вытащит из шифоньера тряпки или одежду, зато процесс доставит ему несказанное удовольствие.

Помните, начавшему ползать малышу, ни в коем случае нельзя искусственно ограничивать свободу передвижения – манежики и кроватка должны быть предметами крайней необходимости. Обязательно позволяйте малышу ползать по полу. Приспособьте определенную зону для проведения игр – здесь можно поставить корзину с любимыми игрушками или постелить мягкое одеяло, но запрещать выходить за пределы игровой зоны не стоит – гораздо правильнее будет обезопасить дом или некоторую его часть, доступную для ребенка, и пусть малыш развивается в удовольствие!

В какие игры можно играть с шестимесячным малышом?

В шесть месяцев жизнь ребенка кардинально меняется, он познает мир. Уже умеет ползать, встает в кроватке, держась за ограждение, контролирует позу при сидении и перекладывает игрушки из одной руки в другую. В полугодовалом возрасте у малышей закладываются основы языковых навыков, он произносит первые слова. Шесть месяцев – это переход на новый этап развития. В этот период важно заниматься с ребенком. Есть специальные упражнения и развивающие игры, которые помогут предупредить возможные отклонения в развитии.

Шестимесячному малышу подойдут погремушки разнообразных форм с разными рукоятками или «сюжетные» погремушки, сделанные в виде веселых животных и улыбающихся лиц, так он сможет ощутить разнообразие мира. В этом возрасте малышу по-прежнему будут нужны шары и мячики, те игрушки, которые катаются по полу. Приобретите машинки, но выбирая их, обратите внимание на возраст, для которого предназначены игрушки.

Малышу понравятся надувные манежи и лодочки. Для развития мелкой моторики подойдут деревянные брусочки или кольца. Он будет играть и заодно развивать мелкую моторику, и тренировать мышцы на руках. Выбирать нужно деревянные игрушки, а не пластмассовые, чтобы обеспечить необходимую мышечную нагрузку.

В шестимесячном возрасте малыш познает новые свойства предметов, ему будет интересно собирать и разбирать игрушки. Для этих целей понадобится пирамидка с разноцветными кольцами. С этого возраста малыши интересуются конструкторами, выберите игрушку для самых маленьких детей. Такие развивающие игры полезны для мелкой моторики.

Основная задача родителей – помочь ребенку научиться ползать. Нужно делать так, чтобы малыш добирался на четвереньках до интересующих его предметов. Игры помогут ребенку справиться с этой непростой задачей.

Родители раскладывают игрушки по полу в виде цепочки на расстоянии около 50 см. Затем обращают внимание малыша на первую игрушку. Как только он к ней подползет и исследует, показывают вторую игрушку. Он передвигается от игрушки к игрушке, учится поворачиваться и ориентироваться в пространстве, такие занятия очень полезны.

Есть еще одна игра для шестимесячного ребенка. Спрячьте погремушку под платком, а потом поднимите ткань с той стороны, с которой игрушка не будет видна, и погремите ею. Когда малыш подползет к погремушке, дайте ему возможность поднять платок, достать игрушку и как следует рассмотреть. Нужно каждый раз менять игрушки в зависимости от звука, например, берите колокольчик, погремушку, резиновую пищалку.

Особенно понравятся ребенку развивающие игры с машинкой, нагруженной цветными кубиками, брусками, кольцами. Покатайте ее вместе с малышом по полу, а затем выгрузите содержимое машинки. Научите его простейшим движениям, перекладывайте кубик из руки в руку либо стучите одним предметом о другой. Малыш будет повторять ваши действия и научится совершать целенаправленные движения.

Рекомендуем статьи по теме:

В шесть месяцев малыш уже сидит, но опираясь руками о пол. Только в восемь месяцев он сможет самостоятельно сидеть без поддержки взрослых. Врачи не советуют усаживать малыша в подушки раньше времени, так как можно повредить позвоночник. Дети, которые раньше научились сидеть, чем ползать, меньше двигаются и играют. Ползать ребенку необходимо, так он готовится к ходьбе.

Малыш, достигший шести месяцев, понимает слова, обозначающие предметы. Он вслушивается в речь и быстрее запоминает названия тех предметов, которые взывают у него больший интерес. Для развития речи с ребенком играют в игру со «спрятавшимися» игрушками. Побуждают ребенка отыскивать взглядом игрушку, которую называет мама, например, «Где киска? А где собачка?».

Важно, чтобы спрятанные игрушки всегда находились в одном и том же месте. Как только ребенок научится распознавать слова и быстро отыскивать нужную игрушку, можно познакомить его с новыми словами. Уже с шести месяцев детей учат показывать простые движения в играх, например, махать ручкой на прощанье или играть в «ладушки». Такие занятия нужно проводить постоянно.

Малышу можно читать стихи, не обязательно детские. В поэзии речь ритмичнее, чем в прозе, малыш будет слушать и подражать интонации голоса. Читать надо негромко, с интонацией, делая паузы в конце каждой строчки. Подойдут стихи, которые дети учат в школе, например, из поэзии XIX века.

Нужно петь ребенку разные песни, спокойные и бодрые, веселые и грустные. Хорошо, если в доме есть музыкальные инструменты, играйте на них в разных частях комнаты, чтобы малыш поворачивался к источнику звука. Полезно включать ребенку классическую музыку. Слушайте ее вместе с малышом, пока у него сохраняется интерес. Первые музыкальные впечатления важны, они остаются с человеком на протяжении жизни.

Ребенок в полгода уже умеет кушать с ложечки, поэтому приучайте пить с кружки. Уже с этого возраста малыша садят на горшок, чем раньше, тем легче приучить. Хоть в рекламе и говорят, что памперсы «дышащие», на самом деле это не так, они хоть и впитывают влагу, но и вытягивают ее из кожи, поэтому необходимо увлажнение. Ношение памперсов может привести к перегреву половых органов.

Еще наши бабушки приучали детей к горшку с трех месяцев, они держали их над горшком. В полгода ребенок уже мог сидеть на горшке. Для предотвращения конфузов можно садить ребенка на горшок перед сном и после сна, через 20 минут после кормления, а также перед прогулкой и после нее. Самостоятельно справлять нужду он научится примерно к трем годам.

Как развивать ребенка в 6 месяцев?

Полгода – это первый важный рубеж в жизни вашего малыша, после пересечения которого его двигательная активность резко возрастает. Ваше чадо уже пытается ползать, легко переворачивается с живота на спинку и обратно, ловко действует обеими руками, а его психическое развитие идет просто семимильными шагами. Вот почему большинство родителей интересует, как правильно развивать ребенка в 6 месяцев, чтобы он не отставал от других сверстников.

Развивающие игры для малышей этого возраста

Именно в этот период ваше чадо все больше стремится познавать окружающий мир, так что важно обеспечить ему все условия для этого. Хотя сейчас развивающие игрушки для детей от 6 месяцев с избытком представлены в соответствующих магазинах, рассмотрим, какие из них окажутся наиболее полезными для юного исследователя. Кроме этого, мама и папа могут использовать и подручные средства для обучения малыша, которое обязательно должно проходить в игровой форме.

Рассмотрим наиболее интересные и доступные абсолютно всем родителям способы развития малыша:

  1. Разнообразьте тактильные ощущения. Из всех развивающих занятий для детей 6 месяцев это является одним из самых простых и легких. Просто поводите ручкой малыша по самым различным поверхностям: твердым и мягким, теплым и холодным, гладким и шероховатым – и он получит огромное удовольствие. Использовать допустимо не только игрушки, но и разнообразнейшие бытовые предметы типа ложек, кусочка шелковой или махровой ткани и т.п. Не забывайте вслух называть ощущения, которые испытывает в это время ребенок: это также будет способствовать развитию речи. Также приготовьте несколько мешочков с различными крупами – и маленьких, и больших. При их ощупывании кроха впервые познакомится не только с предметами различной фактуры, но и получит первое представление об их размерах.
  2. Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт. Если вы не знаете, как точно развивать ребенка в 6-7 месяцев, специалисты советуют начинать с самого простого. Размещайте игрушки не только вблизи малыша, но и на расстоянии, и рассказывайте ему о предметах, до которых он не может дотянуться. Позаботьтесь о том, чтобы они были самых разных цветов, желательно, чтобы среди них были и пестрые, и однотонные, а также выдержанные в темных и светлых оттенках. Поместите рядом с малышом несколько игрушек одного цвета и одну, резко отличающуюся от них по цветовой гамме, а затем понаблюдайте за реакцией сына или дочки.
  3. Постоянно разговаривайте с крохой. Все авторы пособий, в которых говорится о том, как можно развивать ребенка в 6 месяцев, сходятся на том, что с ним нужно беседовать как можно чаще: при кормлении, переодевании, во время прогулки. Старайтесь повторять звуки и звуковые сочетания, которые издает малыш, типа «угу», «ыгы» и др. Таким образом, вы сможете завязать с ним импровизированную беседу. Употребляйте короткие фразы и слова в разговоре и не раз возвращайтесь к ним. Гласные звуки и цепочки слогов можно даже пропевать: например, «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «ге-ге-ге» и т.д. Обязательно варьируйте интонации и проговаривайте звуки, например, округляя губы и надувая щеки.

Какие развивающие игрушки подойдут?

  • большие и маленькие мячики;
  • мягкие книжки с красочными рисунками;
  • мобили ;
  • игрушки с блестящими глянцевыми поверхностями;
  • мячи с колокольчиками внутри;
  • музыкальные игрушки (ксилофоны, колокольчики, дудочки, погремушки, барабаны);
  • трубы с крупой и блестящими наполнителями внутри, которые легко пересыпаются при встряхивании.
  • Некоторые родители предпочитают не спешить с крещением малыша, откладывая проведение таинства на время, когда малыш подрастет и окрепнет. Другие же, напротив, хотят окрестить кроху по всем правилам обряда, поэтому их интересует вопрос, когда нужно крестить ребенка после рождения.

    Малыши растут и с каждым днем приобретают все больше новых навыков, стараются подражать маме и папе. Теперь смело можно попробовать заменить соску в бутылочке на трубочку. Как это сделать, как научить кроху пить из трубочки — этом вопросу и посвящена наша статья.

    Согласно поверью, крыжма для крещения имеет очень сильное действие на ее обладателя, исцеляя во время болезней, поэтому все мамы бережно хранят ее. Подробнее о том, для чего она нужна, какие они бывают и как ее выбрать, читайте далее в нашей статье.

    Многим родителям не терпится дождаться, когда их кроха начнет самостоятельно переворачиваться, потом сидеть, ходить. Порой родители делают непоправимые ошибки в погоне за достижениями своего чада. Давайте разберемся в вопросе, когда можно сажать девочек, и можно ли вообще это делать.

    rozhdenierebenochka.ru

    Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

    Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

    Физическое развитие ребенка полутора лет

    Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

    Окружность головы, см

    Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

    Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

    Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

    В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

    В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

    Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

    Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

    В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но определение в детские ясли или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

    Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

    Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

    Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

    Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

    Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.
  • Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.
  • Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

    • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
    • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
    • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
    • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
    • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.
    • Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

    • Он пьет из чашки, почти не проливая;
    • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
    • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
    • Начинает проситься на горшок.
    • Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

      1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

      Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

      В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

      Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

      В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!

      lovingmama.ru

      Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев

      Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев

      Физиология шестого месяца

      Приближаясь к значимой отметке в 6 месяцев, ребенок все крепче, сильнее, развитее. Родители, воодушевленные его успехами, часто подталкивают на большие подвиги. Не стоит форсировать события, пытаясь раньше времени усадить, а то и поставить на ноги ребенка. Если к полугоду кроха еще не сидит, значит, что не готов еще мышечный корсет к таким нагрузкам. Придется отбросить все желания помочь, соорудив из подушек подобие кресла. Подобные действия удовлетворяют амбиции мамы и папы, приводя к искривлению несформировавшегося позвоночника. Садится малыш сам, держась за подлокотники стульчика для кормления – хорошо. Если нет – то время все исправит, пройдет неделя-другая и озорник порадует всех своими достижениями.

      У большинства детей режутся первые зубы. Набухшие десны беспокоят, они зудят и болят. Раздражительность в такие периоды нормальна, это подтвердит и педиатр, который даст советы по применению некоторых обезболивающих препаратов. Просто сложные дни и ночи надо переждать.

      Психология шестого месяца

      Все заметнее скачки в развитии малыша. Он откликается на свое имя, всем видом давая понять, что знает его. Отличить незнакомых гостей от родных лиц тоже не составит труда. Настороженность в общении с чужими выражается все сильнее, это обусловлено нормальными защитными инстинктами, не стоит переживать.

      Ребенку нравится подражать. Он пытается копировать звуки, повторяет некоторые слоги. На этом этапе надо все больше разговаривать с ним, петь, читать сказки или стихи, стимулируя активный навык восприятия речи.

      Крохой превосходно улавливается окружающая атмосфера. Спокойный и размеренный ритм жизни – то, что требуется младенцу. Шумные сборища – радость родителям, но для психики маленького члена семьи – это большая нагрузка, стресс и напряжение. Так что громких торжеств дома лучше не устраивать.

        • Многие дети к середине-концу месяца начинают ползать. Часто в направлении назад, механизм обратного передвижения им понять проще;

        • Управляться с обеими руками одновременно;

        • Самые сильные малыши умеют садиться. Правильно будет принимать это положение из позы «на четвереньках», но большинство детишек сначала учатся подтягиваться на руках из полусидячего положения;

        • Счастливые родители получают бесценные ночи отдыха – ребенок умеет спать, не просыпаясь, чтобы покушать. Дневная активность, большие энергетические затраты на освоение мира – залог спокойного сна. Не все дети радуют таким навыком мам и пап. Умение спать формируется до трехлетнего возраста, так что у крохи еще есть много времени, чтобы освоить его.

        Как проводить время с малышом

        Следует вовлекать ребенка в подвижные игры. Теперь ему подвластен широкий спектр действий – и игрушки он может бросать и стучать ими о стол. Всяческое стимулирование моторики пойдет на пользу. Под присмотром можно давать ему мелкие сыпучие материалы, фасоль или рис, их так удобно перебирать, массируя пальчики.

        Подойдут и исследовательские игры. Разнообразные предметы, которые звенят, трещат и пищат, вызывают сильный интерес. Каждую вещь надо называть своим именем, чтобы малыш их запоминал.

        Все больше внимания требуется подрастающему маленькому человеку. Родителям надо всегда быть рядом, ведь именно с их помощью и происходит познание мира.

        ya-mamochka.com

        Развитие ребенка в 6 месяцев

        Физическое и психическое развитие

        По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша — полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

        На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

        Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток — это ползание «на животе».

        Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад — «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом — «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону — и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

        К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» — это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с рахитом, или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

        Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

        Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

        Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

        В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

        Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

        В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

        Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы — это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

        С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать — во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения — тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

        Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного — каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

        Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

        Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

        В этот период рекомендуются такие игрушки как кольца разных цветов и размеров, погремушки с ручками, погремушки-подвески, резиновые игрушки, «грызунчики» сс охлаждающим гелем.

        В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

        После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

        Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других — в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

        Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими — 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

        Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

      • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
      • увеличение выделения слюны;
      • отказ от еды;
      • жидкий стул;
      • сосание нижней губки.
      • На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

      • специальные резиновые игрушки — «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
      • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.
      • ребенок набирает в весе 600 — 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
      • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.
      • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
      • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
      • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
      • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
      • кроха может держать в руках чашку;
      • свободно оборачивает головку во все стороны;
      • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
      • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.
    • ребенок не только смотрит на два разных предмета — он может их сравнивать;
    • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
    • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
    • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.
    • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
    • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
    • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
    • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
    • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
    • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.
    • Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

      Ребенок к шести месяцам больше бодрствует — около двух часов после дневных кормлений, и час — после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

      Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним — это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

      Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

      Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

      Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой — по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

      Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

      Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

      Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

      С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. — пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями — 8 часов.

      В этом возрасте нужно продолжать кормление грудью или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило — не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра — банановое пюре, послезавтра — сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

      На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом — овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о введении прикорма при грудном вскармливании). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

      Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

      Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

      ladushki.info

      Мир в новом ракурсе. Психомоторное развитие ребенка четырех-шести месяцев

      Сегодня мы продолжаем разговор о психомоторном развитии ребенка, начатый в предыдущих номерах журнала1. В 4-6 месяцев у ребенка стремительно продолжает развиваться условно-рефлекторная сфера, формируются сложные поведенческие стереотипы. Естественно, всех родителей в первую очередь интересует вопрос, правильно ли развивается их малыш, не упустили ли они чего-нибудь очень важного. Хочется предупредить сразу: чем старше ребенок, тем более индивидуальны темпы его развития. Можно с уверенностью утверждать, что здоровый новорожденный младенец обладает, скажем, сосательным рефлексом или рефлексом автоматической опоры 2, отсутствие же у него этих рефлексов свидетельствует о неблагополучии. А вот если один малыш научился самостоятельно сидеть в 6 месяцев, а другой — в 7, это вовсе не означает, что первый — «отличник», а второй — «двоечник», просто каждому человеку, даже такому крохотному, присущ собственный жизненный темп. Именно по этой причине мы собираемся говорить не столько о навыках ребенка, сколько об общих тенденциях психомоторного развития 4-6-месячных детей.

      Детский неврологЦентр психолого-медико-социальногосопровождения детей и подростков г. Москвы

      Не разучившись — не научишься!

      Наверняка многие из вас обращали внимание: при легком прикосновении соска (или соски, или просто пальца) к уголку рта вашего новорожденного малыша он поворачивал голову, приоткрывал губки, пытался достать сосок ртом. Врачи называют такое поведение поисковым рефлексом. Однако если вашему ребенку больше 3-4 месяцев, этот автоматизм у него уже исчез. Не спешите расстраиваться: возможно, это кому-то покажется странным, но правильное развитие предполагает угасание многих рефлексов. Прежде всего это имеет отношение к оральным (т.е. связанным с ротовым отверстием, а значит — с процессом еды) и спинальным (спинномозговым) рефлексам.

      Оральные рефлексы исчезают в следующем порядке (возраст ребенка указан ориентировочно):

    • 3 мес. — поисковый рефлекс;
    • 4,5 мес. — хоботковый рефлекс (если новорожденному легонько постучать пальцем по верхней губе, губы складываются «хоботком»), сосательный рефлекс и так называемый ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь новорожденный открывает рот).
    • Приблизительный «график» исчезновения спинальных рефлексов:

    • 2-3 мес. — рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины вдоль позвоночника — слева или справа от него — младенец описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя; нога на стороне раздражителя разгибается во всех суставах);
    • 3 мес. — рефлекс Переса (проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша — обычно в ответ на это ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и плачет) и рефлекс Моро (реакция испуга);
    • 4,5 мес. — рефлекс ползания;
    • 5,5 мес. — хватательный рефлекс.
    • На смену оральным и спинальным рефлексам у ребенка формируются выпрямительные реакции. Дело в том, что в четыре — шесть месяцев младенец начинает овладевать великим навыком, отличающим человека от не-человека, — навыком прямохождения (реакции, «ответственные» за это, называются антигравитационными). Да-да, не удивляйтесь — активную подготовку к своим первым шагам ваш малыш начинает именно сейчас. Схематизируя, можно сказать, что приблизительно в четыре месяца начинается активная переориентация центральной нервной системы (как, впрочем, и всех прочих систем) ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Так, например, приблизительно до 6 месяцев у младенца работает так называемая шейная выпрямляющая реакция. Выражается она в том, что при повороте головы все туловище целиком поворачивается вслед за ней. А в возрасте 6-8 мес. ей на смену приходит более сложный автоматизм — выпрямляющий рефлекс туловища. Теперь, повернув голову в сторону, малыш поворачивает в ту же сторону уже не все туловище сразу, а постепенно — сначала плечевой пояс, затем таз. Благодаря такой ротации тела становятся возможными перевороты с живота на спину, со спины на бок и на живот, а в перспективе — положение на четвереньках (см. фото 1) и, наконец, вертикальная поза.

      И еще два важных рефлекса — защитная реакция рук и рефлекс Ландау, не относясь к выпрямляющим рефлексам, в значительной мере способствуют двигательному развитию. Защитная разгибательная реакция рук возникает приблизительно в четыре месяца и выражается в ответном движении рук при внезапном перемещении туловища вперед. Благодаря появлению и развитию этой реакции, примерно к шести месяцам ребенок в положении сидя может поддерживать массу тела руками. При этом кисти вначале сжаты в кулак, но позднее малыш уже может опираться на ладонь (см. фото 3).

      Рефлекс Ландау появляется в пять-шесть месяцев. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, затем выпрямляет и даже выгибает спину, разгибает руки и ноги.

      Помните, каким был ваш малыш в первые дни и даже недели после рождения? Движения хаотичны и спонтанны, то, что мы в обиходе привыкли называть координацией движений, полностью отсутствует. Дело в том, что у новорожденного еще не скоординированы связи между корой больших полушарий, стволом головного мозга и стволом спинного мозга. В четыре-шесть месяцев процесс этой координации входит в интенсивную стадию — ребенок, как уже говорилось, стремится к переходу в вертикальное положение, а значит — начинает меняться пространство вокруг него. Значительное расширение поля зрения влечет за собой необходимость формирования сложных безусловно-рефлекторных глазодвигательных реакций, ответственных за реакцию глаз на приходящие стимулы — зрительные, слуховые. В четыре месяца человек уже, как правило, может не просто бесцельно размахивать погремушкой, но и целенаправленно засунуть ее себе в рот. Нервные центры, обеспечивающие такие реакции, расположены в стволовом отделе головного мозга, их формирование началось уже давно (вспомните поисковый рефлекс). Однако именно в начальный период перехода ребенка из горизонтального пространственного представления в вертикальное эти реакции приобретают развернутый характер, сопровождаются поворотом головы в сторону раздражителя, причем не только тактильного, но и зрительного и/или слухового. Такие движения требуют развитых связей между глазодвигательными центрами и расположенными в шейном отделе спинного мозга центрами, отвечающими за движения шейных мышц.

      Интенсивно развивается кора головного мозга. В наибольшей степени этот процесс затрагивает лобную долю. В свою очередь, это ведет к расширению эмоциональных реакций, появлению новых поведенческих оттенков. Настало время, когда можно говорить не только об условных и безусловных рефлексах, но и о формировании высших психических функций — например, памяти. Закрепляются механизмы кратковременной и долговременной памяти, ребенок запоминает не только лица родителей, но и лица знакомых, окружающих. Начинают формироваться первые элементарные эмоциональные «навыки», в полной мере отражающиеся на личике маленького человечка: радость, смех, удивление, недовольство (взгляните на очаровательную улыбку Танюши Ефремовой на фото 3, 4). Ребенок постепенно «отделяется» от мамы, становясь все более самостоятельным существом.

      Ни дня без. разговоров!

      Учитывая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций по уходу за ребенком 4-6 мес.:

      1. Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в движениях, он должен чувствовать себя комфортно, иметь свободу перемещения.

      2. Шесть месяцев — время для очередного визита к врачу-неврологу, который непременно обратит внимание на состояние рефлекторной сферы ребенка.

      3. Все больше становится активная фаза бодрствования ребенка, а значит, он начинает требовать к себе все больше внимания, ему все больше и больше становится необходим речевой контакт с родителями. Не лишайте его этого удовольствия: как бы вам ни было некогда, уделите ему 5-10 минут, поговорите с ним, пусть даже пока смысл ваших слов ему непонятен. Переход от неразборчивых звуков к отдельным словам во многом зависит от того, как интенсивно будут происходить эти «занятия».

      4. Очень полезно повесить рядом с кроваткой ребенка игрушки ярких цветов, привлекающие внимание. Он обязательно заинтересуется новым объектом в поле зрения, заинтересуется — и захочет дотянуться до него. Вообще, полезно постоянно привносить в окружающую ребенка среду необычные для него предметы, звуки (см. фото 2). Это будет способствовать его двигательному и речевому развитию.

      5. Ни в коем случае нельзя забывать о режиме дня. Идет активная перестройка всего организма маленького человечка, в том числе и его головного мозга (системы кровеносных сосудов) — в этот сложный период младенец как никогда нуждается в полноценном питании и сне.

      6. Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы. Поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Нужно забыть о ссорах, мелких бытовых неурядицах. Психологический климат в семье должен быть со знаком «плюс», иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

      7. Весь этот период следует быть внимательным не только к нервно-психическому развитию ребенка, но и к его соматическому статусу. В организме ничто не существует раздельно, а потому ответом на любую патологию со стороны внутренних органов будет дисфункция со стороны нервной системы. При выявлении малейшего отклонения следует начать его немедленную коррекцию (при необходимости и медикаментозную).

      Пожалуй, это все рекомендации, которые можно дать применительно к данному периоду. Здоровья вам и вашему ребенку!

      www.9months.ru