Развитие познавательной активности старших дошкольников курсовая

Курсовая работа»ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность исследования . В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

Сегодня развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность.

Современное общество, быстрые темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников ДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий [1].

Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание педагогов и психологов различных направлений на протяжении многих столетий. «Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, И.П. Лернер, Н.Н. Поддяков, Н.Н. Савенков) показывают, что умственное развитие старших дошкольников значительно выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающими требует формирования все более усложняющихся знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут осознавать не только внешнюю сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности»[1,с.15].

Однако все эти исследования не отражают целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективных средств развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению путем развития исследовательской деятельности.

Данная проблема позволила сформулировать тему работы: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

infourok.ru

Курсовая работа: Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста:

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

"Центр развития ребенка детский сад №22 "Родничок" (ГП Пойковский ХМАО) осуществляет реализацию компетентностного подхода в условиях детского сада. В 2009-2010 учебном году мы работаем над развитием познавательной компетенции у детей. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средство развития познавательной активности.

Цель исследования: анализ формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы

· Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;

· Дать характеристику экспериментирования как средства познания окружающего мира;

· Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой;

· Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 22 источников.

1. Теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина [21; 22], Н.Г.Морозова [10].

Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

— и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

— и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

— и как мощный побудитель активности личности;

— и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [21] Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов. [10]

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это "сплав" многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. [10]

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.[10]

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она "диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности". [10]

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность. [22]

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка. [7, с.25]

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда — в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

1.2 Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. [15; 16]

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

— Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

— Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

— Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

— Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

— Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

— В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. [15; 16]

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования — манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период — любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

— По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

— По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

— По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

— По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

— По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

— По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

— По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

— По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

— По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

— По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

— По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. [7, с.38]

Выводы по главе 1

Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:

— экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

— экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста;

— экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;

— детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.

2.1 Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Целью нашего исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.

В исследовании приняли участие 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек) в возрасте 5-6 лет и воспитатель старшей группы. Исследование проводилось с 10 января по 26 февраля 2010 г.

Нами были определены показатели и подобраны диагностические методики. (Таблица №1)

Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Мы выделили структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как "ряд навыков деятельности".

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.

domashke.net

Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников (стр. 1 из 9)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

студентки 3 курса заочного обучения

специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»

ШНЕПЕЛЕВОЙ Натальи Петровны

Научный руководитель: кандидат

доцент О.Г. Дудникова

Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика деятельности

детей старшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика и своеобразие мотивационно–познавательного

развития в дошкольном возрасте

1.2 Познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по 1 главе

Глава 2 Диагностика познавательной активности старших дошкольников

2.1 Методы диагностики мотивационно–познавательного развития

2.2 Анализ познавательного развития детей старшего дошкольного возраста на примере СОАО «Бахус» д/с «Подснежник» (г. Смоленск)

Выводы по 2 главе

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Мотивационная сфера личности – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от биологических до высших социальных (4, с.121). Система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы человека. Ее становление происходит в течении всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и от окружающей среды. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ (3, с. 118).

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но и рождает определенное отношение. Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти стимулы, должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее мотивом. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве.

А.Н. Леонтьевым была высказана та точка зрения, что мотив – не только внутренний процесс и отнюдь не любой импульс, возникающий у личности, а явление, объективная основа которого лежит во внешнем мире, в его вещественных и идеальных объектах. Эти объекты, приобретая для человека особую значимость, «личностный смысл», побуждают его к действию. «…Человеческие потребности, — говорилось в докладе А.Н. Леонтьева, — прямо не выводимы из потребностей же; переходы от потребностей низших к высшим – опосредованы обогащением их предметного содержания, т.е. развитием мотивов». (7, с.35)

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Следует признать, что психологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и познавательной мотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются не исследованными вопросы о закономерностях формирования познавательной мотивации, о соотношении внутренних и внешних факторов ее развития, о роли взрослого и сверстника в ее становлении.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться. Мотивация достижения успеха позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком.

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у старших дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех детей.

Объект: мотивация познавательной деятельности у старших дошкольников.

Предмет: процесс формирования мотивации познавательной деятельности у старших дошкольников.

Цель: определить условия мотивационно – познавательной деятельности старших дошкольников.

1. изучение литературы по теме исследования;

2. выявление познавательной мотивации у детей дошкольного возраста;

3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

В связи с поставленными целям и задачам можно выделить гипотезу.

Гипотеза: познавательная деятельность старших дошкольников будет сформирована если:

· используемые методы и формы будут соответствовать возрасту;

· используемые методы будут соответствовать поставленным целям;

· используемые материалы интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста;

· познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.

База исследования: СОАО «Бахус» детский сад «Подснежник» (г. Смоленск).

Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1 Психолого–педагогическая характеристика детей

старшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика и своеобразие мотивационно–

познавательного развития в дошкольном возрасте

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет Сели, — предложили изобразить ребенка в его типичном душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире» (9, с.78) Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко научаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей – «теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также период особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них.

mirznanii.com

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Воробьева Наталья Анатольевна, Зебзеева Валентина Алексеевна,

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности»

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности

Воробьева Н.А., Зебзеева В.А.1

Ребёнок — маленький экспериментатор и исследователь, стремящийся познать окружающий мир. Как сказал Л.С. Выгодский: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

При подготовке детей к школе необходимо научить детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Всё это становится возможным в процессе организации экспериментально- исследовательской деятельности детей.

Исследовательская, поисковая деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира.

Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития [6].

В экспериментально-исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом веществ из одного состояния в другое, свойствами воздуха. У детей развивается познавательный интерес, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Экспериментирование учит детей совместно действовать в коллективе, помогать друг другу, общаться, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе экспериментирования дети учатся ставить перед собой задачу, находить средства для ее решения, контролировать процесс. Таким образом, эксперимент выступает как инструмент творческого освоения мира [3].

У каждого ребёнка наступает пора «почемучек», они хотят знать всё в этом мире. Дети часто разбирают по частям кукол, машинки, различные предметы. Главной задачей взрослых является правильно отве-

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

тить на заданный вопрос. Заинтересовать ребёнка, вместе с ним рассмотреть и обследовать предмет и сделать вывод, почему предмет выглядит именно так.

Очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожным сигналом является отсутствие вопросов. Надо обязательно отвечать на вопросы детей, и хвалить их за умение задавать вопросы. Никогда нельзя отталкивать ребёнка словами: «Мне некогда», «Рассмотрим в следующий раз», «Я устала». Так мы убиваем в ребёнке жажду познания, а может быть и будущего учёного, исследователя, геолога.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, использовать собранный материал, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

В экспериментальной деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность. Он с удовольствием представляет себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Исследования О.В. Дыбиной, А.И. Ивановой, В.И. Логиновой, Л.М. Маневцовой показали, что дети с помощью экспериментирования способны усваивать представления об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах.

Авторы считают, что дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития познавательной активности. В этом возрасте развивается любознательность и познавательный интерес.

Методические рекомендации по организации опытно-

исследовательской деятельности содержатся в работах С.Н. Николаевой, А.И. Савенкова, Н.Н. Поддъякова. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов.

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [6].

Познавательная активность ребенка характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Основой познавательной активности выступают противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [1].

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью

трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Нами проводилась диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, а также уровня сформированности у детей исследовательских умений и навыков.

Результаты диагностики показали невысокий уровень развития познавательной активности и сформированности исследовательских умений и навыков у детей, что побудило нас к проведению формирующего эксперимента.

Свою работу мы начали с создания развивающей среды в группе. С помощью родителей мы соорудили детскую лабораторию, в которой разместили различные приборы: весы, песочные часы, увеличительные стекла, магниты, термометры, детские микроскопы. Были собраны сосуды различной формы, технический материал, разные виды бумаги, ткани.

Также в лаборатории были размещены воздушные шары, пластилин, соломинки, цветные стекла, сито для просеивания песка, формочки и другое оборудование и материалы. Здесь же был размещен собранный на участке детского сада природный материал.

Регулярно лаборатория пополнялась новыми материалами для экспериментирования. Всё это делало лабораторию привлекательной для детей. Дети с большим удовольствием занимались опытноисследовательской деятельностью, искали ответы на поставленные вопросы.

Вместе с детьми мы нарисовали рисунки на которых изобразили различные виды экспериментов: снег-сосулька, бумага-вода, замки из мокрого песка — сухой песок и др.

Чтобы детям было интересно экспериментировать, мы придумывали сказочные ситуации, вводили сказочных героев. Детям предлагалось помочь жителям сказочного леса, исследовать тропу, чтобы не попасть к огнедышащему дракону или спасти прекрасную принцессу из высокой башни.

При этом ребенок должен был решить, каким способом легче будет её выручить с помощью деревянной лестницы или с помощью верёвки.

Данные ситуации способствовали тому, что дети с большим желанием включались в экспериментирование, учились выделять главное, сравнивать два объекта (например, пластилин и глину, находить разницу между снегом и водой, снегом и льдом).

Опытно-экспериментальная деятельность тесно связывалась с наблюдениями. Весной мы проводили с детьми длительные наблюдения за прорастанием чеснока, сажали рассаду для клумбы, наблюдали

за распусканием листочков на веточках, которые мы заносим в группу и ставим в воду.

Вместе с детьми из пластилина был сделан макет вулкана. По бокам вулкана дети выкладывали камни, сделали песчаные дорожки. Как на настоящем вулкане, сделали воронку. Предусмотрели углубления, в которые будет сливаться вода (лава).

В начале эксперимента мы рассмотрели чистую воду. Потом мы решили добавить песок и посмотреть, что произойдёт с водой. Вода стала грязной. Чтобы вода стала похожей на лаву, мы добавили в неё красную краску.

Дети экспериментировали с макетом, перекрывали путь воде большим камнем, помогали прокладывать для лавы новый путь. Действия были так наглядны и так интересны для детей, что и дети с большим удовольствием демонстрировали действия с макетом детям средней группы, выступали в роли ученых, раскрывали причины этих процессов.

Дети проводили эксперименты с бумагой, изучали её свойства. Каждому ребёнку предлагали различный материал: картон, салфетка, обычный лист бумаги. Дети рассматривали каждый лист, старались сделать из каждого листа кораблик. Дети убедились, что сделать это можно только из салфетки и бумаги, и нельзя из картона.

Сделанные нами кораблики мы опустили в чашу с водой и увидели, как повела себя бумага. Кораблик из салфетки утонул очень быстро, из бумаги затонул позднее и только листочек картона плавал долго. Так дети знакомились со свойствами бумаги.

Большой интерес у детей вызывали предметы с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестные детям. Такими предметами были: магнит, коллекция минералов, механизмы. Эти предметы способствовали возникновению исследовательской деятельности. Дети задавали вопросы: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?».

В процессе экспериментирования с детьми проводились различные беседы, наблюдения, экскурсии. Был оформлен уголок для выставки, где разместили различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т.п.)

Большая работа проводилась с родителями. Вместе с детьми им предлагалось выполнить домашнее задание: рассмотреть солёную воду, почему в простой воде яйцо тонет, а в солёной воде плавает. Предлагалось провести эксперимент с воском и бумагой, с испарением воды.

Дети с восторгом воспринимали любой эксперимент. Иногда для детей получался совершенно неожиданный результат. Это не останавливало детей, и они вновь экспериментировали, добивались нужных результатов. В результате организации детского экспериментирования,

мы пришли к выводу, что детям интересно экспериментировать и исследовать. У них развивается познавательная активность, расширяется кругозор, формируются представления о живой и неживой природе, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле), о применении их человеком.

Дети научились делать выводы. Они стали самостоятельными, инициативными, активными, и в этом нам помогла организация экспериментально-исследовательской деятельности детей.

1. Веракса Н.С. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.С. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетина. М., 2004.

3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В. А. Зебзеева. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ, 2004. № 4. С. 84-92.

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду, 2003. № 3, 4, 5.

6. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения [Текст]/ А.И. Савенков // Дошкольное воспитание, 2005. № 12. С. 3-11.

7. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей [Текст] / Е. Соловьева //Дошкольное воспитание, 2005. № 1.

— Воробьева Наталья Анатольевна, студентка факультета дошкольного и начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

cyberleninka.ru