Развитие пятилетнего ребенка

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Особенности развития ребенка в 5 лет

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.
  • Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

    Дети очень быстро впитывают новую информацию

    Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

    Особенности мышления детей в пять лет

    У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

    Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

    Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

    Речевое развитие ребенка в пять лет

    Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

    Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

    Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

    К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

    С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

    Малыш уже помогает родителям

    Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

    Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

    Режим и питание ребенка в 5 лет

    Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.
  • Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

    Занятия с ребенком пяти лет

    Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров —перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

    В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

    Математические занятия можно проводить с помощью специальных палочек для счета, пригодятся развивающие пособия с простыми детскими задачками. Не паникуйте, когда ваш ребенок протестует и не хочет учиться. Он не ленивый, ему просто не интересна пока учеба. Попробуйте превратить занятия в игру, только так пятилетку можно заставить осваивать новый материал.

    Творческое развитие детей

    Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.

    sputnikdetstva.ru

    Особенности развития ребенка в 5 лет

    Когда ребенку исполняется 5 лет, родителям рекомендуется проверить уровень его физического и психического развития, а также проконтролировать, как совершенствуется внимание, логика, память и мышление. Это можно сделать с помощью простых тестов. Если у малыша имеются проблемы с их выполнением, родители успеют подтянуть его с помощью регулярных занятий.

    К сожалению, многие упускают эту возможность и начинают заниматься с ребенком всего за несколько месяцев до школы. Малыша перегружают большим количеством информации и требований, он быстро переутомляется, и в результате у него может сформироваться негативное отношение к учебному процессу. По этой причине проводить развивающие занятия с ребенком рекомендуется именно с пятилетнего возраста, когда времени для подготовки к школе еще предостаточно, и ее можно организовать без чрезмерных нагрузок.

    Показатели нормального уровня развития ребенка в 5 лет

    Оценивать уровень развития ребенка в 5 лет можно с помощью специальных тестов. Каждая группа заданий направлена на проверку определенного критерия детского развития и охватывает набор показателей, а также навыков и умений, которыми ребенок должен обладать в пятилетнем возрасте.

    Физическое развитие. В 5 лет ребенок помимо нормальной ходьбы, бега и прыжков должен уметь играть с мячом, кататься на велосипеде, ходить и бегать по лестнице. При нормальном физическом развитии ребенок в 5 лет обладает хорошим чувством равновесия, например, может почти так же ловко, как и взрослый, пройти по узкой доске. Нормы роста для мальчиков составляют 106–116 см, для девочек – 102–111 см. Мальчики в этом возрасте должны весить от 16, 4 до 19,7 кг, а примерный вес девочек должен составлять от 15,4 до 19 кг.

    Психическое развитие. В 5 лет ребенок должен уметь оценивать свои поступки и делать успехи в контроле собственного поведения: проявлять чувства справедливости и сопереживания, а также отличать плохие поступки от хороших. Малыш уже умеет запоминать правила и следовать им. Для нормального психического развития ребенка в 5 лет очень важна атмосфера в семье. Если все члены семьи относятся друг к другу с уважением и спокойно решают конфликтные ситуации, дети этого возраста преимущественно находятся в хорошем настроении, часто демонстрируют оптимизм, уверенность в себе, интерес к окружающему миру и высокую социальную активность.

    Социальное развитие. Пятилетний ребенок должен хорошо контактировать не только со своими ровесниками, но и с взрослыми людьми. Обычно малыш показывает стремление помочь родителям и близким и с готовностью выполняет какие-либо просьбы и поручения. При возникновении конфликтов ребенок реже упрямится и чаще проявляет уступчивость, с ним можно довольно легко договориться. Одиночным играм он предпочитает совместные игры со сверстниками или взрослыми.

    Внимание. В возрасте 5 лет ребенку необходимо умение концентрироваться на определенном задании в течение минимум 15 минут. Ему должны легко даваться игры на быстроту реакции и внимательность, например, хлопать в ладоши, когда среди ряда произносимых взрослым слов он слышит слова на букву «а». Также ребенок должен уметь одновременно удерживать в поле зрения 8–10 предметов, точно копировать движения, находить отличия между предметами или рисунками.

    Память. Ребенок должен легко запоминать 8–10 картинок, рассказывать по памяти короткие сказки, стихи, считалочки и скороговорки, описывать содержание картинок. В этом возрасте ребенок умеет в точности повторить текст из 3–4 несложных предложений.

    Мышление. Пятилетний ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между различными явлениями и предметами, самостоятельно складывать из конструктора заданные фигуры, находить среди ряда предметов лишний и объяснять свой выбор, группировать предметы по определенному признаку, понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок.

    Развитие речи. В 5 лет ребенок с правильным речевым развитием уже умеет строить сложные предложения, а также составлять фразы из предложенных слов, выразительно рассказывать стихи, составлять небольшие рассказы.

    Развивающие игры и занятия для ребенка 5 лет

    Занятия с пятилетним ребенком рекомендуется проводить ежедневно, постепенно подготавливая его к учебе. Время занятий нужно увеличивать постепенно. Сначала можно уделять им по 5–10 минут в день, предлагая ребенку одно или два простых задания. Затем следует увеличивать длительность развивающих игр и занятий, отводя им по 30–40 минут в течение дня. Учить ребенка нужно не только основам школьной программы, важно также развивать его воображение и творческие способности.

    Изучение букв и цифр. Пятилетнего ребенка пора учить различать звуки родного языка. Чтобы малышу было легко научиться читать, учить буквы следует не так, как они произносятся в алфавите, а так, как они звучат в словах, иначе впоследствии ему будет сложно складывать звуки в слова: например, вместо «ма» он будет произносить «эм-а». К 5 годам ребенок должен уметь считать от 1 до 9 и наоборот.

    Развитие памяти, логики и мышления. Учите ребенка запоминать изображения (показывайте картинку и спрашивайте, что на ней изображено), разучивайте вместе с ним стихи и песенки, а также предлагайте задания, где малышу нужно проявить сообразительность. Для этого придумывайте разные игры, в которых ребенку нужно определить, чем отличается один предмет от остальных, а также правильно сгруппировать предметы по определенным признакам (цвету, размеру) и т.п. Как только ребенок начинает хорошо справляться с очередным заданием, немного усложняйте его.

    Творческие занятия. Очень хорошо, если творческая деятельность ребенка сочетается с обучением. Например, при изучении азбуки можно предложить малышу построить буквы из деталей конструктора, нарисовать их, вылепить из пластилина, вместе с ним слепить и испечь печенье в виде букв или цифр. Для развития воображения с ребенком можно изготавливать различные поделки, предоставляя ему возможность проявить фантазию.

    Развитие речи. К 5 годам у ребенка должно полностью сформироваться правильное произношение звуков. Если малыш произносит один или несколько звуков искаженно, необходимо обратиться к логопеду, который определит причину этого нарушения и составит программу для его исправления. Также для полноценного развития речи ребенка 5 лет важно обучать новым словам и развивать у него способность грамотно и ясно излагать свои мысли. Такие занятия очень легко проводить в простой и непринужденной форме, рассказывая ребенку что-нибудь новое, обсуждая с ним события дня или прочитанную сказку.

    mezhdunami.net

    Развитие пятилетнего ребенка

    В 5-6 лет у ребенка закладывается основа характера, привычек, также чадо постепенно приобретает двигательные навыки, которые максимально приближают его к взрослому.

    советПомните, что малыш будет впитывать все, что родители ему говорят и чем совместно с ним занимаются. Поэтому уровень его развития будет в строгом соотношении с силами, которые вкладываются в физическое и интеллектуальное воспитание.

    В промежуток с 5 до 6 лет происходит так называемый «скачок роста», и это значит, что за один год ребенок станет выше на 7-10 см и тяжелее на 2 кг. Поэтому энергетические затраты возрастут, так как нутриенты (белки, жиры и углеводы) будут использоваться для процессов роста внутренних органов, мышц и костей. Адекватное питание и хороший сон становятся как никогда важными для здоровья ребенка.

    Социальное развитие детей в 5 лет

    Возможно, шестой год жизни станет довольно драматичным для вашего ребенка, ведь он больше не является «центром вселенной», и внимание взрослых хоть и концентрировано на нем, но уже не сравнится с тем ресурсом, который был доступен карапузу в ясельные годы, не говоря о младенчестве. Поэтому, давая малышу свободу, не забудьте о том, что вы – все еще его герой, и он очень нуждается в вашем одобрении.

    Еще один ключевой момент – усвоение норм поведения. Теперь ребенку не все сходит с рук, ведь он достаточно взрослый для того, чтобы понять некоторые последствия своих действий, которые идут вопреки родительским указаниям.

    Ну а герои сказок и мультфильмов теперь являются больше, чем просто участниками сюжета, ведь ваш сын или дочь, осознавая свою индивидуальность, начинает идентифицировать себя с некоторыми персонажами. Это отличный момент для того, чтобы исправить некоторые «неполадки» в поведении вашего ребенка, ведь вы можете на примере героев сказок показывать ему, как нужно себя вести, и как бы поступили, например, Смешарики, если бы были на его месте.

    Центральная нервная система заметно «взрослеет», но все же малыш остается довольно легковозбудимым, ведь процессы торможения еще не до конца «созрели».

    важноДеткам в этом возрастном промежутке все еще сложно концентрироваться, а однообразные занятия быстро им надоедают. Учтите эти особенности, когда будете организовывать занятия по обучению и развитию ребенка, а также его досуг.

    Чередуйте спокойные игры с более веселыми и подвижными, и вы заметите, что результат станет гораздо лучше – ведь малыш отлично проводит время, изучает много интересных вещей, но при этом не испытывает переутомления.

    В плане любимых занятий пятилетний возраст не приносит с собой ничего нового – ваш ребенок будет в восторге от интересных игр. А так как мы уже научились нормам приличия и общению со сверстниками, они и станут лучшими партнерами для самых интересных занятий, которые будут развивать:

    В 5 лет игры приобретают более творческий оттенок, а дети склонны имитировать занятия и отношения взрослых. Поэтому, вероятно, скоро вы впервые «покабудки» попробуете суп из самых отборных трав и песка, который ваше чадо «приготовило» вместе со своими партнерами по игре. Самое интересное, что дети очень вживаются в роли, и поэтому эти занятия очень насыщены эмоционально и иногда малыши даже не осознают, что это совсем не реальная жизнь, а игра. Но ничего страшного – это всего лишь издержки возраста.

    информацияЧерез игру идет активное развитие мотивационно-потребностной сферы вашего малыша. Он ставит перед собой цели, достигает их, решает разные вопросы. Эти изменения значительно влияют на дальнейшее становление ребенка как личности.

    Речь ребенка в 5 лет

    Общение со сверстниками, повышенный интерес к сказкам и мультфильмам, а также осознание того, что словом можно выразить то, что чувствуешь, дают малышу мотивацию для активного развития словарного запаса. Примерно в этом возрасте язык для ребенка становится «родным» (т.е. он думает на нем).

    Помимо этого, еще одна особенность детей 5 лет — это то, что они начинают хорошо воспринимать произношение слов и стараются правильно их выговаривать. В этом возрасте появляется и музыкальный слух.

    Еще один немаловажный момент – ребенок начинает «чувствовать» предложение. Теперь фразы выглядят довольно корректно с грамматической и морфологической точки зрения.

    В этот период развитие речи имеет следующие особенности:

  • она становится универсальным средством общения;
  • её выразительность возрастает в разы;
  • ребенок учится «орудовать» словом, высказывать с его помощью свои чувства и узнавать об эмоциях других людей;
  • мысли излагаются относительно, ведь словарный запас теперь позволяет это (около 3000 слов в возрасте 5 лет).
  • важноЧем больше книг вы читаете своему дошкольнику, тем более вероятно, что он будет правильно составлять предложения.

    Считается, что именно возраст 5 лет является ключевым для перестройки психики малыша – доминирующей функцией становится память. Ваше чадо запоминает абсолютно все (даже то, что не нужно) со скоростью света. Поэтому, услышав от него некрасивое выражение, не пытайте его на тему того, кто его научил так говорить, а лучше направьте свои силы на то, чтобы объяснить, почему не стоит использовать такие слова в общении.

    К слову, в этом возрасте малыш не пытается что-то запомнить – все происходит само по себе. Лишь спустя несколько лет этот процесс станет по-настоящему осмысленным.

    deti.baby-calendar.ru

    Развитие мальчиков в пятилетнем возрасте

    Первое испытание, которое выдержали молодые родители, – это рождение малыша. Развитие и постепенное взросление ребенка проходило у них на глазах и с их непосредственным участием. И вот уже не год, а 5 лет позади.

    Теперь это не хрупкий младенец и не лепечущий бессмысленные слова мальчик, а уже вполне полноценная маленькая личность, которая может помочь по хозяйству, задает много жизненно важных вопросов, ответы на которые иногда приходится искать даже в энциклопедиях.

    Это целый мир, полный тайн и загадок, полный огромного потенциала, который необходимо правильно направить, чтобы он радовал своим характером и талантами близких и окружающих. Большинство родителей это осознают, но не знают, в каком направлении двигаться и какие шаги предпринимать.

    Что нужно знать о ребенке 5 лет

    5 лет – это возраст дошкольника. В этом возрастном периоде у ребенка происходит изменение представления о себе. Большое значение начинают приобретать друзья, к выбору которых малыш отныне подходит избирательно. Самым важным критерием выбора являются положительные качества человека или его умение что-либо хорошо делать. Дети воспринимают события, происходящие с ними, как цепь последовательно связанных между собой историй, и с радостью рассказывают их подробности. Они также любят слушать рассказы сверстников, сопереживая им и подбадривая их.

    В возрасте 5-6 лет у детей формируется система первичной половой идентичности. Мальчики и девочки по-разному начинают проявлять свои эмоции, более ярким становится проявление мужских и женских личностных качеств. Мальчики больше любят играть в мужские профессии и интересуются всем, что интересно папе. А девочки, в свою очередь, стремятся подражать маме и больше проявляют интерес к чисто женским профессиям. Также дети разных полов в возрасте 5-6 лет отличаются и в специфике своего поведения. В ребенке противоположного пола они ищут качества, которые, по их мнению, должны характеризовать именно его. Так, мальчики считают, что основные качества девочек – это ласка, красота и нежность. А девочки уверены, что мальчики обязательно должны быть сильными, мужественными, способными защитить и помочь.

    Особенности сознания пятилетних детей

    Эгоцентричная позиция маленького ребенка уже позади. Дети пяти лет, наоборот, любят осознавать свою ответственность. Поэтому в этот важный период жизни необходимо успеть сформировать у ребенка положительные привычки, которые станут хорошим фундаментом организованности для младшего школьника.

    Также в этом возрасте дети остро чувствуют несправедливость и могут становиться на место другого человека. Они высказывают свое мнение в отношении поведения других детей с точки зрения понимаемого ими «хорошо» и «плохо».

    Отныне совместные игры со сверстниками начинаются с распределения ролей. Если во время игры возникают недоразумения, то ребенок пяти лет уже может объяснить причину своих действий или раскритиковать действия игрока, который неправ или нарушает установленные правила.

    Развитие внимания у детей 5 лет

    Внимание ребенка пятилетнего возраста становится более устойчивым и произвольным. Ему уже можно объяснить первенство понятия «должен» над «хочу». Он воспримет объяснения взрослых и может заняться даже неинтересным, на первый взгляд, делом, если оно нужно и важно для окружающих и мама или папа объяснят, чем именно важно. Сосредоточивать свое внимание на выполнении поручения дети могут в течение двадцати – двадцати пяти минут. Больше всего им нравится выполнять простые задания, совмещая их с игрой или домашней работой.

    В этом возрасте родителям нужно быть особенно внимательными и следить за детьми, так как у них увеличивается интерес к экспериментированию. Развитие детей происходит активно, они познают окружающий мир и подчас не совсем безопасно проявляют интерес к его граням.

    Ребенок в 5 лет уже хорошо знает цвета и может отличать их оттенки. Он различает размеры предметов и может расположить их в порядке возрастания или убывания. Знаком с большинством форм предметов и может показать схожие на различных картинках.

    Развитие памяти детей пяти-шести лет

    Объем запоминаемых объектов и явлений в этом возрасте существенно не увеличивается, но улучшается такое свойство памяти, как устойчивость. Особенно это заметно, если родители для развития запоминания используют всевозможные дидактические материалы, которых на полках детских магазинов сейчас очень много.

    Это могут быть различные предметные карточки, лото, схемы, рисунки в книжках и т.п. Самым активным в этом возрасте является наглядно-образное мышление. Использование дидактического материала позволяет ребенку решать в уме простые логические и математические задачки.

    В свою очередь, упрочение и развитие наглядно-образной памяти способствует становлению прогностического мышления. Это когда у ребенка получается видеть перспективу и понимать будущий результат событий, поступков, действий.

    Особенности развития психологии пятилетнего ребенка

    Основной особенностью детей в 5 лет является их любознательность. Не стоит забывать, что если родители не успели воспитать своего ребенка до пяти лет, то заложить правильные основы позже будет гораздо сложнее. Маме и папе необходимо знать и использовать основную особенность детей этого возраста, чтобы позже стать их настоящим другом и собеседником на всю жизнь.

    Дело в том, что дети в этом возрасте очень любят задавать вопросы. Важно не отмахиваться от их детской назойливости. Родители! Помните, что возраст «почемучки» пройдет, но от того, как именно вы отнеслись к его течению, будет зависеть результат, который вы получите в своем ребенке позже. Если вы были внимательны и терпеливы в ответах на вопросы малыша, то, выйдя из периода «почемучки», он по-прежнему будет стремиться со всеми возникающими у него проблемами идти к вам. А если вы отмахивались от его любознательности, да еще и посылали за ответом на свои вопросы к кому-то другому, то не обижайтесь, если он и позже будет искать помощи в решении проблем не у вас, а у друзей или совершенно чужих людей.

    Что посеешь, то и пожнешь – эти слова как нельзя лучше подходят для родителей, воспитывающих или упускающих воспитание своих детей.

    Особенности воспитания мальчика 5 лет

    Лучше всего в этом возрасте осуществлять контроль над детьми, наблюдая за ними со стороны. Особенно это касается мальчиков, которые уже в 5 лет начинают формироваться в самостоятельных людей, способных принимать решения и быть ответственными за других. Лучше не избавлять сына от опасностей, а пройти трудности вместе с ним. Оптимально не показывать ему выход сразу же, когда он только столкнулся с трудностями, а подтолкнуть его в нужном направлении, чтобы он нашел его сам. Такой тип поведения родителей будет постепенно формировать в мальчике личность защитника семьи, добытчика, лидера, способного брать на себя решение самых сложных вопросов.

    Уважение к личности ребенка – вот основной критерий правильного воспитания малыша в этом возрасте. Если у ребенка что-то еще не очень хорошо получается, необходимо не стыдить его, а подбодрить, помочь совершить ему только то, что он еще просто не в силах сделать. Хвалить ребенка за успехи в этом возрасте необходимо! А вот ругать нужно осторожно, потому что унижение детей в таком возрасте, а особенно мальчиков, ведет к формированию неуверенной в себе, инфантильной личности, которая не сможет брать на себя ответственность и принимать решения.

    В мальчике стоит поощрять развитие и проявление мужских качеств характера, таких как мужественность, терпение, выносливость, сила, смелость… Этим целям также должны соответствовать игрушки, напоминающие профессии, которыми занимаются в основном мужчины.

    Под присмотром взрослых можно и даже нужно давать ребенку слесарные инструменты, чтобы он пробовал забивать гвозди, пилить, пользоваться перочинным ножиком. Помощь папе в мужских работах по дому возвышает ребенка в собственных глазах. Более значимым малыш чувствует себя, даже если его просят выполнить самые простые поручения, например принести молоток или подать гвозди. Если же мальчуган растет в неполной семье, то мама должна найти среди своих друзей или знакомых человека, который иногда мог бы приобщать сына к мужской работе.

    Психологи рекомендуют родителям не забывать, что крик недопустим в общении с детьми. Так можно отбить у ребенка охоту помогать, а это значит, что взамен этого он найдет себе какое-то другое, может, совершенно ненужное занятие.

    В этом возрасте ребенка нужно ориентировать на рыцарское отношение, прежде всего к маме, сестре, да и вообще к девочкам. Мальчики очень податливы и восприимчивы к образу силача, благородного рыцаря, защитника. Необходимо дать сформироваться этим качествам, подбадривая малыша, когда он помогает нести сумки, поднимать тяжести, уступает место, открывает двери или подает руку, чтобы помочь выйти из транспорта, и т.п.

    Что касается подвижных игр

    Наши малогабаритные квартиры не позволяют ребенку 5 лет достаточно полно реализовать физическое развитие, свою двигательную активность. Поэтому, если у родителей есть такая возможность, можно превратить детскую комнату в тренажерный зал для ребенка. Его можно оборудовать, сделав своими руками простые спортивные снаряды. Здесь есть простор для фантазии родителей. Если же нет и такой возможности, то не нужно запрещать малышу устраивать борьбу с папой или какие-нибудь другие подвижные игры. Если не давать ребенку выплескивать свою энергию в стенах дома (конечно, не перед сном), то у него может случиться нервный срыв.

    Развитие мальчиков характеризуется более шумными играми, чем у девочек. Это следует отнести к особенностям пола. И для всех будет лучше, если мама сможет не только понять это, но и «облагородить» эти игры, придать им смысл. Можно наполнить игры в «войнушку» интересной стратегической задачей вроде освобождения принцессы или поиска сокровища, и обязательно с вашим участием. А если перед этим мама прочитает или расскажет малышу какие-нибудь интересные истории, то фантазия у ребенка пробудится сама.

    rebenkoved.ru

    Особенности развития речи детей в 5 лет

    При обучении и развитии речи ребенка 5-6 летнего возраста педагоги руководствуются «методикой развития речи». В этот период происходит закладка фундаментальных основ его словарного запаса. В дальнейшем лексикон будет непрестанно использоваться и пополняться.

    От того, как будет развита речь ребенка в данном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. В результате плохого речевого развития ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе в последующем. Он начнет комплексовать, общаясь со сверстниками и учителями. Ему понадобится консультация логопеда, психолога, дефектолога. Он не будет проявлять любознательности, стесняясь своего разговора. Если у ребенка речь развита, у него не возникнет комплекса общения в окружающей среде.

    Для сегодняшних детей характерно прекрасное ориентирование в современной технике. А вот развитие творческой речи при этом хромает. Для обучения детей 5-6 летнего возраста правильно говорить, педагогами создается специальная «Программа развития речи».

    Программа развития речи

    Ученые доказали, что природа многим наделяет ребенка от рождения. Еще находясь в утробе матери, он обладает способностями слышать и чувствовать. Родившись, ребенок пытается общаться – улыбается, лепечет, позже достигая года, начинает говорить слогами, словами, фразами и предложениями. Подрастая, ребенок начинает придумывать новые слова, следуя своей логике словообразований. Неспешно он осознает языковые явления. Если все это происходит стихийно, его речевые навыки будут невысокими. Для правильного освоения речи создают программу специального обучения детей 5-6 летнего возраста.

    Важно помнить об индивидуальности каждого ребенка. Следует выработать индивидуальный подход к каждому дошкольнику.

    Данная программа решает три основные задачи:

    1. Вызов интереса к речи у детей.
    2. Обеспечение ее творческого характера.
    3. Формирование у обучаемого стремления развивать собственную речь.

    Программа для дошкольников 5-6 лет работает по следующим направлениям:

  • структурному. Формируются различные языковые уровни;
  • функциональному. Формируются навыки для непосредственного предназначения – идет языковое развитие, развивается речевое общение;
  • когнитивному. Формируется способность элементарно осознавать языковые и речевые особенности.
  • Показателем развития связной речи является то, как ребенок выстраивает предложение по структуре, и какие средства он для этого использует. Это умение формируется в диалоге педагога с ребенком, в котором педагог руководит мыслями обучаемого, и готовит его к монологу.

    Под наблюдением педагога дошкольник строит простые предложения, позже их связывает. Ребенок обучается планировать и составлять пересказ. Высокие запросы выдвигаются к связной речи, когда ребенок пересказывает, а педагог ведет запись пересказа.

    Когнитивное направление формирует у детей первое представление о словах и структуре предложений. Осознав словесный звуковой состав и состав предложений, ребенок подходит к освоению грамотности и учится оперировать языком. Также он начинает по-новому к нему относиться. Специальные занятия, направленные на развитие связной речи у детей, формируют ее высокую культуру, повышают уровень, делают речь точнее, выразительнее и художественнее. У дошкольников, проходивших такие занятия, успешнее проходит обучение год от года в дальнейшем. У них в жизни достигает хорошего развития речь любого вида.

    Речь развивается в играх, на различных занятиях, в общении. Главное развитие дают специальные языковые занятия. На них:

    • обогащается и активируется словарь;
    • прорабатывается смысловая сторона слов;
    • формируется грамматический речевой строй;
    • воспитывается звуковая речевая культура;
    • развивается осознание речи;
    • развивается умение произносить диалог.
    • Опорными точками задач, решающих вопросы развития речи есть:

    • Пополнение словарного запаса, направленное не столько на количество слов в словаре, сколько на полное понимание их смыслового значения. Дети учатся выражать словами нужное содержание и связно их применять. С одного года словарь детей стоит развивать в качественном направлении.
    • Лексические задачи решаются с помощью ознакомления дошкольников со словарными упражнениями, обогащающими словарь ребенка и готовящими его выполнять задания по связным высказываниям.
    • Задачи, формирующие грамматический речевой строй, взаимосвязаны с лексическими задачами. Когда анализируется литературное произведение, рассматривается картина, составляя самостоятельные рассказы, дети 5-6 года от рождения осознанно используют нормы грамматики.
    • Задачи, воспитывающие речевую звуковую культуру. К ней относятся произношение звука, скорость произношения, голосовая динамика, интонация. Все эти элементы, каждый по-своему, оказывают влияние на развитие связной речи детей 5-6 лет.
    • Дети 5-6 летнего возраста схватывают все мгновенно. Важно развивать у них эту способность.

      На проводимом занятии следует сочетать задачи по развитию связной речи с иными. На некоторых занятиях детьми выполняются упражнения на лексику, фонетику и грамматику. Они также воспитывают умение давать ответы на вопросы, описывать предметы по признакам и самостоятельно о них рассказывать. Умение составлять связные монологи – одна из важнейших задач для дошкольников.

      Оценка детских рассказов имеет большое значение. Вначале рассказ оценивает преподаватель. Затем слово дается детям. Умение оценивать рассказ является частью обучения формирования связной речи. Когда ребенку уже исполнилось три года жизни, его можно попросить оценить услышанный рассказ. Задать вопросы (что понравилось в рассказе, чем он интересен, кто является его героем и проч.) Дети 5-6 года от рождения уже самостоятельно оценивают свои высказывания.

      Метод коллективного рассказа является некой «живой моделью» рассказывания и формирует взаимоотношения между детьми, необходимые для коллективного творчества. При рассказе группой дети приобретают навыки общения друг с другом, учатся довариваться, приходить друг другу на помощь, выручать и проч. Эти навыки им потом пригодятся в жизни.

      Проведение специальных занятий являются только частью работы по развитию связной речи. Окружающий мир, природа, явления жизни общества, художественная литература и другие предметы не входят в состав этих занятий. Знакомство с ними происходит на других занятиях. Так же большое влияние на речевое развитие ребенка происходит при его живом общении с педагогом.

      Когда приходит конец года, развитие ребенка достигает того, что степень владения связной речи становится автоматической. Такие дошкольники обладают высокой активностью в жизни, легко подключаются к играм, их движения связаны со словами.

      Развитие связной речи у детей 5-6 лет процесс сложный. И поэтому к нему надо подходить со всей ответственностью и серьезностью, основываясь на разработанной «Программе развития речи» детей.

      rebenokrazvit.ru