Развитие обучение и воспитание

воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-

исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

2) вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

3) стимулирует самовоспитание;

4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

3) обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное

формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики – обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

1) преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

1) учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

2) осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Следующая категория педагогики – «образование» – понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

2) единый процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат процесса обучения;

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и

результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут

послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

studfiles.net

1.4. Основные категории педагогики

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Основными категориями педагогики выступают:

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечество обеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Другая категория педагогикиобучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Следующая категория педагогики«образование» – понимается как:

ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

единый процесс обучения и воспитания человека;

как результат процесса обучения;

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование;

Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Под образованием следует понимать овладение личностью определённой системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют её социальный облик и индивидуальное своеобразие. Это понятие означает те результаты, которых добивается личность в своём развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность.

На формирование педагогики оказывают влияние политика и идеология общества. Но с течением времени существенное значение в её развитии приобретают другие факторы. К ним в частности относятся: методология педагогики, её связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования.

Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Длительное время педагогика развивалась под влиянием двух философских концепций, т.к. являлась частью философии. Одна из них связана с именами древнегреческих философов Сократа и Платона, считавших, что решающим в развитии человека является яко бы его природное предрасположение и, что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Другие философы, Гераклит, Демокрит, придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни. Эти два подхода имели место и в процессе её дальнейшего развития.

Современные методологические основы определяют современный подход в разработке теории воспитания и обуславливают её научный характер.

В настоящее время воспитание носит социально-детерминированный (от лат. determine – определяю) характер, т.е. оно обуславливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа. Научная педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку её теоретических основ.

Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания.

Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его, хотя он развивается по «социальной программе», тем не менее, его нельзя представлять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств.

Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании, что, естественно, побуждает учёных к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания.

Большое значение для разработки педагогической теории имеют также идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные свойства и качества.

Нельзя не отметить следующего методического положения. Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педагогика, разрабатывая вопросы воспитания, в соответствии с законами развития общества, служит интересам всех людей, совершенствованию общественных отношений.

2. Связь педагогики с другими науками.

Большое значение в развитии педагогики имеет её связь с другими науками. Педагогика тесно связана с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, математикой и др. отраслями знаний. Одним из аспектов связи педагогики с другими науками является то, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая учёным в исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогики выполняют этика, эстетика и др. смежные дисциплины. Идеи логики и психологии используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений и навыков.

Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педагогике всесторонне исследовать закономерности воспитания.

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов научного исследования. В частности, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений способствуют такие науки, как психология и социология. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования. Но только педагогика в отличие от других наук раскрывает сущность и закономерности воспитания в целом.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы методов. К ним относятся:

1. педагогическое наблюдение;

2. исследовательская беседа;

3. социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок);

4. метод математической статистики;

5. педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики.

Под педагогическим наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение имеет главные отличия:

1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчёркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространённость, необходимо указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Чтобы повысить надёжность результатов беседы используются специальные меры. К ним относятся:

1. наличие чёткого, продуманного, с учётом особенностей личности собеседника плана;

2. обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

3. варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

4. умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Следующий метод исследования это изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся.

В частности, изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости. Просмотр тетрадей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выполнению.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен и документален по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования:

1) контактноеанкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми.

2) заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте и возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации.

3) прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса. Существует три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время остаются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных ответов.

Одним из социологических методов является рейтинг (оценивание) – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение учащихся.

Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и др. качеств учащихся даётся компетентными лицами (учителями, классными руководителями, администрацией школы). На основании этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Методы математической статистики используют для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала, т.е. для обработки данных.

Сущность педагогического эксперимента (от латинского experimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений и гипотез. Когда гипотеза находит своё подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Надёжность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2. проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный представляет собой научно-организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники, пособия, приёмы и методы обучения и воспитания. Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить наблюдение за испытуемыми (иногда применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогическом исследовании он применяется нечасто. Естественный эксперимент ценнее лабораторного, т.к. он ближе к реальной действительности.

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины.

Всякая наука, развиваясь, обогащает свою теорию новым содержанием и осуществляет внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений.

В настоящее время понятием педагогика обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1) Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

2) Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3) Школьная педагогика.

4) Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5) Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6) История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций.

Как самостоятельные научные дисциплины разрабатывается военная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики нужно обратить внимание на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знаний под влиянием общественных потребностей всё более расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом.

Лекция 7. «Современное состояние образования»

1. Понятие о дидактике и сущность процесса обучения.

2. Образование как развивающаяся система.

3. Отечественное образование в системе мировых педагогических школ.

4. Развитие высшей школы в современном мире.

5. Система образования в Республике Беларусь.

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. / Н. А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

3. Джуринский АН. Развитие образования в совре­менном мире. — Москва: Владос, 1999.

4. Закон Республики Беларусь «Об образовании» / / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2/ 844.

5. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-метод. комплекс для студентов, получающих пед.специальность / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с.

6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаўМіністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2007. – 2. – С.9-40.

Дидактика – от греч. didaktikos – поучающий, изучающий. Это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Этот термин «дидактика» ввёл немецкий педагог В.Ратке, а научную разработку дидактике впервые осуществил чешский педагог Ян Ко́менский, написав научный труд под названием «Великая дидактика» в 1632 г. Категориями дидактиками являются: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, виды, формы, методы, средства и результаты обучения. Отсюда вытекает краткое определение:

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатов.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам. По ширине охвата выделяют общую и частную дидактику.

Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения с условиями в которых он протекает, а также результатами к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Общая – разработка общетеоретических основ процесса обучения. Дидактика выполняет две основные функции:

1) теоретическую (в которую входят диагностическая и прогностическая);

2) практическую (в которую входят нормативная и инструментальная).

«Обучение» — это упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение поставленной цели. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность (педагогов и обучаемых);

3) руководство со стороны педагога;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;

7) управление развитием и воспитанием обучающихся.

Как теория обучения и образования дидактика исследует следующие проблемы:

1) во первых – определяет педагогические основы содержания образования;

2) во вторых – исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его влияния на обучаемых;

3) в третьих – изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучаемых, и пути её активизации в процессе обучения;

4) в четвёртых – разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

5) в пятых – определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

2. Под образованием следует понимать овладение личностью определённой системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют её социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своём развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т. е. обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность. Понятие «содержание образования» несколько отличается от понятия образование.

Под «содержанием образования» следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нарвственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучаемым в процессе обучения.

Далее рассмотрим объективные и субъективные факторы.

Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования.

К объективным социальным факторам, влияющим на содержание образования, относятся также изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и технологическими усовершенствованиями. На содержание образования большое влияние оказывает и субъективный фактор – политика и идеология общества, а также другой субъективный фактор – это методологические позиции учёных.

3. Указанные объективные и субъективные факторы оказывают своё влияние и на разработку содержания образования в педагогике. Современная педагогика исходит из той методологической посылки, что развитие личности целиком определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности и их мировоззренческая и (морально-эстетическая направленность). Это обусловливает необходимость обеспечения (полноценного) научного образования подрастающих поколений, его совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в изучении или подготовки обучаемых.

С учётом этого в педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания образования.

Основные требования предъявляемые к содержанию образования следующие:

1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

2. Содержание образования должно строиться на научной основе и раскрывать обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданской позиции.

Требования научности и гражданско-патриотической напрвленности образования имеет ряд аспектов:

Первое: в содержание образования должны включаться только устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.

Второе: содержание материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать новейшие её достижения.

Третье: содержание образования должно характеризоваться чёткостью выводов по вопросам развития природы и общества.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Таким образом, образовательный материал необходимо структурировать так, чтобы он отвечал логической системе самой науки, которую отражает тот или иной предмет.

4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

5. В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой.

6. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям обучаемых.

Чтобы школа не отставала от развития науки и техники в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нём ведущих научных идей.

С развитием технического базиса общественного производства появились объективные предпосылки, которые обусловили необходимость технического образования. Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространёнными средствами труда. Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определённой профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Эту задачу решают профессиональные учебные заведения и УПК. Общее образование является фундаментом технического и профессионального образования. Всё это обуславливает необходимость единства общего и технического образования с включением в него элементов допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Изложенные выше требования, предъявляемые к содержанию образования в школе, не только обеспечивает всесторонний учёт потребностей общества в подготовке образованных граждан, но и обуславливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.

Далее рассмотрим важнейшие пути осуществления дидактической деятельности.

· Уточнение содержания изучаемых предметов, освобождение его от усложнённого и второстепенного материала;

· Чёткое определение основных понятий и идей по каждому предмету и обеспечение необходимого отражения в них новых научных теоретических достижений;

· Углубление технической направленности образования;

· Вооружение обучаемых знаниями и практическими умениями использования современной вычислительной технике, компьютеров в учебном процессе путём создания специальных учебных кабинетов;

· Обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и вузах с учётом национальных особенностей образования в разных регионах;

· Поддержание мирового стандарта в содержании образования;

· Введение в содержание образования такого материала, который способствует развитию творческого мышления обучаемых, их способностей и талантов.

4. Документы, определяющие содержание школьного образования.

Содержание образования учебных заведений определяется целым рядом документов:

Учебный план – это утверждённый Министерством образования Республики Беларусь документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельности.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, который определяет:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей, семестров и каникул.

2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении.

3) распределение предметов по годам обучения.

4) количество часов по каждому предмету за всё время обучения и количество часов на изучение предмета за каждый год.

5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

6) структуру и продолжительность практикумов.

Типовые учебные планы не подходят для гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ. На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа – это утверждённый Министерством образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету [в каждом классе] и определяется система научных знаний [мировоззренческих и нравственно-эстетических идей], а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Учебная программа содержит:

1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям [учащихся], рекомендуемых формах и методах обучения;

2) тематическое содержание изучаемого материала;

3) ориентировочное количество времени, которое [учитель] нужно потратить на изучение отдельных вопросов курса;

4) перечень основных мировоззренческих вопросов;

5) указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

6) перечень учебного и технического оборудования и наглядных пособий;

7) рекомендуемую литературу.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается вучебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету разбивается на отдельные темы и даётся его фактическое изложение. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов [для обучающихся], которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес.

2. Информационную, позволяющую [обучающимся] расширять объём знаний всеми способами преподнесения информации.

3. Контрольно-корректирующую, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Лекция 8. «Развитие, воспитание и социализация личности»

1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Принципы, содержание, методы, средства и формы обучения. Направления современного обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

2. Педагогические технологии обучения.

3. Воспитание как целенаправленный процесс воздействия на личность. Принципы, содержание, методы, средства и формы воспитания. Современные подходы к воспитанию. Понятие о воспитанности и самовоспитании.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-этетических взглядов и убеждений.

Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется учебны­ми планами и программами.

По своей структуре процесс обучения представляет собой взаимосвязан­ную деятельность двух сторон:

— обучающего (учителя, преподавателя), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей,

— и обучаемых, которые, отражая в своем сознании учебный ма­териал, быстро реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе сторо­ны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая· преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

Преподавание — деятельность учителя (преподавателя) по организа­ции, осуществлению и управлению процессом формирования у обучающихся определенных знаний, навыков и умений, развитию их психики и научного мировоззрения.

Учение — это деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни.

Знания — совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и пред­ставлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Навыки — усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначитель­ном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Умения — достигнутая в процессе обучения возможность человека твор­чески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непре­рывно меняющихся условиях практической деятельности.

Структура процесса обучения:

Процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс:

цель обученияпринципы обучениясо­держание обученияметоды обучениясредства обуче­нияформы обучения.

1. Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

— стимулирование учебно-познавательной активности обуча­емых;

— организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

— развитие мышления, памяти, творческих способностей;

— совершенствование учебных умений и навыков;

— выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

2. Принципы обучения — основополагающие положения, которые опреде­ляют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

3. Содержание обучения — это та система знаний, уме­ний и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы разви­тия личности. Обычно содержание обучения представляется в учебных планах, прогpаммах и учебниках.

4. Методы обучения — способы совместной работы обучающего и обучае­мых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

a) Устное изложение учебного материала — метод обучения, пред­полагающий монологическое, одностороннее воздействие на учащихся (рассказ, инструктирование, объяснение, лекция).

b) Обсуждение изучаемого материала — метод обучения, предпола­гающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга (беседа и классно-групповое занятие (дискуссия)).

c) Демонстрация метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений приро­ды, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними раз­личных проблем.

d) Упражнение — метод обучения, предполагающий многократное, созна­тельное повторение умственных и практических действий с целью формирова­ния, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.

В соответствии с преподаваемыми предме­тами могут проводиться физические, специальные, комплексные упражне­ния.

e) Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполага­ющий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полу­ченных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям (работа с печатными источника, самостоятельный поиск, самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радио­передач).

5. Средства обучения— все объекты и процессы (материальные и мате­риализованные), которые служат источником учебной информации и инстру­ментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного матери­ала, развития и воспитания учащихся.К ним относятся: учебные программы, учеб­ники, конспекты и т.д.

6. Формы обучения— четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного об­щения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

a) Учебно-плановые формы обу­чения(урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен, лабораторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, и др.) — имеют обучаю­щее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку оп­ределенных навыков и умений.

Лекция – это ведущая форма обучения, представляющая собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Семинар – это групповое обсуждение обучающимися под руковод­ством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретиче­ского, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лек­цией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике.

Лабораторно-практические занятия – это предназначены для фор­мирования у обучающихся навыков и умений. Проводятся в аудито­риях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полиго­нах, на местности и в производственных организациях.

b) Система внеплановых форм обучения(бри­гадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совер­шенствовать знания школьников, расширять их кругозор.

Конференция — похожа на большой семинар, но основные выступ­ления на ней заранее распределяются между участниками и подго­тавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный харак­тер выступлений программируется и одобряется. Обсуждение про­блем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре.

Экскурсия (выезд) — форма обучения, соединяющая в себе тео­рию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных помеще­ний и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для последующих аудиторных занятий.

2. В отличие от системы технология имеет другой состав и структуру. В толковом словаре даётся определение технологии. Технология — совокупность приёмов, которые используются в каком-нибудь профессиональном деле. В свою очередь Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (по Б.Т.Лихачёву).

По В.М.Монахову педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учителя и учеников. Педагогическая технология – это системный метод создания и использования всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом индивидуальных и возрастных особенностей уч-ся.

Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых педагогических технологий можно выделить следующие:

1. Необходимость учёта и использования психофизиологических особенностей обучаемых.

2. Осознание необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.

3. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

4. Потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Представление о педагогической технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает, во-первых, её использование специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а во-вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Источниками и составными элементами педагогической технологии являются:

1. социальное преобразование и новое педагогическое мышление;

2. наука (педагог, психолог и др.);

3. передовой педагогический опыт;

4. опыт прошлого;

5. народная педагогика (этно-педагогика)

В настоящее время широко используется термин «технология обучения». Когда мы используем термин педагогическая технология, то подразумеваем три процесса: обучение, воспитание и развитие. И воспитание, и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне. В школе мы можем использовать понятие «технология обучения». Для технологии обучения характерны следующие особенности:

1. Неопределённость результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла обучения 100%-ый результат.

2. Периодическое проведение контроля.

3. Выявление и отбор неуспевающих.

4. Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла обучения или взаимодействия.

5. Вторичное проведение контроля после дополнительной работы.

6. В случае непонимания учащимися нового материала диагностика причин непонимания или отставания.

Рассмотрим структуру технологии обучения учащимися в начальной школе. Она включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития уч-ся) и отбор обучаемых в классы (группы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. К примеру, тестирование уч-ся в первых классах по таким критериям, как умение и скорость чтения, умение писать позволяет распределить уч-ся в классы с различным уровнем подготовленности: сильный, средний, слабый. Занятия проводятся по одним учебникам, но в сильном классе после короткого повторения переходят к освоению нового материала, а в слабом, где не умеют читать, занимаются изучением алфавита и цифр. Предварительная диагностика и отбор необходимы не только в первом классе, но и при начале изучения какого-либо курса, предмета (пример групп иностранного языка, формирование группы для прохождения психологического тренинга).

2. Организация деятельности уч-ся по освоению и закреплению учебного материала. Она включает разнообразные методики преподавания. В начальной школе используют три методики: «традиционная, Л.В.Занкова, и Д.Б.Эльконика-В.В.Давыдова.

3. Контроль усвоения материала. Технология уделяет больше внимания процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности уч-ся по освоению знаний, то технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны. Это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. коррекция

studopedia.su