Развитие мышления ребенка 6-7 лет

Задания для детей 6-7 лет на развитие логического мышления

Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. Это все возникает то того, что развитию логического мышления у детей родители не уделяют должного внимания. Здесь мы расскажем об особенностях логического мышления детей 6-7 лет, а также о заданиях для детей 6-7 лет на развитие логического мышления.

Что такое логическое мышление

Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.

У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.

Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.

Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.

Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.

Особенности логики и мышления у детей 6-7 лет

Развивать свое логическое мышление самостоятельно ребенок не может. В дошкольном возрасте психологи и педагоги рекомендуют помогать ребенку в развитии мышления и логики. Но здесь нужно уметь заинтересовать малыша. Фраза типа «сейчас мы будет развивать твою логику сынок/дочка» не приведет ни к чему хорошему. Ребенок вряд ли обрадуется такой перспективе. Чтобы занятия давали необходимый эффект, их нужно проводить в игровой форме.

В возрасте 6-7 дети представляют мир иначе, не так как взрослые. В дошкольный период и начальный школьный начинается активное развитие словесного и абстрактного мышления. Дети вполне осознанно устанавливают взаимосвязь между причинами и следствиями, их мышление в этом возрасте очень подвижное. Дошкольники могут без проблем приспосабливаться и переходить от одного занятия к другому без потери внимания и концентрации. Но опять же, следует упомянуть, что, во-первых, обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а во-вторых, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:

  • графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  • математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  • речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  • головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми;
  • литература с игровыми заданиями. С одной стороны — это хороший способ приучить ребенка к чтению и познанию мира именно посредством чтения, а с другой стороны — это способствует непосредственному развитию логики, памяти, внимания;
  • игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но в плюс в этом, несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и «стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает и полезный опыт.
  • Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком. Это плохо скажется на его здоровье (испортится зрение, нарушится осанка), а также приведет к возникновению компьютерной зависимости. Допустимое время на работу за компьютерными гаджетами в 6-7 лет регламентировано педиатрами и составляет до 30 минут в день.

    Графические игры на развитие логики

    К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

    Графический диктант можно писать с ребенком в домашних условиях. Для такой игры необходим только карандаш и листок бумаги в клетку, желательно крупную. Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить.

    Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.

    Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.

    В сети интернет существует множество подобных заданий. Для того, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях с графическими заданиями, можно подбирать картинки, в которых сразу не понять, что будет изображено в конечном итоге на картинке. Например, выполнять задание «раскрась по номерам» намного интереснее, когда контуры картинки не обведены. Закрашивая фрагмент за фрагментом, ребенок успеет поразмыслить, что же конкретно может быть зашифровано в том или ином задании.

    Речевые игры на развитие логики

    В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.

    Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.

    Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.

    Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.

    Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).

    Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:

    «Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;

    «Кот сытый, а волк – (голодный);

    «Один сапог чистый, а другой (грязный);

    «Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);

    «Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).

    Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».

    Настольные логические игры и головоломки

    Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

    Сегодня производители детских товаров предлагают огромнейший выбор таких игр, среди которых можно выделить, игры типа кирпичиков или уголков, где требуется сложить определенную заданную фигуру по образцу из кирпичиков. Наподобие игры в кирпичики, можно выделить игру фанты – где нужно постараться построить башню, вытаскивая по одному брусочку, при этом стараясь сохранить равновесие. К настольным играм можно также отнести лото и домино.

    Среди всех доступных игр из подручных средств можно отнести и игры со спичками: например, попросить ребенка решить несложные задачи с помощью них:

  • сложить 2 треугольника из пяти спичек;
  • сложить из 16 спичек 5 квадратов и спросить ребенка, какие 4 спички нужно убрать, чтобы осталось 3 равных квадрата;
  • можно просто дать ребенку коробок спичек и попросить сложить из них все буквы алфавита или разные слова.
  • Однако, используя такие материалы как спички, важно провести с детьми профилактическую беседу про правила пожарной безопасности. А лучше всего использовать вместо спичек счетные палочки.

    Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику. К головоломкам также можно отнести и классический кубик Рубика. В 6-7 лет дети, как правило, уже способны его собрать.

    Книги с играми на развитие логики

    Книжные магазины предлагают широчайший выбор книг по развитию детей, от которого просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе не всегда просто. Однако в вопросах развития детей лучше всего доверять известным психологам и педагогам. Например, книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

    Компьютерные игры на развитие логики

    Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.

    Среди развивающих игр можно выделить такие игры для компьютера как «Несерьезные уроки. Логика и внимание», «Лунтик». Тренируем память и внимание», «Баба-Яга и Проша» и многие другие. В Интернете также можно найти великое множество онлайн-игр.

    К негативным последствиям увлечения компьютерными играми можно отнести и торможение развития социальных отношений, поэтому повторимся. Занятия за компьютером следует строго регламентировать по времени. При этом нужно не забывать, чтобы игры помимо развлекательной функции, несли еще и функцию познавательную. Поэтому к выбору игр для своего ребенка нужно подходить с толком.

    Развитие логического мышления начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Задача родителей – проявить поддержку и направить его увлечения и способности в нужном направлении. Дети в возрасте 6-7 лет, хоть уже и дошкольники, но никогда не откажутся от любых увлекательных игр. Для дошкольника игровые упражнения – это лучший способ познания мира и окружающей реальности. Игровые занятия способствуют выработке у ребенка не только определенных логических взаимосвязей, но и развитию межличностных отношений в процессе игры. Ребенок учится не только соблюдать правила игры и побеждать, но и проигрывать, что способствует закалке его характера.

    childage.ru

    Логическое развитие детей 6 7 лет

    Логические задачи для детей 6-7 лет

    Решение задач и головоломок на логику и сообразительность отлично развивает детский интеллект и гибкость мышления. Выполнение всего 3-5 заданий в день поможет ребенку очень достойно подготовиться к школе, а регулярные тренировки по 10 и более заданий ежедневно способны существенно улучшить интеллектуальные способности ребенка.

    Логические задачи — пожалуй, лучшая разминка для ума в возрасте 6-7 лет. Классические логические задачи и головоломки, правда и ложь, перестановки и другие задания — отличная возможность интересно провести время с ребенком или озадачить его самостоятельно полезным развивающим занятием.

    Начните с простых заданий с ответами

    Затем вы можете разобрать с ребенком несколько предложенных для ознакомления логических задач с комментариями и ответами. Порешать задачки на расстановку предметов, размещения, перестановки будет полезно и интересно и 6-летнему ребенку, и тому, кто сейчас учится в 1-2 классе.

    Задача 1. Найди правильные ящики для конвертов

    Зелёный конверт нужно положить не в первый ящик, а жёлтый — во второй.

    Помоги почтальону определить правильные ящики для каждого конверта.

    Сначала положим жёлтый конверт во второй ящик.

    По условию, зелёный нужно положить не в первый ящик, а второй ящик уже занят. Значит, зелёный конверт нужно положить в третий.

    Красный -в первый.

    Задача 2. Расставь осьминожек над отрезком

    У папы-осьминога четверо детей -зелёный, синий, жёлтый и красный.

    Чтобы всех выкупать и не запутаться, папа выстроил их в очередь.

    Определи в каком порядке слева направо папа выстроил своих детей, если известно следующее:

    -зелёный стоит между жёлтым и синим;

    -синий -между красным и зелёным;

    -последним будет купаться не красный.

    Поскольку зелёный купался между жёлтым и синим, а синий -между красным и зелёным, зеленый и синий не будут крайними. Значит, с краю будут красный и жёлтый.

    Красный -не последний, значит, он -первый. Соответственно, последним будет жёлтый.

    Синий купался между красным и зелёным, то есть вторым, а зелёный -третьим.

    Развитие логического мышления ребенка 6 лет

    Как развивать логическое мышление ребенка?

    В данной статье мы расскажем вам как развивать логическое мышление детей 6 лет с помощью игр.

    Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, требующий не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, которые закреплены в словах.

    Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать в уме .

    Логические приемы — сравнение, анализ, классификация, синтез, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

    Игры на развитие логического мышления детей

    На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?

    Предложите ребенку нарисовать деревья.

    Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?

    Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.

    Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.

    Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.

    Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник), вырезанные из картона.

    Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:

    Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

    Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано. Например:

    — Этот предмет летает?

    — У него есть крылья?

    — Он высоко летает?

    — Он сделан из пластмассы?

    — У него есть пропеллер?

    Я беру с собой в дорогу

    Необходимый инвентарь: карточки с изображениями самых разных предметов.

    Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.

    Берите карточки по очереди и рассказывайте о том, как может пригодиться этот предмет.

    Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.

    Обыгрывайте различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

    Совет: напишите под предметами их названия.

    Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару хищник — жертва .

    Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

    капуста — гусеница — воробей;

    злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

    травы — насекомые — птицы;

    травы, цветы — шмель, пчела.

    комар — лягушка — цапля;

    червяк — рыба — чайка;

    ряска — малек — хищная рыба.

    растения — гусеница — птицы;

    растения — грызун — хищные птицы;

    растения — заяц — лиса, волк;

    грибы — белки — куницы.

    Распредели правильно

    Необходимый инвентарь: 24 карточки с изображениями разных людей.

    Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.

    Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.

    Какие люди остались вне комнат? Какие могут войти в две, три или четыре комнаты?

    Необходимый инвентарь: 20 карточек с изображениями птиц.

    Птицы на карточках должны быть разные: домашние, дикие, перелетные, зимующие, певчие, хищные и т. п.

    Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами.

    Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

    Необходимый инвентарь: бумага, две ручки.

    Очень известная и очень простая игра. Нарисуйте квадрат из девяти клеток 3×3.

    Объясните ребенку правила игры: каждый из игроков выбирает себе крестик или нолик. Затем по очереди игроки ставят свои значки в пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым выстроит три своих значка (крестики или нолики) в прямую линию (по вертикали, горизонтали или диагонали).

    Есть еще усложненный вариант игры. Правила остаются прежними, а вот поле увеличивается на одну клетку: в нижнем ряду справа дорисуйте еще одну ячейку (как на рисунке).

    Логическое мышление можно развивать: задания для детей 6-7 лет

    Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

    Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.

    Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

    Особенности мышления и логики у старших дошкольников

    Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

    Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

    В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

    При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

    Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

    Развивайте детей играя

    Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

    «Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

    Их можно разделить на несколько групп:

  • Речевые игры — направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  • Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  • Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  • Интерактивные игры. которые устанавливаются на гаджеты.
  • Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

    Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

    «Все шарики красные».

    «Зимой всегда идёт снег».

    «Все птицы улетают на юг».

    «Некоторые карандаши сломаны».

    «Летом мы надеваем рукавицы».

    «Чай всегда горячий».

    «Блины нужно есть с вареньем.

    Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

    Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

    Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

    Задание — ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

    Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

    «Шкаф, комод, диван, стул» — мебель.

    «Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» — транспорт.

    «Анна, Елена, Мария, Ольга» — женские имена.

    Игра — назови одном словом

    Назови одним словом

    Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

    Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

    Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

    Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

    Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

    Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

    Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

    Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

    Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

    Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

    Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

    Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

    Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

    • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
    • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
    • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
    • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).
    • Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.

      vospityvaem-detej.ru

      Как развить образное мышление у ребенка 6-7 лет

      Формированию мышления на начальных школьных этапах отводится важная роль. С наступлением обучающей стадии оно перемещается в развитый у малыша психоцентр и представляет собой основу системы остальных психических функций, находящихся под влиянием характера. В этот момент мышление дошкольника находится на этапе, являющемся переломным в развитии. Таким образом, выполняется перемещение от наглядно-образного в словесно-логическое мышление. Тем самым придается действиям мысли ребенка двойственность. Итак, как развить образное мышление у ребенка 6-7 лет,что это такое и некоторые способы развития.

      Как развить образное мышление у ребенка 6-7 лет

      К тому времени, как наступает время ребенку отправляться в первый класс, у него создано наглядно-действенное мышление, представляющее важную основу образовательного развития и помогающее в последующей учебе. Плюс к этому, дети такого возраста должны обладать элементами логического мышления. Как видите, на таком отрезке жизни у школьника начального класса формируются разные мыслительные виды, активно помогающие успешно овладевать учебной программой.

      Что же это такое? Ребенок, имеющий высокую степень развития наглядно-действенного мышления, отлично справляется с различными видами продуктивной работы, в которой для достижения поставленных задач возникает необходимость умело работать по наглядным примерам, соотносить параметры и форменные отличия разных предметов.

      В этом случае должно быть развито умение решать задачу сначала в качестве представления, а затем уже на конкретных предметах.

      Что предпринять, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление?

      Наиболее эффектным методом его развития считается предметно-орудийное творчество. Оно более цельно воплощается в конструировании. С этой целью будет совсем неплохо, если в каждом отдельном классе или группе будет находиться подборка различных конструкторов из пластмассы, дерева, металла и прочее.

      Хорошо помогают развитию на этом этапе различные упражнения, выполняемые при помощи обычных спичек. Когда создается из них фигура, в которой, перенеся одну-две спички, можно добиться другой. Неплохо выполнять и задания с бумагой и ножницами. В данном развитии отлично помогают процессы рисования, нахождения выходов в лабиринтах, конструирования по задуманному малышом объекту.

      Прекрасным способом будет применение некоторых упражнений:

      — четвертый лишний. Задача предполагает исключить один из предметов, не обладающий определенными признаками, чтобы походить на остальные

      — придумывать отсутствующие главы рассказа, которые пропущены (начало, середина или конец). Это отлично помогает формировать и речь, пополняет запас слов, стимулирует воображение и фантазии

      — хорошо будет разгадывать загадки и задачки на логику, различные головоломки, которые в больших количествах можно отыскать в различных методических пособиях.

      Но на практике становится ясно, что подобное разделение мышления на ряд видов считается искусственно созданным и применяется исключительно для специальной диагностики уровня развития психики. Это от того, что в некоторых решениях принимают участие все мыслительные виды, без которых не обойтись.

      Среди полезных упражнений на такое развитие можем предложить самые простенькие задачки, решаемые с помощью спичек:

      — выложить два равных треугольника из пяти спичек

      — составить пару равных квадратов из семи палочек

      — используя семь палочек, выложить три одинаковых треугольника.

      Добавим, что с использованием таких задачек будет развиваться и пространственное мышление.

      razvitiedetei.info

      Развитие логического мышления у младших школьников

      Логическое мышление развивается рано. Мы задействуем логику каждый день, выполняя даже самые простые операции. Дети сталкиваются с необходимостью «подумать логически» еще с первых месяцев жизни.

      В 6-7 лет происходит огромный скачок в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Многое меняется, начинается школа. Там новые предметы, нужно быстро учиться, запоминать, делать выводы. Родители могут помочь развитию детей с помощью простых упражнений и занятий. Они нацелены на развитие логики в виде игры. Важно вовремя направить своего ребенка по пути правильного развития. Тогда ребенку в школе будет гораздо проще и интереснее.

      Родителям помогут развивающие кружки: там профессиональные преподаватели занимаются с детьми разного возраста. В жизни вашего ребенка начинается пора открытий. Весь мир перед ним — нужно лишь направить его энергию на интересное, полезное обучение.

      Без него мы бы просто не могли существовать. Логика присутствует во всех наших действиях. Дети пока что даже не осознают, насколько хорошо их мозг справляется с простыми логическими задачками. Тем не менее это происходит на подсознательном уровне. В 5-7 лет логическое мышление у детей пора выводить на осознанный уровень.

      В большинстве школ требуют, чтобы дети приходили уже подготовленными: умели читать, рисовать, ориентировались в геометрических фигурах. Если родители недостаточно занимались с ребенком в дошкольном возрасте, то могут начаться проблемы. Дело не в том, что ваш малыш неспособен к каким-то наукам (математике, географии, языкам…) – он просто не умеет правильно задействовать логику для обучения.

      Мама и папа вполне могут сами подготовить ребенка к школе, при этом учеба будет восприниматься как игра. Есть три составляющие логического мышления, каждая из которых отвечает за разные типы умственной деятельности. Тут главное определить, какой тип логического мышления лучше развит у вашего ребенка. Так вы легко поможете ему, а он сможет найти себя в творчестве или точных науках, лучше поймет, к чему у него есть способности и тяга.

      Наглядно-образный тип мышления

      Связывает зрительное восприятие и логический вывод. Этот тип мышления больше всего похож на воображение. Ребенок (да и взрослый тоже) не всегда обладает достаточными сведениями о предмете. Но все же необходимо, используя логику, достроить полную картину. Здесь есть простое упражнение.

      Вы рисуете часть картинки, а вторую предлагаете дорисовать малышу. Начните с простых и понятных ему образов: круг, сердечко, домик, цветок. Потом можно перейти на более сложные образы, которые требуют от него воображения.

      Здесь важно, чтобы дети чувствовали некую логику в том, что они делают. Если у вас на картинке часть пейзажа, то логично нарисовать что-то в том же стиле. Если ребенок не может придумать, что именно, заканчивает все геометрическими фигурами, непонятными символами или линиями, значит что-то не так в развитии наглядно-образной логики.

      Здесь также важно, чтобы у ребенка была определенная база знаний об окружающем мире. Это говорит о степени его интеллектуального развития.

      Словесно-логическое мышление

      Подразумевает нахождение взаимосвязей между предметами и событиями, которые малыш может объяснить. Начинает функционировать довольно рано, но нужно отслеживать его развитие, иначе малыш просто запутается. Свои же выводы могут завести его в тупик. С ребенком нужно делать простые упражнения, чтобы он начал правильно выстраивать в голове связи между предметами.

      Здесь подойдут задачки на цвета и формы. Например, у вас есть разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги. Предложите ребенку классифицировать их:

    • по цвету (разные фигурки, но все одного цвета);
    • по определенной форме (разный цвет, но форма одна);
    • наличию схожих признаков (овалы и круги, все красные).
    • Предложите ребенку самому придумать еще какой-то критерий для классификации. Это не так просто, как кажется. Когда он даст вам ответ, попросите его обосновать. Этот вид мышления очень важен.

      Дети, побывав на разных этажах одного здания, могут сами делать вывод вроде «для нас это пол, а для тех, кто под нами — потолок». Уже в 5-6 лет они могут связывать события по своей логической схеме. Вы читаете ему сказку про Серого Волка. Теперь, когда кто-то заговорит о пропаже человека или вещи, первая логическая мысль у малыша будет «его/это похитил Серый Волк?».

      В данном случае у него есть отрицательный, злой персонаж. Дети еще не знают всего о нашем обществе и мире, так что проще все нехорошие события приписывать известному злодею. Очень важно, чтобы процесс мышления не проходил только лишь в голове. Обсуждайте с ребенком причину и следствия разных происшествий, действий. Для детей важно, чтобы вы своим примером показывали буквально, «как нужно думать».

      Абстрактное мышление

      Этот тип мышления предполагает, что школьник может отбросить мелочи и рассматривать картину происходящего в целом. Появляется позже, в 6-8 лет. Чем больше накоплено информации о мире, тем сильнее развитие абстрактного мышления. Мы понимает, что важно, а что не важно. Черная, красная или белая — любая кружка может быть использована для питья. В нее можно наливать воду, молоко, чай, сок и т.д. Разного цвета или формы, кружка останется кружкой, если соответствует общему понятию об этом предмете.

      Абстрактное мышление на то и абстрактное, что предполагает множество обобщений. «Птицы умеют летать. Ворона летает по двору. Значит, ворона — это птица». Абстрактное мышление иногда нужно нам для того, чтобы заполнять проблемы в знаниях. Мы можем дополнить их, следуя простой логике. У детей, склонных к творческой деятельности, такое мышление очень сильно развито.

      Развивать его дополнительно можно, используя простые задачки. Например, написаны слова:

      А С Т О Б В У (автобус)

      И Н И К Г (книги)

      Ф К А И Р А (Африка)

      Нужно быстро восстановить порядок букв. Тут человек использует абстрактный тип мышления. Он не задумывается над словом «иникг», например. Что бы это могло значить? Слышал ли он это слово? Нет, ребенок выполняет задачу, переставляет буквы местами и получает известное слово.

      Проблема неуспеваемости в школе

      Не во всех школах преподаватели уделяют много внимания развитию логики – они стремятся уложиться в педагогический план на год. Первые 3 класса — самая важная пора становления мышления. В это время детям нужно давать задачки, развивающие разные виды логики. Если упустить этот важный возраст (5-7 лет), то дальнейшее обучение в школе будет трудным. Ребенку будет неинтересно учиться, ведь ему не показали, как это нужно делать.

      Отсюда неуспеваемость, за которую ругают родители. Тут уже возникает другая «логика» мышления: главное получить хорошую оценку, а не знания. Списать, обмануть, не прийти — только бы избежать двойки, тройки. У детей вырабатывается такая логическая цепочка и соответствующая модель поведения: им не важно, научился он чему-то или нет, а важно, чтобы не ругали родители. Тут школа может сильно испортить дальнейшую жизнь детям, если педагог начальных классов не уделит достаточно времени на развитие логики в 1-2 классе.

      Закончится школа, начнется взрослая жизнь. Там мы должны сами выбирать себе будущее, профессию, работу. За 10 лет в школе станет понятно, какой тип мышления преобладает у ребенка – ведь заниматься тем, что не очень понимаешь, неинтересно. И в 10 лет, и в 17 лет человек уже точно знает, чего бы ему хотелось.

      Нужны ли кружки, детские развивающие центры

      Детские кружки и развивающие центры есть в каждом городе. Если вы довольны ситуацией в школе, педагог уделяет много времени именно детям, а не своему учебному плану, то у вас отличная школа. Если же нет — отведите его на занятия по развитию логики. У детей здесь много пространства для творчества и размышлений.

      Главное в том, что кружки поощряют инициативу. Перед тем как записать куда-то ребенка, неплохо было бы проконсультироваться с детским психологом. Он поможет определить бреши в развитии. Иногда лучше всего помогает творчество: рисование, лепка, флористика, работа с шелком.

    • развивает мелкую моторику;
    • показывает, что у детей есть воображение и его можно использовать;
    • снимает рамки — оценки. Нет оценок, значит можно действительно творить.

    Творчество развивает абстрактное и образное мышление. Ребенку легче выражать свои мысли, если он может что-то нарисовать или слепить.

    Ваши домашние занятия

    Ругать детей, унижать их — это неправильный метод воспитания. Уделите 30 минут на то, чтобы позаниматься. Не нужно делать из этого принуждение или угрожать запретами. Чего вы добьетесь запретами и криками? Лишь того, что ребенок по своей логике будет считать, что к вам тоже нельзя обращаться за помощью.

    Предложите ему найти ответы на занимательные вопросы.

    1. У стула сняли все 4 ножки. Стул будет стоять?
    2. Трамвай едет по рельсам, видит вдали девочку. Трамвай сможет ее объехать?
    3. Кубик может катиться по столу? Почему да или нет?
    4. Одновременно стартовали велосипедист и автомобилист. Велосипедист может обогнать водителя авто?
    5. Ты смотришь хоккей по телевизору. Может ли шайба вылететь и ударить тебя по голове?
    6. Что легче нести: сумку или мешок?
    7. Нужно долго идти по глубокому снегу. Как легче: в ботинках или на лыжах?
    8. Ванна наполнена до краев. Что будет, если залезть в нее?
    9. Зимой зайчик меняет цвет своей шубки: была серая – стала белая. Зачем это нужно?
    10. Каждый вопрос здесь требует не однозначного ответа «да» или «нет», а размышления. Задействуются все три типа логического мышления. Вы можете разбирать за раз 3-4 вопроса. Такой объем работы у детей 6-7 лет не вызовет скуки.

      Будьте готовы к вопросам – теперь уже от ученика. Например, вы разбирали пункт 9 про зайчика. Он может заинтересоваться, каким образом зверек меняет шубку, кто еще в лесу будет менять цвет меха, больно ли это? Это хорошо, что появляются вопросы, значит мышление работает активно.

      Совет детского психолога

      Никто из нас не совершенен. Конечно, есть гении, вундеркинды и «дети индиго». В основном нормальное развитие ребенка таково, что какой-то из видов логики будет у него преобладать. Не стоит ругать его за то, что в абстрактном мышлении он хорош, а вот словесно-логически мыслить не умеет. Это результат того, что:

    11. преподаватель не умеет правильно объяснять разные вещи на примерах. Нам легче учиться именно на примерах в 5-7 лет, а не просто слушать теорию;
    12. развитию этого навыка не уделялось время, не было тренировок;
    13. ребенок лучше воспринимает другие типы логики.
    14. Больше разговаривайте, обсуждайте все:

    15. как прошел день;
    16. какой фильм вы смотрели на прошлой неделе, чем он запомнился;
    17. какой любимый герой у вашего сына, какие у него есть суперсилы и как он их использует? Побеждает хитростью и умом или просто грубой силой?
    18. почему и как происходят разные процессы в природе;
    19. как выбрать себе профессию;
    20. почему друзья ссорятся и т.д.
    21. Существует так много тем, которые интересуют детей! Если вы тоже проявите к беседе живой интерес, то увидите, как именно думает ваш ребенок.

      rebenkoved.ru

      Развитие мышления ребенка 6-7 лет

      ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

      Логика – наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего – нибудь.

      Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

      Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:

      1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;

      2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

      3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

      Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.

      Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

      Ребёнок к 5 – 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

      К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.

      Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо:

      • учить детей находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей;

      учить детей видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы явлениях;

      • формировать и развивать основные операции мышления;

      • учить детей выдвигать идеи и проверять их истинность на практике;

      • учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально

      ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – развитие логического мышления детей; знакомство с операциями

      логического мышления; повышение интереса к процессу познания нового как для себя,

      так и для окружающих людей; воспитание творческой активности, мыслящей личности.

      В связи с этим выдвигаются следующие ЗАДАЧИ:

      1) Придание обучению развивающего характера.

      2) Обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания.

      3) Интеграционный подход к содержанию и приёмам организации педагогического

      процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развития ребёнка.

      4) Формирование благоприятной среды обучения и развития с учётом возрастных

      5) Тесная связь с жизнью, окружающим миром.

      ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

      1) Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям

      2) Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

      3) Личностно – ориентированный подход к детям.

      4) Изучение интересов и потребностей детей.

      5) Практическое участие и наглядное оформление.

      6) Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

      Отбор ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ осуществлён исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. В частности, они позволяют научить детей:

      ? описывать признаки предметов, слов, чисел;

      ? узнавать предметы по заданным признакам;

      ? определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;

      ? выделять существенные признаки предметов;

      ? сравнивать между собой предметы, слова, числа;

      ? классифицировать предметы, слова, числа;

      ? определять последовательность событий;

      ? судить о противоположных явлениях;

      ? определять отношения между предметами типа род – вид, часть – целое и т.д.

      ? давать определения тем или иным понятиям;

      ? развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

      ? развивать речь, находчивость, сообразительность.

      Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на организацию умственного развития ребёнка.

      Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно

      использовать в различных видах деятельности.

      Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от

      поставленных задач, по выбору педагога:

      — самостоятельная деятельность детей;

      МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

      Занятия по логике делятся на несколько видов:

      1) Обучающие занятия. На этих занятиях детально разбираются понятия,

      определения признаков предметов. Обучение начинается со знакомства с предметом логики,

      его основными категориями.

      2) Закрепляющие занятия. Предполагают повтор изученного материала. Некоторые

      задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае

      опора делается на полученные знания детей.

      3) Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны

      уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.

      На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое

      запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе

      которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с

      логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины,

      предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на

      поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

      ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

      ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

      1) Логика. Что это такое?

      2) Загадки. Анализ построения.

      3) Анализ. Синтез. Признаки предметов.

      4) Цвет. Форма. Размер.

      1) Вкус. Запах. Материал.

      2) Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком.

      3) Сравнение. Сериация. Вид – род.

      4) Отрицание. Ограничение.

      1) Обобщение. Классификация.

      2) Что лишнее? Чего не хватает?

      1) Алгоритм отгадывания.

      4) Ожившие фигуры. Преобразования.

      1) Чего на свете не бывает?

      2) Логика в математике.

      3) Логика и наша речь.

      1) Логика в окружающем мире.

      2) Ощущения. Восприятия. Представления.

      3) Понятие. Абстрагирование.

      1) Слова. Определения.

      2) Части – целое. Причина – следствие.

      3) Последовательность. Противоположность.

      4) Количественные и качественные соотношения предметов.

      1) Логические пары. Логические цепочки.

      2) Сочинение на заданную тему.

      3) Чего только не услышишь.

      Взгляд с позиции другого.

      1) Нелогичные ситуации.

      2) Поиск способов применения предметов.

      3) Логические примеры и логические задачи.

      ВСЕГО: 32 занятия

      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

      (1 час х 32 недели = 32 часа)

      № Тема Задачи Содержание

      1 «Логика. Что это такое?» Познакомить детей с предметом логики. Дать представление о познании человеком окружающего мира, об основных формах чувственного познания и абстрактного мышления. Формировать умения детей активно включаться выполнить поставленную задачу самостоятельно, точно. 1 Знакомство с предметом «логика».

      3 Упражнение «Кто наблюдательнее?»

      4 Беседа о временах года.

      5 Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (коллективная)

      2 Загадки. Анализ построения. Учить детей отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Познакомить детей с загадкой, как одной из единиц познания окружающего мира. 1 Беседа о загадках.

      2 Классификация загадок.

      3 Упражнение «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

      5 Беседа о временах года «Когда это бывает?»

      3 Анализ. Синтез. Признаки предметов. Познакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез. 1 Беседа о предметах которые нас окружают.

      2 Упражнение «Определи предмет на ощупь»

      3 Упражнение «Узнавание предмета по заданным признакам»

      5 Упражнение «Определи время года по перечисленным признакам»

      4 Цвет. Форма. Размер. Учить детей вычленять в предметах данные признаки, обосновывать его выбор, доказывать его целесообразность. Развивать сенсорное восприятие, умение выполнять задание по инструкции. Активизировать речь детей, учить детей рассуждать вслух. 1 Повторение предыдущей темы, вычленение первых трёх признаков предметов: цвет, форма, размер.

      2 Упражнение «Кто наблюдательнее?»

      3 Игра «Круг, треугольник, квадрат»

      4 Игра «Определи фигуру»

      5 Вкус. Запах. Материал. Познакомить детей с ещё некоторыми признаками предметов, характерных не для всех предметов, а только для специфических. Упражнять детей в соотношении предмета с материалом, из которого он изготовлен. Поощрять и поддерживать интерес детей к выполнению заданий. 1 Вычленение специфических признаков предмета (вкус, запах)

      2 Игра «Угадай на вкус»

      3 Игра «Определи по запаху»

      4 Упражнение «Что из чего?»

      5 Упражнение на выделение признаков предметов.

      6 Графическое упражнение на тренировку памяти.

      6 Живое – неживое. К какой группе относится. Использование человеком. Учить детей определять по существенным признакам отношение предмета к определённой группе. Выяснить значение каждого из предметов для использования человеком. Упражнять детей в установлении причинно – следственных связей, в умении видеть результат, полученный в ходе определённой работы. 1 Беседа по теме. Знакомство со способами группировки предметов по какому – либо признаку.

      3 Упражнение «Предметное лото»

      4 Упражнение «Продолжи предложение»

      5 Закрепление знаний о сезонных явлениях.

      7 Сравнение. Сериация.

      Вид – род. Формировать и развивать у детей основные операции мышления. Учить находить сходства и различия между предметами и явлениями. Формировать умения устанавливать наиболее часто встречающиеся отношения между понятиями, такими как вид – род. Развивать зрительное и слуховое восприятие. 1 Закрепление всех признаков предметов.

      2 Упражнение «Цепочка слов»

      3 Изучение и знакомство с новыми понятиями.

      Игра «Сравнение». Как нужно сравнивать. Как нельзя сравнивать.

      5 Упражнение «Доскажи словечко»

      Ограничение. Учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории. Упражнять в умении видеть корень проблемы. Формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа. 1 Закрепление видовых и родовых понятий. Игра «Рыбы – птицы – звери»

      2 Упражнение «Наоборот»

      3 Работа с предметами. Игра «Что загадали?»

      5 Отгадывание загадок (с использованием ограничения, отрицания)

      9 Обобщение. Классификация.

      Познакомить детей с классификацией предметов и её существенными признаками (естественными и основными) и не существенными (вспомогательными). Учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Упражнять детей в умении находить и использовать свойства объектов для достижения поставленной цели. 1 Упражнение «Продолжи ряд»

      2 Знакомство с понятиями «классификация», «обобщение».

      3 Работа в малых группах на классификацию предметов и явлений.

      4 Игра «Подбери по смыслу»

      6 Графическое упражнение.

      Чего не хватает? На основе полученных знаний, учить детей видеть противоречия, устранять ошибку, которую они считают допущенной. Развивать внимательность, наблюдательность, умение анализировать предложенный материал. 1 Беседа по прошлой теме, закрепление приёмов обобщения и классификации.

      2 Упражнение «Пропущенные фигуры»

      3 Игра «Чего без чего не бывает»

      4 Работа в парах по карточкам «Чего без чего не бывает»

      5 Игра «Что лишнее? Кто Лишний?»

      6 Графическое упражнение по образцу «Закономерность»

      11 Придумывание загадок. Упражнять детей в придумывании загадок, отражая в них характерные признаки предмета, о котором идёт речь. Развивать абстрактное мышление, воображение . Формировать творческую активность, развивать речь. 1 Работа с различными видами загадок.

      2 Разгадывание ребусов, шарад

      3 Беседа по теме. Определение структуры и плана построения загадки.

      4 Придумывание загадок детьми. Анализ результатов.

      6 Упражнение на ориентировку «Красный, жёлтый, зелёный»

      12 Алгоритм отгадывания. Упражнять детей в умении анализировать, выдвигать идеи и проверять их истинность на практике. Развивать умственную активность детей, способность мыслить логично, использовать умение оперировать полученными знаниями. 1 Упражнение «Узнай предмет по заданным признакам»

      2 Установление алгоритма отгадывания.

      3 Упражнение «Шумно, вкусно, кругло, красно»

      4 Работа в группах по карточкам (одна группа загадывает предмет, другая, используя алгоритм, отгадывает)

      6 Диктант «Замени название предмета геометрической фигурой»

      13 Суждения. Упражнять детей в умении утверждать или отрицать признаки предметов или их отношений. Учить детей не только выдвигать идеи, но и развивать умение тщательно и детально разрабатывать их. Формировать активность и личное участие в выдвижении тех или иных суждений. 1 Игра «Хорошо – плохо»

      2 Закрепить времена года и их признаки. Высказать своё суждение о них.

      3 Упражнение «Вопрошайка»

      4 Игра «Интеллектуальный теннис»

      5 Упражнение «Закончи предложение – выскажи суждение»

      14 Умозаключения. Учить детей делать выводы, опираясь на факты обследования; получать заключение по определённым правилам вывода. Упражнять в установлении связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. 1 Игра «Что сначала, что потом»

      2 Природные явления и времена года: взаимосвязь, смена, признаки.

      4 Упражнение «По какому признаку?»

      5 Весёлая игра на внимание и мышление «Он – она»

      6 Графический диктант.

      15 Ожившие фигуры. Преобразования. Учить детей тщательно и детально обследовать фигуры, делать выводы. Во время преобразования фигур формировать умения учитывать все факторы преобразования. Развивать мышление, сосредоточенность на поставленной задаче. 1 Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»

      3 Знакомство с «Фабрикой преобразований»

      4 Игра «Ожившие фигуры»

      5 Упражнение «Пропавшие буквы в весёлых стихах»

      6 Упражнение на тренировку памяти.

      16 Чего на свете не бывает? Формировать у детей образное мышление, фантазию, умение логично высказывать своё суждение. Развивать творческую и речевую активность, лингвистическое мышление. 1 Беседа по теме «Так бывает или нет?»

      2 Упражнение «Нелепицы»

      3 Игра «Слова, которых не бывает»

      4 Упражнение «Чего на свете не бывает?»

      5 Игра «Исправь ошибку»

      6 Графическое упражнение «Фантазия».

      17 Логика в математике. Учить детей мыслить логически и творчески выражать свои мысли, используя математические термины. Развивать всестороннее восприятие конкретного. 1 Упражнения «Лишнее число», «Математические бусы», «Ошибки – невидимки»

      2 Игра «Путешествие» (по ориентировке на плоскости листа).

      3 Упражнение «Сосчитай фигуры»

      4 Упражнение «Форма. Размер. Цвет»

      5 Игра «Ошибка художника»

      6 Диктант на внимание и мышление.

      18 Логика и наша речь. Упражнять детей в умении выражать свои мысли, слушать и понимать других. Развивать навыки речевого общения, умение правильно и логично строить фразы. 1 Игра «Назови слово»

      2 Коварная викторина про слова.

      4 Упражнение «Продолжи рассказ»

      5 Ребусы и анаграммы «Зашифрованное слово»

      6 Расшифруй и напиши слово.

      19 Логика в окружающем мире. Учить детей находить и вычленять логические связи в окружающем мире, делать выводы. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями. Развивать познавательную активность детей. 1 Упражнение «Сравним картинки»

      3 Игра «Из отдельных частей собери предмет скорей»

      4 Упражнение «Придумай название»

      5 Чтение произведения о временах года.

      Представления. Упражнять детей в познании окружающего мира с помощью чувственных форм. Учить детей пользуясь своими ощущениями судить о предмете в целом. Развивать внимательность и сосредоточенность. 1 Беседа по теме.

      2 Игра «Чудесный мешочек»

      3 Упражнение «Узнаем предмет по заданным признакам»

      4 Задания с палочками.

      5 Упражнение «Соедини картинки и слова»

      21 Понятие. Абстрагирование. Учить детей мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных. Развивать умственную активность. 1 Упражнение «Объясните понятие»

      2 Упражнение «Найдём предмет не похожий на другие»

      3 Игра «Что на что похоже»

      4 Упражнение «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»

      5 Упражнение «Поиск предметов с противоположными свойствами»

      6 графическое упражнение «Мозаика» (абстрактный рисунок).

      22 Слова. Определения. Развивать у детей мыслительные операции анализа и синтеза; формировать умения и навыки в составлении определений. Развивать связную речь, умение логично выстраивать свой ответ. 1 Беседа по теме.

      2 Упражнение «Дай определение»

      3 Игра «Закончи предложение»

      4 Упражнение «Соедини слова»

      5 Упражнения «Вставь в определение нужное слово», Проверка определений»

      23 Часть – целое. Причина – следствие. Продолжать учить детей классифицировать предметы, но не только по видовым иродовым понятиям, но и по составляющим каждого отдельного предмета. Развивать наблюдательность, стремление к самостоятельному умозаключению. 1 Отгадывание загадок.

      2 Игра «Рассеянный художник»

      4 Коллективная работа «Подбери заплатки к коврикам»

      5 Упражнение «Установи причину событий»

      6 Графическое упражнение «Закончи рисунок»

      Противоположность Формировать у детей понятийное мышление, стремление к овладению основными операциями логического мышления; умение исключать неясность, двусмысленность. 1 Игра «Круглый год»

      2 Упражнение «Последовательность»

      3 Творческое задание «Проектировщики и строители»

      4 Упражнение «После, потом, сейчас»

      5 Упражнение «Знакомим с противоположными понятиями»

      6 Графическое упражнение «Закончи узор»

      25 Количественные и качественные соотношения предметов. Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, уметь понимать их категории. Познакомить детей более подробно с группой парных понятий. Развивать умение делать самостоятельные выводы. 1 Беседа по теме.

      3 Упражнение «Прочитаем сказку»

      4 Упражнение «Отгадываем загадки, ответим на вопросы»

      5 Объяснение смысла пословиц.

      6 Графическое упражнение «Разноцветные бусы»

      26 Логические пары.

      Логические цепочки. Учить детей составлять логические пары, учитывая какой – либо общий признак, уметь объяснить свой выбор. Упражнять детей в составлении логических цепочек с учётом признака последнего предмета в цепочке. Развивать логическое мышление, умение давать чёткие ответы. 1 Упражнение «Найди пару»

      3 Игра «Что сначала, что потом»

      4 Упражнение «Найди сходство»

      5 Игра «Логические цепочки»

      6 Графическое упражнение «Укрась кубики»

      27 Сочинение на заданную тему. Предложить детям придумать, как можно больше предложений на заданную тему, как реалистичных, так и фантастических. Учить детей прослеживать логическую связь между ними. 1 Беседа по теме.

      2 Игра «Угадай героя сказки»

      3 Игра «Зашифрованное слово»

      4 Упражнение «Сочиняем наоборот»

      5 Сочиняем сказку «Загадочный ящик»

      6 Графическое упражнение «Два Замка»

      28 Чего только не

      услышишь. Учить детей видеть и понимать неожиданные нестандартные оттенки и нюансы ситуаций, выделять логические несоответствия. Развивать внимательность, творческую активность. 1 Беседа по теме «Звуки вокруг нас»

      2 Игра «Испорченный телефон»

      3 Игра «Переведите с детского языка»

      4 Упражнение «Каскад слов»

      5 Разучивание и повторение скороговорок.

      6 Графическое упражнение «переведи язык звуков, на язык линий»

      29 Взгляд с позиции другого. Учить воспринимать одни и те же события по-разному, поощрять в детях не только результат, но и саму попытку решения ситуации. Развивать у детей желание обсуждать ситуацию, делать свои выводы. 1 Игра «Фотограф»

      3 Весёлая этимологическая викторина.

      5 Взгляд с позиции другого.

      6 Графическое упражнение «Зеркало»

      30 Нелогичные ситуации. Учить детей отличать нелогичные ситуации от других, привычных. Упражнять в умении самим, создавать такие ситуации. Развивать внимание, творческую активность. 1 Игра «Кто что делает?»

      4 Упражнение «Найди ошибку в рисунках»

      5 Игра «определи, что здесь изображено?»

      6 Графическое упражнение «Нарисуй по точкам»

      31 Поиск способов применения предметов. Развивать у детей способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета. Развивать умение вводить предметы в самые разные ситуации и взаимосвязи. 1 Игра «Поиск общих свойств»

      2 Игра «Поиск предметов обладающих сходными свойствами»

      3 Игра «Поиск предметов с противоположными свойствами»

      4 Упражнение «Новая жизнь старых вещей»

      5 Игра «Как это можно использовать?»

      32 Логические задачи. Развивать у детей логическое мышление, умение применять полученные знания для решения нестандартных задач. Упражнять в умении мыслить разносторонне. 1 Логические задачи.

      2 Весёлые задачки для маленьких умников.

      3 Упражнение «Найди закономерность»

      4 Коварная викторина про слова.

      5 Игра «логический домик»

      6 Графическое упражнение «Штриховки»

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

      1) Государственный общеобязательный стандарт образования РК Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.

      2) Государственный базовый минимум образования в предшколе.

      3) Общеобразовательная программа предшкольной подготовки 5-6 летних детей в условиях школы.

      4) Асанов Л. «Лучшие задачи на сообразительность» Москва, «АСТ – ПРЕСС» 1999 г.

      5) Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» Ярославль, «Академия развития» 1996 г.

      6) Гаманов Ю. «Развиваю логику и сообразительность» «Питер» С-Пб, 2000 г.

      7) Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» С-Пб, «Детство» изд. 2-е испр., доп. 2002 г.

      8) Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. «Логика и счёт» Москва, ИКЦ Март 2004 г.

      9) Светлова И. «Развиваем логику» Москва «Эксмо» 2002 г.

      10) Соколова Е.И. «Логика» (Готовимся к школе по интенсивной методике) Москва «Эксмо» 2002 г.

      11) Соколова Е.И. «Занимательная логика» Москва, «Атберг» 1998г

      12) Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Ярославль, «Академия развития» 1997 г.

      13) Годовой курс для детей 6-7 лет «Логика, мышление» Москва , «Мозаика» 2003 г.

      1) Объяснительная записка

      2) Цели программы

      4) Принципы построения программы

      5) Отбор познавательных задач

      6) Методы и формы решения поставленных задач

      7) Примерное распределение учебного материала

      8) Тематическое планирование занятий

      9) Прогнозирование результатов

      10) Список используемой литературы

      Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в предшкольном возрасте, то в начальной школе будет облегчен процесс усвоения основных знаний, умений, навыков.

      Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:

      ? описывать признаки предметов, слов и чисел;

      ? узнавать предметы по заданным признакам;

      ? определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;

      ? выделять существенные признаки предметов;

      ? сравнивать предметы, слова, числа;

      ? определять последовательность событий;

      ? определять отношения между предметами типа род – вид;

      ? давать определения тем или иным понятиям;

      ? устанавливать причинно – следственные связи;

      ? высказывать суждения, делать выводы;

      ? уметь производить простейший анализ и синтез;

      ? формируется речь, находчивость, сообразительность.

      У детей появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

      Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.

      Перед обучением в начальной школе у ребёнка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.

      referatikz.ru