Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  • Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  • Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  • Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.
  • У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  • Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  • Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  • Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.
  • Мыслительные операции

    Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

    1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
    2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
    3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
    4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.
    5. У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

      1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
      2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
      3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.
      4. Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

        Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

        Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

        Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

        У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

        В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

        Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

        Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

        Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

        Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

        Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

        Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

        К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

        К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

        Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

        doshkolnik.net

        Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений

        Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений

        Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

        Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления как способы познавательной деятельности необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

        Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

        Таким образом, недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

        «Учитесь мыслить, играя» — говорил известный психолог Е. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.

        Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. З. Зак, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т. к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Важно отметить, что в исследованиях Н. Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация.

        Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л. Ф. Обуховой, А. Ф. Говорковой, И. Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике развития.

        Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет познавательная деятельность в детском саду. Результаты исследований З. А. Михайловой, А. Савенкова, А. В. Белошистовой и др. убедительно свидетельствуют об этом.

        Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.

        Возникает противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.

        Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений.

        Цель: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления (обобщения, сравнения, классификации, анализа и синтеза) у детей старшего дошкольного возраста.

        Объект: процесс развития логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        Предмет: содержание комплекса логических игр и упражнений по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации у детей старшего дошкольного возраста.

        Гипотеза: развитие логических приемов мышления у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр и упражнений в процессе образовательной деятельности.

        Цель работы и гипотеза определяют решение следующих задач:

        1. Раскрыть теоретические аспекты развития логических приемов мышления старших дошкольников.

        2. Описать содержание комплекса логических игр и упражнений по формированию логических приемов мышления у старших дошкольников.

        3. Подобрать комплекс игр и упражнений для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определить условия их организации.

        4. Экспериментально проверить педагогические возможности комплекса игр, направленных на развитие логических приемов мышления в образовательном процессе.

        Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

        — теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы;

        — эмпирического уровня: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования.

        Теоретической основой исследования являются:

        — положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. А. Зак, Н. Н. Поддьяков и др.);

        — результаты исследований развития логических приемов мышления старших дошкольников (З. А. Михайлова, Л. М. Фридман, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, Е. Агаева, А. В. Белошистая и др.);

        — принципы подхода к развитию логических приемов мышления дошкольников через включение детей в игровую деятельность (как ведущего вида деятельности дошкольников) при решении ими задач умственного характера (Л. А. Венгер, Л. Ф. Тихомирова, Н. И. Чуприкова, А. Савенков, М. Н. Перова и др.).

        В данной работе синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме развития логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста. В этом теоретическая значимость работы. Представляется, что полученные результаты эмпирического исследования, касающиеся апробации комплекса игр по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в условиях ДОУ, определяют практическую значимость и могут быть использованы в практической работе.

        Основные направления деятельности

        • Подбор комплекса игр и упражнений для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определение условий их организации.

        • Организация предметно-развивающей среды в группе.

        • Взаимодействие с родителями.

        • Работа с воспитателями.

        Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Работа с блоками проходит в три этапа:

        1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства.

        2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам.

        3. Развитие способности к логическим действиям и операциям.

        «Найди свой домик». Цель: развивать умение различать цвета, формы геометрических фигур, формировать представление о символическом изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

        «Пригласительный билет». Цель: развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

        «Муравьи». Цель: развивать умение детей различать цвет и размер предметов; формировать представление о символическом изображении предметов.

        «Карусель». Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление; упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету, величине, форме.

        «Разноцветные шары». Цель: развивать логическое мышление; учить читать кодовое обозначение логических блоков.

        Порядок игр определяется усложнением: развитием умений сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью символов, классифицировать, кодировать геометрические фигуры через отрицание и т. д. Эти и дальнейшие усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же разряд могут перейти и сами «отстающие» дети, благодаря внимательному и грамотному отношению педагога к успехам малышей и их проблемам. Важно вовремя осуществить необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но выполнимым.

        Хочется обратить внимание на то, что, как известно, развитие словесно- логического мышления является в дошкольном возрасте лишь сопутствующим, а вот игры с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера очень эффективно способствуют развитию этого типа мышления, т. к. в процессе этих игр и упражнений дети могут свободно рассуждать, обосновывать правомерность действий в результате собственного поиска, манипуляций с предметами.

        Мной был составлен перспективный план проведения игр для старшей и подготовительной группы, помогающий увидеть эту работу в целом, позволяющий «сдвигаться» в ту или иную сторону в зависимости от уровня развития мышления детей. Кроме игр и упражнений с логическими блоками, широко использую в работе головоломки типа «Пифагор». Чтобы не угасал детский интерес к этим увлекательным интеллектуальным занятиям, можно придать им неожиданную форму. Например, напольный вариант «Пифагор» и «Сложи узор». Необычный вариант знакомой привычной игры очень заинтересовал детей и вызвал новый поток воображения и фантазии.

        В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

        Много времени было уделено организации игр в свободное время. Все игры условно разделила по временным отрезкам режима дня в детском саду.

        Например, ситуации «ожидания» между режимными моментами, паузы после игр большой физической нагрузки можно использовать для проведения игр «Умные минутки». Такие игры проводятся со всеми детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития. Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа:

        1. Узнавание предметов по заданным признакам.

        2. Сравнение двух или более предметов.

        3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

        5. Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

        6. По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении.

        • У стола могут быть 3 ножки?

        • Бывает небо под ногами?

        • Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего?

        • Почему снег белый?

        • Почему лягушки квакают?

        • Дождик может быть без грома?

        • Можно левой рукой достать правое ухо?

        • Может быть у клоуна грустный вид?

        • Как называет бабушка дочку своей дочки?

        • Если стол выше стула, то стул (ниже стола)

        • Если два больше одного, то один (меньше двух)

        • Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа (вышел позже Саши)

        • Если река глубже ручейка, то ручеёк (мельче реки)

        • Если сестра старше брата, то брат (младше сестры)

        • Если правая рука справа, то левая (слева)

        Использую загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки.

        Подобные игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми более живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

        В утренние и вечерние отрезки времени организую как игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей, так и общие сюжетно-ролевые, инсценирования стихов с математическим содержанием.

        Основными показателями интеллектуального развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети, испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии (особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного развития занимают большое место в работе с этими детьми и, как правило, дают хороший результат.

        Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития, были определены требования к развивающей среде в группе:

        • Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям права выбора;

        • Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых детей);

        • Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменяемой, обновляемой – дети любят новое»;

        • Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

        Ничто так не привлекает детей, как необычного вида коробка, игрушка, персонаж. Например, появление в уголке Палочкина-Считалочкина, Гнома Тик-Так, Винни-Пуха, Кубарика, необычных картинок, удивительно напоминающих недавно изученные цифры; Коробки-Щупалки, сундука с сокровищами пиратов с предыдущего занятия; карты нахождения клада; письмо от персонажей занятий Пина и Гвина с очередной геометрической головоломкой и т. д.

        Все вышеперечисленные условия обеспечивают эффективное взаимодействие ребёнка с данной средой и не идут в разрез с требованиями, предъявляемым к развивающей среде ФГОС ДО — предметно-развивающая среда должна быть:

        • обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

        • побуждающей детей к деятельности;

        • способствующей развитию самостоятельности и творчества;

        • обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка.

        Организованная в русле игровых технологий работа по развитию логического мышления у детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.

        Взаимодействие с родителями

        Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Все это обогащает впечатления, доставляет радость общения и развивает познавательные интересы детей. Для родителей были проведены консультации, родительские собрания в различной форме, дни открытых дверей. В уголке для родителей регулярно обновляется материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед, экскурсий, их интересовали и методы, и приемы, и тематика занятий, и результаты тестирования, и, конечно, успехи детей. Это были уже наши союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремились быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником, и в этом немаловажную роль играли подобранные нами игры. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, сотрудничая с родителями наших воспитанников.

        Формы взаимодействия с родителями:

        • Консультации о подборе развивающих игр для ребенка 5-7 лет;

        • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

        • Собрания с показом фрагментов образовательной деятельности (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);

        • Совместные игры-развлечения с детьми и родителями (во второй половине дня);

        • Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

        • Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

        • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.

        Анализ научной и методической литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

        старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

        — с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;

        мышление ребёнка связано с его знаниями. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Центр тяжести переносится с того, какой фактический материал дается детям, на то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т. е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;

        старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация;

        — включение старшего дошкольника в игровую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мышления детей.

        Экспериментальная проверка показала широкие педагогические возможности организации игр, направленных на развитие логических приемов мышления старших дошкольников. Организация игр: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных создают эффективные условия для развития логических приемов мышления старших дошкольников.

        Анализ результатов исследования контрольного характера, а также сравнительный анализ результатов исследований до и после обучающих воздействий посредством организации комплекса игр наглядно свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей исследуемой группы произошли значительные изменения в развитии логических приемов мышления: увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности логических приемов мышления.

        • уменьшилось количество детей с низким уровнем сформированности логических приемов

        • не выявлено детей, которые не справились с заданием.

        Можно сделать вывод, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку:

        широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игр, настольных. Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми. Процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе; оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т. е. субъект-субъектные отношения. Использование игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами: сознательности; активности (развитие у ребёнка волевого, произвольного познавательного интереса); последовательности (от простого к сложному); доступности; наглядности; «опережающего развития» (ориентировка образовательного процесса на «зону ближайшего развития»). Чтобы игры были интересны и доступны детям с разными уровнями развития, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка, в основу организации игр легли следующие организационные требования: дифференцированный подход в плане представления игрового материала — каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий — один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме).

        Дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников: «желание быть компетентным»; стремление старших дошкольников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер.

        1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Эксмо, СКИФ, 2005.

        2. Белошистая А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. — М.: Ювента, 2006.

        3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: «Росмэн», 2006.

        Развитие логического мышления средствами занимательной математики Занимательная математическая игра — это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой у детей наиболее эффективно проходит.

        Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего.

        Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

        Игра по развитию логического мышления для детей среднего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию игру для детей 3-5 лет, при помощи которой дети развивают, зрительное восприятие произвольное внимание, логическое.

        Использование игры «Танграм» для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Группа: старшая группа Форма организации: подгрупповое занятие Цель: Создать условия для развития логического мышления, воссоздания из геометрических.

        Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста» Введение. Условие возникновения, становления опыта. Формирование логического мышления — важная составная часть педагогического процесса.

        Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП Городские педагогические чтения «Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений ФГОС» Доклад «Развитие логического мышления.

        Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядно-дидактического материала Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления.

        Родительское собрание в старшей группе «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» Цель собрание: заинтересовать родителей в развитии логического мышления.

        Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений Разработала: Кулинич Е. В., воспитатель МОАУГ № 8 (группы дошкольного образования) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает.

        www.maam.ru

        Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста

        Развитие мышления у детей неразрывно связано с практической деятельностью крох. Мыслительная деятельность считается специфической структурой людского познания. Именно поэтому любой карапуз после появления на свет приступает познавать происходящее вокруг, окружение, среду суть вещей и природу явлений, разыскивать взаимосвязи между ними. В немного старшем возрастном периоде малыш учится рассуждать, воображать, фантазировать, измышлять и грамотно излагать личные думы. Поэтому задача взрослого окружения крох состоит в воспитании, содействии их формированию и самостоятельной мыслительной деятельности. Для превращения такой задачи в реальность взрослым особам нужно уразуметь, что встречаются специфические особенности развития мышления у детей.

        В первый черед, это трехэтапное развитие мышления у детей школьного возраста. Первым вырабатывается наглядное мышление, которое постепенно из действенного трансформируется в образное. На третьем этапе организуется словесно-логическое мышление. Иначе говоря, на начальном этапе карапуз совершает лишь примитивные задания (крутить, вертеть). Следующая ступень знаменуется появлением конкретно-предметного мышления, при котором чаду не нужно задействовать ручки для образного изображения действий. На заключительной фазе вырабатывается способность мыслить логико-абстрактно, то есть задействуя слова.

        Развитие мышления у детей дошкольного возраста

        У дошкольников мыслительная функция базируется на представлениях. Их мыслительная деятельность становится внеситуативной, выходящей за границы воспринимаемых событий и значительно расширяющей пределы познания благодаря умению производить различные операции через представления и образы.

        Трансформации, проистекающие в мыслительной деятельности крох, связаны, преимущественно, с установлением все более плотных взаимосвязей мыслительных операций с развитием речи. Подобные взаимосвязи ведут к зарождению обстоятельного мыслительного процесса, к преобразованию взаимоотношений практического и интеллектуального функционирования, когда планирующую функцию начинает выполнять речь и к неистовому формированию мыслительных операций.

        Особенности развития мышления у детей.

        Операциями мышления называют своего рода теоретическую деятельность и практические манипуляции, которые охватывают действия и приемы исследовательско-ориентировочного, преобразующего характера и познавательной направленности.

        Мыслительная деятельность – это наивысшая степень познания личностью действительности. Чувственным базисом мышления считаются ощущения и представления. Благодаря органам чувств, которые являются единственными каналами взаимосвязи тела индивида с окружающей средой, в мозг поступает информация. Ее содержание перерабатывается мозгом. Мышление формируется, базируясь на восприятиях и ощущениях.

        Мыслительная деятельность неразрывно взаимосвязана с речевыми элементами, особенно речеслуховыми механизмами и речедвигательными. Кроме этого, мыслительные операции прочно связаны с практическими манипуляциями людей. Так как всякая манипуляция требует от индивидов обдумывания, произведения учета условий операций, планирования и наблюдения. Посредством деятельности, индивид определенные задачи. Поэтому основным условием зарождения мышления является наличие практической деятельности.

        Таким образом, процессы мышления являются специфической функцией мозга, итогом его аналитико-синтетических операций. Мышление обеспечивается функционированием обеих сигнальных систем, однако при этом ключевая роль отведена второй сигнальной системе.

        Специфической особенностью функции мышления считается его опосредованность, заключающаяся в познании опосредованно того, что невозможно понять прямо. То есть субъекты воспринимают одни свойства посредством других, неведомое – посредством знакомого. Мыслительные функции всегда опираются на информацию, полученную посредством чувственного опыта, и на прежде полученные теоретические сведения. Косвенное познание является пониманием опосредованным. Следующей характерным качеством мыслительной деятельности будет обобщенность. Обобщение в качестве постижения общего и основного в событиях и объектах реальности возможно благодаря взаимосвязи всех свойств таких событий или объектов. Общее бытует и выражается исключительно в отдельном и конкретном.

        У дошкольников продолжается формирование действенной формы мыслительной функции. Она не пропадает, а улучшается и перескакивает на более высокую ступеньку. На старшем дошкольном возрастном этапе действенному нахождению решения задания предшествует мысленное его разрешение, представленное в словесном виде. Вследствие чего модифицируется суть производимых крохой действий. Трехлетним карапузам понятна только конечная цель, которую необходимо достигнуть. Одновременно с этим дети не замечают условий разрешения поставленной задачи. Вследствие этого их действия носят беспорядочный характер. Уточнение задания делает их манипуляции более проблемными и поисковыми.

        Старшие дошкольники уже выполняют действия исполнительного характера, так как поставленное задание решается малышом мысленно, то есть до начала действий решают словесным путем. Соответственно происходящим модификациям изменяется и суть процесса мыслительной деятельности. Из действенного мышление трансформируется в словесное, планирующее, критическое. Но при этом действенная форма мыслительных операций не откидывается и не замирает, она остается в запасе и в ходе столкновения со свежими умственными заданиями малыш заново обращается к действенному методу их решения.

        Подобные трансформации в процессе мыслительных операций обусловлены:

        — расширяющимся количеством операций, производимых крохой, усваивающим глубже и более разносторонне опыт взрослых;

        — нарастающими потребностями адекватными возможностям ребенка, которые побуждают его к поиску и решению более многообразных задач и выполнению сложных заданий;

        — возрастающим значением речи.

        Так как игра является главенствующим видом деятельности дошкольника, то именно в ней можно найти ресурсы, помогающие ненасильственно осуществить правильное возрастное развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        К окончанию дошкольного периода более высокой степени достигает формирование наглядно-образной операции мышления и начинает вырабатываться логическое мышление, способствующее образованию умения крохи выделять значимые признаки и существенные свойства объектов реальности, зарождению способности сопоставления, обобщения и классифицировать. Формирование описанного вида мышления происходит активно в возрастном периоде от полутора и до пяти лет.

        При решении заданий с косвенным итогом пяти-четырехлетние дети начинают совершать переход от внешних операций с объектами к операциям с образами этих объектов производимым в уме. Таким образом, вырабатывается наглядно-образная мыслительная функция, опирающаяся на образы, или происходит развитие образного мышления у детей. Во время наглядно-образного оперирования происходит сопоставление зрительных образов, вследствие чего задание решается.

        Возможность разрешения задач мысленно зарождается вследствие того, что представления, которыми пользуется кроха, приобретают обобщенный характер.

        У пятилетних дошкольников начинает формироваться логико-абстрактное мышление, заключающееся в совершении операций посредством абстракций – категорий, которых в природе нет. Абстрактно-логическая мыслительная деятельность самая сложная. Она совершает операции не при помощи конкретных образов, а посредством сложных отвлеченных понятий, которые выражаются словами. У дошкольников появляются лишь предпосылки развития данной формы мыслительной деятельности.

        Психофизиологические черты пяти-шестилетних малышей позволяют активно их включать во всевозможные формы трудовой деятельности, организованной и управляемой взрослым окружением, что обеспечивает наиболее эффективное всестороннее воспитание и развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        Кроме этого, зарождается логико-словесная мыслительная деятельность детей, предполагающая наличие умения совершать операции со словами и разуметь логику рассуждений.

        Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зарождает как минимум два периода. Кроха осваивает словесные значения, относящиеся к объектам или объясняющие действия с ними, учится пользоваться ими для решения заданий в первом периоде. Во втором периоде ребенок постигает систему понятий, обозначающих правила логики рассуждений и отношения.

        Развитие мышления у детей с ЗПР характеризуется специфическими особенностями. ЗПР, преимущественно, касается запоздания развития всех сфер психики, а не некоторых процессов. Характерными чертами деток, отстающих в развитии, является неравномерность отклонений различных функций психики. Поэтому наиболее значимой задачей будет являться развитие мышления у детей школьного возраста, страдающих ЗПР, учитывая ведущую деятельность возрастной ступени.

        Развитие логического мышления у детей

        Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы. Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.

        Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.

        Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности. К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны. Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.

        Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей. Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох. Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.

        Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга. Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики. Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.

        Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое. Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции. Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.

        Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.

        Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.

        psihomed.com