Развитие коммуникативных навыков у детей инвалидов

Игры на развитие коммуникативных навыков для детей с агрессивным поведением

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гиперопека и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка!

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);

д) социально-культурный статус семьи и т. д.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые влияют на поведение ребёнка. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

Для детей статус определяется целым рядом факторов:

— внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

— обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

— позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Агрессивное поведение – одна из проблем в общении у детей дошкольного возраста. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Развитие коммуникативных навыков у детей инвалидов

Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности Психология

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ,
  • ДЕТИ И ПОДРОСТКИ ,
  • ИНВАЛИДЫ ,
  • КОММУНИКАЦИЯ ,
  • СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ ,
  • ЭГОЦЕНТРИЗМ ,
  • ВИТАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • научной статьи по психологии, автор научной работы — ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

    В настоящее время мы можем наблюдать существенные проблемы с коммуникативными навыками у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Для доказательства данного тезиса нами были рассмотрены основные проблемы несформированности коммуникативных навыков и те последствия, к которым могут привести данные проблемы, если их вовремя не разрешить. В качестве заключения мы сделали вывод о том, что отсутствие коммуникативных навыков может привести к серьезным последствиям в жизни и нарушениям в психическом развитии. Данная проблема требует дальнейшего рассмотрения и решения.

    Научная статья по специальности Психология из научного журнала IN SITU , ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // IN SITU. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-posledstviya-nesformirovannosti-kommunikativnyh-navykov-u-detey-i-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 16.09).

    ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья IN SITU (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-posledstviya-nesformirovannosti-kommunikativnyh-navykov-u-detey-i-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 16.09).

    ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (2015). Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. IN SITU URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-posledstviya-nesformirovannosti-kommunikativnyh-navykov-u-detey-i-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 16.09).

    ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // IN SITU. 2015. №3 С.118-120.

    ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья IN SITU (2015).

    ЕФИМКИНА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА (2015). Проблемы и последствия несформированности коммуникативных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. IN SITU

    Создание условий для социализации детей со сложной структурой нарушений, посещающих отделение дневного пребывания, через организацию занятий по сказкотерапии.

    · Разработка и апробация программы «Путешествие по сказочной стране», направленной на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    · Развитие коммуникативных навыков и действий у детей.

    · Формирование навыков речевого общения.

    · Воспитание добрых чувств, умение чувствовать партнера и заботиться о нем.

    · Снятие эмоционального напряжения.

    Целевая группа: 14 детей со сложной структурой нарушений, посещающих отделение дневного пребывания

    Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями и их социальной интеграции посредством включения данной категории детей в театрализованную игровую деятельность.

    · Создание условий для организации групповой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями;

    · Формирование у детей интереса к театрализованной игре, прежде всего к процессу и результату.

    · Развитие коммуникативных умений, навыков равноправного общения;

    · Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей через изготовление декораций и элементов костюма;

    · Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения использовать различные средства выразительности для создания образа;

    · Развитие общей и мелкой моторики, чувства ритма и координации движений, дикции.

    · Обогащение детских представлений яркими впечатлениями через музыкально-театрализованную деятельность.

    Целевая группа: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения в эмоционально-волевой сфере, с задержкой психического развития.

    Раскрытие творческого потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире.

    Основные направления работы:

    Ё Организация мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья подросткового возраста во время весенних каникулах.

    Ё Разработка и проведение психологического тренинга общения для подростков.

    Ё Содействие раскрытию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, внутреннего потенциала самовыражения и самореализации.

    Ё Расширение способности к общению и установлению контактов между детьми и взрослыми.

    Целевая группа: 6 подростков с ограниченными возможностями здоровья 14 – 18 лет

    Сумма финансирования — 7500 руб.

    Снижение уровня социальной изоляции молодых инвалидов, создание условий для оказания им социальной помощи и поддержки через организацию работы группы «Я в мире не один» на базе отделения диагностики и психолого – педагогической помощи (ул. Хейкконена,10).

    Ё оказание социально – правовой и социально – экономической помощи семьям, воспитывающим молодых инвалидов;

    Ё создание благоприятной для личностного развития молодых инвалидов атмосферы общения;

    Ё организация групповых занятий для молодых инвалидов с социальным педагогом по социально – бытовой ориентировке, навыкам самообслуживания, основам кулинарии, прикладному творчеству;

    Ё организация групповых занятий для молодых инвалидов с педагогом — психологом по культуре поведения и общению, привитию навыков личной гигиены;

    Ё организация оздоровительных мероприятий для молодых инвалидов;

    Ё организация социально-досуговых мероприятий для молодых инвалидов.

    2016 МУ СО Центр Истоки

    185035 г.Петрозаводск ул.Л. Чайкиной, д. 5

    Отделение дневного пребывания детей-инвалидов

    Социально-реабилитационные услуги, оказываемые отделением

    Отделение оказывает услуги согласно индивидуальных программ предоставления социальных услуг для соответствующих категорий клиентов, состоящих на социальном обслуживании в Учреждении, в том числе:

    • определение потребности в различных видах социальной помощи;
    • проведение диагностики и оценки развития навыков, функций ребенка, различных видов его деятельности, социально-психологическая диагностика;
    • проведение и групповых и индивидуальных занятий с ребенком, направленных на следующие цели:
      • развитие коммуникативных навыков ребенка,
      • речевое развитие,
      • развитие познавательной деятельности ребенка,
      • развитие интереса ребенка к окружающим его предметам и видам деятельности,
      • повышение уровня игровой и продуктивной деятельности ребенка,
      • развитие навыков повседневной жизни (самообслуживание, организация быта, игра, досуг),
      • развитие навыков самоконтроля, персональной сохранности;
      • организация групповых интегративных мероприятий в Учреждении;
      • организация досуга в зависимости от возраста и состояния здоровья детей, в т. ч. вместе с членами их семьи: посещение музеев, выставок, концертов, культурных, просветительских, спортивных мероприятий
      • содействие в организации участия в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых другими организациями и учреждениями социальной направленности для лиц с ограниченными возможностями ).
      • консультирование членов семьи ребенка в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей в семье
      • по вопросам особенностей развития ребенка
      • по организации доступной и физической среды в домашних условиях для мобильности ребенка и для улучшения двигательного развития и его максимальной независимости;
      • психологическая помощь семье;
      • содействие в обеспечении, подборе и обучение пользованию техническими средствами реабилитации, вспомогательными средствами реабилитации;
      • содействие в подборе технических средств коммуникации для ребенка, обучение использованию выбранных способов коммуникации;
      • содействие в организации и организация летнего отдыха клиентов;
      • консультирование семей по вопросам пенсионного, социального, жилищного, семейного и других видов социального законодательства;
      • содействие в обеспечении социальных государственных льгот и гарантий;
      • содействие в получении государственной социальной помощи.

        К услугам клиентов

      • Горячее питание
      • Игровая комната
      • Логопедический кабинет
      • Кабинеты педагогов
      • Сенсорная комната
      • Уютная спальня (возможность дневного сна)
      • Вспомогательное реабилитационное оборудование
      • стул-опора для детей с заболеванием ДЦП
      • вертикализатор для детей с заболеванием ДЦП
      • коляски для детей с заболеванием ДЦП
      • Отдельные санитарно-гигиенические помещения
      • Досуговые мероприятия для детей и членов их семей
      • Индивидуальные и групповые занятия со специалистами отделения, в том числе по программам, разработанными специалистами отделения:
      • Программа социокультурной реабилитации детей-инвалидов«Лестница в небо»
      • Программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов«Учимся говорить красиво»
      • Программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов «Волшебные ручки»

        На отделении работают:

      • логопед
      • психолог
      • педагог дополнительного образования
      • воспитатели
      • специалист по социальной работе
      • санитарка

      Форма оказания услуг: полустационарная с периодом пребывания свыше 4-х часов в день.

      Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 65/20, литера А.

      (вход с ул. Достоевского, д. 46)

      Заведующий отделением: Ольга Сергеевна Барканова

      Обращаем Ваше внимание, при обслуживании на данном отделении Вы можете получить услуги следующих отделений Учреждения:

    • Отделение приема и консультаций граждан (юрисконсульт)
    • Отделение адаптивной физической культуры (занятия лечебной и адаптивной физической культурой, обучение доступным видам спорта, участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях)
    • Отделение социально-медицинского сопровождения (соляная пещера, водолечебница)
    • Социально-реабилитационное отделение (занятия по системе Монтессори, мероприятия социокультурной реабилитации, музыкальные занятия, а также занятия в швейной мастерской и изостудии)
    • lechimdetej.ru

      Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями

      Работ в текущем разделе: [ 1660 ] Дисциплина: Психология На уровень вверх

      Тип: Дипломная работа | Цена: 1750 р. | Страниц: 58 | Формат: doc | Год: 2012 |

      Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

      Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

      Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ prof-diplom.ru. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

      I Значение общения в психическом развитии ребенка 7

      II Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с ограниченными возможностями 16

      2.1 Умственная отсталость 16

      2.2 Задержка психического развития 19

      2.3 Речь и общение при нарушениях зрения 29

      III Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями 37

      3.1 Рекомендации по формированию вербального общения 37

      3.2 Рекомендации по формированию невербального общения 45

      Данная дипломная работа посвящена теме: «Способы оптимизации социокоммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями».

      Выбирая тему дипломной работы, я решила остановиться на таком важном вопросе в наше время, как создание наиболее благоприятных условий для развития коммуникативных способностей детей с особенностями развития. Чем обусловлена актуальность этой темы.

      Издавна на Руси люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовлено особое место. Поэтому деятельное сострадание и участие в их судьбе было явлением нравственного порядка, отличавшим культуру русского общества того времени.

      В послереволюционной России долгие годы дети с- тяжелыми нарушениями развития нередко исключались из активной общественной жизни. Это привело к тому, что целый «пласт» людей, самых разных, часто особо одаренных, оказался невостребованным обществом к активной, полноценной жизни.

      Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности в сфере обслуживания, получения услуг, информации, образования и трудовой деятельности. И хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно меняется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия их прав, достоинства и полезности обществу.

      На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и дети с проблемами в психофизическом развитии.

      Кризисные явления в обществе сказались на здоровье населения. Негативные факторы природной и социальной среды, падение уровня жизни ведут к накоплению хронических больных в каждом поколении. Особое беспокойство вызывает здоровье детей: по всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти.

      Социальная реабилитация детей, имеющих аномалии развития, направлена на восстановление физических и психических нарушений, формирование способности к самообслуживанию, обучению, к общению и трудовой деятельности в будущем. Комплексная социальная реабилитация, обеспеченная участием команды специалистов и семьи, дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Интеграция лиц с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации.

      Проблема подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду должна решаться не вообще в России, а в каждом конкретном регионе, городе, районе, селе, в каждой семье. Это требует участия всех уровней государственной администрации, общественных организаций, а также различных профессионалов и граждан России. Специфика особой профессиональной помощи зависит и от возраста ребенка и от конкретных обстоятельств его жизни.

      Движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между возникающей потребностью в новых формах общения, взаимоотношений с людьми и старыми способами их разрешения. Поэтому оптимизация социо-коммуникативных контактов детей с ограничениями жизнедеятельности является реальной практической помощью в деле интеграции их в общество нормально развивающихся сверстников. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка с задержкой речевого и психического развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками.

      Объектом исследования является языково-коммуникативное поведение детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Предметом исследования являются способы повышения эффективности коммуникативного поведения детей данной социальной категории.

      Цель данного исследования- изучение форм и методов работы «Службы сопровождения детей с особенностями развития» по оптимизации социокоммуникативных контактов.

      Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

      -дать теоретическое обоснование выбранной теме;

      -выявить основные социальные и коммуникативные проблемы детей с ограниченными возможностями;

      -проанализировать основные формы работы сданной категорией детей на примере Кривошеинской «Службы сопровождения детей с особенностями развития»;

      -выявить основные способы повышения эффективности коммуникативного поведения детей с особыми нуждами.

      Эмпирической базой исследования являлось конкретное речевое и коммуникативное поведение детей.

      Новизна работы обусловлена основными научными результатами исследования.

      Анализ литературы показал, что проблема развития речи аномальных детей давно волнует педагогов, психологов, дефектологов. Овладение активным словарем способсвует становлению коммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями со сверстниками, взрослыми.

      Жан Пиаже, всемирно признанный авторитет в области детского мышления, полагал, что общение с другими людьми имеет могущественное значение для крепнущих познавательных сил ребенка. Девиз Пиаже — взаимодействие: » Исходный путь познания не субъект и не объект, а их нерушимая взаимосвязь».

      Неоценим вклад Л. С. Выготского в отечественную дефектологию. Его открытия в области аномального детства обогатили общую психологию и педагогику. В области коррекционной педагогики Выготский проводил идею социальной обусловленности высших психических функций. Он писал: » Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми». Считал задачей воспитание из умственно отсталых — социально активных индивидуумов. Эта идея является весьма актуальной для современной олигофренопедагогики.

      Исследования отечественного психолога А. Р. Лурия в области речевых нарушений имеют большое значение для работы по развитию речи у аномальных детей.

      Отечественный педагог-психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что особенно благоприятные условия для личностного развития детей создаются в общении ребенка с другими детьми в сюжетно-ролевых играх. «В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования и даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные качества ребенка».

      М. И. Лисина специально изучала процесс развития общения и его роль в воспитании детей. Вопросы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми хорошо освещены в таких работах Лисиной, как «Проблемы онтогенеза общения», «Возникновение общения у ребенка», «Общение, личность и психика ребенка», «Развитие общения у детей в первые семь лет жизни». По мнению М. И. Лисиной, потребность общения с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях: а) развитие мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершенствование форм общения.

      1. Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида — М., 1991

      2. Андреева С.В. Помощь в самореализации людям с особыми потребностями. Некоторые аспекты содержания и обучения детей и подростков в Псковском лечебно-профилактическом центре — Псков, 1998

      3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2001

      4. Борякова Ю.Н. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летних детей с задержкой психического развития//Дефетология, 1983, №3

      5. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей — Л., 1982

      6. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка//Собр. соч. т. 5 — М., 1982

      7. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996

      8. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе у учащихся вспомогательной школы//Дефектология, 1995, №2

      9. Громова О.Е. Идеографическая письменная система «Блис-символика» как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи//Дефектология, 2000, №5

      10. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной — М., 1982

      11. Мухина В. С. Детская психология. — М., I992

      12. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1985

      13. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах — М., 1995

      14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности — М., 1999

      15. Леонтьев А. Н. Психологическое исследование речи //Избр. психол. произведения: В 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1983

      16. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., 1994

      17. Дементьева Н.Ф. Шаталова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология, 1987, №3

      18. Деменьтьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами — М.. 1996

      19. Дзугкоева Е.Т. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии//Дефектология, 1999, №4

      20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисевич Л.А. Как помочь «особому» ребенку — СПб., 2000

      21. Интеллектуальные нарушения в детском возрасте и их коррекция/Под ред. Лебединского В.В. — М., 1990

      22. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей — М., 1998

      23. Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых — М.. 1967

      24. Кристен У. Поддерживающая коммуникация//Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями — Псков, 1999

      25. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок — М.. 1960

      26. Малер А.Р. Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта — М., 1988

      27. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями/Книга для родителей — М.. 1996

      28. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии — М.. 2000

      29. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями развития — М., 1997

      30. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии — СПб., 2001

      31. Мудрик А.В. Введение в специальную педагогику — М.. 1997

      32. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития//Дефектология, 1979, №2

      33. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/Под ред. Б.П. Пузанова — М.. 2000

      34. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия./Сост. Л.М. Шипицына — СПб., 1997

      35. Процко Т.А. Китина О.Г. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в группе//Дефектология, 1991, №1

      36. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития — М., 1990

      37. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития — Минск, 1983

      38. Смирнова И.А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе//Проблемы патологии развития и распада речевой функции — СПб., 1999

      39. Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского — М., 2003

      40. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития — М., 1988

      41. Тригер Р.Д. Ориентировка у детей с задержкой психического развития в грамматическом материале//Дефектология, 1981, №2

      42. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах — Калуга, 1998

      43. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении детей с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология, 1974, №1

      44. Шевченко С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития//Дефектология, 1979, №6

      45. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе — СПб., 2002

      46. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и свестниками — СПб., 1998

      47. Шипицына Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии — СПб., 1995

      48. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта — СПб., 2000

      49. Школьникова Н.Н. Система развития коммуникационного поведения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью — М., 1993

      www.prof-diplom.ru

      Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, страдающих церебральным параличом

      Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат психологических наук , Казарова, Диана Сергеевна, 2002 год

      Глава 1 Развитие общения у детей дошкольного возраста.

      1.1. Влияние общения на психическое развитие ребенка.

      1.2. Формирование мотивов общения у детей.

      1.3. Развитие коммуникативной потребности у детей.

      1.4. Виды и формы общения.

      Глава 2 Современные представления о развитии психических функций у детей с церебральным параличом.

      2.1. Этиологические и патогенетические механизмы нарушения психической деятельности у детей с ДЦП.

      2.2. Особенности развития психических функций у детей с церебральным параличом.

      Глава 3 Объект и методы исследования.

      3.1. Описание проблемной области.

      3.2. Характеристика обследуемых детей.

      3.3. Методы исследования.

      3.4. Методы статистической обработки результатов.

      Глава 4 Особенности развития межличностных отношений у детей с различными формами ДЦП.

      4.1. Исследование форм общения (по М.И. Лисиной).

      4.2. Исследование межличностных отношений (по Р. Жилю).

      4.3. Исследование личностного поведения (по методике Т.В. Сенько)

      Глава 5 Динамика развития межличностных отношений у детей с различными формами ДЦП в процессе коррекционно -развивающего обучения.

      5.1. Динамика развития форм общения (по М.И. Лисиной).

      5.2. Динамика развития межличностных отношений в процессе коррекционно-развивающего обучения (по Р. Жилю).

      5.3. Динамика изменения личностного поведения (по Т.В. Сенько) в процессе коррекционно — развивающего обучения.

      Глава 6 Сравнительный анализ развития межличностных отношений у детей с ДЦП и нормальным развитием до и после работы по программе «Азбука общения».

      6.1. Сравнительный анализ форм общения (по М.И. Лисиной).

      6.2. Сравнительный анализ показателей межличностных отношений (по Р. Жилю).

      6.3. Сравнительный анализ особенностей личностного поведения (по Т.В. Сенько).

      Введение диссертации по психологии, на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, страдающих церебральным параличом»

      В настоящее время отмечается рост различных видов нарушений развития ребенка, в том числе и двигательной патологии. По данным Госкомитета РФ на конец 1999 г. на учете в России состояло 597,2 тыс. детей- инвалидов в возрасте до 16 лет, что почти в 7 раз больше, чем в 1985 г. (34). Так, количество детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), составляет от 2 до 6 человек на 10000 родов. По данным К.А.Семеновой (132) на 1000 новорожденных приходится 42 ребенка, (данные зависят от регионов). Так, по Липецку на 1000 отмечается 10,5% детей, страдающих такой формой и тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата, которые не позволяют этим детям посещать обычные дошкольные учреждения и обучаться в общеобразовательной школе (102).

      Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата — это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить три группы (118; 157): — с органическим поражением нервной системы; — с сочетанными поражениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм; — дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте.

      Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития дошкольника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками (59;133;155).

      Развитие коммуникативных навыков, и их значение для общего психического развития детей с ДЦП дошкольного возраста изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми, причем потребностно — мотивационный аспект общения больного ребенка с ровесниками мало привлекал внимание исследователей. В существовании указанного пробела убеждает знакомство с работами, посвященными общению детей с ДЦП со сверстниками, поэтому тема диссертационного исследования является актуальной.

      Объект исследований: дети дошкольного возраста (5-6 лет), больные церебральным параличом в легкой и средне — тяжелой форме заболевания при сохранном интеллекте (22 человека), а также нормально развивающие дети 5-6 лет, посещающие детский сад № 100 г. Липецка (22 человека).

      Предметом исследования являлось изучение особенностей нарушений и коррекции коммуникативных навыков у детей с церебральным параличом с помощью коррекционно-развивающей программы «Азбука общения».

      Цели и задачи исследований.

      Цель работы: изучение формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, страдающих различными формами ДЦП; апробация и адаптация коррекционно — развивающей программы «Азбука общения» для детей с ДЦП.

      1) изучить развитие ведущих форм общения у детей с церебральным параличом;

      2) изучить особенности межличностных отношений у детей с церебральным параличом;

      3) изучить личностное поведение детей с церебральным параличом в различных видах деятельности со сверстниками;

      4) адаптировать коррекционно — развивающую программу «Азбука общения» для детей с ДЦП;

      5) изучить изменение форм общения детей с ДЦП после проведения коррекционно — развивающего обучения с использованием программы «Азбука общения»;

      6) изучить изменение межличностных отношений детей с ДЦП после проведения коррекционно — развивающего обучения с использованием программы «Азбука общения»;

      7) изучить изменение личностного поведения ребенка с ДЦП после проведения коррекционно — развивающего обучения с использованием программы «Азбука общения».

      Гипотеза исследования. Социальная среда (изоляция и замкнутость детей с ДЦП) приводит к негативным последствиям межличностного общения со сверстниками и взрослыми. При различных формах ДЦП нарушения форм общения, личностного поведения и межличностного взаимодействия имеют как общие, так и специфические особенности, которые могут быть скоррегированы при использовании развивающей программы «Азбука общения».

      В ходе эксперимента нами были использованы следующие методы:

      — метод анализа медицинской документации (поликлиническая карта, история болезни),

      — использование психодиагностических методик: диагностика форм общения (по М.И. Лисиной) (158); исследование межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный вариант) (158)

      — изучение личностного поведения ребенка (по Т.В. Сенько) (158)

      — коррекционно — развивающая программа «Азбука общения» (адаптированный вариант).

      Для оценки развития коммуникативных навыков у детей в результате проведенных занятий, были проведены два среза исследований — в начале занятий и через десять месяцев после начала коррекционной работы.

      Основным методом эксперимента, направленным на формирование коммуникативных навыков, стала коммуникативно — развивающая программа «Азбука общения», разработанная профессором Шипицыной JT.M. и соавторами (158).

      Для занятий с детьми, имеющими ДЦП, программа «Азбука общения» нами совместно со специалистами Липецкой детской областной больницы восстановительного лечения была адаптирована и изменена. Эта программа содержит 11 разделов, каждый из которых имеет свои задачи, тематику и содержание (приложение 1).

      Эксперимент проводили в три этапа.

      В ходе первого — подготовительного — этапа, по результатам медицинских заключений, индивидуальных бесед и психологического обследования были подобраны группы для коррекционно — развивающей работы (группа детей, больных ДЦП, и контрольная группа детей с нормальным развитием).

      В ходе второго — основного этапа — была проведена работа, направленная на коррекцию коммуникативных навыков и поведения детей в целом с использованием адаптированного варианта программы «Азбуки общения».

      Применяли групповую форму работы. Занятия с детьми проводили 2 раза в неделю, средней продолжительностью 30 минут. Общая продолжительность этапа равнялась десяти месяцам.

      В ходе третьего — заключительного — этапа, был проведен второй срез (по интересующим нас показателям). Полученные результаты были сопоставлены и проанализированы.

      Для анализа полученных экспериментальных данных применяли методы описательной статистики, позволяющие количественно описать данные, полученные при «срезах», и методы индуктивной статистики, позволяющие оценить значимость тех различий, которые могут быть выявлены между двумя распределениями (с целью распространения найденной закономерности на всю популяцию).

      Научная новизна результатов. В работе впервые делается попытка проведения качественного и количественного анализа состояния разных форм общения и влияния коррекционно-развивающих программ на их формирование у детей-дошкольников, страдающих церебральным параличом.

      Практическая значимость работы.

      Практическая значимость проведенной работы заключается в апробации коррекционно-развивающей программы («Азбука общения») в условиях детской больницы для восстановительного лечения, ее адаптации и для использования психологами, педагогами и родителями в процессе реабилитации и социализации больных церебральным параличом детей дошкольного возраста.

      Основные результаты диссертации докладывали и обсуждали на федеральных и областных медико-педагогических, научно-практических конференциях в г. Липецке, г. Москве, Санкт — Петербурге. Результаты исследования апробировали в ходе их обсуждения на Педагогических Советах и методических объединениях психологов специальных дошкольных и медицинских учреждений г. Липецка, использованы при чтении лекций студентам факультета психологии.

      Публикации. Основные результаты по теме диссертации отражены в трех публикациях автора и методическом пособии.

      Положения, выносимые на защиту.

      1) У детей с церебральным параличом нарушается формирование навыков общения, что в зависимости от форм ДЦП выражается в изменениях общения, межличностного взаимодействия и личностного поведения.

      2) У дошкольников с различной формой ДЦП по сравнению с детьми с нормальным развитием отличаются специфические особенности меж

      I личностных отношений со взрослыми и сверстниками.

      3) Поведенческая активность детей с ДЦП зависит не только от индивидуальных и ситуативных особенностей, но и от форм заболевания: при I I I спастической диплегии она имеет более высокое значение, чем при левостороннем гемипарезе.

      Структура и содержание работы.

      Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных литературных источников из 186 наименований. Общий объем диссертации составляет 391 страниц (4 приложения), включает 16 рисунков и 11 таблиц.

      Заключение диссертации научная статья по теме «Медицинская психология»

      1. У дошкольников с ДЦП преобладает деловая форма общения, на этом фоне дети с левосторонним гемипарезом демонстрировали более высокие показатели личностного и познавательного общения по сравнению с детьми со спастической диплегией, но эти показатели имели более низкое значение, чем у дошкольников с нормальным развитием.

      2. У детей с ДЦП нарушено общение как со сверстниками, так и со взрослыми, что связано с негативным опытом межличностного общения, из-за их изоляции, замкнутости, при этом дети со спастической диплегией демонстрируют более высокую степень зависимости от взрослых. У детей с ДЦП снижена потребность к общению в больших группах, чаще отмечается отгороженность, агрессия.

      3. Поведение детей с ДЦП зависит, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребенка и, лишь во — вторую, от конкретной ситуации; однако поведенческая активность детей со спастической диплегией незначительно выше, чем у детей с левосторонним гемипарезом.

      4. После проведенных коррекционно-развивающего обучения наблюдается преобладание личностной формы общения у детей с ДЦП, при этом дети с левосторонним гемипарезом демонстрируют большее развитие познавательного общения, чем дети со спастической диплегией.

      5. Развитие навыков общения у детей с ДЦП способствует уменьшению зависимости от взрослых и конфликтности, повышению самостоятельности, любознательности, доброжелательности.

      6. Коррекционно-развивающая программа «Азбука общения», адаптированная для детей с ДЦП, может быть использована как эффективный инструмент формирования навыков общения и межличностных отношений, помогая детям, как в саморазвитии, так и в социальной адаптации и интеграции.

      Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат психологических наук , Казарова, Диана Сергеевна, Санкт-Петербург

      1. Авдеева H.H., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. -М.: Педагогика, 1991.

      2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. М: 1980. С. 5 — 8.

      3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ.: 1968.

      4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1980.

      5. Антонова Т. В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками// Дошкольное воспитание, № 5, 1975.

      6. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: 1968.

      7. Бабенкова Р.Д., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Дети с церебральными параличами: Пути обучения и коррекции нарушенных функций. М. НИИОП, 1981.-48 с.

      8. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1975. — 416 с.

      9. Бадалян Л.О. Невропатогия. М.: Просвещение, 1987. — 350 с.

      10. Бадалян Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровья, 1988.-327 с.

      11. Баранов А. Реальная угроза будущему нации // Народное образование, 1996, №6.-С. 18-21.

      12. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 1996 — № 4 —1. С. 24-31

      13. Белова Г.И., Семенова К.А., Шамарин Т.Г. Восстановительное лечение детей, больных церебральным параличом, в условиях санотория. Киев: Здоровья, 1984.- 103 с.

      14. Бельский П.Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющих от нормы в своем поведении. М.: Юрид. изд., 1924.

      15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

      16. Болбочану А.В. Значение общения со взрослыми для умственного развития дошкольников/ Дошкольное воспитание, № 11, 1982.

      17. Брейтман М.Я. О клинической картине детского головного мозгового паралича. (Paralysis cerebralis infantilis): Дис. д-ра медицины. — СПб., 1902. -180, XLVIII с.

      18. Брудный A.A. Экспериментальный анализ процесса понима-ния//Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. -М: 1972.-С. 36-37.

      19. Вавилова B.C. Методические рекомендации для родителей по ортопедическому лечению, Челябинск, 1994.

      20. Ветрова В.В., Годовикова Д.Б., Елагина М.Г. и др. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. -207 с.

      21. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т.т. Т. 5: Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983.-С. 257-321.

      22. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956.-51 с.

      23. Выготский J1.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.З: Проблемы развития психики.- М.: Педагогика, 1983.-С. 5-328.

      24. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций: Из неопубл. тр. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1960. — 500 с.

      25. Выготский J1.C. Трудное детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.5: Основы дефектологии.- М.: Педагогика, 1983. С. 137-149.

      26. Галигузова JI.H., Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте// Генетические проблемы социальной психологии.-Минск: Университетское, 1985.- С. 57-71.

      27. Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности общения со сверстниками у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии 1980. — № 2 (23) — С. 31 — 36.

      28. Галигузова Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте // Новые исследования в психологии. 1978 — №2 (19) -С. 60 — 64.

      29. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1983.-21 с.

      30. Галлямова Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 24 с.

      31. Годовикова Д.Б. Влияние общения с взрослыми на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии.- М.: НИИОП АМН СССР, 1980.- С. 78-98.

      32. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации».- М: 2000.

      33. Давидчук А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет.сада/ Под ред. В.В. Холмовской.- М.: Просвещение, 1986,143 с.

      34. Данилова J1.A. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Д.: Медицина, 1977. — 95 с.

      35. Данилова J1.A., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб.: 1997.

      36. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослыми и сверстниками у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1983, -22 с.

      37. Дмитриева Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития// Шестилетние дети: проблемы и исследования.- Н. Новгород: НГПУ, 1983.1. С. 73-82.

      38. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.: Книга для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1987. 206 с.

      39. Елагина М.Г. Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии: Сб. научн. тр. М.: НИИОП, 1979.

      40. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.: Медицина, 1993. 112 с.

      41. Запорожец А.В., Лисина М.И. Общие вопросы исследования и его методика // Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет). М.: Педагогика,1974.- С. 3—17.

      42. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1993.

      43. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка 3-е изд., испр.. СПб.: Союз, 1997. — 222 с.

      44. Землянухина Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и домов ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1982.-21 с.

      45. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы)// Альманах «Исцеление».- М.: 1993.- С. 41-65.

      46. Иванов С.И. Одинокие дети.: Записки дет. врача. М.: Мол. гвардия, 1991.-320 с.

      47. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд — во МГУ, 1980. — 439 с.

      48. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно временных нарушений у детей с церебральным параличом // Спец. школа.-1967-Вып.З.- С.102-105.

      49. Ипполитова М.В. Коррекционно воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // Очерки , по патологии речи и голоса.- М.: Просвещение, 1967.- Вып. 3.1. С. 214-222.

      50. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. 52 с.

      51. Исаев Д.Н. Психологические расстройства у детей: Руководство для врачей. СПб. и др.: Питер, 2000. — 508 с.

      52. Каган В.Е. Аутизм у детей. Д.: Медицина, 1981. — 206 с.

      53. Каган В.Е., Кемпински А. Психология неврозов. Варшава, 1975.

      54. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: 1974.

      55. Каган В.Е., Корнев А.Н., Журавлева И.П. и др. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб.: ПМИ., 1991. — 74 с.

      56. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища шк., 1987. — 271 с.

      57. Каппелле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалиями // Основы ортопедагогики / Под ред. Э. Брукарт Lonven, Yarant, 1999.-С. 101—174.

      58. Кемпински А. Психология неврозов. Варшава: Пол. мед. изд — во, 1975.-400 с.

      59. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.- М.: Медицина, 1985. 286 с.

      60. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общ. и возраст, особенности. 2-е изд., доп. — Минск: ТетраСистемс, 2000. -431 с.

      61. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. док. дисс. М.: 1981. — 54 с.

      62. Кон И.С. Общение и самосознание // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. М.: 1971. — С. 85 — 108.

      63. Кон И.С. Открытие «Я» М.: 1978.

      64. Кон И.С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1989. — 255 с.

      65. Корницкая C.B. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопросы психологии. 1973 — № 41. С. 65—70.

      66. Корницкая C.B. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1975. — 23 с.

      67. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада./ Под ред. А.Д. Кошелевой, М.: Просвещение, 1985. -175 с.

      68. Кошонова М.Р. Роль общения с детьми разного возраста в формировании представлений о себе у дошкольников// Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверсниками.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990.1. С. 70-76.

      69. Лебединский B.B. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167 с.

      70. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы филисофии. 1979 -№1 — С. 121-132.

      71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

      72. Леонтьев А.Н. Психология общения 2-е изд.; испр. и доп. — М.: Смысл, 1997-365 с.

      73. Лисина М.И и A.B. Запорожец. Развитие общения у дошкольников. М., 1974.

      74. Лисина М.И и Царегородцева Л.М. Психологическое содержание контактов между младенцами// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.

      75. Лисина М.И Проблема онтогенеза в общении. М.: Педагогика, 1986.- 145 с.

      76. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии.- М.: Наука, 1978.- С. 268-294.

      77. Лисина М.И. и Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверсниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии.- М.: НИИОП, 1980. АПН СССР.-С.55-78.

      78. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / В.В. Ветрова, Д.Б. Годовикова, М.Г. Елагина и др.// Под ред. М.И. Лисиной М.: Педагогика, 1985, 207 с.

      79. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -383 с.

      80. Лисина М.И. Формирование личности в общении. М.: 1980.

      81. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста. Психолого-педагогические проблемы общения. М.: 1979.

      82. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиинца, 1987. — 136 с.

      83. Лисина М.И., Рузская А.Г., Авдеева Н.Н. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. -М.: Педагогика, 1989. -215 с.

      84. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма — Ата: Мектеп, 1989. — 78 с.

      85. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: 1975 — С. 151-164.

      86. Лурье Н.Б. Коррекционно воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. — М.: Изд — во АПН РСФСР, 1962. — 160 с.

      87. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология.- 1976.-№3.- С.29-35.

      88. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича.// Журн. невропатологии и психиатрии.- 1992.-Т.92.- Вып. 4.1. С. 42-47.

      89. Мамайчук И.И. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психол. журн.- 1988, Т. 9, N 2.-С.63-69.

      90. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун -та, 2000. — 168 с.

      91. Марковская И.Ф. Задержка психического развития цереброорганиче-ского генеза: (Клинико- психол. корреляция): Автореф. дис. . канд. мед. наук.-Л.: 1982.- 17 с.

      92. Марковская И.Ф., Лебединский В.В., Никольская О.С. Нейропсихоло-гическая характеристика детей с задержкой психического развития// Журн. невропатологии и психиатрии.- 1977.- Т.Н.- Вып. 12.- С. 1858-1862.

      93. Мастюкова Е.М. Коррекционно-воспитательная работа с церебральным параличом преддошкольного возраста. (Развитие речи)// Дефектология.-1988.-№1.- С. 64-68.

      94. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Дефектология.- 1973.- № 6.-С. 24-29.

      95. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата.- М.: Педагогика, 1985.- С. 70-89.

      96. Мастюкова Е.М. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе// Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Просвещение, 1989.- С. 419-436.

      97. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обследование логопедических мероприятий // Дефектология, 1973, № 6.

      98. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. -М.: Просвещение, 1985. 191 с.

      99. Материалы XII научно-практической конференции врачей Липецкой Области. Липецк, Б. и., 2000, С. 300.

      100. Мендоса Х.Р. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дис. канд психол. наук. Л.: 1990. -23 с.

      101. Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при взаимодействии предметов и общения со взрослыми// Вопр. психологии, № 5, 1975.

      102. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: Интел Тех, 1994. — 64 с.

      103. Мнухина B.C. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- С. 162-176, С.213-224.

      104. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд — во Ленинград, ун-та, 1960.-426 с.

      105. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. A.A. Бадалева. М.: Изд — во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995-с. 356.

      106. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд во Моск. ун -та, 1976.-112 с.

      107. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1979.-118 с.

      108. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. М.: 1984.

      109. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985.1. С. 47-64.

      110. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Под ред. Репиной Т.А.-М.:1978.

      111. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М.: Росспен, 1996.-272 с.

      112. Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории. — М.: 1971.

      113. Пашина А.Х. Опыт исследования эмоциональной сферы у сотрудников детского дома // Психол. жур. 1995.- Т.6, № 2.- С. 42-50.

      114. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история М., 1966.

      115. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная педагогика. -М.: Академия, 2000.-С. 31-32.

      116. Прихожан A.M., Толстых H.H. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении// Лишенные родительского попечительства.-М.: Просвещение, 1991.1. С. 77-80.

      117. Психолого медико — педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: ИСПиП, 1999.

      118. Развитие общения у дошкольников: (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет)/ Под ред. A.B. Запорожца и М.И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974.- С. 288.

      119. Репина Т.А., Антонова Т.В., Гостюхина О.М. и др. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М.: Педагогика, 1987.- С. 192.

      120. Репина Т.А., Стеркина Р.Б., Антонова Т.В. и др. Общение детей в детском саду, в семье. М.: Педагогика, 1990. — 151 с.

      121. Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста// Вопр. психологии,- 1974.-№4-С. 71-83.

      122. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 119 с.

      123. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками// Дошкольное воспитание. 1988. — №3 — С. 37 — 45.

      124. Сагдулаев A.A. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1990.- № 4.- С. 75-79.

      125. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. -М.: Атидор, 1999, 384 с.

      126. Семенова К.А. и др. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича. М.: Медицина, 1972.

      127. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М.: Медицина, 1975.

      128. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе. М: Медицина, 1976. — 184 с.

      129. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972. -328 с.

      130. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: (Руководство для врачей). Ташкент: Медицина, 1979. — 488 с.

      131. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд — во МГУ, 1985.- 190 с.

      132. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом // Дефектология.- 1981.- № 4.-С. 82-87.

      133. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1985.

      134. Смирнова A.B. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. -М., 1967.

      135. Смирнова Е.О. и Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопр. психологии. -1998. № 3 -С. 50-59.

      136. Смирнова Е.О. и Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. 1996. — № 3.- С. 5 — 14.

      137. Смирнова Е.О. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студентов психол. пед. специальностей. Ч.З.: Ранний возраст (от года до трех). -Абакан: Изд-во Хакас. Гос. ун-та, 1997, 80 с.

      138. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. Психологии.- 1994.- № 6.- С.5 -15.

      139. Смирнова Е.О. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1981. 19 с.

      140. Смирнова P.A. Представление о сверстнике у дошкольников как основа взаимодействий детей // Новые исследования в психологии.- № 2, 1987.

      141. Смирнова P.A. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста. М.: 1981.

      142. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1975.-С. 175 .

      143. Сорокина Т.М. Исследование феномена «амбивалентного поведения» у детей раннего возраста // Вопросы обучения и воспитания. Горький, 1978.

      144. Сорокина Т.М. О некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей раннего возраста// Вопросы обучения и воспитания. -Горький, 1978.

      145. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Первые три года жизни: Пер. с анг.. Ростов н / д: Феникс, 2001. — 511 с.

      146. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М.: Изд-во Моск. ун -та, 1976. 144 с.

      147. Терещук Р.К. Показатели популярности детей по результатам социометрии и наблюдения реального общения дошкольников со сверстниками// Новые исследования в психологии.- М.: 1986.

      148. Флейвел Д. Генетическая психология Жана Пиаже.- М.: 1976

      149. Футер Д.С. Заболевания нервной системы у детей.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Медицина, 1965. — 555 с.

      150. Царегородцева Jl.M. Контакты между детьми первого года жизни// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.-М.: Ротапринт, 1979.

      151. Цукер М.Б. Основы невропатологии детского возраста. М.: Медгиз, 1947.-458 с.

      152. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-144 с.

      153. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста: АПП «Джангар», 1999.- С. 168.

      154. Шипицына Л.М. Нейропсихологическое исследование детей с проблемами в развитии // Дефектология, 1999, № 1.

      155. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: (Для детей от 3 до 6 лет). 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Детство — Пресс, 1998. — 380 с.

      156. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. -СПб. : Образование, 1995. 80 с.

      157. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. -СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 272 с.

      158. Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1955.

      159. Эльконин Д.Б. Психология игры. M., 1978.

      160. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: (Психол. очерк). -М.: Просвещение, 1966. 291 с.

      161. Bowlby I. Maternal Care and Mental Health. Geneva.-1951 ; 166 p.

      162. Botta N., Botta P. L'education therapentigue des enfants moteurs cerebraux. Paris, 1958.

      163. Dechesne B.H.H. Zichamelijk gehandicapte jongeren. Sexualiteit, relaties, zelfbeeld. Rotterdam, Leminicaat, 1979.

      164. Doman g. Kinderen men hersenletsel. Haarlem, De Toorts, 1976.

      165. Freud A., Dunn S. An Experiment in Group Upbringing // Psychoanalitic Study of the child.-New York.-1946.-Vol. 1. P. 53 74.

      166. Freud A. The Age and the Mechanisms of Defence. New York., 1946. -252 p.

      167. Freud S. Die infantile cerebrallhamung. Handbuch d. spez. Pathology und Therapie. Henderson I.I. Cerebral palsy in childhood and and adolescence (A medical, psychological and social study). Edinburgt-London, 1961.

      168. Frank L.K. Tacticle communication // Genetic Psychology Monographs. -1957.-Vol. 56.-P.38 -46.

      169. Janousek J. Socialni Komunikace. Praha, 1968.

      170. Little W.V. On the influence of abnormal parturition difficult laboure, prematurition a physical condition of the chill, especialle in relation to deformities// Transaction of the obsterical society of London.-1862.Vol.VIII.

      171. Nelson K., Ellenberg J.H. Antecedents of cerebral palsy. Multivariate analysis. N.Enge. J.Med., 1986, 315, 81-86.

      172. Parry J. The Psychology of Human Communication. N. Y. — 1967.

      173. Saran M. Assessment of intellectual Functioning Across the lifespan in Severe Cerebral Palsy Developmental Medicine and Child Neurology, 1986, vol.28.

      174. Schaffer R. Mothering. Fontana. — 1977. — 127 p.

      175. Spitz R. Hospitalism: an Inguiry into the Genesis of Psychiatric conditions in Early Childhood // Psychoanal. Study of Child. N.Y. — 1945. — Vol. l.-P. 53-74.

      176. Spitz R. Hospitalism: a Follow up Report on Investigation. Described in Vol. 1., 1945//Psychoanal. Study of Child.-N.Y. 1946.-Vol. 2.-P. 11-31.

      177. Schoneil F.F. Erziehung und Bilding des spastisch gelahmten Kindes. Berlin-Charlottenburg. Carl Marhold, 1969.

      178. Stanley F., Alberman E. The Epidemiology of the Cerebral palsies. Clinics in Development. Medicine series. 87. Philadelphia, PA, Lippincott, 1984.

      179. Suzuki H., Iso A., Ichikawa M. Incidence rates of cerebral palsy, severe mental and motor retardation and Down syndrome in the city of Kokubnuit in Subaran Tokio. Noto-Hetatsu, 1993, 25 (1), 16-20.

      180. Volpe I. Neurology of the newborn. Philadelphia, 1981, 648.

      181. Westlahe H. and Rutherford D. Speech therapy for the Cerebral Palsied. Chicago: Nat. Sve. for crippled Children and adults, Zuc. 1961.

      182. Wiener M., Devoe Sh., Rubinow Sh., Geller J. Nonverbal behavior and nonverbal communication // Psychological Review. 1972. — Vol. 79., №3. — P. 207-212.

      psibook.com