Развитие исследовательской активности у дошкольников

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании Текст научной статьи по специальности «Дошкольное образование. Дошкольная педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Киреева О. В.

В статье рассматривается сущность, особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании .

The article considers the essence, peculiarities and pedagogical grounds of development of senior preschool-age children"s research activity in experimenting.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Киреева О.В.,

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании»

?Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики.

Научный руководитель — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева

В статье рассматривается сущность, особенности и педагогические основы развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Ключевые слова: активность, исследовательская активность, экспериментирование, исследовательские умения.

The article considers the essence, peculiarities and pedagogical grounds of development of senior preschool-age children's research activity in experimenting.

Key words: activity, research activity, experimenting, research skills.

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития исследовательской активности и познавательных интересов детей (А. Н. Поддьяков, А. Г. Го-гоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюш-кин, Я. А. Пономарев и др.).

Активность — ведущая характеристика человека как субъекта деятельности, проявляющая себя в инициативном, самостоятельном, творческом (преобразующем) отношении к действительности, другим людям и самому себе (А. М. Матюшкин, В. Г.Маралов, В. А. Якунин). Активность личности реализуется в состоянии готовности и стремления к самостоятельной деятельности, в выборе оптимальных путей достижения поставленной цели, получении адекватных результатов.

Базисом продуктивных форм активности является поисковая познавательная активность субъекта, направленная на обнаружение, открытие неизвестного и заверша-

емая актами решения проблемы, представленными субъективно в понимании. Продуктивные виды активности обеспечивают «порождение» образов (В. П. Зинченко), обобщений (В. В. Давыдов), целей (О. К. Тихомиров), смыслов (А. Н. Леонтьев), мотивов и интересов (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Т. И. Шумакова, Г. И. Щукина).

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская активность выступает неотъемлемой частью поведения любого живого существа как условие его выживания и развития в изменяющейся среде (В. С. Ротен-берг, С М . Бондаренко).

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение. Она создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. А. М. Матюшкин рассматривает исследовательскую активность ребенка как основное выражение его креативности, проявляющееся в высокой избирательности ребенка к исследуемому новому, в широкой любознательности (Дж. Берлайн). На основе анализа современных подходов иссле-

П ЕДАГОГИКАИ ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

довательская активность может быть определена как выраженное стремление субъекта, направленное на поиск решения значимой для него проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.

Анализ литературы показал, что исследовательская активность определяется освоением различных групп исследовательских умений, которые помогают детям вести индивидуальный и коллективный поиск в экспериментировании (О. В. Дыбина, Г. П. Ту-гушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, Л. С. Киселева и др.). Нами были выделены и конкретизированы следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников в экспериментировании:

1. Умения, непосредственно связанные с осуществлением детьми исследовательского поиска, организацией и проведением экспериментирования.

2. Умения, связанные с наглядной фиксацией хода и результатов экспериментирования.

3. Умения, связанные с использованием приборов (оборудования, инструментов) в экспериментировании.

4. Умения, связанные с осуществлением детьми совместного исследовательского поиска в экспериментировании.

Приведенные данные показывают, что проблема развития исследовательской активности детей дошкольного возраста еще недостаточно изучена. Исследовательская активность получает развитие в экспериментировании (Н. Н. Поддъяков, А. Н. Поддъя-ков, И. С. Фрейдкин, Л. А. Парамонова, Г. В. Уродовских, Н. Е. Веракса, Л. М. Ма-невцова, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). На основе научных данных детское экспериментирование можно определить как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам

ребенок и его отношение к миру (А. Н. Поддъяков, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса). Выявление и реализация потенциала детского экспериментирования для развития исследовательской активности старших дошкольников представляет актуальную проблему современного дошкольного образования.

Как свидетельствует анализ научных данных, исследовательская активность старшего дошкольника имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

В целях выявления особенностей развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и изучения соответствующих педагогических условий в ДОУ нами был проведен многосерийный констатирующий эксперимент, в котором участвовало 80 детей старшего дошкольного возраста, 50 воспитателей.

Результаты констатирующего эксперимента показали наличие разных уровней исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. К высокому и среднему уровням было отнесено до 35% детей. Большинство дошкольников находились на низком (30%) и ниже среднего (35%) уровнях развития исследовательской активности. Для них было характерно: отсутствие выраженного интереса к экспериментированию, частичное принятие цели экспериментирования, замена экспериментирования простым манипулированием с объектами, переходящим в игру, отсутствие результата или по-

Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

лучение частичного результата, слабое проявление настойчивости в достижении цели.

Анализ показал, что для многих детей было свойственно недостаточное освоение исследовательских умений, связанных с организацией и самостоятельным осуществлением экспериментирования (70%), использованием приборов (65%), фиксацией результатов и хода экспериментирования (65%), взаимодействия с партнерами в процессе экспериментальной деятельности (55%). Многие дети проявляли большую зависимость от помощи воспитателя, были скованы в своих действиях, боясь допустить ошибки и получить отрицательную оценку педагога.

' Полученные данные свидетельствуют о

многофакторной обусловленности сниженного уровня развития исследовательской активности старших дошкольников. Это проявилось в недостаточной компетентности воспитателей в вопросах организации детской поисковой деятельности, создания условий для свободы самостоятельных, инициативных действий и проявления исследовательской активности, в неэффективной педагогической технологии руководства детским экспериментированием. | Было выявлено преобладание «усред-

ненного» подхода воспитателей к детям в экспериментировании, что проявлялось в отсутствии дифференцированного влияния на дошкольников с разным уровнем иссле-I довательской активности. Неумение педа-

гога учитывать индивидуальный исследо-I вательский опыт ребенка имело своим след-

ствием игнорирование более высоких возможностей отдельных дошкольников в самостоятельном, творческом решении новых | проблемных задач.

Большинство воспитателей не вовлекают старших дошкольников в исследовательский поиск, не включают детей в проблемное планирование, выдвижение гипотез, не обсуждают полученные результаты ( экспериментирования. Нередко деятель-

| ность экспериментирования, свободная и

самостоятельная по своей сущности, строится воспитателем как четко регламентированная последовательность действий детей по определенному алгоритму (48%). Это не дает возможности дошкольнику почувствовать свободу выбора способов и средств решения проблемной ситуации, тормозит его исследовательскую активность. В результате многие дошкольники, участвующие в организованном воспитателями экспериментировании, чувствовали себя неуверенно, постоянно обращались за помощью к взрослому, опасались совершить неловкие действия (разлить воду, просыпать песок и пр.).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что отдельные попытки использования экспериментирования для развития исследовательской активности детей не выстраиваются педагогом в систему, а выступают лишь в эпизодической роли. Педагоги не имеют достаточных представлений о группах исследовательских умений, необходимых ребенку для эффективного осуществления исследовательского поиска, мало сотрудничают с родителями дошкольников, не используют возможности влияния семьи на развитие исследовательской активности детей. В целом недостаточная компетентность воспитателей блокирует исследовательскую активность ребенка, препятствуя становлению субъектной позиции в экспериментировании.

Разработанный в исследовании педагогический проект развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании базируется на следующих принципах:

• опоры на актуальные интересы детей старшего дошкольного возраста и создания перспективы движения старших дошкольников к решению новых задач и освоению исследовательских умений;

• широкой реализации исследовательского подхода дошкольников к решению проблемных ситуаций в разных видах деятельности (создание исследовательского

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

пространства в группе детского сада, активизирующего исследовательский поиск дошкольников в экспериментировании);

• непрерывности исследовательской деятельности дошкольников, предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействия детей с родителями;

• сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации экспериментирования, индивидуального и коллективного исследовательского поиска и объединения детей в исследовательские мини-проекты с учетом направленности их интересов;

• партнерства и сотрудничества взрослых (педагогов, родителей) и детей в экспериментировании и создания «исследовательского детско-взрослого сообщества».

Формирующий эксперимент строился как этапный, включающий подготовительный, ориентационно-мотивационный, базовый и творческий этапы.

Цель подготовительного этапа заключалась в повышении педагогической компетентности педагогов и установлении содержательного взаимодействия воспитателей и родителей на основе создания единых ценностно-смысловых установок взрослых относительно развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании в условиях ДОУ и семьи.

Ориентационно-мотивационный этап был направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Для этого использовались занимательные фокусы, проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд детей на вещи. Широко используемые на данном этапе приемы ТРИЗ были направлены на развитие важных для реализации исследовательской активности дошкольников умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Практикование в применении данных умений осуществля-

лось детьми в коллективном исследовательском проекте «Мы — исследователи природы». Дети проводили наблюдения за изменениями погоды, фиксировали результаты наблюдений в календаре природы, ежедневно вели телепередачу «Прогноз погоды».

Базовый этап был направлен на практическое освоение дошкольниками исследовательских умений и обогащение опыта экспериментирования. Задача состояла в том, чтобы научить детей самостоятельно пользоваться различными группами исследовательских умений в экспериментировании. Исследовательский поиск детей разворачивался в рамках следующих тем: «Ку-десница вода», «Чудеса песка», «Сила притяжения магнита», «Волшебство света». Каждая тема строилась проблемно по определенному алгоритму, в основе которого была заложена идея интегрированного подхода и самостоятельного открытия ребенком необычного в предметах и явлениях в субъектной позиции «первооткрывателя нового».

Педагогическое взаимодействие с детьми разворачивалось дифференцированно с учетом уровней исследовательской активности. Процесс детского экспериментирования сопровождался совместным проблемным обсуждением детских открытий, обменом мнений, выдвижением новых перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

В процесс детского исследования активно вовлекались родители, которые вместе с дошкольниками дома проводили дополнительные эксперименты, находили необходимую информацию в энциклопедиях, детских журналах, книгах, вели наблюдения за изменением погоды.

Все это позволило перейти к третьему творческому этапу формирующего эксперимента, который предусматривал дальнейшее развитие исследовательской активности в условиях широкого участия дошкольников и их родителей в экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности. Старшие дошкольники были

вовлечены в коллективный проект «Как много интересного вокруг», который творчески объединял мини-исследования, проведенные на базовом этапе. Результатом заключительного этапа явилась «Энциклопедия юного исследователя», написанная дошкольниками в сотрудничестве со взрослыми.

Контрольный эксперимент выявил выраженную положительную динамику развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспе-

риментировании и показал рост высокого (30%) и среднего (65%) уровней исследовательской активности. Дошкольники стали проявлять устойчивый интерес к самостоятельному экспериментированию, свободно пользоваться исследовательскими умениями, добиваться адекватного результата. Полученные данные подтвердили эффективность разработанного и реализованного на практике процесса развития исследовательской активности старших дошкольников.

cyberleninka.ru

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

1 Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Папенина Ольга Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ 5, г. Кемерово, 2015г. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Реб?нок зада?т вопросы, касающиеся близких и дал?ких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности наблюдением, развитием речи (умение ч?тко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мн?тся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — тв?рдый — т?плый и прочее). Цели экспериментирования — это: Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности. 1

2 Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развитие мышления, речи суждение в процессе познавательно исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. В условиях ДОУ рекомендуется использовать только элементарные опыты и эксперименты.их элементарность заключается: во — первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; во вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в — третьих, они практически безопасны; в — четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещ?нных в разные условия и т.д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определ?нную опасность (например, при использовании горящей свечи). Положительные стороны демонстрационного метода: 1. Практически исключены ошибки при проведении опытов. 2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. 3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. 4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. 5. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: 1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. 2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. 3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. 4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы. 5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. 6. Сведена до минимума инициатива детей. 7. Затруднена индивидуализация обучения. Фронтальный метод это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы». Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут: — хорошо видеть мелкие детали; — рассмотреть объект со всех сторон; — использовать для обследования все анализаторы; — реализовать заложенную в них потребность к деятельности; — работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. — эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем 2

3 демонстрационных; — процесс обучения индивидуализирован. Слабые стороны фронтального метода: 1. Труднее найти много объектов. 2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. 3. Труднее установить контакт с детьми. 4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. 5. Повышается риск ухудшения дисциплины. 6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Содержание опытно экспериментальной деятельности строится из четыр?х блоков педагогического процесса. 1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности реб?нка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже реб?нок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). Структура детского экспериментирования (алгоритм): Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались как помочь героям перебраться через реку. В ?мкость с водой поочер?дно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на н?м можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины. Выдвижение гипотезы было таким обладает ли дерево различными свойствами? Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, бр?вна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок. Сбор материала: Сначала решили выяснить — откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево. Обобщение полученных данных. По результатам провед?нного исследования делаем вывод: Дерево л?гкое, плавает в воде. Дерево тв?рдое, хорошо подда?тся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. 3

4 Экспериментирование должно осуществляется во всех сферах детской деятельности: при?м пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого необходимо создать специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В мини — лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны: — для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); — для приборов; — для выращивания растений; — для хранения материалов (природного, «бросового»); — для проведения опытов; — для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или ?мкость для воды, песка, мелких камней и т.д.). Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини — лаборатории: микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, вер?вки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щ?тки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отв?ртки, винтики, т?рка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, кол?сики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы. Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.). Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельч?нный пенопласт. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах должна быть и оборудована «Детская научная лаборатория», а также уголки экспериментирования, которые постоянно пополняются новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию начинаются со 2-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки. С помощью игровых персонажей можно предлагать детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем опыты. Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: 4

5 бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.; дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.; пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.; стекло бывает прозрачное и разноцветное, хрупкое, бьется, водонепроницаемое; ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.; воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четыр?хлетнего реб?нка быстро затухает. В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» «Потому что мы его повесили на батарею». Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла. При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании является метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Работа с родителями Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. С этой целью необходимо проводить родительские собрания, консультации, на которых 5

6 объяснить родителям, что главное дать реб?нку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за реб?нка его работу. Объяснить, что первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисковоисследовательской активности детей, проводится анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организуется консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же можно разработать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Собрать коллекции открыток о природе, мультимедийные обучающие презентации, и т.д. Очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Задача педагогов — привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого реб?нка и порекомендовать соответствующие при?мы воспитания. Вывод: специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. 6

docplayer.ru

Развитие познавательно исследовательской активности дошкольников

Д ети – это неутомимые любознайки, они постоянно что-то разбирают, чинят, пристают ко взрослым с вопросами на любые темы и важно в эти периоды не отмахиваться. Ведь именно так малыши познают мир, делают умозаключения, экспериментируют и ни в коем случае нельзя этот интерес пресекать, иначе потом уже может быть поздно. Взрослые, наоборот, должны направить исследовательскую деятельность дошкольников в правильное русло, ведь она позволяет найти ответы на многие интересующие ребёнка вопросы.

Развитие познавательно исследовательской активности детей в своей основе имеет метод экспериментирования. Важной особенностью детского экспериментирования является то, что в ходе него они имеют возможность раскрыть многие характеристики изучаемого объекта, установить причинно-следственные связи с другими объектами и явлениями. Детское экспериментирование не только расширяет кругозор, но формирует измерительные навыки, умение анализировать и делать выводы; осуществляет развитие речи, мышления, внимания, глазомера, мелкой мускулатуры.

Грамотный подход и направление ребёнка.

Чтобы проводимое экспериментирование имело положительный конечный результат, оно должно иметь предварительную подготовку и структуру проведения. Условно детское экспериментирование включает:

1. предмет познавательно-исследовательской деятельности или постановку проблемного вопроса;

Например, взрослый наполняет ёмкость водой и предлагает ребёнку опускать туда по очереди небольшой кусочек газеты, ткани, металлическую и деревянную пластины. В результате этих действий выяснилось, что все предметы утонули, кроме деревянной пластины. Значит деревянные предметы не тонут, перед ребёнком поставлена задача, узнать какими же ещё свойствами обладает дерево.

2. поиск решения проблемы, сбор материала;

На этом этапе можно вспомнить названия деревьев, рассмотреть его части, нарисовать, поговорить о том, как деревья попадают на фабрику, что изготавливают из дерева, где применяют деревянные предметы. Полезно сходить в лес, рассмотреть спил дерева, стружку, древесину.

В ходе этой познавательно исследовательской деятельности итоги могут быть таковы:

  • Деревянные предметы не тонут в воде;
  • Дерево – твёрдый материал, но лёгкий в обработке;
  • Деревянные предметы нашли широкое применение в промышленности и в быту.
  • Такой эксперимент подходит для старших дошкольников, а поэтапный план работы способствует нахождению ответа на поставленный вопрос через активизацию мыслительной деятельности дошкольников, обеспечивает развитие умения самостоятельно находить информацию.

    Стоит заметить, что включение дошкольников в процесс познавательно исследовательской работы связано с различными видами деятельности и может осуществляется во всех сферах его жизни: утренний подъём, умывание, приём пищи, прогулка и т.д. Планирование и проведение познавательно исследовательской деятельности неразрывно связано с построением развивающей среды, которая способствует повышению познавательной активности. Прежде всего нужно приобрести соответствующую литературу, это могут быть художественные произведения, книги с развивающими играми и упражнениями, можно сделать подборку тематических загадок, например, о явлениях природы.

    Для старших детей приятной неожиданностью будет, если родители выделят место и создадут для него мини – лабораторию, где будут проводится опыты, собраны необходимые для этого инструменты, приборы и материалы, здесь будут находиться собранные ребёнком коллекции, экспонаты для познавательно исследовательской деятельности. Чтобы эта деятельность приносила детям удовольствие и имела положительную тенденцию, родителям нужно приобрести для мини-лаборатории необходимые приборы и оборудование. Это могут быть микроскоп, лупа, весы; разные виды часов, магниты, фонарик, пипетка, сито, воронка; различные ёмкости: мерный стакан, баночки разных размеров. Также необходимо запастись разного рода материалами, с которым будет работать ребёнок: песок, глина, вода, природный материал, разные виды бумаги и ткани.

    Появление интереса к познанию.

    Интерес к познавательно исследовательской деятельности начинает проявляться у дошкольников с 3 — 4 лет. Малыши с большим удовольствием принимают участие в опытах с водой в разных её состояниях, песком и глиной, крупами, учатся переливать и пересыпать их из разных ёмкостей, что положительно влияет на их развитие. Конечно, в этом возрасте дети не могут анализировать, делать выводы, поэтому на первом месте стоит умение их заинтересовать, найти способы привлечь их к этой деятельности. Поэтому на помощь может прийти любимая игрушка, персонаж из сказки или мультфильма, литературные произведения. Например, после прочтения стихотворения «Наша Таня…» ребёнку предлагается выяснить может ли утонуть мяч или нет.

    В этом возрасте дошкольников можно знакомить со свойствами бумаги, дерева, стекла, ткани, организовывать наблюдения за объектами живой и неживой природы. Так, организуя знакомство малыша с природным явлением дождь, можно сделать следующее:

  • понаблюдать за разными видами дождя в разное время года. Ребёнок при помощи взрослого увидит, что дождь бывает сильный и моросящий, холодный и тёплый, и даже с градом.
  • сравнить воду дождевую и питьевую и выяснить, что дождевую воду пить нельзя.
  • посмотреть, как ведёт себя природа после весеннего и летнего дождя.
  • Формами познавательно исследовательской деятельности, которые активно можно использовать с детьми любого возраста являются опыты и наблюдения. Чтобы интерес дошкольников не угасал, они должны проводиться в игровой форме. Варианты могут быть такими.

    Познавательные опыты для детей.

  • их лучше проводить на улице в песочнице, для этого нужно приготовить ведёрки, совок, формочки, сито. Например, чтобы выяснить, из какого песка легче лепить можно предложить игру «Испечём печения для куклы Маши». Взрослый предлагает слепить пирожки сначала из мокрого, а потом из сухого песка, выясняется, что из сухого песка это невозможно сделать;
  • ребёнку предлагается взять сухой песок в кулачок и немного его разжать, песок посыпался быстро, теперь сделать это же с мокрым – выясняется, что влажный песок просыпаться не может;
  • попросите ребёнка просеять через сито сухой песок и мокрый, отметьте, что с влажным песком это сделать нельзя.
  • Чтобы проводимые исследования не прошли даром, обязательно закрепляйте полученные детьми знания. Так, на очередной прогулке «испеките» пирожки и положите на солнышке «остывать». Через некоторое время обратите внимание дошкольников на приготовленные пирожки, спросите, почему они рассыпались? Почаще спрашивайте, можно ли что-то лепить, если сегодня светит солнце (недавно прошёл дождь), что нужно сделать, чтобы в сухую погоду, можно было лепить? И т.д. Эти опыты направлены не только на расширение кругозора, но и на развитие мелкой мускулатуры пальцев.

    • для опыта понадобятся разные по форме и объёму прозрачные ёмкости (бутылка, стакан, банка и др.), краски. Налейте воду в банку, а с обратной её стороны или на дно положите любой предмет, и спросите видит ли его малыш, подведите к пониманию того, что вода прозрачная;
    • подготовьте стакан с водой и ещё 2-3 предмета, в которые можно поместить воду (блюдце, банка, половник), задайте вопрос: «Имеет ли вода форму?». Предложите ребёнку найти ответ самому, для этого ему нужно переливать воду в предложенные предметы. В ходе этого опыта ребёнок узнаёт, что вода принимает форму сосуда, в котором находится, а сама её не имеет;
    • налейте воду в чашку и попросите ребёнка её выпить. Поинтересуйтесь, какой вкус у воды? Затем предложите положить в неё сахар (кусочек лимона, ложку варенья, соль) и опять попробовать. Малыш должен понять, что вода в чистом виде не имеет вкуса. Игра также направлена и на развитие вкусовых рецепторов;
    • чтобы узнать, имеет ли вода цвет, подготовьте несколько стаканов с чистой водой и краски. Спросите «Какого цвета вода?», если ребёнок затрудняется, попросите набрать любую краску и размешать её в воде, определите получившийся цвет и так с остальными стаканами. Ребёнок должен прийти к выводу, что вода не имеет цвета и может окрашиваться в любой;
    • положите в тарелку немного снега или льда и поинтересуйтесь у ребёнка, произойдут ли с ними какие –либо изменения или нет. В результате опыта делается вывод, что снег и лёд тают в тепле. Также с этой целью предложите подержать снежинку в руке, или положить снег на грелку.
    • Опыты с бумагой и тканью.

    • понадобятся: ткань, бумага, ножницы, блюдце с водой. Дайте ребёнку лоскутик ткани и альбомный лист и попросите их порвать, разрезать, помять, намочить, свернуть. После каждого действия интересуйтесь результатом. Цель опыта показать, что ткань не шуршит, её нельзя смять в комок, остаётся целой после намокания, бумага же легко рвётся, сворачивается, шелестит, поле намокания её восстановить невозможно.
    • Для закрепления полезно использовать игры «Что из чего?» — взрослый называет или показывает предмет, и спрашивает: «Из какого он материала?» (например, книга, тетрадь, рубашка, скатерть и т.д.). «Бывает или нет?» — родитель задаёт вопросы, типа, бывает юбка из бумаги? Журнал из ткани? и т.д.

    • понадобятся: одинаковые небольшие ёмкости, разные ложки, пшено. Приготовьте себе и ребёнку по две чашки, одна наполненная пшеном (одинаково по количеству), другая пустая. Взрослый берёт чайную ложку, а ребёнок столовую и пересыпают пшено в пустые чашки. Так как ребёнок пересыпал быстрее, похвалите и поинтересуйтесь, почему он победил. Игра на развитие координации движений.
    • Наблюдение за луковицей.

    • понадобятся 2 луковицы, 2 сосуда с водой. Расскажите ребенку, что вы будете сажать луковицы, а в последующие дни вместе будете смотреть, как они растут. Налейте в стаканы воду, поместите туда луковицы и поставьте один на подоконник, другой – подальше от света. Не забывайте ежедневно отмечать появление корешков и зелёных перьев лука. Обратите внимание, на то, что воды становится меньше, почему? Одинаково ли развитие обеих луковиц? Какая быстрее? В ходе наблюдения ребёнок должен понять. Что для роста растений важны вода и свет. Когда перья вырастут добавьте их в пищу малыша.
    • Закрепляя эти знания, можно срезать ранней весной веточку и поместить её в воду и также понаблюдать её развитием.

      У старших дошкольников тематика проводимых опытов и наблюдений расширяется, уже в 5 лет дети постепенно пробуют проводить их самостоятельно, но контроль со стороны взрослых обязателен. В этом возрасте продолжаются опыты с объектами неживой природы аналогичные вышеуказанным с некоторыми усложнениями.

    • насыпать сухой песок в пластиковую бутылку и закрыть. В крышке проделать небольшое отверстие и вставить трубочку. Предложите малышу подуть в трубочку, спросите, что происходит с песком. Затем это же сделать с мокрым. Ребёнок должен усвоить, что сухой песок лёгкий, я мокрый – тяжёлый.
    • чтобы узнать, из чего состоит песок, дайте ребёнку лупу и вместе с ним рассмотрите его. Спросите: каков на ощупь сухой песок, мокрый? Обратите внимание, что в сухом песчинки не соединены между собой.
    • попросите ребёнка подуть на ладошку. Узнайте, что он почувствовал. Поясните, что это движется воздух. Спросите, как ещё можно проверить его движение? (качаются деревья, бегут облака, полезно сделать вентилятор и проверять силу ветра);
    • узнайте, можно ли увидеть воздух? Если малыш даст отрицательный ответ, то поставьте перед ним стакан с водой и попросите подуть туда через трубочку, появились пузырьки. Это и есть воздух. Обратите внимание на особенность, пузырьки не тонут. Объясните, что воздух легче воды и скоро он уйдёт, и тогда пузырьки исчезнут;
    • покажите ребенку пустой целлофановый пакет и спросите «Что в нём находится?». Тогда наберите в него воздух и завяжите, чтобы воздух не вышел, и задайте тот же вопрос. Дайте ребёнку подержать пакет, пусть он его сожмёт. Ребёнок должен понять, что там что-то есть, а чтобы это узнать точно, нужно его открыть. Что же было в пакете? (воздух, но его не было видно). А почему? Потому что воздух не имеет цвета, он прозрачный.
    • У старших детей дошкольного возраста роль познавательно исследовательской деятельности значительно увеличивается, она выделяется в отдельную сферу деятельности с повышением познавательной активности, мотивами, более осознанным подходом, умениями анализировать, подводить итог, применять полученные знания в жизни. Старших дошкольников можно привлекать к подготовке инструментов и материалов для опытов. Что в свою очередь окажет положительное влияние на развитие трудовых навыков.

      • в два стакана налить воду. В первый попросите насыпать песок и помешать. Растворился ли песок? А во второй насыпать сахар и тоже помешать. Что произошло? Следовательно, в воде одни вещества растворяются. А другие нет. В другие дни предложить растворить другую пару веществ, например, соль и рис.
      • пусть ребёнок нальёт воду в формочку и поставить в холодильник. Через час проверьте, что произошло с водой? (замёрзла). Почему? А если поставить эту формочку ближе к батарее. Во что превратился лёд? Дошкольник должен подвести итог: вода становится льдом на морозе, а в тепле лёд тает.
      • спросите: «Защищает ли снег растения от мороза?». Чтобы это узнать, попросите ребёнка перед прогулкой наполнить две пластиковые бутылки тёплой водой и закройте. На улице одну бутылку поставить, например, на скамейку, а другую закопать в снег, но не притаптывать. В конце прогулки возьмите обе бутылки, и посмотрите, в какой вода остыла больше. Дошкольник делает вывод, что в закопанной бутылке вода остыла меньше, а значит снег сохраняет тепло.
      • Опыты с песком и глиной.

      • подготовьте стакан с песком и стакан с глиной. Пусть ребёнок попробует неспеша пересыпать сначала песок в блюдце, а потом глину. Что легче было высыпать? Значит песок сыпучий, а глина нет;
      • чтобы выяснить, что лучше пропускает воду глина или песок, нужно взять две одинаковые баночки. В одну вставить воронку, в которую положить немного ваты и песок и аккуратно лить воду, тоже самое сделать с глиной. Посмотрите, в какой банке в результате воды больше. Ребёнок должен сделать вывод, что песок пропускает воду лучше, чем глина;
      • слепите вместе с ребёнком любые фигурки из мокрого песка и глины и оставьте их высыхать. Вывод: песок в отличии от глины не сохраняет форму.
      • перед ребёнком несколько предметов: простой карандаш, значок, скрепка, погремушка, резиновый мяч. Взрослый предлагает выбрать предметы, которые может притянуть магнит. (значок и скрепка). Значит магнит может притягивать только металлические предметы;
      • старших дошкольников попросите сделать из скрепок змейку и положить её в стеклянный стакан. Как достать змейку без помощи рук и не опуская в стакан магнит. Вывод, магнит перемещает предметы через стекло;
      • большой интерес вызывает игра «Рыболов», особенно когда несколько играющих.Налейте в таз воду, это будет пруд, и пустите туда рыбок с металлическими носиками, к которым будет прикреплено какое-нибудь задание. Участник с помощью магнитных удочек вылавливают рыбок и выполняю закреплённые за ними задания. В конце игры определяется победитель и делается вывод, что магниту вода не помеха. У старших детей игры с магнитом пользуются большой популярностью.
      • Таким образом, развитие познавательно исследовательской деятельности процесс очень важный и требует от взрослых предварительной подготовки. Экспериментирование побуждает, особенно старших дошкольников, к познанию живой и неживой природы, рукотворному миру, человеку через практику. Поэтому взрослые должны поддерживать интерес детей в желании узнать наш мир лучше.

        detki.guru