Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста: дидактические игры по сенсорике для ребенка 3, 4 и 5 лет

Важный период для формирования правильного восприятия окружающего мира у детей – 3-4 года. Главный кирпичик в «здании» формирования интеллекта закладывается именно в этот период. Ребенок уже хорошо умеет общаться, его словарный запас весьма обширный. Теперь ему легче на этой основе узнавать о формах, структурах и величинах предметов, понимать их положение в пространстве. От родителей зависит, насколько своевременно будет оказано воздействие на совершенствование детского организма, его психических и физических навыков, а также полноценное раскрытие заложенных потенциалов.

Для воспитания сенсорного восприятия и воображения дорогие игрушки не обязательны — иногда подручные материалы даже удобнее и интереснее

Развитие сенсорики у детей

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста подразумевает комплексные обучающие и развивающие меры по улучшению органов чувств, способствующие более быстрому и эффективному познавательному процессу. С помощью тактильного, слухового или зрительного воздействия предметов на ребенка осуществляется процесс, называемый ощущения. Ощущения являются основным источником получения информации в этом возрасте. Они помогают лучше познать себя и мир вокруг.

Перечислим 4 вида ощущений:

  • Слух – ощущение звука.
  • Обоняние – способность различать запахи.
  • Вкус – умение чувствовать разнообразные вкусы: сладость, горечь, кислоту и соленость. Остальные вкусовые вариации будут являться их всевозможными сочетаниями.
  • Осязание – чувства, помогающие различать осязательные характеристики предметов, а также способность кожи чувствовать различные воздействия (болевые, тепловые, холодящие, давящие).
  • Перечислим задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: обучение ребенка основным навыкам познания предметов — осязанию, синтезированию, сравниванию и обобщению. Детям крайне важно освоить базовые сенсорные знания, которые подразумевают под собой весь опыт, накопленный предыдущими поколениями. Благодаря этим знаниям сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться более согласованно.

    Что подразумевают под собой сенсорные эталоны? Перечислим основные из них, которые следует освоить детям старшего и младшего дошкольного возраста:

    1. система мер веса;
    2. система величины;
    3. система цвета;
    4. система геометрических фигур (подробнее в статье: где найти и какие покупать геометрические фигуры для детей 3-4 лет?);
    5. система мер длины;
    6. система направлений;
    7. система звуков;
    8. система запахов;
    9. система фактуры.
    10. Осваивание данных знаний требует длительного времени. Процесс воспитания должен совершенствовать юный организм во всех сферах. Главное, на что ориентировано данное дидактическое развитие – улучшение деятельности мозга и речевых навыков.

      Этапы освоения эталонов

      К особенностям сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста причислим тот факт, что сенсорные знания будут осваиваться следующими этапами:

      I. Освоение предэталонов – понимание величины и формы предметов, расстояний и т.д. Продолжается это освоение с 6 месяцев и до 2,5-3 лет.

      Освоение понятия «расстояние» начинается сразу после того, как ребенок учится перемещаться самостоятельно

      II. Свойства предметов понимаются посредством сравнения. Ребенку проще усвоить понятия цветов с помощью сравнительного анализа, сопоставляя новую вещь с уже знакомым предметом, имеющим легко узнаваемый цвет. К примеру: красный как яблоко, желтый как солнышко или голубой как небо. Геометрические фигуры познаются через сравнение с привычными вещами. К примеру, крыша похожа на треугольник, мяч — на круг, окно — на квадрат. Продолжается этот этап с 3-4 до 7 лет.

      III. Качество предметов анализируется в сравнении с эталонами. Например, яйцо – овальное, разноцветная бабочка — как радуга. Эталонами в данном случае выступают ноты, звучание звуков языка, семицветный спектр со всевозможными оттенками. Продолжается данный этап от 6 до 7 лет.

      Что должен знать дошкольник?

      Каким образом ребенок может усвоить все общепринятые эталоны? Разумеется, через игру и активное взаимодействие с предметами. Какими знаниями должен обладать ребенок до школы? Перечислим основные из них:

      • цвета;
      • величины (толстый, худой, узкий, средний, широкий и т.д.);
      • основные геометрические формы;
      • вкусовые различия (сладость, горечь, кислота, соленость);
      • запах;
      • фактура (теплый, мягкий, гладкий и т.д.);
      • вес (легкий – тяжелый);
      • звук (громкий, тихий, высокий, низкий);
      • время (сначала – утро, день, вечер, ночь, затем более сложные моменты, такие как временные интервалы — 1 минута, 5 минут, 1 час, умение определять время по часам);
      • речевой слух (уметь различать гласные и согласные звуки языка, умение сочетать их и составлять слова);
      • музыкальный слух (различие звуков по высоте, тембру, мелодии, ритмике);
      • пространственное ориентирование (впереди – сзади, внизу – вверху, под – над).
      • Направления развития

        На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика. Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.

        Система Марии Монтессори

        В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя. Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес. Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.

        Система Фридриха Фребеля

        Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» — материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.

        Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.

        Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.

        Играем с младшими дошкольниками

        «Мозаика из пуговиц». Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.

        «Солнечный зайчик» . Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.

        «Разложи по цвету». Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.

        «Где звонят?». Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук. В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их.

        «Что звенело?». Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.

        «Собери игрушки». Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.

        Играем с дошкольниками

        «Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.

        «Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.

        «Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.

        «Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться. Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку. Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.

        Ребенок раннего и дошкольного возраста способен развивать свои органы чувств с небывалой быстротой. Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста является приоритетной задачей, переоценить которую крайне сложно. Благодаря обучению в форме игры малыш учится познавать мир вокруг себя. Кроха получает огромный поток информации о различных понятиях: цвет, величина, форма. Сенсорика направлена на гармоничное и целостное развитие личности ребенка.

        vseprorebenka.ru

        Тема 10. Социально-личностное развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

        Теоретические основы социального развития и воспитания. Сущность социального развития и воспитания. Значение воспитания в социальном развитии личности. Развитие теории и методики социально-нравственного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике (Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, А.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева и др.). Современные концепции нравственного воспитания и социального развития личности в педагогике (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. Кольберг, Л.И. Божович, А.В. Петровский, Э.П. Эфроимсон и др.).

        Методологические основы социального развития и нравственного воспитания личности: философское учение о морали, ее функциях, происхождении; концепции социализации личности; психологические теории развития личности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, В.А. Петровский и др.); понимание процесса социального развития личности как процесса присвоения социально-нравственных ценностей общечеловеческой и национальной культуры общества, пути присвоения этого опыта; социально-психологические механизмы присвоения ребенком социальных (в том числе нравственных) ценностей; роль социальной среды в воспитании ребенка, признание ведущей роли воспитания в социально-нравственном развитии личности ребенка. Основные подходы к разработке методики нравственного воспитания детей до школы (нормативно-этический, на основе развития нравственной мотивации, на основе развития эмоциональной сферы, на основе развития самосознания). Своеобразие процесса нравственного воспитания дошкольников. (Божович Л.И., Неверович Я.З., Князева Л.П., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.А., Якобсон, Золотарева Е. и др.). Концепции приобщения дошкольника к социальной действительности, социального развития и воспитания ребенка (С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко).

        Основные направления социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: нравственное, патриотическое, правовое, половое воспитание, воспитание в духе толерантного и уважительного отношения к другим народам и культурам.

        Принципы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

        Педагогическая система нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении. Цель нравственного воспитания дошкольников – содействие становлению основ нравственного сознания, чувств, мотивов и поведения, нравственных свойств личности. Задачи нравственного воспитания: воспитание нравственных потребностей, мотивов; воспитание нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости; формирование нравственных представлений и элементарных понятий как эталонов поведения; формирование опыта нравственного поведения на основе выбора поступка; формирование нравственных оценок и самооценок. Развитие социальной ориентации как предпосылки решения вышеуказанных задач. Возрастные возможности и особенности нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста.

        Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста; воспитание гуманности, коллективизма, культуры поведения и общения, дисциплинированности, ответственности, трудолюбия.

        Задачи и содержание патриотического воспитания ребенка-дошкольника в ДОУ. Задачи и содержание процесса воспитания детей в духе мира и уважительного отношения к другим народам. Задачи и содержание правового воспитания дошкольника. Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и содержание приобщения дошкольников к истории и культуре Отечества, половое воспитание детей дошкольного возраста. Современные комплексные и парциальные образовательные для ДОУ о социальном развитии и нравственном воспитании дошкольника («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Дружные ребята», «Программа социального развития дошкольника» и др.).

        Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: общение с людьми, роль социальной группы в нравственном развитии дошкольника; общение с природой; произведения искусства и литературы; разнообразные виды деятельности – игровая, трудовая, учебно-познавательная и др., ознакомление с разными сторонами социальной действительности, использование средств народной педагогики.

        Методика воспитания гуманных качеств, честности, правдивости. Роль чувств в воспитании у детей гуманного отношения к окружающим. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, заботливости, внимательности. Причины детской агрессивности и жестокости. Педагогические условия их предупреждения и преодоления. Неуверенность и застенчивость ребенка, их причины, условия преодоления. Воспитание нравственно-волевых качеств личности. Высвобождение ребенка от излишней опеки взрослых, предоставление ему самостоятельности. Формирование умения согласовывать «хочу» и «надо». Роль разных видов детской деятельности в воспитании нравственно-волевых качеств. Капризы и упрямство детей, их причины, сходство и отличия, педагогические условия предупреждения.

        Воспитание дисциплинированности. Своеобразие дисциплинированности дошкольника. Правила поведения для детей разного возраста, их роль в нравственном воспитании. Особенности освоения дошкольниками правил поведения, условия приучения к их выполнению (развитие способности к внутреннему торможению, влияние авторитета взрослого на дисциплинированное поведение ребенка). Место наказания в воспитании у детей дисциплинированности.

        Формирование начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей дошкольного возраста. Структура и мотивы детских объединений. Особенности развития детских объединений. Воспитание у детей организационных способностей. Развитие у детей коллективистической направленности, стремления к взаимодействию со сверстниками. Совместная деятельность детей как средство формирования взаимоотношений, осознания себя членом детского общества. Понятие «положение ребенка в группе сверстников», значение в ощущении ребенком эмоционального комфорта в группе, в налаживании отношений со сверстниками. Условия формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений. Формирование дружеских отношений детей. (Буре Р.С., Маркова Т.А., и др.)

        Виды взаимопомощи детей. Роль педагога в создании взаимоотношений, основанных на взаимопомощи. Конфликты между детьми, их причины. Формирование опыта самостоятельного разрешения конфликтов (Л.А. Пеньевская).

        Методика воспитания основ правосознания у детей дошкольного возраста. Конвенция о правах ребенка, особенности и направления ее реализации в ДОУ. Нормативная база правового воспитания детей и взрослых в РФ. Координация усилий ДОУ и семьи в реализации защиты и достоинства маленького ребенка: профилактическая работа по соблюдению прав ребенка в ДОУ; правовое образование воспитывающих взрослых и детей дошкольного возраста.

        Методика воспитания у детей любви к Родине, симпатии и уважения к людям разных национальностей. Своеобразие проявления этих чувств у дошкольников. Задачи патриотического воспитания в детском саду. Исследования и передовой опыт воспитания у детей любви к Родине, родному народу, уважительного отношения к людям разных национальностей и рас (Е.И. Радина, А.П. Усова, Ф.С. Левин-Щирина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, М.И. Богомолова и др.). Современные проблемы патриотического воспитания детей. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального в воспитании детей. Воспитание дружелюбия, интереса к сверстникам разных рас и национальностей. Роль этнонациональной культуры в воспитании ребенка и пути приобщения к ней дошкольника.

        Воспитание культуры поведения, общения и деятельности у детей дошкольного возраста. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Навыки культурного поведения для разных возрастных групп, пути их формирования. Знакомство детей с элементарными правилами этикета.

        Методика полового воспитания детей. Особенности психо-сексуального развития. Роль семьи и детского сада в половом воспитании дошкольника. Современные исследования в данной области. Пути и средства воспитания маскулинных и фемининных качеств у мальчиков и девочек.

        Методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Понятие метода социально-нравственного воспитания. Методы развития способности к социальной ориентации (способности видеть, понимать другого человека, предвидеть развитие ситуации, ее последствия). Методы воспитания нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости. Методы воспитания нравственных мотивов и потребностей. Методы воспитания опыта нравственного поведения. Методы формирования представлений и элементарных нравственных понятий. Методы формирования нравственных оценок и самооценок.

        Формы организации работы по нравственному воспитанию дошкольников в детском саду: занятия на этические темы, прогулки и экскурсии, игры детей, коллективный общественно полезный труд, народные праздники.

        Условия социального развития и воспитания в ДОУ: гуманизация отношений взрослых и детей в педагогическом процессе ДОУ; реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка; коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности; содержательная жизнь в детском саду и семьи; положительный пример окружающих людей; наличие программы воспитания; своевременная диагностика социального развития ребенка; учет возрастных и индивидуальных особенностей социального развития дошкольника; сотрудничество ДОУ и семьи в воспитании ребенка; создание развивающей среды и др.

        Методы диагностики уровня нравственного развития ребенка дошкольника. Межинидивидуальные различия в усвоении нравственных норм и правил детьми.

        Пути индивидуализации и дифференциации педагогической работы с детьми в процессе нравственного воспитания.

        Социальное развитие и нравственное воспитание дошкольника в семье: задачи, содержание, средства, методы, формы, условия. Альтернативные подходы к решению задач нравственного воспитания детей.

        ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: нравственное воспитание, нравственное развитие, мораль, нравственность, этика, принципы морали, нормы морали, моральные правила, свойства личности, гуманность, коллективизм, дисциплинированность, ответственность, культура поведения, трудолюбие, патриотизм, интернационализм, метод нравственного воспитания, индивидуализация, дифференциация.

        studfiles.net

        Видео про дошкольное развитие и воспитание детей смотреть

        Важные видео для родителей про воспитание детей

        Когда женщина находится в положении, то в большинстве случаев своим долгом она считает перечитать всю литературу, которая касается развития и обучения малышей. Однако, как только ребеночек появляется на свет, то все эти умные теории из головы куда-то улетучиваются и бедным мамочкам приходится искать помощи у родных и близких, у врачей-педиатров, чтобы найти ответы на все свои вопросы.

        Однако не всегда молодым родителям удается заполучить методы преподавания детям без регистрации. Не всегда есть под рукой мама, которая подскажет, как справится с малышом, когда он плачет или не хочет спать. Не всегда педиатр может ответить на все интересующие вопросы мамочек с толком и расстановкой. Что же в таком случае остается делать молодым мамашам и папашам? Идти к нам на сайт в эту категорию и смотреть онлайн видео про воспитание детей дошкольного возраста.

        Только здесь вы найдете полезные сюжеты, в которых мамочки и папочки – активные пользователи ютуба рассказывают и наглядно показывают на собственном примере, как решить массу вопросов – от режущихся зубиков до способов убаюкивания.

        Если в семье растет дошкольник, то не только на эстетическое воспитание нужно делать упор. Узнайте, как правильно играть со своим малышом и даже как его правильно ругать, чтобы не нанести вред чаду и чтобы это было полезным для него самого.

        Предлагаем Вам смотреть бесплатно видео уроки ухода за ребенком и учиться пеленать, купать и выбирать детские товары для своих непосед. То, что написано в книгах может существенно отличаться от реальных насущных проблем, с которыми сталкиваются молодые родители каждый день. Полезные советы родителям в режиме онлайн помогут в любую минуту сделать правильный выбор.

        Узнайте, какие лучшие игрушки для малютки и как правильно одевать подгузники. Вам теперь не нужно стесняться спрашивать то, что Вы в очередной раз не запомнили. У молодой мамочки столько забот и хлопот, что некоторые вопросы могут просто вылететь из головы. Вам не нужно звонить и переспрашивать, как правильно делать, достаточно зайти в эту рубрику нашего ресурса и посмотреть соответствующий сюжет. На все ваши важные вопросы найдутся ответы в роликах ютуба про воспитание дошкольников.

        Бесплатные видеоролики о детском воспитании и развитии помогут вам правильно определить средства и формы воспитания, узнать о правильном уходе за малышом дошкольного возраста. Видео уроки ютуб про воспитание детей Вы здесь можете смотреть онлайн бесплатно. Мы собрали большую коллекцию обучающих роликов для новичков, которые хотят научиться самостоятельно обучать детей.

        Если Вы хотите узнать про дошкольное воспитание детей, то рекомендуем Вам смотреть видео уроки на русском языке. Здесь полезные записи для мам, которые объяснят всем, как воспитывать и ухаживать за малышами и маленькими детьми. Каждый ребенок нуждается в в заботе. Как правильно дать заботу малышу, как уберечь его от неприятностей и многое другое, Вы сможете узнать здесь.

        videosik.com

        Воспитание ребенка дошкольного возраста

        Воспитание детей – задача сложная, и справиться с нею могут только по-настоящему любящие и ответственные родители. Педагоги сравнивают детское сознание с чистым листом, заполнить который предстоит маме и папе. И только от них зависит, какая картинка появится на этом белом полотне – яркая, полная приятных впечатлений, полезных знаний и умений, или тусклая, наполненная негативными эмоциями и переживаниями. А еще ум малышей сравнивают с губкой, которая буквально впитывает всю окружающую информацию. Поэтому родители должны очень постараться, чтобы ребенка окружало все самое доброе и светлое.

        Воспитание ребенка дошкольного возраста дело ответственное. Многие семьи ошибочно полагают, что главное – это обеспечить материальный достаток, тогда дети будут чувствовать себя счастливыми и любимыми. На самом деле это не так. Достаток в семье – это, без сомнений, очень важно, но он не имеет ничего общего с воспитанием ребенка. Поэтому очень важно в погоне за карьерой и деньгами не упустить тот важный момент, когда ребенок нуждается в Вашем внимании.

        Воспитание ребенка дошкольного возраста

        Пока ребенок совсем маленький, воспитание заключается в обеспечении его комфорта, а также физического и эмоционального здоровья. В это время важно соблюдать режим дня, правильно питаться, развивать физические и умственные способности малыша. В это время полезно посещать группы раннего развития, где родители вместе с опытными педагогами развивают основные чувства детей, работают над их восприятием окружающего мира, общаются друг с другом, изучают новые предметы, в общем, раскрывают различные стороны сознания малышей.

        Некоторые родители в 2-3 года уже отдают детей в ясли. Но если у мамы есть возможность побыть с ребенком дома немного дольше, то с яслями лучше не торопиться. Так как многие малыши, оказываясь совершенно не готовыми к таким переменам, начинают постоянно капризничать, а иногда даже болеют.

        Воспитание детей старшего дошкольного возраста

        В возрасте 4-5 лет уже можно совершенно спокойно вести ребенка в детский сад. Некоторые мамы предпочитают все же отказаться от садика и оставляют ребенка дома. В этом нет ничего страшного, так как в любом случае малыш должен чувствовать себя комфортно. Если ему нравится дома, и в домашних условиях ребенок нормально развивается, получает знания и навыки для поступления в школу, то лучше выбрать такой вариант.

        Если же малыш дома только ест и спит, то нельзя забывать о том, что существует специальная программа воспитания детей дошкольного возраста , которую ребенок обязан освоить. И если родители самостоятельно не справляются с обучением и воспитанием малыша, стоит все же отдать его в детский сад. Дети, которые поступают в школу после садика, легко адаптируются в классе, более усидчивы, послушны, дисциплинированны и самостоятельны.

        Особенности воспитания детей дошкольного возраста

        Существуют различные методики воспитания детей дошкольного возраста . Некоторые из них основываются на физическом развитии ребенка, другие уделяют особое внимание нравственно-этической стороне. Но воспитывая ребенка дома, родители должны комбинировать оба подхода. Физическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает ведение активного образа жизни, занятия спортом, правильное питание, режим дня. Все эти здоровые привычки могут быть привиты ребенку только в семье, а самым лучшим примером правильного образа жизни могут быть только родители. Впоследствии, когда ребенок пойдет в школу, и будет проводить больше времени с друзьями, даже самые негативные примеры сверстников уже не смогут изменить в сознании подростка установку на здоровый образ жизни, полученную с детства.

        Нравственное воспитание детей дошкольного возраста мы уже обговаривали ранее на нашем сайте . Оно предполагает разработку нравственно-этических установок, которыми руководствуются все члены семьи. Нравственным воспитанием занимаются также дошкольные учреждения, формируя у детей понятия добра и зла, сочувствия и безразличия, а также понимание правильных и неправильных поступков.

        Крайне важным является и трудовое воспитание детей дошкольного возраста . Если малыш ходит в детский сад, то проблема практически решена, так как в саду детей приучают к ответственности и занимают несложной работой. Дети помогают нянечке накрывать на стол, ухаживают за цветами, кормят рыбок, участвуют в оформлении группы и т.д. Но заботливые родители пытаются оградить ребенка от всех проблем, в том числе и обязанностей по дому. Этого делать не стоит. Обязательно поручайте малышу работу , которая не требует тяжелых физических усилий, но заставит малыша включить внимание и проявить усердие. Например, ежедневная поливка цветов, вытирание пыли, мытье посуды и многое другое. Кроме того, не забудьте научить ребенка самостоятельно одеваться, застилать свою постель и убирать собственную комнату. Не нужно думать, что если Вы переложите на ребенка ответственность за часть домашней работы, то Вы обидите бедняжку. Для детей такой простой труд выглядит как игра, а похвала и поощрение родителей делают их очень счастливыми.

        Умственное воспитание детей дошкольного возраста

        Умственное воспитание – один из самых сложных моментов. Ведь многое в воспитании ребенка родители могут чувствовать интуитивно. А чтобы узнать, как правильно развивать умственные способности малыша, нужно окончить педагогический университет. Поэтому о некоторых хитростях в психологии детей дошкольного возраста я Вам сейчас расскажу.

        В своем развитии каждый ребенок проходит определенные периоды. Например, до трех лет, малыш активно познает мир при помощи различных органов чувств. Поэтому детям до трех лет очень важно давать в руки как можно больше различных материалов, пробовать разные запахи, вкусы. В этом возрасте важно развить в ребенке сенсорное восприятие. Если Вам интересно, можете почитать об этом в книгах Марии Монтессори. Ее методика воспитания во многом связана с данной особенностью детского сознания.

        В возрасте 3-4 лет дети осознают себя как личность и активно начинают проявлять свою самостоятельность. В это время научить ребенка чему-либо возможно, только если дать ему самому попробовать это сделать. Очень важно относиться к ребенку с уважением и пониманием. Ни в коем случае не показывайте своего превосходства, общайтесь на равных.

        В возрасте 4-5 лет наступает время развития в ребенке коммуникабельности. Дети с удовольствием общаются между собой и с взрослыми. Для обучения в этом возрасте отлично подходят коллективные игры. Чему учить? Считать и читать. Да, да, ведь Вам скоро в школу!

        И, наконец, 5-6 лет, активная подготовка к школе. Но это не означает, что теперь Вы должны с двойной силой заставлять ребенка каждый день читать и писать буквы. Самое главное, научить его задавать вопросы, общаться, находить взаимопонимание с людьми, знакомиться и выбирать себе друзей, экспериментировать, творить, создавать что-то новое, необычное и совершать первые в своей жизни самостоятельные поступки. Это намного важнее, чем школьная программа. Обязательно хвалите ребенка за все его достижения, старайтесь никогда не повышать на него голос и не упрекать.

        Общение с родителями надолго остается в детской памяти. Пусть оно будет только приятным и позитивным. И пусть Ваш ребенок вынесет из родительского воспитания только самые полезные уроки.

        bambinostory.com

        Правила этикета для детей дошкольного возраста

        В цивилизованном обществе без знания правил этикета не обойтись. Этикет для детей дошкольного возраста представляет собой определенную форму общения, помогающую ребенку адаптироваться в окружающем мире. Первичные представления о поведенческой культуре малыш получает в семье. Родители приучают ребенка соблюдать правила культурного поведения, объясняют разумность и необходимость. В этом возрасте детям свойственно подражать взрослым даже в мелочах, поэтому крайне важно контролировать собственные манеры, ведь пример мамы и папы — лучший способ донести до ребенка нужную информацию.

        Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста начинается с младенчества. Ребенок неосознанно «впитывает» эмоции окружающих. Доброе отношение, улыбки, вежливость, спокойный ровный голос — все это дает основу для появления моральных принципов у ребенка и помогает в обучении этикету в будущем. Воспитание культуры поведения у детей в старшем дошкольном возрасте будет невозможным, если поздно начать обучать правилам хорошего тона.

        В возрасте 1-2 лет ребенок начинает вести активную жизнь: стремится играть со сверстниками, пытается говорить, начинает ходить. Формируется осознанное поведение, а значит, родителям пора приучать малыша понимать по интонации голоса, как нужно себя вести.

        Большинство нарушений поведения у детей дошкольного возраста наблюдаются в 3-4 года. В этом возрасте малыш проявляет упрямство, строптивость, перестает слушаться родителей. Пытается определить границы дозволенного, проверяет, как близкие поведут себя в той или иной ситуации. Это период становления личности, начало проявления собственной воли и независимости. Сейчас важно воспитание дисциплинированности и культуры поведения, потому родители должны твердо стоять на своем, сохраняя при этом спокойствие, уверенность и доброжелательный тон.

        Нередко взрослые пытаются навязать нормы этикета и в грубой форме делают замечания, что приводит к противостоянию между малышом и родителями. В этом возрасте дети немногое поймут из воспитательной беседы о хороших манерах, но в состоянии усвоить урок на конкретных примерах. Результативно проходит обучение в игровой форме, например, ролевая игра с куклами. Родителям нужно придумать игровую ситуацию, в которой усваивается определенное правило. Например, зайчик и ежик пришли в гости к медвежонку, зайчик ведет себя хорошо, а ежик балуется (культура поведения в гостях). Такие игры способствуют развитию коммуникативных навыков у детей, что облегчает общение со сверстниками в дальнейшем. У каждого ребенка есть личные особенности общения и группового поведения и необходимо учитывать их при выборе игр. Если ребенок замкнутый, зажатый и скупой на эмоции, то лучшими для него будут обучающие игры, целью которых является развитие эмоциональной сферы и невербальных средств общения.

        Речевой этикет — один из главных аспектов гармоничного развития детей, он является основой общественных отношений, поэтому требует особого внимания. В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные правила общения с окружающими. К 3 годам у него в лексиконе появились «вежливые» слова: малыш может поздороваться, попрощаться, извиниться, поблагодарить. Обращаясь с просьбой, говорит «пожалуйста». Усвоение этих правил происходит постепенно, и личный пример близких — самый действенный метод. Кроме того, эффективными могут быть уроки вежливости в виде коротких и ритмичных стихов. Помимо правил этикета, они тренируют речь и память ребенка, расширяют словарный запас.

        Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста происходит за счет трех основных компонентов: употребления разных форм речевого этикета, умение «развернуть» их и сопроводить приветливой мимикой и вежливой интонацией.

        К 5-6 годам ребенок должен усвоить, что необходимо:

      • всегда здороваться и прощаться со взрослыми и детьми;
      • использовать слова «спасибо» и «пожалуйста»;
      • обращаться ко взрослым на «Вы»;
      • извиняться, если совершил проступок;
      • не следует сплетничать и ябедничать;
      • нельзя перебивать собеседника;
      • не оскорблять других людей;
      • не повышать голос;
      • не использовать в речи слова-паразиты.
      • За ребенка с хорошими манерами в будущем придется меньше переживать, ведь культурным людям легче найти общий язык с окружающими, потому воспитание вежливости у детей — важный фактор для успешной жизни в дальнейшем.

        Правила столового этикета

        Как только ребенок начинает есть со взрослыми, пора прививать нормы поведения за столом. Знать с младенчества, для чего нужны разные виды вилок и бокалов, малышу необходимости нет, но базовые навыки он должен усвоить.

        К 3 годам дети должны знать, что:

        1. есть нужно в определенных местах: в столовой или на кухне;
        2. при приеме пищи пользоваться столовыми приборами;
        3. нельзя играть с едой;
        4. принимать пищу аккуратно.
        5. Чем ребенок старше, тем больше правил необходимо усвоить. Родителям нужно помогать детям в обучении, поправлять их, если это необходимо, подавать пример собственным поведением, самим соблюдать столовый этикет.

          Основные правила этикета за столом:

        6. мыть руки перед приемом пищи;
        7. садиться за стол вместе со всеми;
        8. говорить «приятного аппетита» и «спасибо»;
        9. использовать салфетку;
        10. не класть локти на стол;
        11. не разговаривать с набитым ртом;
        12. не брать еду руками;
        13. не чавкать;
        14. если нужен столовый прибор, попросить передать, а не тянуться через весь стол;
        15. сидеть прямо, не вертеться;
        16. не класть ногу на ногу;
        17. вставать из-за стола вместе с другими членами семьи.
        18. К 6-7 годам можно увеличить количество используемых столовых приборов, рассказать, как сервировать стол.

          Как вести себя вне дома?

          Все хотя бы раз сталкивались с неподобающим поведением ребенка на улице, в магазине, транспорте. Часто маленькие дети плохо ведут себя в гостях, шумят, берут без спроса вещи и устраивают истерики, если не получают желаемого. В общественных местах существуют определенные правила этикета для детей, которых они должны придерживаться. Рассказывать ребенку о них родителям нужно еще дома.

          Правила поведения в гостях

          Важно обучить ребенка правилам поведения в чужом доме. Гостевой этикет для дошкольников не отличается от норм поведения для взрослых.

          Ребенок должен понимать, что:

        19. приходить стоит только по приглашению;
        20. необходимо поздороваться с хозяевами;
        21. невежливо прийти с пустыми руками;
        22. вести себя нужно сдержанно, не бегать, не трогать без разрешения вещи;
        23. нельзя высказывать недовольство по поводу обстановки дома и хозяев;
        24. не стоит задерживаться допоздна;
        25. на прощание важно поблагодарить хозяев за радушие и гостеприимство.

      Как вести себя на улице и в общественном транспорте?

      На улице нельзя:

      • бросать мусор на землю, а не в урну;
      • ходить по газонам;
      • задевать окружающих;
      • показывать на людей пальцем;
      • есть на ходу;
      • уходить с незнакомыми людьми;
      • громко кричать, устраивать истерики.
      • Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в общественном транспорте включает многие аспекты детского этикета. От того, насколько он усвоил, например, правила вежливости, и уделялось ли внимание этическому воспитанию дошкольника, зависит поведение ребенка в целом. Понимает ли он, что нельзя расталкивать пассажиров локтями, мусорить, необходимо уступать место пожилым людям, нельзя отвлекать водителя и т.д.

        Воспитание толерантности у ребенка

        В понятии культуры поведения дошкольников входит один из аспектов гармоничного развития личности — толерантность. Это качество, необходимое для жизни среди большого количества непохожих друг на друга людей и помогающее найти общий язык с представителями других культур. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста — это развитие терпимости по отношению к окружающим, снисходительное отношение к чужому мнению и поведению.

        Прививать лояльное отношение к окружающим следует с раннего детства, но формирование толерантности лучше начинать со старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к нравственному воспитанию, у них формируется собственное отношение к другому человеку, закладываются основы мировоззрения.

        Необходимо проводить большой комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у ребенка, цель которых — дать понять, что каждый человек — отдельная неприкосновенная личность и имеет право на самоопределение. Среди них:

      • ролевые игры по сказкам народов мира;
      • проведение праздников для знакомства детей с культурными особенностями других народов;
      • организация выставок с целью ознакомления детей с национальным костюмом, особенностями дома и быта;
      • проведение музыкальных и танцевальных занятий с использованием музыки разных стран.
      • Важным условием полноценного воспитания толерантности, как и воспитания культуры поведения у дошкольников в целом, является тесное взаимодействие педагогов и родителей. Проведение совместных и индивидуальных бесед, собраний, консультаций, организацию экскурсий и развлечений, способствует формированию культуры поведения у дошкольников и воспитанию нравственности.

        doshkolnik.net