Развитие естественнонаучных представлений дошкольников

Развитие первичных естественнонаучных представлений у старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Развитие первичных естественнонаучных представлений у старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность. Климова Ольга Александровна Воспитатель 1 кв. категории МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея»

Ребенок рождается исследователем

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность

Согласно основным положениям ФГОС ДО образовательная деятельность направлена на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, развитии исследовательской и информационной компетентности дошкольников.

Задача ДОУ поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дети пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент»

Центр экспериментирования в группе

Практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов

Способы фиксации результатов

Самое интересное и увлекательное для детей

Экспериментальная деятельность в домашних условиях

Смело в своей работе используйте экспериментальную деятельность. Успехов Вам!

Номер материала: ДВ-043962

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Формирование естественнонаучных представлений как средство развития познавательных процессов у ребенка-дошкольника

Формирование естественнонаучных представлений как средство развития познавательных процессов у ребенка-дошкольника

Старший дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования. Цель этого периода — наиболее полно раскрыть огромный, необъятный, полный чудес мир, который детей окружает, с которым они ежедневно соприкасаются и в котором им предстоит жить.

Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Достижение результатов по формированию естественнонаучных представлений, развитию познавательной деятельности детей возможно только через особую организацию воспитательно-образовательного процесса, а, именно, через

— оптимизацию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, развитие их двигательной активности;

— воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самостоятельности и инициативности, к творчеству; — формирование основ культуры и естественнонаучных представлений у дошкольников .

1. Изучить основные психолого-педагогические характеристики развития детей нашей группы.

2. Определить необходимые условия и методы развития у детей основ естественнонаучных представлений об окружающем мире в условиях краткосрочного пребывания их в детском саду.

3. Разработать перспективное планирование занятий с оздоровительной направленностью по формированию основ естественно – научных представлений у детей 5 – 6 лет.

4. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов по развитию познавательного интереса и познавательной деятельности на занятиях по формированию естественнонаучных представлений об окружающем мире с оздоровительной направленностью.

5. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования перспективного планирования занятий с оздоровительной направленностью по формированию основ естественно – научных представлений как основы развития познавательной деятельности у детей 5 – 6 лет.

6 Выявить и скорректировать возможности участия семьи в инновационных процессах по формированию естественно – научных представлений об окружающем мире у детей.

7. выявить формы и методы взаимодействия с семьёй ребенка, способствующие повышению уровня компетентности родителей по вопросам формирования психофизического здоровья и развития ребенка – дошкольника.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д.

infourok.ru

Семинар-практикум "Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста"

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий», которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи. Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов; изучения системы знаний по обучению детей дошкольного возраста элементарным естественнонаучным представлениям, в МДОУ компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» прошел семинар – практикум для педагогов по формированию естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Данная цель определила задачи семинара-практикума:

  1. Обеспечить условия для развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире.
  2. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
  3. Развивать у педагогов способность не только давать детям знания, но и учить способам их применения.

Актуальность материала определилась теоретическим и практическим значением проблемы, неразработанностью вопросов развития у детей элементарных естественнонаучных представлений, отсутствием системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Практическая значимость семинара – практикума заключается в том, что педагогам предоставляется возможность разработать систему работы по развитию у детей естественнонаучных знаний в соответствии с требованиями «Критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении», а также программой ДОУ и возрастной группой.

Семинар-практикум состоял из двух частей:

1. Теоретическая часть.

  • Вступительное слово.
  • Результаты теста-опросника для педагогов (приложение №1).
  • «Развитие элементарных естественнонаучных представлений»:

    — Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира.

    — Развитие у детей географических представлений.

    — Развитие элементарных представлений о Солнечной системе.

  • 2. Практическая часть.

  • Презентация макетов (приложение №3)
  • Мультимедийное представление просмотренных занятий у педагогов ДОУ
  • Практические рекомендации по организации развивающей среды (приложение №2)
  • Итог семинара — практикума.
  • В ходе семинара – практикума представлены задачи, содержание, методы, формы, общие методические рекомендации по развитию у детей географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, представлений о физических свойствах. Предложен перечень материала для предметно-развивающей среды. Рекомендованы игры, эксперименты, опыты, занятия с детьми разных возрастных групп.

    Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо учитывать несколько условий:

    Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

    Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

    Третье условие — обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

    На наш взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

  • самостоятельное расположение игрового материала,
  • максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития — игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности — доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;
  • активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
  • Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями — дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

  • образцы песка, глины, чернозема;
  • образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
  • семена огородных культур;
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);
  • хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
  • соль, сахар, лимонная кислота;
  • Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:

    • разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
    • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
    • увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
    • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);
    • фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
    • компас, бинокль;
    • пилочки, наждачная бумага, пипетки;
    • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
    • микроскопы, глобус.
    • В нашем дошкольном учреждении силами педагогов создан мини-музей. Его оснащение направлено именно на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений — почему идет дождь? Где солнышко ночует. Для наглядного сопровождения рассказа взрослого целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, карту мира для малышей, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию детей. Педагоги изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, интересных находок.

      Четвертое условие — обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

      Перечислим еще ряд условий, необходимых для психологического комфорта ребенка в детском саду:

    • личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка;
    • открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;
    • активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности — игре;
    • развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
    • широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);
    • активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

    Семинар дал возможность педагогам ДОУ изучить методику формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Педагогам представилась замечательная возможность посмотреть практическую работу по формированию естественнонаучных представлений у детей. Все мероприятия в рамках семинара проведены методически грамотно, с использованием новых методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

    Условия реализации и внедрения опыта.

    Предлагаемый материал может быть использован во всех возрастных группах ДОУ. Его реализация осуществляется в системе организованных индивидуальных занятий, совместной и самостоятельной деятельности, в кружковой работе.

    Перспективы применения опыта в массовой практике.

    Материал данного семинара поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Автор: Хвостикова Наталья Сергеевна

    Должность: старший воспитатель

    Учебное заведение: МБОУ детский сад комбинированного вида №19 "Золотая рыбка"

    Населённый пункт: село Солуно-Дмитриевское, Андроповский район, Ставропольский край

    Наименование материала: Статья

    Тема: "Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)"

    Дата публикации: 02.02.2016

    Раздел: дошкольное образование

    В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвящённых живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которого является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников Программа Е.Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личности развития ребёнка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный". Программа Н.А.Рыжовой "Наш дом природа" нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребёнка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков практического участия в природоохранной деятельности. Половина программы "Наш дом природа" рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.). Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.

    Одной из первых в 90-х годах появилась программа С.Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников, программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех её проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребёнок приобретает основы личности культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема — сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают всё новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию природы, и поэтому я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании с неразрывностью с ней. Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми; наблюдают за падающими снежинками; слушают экологические стихи и рассказы; дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли; ухаживают за растениями и животными в уголке природы; сталкиваются с неживой природой.

    Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни… Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и среди людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей На протяжении нескольких лет, работая в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.С.Комаровой, В.В.Гербовой, отмечаю, что большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. У них отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, не знают правила экологически-безопасного поведения в природе, отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде дошкольника. Исходя из этого, приоритетом в своей работе я определила тему: "Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста". Главной целью моей деятельности является формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников. Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи: ? формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, её явлениям и объектам; ? развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; ? формирование умений и навыков наблюдений за неживыми объектами природы; ? освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом. Для успешной реализации поставленных задач в нашем дошкольном учреждении была создана экспериментальная мини-лаборатория под названием "Любознайка". Лаборатория работает по двум направлениям: Естественно-научное — передача знаний об окружающем мире; об объектах неживой природы, о цикличности природных процессов Эмоционально-чувственное — дети учатся восхищаться окружающим миром, чувствовать природу и своё отношение к ней, они читают

    познавательные рассказы, заучивают стихотворения, участвуют в экологических утренниках. Мною разработана система кружковой работы по экологическому образованию старших дошкольников, а так же комплекс познавательных занятий, включающий проблемные ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность. Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы. Программа экологического воспитания детей содержит 10 разделов: 1. "Звук". По данному разделу разработан комплекс познавательных интегрированных занятий с участием логопеда, психолога, музыкального руководителя. Дети знакомятся с понятием "звук", усваивают его значение; знакомятся с принципами образования и улавливания звука, проявляют интерес к звучащему миру. А помогают им в этом обыкновенные бытовые предметы, в которых ребятам проще всего разглядеть причину возникновения звука и понять, отчего зависит его тембр и громкость. Отталкиваясь от понимания дошкольниками причины возникновения звука, мы ведём их дальше, в мир звуков природы. 2. "Бумага". Здесь старшие дошкольники знакомятся с удивительными историями возникновения бумаги, с её разнообразными видами, закрепляют свойства бумаги, её качества, развивают навыки конструирования, знакомятся с назначением и использованием бумаги. 3. "Воздух". По данному разделу юные экспериментаторы получают возможность расширить свои представления о свойствах воздуха, о способах его обнаружения, учатся устанавливать причинно- следственные связи на основе опытов. У дошкольников формируется представление о роли воздуха, об источниках загрязнения воздуха, формируется желание заботится о его чистоте. 4. "Вода". Юные любознайки знакомятся со свойствами и качествами воды, её агрегатными состояниями получают представление о круговороте воды в природе, проводят экологические эксперименты по очистке воды, самостоятельно учатся изготавливать фильтры и водяные часы. 5. "Резина". Этот раздел знакомит детей со свойствами и качествами резины, её видами, назначением. Они узнают удивительные истории о заводах и фабриках по изготовлению резины и превращаются в настоящих экспертов. 6. "Магниты". Дошкольники получают элементарные представления о магните, его свойствах, демонстрируют его действие, а главное знакомятся с удивительным прибором для ориентировки по сторонам света — компасом, учатся пользоваться им. 7. "Стекло". Загадочный мир стекла знакомит экспериментаторов с фарфоровым секретом китайцев. Ребята с удовольствием путешествуют в мире стеклянных вещей, а удивительные опыты дают представление о свойствах стекла.

    8. "Свет". Дошкольники учатся выполнять эксперименты с отражением и выявляют причинно-следственные связи; уточняют, как свет влияет на рост комнатных растений и почему солнце светит днём, а солнце ночью. 9. "Песок. Глина. Почва." На занятиях по данному разделу ребята становятся настоящими геологами, с помощью опытов они знакомятся с составом почвы, закрепляют знания о флоре и фауне. В экспериментальной деятельности получают представления о свойствах песка и глины, знакомятся с разнообразным миром камней, их свойствами, особенностями, учатся классифицировать их по разным признакам. 10.Обобщение знаний по всем темам по средством экологических праздников, развлечений, экскурсий. Моя работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребёнок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. Большое значение я придаю исследовательской деятельности — проведение опытов, наблюдение. В процессе обучения обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют почву, воду, камни и т.д. Результатом своей работы считаю: В экспериментальной мини-лаборатории созданы условия, способствующие развитию элементарных естественнонаучных знаний, воспитанию экологической культуры у старших дошкольников. Дети имеют первоначальные представления о неживой природе, умеют выстраивать элементарные связи между природными явлениями. Они замечают красоту и всю прелесть природы, бережно относятся к ней. Ведя работу по воспитанию экологической культуры, я уверена, что ребёнок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир.

    portalpedagoga.ru

    История методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста

    Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в созданной им первой печатной учебной книге в России — «Букваре».

    Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные, пространственные и временные). Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.

    В 1574 году первопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной книге — «Букваре» предложил упражнения для обучения детей счёту. В устном народном творчестве тех лет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое развитие ребёнка. В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и т.д. Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывались определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи.

    Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский (1562-1670) в программу по воспитанию дошкольников включил арифметику: усвоение счёта в пределах первых двух десятков (для 4-6-летних детей), определение большего и меньшего из них, сравнение предметов и геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер. Передовые идеи в обучении детей дошкольной арифметике также высказывал русский педагог К.Д. Ушинский (18224-1872). Писатель и педагог Л.Н.Толстой издал в 1872 году «Азбуку», одна из частей которой называлась «Счёт». Л.Н. Толстой предлагал учить детей счёту «вперёд» и «назад» в пределах сотни и нумерации, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретённом в игре.

    Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли своё отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фределя (1782-1852), итальянского педагога М.Монтессори (1870-1952) и др. В целом обучение математике по системе Марии Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялся переход к пониманию символа, что делало математику привлекательной и доступной даже для 3-4-летних детей.

    Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании дошкольников, выделяли при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с 3-х лет.

    Становление методики развития элементарных математических представлений в XIX- начале XX вв. также происходило под непосредственным воздействием идей реформирования школьных методов обучения арифметике. Особо выделялись два направления: с одним из них связан так называемый метод изучения чисел, или монографический метод, а с другим — метод изучения действий, который назвали вычислительным. Оба метода сыграли положительную роль в дальнейшем развитии методики, которая вобрала в себя приёмы, упражнения, дидактические средства одного и другого метода.

    В конце XIX — начале XX вв. были широко распространены идеи обучения математике без принуждения и дидактичности, но без лишней занимательности. Математики, психологи, педагоги разрабатывали математические игры и развлечения, составляли сборники задач на смекалку, преобразование фигур, решение головоломок. Широко применялись в обучении и развитии детей математические игры, в ходе которых был необходим подробный и чёткий анализ игровых действий, возможность проявить смекалку в ходе поисков, самостоятельность.

    В 20-50-е гг. XX в. не наблюдалось особых различий в подходах к отбору содержания и методов обучения. Предполагалось развивать способность ориентироваться в пространстве и времени, различать формы и величины, числа и действия над ними, представления о мерах и делении целого на части.

    Разработка психолого-педагогических вопросов методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста в 60-70-е гг. XX столетия строилась на основе методологических позиций советской психологии и педагогики. Изучались закономерности становления представлений о числе, развития счётной и вычислительной деятельности. В 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования, как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике. В начале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных научных направлений.

    Согласно первому направлению, содержание обучения и развития, методы и приёмы конструировались на основе идеи преимущественного развития у дошкольников интеллектуально-творческих способностей (Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.А. Столяр и др.)

    Второе положение базировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.)

    Третье теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие дошкольников, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков — массы, длины, ширины, высоты (П.Я.Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, А.М. Леушина и др.)

    Четвёртое положение основывается на идее становления и развития определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений. (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А.Носова др.).

    Современные программы развития математических представлений

    Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей даёт основание для выбора методики. В современные программы («Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных особенностей детей.

    Для современных программ математического развития детей характерно следующее:

    · направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре;

    · обучение детей строится на основе включения активных методов и форм и реализуется как на специально организованных занятиях, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми;

    · используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося. Современные технологии определяются как проблемно-игровые;

    · важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащённой предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы);

    · проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе.

    Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как упражняемость в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, воспроизведение накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер.

    1. Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 2009

    2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 2010.

    xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai