Развитие доношенных детей до года

Средние данные для доношенных детей до 1 года

Прибавка в весе за истекший период

Месячная прибавка в росте

Прибавка в росте за истекший период

1 600 600 3 см. 3 см.

2 800 1400 3 см. 6 см.

3 800 2200 2,5 см. 8,5см.

4 750 2950 2,5 см. 11 см.

5 700 3650 2 см. 13 см.

6 650 4300 2 см. 15 см.

7 600 4900 2 см. 17 см.

8 550 5450 2 см. 19 см.

9 500 5950 1,5 см. 20,5см

10 450 6400 1,5 см. 22,0см

11 400 6800 1,5см. 23,5см

12 350 7150 1,5 см. 25,0см

Нарастание веса поквартально.

1 кв. 25 г. 750 г. 2300 г.

2 кв. 23 г. 700 г. 2100 г.

3 кв. 18 г. 550 г. 1600 г.

4 кв. 18 г. 550 г. 1600 г.

4 кв. 12 г. 350 г. 1000 г.

Опорные точки массы.

3,5 — 4,5 месяца — удвоение веса ( 6800-7000)

6 месяцев — 8200 г.

9 месяцев — 9500 г.

12 месяцев — 10,2 г.

Расчет роста у детей первого года жизни.

За 1 кв. по 9 – 10,5 см. за 1 месяц — 3 – 3,5 см

За 2 кв. по 7,5 см за 1 месяц — 2,5 см.

За 3 кв. по 4,5 см. за 1 месяц — 1,5 см.

За 4 кв. по 3 см. за 1 месяцу — 1 см.

Допустимые пределы колебаний равны = 4,0 см.

Расчет окружности головы у детей первого года жизни

При рождении окружность головы 34 – 35 см,

за каждый месяц прибавляет по 1,25 – 1,3 см.

к 1 году окружность головы 46 – 47 см.

Допустимые пределы колебаний равны = 2,5 см.

Расчет окружности груди у детей первого года жизни.

При рождении окружность груди 32 – 33 см,

за каждый месяц прибавляет по 1,25 – 1,3 см,

к году окружность груди 48 см.

Допустимые пределы колебаний равны = 3,5 см.

Расчеты у детей после 1 года.

Рост ребёнка 5-ти лет равен 110 см. Для определения роста до 5 лет необходимо от 110

см отнять 8 см на каждый недостающий год.

Для определения роста ребёнка старше 5 лет необходимо прибавить 6 см на каждый

1 – 5 лет = 6,0 см.

6 – 10 лет = 9,0 см.

11 –15 лет = 10,0 см

Вес ребёнка 5-ти лет равен 19 кг. Для определения веса ребёнка младше 5 лет

необходимо от 19 кг отнять 2 кг на каждый недостающий год. Для определения веса ребёнка

с 5 до 11 лет к 19 кг прибавляются 3 кг на каждый превышающий год. После 11 лет вес высчитывается по формуле: вес равен утроенному возрасту + 8 кг.

Допустимые пределы колебаний:

1 – 5 лет = 3,0 кг

6 – 10 лет = 6,0 кг

11 – 15 лет = 10, 0 кг

Формулы для расчета средних величин

(Мазурин А.В., Воронцов И.М, 1999г)

Плодапри сроке гестации от 25 до 42 недель

1.Длина тела (см)– срок гестации в нед + 10

2.Масса тела (гр)— 1). При сроке30 недель — масса тела 1300 гр, на каждую

недостающую неделю отнимают 100 гр, на каждую превышающую плюс 200 гр. 2) ( по дли-

не ) при длине плода 40 см масса тела = 1300 гр., на каждый 1 см недостающий отнимаем

100 гр, на каждый дополнительный 1 см + 200 гр.

3.Окружность головы (см) — срок беременности в неделю – 7 см.

4.Окружность головы (см.) – 32 см, на каждую недостающую неделю отнимаем по 1 см., на

studfiles.net

Развитие недоношенных детей

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • Социальное развитие недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информацияНаблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

deti.baby-calendar.ru

Особенности развития недоношенных детей до года

Роды, начавшиеся преждевременно, вызывают тревогу у родителей, ведь ребенок не в полной мере готов появиться на свет. Такие страхи и опасения вполне понятны, однако, раз уж так получилось, от мамы и папы требуется понимание происходящей ситуации и проявление особого внимания к своему малышу. В каких случаях говорят про недоношенных детей? Как происходит развитие недоношенного младенца по месяцам? Давайте обсудим.

Когда младенец считается недоношенным

О подобном состоянии говорят, когда ребенок рождается до 37-й недели беременности, а точнее, от 21-й до 37-й. У таких деток вес не превышает 2500 граммов и рост не более 47 см. Степень недоношенности определяется тем, на какой именно неделе появился ребенок и с каким весом.

Как выглядит недоношенный ребенок

Малыш во многом не похож на деток, рожденных вовремя. В первые несколько месяцев ему присущи такие особенности:

  • вес меньше нормы;
  • крошечные размеры, части тела не пропорциональны по отношению к друг другу;
  • черепные кости податливы;
  • малыш вялый, у него слабая мышечная активность, крик более тихий, чем у доношенных детей;
  • на коже остался мягкий пушок, распределенный по всему телу;
  • у девочек — зияние половой щели;
  • у мальчиков — пустая мошонка;
  • ушные раковины еще мягкие, а зрительная система находится в стадии совершенствования;
  • несовершенная терморегуляция; такие детки быстрее других перегреваются или переохлаждаются;
  • незрелые внутренние органы и системы, в особенности нервная.
  • Недоношенный младенец внешне отличается от детей, рожденных в срок

    Все же, не стоит думать, что недоношенный малыш появился «с дефектом» или он какой-то ущербный. Если кроха здоров, развитие осуществляется быстрыми темпами, так что наступает момент, когда он догоняет своих сверстников. Главный критерий, по которому судят об успехе развития — прибавка в весе.

    1 месяц . Самый ответственный период, требующий постоянного нахождения матери рядом. У недоношенных детей существует больший риск быть подверженными всякого рода инфекциям. Процесс набора веса происходит медленно. Это объясняется еще и тем, что в первые дни жизни младенцы теряют небольшой процент массы тела. При благополучном развитии должен появиться сосательно-глотательный рефлекс. В противном случае, малыша кормят через зонд.

    Если ребенок не может пока дышать самостоятельно, то его держат на системе искусственной подачи кислорода. В этот период тактильный контакт с матерью ему необходим, как никогда. Поглаживайте малютку, ласково говорите с ним, ведь ваш голос знаком ему с утробы и действует успокаивающе на нервную систему малыша.

    Поддержите своего малыша, заверяя его в любви

    2 месяца . Характеризуется хорошим набором в весе. Однако процесс кормления для недоношенного ребенка весьма утомителен. Поэтому кормить приходится понемногу, но часто. Если есть подозрение, что младенец недоедает, докармливают сцеженным грудным молоком из бутылочки. В отличие от ровесников, родившихся в срок, недоношенный малыш еще не может держать головку.

    Следите за психомоторным развитием ребенка. Если появились какие-либо необычные проявления в поведении, не медлите с визитом к доктору.

    3 месяца . К этому времени масса обычно удваивается. Наблюдается развитие рефлексов, мимики. Малютка реагирует на звуки, начинает фиксировать взгляд на лицах и предметах, хотя потребность во сне остается большой, и это все еще его основное состояние.

    Обращайте внимание, чтобы ребенок не лежал длительное время в одном положении. Перемещайте его с одного бока на другой. Малыш, как и прежде, нуждается в прикосновениях, поглаживаниях. Они действуют и как успокоение, и как элементы массажа одновременно.

    Необходимо постоянно следить за температурой окружающей среды, в которой находится ребенок, будь то детская комната или улица. Дело в том, что терморегуляция по-прежнему не отлажена в должной мере, да и иммунная система слаба, ведь организм направляет все свои силы на «восстановление» и приведение в нормальный режим работы всех органов и систем. Поэтому кроха особо подвержен простудным заболеваниям. Поддерживайте в помещении температуру около 22-23OC.

    4 месяца. Уход за младенцем по-прежнему нужен особый, однако прогресс налицо. Он уже ненадолго может поднять головку и удерживать ее, начинает по-своему гулить. Малышу интересны контрастные предметы, поэтому он на некоторое время сосредоточивается на них. Прогулки на свежем воздухе все так же актуальны. Рост тоже не стоит на месте.

    На 5-м месяце ребенок улавливает источник звука и поворачивается в его сторону. Скорее всего, он уже подарит вам свою первую улыбку, при этом активно двигая ручками и ножками. В это время тонус конечностей несколько повышен, из-за чего появляются судороги. Если дать крохе погремушку, он способен захватить ее и удерживать. Для таких деток подошел ответственный период, когда психологическое развитие набирает силу.

    В 6 месяцев малыш растет и развивается быстрыми темпами, и по развитию уже почти догнал своих сверстников. Он активен, играет с игрушками, узнает и с радостью общается со знакомыми близкими людьми, а к незнакомцам относится настороженно. Если поставить его на ножки и удерживать в области подмышек, он с энтузиазмом будет подпрыгивать, отталкиваясь от поверхности. Вес увеличивается в три раза, по сравнению с тем, что был при рождении. Самые трудолюбивые детки уже переворачиваются на животик с положения лежа на спине.

    7 месяцев. Перевороты со спины на живот происходят легко и маневренно. Завидя любимую игрушку, некоторые могут подползти к ней. Так что самое время позаботиться о развитии ползания и в то же время о безопасности крохи. Например, его нельзя оставлять одного на диване даже на минуту. Детский лепет в возрасте семи месяцев ничем не отличается от «разговорных» навыков ровесников, родившихся в срок.

    7-й месяц: начало активного ползания

    8 месяцев . Малыш уверенно и быстро ползает, пытается самостоятельно сесть. Когда мама просит показать, где дверь или стол, или игрушка, начинает искать. Гуление с каждым днем все длительнее и разнообразнее. Многие недоношенные детки в этом возрасте могут кушать с ложечки. Настало время учить малыша простым коротким словам. Читайте ему потешки, пойте песенки.

    9 месяцев . Пришло время научиться самостоятельно вставать, держась за опору. От родителей потребуется помочь освоить технику вставания. Понятно, что начался период, когда малыша никак нельзя оставлять одного. Это требует дополнительных усилий, но таков процесс обучения. На определенное время ребенок способен сам занять себя игрушками. Обычно он уже может поздороваться и попрощаться, говорит «да», «нет», «дай», подражая интонациям взрослых.

    10 месяцев . Малыш уверенно держится на ногах, даже может передвигаться, если есть опора для рук. С интересом познает окружающий мир, разглядывая буквально все, что попадается на глаза. Кроха впитывает информацию, словно губка, очень любит подражать взрослым. Разговаривайте с ним как можно чаще. Во время прогулки проговаривайте вслух о том, что происходит вокруг. Ваша роль — обучать его речевым навыкам и пополнять словарный запас.

    11 месяцев . Ребенок откликается на свое имя. Предпринимает попытки начать ходить. Если была глубокая степень недоношенности, только к этому возрасту появляются первые зубки. Актуальными остаются массажи и гимнастика, специально подобранная под потребности малыша. Физическое и психическое развитие к этому возрасту ничем не отличается от других детей.

    12 месяцев . Кроха пытается ходить с поддержкой, общается на своем языке со взрослыми, но при этом включает в разговор выученные первые слова. За это время рост ребенка увеличился на 25-38 см, вес умножился в 5-6 раз от того, что был при рождении.

    Когда вводить прикорм

    Советуют не делать этого раньше полугода, как, впрочем, и остальным деткам. Причина такого срока — недостаточно развитая пищеварительная система. Ферментов еще не хватает для переваривания «взрослой» пищи. Рассчитать введение первого прикорма несложно: если малыш родился на месяц раньше положенного, откладываем прикорм на месяц, то есть пробуем новую пищу с семи месяцев, а не с шести. Начинать недоношенным деткам советуют с каш, они более калорийны и способствуют набору массы тела.

    Прикорм у недоношенных начинается немного позднее обычного

    Если малыш родился с весом меньше 1500 гр, советуют отложить купание на 3 недели. В остальных случаях можно купать через неделю после рождения. Недоношенного ребенка первые 2-3 месяца купают в кипяченой воде, а температура должна быть выше обычного — приблизительно 38OC.

    Излишняя осторожность не помешает, так как перепады в температуре малышу еще тяжело переносить. Дети с весом больше 1,5 кг выходят гулять через две недели после рождения в теплую погоду, когда температура воздуха устанавливается на уровне около 25 градусов тепла. Что касается осенне-весеннего периода, с грудничками, у которых вес больше 2,5 кг, гуляют, если градусник показывает не меньше +10OC. При более низких температурных показателях гуляют с детьми постарше.

    Прививки. Индивидуальный график

    Для деток, рожденных раньше времени, педиатр составляет отдельный личный график, в зависимости от состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития. Так, малышам с массой тела меньше 2 кг вакцина БЦЖ в роддоме не проводится. Ее делают только после того, как ребенок наберет еще 500 гр. Если при рождении масса не превышала 1500 гр, прививки переносятся на второй год жизни.

    Мы рассмотрели особенности развития недоношенных детей до года по месяцам. Увидели, на что нужно обратить особое внимание. Конечно, ухаживать за недоношенным ребенком бывает нелегко. Уход требует неусыпного внимания и заботы со стороны родителей. Но уже через полгода не во всех случаях заметно, что при рождении были какие-либо сложности. Главное, набраться терпения и выполнять свою родительскую роль с любовью.

    mladeni.ru

    Правильное развитие ребенка после года и до двух лет

    Читайте в этой статье:

    Возраст малыша 12 месяцев — это необыкновенное время, время «рождения» новой личности. Ребенок за первый год жизни совершает огромный скачок в развитии.

    Как развивается ребенок после года?

    После года карапуз сильно меняется: он становится почти самостоятельным, и теперь родители не могут делать с ним все, что хотят. Он уже не станет беспрепятственно подчиняться взрослым, он уже личность со своими желаниями и волей. И все эти перемены связаны в первую очередь с тем, что ребенок после 1 года овладевает двумя основными человеческими навыками: ходить и разговаривать. Развитие ребенка после года идет сразу в трех направлениях: физическом, умственно-психологическом и социальном. Ребенок стремится к познанию всего нового и интересного, совершенствует свои навыки.

    Физиология 12-месячного малыша

    С момента рождения за 12 месяцев ребенок почти втрое увеличивает свой вес, и в год он обычно весит уже 8-11 кг. При этом он вырастает в среднем на 20-25 см, достигнув роста 70-76 сантиметров. Годовалый малыш, у которого уже обычно 6-12 зубов, стремится пережевывать твердую пищу, что позволяет постепенно отказаться от измельчения еды. В это время его можно перевести на более взрослый рацион. В 12 месяцев мамы обычно отлучают детей от груди или от бутылочки со смесью, завершая грудное/искусственное скармливание. При этом идет замена его обычным молоком, коровьим или козьим. В год ребенку уже нужно меньше времени для сна, теперь он спит только раз в день днем, не более одного-двух часов.

    В период после 1,1 и до 2 лет ребенок становится все более самостоятельным, в этот период формируется его характер. Изменения в его поведении заметны по месяцам. Развитие ребенка от года до двух лет идет быстрыми темпами. Но он еще мал и по-прежнему почти во всем зависит от взрослых.

    Физическое развитие ребенка от года до четырнадцати месяцев отмечается совершенствованием умений, приобретенных ранее. Развитие ребенка в полтора года предусматривает что он уже должен уметь:

  • Быстро и хорошо ползать, вставать на ноги.
  • Делать первые шаги самостоятельно или за руку со взрослым. Ходить сам, держась за встречающиеся предметы.
  • Ползать по ступенькам.
  • С поддержкой переступать через ступеньку и так же подниматься, спускаться по ним.
  • С интересом изучать окружающие предметы, залазить на невысокие стулья, тумбочки и т.д.
  • Брать в руки для игры все доступные ему предметы, открывать дверцы любой не закрытой на ключ мебели, с интересом доставать все содержимое оттуда и активно изучать его.
  • Самостоятельно надевать на себя и снимать носки, шапки, помогая это делать взрослым.
  • Интересоваться мячом, кубиками, разными бытовыми предметами для игры.
  • Складывать игрушки в корзину.
  • Выполнять несложные задания взрослых.
  • Физическое развитие ребенка после 14 до 18 месяцев отмечается приобретением к уже существующим навыкам следующих:

  • Ребенок уверенно ходит сам без поддержки взрослых.
  • Умеет приседать, поворачиваться в разные стороны.
  • Учится после падения самостоятельно подниматься на ноги, иногда еще требуется помощь взрослых.
  • Стремится сам без посторонней помощи бегать, прыгать.
  • Самостоятельно может перешагнуть через бордюр, порог.
  • С небольшой подстраховкой взрослых может подняться по лестнице.
  • Свободно залазит и слазит с высокого стула.
  • Бросает в руки и бьет ногой по мячику.
  • Пробует на зуб любые предметы.
  • Учится рисовать, водит карандашом по бумаге.
  • Физическое развитие ребенка от 1,2 лет и до 2 лет, т.е. второе полугодие жизни малыша, нарастает по месяцам, характеризуется стремлением полностью обходиться без помощи взрослых:

  • Уверенно ходит, бегает, прыгает, танцует, кружится и приседает.
  • Умеет подниматься по лестнице, не держась за руку или перила.
  • Сам может пить из чашки, держит ложку, но еще не аккуратно ест твердую и жидкую пищу с тарелки, больше разбрызгивает и все пачкает.
  • Снимает с себя одежду: носки, шапки, штаны и др.
  • Умеет освобождаться от ремней безопасности и вылезать со стульчика или коляски.
  • Может проситься на горшок, самостоятельно при этом снимать трусы и т.д.
  • Может собирать небольшие конструкторы, кубики, пирамидки, играть в мяч, точно бить по нему ногой.
  • Учится чистить зубы с помощью взрослых, пытается расчесываться.
  • Родителям важно знать, что возраст от года до двух лет — это самый подвижный период в жизни ребенка. Карапуз ни минуты не может усидеть на месте и в одном положении, останавливается только, когда спит. Эта его особенность связана с тем, что в этот период он исследователь, познающий мир вокруг себя, и для него здесь все новое и интересное. Он способен залезть сам и засунуть руку пальцы во что угодно и куда угодно. Он может взобраться на лестницу, шведскую стенку, куда получится, старается добраться до понравившегося и заинтересовавшего его предмета. На данном этапе его уже меньше интересуют игрушки, а все больше бытовые и опасные предметы. Таким образом проявляет себя человеческое стремление познавать все новое и неизведанное. Жизненно важно взрослым в этом возрасте не оставлять ребенка одного без присмотра ни на минуту. При этом его следует беречь от опасных и вредных веществ и предметов.

    Умственно-психологические и социальные достижения

    Умственное и психологическое развитие особенно активно отмечается в период от года до двух лет.

    Это возраст, когда хорошо развивается в первую очередь речь маленького человека, также зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Малыш до двух лет учится понимать разговорную речь, накапливает пассивный запас слов и сам начинает говорить. В 12 месяцев словарный запас ребенка может составлять всего 10 слов, а после двух лет малыш уже хорошо говорит 100 слов, причем использует фразовую речь.

    Нередки случаи, когда ребенок в полтора года говорит только несколько простых слов, таких как мама, папа, баба и т.п., и больше до двух лет не произносит никаких новых слов. Часто малыши просто ленятся разговаривать и пока только накапливают словарный запас. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал, что ему хотят сказать, выполнял просьбы и поручения взрослых. Главное — много и часто заниматься с ребенком, применять в играх разные методики раннего развития — и кроха обязательно заговорит.

    В эмоционально-психологическом развитии ребенка после года наблюдается противоречие -одновременно в нем уживаются зависимость от матери и стремление все к большей самостоятельности.

    Интеллектуально-социальное развитие ребенка от 1 года до 14 месяцев включает в себя следующие умения:

  • Ребенок может произносить простые, знакомые слова, например, дай, нет, мама, папа, свое имя и т.п.
  • Малыш много «болтает» на своем, еще непонятном взрослым языке.
  • Ярко выражает положительные эмоции: смеется, хохочет, проявляет теплые чувства, т.е. целует, обнимает близких ему людей.
  • Активно демонстрирует характер и волю, выражая негативные, отрицательные эмоции, когда недоволен или злится, при этом, что-то требуя, может кричать, раздражаться, топать ногами, ложиться на пол.
  • От 1 года по месяцам и до полутора лет психологическое развитие ребенка становится все более активным:

    1. У ребенка буквально по месяцам увеличивается пассивный и активный запас слов, он уже способен говорить не просто отдельные слова, но и произносить несколько простых фраз.
    2. Ребенок уже знаком с названиями частей тела и может по просьбе без ошибок показывать их.
    3. На картинках также правильно может выбрать необходимый предмет, что говорит о развитии памяти у малыша.
    4. Узнает себя в зеркале, может назвать имя. Знает по именам и «должностям» всех своих родственников.
    5. Он стремится подражать поведению взрослых.
    6. Учится слушать указания взрослых и отличать запреты.
    7. Начинает сознательно контролировать мочеиспускание. Ребенка в полтора года нужно начинать приучать к горшку.
    8. После полутора и до двух лет интеллектуально-социальные навыки малыша все больше совершенствуются. Для этого возраста определяются следующие темпы развития:

    9. Ребенок двух лет уже хорошо понимает разницу между дозволенным и недозволенным, точно знает, что можно, а что нельзя. Любит совершать запрещенные действия, чтобы привлечь внимание взрослых и понаблюдать за их реакцией.
    10. Хорошо понимает речь взрослых.
    11. В речи ребенка все больше присутствуют несложные фразы, и практически каждый день может появляться новое слово.
    12. Ребенок уже может простыми словами объяснить свои действия или действия других.
    13. При желании отвечает на вопросы и выполняет поручения.
    14. Малыш двух лет уже может без перерыва от 15 минут до получаса слушать интересный рассказ или смотреть мультик.
    15. Хорошо ориентируется на знакомой местности, в своей квартире, на детской площадке и т.д.
    16. Появляется интерес к мелким деталям, ребенка привлекают шурупы, пуговицы и т.д., тем самым развивается мелкая моторика, которая способствует лучшему развитию речи.
    17. Сознательно просится на горшок или самостоятельно пользуется им.
    18. У ребенка после полутора лет часто меняются вкусовые пристрастия, и он может начать отказываться от привычной для него пищи. В два года малыш сам стремится есть ложкой и пить из чашки.
    19. У него появляется новый интерес к прогулкам.
    20. У ребенка после года и до двух лет изменяется воображение, оно становится более богатым, но может вызывать беспричинные страхи по отношению к игрушкам, темноте и т.д.
    21. В этом возрасте ребенок начинает скучать по родителям и родным, если долго их не видит.
    22. С каждым месяцем ребенок проявляет все большую настойчивость в достижении своих целей, демонстрируя характер. Желания малыша в этом возрасте бывают недопустимыми, сложно контролируемыми, с ним трудно «договориться».

    На что надо обратить внимание в этом возрасте?

    Возраст от полутора до двух лет — это еще возраст первых тестов на интеллектуальное и речевое развитие малыша. Ребенка от 1 до 2 лет следует показать врачу, если он не может делать следующее:

  • В полтора года не начал ходить.
  • После двух лет не говорит ни одного слова.
  • В полтора года не понимает взрослой речи и не выполняет простых просьб.
  • В два года долго не реагирует на отсутствие матери или другого взрослого, который ухаживает за ним.
  • В полтора года не стремится играть в простейшие детские игры.
  • Это очень тревожные симптомы, которые могут означать как отставание в возрастном развитии, так и сигнализировать о проблемах с физическим здоровьем ребенка. В этом случае следует ребенка незамедлительно показать педиатру и детскому психологу.

    moyasna.ru

    Правила развития деток, рожденных раньше срока

    Вследствие слабого здоровья мамы, разнообразных заболеваний или чрезмерно активного образа жизни беременной новорожденный может появиться на срок раньше положенного времени. На развитие недоношенного ребенка большое влияние оказывают такие факторы, как социальный статус семьи, моральное состояние родных и близких, качество питания и ухода за малышом и т. д.

    Как определяется недоношенность грудничков?

    Согласно общеустановленным в медицине правилам, недоношенными считаются детки, которые родились в период с 22 по 37 неделю беременности. Согласно весу при рождении всех недоношенных деток классифицируют на несколько категорий:

  • от 500 грамм до 1 кг – недоношенные груднички с экстремальной массой;
  • от 1 до 1,5 кг – недоношенные дети с низкой массой;
  • от 1,5 до 2,5 кг – недоношенные малыши.
  • Показатель недоношенности может проявляться и в отставании развития некоторых органов. К примеру, ушные раковины могут быть некорректно сформированными, а кожа тела очень тонкой. Пупочная ямка у недоношенных детей находится внизу живота, в то время как должна быть расположена по центру и пр. Все внешние отклонения от нормы исчезнут до года, однако чтобы развитие малыша проходило правильно, за функционированием каждого органа и любой системы организма следует тщательно следить.

    Внешний вид недоношенного малыша

    Особых различий между недоношенными малышами и детками, рожденными в срок, нет, но при этом определить недоношенность крохи можно без труда. Недоношенные малыши имеют следующие особенности строения тела:

    • кожные покровы очень тонкие, кожа очень морщинистая и первое время имеет ярко выраженный красный оттенок;
    • спина, конечности, а в некоторых случаях и лицо покрыты волосяным пушком;
    • голова недоношенных детей непропорциональна телу;
    • ушные раковины и ногтевые пластины очень тонкие и практически прозрачные;
    • половые органы сформированы не до конца – половая щель у девочек широко открыта, а яички у мальчиков еще не опущены в мошонку;
    • маленький родничок может иметь участки без кожного покрова;
    • большой родничок смещен из-за неполноценно сформированного черепа.
    • Некоторые особенности телосложения наглядно показывают степень недоношенности детей, однако в большинстве случаев до года состояние деток приближается к норме, поэтому дальше отличить недоношенного ребенка от рожденного в срок невозможно.

      Особенности развития недоношенных малышей

      Несмотря на то, что рождение раньше срока может вызвать некоторые сложности в развитии ребенка, в большинстве случаев никаких особых отклонений у таких деток не наблюдается. Основное отличие ранних малышей от обычных грудничков в том, что все навыки и умения они осваивают несколько позже. К примеру, если обычный ребенок начинает держать голову к 1,5-2 месяцам, то недоношенному для этого понадобится месяца 3, и т.д. Отставание в развитии зависит от степени недоношенности и состояния здоровья ребенка на момент рождения. Если малыш родился после 32 недели беременности, то различия в развитии составят не более чем 1-2 месяца, для деток, появившихся на свет ранее 30 недели, отставание может быть около 3-4 месяцев.

      У ранних детей имеются также определенные особенности в функционировании нервной системы. Такой ребенок требует повышенного внимания, поскольку он еще не приспособлен к жизни отдельно от маминого организма. Для недоношенного малыша важно постоянно чувствовать мамино тепло, из-за чего самых маленьких нередко помещают в специальные боксы с оптимальными условиями для дыхания и полноценного развития еще не корректно сформированного организма.

      Проблемы с адаптацией к окружающему миру – это нередкое явление для недоношенных детей. Помочь малышу освоиться в сложном мире достаточно легко, главное – обеспечить его лаской, вниманием и создать комфортную атмосферу дома. В период до года постарайтесь проводить с крохой как можно больше времени, при этом не ограничивайте его общения с другими детьми, ведь коллектив помогает овладеть многими навыками намного быстрее.

      При должном уходе, качественном питании и нормальной атмосфере в семье недоношенный малыш будет развиваться правильно и быстро догонит своих сверстников, поэтому постарайтесь обеспечить крохе комфортную и благополучную среду для жизни и развития, тогда все у вас будет хорошо.

      Правильное развитие недоношенных деток

      Чтобы вовремя выявить и распознать отставания определенных качеств и умений у новорожденного до года, нужно знать, как должно проходить развитие недоношенного ребенка по месяцам:

    • 1-3 месяц – малыш впервые улыбается, может фокусировать взгляд на интересующем его предмете. В положении на животе только в это время кроха пробует самостоятельно приподнять и удержать голову.
    • 2-3 месяц – улучшается слух, дети такого возраста прислушиваются к окружающим звукам, поворачиваются на знакомый голос и улыбаются в ответ на попытки заговорить с ними;
    • 3-5 месяц – недоношенный ребенок начинает понемногу гугукать, радуется вашему появлению рядом, активно стремится на ручки и в положении стоя упирается ногами в пол;
    • 4-6 месяц – это период активного развития мелкой моторики, детей сейчас можно завлечь новой игрушкой, которую они ловко захватывают руками. Слух развит настолько, что ребенок с легкостью определяет источник даже слабого звука. Радость от общения малыш проявляет в виде громкого заливистого смеха;
    • 5-7 месяц – особенности данного периода заключаются в развитии конечностей, малыш уверенно стоит с поддержкой, может предпринимать попытки приподниматься в манеже и переворачивается с животика на спинку;
    • 6-8 месяц – дети начинают ползать, могут проявлять интерес к взрослой пище и даже есть с ложки. Проявляются разговорные навыки, в это время родители услышат первые осознанные слоги «ма», «па» и т.д.;
    • 7-10 месяц – недоношенный малыш такого возраста умеет брать игрушки из разных положений, свободно передвигается ползком, понимает, о чем говорят взрослые, и показывает те предметы, которые просят найти;
    • 8-12 месяц – детей до года уже можно научить немного разговаривать, если тренировать этот навык постоянно. Помимо этого сейчас малыш умеет самостоятельно садиться и вставать, длительное время играется игрушками;
    • 9-13 месяц – откликается на свое имя, играет без помощи взрослых, недолго ходит с поддержкой, может сам пройтись вдоль опоры;
    • 10-14 месяц – пытается залезать на высокие стулья и без труда преодолевает небольшие препятствия в виде подушек или мягких пуфов, стоит без помощи, проводит различные манипуляции со сложными игрушками – надевает колечки на палку, собирает кубики в пирамиду и пр.;
    • 12-16 месяц – если до года малыш только ползал, то это время первых самостоятельных шагов. Ребенок понимает значения предметов и знает практически все названия, делает то, что его просят – встает, берет и подает игрушки, показывает, где мама и т.д.
    • Разумеется, это не конечный свод правил, по которому должен развиваться недоношенный ребенок. У каждого малыша имеются свои особенности развития, однако при отставании показателей больше, чем на 1,5-2 месяца от данной таблицы, следует проконсультироваться со специалистом.

      agushkin.ru