Развитие детей 5-7лет

Дошкольное воспитание

Развитие мелкой моторики у детей 5-7лет

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

В А Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы — развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания — игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, — выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два-три раза в день.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически — в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу — с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь, отпадут проблемы не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, — работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет

// Дошкольное воспитание, 2005. № 3. С. 28–35; № 5.

www.ckofr.com

Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет

Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.

Развитие логического мышления с помощью развивающих игр

Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:

  • Обогащение представлений об окружающем мире.
  • Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
  • Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.
  • Благодаря должному уровню развития логического мышления ребенок уже в 6 лет сможет более успешно осваивать школьную программу и приобретать значимые в дальнейшем знания, умения и навыки.

    Что такое логика — определение

    В частности, это будет способствовать интериоризации многих психических процессов (в том числе, развитию счета в уме, внутренней речи).

    Этапы развития логического мышления дошкольника

    Развитие основ логического мышления детей 6 7 лет осуществляется в несколько этапов.

  • Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
  • Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
  • Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.
  • Пазлы-головоломка для 6-7 лет

    Требования к логическому развитию ребенка

    К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

  • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
  • Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
  • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
  • Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.

    Основные логические операции

    К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:

    Задание на внимательность и логику

    Освоение логических операций позволяет ребенку не только успешно осуществлять большинство видов деятельности, но также:

    • улучшить характеристики внимания;
    • ясно и конкретно мыслить, избегая наиболее распространенных на этом этапе ошибок;
    • развивать способность сосредотачиваться на решении проблемы;
    • осваивать искусство связной речи и убеждения.

    Лабиринт для детей 6-7 лет

    Разновидности игр на развитие логического мышления у детей

    Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:

    1. Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
    2. Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
    3. Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
    4. Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
    5. Тестовые задания на уровень логического мышления

      Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка

      Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.

      Логические игры из магазина

      Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.

      Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.

      Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.

      Интересная игра на логическое мышление

      3. «Рассели по комнатам»

      Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).

      Игра лишний предмет — усложненный вариант для 6-7 лет

      4. Задачи на сравнение

      Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:

    6. Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
    7. У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.
    8. Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.

      Советы и рекомендации родителям по проведению развивающих занятий

      Развитие логики у детей в возрасте 6-7 лет должно осуществляться в максимально непринужденной и комфортной обстановке. Чем активнее на занятиях будут использованы игровые методы обучения, тем эффективнее они будут.

      К 6 годам ребенок должен уметь играть в шахматы

      Учитывая быструю утомляемость детей, желательно рассчитывать продолжительность занятия таким образом, чтобы оно не превышало 20-30 минут.

      Очень важно, чтобы ребенок не только давал ответы на предложенные вопросы и находил решения заданий, но максимально развернуто пояснял свои ответы. Это позволит убедиться в том, что ребенок действительно видит логические закономерности и понимает их.

      detki.guru

      Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

      Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

      Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

      Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

      Описание: детям предложить закончить предложения:

      • Мама положила хлеб. куда? (В хлебницу.)

      • Брат насыпал сахар. куда? (В сахарницу.)

      • Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (В салатницу.)

      • Папа принес конфеты и положил их. куда? (В конфетницу.)

      • Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела).

      • Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно).

      • Я не хочу спать, потому что. (ещё рано).

      • Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).

      • Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты).

      • Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).

      Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

      Игровой материал и наглядные пособия: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

      Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

      Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

      Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

      Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

      Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

      Цель: активизировать словарь.

      Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

      — Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

      — Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

      Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

      Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

      Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

      Цель: развивать связную речь.

      Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

      Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

      Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

      Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

      Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

      Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

      — У меня нарядный фартук.

      — У меня рабочий фартук.

      — Он белого цвета в красный горошек.

      — А мой — темно-синего цвета.

      — Мой украшен кружевными оборками.

      — А мой — красной лентой.

      — У этого фартука по бокам два кармана.

      — А у этого — один большой на груди.

      — На этих карманах — узор из цветов.

      — А на этом нарисованы инструменты.

      — В этом фартуке накрывают на стол.

      — А этот надевают для работы в мастерской.

      Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

      Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

      Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

      Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

      Цель: развивать фонематический слух.

      Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

      По дороге шел жучок,

      Песню пел в траве. (сверчок).

      Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

      Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

      Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

      Описание: воспитатель показывает картинки:

      1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

      2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

      www.alegri.ru

      Развитие речи детей 5-7 лет, Ушаковой О.С., 2012

      По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу и похожие книги в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

      По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

      По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

      On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

      Развитие речи детей 5-7 лет, Ушаковой О.С., 2012.

      В пособии дастся материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка — фонетики, грамматики, лексики. а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.

      Во второе издание книги внесены дополнения в соответствии с федеральными требованиями к основной программе дошкольного образования, ссылки на новый демонстрационный материал.

      Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

      При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.

      Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.

      Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

      В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

      ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

      Основные задачи работы но развитию речи детей старшей группы.

      Формирование грамматического строя речи.

      Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».

      Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

      Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

      Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке.

      Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».

      Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».

      Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений.

      Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему.

      Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

      Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи».

      Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное».

      Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

      Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

      Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла».

      Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой».

      Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок.

      Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака».

      Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» .

      Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

      Занятие 20. Ознакомление с предложением.

      Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

      Занятие 22. Составление рассказа но картине «Лошадь с жеребенком».

      Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».

      Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему.

      Занятие 25. Пересказ рассказал. Толстого «Пожарные собаки».

      Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

      Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца».

      Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему.

      Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайиа «Послушный дождик».

      Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы».

      Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».

      Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

      ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.

      Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы.

      Воспитание звуковой культуры речи.

      Формирование грамматическою строя речи.

      Развитие связной речи.

      Приемы исправления грамматических ошибок.

      Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел».

      Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу».

      Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

      Занятие 4. Составление текста-рассуждения.

      Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

      Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».

      Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

      Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».

      Занятие 9. Составление текста-поздравления.

      Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

      Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца».

      Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов.

      Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

      Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

      Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».

      Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».

      Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики».

      Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».

      Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет.

      Замятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем знмой на участке».

      Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.

      Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин.

      Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.

      Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.

      Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.

      Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.

      Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

      Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему.

      Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».

      Занятие 30. Описание пейзажной картины.

      Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».

      Занятие 32. Пересказ рассказам. Пришвина «Золотой луг».

      Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки».

      Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».

      Литературный материал для занятий по пересказу.

      Лиса и Рак (русская народная сказка).

      Разве так играют?.

      Про снежный колобок.

      Петух да собака (русская народная сказка).

      Лиса и кувшин (русская народная сказка).

      Про пана Трулялинского.

      Лиса н козел (русская народная сказка).

      У страха глаза велики (русская народная сказка) Еж.

      Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка).

      Методики выявления уровня речевого развития детей.

      Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника.

      Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой).

      Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин.

      Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитое речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) Методика обследования речи и коммуникативных умении детей старшего дошкольного возраста.

      Список использованной и рекомендуемой литературы.

      nashol.com