Работа с семьей по трудовому воспитанию детей

Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельности

Взаимодействие с семьёй по вопросам трудового воспитания и сотрудничества. Создание условий для трудовой деятельности

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.

Все в этом мире зависит от труда.

В настоящее время повышение результативности и качества деятельности невозможно без тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового. Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а так же к положительному отношению к труду взрослых.

Для того, чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно.

Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй.

В соответствии с федеральными государственными требованиями программы, отдельным блоком выделена образовательная область «Труд».

Цель ДОУ: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки.

1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.

1. Педагогический всеобуч. Для родителей проводится самостоятельно или как основная часть родительских собраний. Существуют такие виды всеобуча: тематические, лекции, консультации, собеседования, диспуты. Основные вопросы: педагогические, психологические, правовые. Материалы всеобуча размещаются на сайте ДОУ, в родительских уголках.

2. Родительские собрания. Проводятся один раз в квартал. Их цель — взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в ДОУ, моделирование задач и перспектив в учебном году.

3. Индивидуальные и групповые консультации – наиболее допустимая форма установления связи педагога с семьей, чтобы оказать помощь родителям по тому или иному вопросу, связанному с воспитанием ребёнка и достижению единой точки зрения в данной области. Главная роль принадлежит воспитателю, так как он планирует тематику и структуру консультаций.

4. Посещение семей на дому позволяет воспитателю ближе познакомиться с семьёй, её укладом, воспитательными возможностями и взаимоотношениями между ребёнком и родителями. Не следует забывать, что изучение семьи это деликатное дело, требующее от воспитателя проявления уважения ко всем членам семьи, тактичность и желания оказать помощь в воспитании детей, если это требуется.

5. Занятия с участием родителей. Подразумевает посещение родителями занятий в ДОУ, вовлекая их в единую образовательную систему, настроить их на совместную плодотворную работу по плану и правилам группы.

6. Дни открытых дверей. Форма, позволяющая родителям познакомиться с ДОУ, его традициями, правилами. Задачами воспитательного и образовательного процесса, а так же показать, что в учреждении создана педагогически грамотная среда для воспитания, развития и укрепления здоровья детей.

7. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов позволит развить взаимоотношения между родителями и детьми через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность.

8. Тренинги. Целью данной формы взаимодействия является научиться, быстро определять причину неприемлемого поведения ребенка, возможность помочь ему справиться с любой ситуацией, будут знать, как успокоить ребенка, оставаясь любящими и спокойными родителями.

9. Оформление фотовыставок. Такое взаимодействие дает возможность увидеть родителям, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а так же делиться собственным опытом семейного воспитания.

10. Работа с родительским комитетом. Родительский комитет является активным помощником воспитателя, обеспечивает постоянную и систематическую связь между ДОУ и родителями, содействуют педагогической пропаганде для успешного решения задач всестороннего развития детей.

11. Телефон Доверия доступный и эффективный вид психологической поддержки и помощи родителям. Родитель может получить консультацию специалистов, которые помогут ему подсказать верный выход из ситуации.

12. Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается информация о направлениях работы ДОУ, годовом плане, целях и задачах возрастной группы, отражает работу с детьми в соответствии с требованиями программы.

13. Оформление папок — передвижек. Папки – передвижки служат для информации, которая обновляется, но которую необходимо донести до сведения родителей.

Исходя из практики, любое начинание в педагогической деятельности будет наиболее эффективным, если в нём принимают участие родители. Поэтому в работе с семьёй можно использовать разнообразные формы и методы.

Ещё до поступления ребёнка в детский сад воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребёнка сложены. Для этого приглашаем родителей для консультаций и личного знакомства с ними, для показа условий работы учреждения. И обязательно проводим анкетирование родителей по данной проблеме.

Анкета для родителей

1. Любит ли Ваш ребенок трудиться?

2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

3. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

5. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

6. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

7. Как долго может трудиться Ваш ребенок?

8. Контролируете ли Вы выполнение ребенком домашней работы?

9. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

10. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

11. Интересуетесь ли Вы трудовым участием ребенка в жизни группы?

12. Считаете ли Вы необходимым трудовое участие Вашего ребенка в жизни группы и детского сада?

В ДОУ разработан проект «Моя семья», в котором одна из задач — трудовое воспитание дошкольников. Для реализации этой задачи нами разработан перспективный план.

Перспективный план мероприятий.

С детьми С родителями С педагогами

сентябрь День добрых дел Конкурс Экологический субботник по уборке территории вместе с родителями. Акция «Посади дерево» Консультация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

октябрь Интегрированное занятие Конкурс Изготовление кормушек для птиц. Педагогическая игра-викторина для педагогов по разделу «Трудовое воспитание».

ноябрь Изготовление поделок, открыток ко Дню Матери. Фоторепортаж ко Дню Матери «Делимся семейным опытом». Смотр-конкурс на луч-шее оформление уголка для родителей по трудовому воспитанию.

декабрь Конкурс самоделок «Волшебные снежинки-холодинки». Изготовление родителями украшений для групп. Выставки снежинок, изготовленные родителям. Изготовление карнавальных костюмов. Семинар «Нравственно — трудовое воспитание дошкольников».

январь День добрых дел.

1. Слепить с детьми младшей группы снеговика.

2. Изготовление пригласительных билетов. Совместный праздник «Ах, ты, зимушка – зима. 1. Зима снежная была».

2. Постройка снежного городка. Консультация «Методические рекомендации по ознакомлению с трудом людей разных профессий».

февраль Изовыставка «Мой папа самый лучший»! Фотовыставка «Папа может, папа может, всё, что угодно»! Смотр – конкурс «Лучший уголок тру-да».

март Оформление стенда «Как я помогаю маме». (детские рисунки). Совместная подготовка к маминому празднику вместе с папами. Изготовление и выставка подарков. Консультация «Взаимодействие с семьёй по трудовому воспитанию».

апрель Праздник «День птиц». Подготовка к празднику «День птиц».

1. Заучивание стихов, изготовление атрибутов к празднику.

2. Экологический субботник «Посади дерево», высадка цветов на клумбу.

3. Совместное вывешивание скворечников. Рекомендации «Обеспечение рациональной организации труда детей течение дня».

май День добрых дел «Выносной материал». «Новая жизнь бросового материала». Изготовление и конкурс среди родителей на лучшую брызгалку – погремушку. Семинар «Виды детского труда и формы его организации».

В уголках для родителей систематически помещена информация по проблеме трудового воспитания (это могут быть настенные информационные уголки и также ширмы, папки, фотомонтаж с периодически сменяемым материалом)

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает процесс труда, видит, как работают взрослые.

В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д. организуется в специальных помещениях. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения;

второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем акции по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, шитье кукольной одежды.

Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: особенно проявили большой интерес и фантазию при изготовлении атрибутов к организации спортивного центра, понимая важность оздоровления детей.

Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о проявленном большом интересе и фантазии при изготовлении атрибутов к организации спортивного центра, и не только центра, но и создании условий для труда детей — значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке массовых праздников. Так, весной мы устраиваем ярмарку на праздник «Масленица», в подготовке к которой участвуют и дети и родители. Вместе они делают поделки, пекут домашние блины и пряники. А осенью состоялась выставка творческая поделок «Что нам осень принесла?». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовиться, продумывается содержание деятельности детей в течение всего дня.

Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Посещение семей на дому

Система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Родители стали прислушиваться к советам воспитателей. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно.

На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома. Слаженный ритм работы, атмосфера творческого труда, доброжелательные отношения между воспитателями и родителями стали необходимым и признанным условием воспитания детей в нашем дошкольном учреждении.

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

www.maam.ru

Социально-педагогическая работа с семьей (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Самарский Государственный Университет»

«Социально-педагогическая работа с семьей»

Контрольная работа по предмету

Выполнила студентка гр. 1730130

Проверила: Коновалова Т.В.

1. Теоретические основы социализации личности

2. Социальная работа с семьей как социальная проблема

3. Методики социально-педагогической работы с семьей

4. Методика социального патронажа и надзора

5. Методика социально-педагогического семейного консультирования

6. Педагогический подход к содержанию и технологиям социальной работы с семьей

7. Работа социального педагога с различными категориями семей

8. Процессуальная сторона деятельности специалистов социальных служб

Список используемой литературы

В нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения.

Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:

· планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнегохозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

· помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями вумственном и физическом развитии;

· вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;

· работа с неблагополучными семьями;

· помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитаниев неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи к продаже квартиры за долги);

· помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

Семья — малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка [1, 158].

1. Теоретические основы социализации личности

Ведущим фактором социализации личности ребенка является семья, осуществляющая первичную (базисную) ее социализацию и обладающая для этого возможностями [2, 73].

Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Личностью индивид становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания

Это становится возможным благодаря такому существующему в человеческом обществе явлению, как социализация.

Социализация — сложное научное понятие.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит

Фактически социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, что означает приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам различных уровней жизнедеятельности общества, к социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я», обусловливаемое структурой каждой конкретной личности

Одну из групп факторов социализации личности составляют : религиозные организация, общество сверстников, средства массовой коммуникации, институты воспитания и семья.

Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим — после семьи — институтом.

Однако главную роль в процессе социализации личности ребенка играет семья [2, 6-7].

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполными и др.); содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

2. Социальная работа с семьей как социальная проблема

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это является первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.

В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.

Весьма существенно нынешняя семья отличается от семьи прошлых времен коренными изменениями и в своих эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.

Отношения детей и родителей в последние десятилетия начинают определяться глубиной и привязанностью друг к другу, так как для большинства людей дети становятся одной из главных ценностей. Однако, это усложняет отношения в современной семье. Причины здесь заключены в том, что меняются привычные позиции родителей. Отец в большей части перестал быть экономическим главой семьи, часто эту функцию выполняет мать, не работает как было ранее авторитет родительской власти. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители

Все менее контролируемыми и реализуемыми становятся запреты родителей. Порою родители и сами не могут решить, что следует разрешать, а что необходимо запрещать. Это делает позиции отца и матери в отношениях с детьми нередко драматичной [2, 23-25].

3. Методики социально-педагогической работы с семьей

Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов [1, 158-159].

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме (см. приложение). В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

mirznanii.com

Сайт для воспитателей детских садов

Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей

Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. При решении этих задач мы исходили из следующих требований: обеспечение условий для труда детей, правильная организация трудовой деятельности дошкольников, объединение воспитательных воздействий детского сада и семьи.

Воспитатели организуют различные виды детского труда с учетом возраста и задач по трудовому воспитанию. Прочно вошли в жизнь детского сада основные формы труда: дежурства, поручения, коллективный труд. Большое значение уделяется воспитанию у детей положительного отношения к труду окружающих их людей. Многое сделано по оснащению трудовой деятельности детей, особенно ручного труда. Но это не значит, что у нас не было трудностей в решении этих вопросов.

Эффективность трудового воспитания, осуществляемого в детском саду по реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ), не может отвечать должному уровню без тесного взаимодействия с родителями. В содержании образовательной области «Труд» — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, выделено отдельным блоком.

Качество современного дошкольного образования, изменение подходов к организации педагогической деятельности, видение перспектив развития каждого ребенка должны отвечать запросам общественного развития, родителей, педагогов и воспитанников.

Анализ трудовых умений и навыков детей разных групп, широкое обследование состояния трудового воспитания в семьях детей, отношения к этому родителей, выясненное в ходе многочисленных бесед, показали, что, в нашем ДОУ необходимо резко усилить внимание к вопросам педагогической пропаганды по трудовому воспитанию детей.

Исходя из этого, мы наметили разнообразные формы работы с родителями, отразили их в годовом плане. Для выполнения поставленной задачи мы, прежде всего, создали в саду необходимые условия для труда детей: дооборудовали в группах трудовые уголки, силами родителей и воспитателей были оформлены «огороды на подоконниках», отремонтирован детский инвентарь для работы на участке. Все имеющее оборудование расположили с учетом санитарно – гигиенических требований, в удобном для детей месте.

Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. Остановлюсь на тех, которые оказались наиболее действенными. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знакомятся с тем, какие трудовые навыки у ребенка выработаны. Приглашаем родителей для консультаций, личного знакомства с ними, показа условий работы учреждения.

На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей: периодически организуем субботники по благоустройству участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для птиц, шитье кукольной одежды. Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: проявили большой интерес и фантазию при изготовлении атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Банк». Совместно с педагогами родителями были изготовлены паспорта для каждого ребенка, печать для банкира, макет банкомата, банковские карточки, спецодежда для охранника и многое другое. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Совместный труд детей и родителей практикуем и при подготовке массовых праздников. Так, весной мы устраиваем ярмарку на праздник «Масленица», в подготовке к которой участвуют и дети и родители. Вместе они делают поделки, пекут домашние блины и пряники. А осенью состоялась выставка творческая поделок «Что нам осень принесла?». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского сада, его содержательную и многогранную работу, мы практикуем дни открытых дверей для них. К этим дням коллектив детского сада тщательно готовиться, продумывается содержание деятельности детей в течение всего дня.

Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).

На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.

Список использованной литературы

Загик Л.В., Иванова В.М. Воспитатели и родители. М., 1985.

dohcolonoc.ru

Работа детского сада с семьей по трудовому воспитанию

Совершенствуя деятельность детского сада по родительскому всеобучу, необходимо обращать особое внимание на ее эффективность.

Условия, способствующие достижению положительных результатов трудового воспитания детей в совместной деятельности детского сада и семьи.

1. Единство задач и содержания воспитательно-образовательной работы детского сада и семьи в области трудового воспитания детей. Отражение этого единства, взаимосвязи в годовом плане работы детского учреждения.

2. Преемственность в содержании, формах и методах педагогического просвещения родителей детей разного возраста, обеспечивающая систематизацию знаний о трудовом воспитании дошкольников и необходимая для формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче. Преемственность в трудовом воспитании детей пяти-шести лет и учеников первого класса школы.

3. Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников детского сада на основе анализа уровня трудового воспитания детей в разных семьях, а также контингента родителей, отражение в годовом и календарном плане такого педагогического подхода.

4. Планирование воспитателем в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм. Отражение проведенной работы, ее результатов в дневнике воспитателя.

5. Наличие в группе документации, раскрывающей работу воспитателей с родителями (протоколы собраний, тексты сообщений воспитателей, регистрация посещения, родителями собраний, консультаций др.). Наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение.

6. Подбор материалов в методическом кабинете в помощь воспитателям: памятки, вопросники, тексты докладов, записей некоторых посещений семей, материалов, отражающих лучший опыт семейного трудового воспитания детей разных возрастов. Фиксация работы педагогического коллектива и актива родителей с неблагополучными семьями.

7. Участие членов родительского комитета в хозяйственной и педагогической работе детского сада: наблюдение за воспитательной работой в группах; дежурства; помощь в подготовке и проведении конференций, дней открытых дверей, субботников, в работе с трудными семьями, в хозяйственных делах; участие председателя родительского комитета и ответственного за работу педагогической комиссии в педагогических совещаниях. Фиксация работы и ее результатов в планах и отчетах комитета.

8. Участие воспитателей детского сада в педагогической пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного и общественного воспитания детей — дошкольников. Место в системе всеобуча нравственно-трудового воспитания детей, его связь с другими сторонами воспитания, роль в подготовке к школе (прослеживается при анализе программ лекториев, конференций, а также разных форм работы, осуществляемой в детском учреждении).

9. Педагогический аспект связи шефской организации коллектива детского учреждения (в реализации задач педагогического всеобуча).

  • Понятие о трудовом воспитании. Особенности трудовой деятельности дошкольников.
  • Задачи, содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста.
  • Становление компонентов трудовой деятельности дошкольников.
  • Методы трудового воспитания дошкольников.
  • Виды труда детей и формы его организации в различных возрастных группах.
  • Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста.
  • Задание для самостоятельной работы:

    Изучить трудовое оборудование и его организацию в группе ДОУ. Выявить:

    — наличие трудовых уголков в группе и на участке;

    — подбор необходимого оборудования и его размещение;

    — соответствие оборудования гигиеническим и педагогическим требованиям.

  • Автореферат на соискание уч. степени доктора пед. наук «Концепция целостного развития ребенка как субъекта детской трудовой деятельности» М. В. Крулехт. — СПб, 1986.
  • Буре Р. С., Година, Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
  • Воспитание дошкольников в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.
  • Маркова Т. А.. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.
  • helpiks.org

    Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей.

    ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    1. 1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
    2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
    3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
    4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
    5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
    6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
    7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
    8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
    9. Учить правильно надевать одежду и обувь.
    10. Тот, кто лишает ребенка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.
    11. Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным – тренируйте его в разнообразном физическом труде.
    12. Вы хотите видеть его умным и образованным – заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.
    13. Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным – не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.
    14. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер – не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.
    15. Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, что бы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
    16. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.
    17. Воспитание есть цель непрерывных все усложняющих упражнений в разнообразных видах труда.
      • Без труда нет плода.
      • Воля и труд дивные всходы дают.
      • Маленькое дело лучше большого безделья.
      • Советы хорошо, а дело лучше.
      • Поспешишь – людей насмешишь.
      • Не спеши языком – торопись делом.
      • Умелые руки не знают скуки.
      • Дело мастера боятся.
      • Сделал дело – гуляй смело.
      • Скучен день до вечера – коли делать нечего.
      • Что на месте лежит, то само в руки бежит.
      • В деле не сила нужна, а умение.
      • Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
      • Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
      • Где охота и труд – там поля цветут.
      • Птицу узнают в полете – человека в работе.
      • Кто первый в труде – тому слава везде.
      • Рукам – работа, душе – праздник.
      • Без труда жить – только небо коптить.
      • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
      • Делу время, а потехе час.
      • Всякое дело концом хорошо.
      • Делано наспех – сделано на смех.
      • Мыло серо да моет бело.
      • Труд человека кормит, а лень портит.

      Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

      4.kropds.ru