Психическое развитие детей 6-7 летнего возраста

Уровни умственного развития детей 6-7 лет

Особенности психического развития детей 6-7 — летнего возраста. Уровень развития памяти и мышления. Общение как условие уровня развития детей. Влияние взрослого на развитие личности детей. Развитие восприятия в дошкольном детстве. Кризис семи лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Особенности личности у детей с задержкой психического развития, развитие мышления детей. Практические рекомендации по разработке психокоррекционных программ по развитию мышления детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Понятие, классификация и диагностика задержки психического развития (ЗПР). Особенности личности детей с ЗПР. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием. Познавательная и мыслительная деятельность детей с ЗПР.

Проблема развития памяти, познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: организация исследования.

Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Воспитание как условие психического развития дошкольников. Графические диктанты для диагностики развития восприятия. Упражнения и задания для диагностики развития памяти.

Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. Мышление и восприятие в дошкольном возрасте. Исследование взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ «Центр детского развития — детский сад № 91».

Особенности и характеристика развития мышления. Образное мышление и взаимосвязь форм мышления ребенка. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения, умственная не зрелость. Область познания ребёнка-дошкольника.

Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Концепция задержки психического развития. Особенности развития творческих способностей. Экспериментальное исследование креативности, творческого мышления детей с ЗПР и здоровых детей, результаты.

Психологическая характеристика восприятия. Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста. Анализ роли зрительного восприятия в развитии психики личности. Методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей пятилетнего возраста.

Психолого-педагогические и нейрофизиологические аспекты изучения памяти. Развитие памяти у детей с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Использование дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с ЗПР.

otherreferats.allbest.ru

Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста

» Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста » Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.: ил. — (Педагогическая наука — реформе школы). ( книга на http://psychlib.ru )

Основное внимание в монографии уделяется качественным сдвигам в развитии, связанным с переходом ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному. Выявлены ведущие психологические новообразования в мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной сферах; охарактеризованы пути их направленного формирования. На основе психологического анализа возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей намечены задачи и пути организации их обучения и воспитания.

Для специалистов в области психологии и педагогики, а также работников народного образования.

Введение. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту 4

Глава I. Изменение отношений ребенка со взрослыми 12

Объективное положение ребенка 6—7 лет в обществе 13

Субъективное переживание ребенком своих отношений со взрослыми 15

Глава II. Формирование новой внутренней позиции 22

Общая характеристика внутренней позиции школьника 24

Структура внутренней позиции детей 6 лет 28

Глава III. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет 36

Относительная выраженность разных мотивов 39

Сочетания мотивов 42

Глава IV. Развитие социальных эмоций у детей 6—7 лет 45

Опосредование деятельности, социальными нормами 47

Опосредование социальных эмоций оценочными эталонами 51

Глава V. Становление самооценки и образа Я 56

Формирование Я-концепции на 7-м году жизни 58

Содержание. Я-концепции 6-летних детей 63

Глава VI. Развитие символической функции у детей 6—7 лет 66

Использование символа в регуляции собственных психических процессов 68

Формирование осознанного отношения к слову 73

Глава VII. Становление учебной деятельности 77

Структура учебной деятельности детей 6—7 лет 79

Действие контроля в структуре учебной деятельности 91

Глава VIII. Направленное формирование психологических новообразований 94

Интеллектуальные операции 96

Планирование действий и ориентация на систему условий задачи 105

Глава IX. Учет психологически особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе 111

Введение детей в школьную жизнь — Формирование предпосылок учебной деятельности 117

Методика наблюдения за психическим развитием детей 6 лет 125

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984.

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Берцфаи Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических задач // Вопросы психологии. 1968. № 6.

Берцфаи Л. В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач // Вопросы психологии. 1975. № 6.

Берцфаи Л. В., Поливанова К. Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Берцфаи Л. В., Поливанова К. Н. Функция действия моделирования в учебной деятельности младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.

Божович. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Божович. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1951. Вып. 36.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение I, II // Новые исследования в психологии. 1978. № 1 (18); № 2 (19).

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

Ветер А. Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Новые исследования в психологии. 1979. № 1 (20).

Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Венгер А. Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. 1982. № 2 (27).

Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

Венгер А. Л. Психологические особенности 6-летних детей // Обучение детей с 6-летнего возраста. М., 1985б.

Венгер А. Л., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов. М., 1983.

Венгер Л. А. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников // Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.

Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 2, 3, 4.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовский. М., 1978.

Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972, № 4.

Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1986. Т. I, II. Иванова Г. М. Структура психологической готовности к школе детей шестилетнего возраста: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1986.

Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.

Карпова С. Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.

Карпова С. Н., Колобова И. И. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.

Кошелева А. Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.

Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.

Леонтьев А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 14.

Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983. Т. I, II.

Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Лисина М. И., Силвестру А. И. Самопознание у дошкольников. Кишинев,1983.

Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Мальцева К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 14.

Матис Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

Недоспасова В. А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

Недоспасова В. А. Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

Нежнова Т. А., Психологические различия в отношении к школе и учению у 6- и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Непомнящая Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965.

Пиаже Ж. Избр. психол. тр. М., 1969.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. М., 1984. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

Поливанова К. Н. Психологические предпосылки формирования действия контроля в учебной деятельности младшего школьника // Новые исследования в психологии. 1983. № 1 (28).

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.

Психологический словарь. М., 1983.

Репкин В. В. Строение учебной деятельности // Вестник Харьковского университета: Психология. 1976. Вып. 9.

Решетова З. А., Калошина И. П. Программированное обучение производственным навыкам // Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. Вып. IV.

Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии. 1983. № 1 (28).

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.

Рубцов В. В. Совместная деятельность школьников при усвоении теоретических понятий (на материале физики) // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.

Рузская А. Г. Особенности общения детей 2—7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.

Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

Силвестру А. И. Роль общения со сверстниками в формировании у дошкольников представления о своих возможностях // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Субботский Е. В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников // Вестник МГУ: Психология 1979. № 2.

Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4.

Филиппова Е. В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1986. № 1.

Филиппова Е. В., Венгер А. Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Цукерман Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1980.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Эльконин Д. Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.

Эльконин Д. Б. Букварь. М., 1986.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Elkind D. Piaget’s conception of right and left: Piaget replikation Study IV // J. Genet Psychol. 1961. V. 99.

Feffer M. H., Gourevitch V. The cognitive aspects of role-taking in children // J. Pers. 1960. V. 28.

Flavell J. H. The Development of Role — Taking and Communication Skills in Children. N. Y., 1975.

Peterson L. Developmental changes in verbal and behavioral sensitivity to coues of social norms of althruism // Child Devel. 1980. V. 51. № 3.

Piaget J. The Moral Judgement of Child. L., 1932.

Piagel J. Play, Dream and Imitation in Childhood. N. Y., 1951.

Rogers C. R. Some observations on the organisation of personality // Amer Psychologist. 1944. N 2.

Zazzo K. The person: objective approaches // Review of Child Development Research. Chicago, 1982. V. 6.

— «Дошкольник в современном мире» Смирнова Е.О. — Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани)

Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:

— во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и … Вашей семьи»;

— во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда;

— в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.

Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 6-7 лет.

Таким образом, данная статья может быть интересна педагогам, родителям и другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших обучение в школе.

Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).

Особенности восприятия детей 6-7 лет.

В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.

Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.

Особенности мышления детей 6-7 лет.

К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.

Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.

У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.

Особенности памяти детей 6-7 лет.

Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).

Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.

На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.

В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Особенности внимания детей 6-7 лет.

В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.

Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности. Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности — 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.

Особенности воображения детей 6-7 лет.

Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Надеемся, что сведения, почерпнутые в данной заметке, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.

www.fusionpiter.ru

Кризис у детей 6-7-летнего возраста

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка — младший школьный возраст. Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой — их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство — если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это — действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция — нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста — разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона — зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе — радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования — внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит — на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

vkapuste.ru

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста

Введение. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту ……4

Глава I. Изменение отношений ребенка со взрослыми ….. 12

Объективное положение ребенка 6—7 лет в обществе ….. 13

Субъективное переживание ребенком своих отношений со взрослыми ….. 15

Глава II. Формирование новой внутренней позиции ….. 22

Общая характеристика внутренней позиции школьника ….. 24

Структура внутренней позиции детей 6 лет ….. 28

Глава III. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет ….. 36

Относительная выраженность разных мотивов ….. 39

Сочетания мотивов ….. 42

Глава IV. Развитие социальных эмоций у детей 6—7 лет ….. 45

Опосредование деятельности, социальными нормами ….. 47

Опосредование социальных эмоций оценочными эталонами …. 51

Глава V. Становление самооценки и образа Я ….. 56

Формирование Я-концепции на 7-м году жизни ….. 58

Содержание. Я-концепции 6-летних детей ….. 63

Глава VI. Развитие символической функции у детей 6—7 лет ….. 66

Использование символа в регуляции собственных психических процессов ….. 68

Формирование осознанного отношения к слову ….. 73

Глава VII. Становление учебной деятельности ….. 77

Структура учебной деятельности детей 6—7 лет ….. 79

Действие контроля в структуре учебной деятельности …. 91

Глава VIII. Направленное формирование психологических новообразований ….. 94

Интеллектуальные операции ….. 96

Планирование действий и ориентация на систему условий задачи ….. 105

Глава IX. Учет психологически особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе ….. 111

Введение детей в школьную жизнь ….. —

Формирование предпосылок учебной деятельности ….. 117

Методика наблюдения за психическим развитием детей 6 лет ….. 125

В настоящей книге представлены материалы многолетних исследований, проводившихся под руководством Д. Б. Эльконина и сосредоточенных вокруг проблемы перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Наша задача состояла в разностороннем изучении явления, получившего в психологии название «кризис 7 лет». Основное внимание мы уделили анализу психологических новообразований, связанных с поступлением ребенка в школу — уже произошедшим или предстоящим в ближайшем будущем.

Поступление в школу предъявляет к психике ребенка новые высокие требования. В монографии рассматривается, как в ответ на них перестраивается аффективно-мотивационная сфера личности, возрастает произвольность психических процессов, складываются начальные формы учебной деятельности. Все эти преобразования подчинены общей логике и в совокупности определяют становление нового уровня психической регуляции деятельности. Книга завершается анализом некоторых практических проблем обучения 6-летних детей.

Замысел книги принадлежит Даниилу Борисовичу Эльконину. Им определены ее основное содержание и структура. Завершая работу без него, мы старались как можно точнее реализовать его указания и пожелания.

Работа распределялась между авторами следующим образом предисловие, введение, главы IV, IX и заключение написаны А. Л. Венгером, глава I — Е. Э. Иллеш и А. Л. Венгером, глава II — Т. А. Нежновой, глава III — М. Р. Гинзбургом, глава V — Е. З. Басиной, глава VI — Е. В. Филипповой и Е. А. Бугрименко, глава VII — Л. В. Берцфаи и К. Н. Поливановой, глава VIII — Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко и А. Л. Венгером.

Исследования, составившие монографию, позволяют комплексно охарактеризовать преобразования детской психики, связанные с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. с так называемым кризисом 7 лет. Источник этих преобразований — изменение реального положения ребенка в системе отношений со взрослыми, с обществом. Отношения начинают центрироваться вокруг поступления в школу — уже произошедшего (при обучении с 6 лет) или предстоящего (с 7 лет). Меняются характер оценки поведения и достижений ребенка, предъявляемые ему требования — от него ожидают большей сознательности и самостоятельности.

Новые отношения с миром взрослых находят наиболее полное выражение в учебной деятельности младшего школьника. В 6-летнем возрасте учебная деятельность еще отсутствует, даже если дети учатся в школе. Можно говорить лишь о некоторых ее предпосылках. Самая непосредственная из них — появление специфического отношения к задачам как учебным, т. е. понимание того, что смысл их решения состоит не в получении результата, а в овладении обобщенным способом действий. В более широком смысле слова предпосылками учебной деятельности выступают все те преобразования психики ребенка, которые и составляют содержание «кризиса 7 лет».

Психологическое «присвоение» ребенком своего нового социального статуса отражается в отказе от «дошкольных» ориентации и в формировании внутренней позиции школьника. Она характеризуется положительным отношением к школе и учению, стремлением к социально нормированным формам поведения, к овладению социально значимыми знаниями и умениями, признанием авторитета учителя как носителя социального опыта. Эти аспекты внутренней позиции школьника формируются не одновременно. Раньше всего появляется положительное отношение к школе, затем — ориентация на социально нормированные формы поведения, в последнюю очередь — на новое, специфически школьное содержание занятий, на учителя как проводника социального опыта. В 6-летнем возрасте внутренняя позиция школьника только начинает складываться. У многих 7-летних детей она тоже сформирована отнюдь не в полном объеме. Однако для основной массы детей возраст от 6 до 7 лет — период ее наиболее интенсивного формирования.

Внутренняя позиция школьника — субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития 6-летнего ребенка с ее внешней стороны; внутренняя позиция школьника — с субъективной, психологической. Она представляет собой центральное психологическое новообразование «кризиса 7 лет». Однако, не будучи обеспечена соответствующей перестройкой всех психических процессов ребенка, она не сможет реализоваться в его деятельности и останется лишь совокупностью нереализуемых стремлений и представлений (что нередко происходит при недостаточно сбалансированном, дисгармоничном развитии личности).

Важнейшую роль в реализации новой внутренней позиции играют перестройки мотивационных процессов. Адекватным внутренней позиции школьника является сочетание учебного мотива с социальными. В 6 лет наряду с ними широко представлен неадекватный ей игровой мотив: для многих детей школа выступает как место, где собрались сверстники, с которыми можно играть. В этом случае имеющиеся элементы внутренней позиции школьника оказываются бездейственными. Если в жизни детей достаточное место отводится сюжетно-ролевой игре, то игровой мотив полноценно удовлетворяется и на протяжении 7-го года жизни уступает ведущее место учебному и социальному. В противном случае он нередко остается одним из доминирующих, переносясь в неадекватную ему сферу учебы.

Мотивы определяют общее направление деятельности ребенка. Однако характер протекания каждого отдельного действия не обязательно соответствует этому направлению. Он зависит от эмоционального отношения ребенка к ситуации, к решаемой задаче и т. п. Так, ребенок может прийти в школу, чтобы учиться (т. е. под влиянием учебного мотива), но при столкновении с учебной задачей обнаружить, что она ему скучна и неинтересна (отсутствует эмоция, обеспечивающая реализацию этого мотива). Эмоции выступают непосредственными регуляторами деятельности. Мотивы, не сопровождающиеся адекватными им эмоциями, оказываются, по терминологии А. Н. Леонтьева, только знаемыми, а не реально действующими.

Изучение развития эмоциональной сферы 6—7-летних детей показало, что формирование учебного мотива и соответствующих ему эмоций (положительного отношения к учебным задачам) протекают параллельно. В то же время социальные эмоции (отношение к другим людям, зафиксированное социальными нормами) формируются медленнее соответствующих им мотивов. На протяжении 7-го года жизни дети научаются ориентироваться на социальные нормы, осуществляя «абстрактную» оценку другого человека. Однако эта оценка не направляет их реальной деятельности и проявляется лишь в беседе со взрослым.

На 7-м году начинает складываться обобщенная самооценка, ау некоторых детей также ранний образ Я (включающий наряду с оценочным аспектом содержательное дифференцированное представление ребенка о себе), которые носят предвосхищающий, ценностно заданный характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.

Мы кратко рассмотрели развитие мотивационно-смысловых аспектов деятельности, определяющих ее направленность, содержание общения ребенка со взрослыми. Остановимся на характеристике операционально-технических аспектов деятельности, от которых зависит степень ее успешности. В период «кризиса 7 лет» важнейшие направления развития операционально-технической стороны деятельности — формирование произвольности, наглядно-образного мышления, символической функции.

Новый уровень произвольности, складывающийся у большинства детей на 7-м году, характеризуется появлением ориентации на последовательные указания взрослого, на систему условий поставленной задачи. При благоприятном ходе психического развития указания взрослого становятся фактором, направляющим ориентировку ребенка в ситуации, в условиях задачи. Однако при чересчур жестком руководстве со стороны взрослых их указания могут стать для ребенка самодовлеющими, не организуя, а подменяя собой его собственную ориентировку в действительности.

К 6 годам достигает высокого уровня развития наглядно-образное мышление, в частности способность к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового — сознательного — отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных.

Сопоставляя развитие различных психических процессов в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, легко заметить общую закономерность. Она состоит в появлении социально опосредованного отношения к действительности, отходе от связанности конкретной ситуацией (по выражению Л. С. Выготского, в «потере непосредственности»). Это сказывается в общей ориентации на социальную действительность, школу (внутренняя позиция школьника), в формировании образа Я, опосредующего отношение ребенка к самому себе. Внеситуативны также специфичные для изучаемого возраста учебный и социальный мотивы. Интенсивно формируются внеситуативные обобщенные эмоции, опосредованные социальными критериями. Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых).

Психологические новообразования рассматриваемого периода отличает некоторая незавершенность, что, по мнению Л. С. Выготского, типично для новообразований кризисных периодов. Так, многие складывающиеся в этом возрасте психологические инстанции еще не выполняют регулирующей функции в самостоятельной деятельности ребенка, а проявляются лишь в его общении со взрослым (не вполне интериоризованы). Социально заданные средства, призванные направлять и организовывать ориентировку ребенка в действительности, нередко используются им формально. Тем не менее есть все основания утверждать, что в период «кризиса 7 лет» складывается принципиально новый уровень регуляции деятельности. Это сознательная регуляция на основе плана, построенного с учетом социально заданных норм и социально выработанных средств.

Психологические новообразования «кризиса 7 лет» формируются в особой деятельности, носящей промежуточный характер между игровой и учебной. В ходе ее осуществления у ребенка устанавливаются своеобразные условные отношения со взрослыми, приводящие к возникновению условно-динамической позиции. По своей психологической природе она близка к игровой роли, но реализуется при решении задач, приближающихся к учебным. Вне специального обучения условные отношения со взрослым и соответствующая им условно-динамическая позиция могут возникнуть лишь стихийно и эпизодически (в различных формах игрового взаимодействия). При специальном обучении они становятся фактором, способствующим быстрому и полноценному переходу ребенка на новый уровень психического развития.

Результаты проведенных исследований позволили сделать ряд практических выводов, касающихся организации обучения и воспитания детей 6 лет. Так, показано, что для благоприятного развития личности в этом возрасте необходима достаточно широкая представленность сюжетно-ролевой игры. В противном случае неудовлетворенный игровой мотив, переносясь в неадекватную ему сферу учебы, препятствует формированию полноценных мотивов учения. Существенное повышение эффективности учебно-воспитательной работы может быть достигнуто благодаря использованию форм деятельности, сочетающих в себе черты игры и направленного учения. Отношения взрослых (педагогов) с детьми должны носить по преимуществу непосредственно-эмоциональный характер. Серьезную опасность представляет чересчур жесткое руководство деятельностью детей, приводящее к потере самостоятельности, к формализму в выполнении инструкций и указаний взрослого.

Более полный учет отмеченных особенностей психического развития шестилеток в учебно-воспитательной работе будет способствовать повышению ее эффективности, предупреждению и своевременной коррекции отклонений.

Полнотекст монографии "Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста"

Электронная версия издания предназначена для использования в образовательных и научных целях.

www.childpsy.ru