Произведениями искусства для детей дошкольного возраста

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

воспитатель МБДОУ д/с «Малышок» г. Таруса

Сейчас в образовании делается упор на личностное развитие ребенка, на его социализацию, развитие инициативы и творческих способностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркивается важность развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей[5]. Особая роль в решении поставленных задач отводится народному декоративно-прикладному искусству.

Декоративное искусство — эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений[ 1, с.178 ].

Декоративное искусство (от лат. decora – украшаю) – один из видов пластического искусства. Декоративное искусство делится на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура); народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия); оформительское искусство (художественное оформление выставок, экспозиций, празднеств, витрин и т.д.).

Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. д.). В отличие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа» [4, с.91]

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человеком природой, её гармонией, соединённое с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщённых стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте [2, с.258].

infourok.ru

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства

Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии личности ребёнка – школьника – это и процесс предметно – манипулятивной деятельности, и игра, и общение, и развитие воображения, и развитие мотивационно — потребностной стороны личности, и эмоциональное развитее личности.

В раннем возрасте основными ступенями развития изобразительной деятельности является – 1. Ярко выраженный интерес ребёнка к изобразительному материалу и познавательные действия с ним, 2.Интерес ребёнка к действиям взрослого с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, 3. Интерес малыша к следу, оставленному на бумаге и появление ассоциативного образа, 4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что – то изобразить.

На всём этом протяжении идёт интенсивное психическое развитие ребёнка (Г.Г. Григорьева).

В возрасте 3 – х лет ребёнок начинает поиск содержания образа в каракулях, т.к. осваивая мир предмета и способы их использования, ребёнок накапливает опыт и воплощает его в ассоциативных образах. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. В содержании детской изобразительной деятельности проявляется возрастной интерес дошкольника к предметному миру. Активно развивается воображение и ребёнок ставит себе цель – изобразительную задачу, так появляется рисование по замыслу. (Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчётлив, далее он приобретает более отчётливые черты). Здесь задача – воспитать у ребёнка интерес к предметам изобразительного искусства, развить у него способность замечать, понимать, изображение знакомых предметов, умение эмоционально откликаться не только на содержание образа, но и на художественную форму. Важно воспитывать у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности. В дальнейшем необходимо познакомить ребёнка с простейшими и доступными ему способами изображения (изображение различных предметов и явлений с помощью мазков, штрихов, горизонтальных и вертикальных линий). Одновременно ребёнка знакомят с правильными приёмами работы с карандашом, кистью, красками.

Ребёнок к 3 годам – проявляет интерес к изобразительной деятельности, видит образ в своих рисунках и лепке, умеет пользоваться изобразительным материалом, выполняет изобразительные действия, выполняет изображение, узнаваемое другими. Задачи взрослого – обеспечить малыша материалом (иллюстрации, картинки), через наблюдение знакомство с окружающим миром, рисовать на глазах детей,

В возрасте 7 лет ведущим мотивом к изобразительной деятельности является мотив к предметной деятельности, игре, общению. Но, их изобразительная деятельность не успевает за замыслом, следует закреплять и сохранять данные образы, восприятие рисунка, дальнейшее развитие мотивационно – потребностной деятельности ребёнка, а так же развитие собственно изомотивов и образов. Необходимо идти к «замысливанию» (планированию) образа, предварительному, продумыванию графического образа, формировать восприятие и сравнение с образом, а также, изменение содержания замысла.

Дошкольный возраст сензитивен к развитию образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости. Следовательно, необходимо — формировать мотивы изобразительной деятельности детей, целенаправленно обучать изобразительной деятельности, формировать отражение в мире рисунка мира отношений, действий, поступков, формировать направленность на продукт, формировать самому в процессе деятельности цель, формирование восприятия. Существуют так же и специфические задачи – передавать пропорции на листе, передача цвета, расположение предметов на плоскости листа, формирование обобщённых способов изображения, развитие способности к осознанному выбору в соответствии с замыслом, контроль и оценка способов деятельности и получаемого изображения.

И.Я. Лернер предложил систему общедидактических методов обучения изобразительной деятельности– это информационно – рецептивный, репродуктивный, эвристический, частично – поисковый. Применительно к изобразительной деятельности используются методы – наглядные, словесные, игровые. Среди наглядных методов и приемов – наблюдение, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия. Очень важно уметь обследовать предмет. Обследование идёт по этапам – целостное эмоциональное восприятие предмета через какой – то выразительный признак, аналитическое восприятие предмета, последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета, целостное эмоциональное приятие предмета, объединение их в целостный образ. Ещё один из важных методов — рассматривание картин и книжных иллюстраций – широко используемый метод. Это обогащает детей способами изображения, новыми приёмами. Образец (приём показа способа изобразительной деятельности), один из важных в обучении дошкольников. Показ может быть полным или частичным. Приём показа может входить в структуру как информационно – рецептивного, так и репродуктивного метода. Беседа так же активный метод, она может помочь детям в сюжетном рисовании (представить изображение, композицию), при рисовании на тему – беседа дает толчок к оживлению воспроизведению жизненной ситуации. Приёмы – пояснение, совет, напоминание, поощрение, художественное слово. Игра в системе обучения дошкольников занимает огромное место. Все игровые приёмы можно разделить на две группы – сюжетно – игровые ситуации по типу режиссёрских игр, и сюжетно – игровые ситуации с ролевым поведение детей и взрослых. Все занятия по изобразительной деятельности подразделяются на три типа – 1. занятия по сообщению новых знаний и первоначальное ознакомление со способами изображения, 2. занятия, направленные на упражнение в применении знаний, 3. творческие занятия.

studfiles.net

Билет 91. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство — средство по­знания и отражения окружающей действительности. Также необходимо учить детей специ­альным приёмам изображения, способам использования различных изо­бразительных материалов. Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, ко­гда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомле­ния детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости. Использование образов художественной литературы. Художествен­ный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других. С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов пред­метом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из худо­жественных произведений. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты пред­меты, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, по­ложение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого. Приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства: — вопросы конкретного характера на перечисление изображения; — вопросы обобщающего характера, направленные на установление свя­зи между содержанием произведения и средствами выразительности; — искусствоведческий рассказ воспитателя; — прием выявления композиционных и колористических особенностей произведения; — прием «вхождения в картину», воссоздание предшествующих собы­тий; — прием сравнения; — прием классификации картин; — рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отноше­ние педагога к произведению; — прием прямых указаний педагога; — прием мысленного создания собственного произведения живописи, скульптуры; — поиск композиционных и колористических вариантов решения об­раза; — мини-рассказы детей. Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведе­ниями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллю­страции в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства. Методы и приёмы ознакомления детей с живописью Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение. Акцентирование деталей. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. Игровые приёмы.

studopedia.ru

Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…

Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

Основные функции изобразительного искусства

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей.

Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей. (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»).

Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения.

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.

Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается
  • Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

    Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

    – Что изображено на картине?

    – Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

    – Как вы думаете, что самое главное в картине?.

    – Как это изобразил художник?

    – Что в картине самое яркое?

    – Что этим хотел сказать художник?

    – Какое настроение передал художник?

    – Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

    – Как это удалось сделать художнику?

    – О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

    Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

    Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

    Структура рассказа-образца:

    • название картины
    • кто написал
    • о чём произведение
    • какими красками написано
    • какое в нём передано настроение
    • что особенно понравилось
    • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

    После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
  • выделять выразительные средства,
  • формировать умения «читать» картины,
  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
  • Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

    Например:

    • О чём картина?
    • Почему думаете так, расскажите?
    • Как бы вы назвали картину?
    • Почему именно так?
    • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
    • Как он изобразил это в картине?
    • Какое настроение вызывает картина?
    • Отчего возникает такое настроение?
    • Что хотел сказать художник своей картиной?
    • Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

      Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

      Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

      Приём композиционных вариантов педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

      а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

      б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

      в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

      Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

      – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

      На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

      Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

      Структура постановки вопросов:

      • Что понравилось на картине?
      • Почему она понравилась?
      • Чем она понравилась?
      • Задачи:

        • Формирование творческого восприятия картины.
        • Сравнение изображенного с личным опытом
        • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
        • Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

          Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

          Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

          В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

          – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

          – Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

          – Что будет особенно красивым?

          – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

          Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

          Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

          Требования к отбору картин

          Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.

          Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

          • актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
          • произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
          • единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
          • колористическое решение (цветовой контраст)
          • композиционное решение
          • концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
          • индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
          • эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
          • Программные задачи по ознакомлению детей с живописью

            Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

            Первая группа содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

            Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

            Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

            Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Художественно-эстетическая деятельность – это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью – гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства.

            Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка. Эстетическое развитие – это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства – субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культу­ры личности, развитости его ума, чувств.

            Эстетическая оценка – это ценностное отношение человека к опреде­ленным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически норматив­ными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и не­достатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал – это со­циально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве. Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры. Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников: – развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов; – формирование элементарного эстетического сознания; – формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства; – развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах). Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр). Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средстввоспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена наприобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используютсяпрактические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

            Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

            Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

            Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию.

            Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

            Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания: с умственным и нравственным.

            Задачи эстетического воспитания.

          • Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.
          • Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .
          • Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .
          • Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является:

          • Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.
          • Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .
          • Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .
          • Индивидуальный подход.
          • Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.

            1. Эстетика быта, т. е. там где дети находятся в течении дня;
            2. Природа;
            3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;
            4. Художественная деятельность самих детей;
            5. Специальное обучение;
            6. Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей) .
            7. В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей:

            8. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;
            9. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга») ;
            10. Утренники и развлечения ;
            11. Экскурсии и прогулки;
            12. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД
            13. Принципы эстетического воспитания:

            14. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.
            15. Детское творчество должно быть связано с жизнью.
            16. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.
            17. Индивидуальный подход к детям.
            18. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.
            19. Особенность художественного творчества детей.

              Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

              Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких взрослых.

              Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

              Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

              Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.) .

              Эстетическое воспитание детей – принципы, методы

              Среди различных направлений воспитания в дошкольном возрасте особняком стоит эстетическое воспитание детей. Именно оно развивает у ребенка чувство прекрасного и тягу к красоте.

              Общие принципы эстетического воспитания

              Под законами красоты подразумевается стремление к совершенству и гармонии, к внутреннему и духовному развитию.

              В целом под эстетическим воспитанием детей подразумевается усвоение ими правил образцового поведения, доброжелательное отношение к людям, а также развитие желания приобретать культурные ценности. Если говорить на менее глобальном уровне, то эстетическое образование детей помогает развивать их творческие способности, прививает ребенку художественный вкус, вырабатывает тягу к «прекрасному».

              Разнообразие методов и средств, применяемых в эстетическом воспитании детей, помогает выбирать наиболее оптимальные и подходящие к конкретным условиям способы. Выбор метода зависит от многих условий:

            20. Объема художественной информации;
            21. Вида деятельности;
            22. Возраста ребенка.
            23. Кроме того, не последнюю роль в эстетическом воспитании детей играет уровень подготовки педагога дошкольного образования, его способности и мастерство.

              Каналы поступления эстетической информации разнообразны. Это и социальная среда, и природные явления, и мир предметов, и художественные произведения, поэтому очень важен целостный метод восприятия сюжета сказки, картины или музыкальной пьесы. Педагог целенаправленно обращает внимание ребенка на наблюдение за отдельными персонажами, их поведением и повадками, чтобы помочь ему увидеть детали (звуки, краски, формы) .

              Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

              Классификация методов эстетического образования детей достаточно трудна, так как все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим два основных направления, по которым можно классифицировать методы эстетического воспитания:

              • По способу получения эстетической информации;
              • По форме организации деятельности.
              • По способу получения информации эстетического характера выделяют наглядные и словесные методы. В наглядных методах ребенок непосредственно знакомится с каким-либо произведением искусства, слушает песню или музыкальную пьесу, рассматривает картины или музейные экспонаты. Словесный метод – это получение информации через воспитателя, который сначала рассказывает и объясняет, а потом задает вопросы.

                К перечисленным методам эстетического воспитания предъявляются определенные требования. Например, исполнение музыкальных и литературных произведений должно быть эмоциональным и художественно-выразительным, в противном случае встреча с искусством окажет меньшее влияние на ребенка или не окажет его и вовсе.

                Методы эстетического воспитания детей по форме организации деятельности – это второе направление в нашей классификации. Здесь также два основных метода: педагог показывает и дает точные указания на художественных занятиях или предлагает детям найти приемы исполнения самостоятельно.

                Например, чтобы разучить стихи или песни, требуется предварительное исполнение их взрослыми, проведение беседы о произведении, а при необходимости и применение наглядных пособий. Примером самостоятельного исполнения может служить художественная лепка, рисование или аппликация. Воспитатель лишь косвенно участвует в этом процессе (напоминая, побуждая к действиям, исправляя ошибки) .

                Также стоит отметить, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста отличается от эстетического воспитания школьников. Если малыши приобщаются к прекрасному через зрительное восприятие и понимание важности чистоты и порядка, то старшие дети уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством взрослого.

                Школьники должны не просто наблюдать и оценивать, а уметь сделать гербарий, оформить игровой уголок и т.д. В зависимости от возраста ребенка, его степени подготовленности, роста стремлений и запросов методы эстетического воспитания усложняются.

                Как видно, слагаемых, определяющих характер эстетического воспитания детей, очень много. Используя их в комплексе, чередуя и усложняя, мы добиваемся того, что ребенок начинает видеть красоту окружающего мира, приобретает творческую жилку и учится искусству созидания и понимания прекрасного.

                Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

                Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

                Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

                Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

                Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв) ..

                Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

                Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

                В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: “Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты” . Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

                Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

                Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

                Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

                В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

                Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка..

                Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

                Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

                Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

                Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

              • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;
              • Насыщенность быта произведениями искусства;
              • Самостоятельная активная деятельность детей;
              • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.
              • Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

                Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика.

                Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

                Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

                Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

                Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества.

                Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика) , труда (техническая эстетика, дизайн) .

                Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

                Дети в раннем возрасте особенно тонко чувствуют эстетику предметов. Кроме того, они впитывают знания, умения и навыки очень быстро, за счет общего темпа их развития.

                Поэтому особенно важным моментом личностного развития можно назвать художественное и музыкальное эстетическое воспитание детей. И именно поэтому советуют начинать процесс целенаправленного развития чувства прекрасного в детях как можно раньше. Потому как иначе может быть поздно.

                Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности

                Нужно отметить, что эстетическое воспитание детей, ровно как воспитание в целом, процесс многокомпонентный и достаточно сложный. Необходимо учитывать в первую очередь личностные приоритеты и способности ребенка. Но и не забывать об общечеловеческих ценностях, которые должны быть уважаемы любым человеком.

                Эстетическое воспитание подразумевает организацию жизни и деятельности детей, при которой будут формироваться представления ребенка о прекрасном. А также будет происходить эмоциональное развитие ребенка и формирования его эстетического вкуса.

                Чувство прекрасного должно быть сопряжено у ребенка с радостными и светлыми переживаниями. Ребенок должен радоваться от того, что он видит красивую картинку или слышит красивую мелодию. В этом и состоит весь смысл воспитания эстетического вкуса у детей.

                Они должны стремиться и тянуться к этому, не только созерцая, но и пытаясь создавать что-то самостоятельно.

                Условия эстетического воспитания детей

                Для того, чтобы ребенок в полной мере погружался в атмосферу эстетики и эстетического восприятия окружающего мира, нужно окружить его подобными вещами и действиями не только в учебном заведении, но и дома.

                Необходимо постоянно показывать ребенку красивые вещи, картины или рисунки, в доме должна звучать приятная музыка.

                Дидактические игры, также как и просто игры, способствуют развитию эстетических чувств и навыков у ребенка. Потому как практически основные все знания и умения дети приобретают в процессе игры, то не стоит пренебрегать таким мощным развивающим механизмом. Особенно, когда можно направить игру непосредственно на достижение определенных результатов.

                Нужно сказать, что игрушки, которыми играет ребенок дошкольного возраста, должны быть яркими, привлекательными, вызывающими у ребенка заинтересованность. Но также они должны выполнять развивающую функцию, чтобы не быть просто ярким бесполезным предметом. Хотя, нужно отметить, что дети сами могут прекрасно придумывать применения даже самым, на первый взгляд, бесполезным предметам.

                В качестве занятий, развивающих эстетическое восприятие детей, а также способствующих развитию практических навыков в этой сфере, можно назвать создание всяческих поделок из природных материалов. В этом случае ребенок знакомится с элементами живой и неживой природы, учится различать по форме листья растений или их плоды. Но также эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости, наблюдательности и внимания к мелочам.

                Занятия музыкой положительно влияют не только на эстетическое, но и на психологическое развитие детей. А занятия любыми видами танцев способствует развитию детской моторики, чувства ритма и координации движений.

                Большое влияние на эстетическое воспитание детей оказывает непосредственно пример родителей. От того, как сами взрослые ведут себя в той или иной ситуации, как смотрят на те или иные вещи, как одеваются и какую музыку слушают, во многом зависит и развитие вкуса ребенка.

                Потому как дети стремятся быть похожими на своих родителей и во многом им подражают. Так что, в этом аспекте, нужно быть очень осторожными, чтобы самим соответствовать тем идеалам, которые вы пытаетесь взрастить в ребенке.

                В групповых музыкальных уголках имеют фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры – все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания. Письменные консультации для родителей периодически обновляются.

                nashe-vospitanie.ru