Программы по эмоциональному развитию дошкольников

Авторская программа по социальному развитию и воспитанию дошкольников «Здравствуйте, это Я!»

Авторизированная программа по социальному

развитию и воспитанию дошкольников

Детство — важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

и от того, как прошло детство, кто вел ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира, — от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит освоение ребенком объективно заданных норм человеческого общения и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых.

Представленная программа обеспечивает эффективное решение задач социального воспитания, возможность реализации дифферанцированного подхода к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста с учетом их пола, национальности, предусматривая в качестве важнейших условий создание предметной, пространственной и социальной среды, организацию целенаправленного взаимодействия с семьей.

Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического о психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Блочно-тематическое планирование представляет собой логическую последовательности форм и методов работы с детьми и родителями, обеспечивающих их приобщение к различным аспектам социальной культуры. Каждый раздел, блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальному культуре.

«Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре». Раздел «Человек в своем крае», отражает региональные аспекты содержания программы, элементы предметной среды.

Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному планированию процесса реализации программы.

Целью программы является:

-формирование у детей основ личности будущего гражданина;

-создание в детском саду условий, способствующих позитивной

формирование у детей первоначальных представлений о взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением (знакомство с социальными отношениями в семье, формирование опыта социаль-ного взаимодействия в семье);

воспитание интереса и эмоционального отношения к различным

субъектам социального мира (формирование представлений обэмоциях

человека; знакомство с моральными качествами людей; формирование

чувства сопереживания другим людям, навыка выбора способа

правильного поведения в различных эмоциональных ситуациях);

3) формирование у детей представлений о взаимоотношениях с широким социальным окружением (формирование доброжелательного отношения ко всем детям в группе дошкольного образовательного учреждения, уважительного отношения к взрослым, полоролевых взаимоотношений в детском коллективе);

формирование основ этической культуры: знакомство детей с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях, по телефону);

воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности людей (знакомство и расширение знаний детей о различных профессиях, о разнообразной технике, облегчающей труд);

формирование первоначальных представлений о родной стране (знакомство с родным городом, краем; воспитание любви к Родине и уважения к людям разных национальностей);

формирование у детей праздничной культуры (углубление и уточнение представлений детей о праздниках – семейных, государственных, народных и др., о народных праздничных традициях и обычаях). Традиционно в дошкольных учреждениях используются следующие

по ознакомлению с социальным миром.

Игра. В игровой деятельности развивается и дифференцируется ролевое взаимодействие и поведение, всё многообразие социальных отношений. В игре ребёнок учится следовать определённым правилам поведения, которые в дальнейшем переносятся в повседневную жизнь; входить в различные социальные отношения, используя соответствующие речевые и выразительно-изобразительные средства. Игра удовлетворяет основные потребности ребёнка в стремлении самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; потребности в познании окружающего мира и общении. Основной особенностью детской игры является то, что в ней на первый план выступают эмоциональные процессы. Поэтому в игровой деятельности ребёнок может наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, переживания ,поступки). Игра – это средство самореализации и самовыражения.

Ежедневные прогулки. На участке детского сада педагог организует ежедневные наблюдения за трудом взрослых, например дворника, за сезонными изменениями в его работе (уборка снега, уборка территории от листьев и т.д.). Систематические наблюдения способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности у детей. Во время прогулки педагог учит детей правилам общения, помогает разрешить конфликтные ситуации. При этом важно поставить ребёнка в ситуацию самостоятельного выбора поведенческой реакции. Он должен научиться согласовывать свои желания с правилами и законами общества. И здесь необходима положительная оценка педагога и его постоянное внимание к позитивным поступкам детей.

Занятия – основная форма ознакомления дошкольников с социальным миром. Занятия – это прежде всего общение педагога с детьми, вовремя которого дошкольники узнают правила взаимодействия людей в различных жизненных ситуациях. На занятиях происходит сообщение новых сведений о субъектах социального мира; уточнение, закрепление, обобщение и систематизация имеющихся знаний. Взаимодействие детей и педагога на занятиях позволяет планировать совместные действия, определять свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это позволяет детям испытать ощущение своей принадлежности к группе, чувство общности и сплочённости. Занятия тесно связаны с другими формами работы.

Экскурсии. Чаще всего это знакомство с различными социальными институтами (ясли, детский сад, школа, дом), профессиями в естественных условиях – в образовательных и общественных учреждениях. На экскурсиях дети, воспринимая социально значимые объекты и явления, учатся эмоционально реагировать на них. В результате они полнее воспринимают окружающий социальный мир, контакты с ним становятся более гармоничными.

Праздники . При проведении праздничных мероприятий дети знакомятся с различными видами праздников: утренники, внутригрупповые праздники (дни рождения, поздравления мам и. др.), городские мероприятия. В зависимости от формы проведения праздника решаются различные социальные задачи. Участвуя в утренниках и городских мероприятиях, дети активно усваивают элементы художественного общения, праздничной культуры, включающей подготовку к празднику ,умение и желание нарядно одеваться на праздник, этикетные нормы поведения. При проведении внутри групповых праздников дети участвуют в оформлении помещения группы, изготовлении подарков. Праздничные мероприятия наиболее ярко развивают у детей эмоциональную отзывчивость на различные средства художественной выразительности, воспитывают чувство удовлетворения от совместной подготовки и проведения праздника, формируют новые социальные побуждения и потребности.

Работа с семьёй. Семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения в обществе. Поэтому одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения является просветительская, консультативная, обучающая работа с семьёй. В процессе проведения различных мероприятий с родителями педагог знакомит их с возрастными особенностями детей, с программными требованиями по усвоению общественных норм конкретной возрастной группой, с необходимостью развития соответствующих навыков в семье, с различными формами работы по ознакомлению детей с социальным миром.

Свободная деятельность детей. В режиме дня дошкольного образовательного учреждения всегда отводится время на самостоятельные игры и свободное общение детей друг с другом в группе и на прогулке. В процессе самостоятельной деятельности детей закрепляются и автоматизируются все социальные навыки, полученные на занятиях и в семье; при этом общение детей осуществляется без побуждения взрослого (взрослый вмешивается только в ситуации конфликтов). Самостоятельная деятельность предоставляет детям возможность личного выбора партнёра по взаимодействию, позволяет анализировать ситуацию общения, менять свою позицию, мнение. Эмоциональный опыт, позитивный и даже негативный, является источником развития положительных качеств личности ребёнка, формирует стремление к общению со сверстниками. В методике выделяются наглядные, практические и словесные методы работы ознакомления с социальным миром.

К наглядным методам. Относятся прежде всего наблюдение за объектами и явлениями социального мира. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное наблюдение – это чувственное познание и восприятие какого либо объекта или явления во всём многообразии его проявления. Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на прогулках, экскурсиях по родному городу (посёлку), в свободной деятельности, при наблюдении взаимоотношений людей в различных ситуациях общения. Опосредованное наблюдение – это восприятие какого либо объекта через его художественное изображение – игрушку или картинку. Опосредованное наблюдение рекомендуется в случаях, когда реальные события общественной жизни невозможно представить детям для непосредственного наблюдения, например, из-за соображений безопасности. В таких случаях для наглядности обращаются к иллюстративному и художественному материалу, макетам, пиктограммам и др. Иллюстративное изображение предметов используют в работе и после того, как дети познакомились с реальными событиями социального мира в естественных условиях (на экскурсии, семье) с целью закрепления изученного материала. Не менее широко применяются на занятиях в детском саду практические и словесные методы.

К практическим методам можно отнести дидактические игры , направленные на закрепление представлений об объектах социального мира. Использование на занятиях ив свободной деятельности таких игр повышает у детей мотивацию к усвоению программного материала по ознакомлению с жизнью общества. В дидактической игре познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в неё необходимо включать элементы занимательности(сюрпризы, поиск, отгадывание).Наряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами, а также словесные дидактические игры. Последние формируют у детей слуховое внимание, фонематическое восприятие, развивают выразительность речи. Приобретённые в процессе дидактической игры навыки социального взаимодействия переносятся в самостоятельную деятельность детей.

Словесные методы – рассказы педагога, беседы, элементы художественного общения, чтение художественных произведений. Рассказ педагога о различных социальных ситуациях и явлениях обогащает и расширяет знания детей; он знакомит с объектами и явлениями социальной жизни, недоступными для наблюдения. В ходе рассказа педагог акцентирует внимание детей на значимых событиях общественной жизни, их деталях, особенностях проявлений. Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Она должна стимулировать детей на сопоставление фактов, установление причинно-следственных связей различных явлений социальной жизни. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с приобретением новых знаний. Элементы художественного общения – детские импровизации, игры со словом и звуком (рифмовки, звукоподражания, весёлые диалоги, словесные ассоциации и т.д.). Этот видознакомления с социальным миром предполагает задания, в которых дети проявляют своё личное отношение к окружающим, фантазируют, используют различные выразительные средства. К средствам художественного общения можно отнести коммуникативно-лингвистические игры, креативные игры, направленные на развитие речевого творчества детей, решение и разыгрывание проблемных ситуаций. Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения делают восприятие детей более ярким, вызывают больший интерес к наблюдению за событиями и явлениями общественной жизни. Из художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов) дети получают важные сведения о взаимоотношениях людей, приобретают опосредованный опыт социального взаимодействия, знакомятся с моральными качествами персонажей. У детей воспитывается эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания персонажам литературных произведений. Таким образом, благодаря специально организованному процессу ознакомления дошкольников с социальным миром происходит приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, установление начальных отношений с обществом. Ребёнок постепенно учится принимать на себя определённую социальную роль, включается в социальные процессы и взаимоотношения, у него появляется произвольность социальной деятельности, посредством чего он реализует собственные социальные потребности.

— усвоение дошкольниками культурных ценностей, правил и норм поведения;

— их применение с конкретной ситуацией,

-утверждение себя как субъекта социальной культуры.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать — необходимо.

Дети очень наблюдательны. Они подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону.

Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности.

С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда и ошибочны. И все же, как говорил психолог Д. Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Присущая им особенность — устанавливать связи и зависимости — важное приобретение детства, существенный этап в интеллектуальном развитии.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его психического развития углубляются познавательные интересы, он начинает понимать причинные связи и зависимости, осознаннее делается проявление чувств. Все это приводит к тому, что большее количество объектов, фактов воздействуют на ребенка, следовательно, социальная действительность в большей мере становится средством воспитания.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.

Принципы реализации программы

— преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, специалистов ДОУ, педагогов дополнительного образования, родителей;

— учет сензитивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности;

— индивидуальный подход, который реализуется путем составления гибких учебных планов, разработки индивидуальных программ развития ребенка;

— своевременное начало, т.е. как можно более раннее начало работы по развитию способностей ребенка;

— возможность выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самому выбирать интересующую его деятельность/

-признания человеческой сущности в ребенке как высшей социокультурной ценности

Цели и задачи познания окружающего мира определяют и методику проведения работы по её реализации. В основе лежит игра, так как для детей этого возраста игра — ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов — это важнейший принцип проведения кружковых занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, воспитатель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

В работе с детьми использую следующие тактики взаимодействия:

— обсуждение последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

-подчеркивать сходство между разными людьми;

— предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

— вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

-последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращать внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

— не повторять без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

— ясно формулировать правила поведения. Объяснять, почему следует поступать так, а не иначе. Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. блок: «Человек среди людей»

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. блок: «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История детского сада»;

3. блок: «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4.блок: «Человек в своем крае».

«Край, в котором я живу»

«Моя малая Родина»

Содержание предметно-развивающей среды

построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;

организация педагогического процесса на основе гибкого использования пространства и деятельности специалистов;

координация взаимодействий всех субъектов учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

infourok.ru

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные ниже.

Целью является снятие отрицательных переживаний, а так же телесных зажимов.

Количество игроков: 5-8 человек.

Описание игры: дети представляют себя в роли «тигрят» и делают страшные мордочки. Они бегают и кричат.

Примечание: игра позволяет детям избавиться от накопившихся страхов, противоречий, а так же обид, поскольку у настоящих детей редко имеется возможность делать то, что им захочется.

Целью является развитие у ребенка коммуникативных навыков, умения распознавать язык мимики и жестов, а так же снятие телесных зажимов.

Количество игроков: две команды.

Описание игры: одна из команд должна изображать разных животных, путем копирования их повадок, поз или походки. Вторая команда – это зрители, гуляющие по «зверинцу», «фотографирующие» животных и угадывающие их названия. После того, как все животные разгаданы, команды меняют свои роли.

Примечание: следует стимулировать детей таким образом, чтобы они передавали повадки выбранного животного, а также по своему желанию наделяли изображаемое животное различными чертами характера.

Целью является развитие у детей двигательной активности, а так же воспитание у них умения сдерживаться.

Возрастная категория: 4-6 лет.

Количество игроков: 5-6 человек.

Для игры потребуются: разнообразные геометрические фигуры, вырезанные из картона, которые буду изображать «болотные кочки».

Описание игры: «болотные кочки необходимо разложить по ковру. Дети выступают в роли «охотников», ловящих крокодила. Они молча и наиболее тихо перепрыгивают с одной кочки на другую. За крокодила выступает взрослый, он должен ловить незадачливых и сильно шумящих «охотников» («крокодил» должен назвать имя, а «охотник», чье имя было названо, подходит к нему).

Примечание: количество «крокодилов» можно увеличить по степени развития игры. Кроме того, интересно ввести расширения в сюжет, установить несколько дополнительных ограничений. Например, договориться, что при наступлении ночи прыгать допускается только по круглым «кочкам», а в дневное время — по квадратным. При этом такие команды, как «День!» или «Ночь!» взрослый может озвучивать голосом или применять какой-либо звуковой сигнал, что способствует развитию навыков регуляции своего поведения у ребенка.

Целью является развитие выдержки и самоконтроля.

Количество игроков: 6-8 человек.

Описание игры: детям нужно встать в линию. После сигнала им необходимо медленно двигаться к заранее указанному месту. При этом не разрешено останавливаться или разворачиваться. Победа достается тому, кто приходит к финишу самым последним.

Примечание: для выполнения правила данной игры, детям потребуется приложить достаточно усилий, поскольку они являются активными и подвижными.

Рассматриваемую игру особенно полезно включить в работу тех групп, в которых принимают участие конфликтные и агрессивные дети. Кроме того, ее можно применять в работе с гиперактивными детьми на завершающих этапах коррекции.

Целью является развитие у ребенка эмоциональной сферы, а так же умения различать и понимать эмоции и чувства окружающих людей.

Возрастная категория: 4-5 лет.

Для игры потребуются: рисунки.

Описание игры: дети должны внимательно рассмотреть рисунки и потом разложить их по двум рядам (радость или грусть) в зависимости от их цветовой гаммы.

Примечание: главной задачей взрослого является помочь ребенку рассказать о своих чувствах, которые возникли в отношении каждого рисунка, а так же объяснить, почему один рисунок вызывает веселые чувства, а другой – грустные.

Целью является развитие внимания, а так же произвольности поведения.

Возрастная категория: 3-4 года.

Количество игроков: взрослый и группа детей.

Для игры потребуются: колокольчик либо погремушка.

Описание игры: дети должны построиться в ряд либо в круг и пойти в какую-нибудь сторону. Услышав сигнал, подаваемый колокольчиком либо погремушкой, дети разворачиваются, хлопают в ладоши 4 раза и начинают идти в обратную сторону. Тот, кто запоздал с выполнением инструкции, должен выбыть из игры.

Примечание: у ребенка младшего возраста выбывание из игры может вызвать плач. Чтобы этого избежать, следует предложить ему лишь посидеть 1-3 минуты на стуле (лавочке) в качестве штрафа, а потом снова позвать в игру.

Целью является развитие уверенности, а так же преодоление страхов.

Описание игры: нужно предложить ребенку занять позицию готовности, как самолет на взлете: ребенок стоит прямо с разведенными в стороны руками. Следует спросить: «Возможно, у тебя есть свой звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что ты летишь. Что там справа? Вверху? Внизу? Что ты слышишь? Что ты ощущаешь, летя над облаками? Запомни данное чувство и забери его вместе с собой на землю. Ты приземляешься. В другой раз, когда ты испугаешься, то представь, что взлетаешь над облаками. Вверх и вперед!».

Целью является передать ребенку ощущение покоя и помочь снять волнение.

Описание игры: необходимо предложить ребенку сесть удобно и закрыть глаза: «Представь, что ты видишь волшебный лес, деревья, кусты, красивые цветы, бабочек. В чаще леса стоит деревянная зеленая скамейка. Сядь на нее. Послушай различные звуки и почувствуй запахи цветов вокруг тебя. Доносится щебетание птиц, различные шорохи. Волшебные животные, которые обитают в лесу, пришли к тебе на помощь. Они говорят с тобой, загадывают загадки, смешат тебя. Тебе следует подружиться с ними. Что ты чувствуешь? Тебя ожидает долгий путь домой из этого волшебного леса. По пути ты смотришь вокруг и общаешься со своими новыми друзьями.».

Целью является развитие воображения и способности понимать других людей.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Количество игроков: любое четное.

Для игры понадобится: аудиозапись музыкальных произведений.

Описание игры: детям предлагают прослушают запись музыкального произведения и предположить, какую картину задумал взрослый.

Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Фотоотчёт о работе по развитию эмоциональной сферы детей 3–4 лет Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают.

Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают.

Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Мне не страшно, мне смешно» дети 6-го года жизни Цель занятия – снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми.

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Консультация. Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». Цель: — Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

www.maam.ru

«Я, ты, мы»-программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

В статье говорится, что предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально — потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Обозначены структура, цели и задачи программы. Настоящая Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трёх основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

В статье даются характеристики социально-эмоционального развития ребёнка на завершающем этапе дошкольного образования. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает чувством собственного достоинства, осознаёт на доступном ему уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий. Проявляет инициативу в разных видах деятельности. Владеет навыками самообслуживания, самостоятельно использует личное время. При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощённому поведению. Все эти качества необходимы ребёнку для того, чтобы перейти в новую, социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогают ему включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика.

Ребёнок делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями и уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учёбе.

Далее приводится характеристика каждого из трёх разделов Программы.

Раздел 1. Уверенность в себе.

Уверенность в себе определяется как важное качество личности человека, позволяющее иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Темы этого раздела предполагают оказание необходимой помощи каждому ребёнку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будут способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Уверенность в себе связана с представлениями человека о своих внешних и внутренних особенностях. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребёнка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых.

Раздел 2. Чувства, желания, взгляды.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то ваши дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении.

Темы этого раздела представляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества, о необходимости доверять близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза.

В старшем дошкольном возрасте настоящий раздел предлагает уже не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию.

Раздел 3. Социальные навыки.

Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления – драки. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом педагоги должны помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. В разделе содержатся темы, которые позволят воспитателю побеседовать с детьми об одиночестве и объяснить преимущества дружбы. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным, поддерживающим приёмам общения со сверстниками.

Авторы отмечают, что представленная структура Программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т.е задаёт только основу планирования педагогического процесса. Воспитатель вправе варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.

Проводятся организационно – методические рекомендации по реализации Программы в условиях конкретного ДОУ: проанализировать, какие разделы Программы в учреждении нуждаются в небольших уточнениях, что из её содержания уже входит в те или иные занятия, виды деятельности; затем выделить первоочередные направления реализации Программы и разработать конкретный план работы на будущее.

Перечисляются основные принципы Программы «Я, ты, мы», соблюдение которых необходимо в силу особой значимости для развития личности ребёнка.

Системность. Обучение может проводиться в определённый день недели. Работа по Программе может осуществляться также несколько раз в неделю, тематическими циклами, между которыми делается перерыв в две-три недели.

Интеграция программного содержания. Программа «Я, ты, мы» может быть реализована как самостоятельная порциальная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. При этом содержание Программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.

Координация деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и освобождённых специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы, избегая повторов, последовательно во времени разворачивать определённые темы.

Преемственность взаимодействия взрослых с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Важно, чтобы педагоги, ещё до начала своей работы, объяснили родителям её цели и задачи. Для эффективной реализации Программы родители должны беседовать с ребёнком на конкретные, предложенные педагогами темы, выступать активными участниками педагогического процесса.

Рекомендации по работе с родителями. Основное внимание в Программе уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Таким образом, необходимо заранее выделить основное программное содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, и выбрать адекватные ему формы взаимодействия с родителями. Предлагается использовать как традиционные, так и современные формы.

На родительских собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими программного содержания.

Индивидуальные беседы носят избирательный характер, однако при работе с данной Программой чрезвычайно важно стремиться к контакту с родителями каждого ребёнка.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов практически по всем темам Программы.

Работа с учебными наглядными пособиями (альбомами), которые входят в учебно – методический комплект и могут использоваться взрослыми как в семье, так и в детском саду.

Проведение тренингов для родителей с целью обсуждения различных типичных ситуаций. Например, попросить их вспомнить те слова, с которыми они обычно обращаются к ребёнку в той или иной ситуации. При этом важно сделать следующее обобщение: для формирования у детей чувства уверенности необходимо преобладание поддерживающих высказываний не только в том случае, когда взрослый ими доволен, но и когда он хочет проявить своё недовольство их поведением. Такие тренинги целесообразно проводить систематически, выделяя на них 10-15 минут во время родительского собрания или других встреч с группой родителей.

В завершении статьи подчёркивается, что основным приоритетом современной системы дошкольного образования выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

В процессе работы с программой «Я, Ты, Мы» педагог должен ориентироваться на свойства и качества личности ребёнка. К концу дошкольного возраста психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно оказывать ребёнку, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дазадаптации.

Аннотацию выполнила студентка Артамонова Ирина

www.childpsy.ru

Художественно-эстетическое развитие дошкольников;

В разработке проблем эстетического воспитания важную роль сыграли такие исследователи, как В. Н. Шацкая, Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина. Широко использовались результаты психологических исследований Л. С. Выготского, А. Л. Леонтьева, Б. М. Теплова. Важные данные были получены при разработке теории деятельности. А. Н. Леонтьев выделил тип игровой деятельности, которая носит «предэстетический характер», когда внимание детей обращено не только на процесс игры, но и на результат, который доставляет им эстетическое наслаждение.

Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для полноценного их развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, связанная с формированием у детей основ эстетического вкуса и творческих способностей. Этот вид деятельности способствует развитию эстетических чувств.

Эстетические чувства – это субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету, явлению.

Эстетические потребности формируются благодаря художественно-эстетической деятельности.

Эстетические потребности – это мотивы личности, её эстетические вкусы.

Эстетический вкус – это субъективное освоение объективных оценок прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценочное отношение к эстетическому предмету.

В дошкольном возрасте у детей формируется эстетическое отношение к окружающему, к искусству (Н. А. Ветлугина). Эстетическое отношение – это система индивидуальных избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами окружающего. Компонентами такого отношения являются: способность эмоционально переживать эстетические явления в жизни и в искусстве; способность активно осваивать художественный опыт, художественно-творческие способности. Все вышеперечисленные определения являются составными частями понятия «эстетическое воспитание».

Эстетическое воспитание – это создание условий для развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, искусстве; воспитание у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, т. е. приобщение детей к художественной деятельности, развитие творческих способностей.

Составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, т. е. воспитание средствами разных видов искусств.

Эстетическое развитие происходит в результате эстетического воспитания, художественного воспитания.

Эстетическое развитие – процесс становления, совершенствования эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Все вышерассмотренные понятия включаются в понятие художественного образования.

Художественное образование – система воспитания, обучения, развития с помощью разных видов (или одного) искусств; формирование человека как целостной личности.

В дошкольных учреждениях закладываются основы художественного образования. В более старшем возрасте дети могут получать театральное, музыкальное образование и т. д.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников – сложный и важный вид деятельности, связанный с комплексом родственных понятий, терминов. Современные педагоги обязаны чётко представлять научные основы данного вида деятельности, чтобы высокопрофессионально использовать художественно-эстетическую деятельность для воспитания и развития детей.

Научные основы художественно-эстетического развития дошкольников составляют методологические, психологические, педагогические положения.

При разработке проблем художественно-эстетической деятельности детей исследователи опираются на основные положения эстетики о том, что прекрасное – это есть жизнь; искусство – высшая форма отражения и познания мира в художественных образах. Каждый индивид присваивает опыт материальной и духовной культуры человечества. Приобретение опыта происходит при условии активной деятельности детей, что обеспечивает их развитие, развитие разнообразных художественных качеств и способностей личности. Большой вклад в разработку теории эстетического воспитания внесли А. И. Буров, В. А. Разумный, Б. Т. Лихачёв и др.

Психологические основы художественно-эстетической деятельности определяет положение психологии о роли деятельности в эстетическом развитии детей.

В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Отечественные психологи считают, что всем детям, независимо от их природных данных, необходимо создать оптимальные условия для эстетического развития. Этой проблемой занимались Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др. Психологи доказали, что, хотя дети от природы обладают разными задатками, всем им присущи большие потенциальные возможности развития, и у каждого ребёнка с помощью воспитания и обучения можно сформировать, развить эстетическое отношение к действительности, что важно каждому человеку независимо от рода деятельности, профессии.

В 50 – 60 годы на основе данных психологии в нашей стране благодаря исследованиям, практической деятельности Н. А. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой и др. была создана система эстетического воспитания детей и подростков. Использовался и сейчас используется комплексный подход, заключающийся в ознакомлении детей с прекрасным в искусстве и окружающей жизни, обучение их музыке, рисованию, художественному слову в сочетании с педагогической организацией самостоятельной художественной деятельности детей; привлечение разных видов искусств, комплекса, полифонии.

Р. М. Чумичева сформулировала следующие Основные задачи, которые решаются с помощью художественно-эстетической деятельности:

1. Создать условия для художественно-эстетического развития личности ребёнка.

2. Сформировать художественно-эстетическую культуру ребёнка, готовность его войти в мир культуры.

3. Создать предпосылки для формирования творческих основ личности.

4. Способствовать познанию ребёнком собственной самоценности.

5. Приобщить детей к ценностям культуры.

В ФГТ выделяются 3 образовательные области, связанные с художественно-эстетическим развитием дошкольников. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы». Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи:

· формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

· развитие литературной речи;

· приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Художественное творчество». Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи:

· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

· развитие детского творчества;

· приобщение к изобразительному искусству;

Содержание образовательной области «Музыка». Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи:

· развитие музыкально – художественной деятельности;

· приобщение к музыкальному искусству.

Решению вышеназванных задач помогают основные средства, наиболее мощным из которых является природа. Особенно ярко и глубоко красоту природы воспринимают дети в детстве. Педагог должен постоянно раскрывать детям мир природы, открывать его вместе с детьми, помогать увидеть в обычной травинке, цветке неповторимое прекрасное; найти слова, стихи, воздействующие на чувства детей при встрече с прекрасным в природе.

Встречи с природой должны быть загадками, встречами – удивлениями.

Другим важным средством художественно-эстетического развития являются разные виды искусства: художественная литература, музыка, театр, изобразительное искусство и др. Каждый вид искусства имеет свои выразительные средства. Дошкольники знакомятся с выразительными средствами, учатся понимать, воспринимать прекрасное в искусстве.

Игры, оставаясь ведущим видом деятельности дошкольников, могут широко использоваться как средство художественно-эстетического развития. Особенно этому способствуют творческие игры; среди них – театрализованные игры, игры с различными видами театральных игрушек (театр Петрушки, пальчиковый, театр настольный, теневой, театр кукол би-ба-бо, театр марионеток, игры – драматизации и др.). Чаще всего для театрализованных игр выбираются сюжеты литературных произведений, сказок, но могут быть использованы творчески созданные тексты.

Т. Н. Доронова разрабатывала раздел «Театрализованная деятельность». В помощь педагогам создано методическое пособие по театрализованной деятельности пока, к сожалению, только для детей 5-го года жизни. Основные рекомендации данного автора сводятся к следующему:

– для театрализованной деятельности подбираются высокохудожественные динамичные тексты (примеры приводятся в пособии);

– все дети должны принимать участие в театрализованной деятельности; для этого предлагается большое количество одинаковых персонажей.

Репетиции не нужны, дети импровизируют:

– дети принимают активное участие в создании простых атрибутов, костюмов;

– вводится традиция – «театральные пятницы», когда дети выступают перед родителями «на бис».

Основные задачи художественно-эстетического развития детей решаются по-разному в различных образовательных программах для дошкольников. Во всех общих (комплексных) программах «Детство», «Радуга» и др. есть разделы, связанные с художественно-эстетическим развитием. Кроме общих (комплексных) программ, имеется множество авторских программ по художественно-эстетическому развитию детей.

Например, программа «Росток» А. В. Шестаковой (Челябинск, 1996), посвящённая знакомству дошкольников с изобразительным искусством. Программа обеспечивает преемственность с программой Б. М. Неменского для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа построена по возрастному и тематическому принципам, предполагает единство восприятия и практической деятельности детей. Например, во II младшей группе решается основная задача – развитие сенсорной сферы и эмоциональной отзывчивости на окружающий мир. Предлагаются такие темы: «Сказка о карандашах и красках», «Что и какого цвета бывает?». Данные темы сопровождают серию занятий в течение квартала. Каждое занятие имеет музыкальный, изобразительный ряд, т. е. на занятии используются музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественные произведения. Программа содержит планы занятий по ИЗО для всех возрастных групп на год, учитывает региональный компонент. Детей знакомят с народными промыслами Урала.

Другой пример авторской программы – программа Р. М. Чумичевой «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников». Цель: развивать у дошкольников интеллектуально-нравственную позицию и эстетический вкус. Для реализации обозначенной цели автор предлагает использовать комплекс искусств (живопись, литературу, музыку). Содержание художественно-эстетического воспитания Р. М. Чумичева раскрывает с помощью «трёх миров»:

– мир человека в искусстве;

– мир природы в искусстве;

– мир предметов в искусстве.

Педагогические рекомендации автора опираются на художественные традиции данных видов искусств. По мнению Р. М. Чумичевой, именно эти традиции помогут успешно развивать творческие способности детей.

Программа эмоционально-эстетического развития детей (автор – доктор психологических наук В. Г. Ражников).

– главное – художественное произведение;

– в игровых занятиях предлагается использовать звуки, краски, ритмы;

– следует использовать все виды искусств;

– ребёнок должен быть автором, исполнителем, слушателем.

Для реализации программы предлагаются наглядные, методические пособия (школа настроения, игры – лабиринты, книжки – раскраски и др.).

Таким образом, технологий разрабатывается множество. Задача практических работников – выбрать программу осознанно, адаптировать её содержание к конкретным условиям дошкольного учреждения.

И. А. Лыкова, доктор педагогических наук, сотрудник Института художественного образования РАО разработала Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – «Карапуз — Дидактика». – М., 2007, в которой автор рассматривает эстетическую деятельность как духовно-практическую, эмоционально-рациональную активность человека. Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи программы: «осмысленно чтение» — распредмечивание и опредмечивание объектов; интеграция видов искусств и видов художественной деятельности, при этом интеграцию автор понимает как взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности. Преемственность – это единое творческое пространство, система развивающих занятий по рисованию, лепке, аппликации с 2 до 7 лет. Инновация программы заключается в полновесносном обеспечении современными пособиями (учебными, наглядно-методическими, практическими). Автор выделяет следующие педагогические условия для художественного развития дошкольников:

1. формирование эстетического отношения, художественных способностей, активной творческой деятельности;

2. развивающая среда;

3. ознакомление с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

Эстетическое отношение ребёнка к миру, по мнению автора, — это система его индивидуальных избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. Модель эстетического отношения включает способность к эмоциональному переживанию, к активному усвоению художественного опыта и специфические художественно-творческие способности. Методы эстетического воспитания: метод пробуждения, побуждения, убеждения, сенсорного насыщения, эстетического выбора, метод разнообразной художественной практики, метод сотворчества, метод необыденных творческих ситуаций и метод эвристических и поисковых ситуаций. Автор предлагает организовывать интегрированные занятия: занятия по рисованию, лепке, аппликации с одной темой, занятия объединяют два – три вида изобразительного искусства, на занятии организуется ознакомление с произведением одного вида искусства и сходную тему раскрывают в технике другого вида искусства.

Кроме выбора программ педагогам необходимо создать условия для художественно-эстетической деятельности детей. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой, Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество. Культурная среда, кроме предметной, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Важна эстетика быта, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота, единый ансамбль). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунками детей можно оформить стены и т. д.). В распоряжении детей должны быть мольберты, различные изобразительные материалы для изодеятельности, театрализованной деятельности, атрибуты для музыкальной деятельности.

Эпизодически организуются выставки детских рисунков, поделок. Дети могут посещать музеи, выставки, театр.

Художественно-эстетическая деятельность, по мнению Н. А. Ветлугиной, развивается по этапам:

– этап накопления впечатлений;

– результаты творческой деятельности. Периоды развития данной деятельности таковы:

с 3 до 5 лет (подготовительный этап),

с 5 лет – период активного художественного творчества.

Художественно-эстетическая деятельность детей может иметь форму свободной самостоятельной деятельности или специально организованной педагогом. В дошкольных учреждениях организуются следующие виды занятий, связанные с художественно-эстетической деятельностью: музыкальные, рисование, лепка, аппликация, занятия по развитию речи.

Художественно-эстетическая деятельность организуется в блоке совместной деятельности воспитателей и детей (художественный, ручной труд) на праздниках, развлечениях. С 5 лет возможна самостоятельная художественная деятельность детей. Разновидности самостоятельной художественной деятельности: самостоятельная изобразительная деятельность – когда дети по собственной инициативе рисуют, лепят; самостоятельная музыкальная деятельность – дети самостоятельно поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах; самостоятельная театрализованная деятельность – дети самостоятельно разыгрывают театральные спектакли, играют с разными видами театральных игрушек; самостоятельная художественно-речевая деятельность – дети сочиняют стихи, сказки, загадки.

Хотя эта деятельность называется самостоятельной, она требует грамотной педагогической поддержки. При педагогической поддержке самостоятельной художественной деятельности необходимо использовать преимущественно косвенные приёмы руководства создания среды, совет, напоминание, предложение научить кого-то из детей тому, что умеет ребёнок, использование «продуктов» самостоятельной художественной деятельности на праздниках, в развлечениях, в оформлении интерьера. В настоящее время в дошкольных учреждениях работают узкие специалисты по изодеятельности, по музыкальной деятельности, организации кружковой работы. Необходима взаимосвязь в работе всех специалистов, координация их деятельности. Можно отметить, что существуют проблемы, препятствующие полноценному художественно-эстетическому развитию дошкольников:

– безразличное отношение педагогов, родителей к детям;

– спешка в обучении, развитии детского творчества;

– перегруженность программ воспитания и обучения;

– подавление взрослыми искренности детей.

Для определения эффективности педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей необходимо учитывать критерии оценки художественно-эстетической деятельности:

Виды и показатели самостоятельной художественной деятельности:

Самостоятельная художественно- ритм, рифма, выразитель-

речевая деятельность: ность речи

Самостоятельная изобразительная композиция, форма, образ-

и театрализованная деятельность: ность движений, речь

Самостоятельная музыкальная мелодичность,

Самостоятельная игровая деятельность уровень развития игры,

взаимоотношения детей в

игре, игровое творчество

В психолого-педагогической литературе предложено множество диагностических методик для оценки художественно-эстетической деятельности детей. Приведём отдельные примеры.

Е. Торшилова предлагает использовать тестовые игровые задания для определения творческой характеристики восприятия, воображения (для детей после 5 лет). «Круги». Детям предлагаются карточки с изображением 15 кругов различной величины. Нужно подрисовать детали вне и внутри кругов, чтобы получился узнаваемый образ. Оценка. Если остаётся схема предмета (– 1 балл);

отдельные детали (– 0 баллов);

рисунок детализован (+ 1 балл).

«Кто есть кто?» Злой волшебник превратил повара, балерину, военного в фигуры. Нужно догадаться, кто в какую фигуру превращён. Высший балл – 6.

Е. Кравцова использует игру «Где чьё место?» для определения уровня развития воображения в заданной предметной ситуации. Детям предлагается сюжетная картинка; возле каждого предмета пустой кружок и отдельный набор этих кружков, на которых изображены предметы, относящиеся к изображённым. Нужно внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружки в «необычные» места.

Первый уровень – дети испытывают трудности, ставят фигурки на их «законные» места. Если взрослый поставит на «необычное» место, ребёнок смеётся.

Второй уровень – дети легко расставляют кружки на «чужие» места, но объяснить не могут.

Третий уровень – дети без труда расставляют кружки на чужие места и объясняют почему делают это (рассказ с единым сюжетом).

Выбор критериев и диагностических заданий будет зависеть от программы, по которой работает группа, дошкольное учреждение.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с художественно-эстетическим развитием детей, которые будут является критериями для диагностики.

Художественно-эстетическая деятельность, безусловно, способствует развитию и воспитанию детей. Развиваются все психические процессы, особенно восприятие, воображение; развивается речь. Художественно-эстетическая деятельность способствует эмоциональному развитию детей от первых простейших эмоций при виде красивого в произведениях разных видов искусства до оценочного отношения к ним. Дети получают уроки нравственности в процессе общения с прекрасным; решаются в комплексе задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания. Одним из педагогических условий успешности воспитания, развития в художественно-эстетической деятельности является выбор методов и приёмов. В художественно-эстетической деятельности дошкольников используются следующие методы и приёмы:

– методы приучения, упражнения;

– методы проблемных ситуаций, творческих заданий (классификация разработана Н. А. Ветлугиной).

Например, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, осуждения безобразного: «Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку?»

Метод убеждения используется при встречах детей с произведениями разных видов искусства. Сюда относится высокохудожественное исполнение музыкальных произведений, художественное рассказывание литературных произведений для детей; беседы об искусстве.

Метод упражнения, приучения используется для того, чтобы научить детей переносить приобретённые навыки в новые ситуации. Возможны следующие проблемные ситуации, творческие задания – придумать и исполнить под незнакомую музыку свой собственный танец; рисование на произвольную тему.

Выбор методов и приёмов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, т. е. выбор методов должен обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход к детям.

В выборе методов и приёмов должен осуществляться комплексный подход, который предполагает установление взаимосвязей между ними.

Методы определяются целями и задачами художественно-эстетической деятельности, источниками знаний, видами художественной деятельности, типами занятий.

По мнению Н. А. Ветлугиной, назначение методов художественного воспитания – научить ребёнка вглядываться, вслушиваться, ценить прекрасное, творчески действовать.

Другим педагогическим условием воспитания и развития детей в художественно-эстетической деятельности является тесное взаимодействие с семьёй. Через пропагандистскую, просветительскую, организационную и диагностико-коррекционную деятельность педагоги дошкольных учреждений привлекают родителей к активному участию в художественно-эстетическом развитии детей в детском саду и дома.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность дошкольников занимает важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для художественного развития детей важна профессиональная организация художественно-эстетической деятельности; данная деятельность способствует формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей, желаний создавать и беречь прекрасное. Современные педагоги должны знать и учитывать в работе теоретические основы организации художественно-эстетической деятельности; грамотно выбирать среди множества существующих технологий наиболее эффективную, приемлемую, обеспечивающую эстетическое развитие дошкольников, владеть диагностическими методиками.

Определения понятий «эстетическое воспитание», «художественное образование», «художественно-эстетическое развитие».

Художественно-эстетическое развитие дошкольников – это:

– умение петь, танцевать, рисовать, лепить;

– развитие умения у ребёнка воспринимать красивое в жизни;

– процесс становления эстетического отношения к окружающему, к разным видам искусства, эстетической деятельности.

РАЗДЕЛ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

studopedia.su