Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников "Я и мой поселок" (для дошкольных образовательных учреждений)

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках Севера показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним в настоящее время связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.

Гуманизация дошкольного образования , обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям.

Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных , направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Воспитывая у детей любовь к родному поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — это частица Родины. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Что же касается национального, интернационального, общечеловеческого, то, наш взгляд совпадает с точкой зрения с С.А.Козловой, эти понятия взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность. Наш поселок является многонациональным, дети коренных народов ханты и разных национальностей воспитываются рядом.

Содержание программы “Детство” под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., по которой работает наш детский сад, предполагает решение такой задачи, как воспитание у детей любви к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе – задачи формирования духовно-нравственных ценностей, но в основном это содержание рассчитано на детей, проживающих в городских условиях, а наш детский сад находится в поселке.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Психологи утверждают , что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому связанных и с его национальной принадлежностью.

Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С.К.Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С.Джунусов, И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

В программе “Я и мой поселок” нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, края, жизнью и бытом малых народов — ханты и манси; важными людьми: первопроходцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями северного края; богатством Югорской земли и их значением на современном.

Общие сведения о программе

Программа “Я и мой поселок” является парциальной и разработана с учетом основных документов образования: Закон РФ “Об образовании” 22.08.2004 №122-ФЗ; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания; Устав МДОУ “Детский сад комбинированного вида №13 “Родничок”; типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство” (Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Д.М.Гурович ), региональная программа экологического образования дошкольников Ханты- Мансийского автономного округа “Экология для малышей” (Е.В.Гончаровой ).

Предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет). Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей педагогов в ее реализации. Приложение 5. Приложение 6. Предполагает вхождение, как парциальной и региональной, в состав программы “Детство”, заменяя часть раздела “Социальный мир”, “Природный мир”.

Система работы рассчитана на два учебных года, содержание реализуется через занятия “Социальный мир”, “Природный мир” (программы развития и воспитания детей в детском саду “Детство”). Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

Место реализации программы – детский сад и семья. Данные темы занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой.

Концептуальной основой программы “Я и мой поселок”, является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного поселка, края.

Методологической основой программы является общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста и социально-педагогическим воздействием (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В.Беляев, С.А.Козлова, Е.А. Казаева, Э.К.Суслова и др.)

Поэтому в основу системы работы “Я и мой поселок” легли два направления работы:

  1. Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному поселку.
  2. Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.
  3. Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

    Основные задачи программы:

    1. Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, краем.
    2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
    3. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
    4. Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.
    5. Сформировать представления о том, чем славен родной край.
    6. Воспитание здорового образа жизни.
    7. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
    8. Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.
    9. Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

      • Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
      • Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

        • Доступность.
        • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

          • Непрерывность.
          • На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

            • Целостность.
            • Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

              • Научность.

              Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

              Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

              Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев)развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).

              • Системность.
              • Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

                • Преемственность.
                • Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

                  • Стимулирование активности.
                  • Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах. В прошлые годы складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде, тогда как другие виды деятельности (например: поход в библиотеку, в школьный или городской краеведческий музеи, общение с близкими людьми, посещение детской школы искусств, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.

                    • Культуросообразности.
                    • Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

                      Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.

                      • I раздел “Где мы живем?”
                      • II раздел “Поселок, в котором я живу”
                      • III раздел “Кладовые поселка”
                      • I раздел “Где мы живем?” открывает программу.

                        Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

                        Задачи:

                        1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
                        2. Расширять представления о природных богатствах Югорской земли, в особенности поселка:
                          • растительном и животном мире;
                          • полезных ископаемых.
                          • Учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни.
                          • Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
                          • Во II разделе “Поселок, в котором я живу”, даются элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и ВОВ, достопримечательностях поселка, социально-экономической значимости поселка.

                            Задачи:

                            1. Формировать представления об исторических корнях поселка.
                            2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.
                            3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, ВОВ.
                            4. Включение III раздела “Кладовые поселка” обусловлено тем, что является связующим звеном между представлением дошкольников о народах живущих в поселке и культурой, которую они представляют.
                          • Формировать представления об основных профессиях жителей поселка.
                          • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
                          • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
                          • Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Приложение 4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

                            Механизм реализации программы

                            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                            Программа по нравственно-патриотическому воспитанию

                            Программа по нравственно-патриотическому воспитанию

                            на педагогическом совете зав. МДОУ ДС КВ №1

                            МДОУ ДС КВ №1 ст. Копанская ст. Копанская

                            МО Ейский МО Ейский

                            Протокол № ___ ___Н. В. Середа

                            муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида

                            №1 ст. Копанская муниципального образования

                            1.1. Общее положение

                            В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

                            Однако прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С. В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

                            О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческомy наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Именно акцент на знание истории народа, его родной культуры, поможет в дальнейшем: большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории л культуре других народов.

                            Наш современник, академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».

                            Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения

                            Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.

                            — повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

                            — систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме.

                            — совершенствовать работу педагогического коллектива.

                            — помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители — дети — детский сад.

                            воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

                            — уважения к людям труда;

                            — формирование бережного отношения к родной природе и

                            — элементарных знаний о правах человека;

                            — развитие интереса к русским традициям и промыслам;

                            — чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

                            — толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

                            — расширение представлений о России, ее столице;

                            — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

                            1.3. Научное обоснование

                            Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

                            нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

                            понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

                            нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

                            — в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

                            — истинный патриотизм как возвышенное чувство — незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

                            1.4 Актуальность проблемы

                            Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

                            Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

                            Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

                            Основные принципы программы

                            Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

                            — «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

                            — непрерывность и преемственность педагогического процесса;

                            — дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

                            — рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

                            — развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

                            Педагогические средства, позволяющие решить поставленные задачи

                            — Семинары практикумы для педагогов.

                            Формы и методы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

                            Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам,

                            носящим имена героев Великой Отечественной войны, в сочетании

                            с экскурсионной беседой руководителя Музейной комнаты детского сада о подвигах воинов-героев.

                            Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

                            Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению

                            ребёнка с памятником.

                            Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей — о защитниках родной земли, Отечества.

                            Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми

                            районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определённых возрастов.

                            Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о

                            подвигах русских людей. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

                            Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города»,

                            «День матери», «Папин праздник», «День победы» и другие.

                            Подготовка тематических выставок, посвященных памятным

                            датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

                            Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию

                            Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <. > Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

                            В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

                            Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

                            Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

                            — корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа,

                            прошлом края и страны;

                            — семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

                            — счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

                            Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д.

                            Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

                            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

                            ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

                            В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

                            Основные задачи и разделы

                            Мой дом Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг руга. Обогащать знания детей о профессиях. Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении. Познакомить со станицей в которой м

                            Моя улица Познакомить со станицей, в которой мы живем, с ее особенностями, достопримечательностями. Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем Воспитывать в детях бережное отношение к природе родной станицы.

                            Мой детский сад Познакомить с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении. Расширить знания о профессиях людей, работающих в детском саду. Воспитывать уважение к старшим, учить ценить труд и заботу

                            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

                            Месяц Содержание работы Цель

                            Форма работы Работа с родителями

                            Сентябрь Мой дом, моя семья

                            Знакомство с ближайшим окружением Рассматривание семейных фотографий Попросить родителей принести фотографии своей семьи

                            Октябрь Экскурсия мой детский сад, моя улица Знакомство с ближайшим окружением Экскурсия

                            Помощь в проведении экскурсии

                            Ноябрь Станица, ее улицы, дома Знакомство со станицей Беседа Побывать с детьми на главной площади нашей станицы

                            Все работы хороши — выбирай на вкус Знакомство с произведением Маяковского Беседа о профессиях родителей Чтение произведения, беседа, рассматривание иллюстраций Беседа с детьми о своей профессии

                            Январь Мой детский сад

                            Знакомство с устройством детского сада Беседа специалистов на местах

                            Февраль Мой папа лучше всех

                            Спортивное развлечение, чтение стихов о папе, дедушке Организовать приход родителей на спортивный праздник

                            Март Я люблю свою маму

                            Воспитание любви к маме Утренник

                            Чтение стихов, исполнение песен, игр Организовать приход родителей на праздник

                            Апрель Я, ты, он, она — вместе

                            Знакомить детей с большим количеством людей в семье, доме, городе Беседа, игры, чтение В. Сутеева «Разные колеса»

                            Фотомонтаж из фотографий родителей

                            Май Итоговое занятие

                            Воспитание дружбы и коллективизма Развлечение, игры, песни, стихи

                            Попросить родителей сфотографировать игровые моменты детей, собрать альбом

                            «Этих дней не смолкнет слава»

                            язык.» Руки не для скуки

                            «Наша станица». Цель: расширять и уточнять знания о родной станице, закреплять умения, узнавать на фото знакомые объекты, знать их на-значение, воспи-тывать интерес к жизни станицы «Рождество Богородицы» Цель: продолжать знакомить детей традициями русского народа. Дать представление о празднике Рождества Богородицы, воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери. «Наш славный район». Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут; дать знания о дос-топримеча-тельностях района.

                            «Я и мое имя» Цель: познакомить детей с историей русских имен, научить вежливо, обращаться к друг другу «Сундучок бабушки Арины». Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими

                            Октябрь «Москва — столица России» Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей родины — Москве; желание узнать побольше об этом городе, его истории; воспи-тывать уважение к людям, созда-вавшим этот город Тематическая беседа «Покров-день- 14 октября». Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот

                            старинного обычая; воспитывать

                            интерес к духов-

                            русского народа «Улицы нашей станицы». Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории станицы Развлечение (досуг) «Яр-марочное представление». Ц е л ь ; увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью русского на-родного творчества;

                            Ноябрь Тематическая беседа «В единстве наша сила», посвященная дню единства, согласия (4 ноября)

                            Цель; показать де-

                            тям на исторических

                            примерах, на образцах

                            («там, где трудно одному, сделаем с

                            ручку, товарищество Итоговое занятие: Осенний праздник. Цел ь; уточнить знания детей о традициях празд-нования осени на Руси

                            «Синичкин день» (12 ноября) Цель: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; продолжать знакомить с русскими пословицами, поговорками и повериями. Тематическая беседа «Из чего ели и пили наши предки». Цель: знакомство детей с посудой (деревянная

                            или глиняная); формирование

                            интереса к особенностям

                            Декабрь «Россия на карте

                            Цель: дать начальные пред-

                            России на карте

                            Цель: приобщать детей к исторической культуре русского народа; знакомить с

                            Цель: продолжать зна-

                            комство с боевыми заслуга-

                            знания о местах отдыха его

                            Цель: знакомство с

                            «Земля-мать. Сумей за нее постоять!»

                            всех, живущих на

                            Цель: продолжать знакомить

                            детей с русскими

                            праздником Рождеством; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир

                            Цель: знакомство с особенностями городецкой игрушки.

                            Февраль Итоговое занятие: «Матушка-зима». Цель: формирование интереса к зимним русским традициям Итоговое занятие: «Праздник защитников Отечества». «Памятники защитникам Отечества». Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества Клуб интересных встреч. Знакомство с местными писателями и поэтами.

                            Цель: вызвать интерес к жизни

                            представление о Хри-

                            ватное отношение к

                            воинам, стремление защищать свою родину. «Комнатные растения в русской

                            горнице и в наше

                            названии комнатных растений на Руси.

                            «Масленица» Цель: приобщать детей к культурно-историческим праздникам, воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, а так же к культуре любого народа. Тематическое

                            «Устное народное творчество — ско-

                            Цель: упражнять детей в адекватном применении

                            с назначением скороговорки.

                            Апрель «Мой город род-ной». Цель; закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяснить, что город — это ре-зультат труда людей разных поколений, что мы — хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться;

                            «Благовещенье» Цель: продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать интерес к приметам, пословицам и поговоркам Итоговое за-нятие: «День

                            Ц е л ь: закрепить

                            знания детей об

                            истории родного города, его досто-

                            примечательностях «Москва город

                            и расширять знания детей о столице нашей Родины; вызвать интерес к истории возникновения Москвы,

                            воспитывать гордость за принад-

                            лежность к своему Отечеству и

                            его столице «Пасха» Цель: продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому. Итоговое занятие: праздник

                            Цель: обеспечить активное участие

                            детей в празднике, посвященном Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности,

                            высокой духовности, по-

                            Путешествие в историю «Вижу чудное раздолье.» Быт и традиции

                            «Как чуден наш родной

                            «Русь — защитница» Цель: используя былины, легенды, исторические события, воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей. «Россия на шаре земном» Цель: расширение представлений о нашей Родине,ее месте на планете Земля «Рождество Богородицы» Цель: продолжать знакомить детей традициями русского народа. Дать представление о празднике Рождества Богородицы, воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери «Герб города» Цель: дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначение. «Что в имени твоем» Тематический вечер, посвященный происхождению и значению имен детей группы «Как на нашей улице» Цель: формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров.

                            Октябрь Тематическая беседа «Покров-день- 14 октября». Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот

                            русского народа «Их помнит Россия, их помнит наш город родной». Цель: продолжать знакомить детей с памятниками тех, кто прославил наш родной город, нашу станицу. «Конкурс чтецов» Ц е л ь

                            продолжать знакомить детей с русским поэтическим словом, с творчеством поэтов, учить выразительному чтению.

                            Ноябрь «Освободители земли русской: Минин и Пожарский» Цель: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины, объяснять, что народ с благодарностью чтит память защитников России «Моя родная станица» Цель: вызвать интерес к истории возникновения свой станицы, людям, жившим столетия назад «Синичкин день» (12 ноября) Цель: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; продолжать знакомить с русскими пословицами, поговорками и повериями. «Наша Родина — Россия» Цель: познакомить детей с гербом и флагом России. Тематические беседы «Пословицы, поговорки» Цель: умение примечать, ярко и метко выражать своими словами замеченное в пословицах и поговорках, развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять явления, предметы.

                            «Андрей Первозванный. Российский флаг»».

                            происхождением Российского флага; воспитывать патриотические чувства к своей отчизне.

                            «Музей родной станицы».

                            Цель: дать знания о музеи станицы и экспозициях, выставленных в них Тематические беседы «Пословицы и поговорки» Цель: умение примечать, ярко и метко выражать своими словами замеченное в русских пословицах и поговорках, воспитывать интерес к к русской речи

                            того, что человек

                            формировать понятие «единства»

                            дать представление о традиционной русской пище.

                            «Их помнит Россия, их помнит народ».

                            Цель: уточнить знания о людях, которые прославили Родину, которым воздвигнуты памятники

                            Тематическая беседа (занятие) «Былины» Цель: познакомить детей с былиной и ее значением в историко-познавательном экскурсе в прошлое Русского государства

                            Февраль Итоговое занятие: «Праздник защитников Отечеств». Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества «Их помнит Россия, их помнит народ».

                            Март «Мы — кубанцы» Понятие герб города Краснодара, гимн. Современные предприятия. Основные памятники старины «Масленица» Цель: приобщать детей к культурно-историческим праздникам, воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, а так же к культуре любого народа. Тематическое

                            занятие (занятие) «Былины» Цель: познакомить детей с былиной и ее значением в историко-познавательном экскурсе в прошлое Русского государства Тематическая выставка «Русская вышивка»

                            Цель: дать детям представление о назначении русской вышивки.

                            Апрель Итоговое занятие: «День

                            земли» «Благовещенье» Цель: продолжать знакомить детей с культурно-историческими событиями России; воспитывать интерес к приметам, пословицам и поговоркам Итоговое занятие «Путешествие к бабушке Арине»

                            Май Тематическая беседа «Война с немецко-фашистскими захватчиками» Цель: дать представление о причинах войны, объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такое горе, на примерах подвигов юных героев в борьбе с фашизмом «Пасха» Цель: продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому. Итоговое занятие: праздник

                            Тематический вечер — портрет «Дети — герои» Цель: показать на примерах рассказов, очерков, повестей о подвигах детей в военное и мирное время Тематическая беседа «Героизм и смелость людей в произведениях поэтов и писателей

                            1. Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., и доп. — СПб.: Детство — Пресс, 1999. — 304 с.

                            2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольгников. Методическое пособие. — М,: ТЦ Сфера, 2009. — 96с. — (Синяя птица)

                            3. Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру/ авт. — сот. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 108с.

                            4. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010. — 80с.

                            5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА _ СИНТНЗ, 2009. — 208с.

                            6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт. — сост. Е. Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.

                            АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

                            Готовность к работе по патриотическому воспитанию

                            1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин», «гражданское воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

                            2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

                            3. Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции

                            в вопросах культуры и истории родного города, края?

                            4. Считаете ли вы необходимым приобщать детей дошкольного

                            возраста к истокам региональной культуры?

                            5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у

                            детей интерес к природному и культурному наследию родного го

                            6. Знаете ли вы, что и как рассказывать детям о родном городе?

                            7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при

                            ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите

                            известные вам источники.

                            8. Какая методическая помощь вам необходима для реализации

                            задач гражданского воспитания в вашей группе?

                            9. Возникают ли у вас трудности в создании развивающей среды группы, стимулирующей развитие социальной и культурной компетентности дошкольника? Назовите их.

                            10. Помощь и поддержка каких специалистов вам необходима для эффективного решения задач гражданского воспитания?

                            Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

                            1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

                            2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

                            3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

                            4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?

                            5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

                            6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

                            7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?

                            Спасибо за сотрудничество!

                            Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

                            Название достопримечательностей города

                            Название зеленых зон

                            Название улиц, площадей

                            Герб родного города

                            3. История народной культуры и традиций

                            Жилище человека и предметы быта

                            4. Историко- географический и природный компоненты

                            Природные богатства нашей страны

                            Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)

                            Виды ландшафта (горы, равнина)

                            5. Личностный компонент

                            Отношение к окружающей среде

                            Забота о близких

                            Умение управлять своими чувствами, договориться

                            Умение анализировать свои поступки и поступки других

                            Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

                            Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

                            Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

                            Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

                            Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

                            Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

                            Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

                            Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

                            Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

                            Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

                            Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

                            Расширяйте собственный кругозор

                            Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

                            Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

                            Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

                            Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно — патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

                            Семейный экологический проект «Идем по плану» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст. Копанская муниципального образования Ейский.

                            www.maam.ru