Программы для младшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Красный, желтый, голубой…"

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.

Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60) Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.

Руководствуясь этими убеждениями, считаю, что именно в этот период необходимо работать над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста. В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. На развивающих занятиях именно этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывается. В связи, с чем к каждому занятию необходимо подбирать и изготавливать наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.

Цель. Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

  • Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  • Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  • Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  • Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  • Формировать познавательную активность, любознательность и расширять кругозор детей.
  • Целевая группа – несовершеннолетние дети младшего дошкольного возраста, 3-4 лет, с низким уровнем нервно-психического развития.

    Условия реализации программы

    Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»

    Сроки реализации – Программа включает в себя 16 занятий, которые проводятся еженедельно в течение 4-5 месяцев, охватывая весь период реабилитации, для лучшего усвоения, наиболее понравившиеся детям занятия, можно повторять.

    Время – Длительность занятий 15-30 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.

    Оборудование – комната психологической разгрузки, столики, кресла.

    Материалы и инструменты – гуашь, карандаши, акварель, кисти, клей ПВА, цв.бумага, бумага белая А-4, магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, детские игрушки.

    Количество участников – Состав группы 5-8 детей возраста 3-4 лет.

    1. Групповая деятельность – социально-психологические занятия.
    2. Индивидуально-коррекционная работа.
    3. Консультативная работа.

    Методы – психодиагностика, арт-терапия, игро-терапия, дыхательная, язычковая и пальчиковая гимнастики, элементы самомассажа, аутотренинга, релаксации.

    Форма – занятия проводятся в игровой форме.

    Перед работой по программе предварительно проводится диагностика уровня нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста с использованием «Методики определения уровня нервно-психического развития детей 3-х лет» («Раннее детство» Метод.рекоменд. для педагогов ДОУ. Состав. Матвеева В.С. –Калуга: ИПКРО, 2003).

    2. Проведение коррекционно-развивающих занятий.

    Работа по программе.

    Контрольная диагностика, проводится с целью оценки эффективности программы.

    Структура – занятия строятся, по определенной схеме и состоят из трех частей: вводная, основная, заключительная.

    – Вводная часть состоит из ритуального приветствия, игровых упражнений на повышения групповой сплоченности, снятие тревожности, настроя на рабочую обстановку и нацеливание на реализацию задач, поставленных перед занятием.

  • Игры и упражнения на развитие восприятия формы, цвета, величины, развитие мелкой и общей моторики.
  • Игры и упражнения, развивающие восприятие пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.
  • – Заключительная часть состоит из выводов, анализа проделанной работы и ритуального прощания.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Программа для младшего дошкольного возраста (3-4 года)

    Программа «Детский Сад 2100»

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразным и координированным становится движение.

    С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении.

    Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры.

    Таким образом дети осваивают систему сенсорныхэталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи,связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очередности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

    Для ребенка 3-4-х лет характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивно пополняется словарь,развивается способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

  • привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружащих;
  • развитие речевого аппарата;
  • расширение словаря;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • знакомство со звуками.

    Ознакомление с окружающим миром

    Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

    Педагог помогает ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в разнообразных видах детской деятельности; воспитывает у детей бережное отношение к предметам, созданным трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?», «Кто это?») к простейшему сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.

    Введение в математику

    Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.

  • производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;
  • строить элементарные цепочки рассуждений.
  • Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
  • Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.

    Произведения о животных,природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций позволяют ребенку перешагнуть границы окружающего, открывать и познавать мир. Особую роль в воспитании и развитии ребенка 3–4 лет играет фольклор. Песенки, пестушки и потешки знакомят ребенка с правилами личной гигиены, правилами жизни среди людей, готовят его к будущей взрослой жизни.

    Изобразительная деятельность

  • Знакомство с материалами и инструментами
  • Рисование
  • Лепка
  • Апликация
  • Конструивароние

    Музыкальное воспитание

  • музыкально-ритмические упражнения
  • слушание музыки
  • пение
  • музыкально-дидактические игры

    Культурно-досуговая деятельность

  • театральные представления приглашенных коллективов
  • музыкально-литературные концерты
  • календарные и тематические праздники
  • дни рождения
  • выездные экскурсии

    razvitiedetey.com

    Программы для младшего дошкольного возраста

    Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество. Написана в соответствии с ФГОС, возможна к интегрированию в основную образовательную программу, а так же в систему дополнительного образования в ДОО.

    При участии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Российской Академии Образования Совмес тно с ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»

    (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.)

    На базе образовательной организации возможно открытие «Инновационной площадки «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Тема инновационной деятельности «РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ».

    По парциальной модульной программе “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» оказывается методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации

    Современный мир ставит перед образованием не пр остые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка — высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

    В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

    По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.

    ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?

    Ссылки на вебинары:

    1. https://www.youtube.com/watch?v=vzCC8ukPtaY&t=10s вебинар РАО ( спикеры Волосовец Т.В., Теплова А.Б., Аверин С.А.) что такое STEM

    3. роботрек ( робототехнический конструктор Питер) https://www.youtube.com/watch?v=gsdRI0Hm9fs&t=64s ( лектор Натэла Грейлих Питер)

    Предложенная программа «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» является парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

    Программа также может успешно использоваться во внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования, а каждый её раздел – образовательный модуль – самостоятельно применяться как в вышеуказанных образовательных организациях, так и в системе дополнительного образования.

    Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

    Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

    Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

    STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

    ЧТО ЖЕ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ И КАКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ:

    Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

    — Экспериментирование с предметами окружающего мира;

    — Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

    — Освоение пространственных отношений;

    — Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

    Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

    -формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

    -осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

    -формирование экологического сознания

    — способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

    -умение группировать предметы;

    -умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

    -свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

    -умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

    Образовательный модуль «Математическое развитие»

    -комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

    -развитие логики и алгоритмического мышления;

    -формирование основ программирования;

    -развитие способностей к планированию, моделированию;

    -развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

    — умение быстро решать практические задачи;

    -овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

    -знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

    -развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

    Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

    -освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

    — организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

    Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

    В каждый отдельный модуль входит тематическая подборка пособий, обеспечивающих комплексный подход к реализации образовательных задач для развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество детей младшего возраста.

    По парциальной модульной программе “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» оказывается методическое сопровождение и организация курсов повышения квалификации.

    alt.izh.one

    Программа «Психолого- педагогического сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации «В детский сад с радостью»

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования город Нягань

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей

    «Психолого- педагогического сопровождения процесса социальной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста, к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации

    «В детский сад с радостью»

    Никитина Елена Сергеевна

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

    Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

    Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении

    Настоящая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

    Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития ребенка на основе изучения их возрастных возможностей. В программе представлены организация и содержание коррекционно- развивающей работы с учетом уровня психического развития ребенка, с учетом индивидуальных особенностей. Данная программа разработана на основе программы А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

    Форма работы: групповая

    Количество занятий: 14.

    Продолжительность: 10-15 минут.

    Цель: – оказать практическую помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    1) преодоление стрессовых состояний, состояний тревоги, агрессии у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    2) формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    3) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    4) развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    5) развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    6) развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

    Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации

    Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие зрительного восприятия (цвет, форма)

    Чтение потешки «Божья коровка».

    Рисование «Божья коровка».

    Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие творческих способностей.

    Упражнение «Зашагали наши ножки».

    Игра «Солнышко и дождик».

    Сплочение группы; развитие умения взаимодействовать со сверстниками; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве.

    Упражнение «Цвет, форма, величина»

    Психогимнастика по стихотворению «Мой веселый звонкий мяч»

    Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи, воображения.

    Игра «Где же, где же наши ручки».

    Игра «Какого цвета у тебя прищепка?»

    Игра «Прыгай, прыгай веселей»

    Развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие ориентации в собственном теле; развитие общей и мелкой моторики; развитие восприятия, речи и воображения.

    Упражнение «Большой круг, маленький круг»

    Игра «Друг веселый»

    Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений; развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

    Упражнение «Мы слепили снежный ком»

    Игра «Зайка серенький сидит» (под музыку)

    Игра с мешочком

    № 8 «Веселые музыканты»

    Создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы; развитие образного слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие внимания, речи, воображения.

    Театрализованное представление с музыкальными инструментами

    Упражнение «Заводите хоровод»

    Создание положительного эмоционального настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей; развитие общей и мелкой моторики

    Стихотворение «В нашей группе». Танец «Где же, где же наши ручки».

    Игра «Пальчики у нас пляшут».

    № 10 «Мыльные пузыри»

    Снятие эмоционального напряжения и агрессии; обучение детей установлению контакта друг с другом; развитие внимания, речи и воображения.

    Песенка «Ладушки, ладушки»

    Упражнение «Надувайся пузырь»

    Упражнение с мячом

    Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей; развитие координации движений; развитие внимания, речи, воображения.

    Хоровод для медвежонка

    Игра «Левая, потом правая»

    Упражнение «Как под горкой»

    Песенка-игра «У медведя во бору»

    Рисование «Банка меда»

    № 12 «Непослушные мышата»

    Формирование положительной самооценки; преодоление упрямства; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью; развитие чувства юмора, речи и воображения.

    Игра «Непослушные мышата».

    Упражнение «Скачут мышки-шалунишки».

    Игра: «Мышки спят». «Мышки и часы».

    Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие координации движеий; развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного).

    Упражнение «Приключения колобка»

    Игра «Чудесный мешочек»(овощи и фрукты)

    Песенка «Пальчик о пальчик»

    Оптимизация детско-родительских отношений; отношения любви к маме; развитие речи и внимания

    Упражнение. Вопросы о маме

    Потешка «Водичка, водичка».

    Формирование положительной самооценки; развитие чувства сопереживания; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения.

    Игра «Собака», «Бабочка лети…».

    Каждое игра-занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит игра-занятие, варьируются педагогом.

    Занятия длительностью 8-10 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из игр-занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

    Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с воспитателем.

    Приемы торможения отрицательных эмоций:

    — игры с песком, водой;

    — игры с бытовыми предметами;

    — пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

    — спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

    — игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).

    Планируемые результаты психологической работы в группе.

    1. Гармонизация эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста

    2. Формирование активной позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    4. Развитие познавательной сферы дошкольника, общей и мелкой моторики

    Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

    Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.

    Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2005.

    Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. Книга для работников дошкольных учреждений. – Сыктывкар, 2007.

    Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2006.

    Воспитание и обучение детей раннего возраста. /под ред. Л.Н. Павловой. –М.: Просвещение, 2008.

    Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М.: Просвещение, 2007.

    Заводчикова О. Г.Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2004.

    Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003

    Особенности организации предметно-пространственной среды в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия ребенка

    Интерьер групповых комнат должен напоминать ребенку образ дома. Воспитатели должны стараться приблизить оформление групповых комнат, спален к домашней обстановке, чтобы малыши не испытывали дискомфорта от их размеров. Для этого необходимо подобрать красивые шторы в спальные комнаты в прохладных тонах (синий, фиолетовый), а в групповые – теплые, пастельные тона (бежевый, светло-розовый).

    В игровых комнатах, как и в квартирах детей, должна быть крупногабаритная детская мебель: стол, стулья, диван, кресло, мойка, плитка. Она размещается так, чтобы образовать «маленькие комнатки», где дети могут чувствовать себя комфортно.

    В группе могут быть размещены подвесные фигурки, бабочки и птички, которые помогают малышу снять напряжение, отвлечься от расставания с мамой, знакомить их с формой и цветом, размером предметов.

    Наибольшие трудности в период адаптации связаны с приучением ребенка к дневному сну. Малышу необходимо показать кроватку, где он будет спать, объяснить, где он будет оставлять свою одежду. В первое время воспитатель может сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: качает ребенка, если он к этому привык, сидит рядом, рассказывают сказки, даёт игрушку.

    Почувствовать связь с семьей малышам помогают фотографии мам, помещенные на спинки детской кроватки. Перед сном можно включить спокойную музыку, которая помогает детям расслабиться и уснуть. Ни в коем случае нельзя насильно укладывать ребенка спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

    Постепенной адаптации к окружающему миру способствуют любимые игрушки, вещи детей, которые приносят из дома и хранят в своем шкафчике или носят с собой.

    infourok.ru

    Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

    Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

    В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждает родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывает у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легко, необходима помощь семьи.

    Адаптация— это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитания детей раннего возраста не соответствует современным представлением о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно- ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Анализ деятельности в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатель не всегда готов оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, так же испытывает трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателя.

    Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

    Цели: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

    1. Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива.

    2. Создать условия для организации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

    3. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ.

    Принципы построения программы:

    отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом

    деятельности для них является игра.

    Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

    направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

    Сроки реализации: 1 год

    1. Оптимальный уровень адаптации детей.

    2. Позитивное развитие отношений в детском коллективе.

    3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации.

    4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

    5. Активное участие родителей в дальнейшей проектной творческой деятельности.

    Особенности адаптационного периода

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

    Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

    Этапы адаптационного периода:

    За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной

    1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

    Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями. Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

    В процессе подготовительного этапа нужно обратить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д

    Приучать к формированию навыков самостоятельности. Надо беседовать о скором посещении

    ребенка детского сада. Что там ждут его новые игрушки, новые друзья и т. д.

    2. этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

    Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

    Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже

    одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.

    Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

    2 этап – постепенное привыкание.

    Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

    Первый период: «поиграем вместе”. На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

    Второй период: “будь рядом, а я поиграю”. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.

    Третий период: «я поиграю немножко один”. Настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется.

    Четвертый период: “мне хорошо здесь, останусь один”. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как ребенок проснется и по кушает.

    Организация работы по адаптации:

    Для организации успешной адаптации детей раннего возраста используются разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, игры- занятия дидактические

    игры, подвижные игры (приложение способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

    Перспективный план работы:

    — Заключение договора с родителями

    — экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями.

    — Заполнение индивидуальной карты адаптации.

    — Консультация «Здравствуй детский сад»

    — Консультации «Первые дни пребывания в детском саду»

    — Рекомендация «Растим малыша здоровым и крепким»

    — Консультация «Детская истерия»

    — Кукольный спектакль «Колобок»

    — Игровая деятельность; «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковые игры.

    — Консультация «Все о детском питании»

    — Занятие «Здравствуй солнышко»

    — Занятие «Мыльные пузыри»

    — Консультации «Упрямство и капризы. Кризис 3 лет»

    — Игровая деятельность «Солнышко».

    — Новогодний праздник «Мы идем в гости к Деде Морозу!»

    Примерное перспективное планирование на адаптационный период

    1 неделя «Привет, познакомимся»

    Встреча вновь поступающих детей. С яркой игрушкой в руке, создание психологического комфорта.

    Прием детей. Внести новую игрушку «Зайчика» показать детям, как можно с ней играть. Вызвать радость от встречи с игрушкой.

    Прием детей. Внести мягкую игрушку- «Зайчик». Показать детям, как можно с ней играть. Вызвать от встречи с игрушкой.

    Прием детей в группе. Привлечь внимание детей к игрушкам. Учить укладывать игрушкив кроватку.

    «Дай ручку»— развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми

    «Ладушки наши ладошки»— развитие эмоционального общения со взрослыми.

    «Привет! Пока!»— развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми.

    «Хлопаем в ладоши»— развитие эмоционального общения ребенка о взрослыми.

    «Привет! Пока!»— развитие эмоционального общения ребенка о взрослыми.

    Знакомство с приемной «Мой шкафчик»

    Знакомим с туалетной комнатой- раковина для мытья рук, горшочная, вешалки для полотенецев

    Знакомство с кроватью

    Знакомство с группой

    Ситуация «мой шкафчик»

    Ситуация «Игрушки которые живут в группе»

    Ситуация «Зачем горшки и мыло, полотенце»

    Ситуация «Кроватка ждет тебя»

    Ситуация «Как мы играем в кубики»

    «Мячик» развитие эмоционального общения со взрослым

    «Мишка» -развитие эмоционального общения со взрослым.

    «Поймай мячик»— развитие общения со взрослым, развития движения.

    «Что здесь у нас спряталось» -продолжаем знакомить с группой.

    «Догонию»— игра с игрушкой развитие общения со взрослыми.

    «Пальчик-пальчик» -народные песенки.

    «Этот пальчик дедушка», ладушки-ладушки»

    «Барбаадай» пальчики на бурятском языке

    «Сорока ворона кашу варила»

    «Будем пальчики считать – этот пальчик гриб нашел и т. д»

    Формирование КГН навыков; Учить находить свой шкафчик.

    Игра на развитие движения:

    Формирование КГН как надо вешать полотенца, натягивать плавки, колготки.

    Рассматривание картинок с животными. упражнение на звукоподражание (пи-пи, жу-жу и т. д.)

    Формирование КГН учить как пить из чашки, есть ложкой.

    Нормы и правила

    Не разбрасывать одежду.

    Убирать за собой игрушки ставить на место.

    Не отбирать игрушки друг у друга. Играть дружно.

    Как пользоваться полотенцем

    Здороваться и прощаться при приходе и уходе домой из детского сада

    Приучать детей играть на свой площадке.

    Прогулки по участке наблюдать за цветами и деревьями, Цель: ориентация в пространстве.

    Светит солнце. Дует ветерок.

    Учить рисовать палочкой на песке.

    Упражнения: катание игрушек на машинах, колясках.

    Подвижная игра: «Догонит тебя мячик» цель: развивать быстроту в беге.

    Для того что бы ребенок быстро привыкал к новой атмосфере надо использовать разные направления работы с детьми.

    1. Создание эмоционального благополучной атмосферы в группе.

    Чтобы ребенок желал идти в детский сад с удовольствием. это зависит от умения и усилия воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Чтобы ребенок с первых дней почувствовал это тепло и уют и легко адаптировался. Нужно создать домашнюю обстановку в группе, т. е предметно развивающую среду сделать правильно.

    В процессе адаптации ребенка используются такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.

    Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

    2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

    Одна из задач адаптационного период— помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.

    Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

    3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным.

    В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

    4. Охрана и укрепление здоровья детей.

    Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены по ФГОС в образовательную область физическое развитие.

    Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

    Работа с родителями

    Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью в программе представлен перспективный

    план по работе с родителями, представлены консультации, памятки (см. приложение 6)

    Перспективный план работы с родителями на адаптационный период

    Цель проведения мероприятия

    Знакомство с работниками детского сада.

    1. Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада.

    2. Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду

    Анкетирование «Давайте познакомимся»

    1. Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье

    Консультация «Здравствуй детский сад»

    1. Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.

    2. Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей

    3. Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование кгн.

    Консультация «Все о детском питании»

    1. Формирование единого правилам питания ребенка в детском саду и дома

    1. Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.

    2. Выборы родительского комитета группы

    Оценка эффективности данной программы проходит по трем направлениям:

    – характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета)

    – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность.

    – заполнение индивидуальной карты адаптации ребенка.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-педагогический консилиум с расширенным составом. Куда входят, медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Программа по бумагопластике Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате.

    Программа по физкультуре М РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Сказка» по образовательной.

    Программа самообразования I этап. Самосознание Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства.

    Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

    Программа самообразования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» Программа самообразования Жуковой Анны Александровны.

    Программа танцевального кружка МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

    Программа «Тестопландия» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В современных условиях модернизация дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития.

    Программа Зимней Олимпиады в ДОУ Участники: Дети всех возрастных групп МБДОУ № 3 «Сказка» Место проведения: — спортивная площадка МБДОУ № 3 — спортивный зал»; Программа.

    Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

    www.maam.ru