Проект развитие речи младших дошкольников

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности»

Проект «Развитие речи младших дошкольников в игровой деятельности»

Автор: Быкова Екатерина Павловна – воспитатель младшей группы МДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» с. Куриловка 2015 г.

Вид проекта: педагогический, среднесрочный

Сроки реализации проекта: 2 месяца: октябрь — ноябрь

Участники: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель

1. Маленький словарный запас

2. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.

3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развёрнутый или краткий ответ.

4. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи, громкость голоса и т. д.

5. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора, применение нелитературных выражений и слов.

6. Неспособность выстроить монолог.

Актуальность: Благоприятным условием для развития речи младших дошкольников, обогащения их словаря является ИГРА. Знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности. Игра, наиболее доступный ребёнку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Цель проекта: Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

1. Обогащение и активизация речевой активности детей.

2. Повышение речевой активности детей.

3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.

4. Развитие воображения и творческих способностей.

5. Воспитание умения детей работать в коллективе.

— формирование речевых навыков;

— формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

— использование различных атрибутов.

— Устное народное творчество.

— Групповая, подгрупповая работа.

— Работа с родителями.

I этап: Подготовительный.

— моделирование ситуации, выявление проблемы;

— определение целей и задач проекта;

— ввод детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

II этап: Основной, практический.

— практическая работа с детьми по плану реализации проекта;

— активизация инициативы детей в игровых действиях.

деятельности Тема и цель

Развитие речи «К нам в гости пришла кукла Катя» — активизировать словарь. Расширять знания о деталях и частях, из которых состоит платье, уточнить знание о том, что одежда бывает разной: тёплой, лёгкой.

Чтение худ. литературы «Матрёшки — затейницы»развивать речь, посредством малых фольклорных форм. Обогащать словарный запас. Формировать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь.

«Спички детям не игрушки» — познакомить с правилами пожарной безопасности. Дать представления о пользе и вреде огня. Познакомить со свойствами огня. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Ознакомление с природой «Овощи» — Дать представления об овощах; цвете овощей; закрепить знания о месте произрастания, о заготовке овощей на зиму; развивать чувство коллективизма.

Предметное и социальное окружение «Мои любимые игрушки» — Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушками.

Физическое развитие «Весёлые воробышки»развивать двигательную активность. Учить спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение; воспитывать интерес к подвижным играм.

Музыка «Воробей»развивать у детей эмоциональную отзывчивость на образ воробья в музыке. Закреплять умения передавать образ воробья в музыке.

Прогулка Наблюдение «В гости к осени» — познакомиться с сезонными изменениями в природе. Развивать наблюдательность, активизировать словарный запас. Воспитывать любовь к природе.

КГН «Научим куклу умываться» — Обогащать словарь детей, уточнить названия и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льётся вода; мыло – смывает грязь; полотенце – вытирает насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить, чисто ли ваше личико. Учить правильно называть предметы, согласовывать сущ. и прилаг. в роде и числе. Воспитывать вежливость, умение помогать и уступить друг другу.

игры «Кто как кричит», «Позови свою маму», «Кто в домике живёт?»Развивать речевое внимание, речевое дыхание детей, интонационную выразительность. Закреплять правильное произношение звуков. (Приложение № 1)

игры «Больница» — Стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия, умения играть по собственному замыслу. Способствовать становлению эмоционального контакта с каждым ребёнком, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. (Приложение № 2)

«Зайка серый умывается», «Раздувайся, мой шар», «Листопад»Развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии с текстом; тренировать память, внимание, воображение детей; развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве. Закрепить знание о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».(Приложение № 3)

Пальчиковые игры «Лодочка», «Моя семья», «Пальчик — мальчик»развивать моторику рук, речевую активность детей, память. (Приложение№4)

Театрализованные игры «Теремок» — Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей. Вызвать эмоциональный отклик от общения со сказкой, от игры с музыкальным сопровождением и танцевальными движениями. Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

III этап: Заключительный, обобщающий.

— Конспект интегрированного занятия по развитию речи в мл. гр. Тема: Новоселье в теремке. (Приложение № 5)

— Родительское собрание «Игра – как средство развития речи» (Приложение № 6)

— Консультация «Игры для развития речи и мышления» (Приложение № 7)

— Буклет «Развитие речи через игру» (Приложение № 8)

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, речевую);

— отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;

— возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;

— дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

— используют различные атрибуты, предметы – заместители, самоделки.

Список используемой литературы:

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» 2009г.

Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» 2-7 лет 2014г.

Н. В. «Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольного возраста» 2014г.

С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» младшая группа 2009г.

«Учимся, играя» от 2 до 4 лет 2010 – 2013г.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в мл. группе

Тема: Новоселье в теремке.

1. Учить детей правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением.

2. Воспитывать интонационную выразительность речи, упражнять детей в четком произношении звуков.

3. Развивать познавательную активность, обогащать словарь.

4. Развивать мелкую моторику путем использования приемов раскатывания глины.

5. Вызывать желание заботиться о животных.

Материалы: — игрушечный дом; игрушечная посуда; игрушки: кошка, собачка, корова, поросенок, петушок; предметные картинки (трава, сено, колбаса, молоко, косточка, рыба, зернышки и т. д.)

— дощечки, глина, салфетки (на каждого ребенка)

Воспитатель поёт: Стоит в поле теремок, теремок,

он не низок, не высок, не высок.

Тук, тук (как постучим) кто в теремочке живет?

— Никто не отвечает. Никто не живет!

Давайте теремочек заселим домашними животными.

(Воспитатель читает потешку, а дети должны выбрать из коробочки соответствующее животное):

— Кот усатый, как разбойник,

Распугал соседских кур

И мурлычет: — Мур – Мур!

— У меня ученый пес –

Пес по имени Барбос.

Если в чем — то я не прав,

Громко лает он: — Гав – Гав!

— Ходит Зорька по лугам,

Молоко приносит нам.

Жить бы Зорьке в терему,

А она живёт в хлеву: — Му – Му!

— Пяточек умоет в луже

И торопится на ужин

Отрубей я ей сварю,

Скажет мне она: — Хрю – хрю!

Что ты рано встаешь, голосисто поешь:- Ку-ка-ре-ку!

(Дети по очереди берут соответствующие игрушки, воспитатель уточняет название животного, спрашивает у других детей «какое животное взял…» Воспитатель побуждает детей к разговору. К тому, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением.)

— Вот мы и заселили теремок. У зверей новоселье их нужно угостить.

(Воспитатель предлагает накрыть стол для животных)

— Ребята, посмотрите, на столе разложены карточки, на которых изображены продукты питания, давайте подойдем и рассмотрим их, выберем кто, что любит кушать. Угостим зверей. (Дети рассматривают с педагогом, обсуждают, угощают животных. При этом особое внимание педагога направлено на то, чтобы ребенок правильно, четко произносил звуки в словах)

— А петушок еще очень любит червячков. Ребята, я предлагаю вам слепить червячков из глины и угостить петушка.

(Дети садятся за заранее приготовленные столы с принадлежностями для лепки, и лепят червячков. Воспитатель напоминает, как от целого комка отделить маленькие комочки и раскатать их)

Дети угощают петушка, он благодарит ребят!

— А ребята что любят кушать? (воспитатель угощает детей конфетками)

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

«Развитие связной речи у младших дошкольников». В этом года я выбрала тему по самообразованию «Формирование связной речи дошкольников». Данную тему считаю важной, т. к. : развитие диалогической.

Развитие воображения и творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное.

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность. Педагогический коллектив нашего детского сада проводит работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Освоения правил.

Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой. Жизнь в эпоху научно-технического.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность Тема: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность» Автор опыта: Чистова Людмила Викторовна,.

Подготовка руки дошкольника к письму через игровую деятельность. Подготовка руки дошкольника к письму через игровую деятельность. Письмо – это навык, который ребенок начинает осваивать в первые дни школьной.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании,.

Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» Консультация для родителей на тему: «Воспитание экологической культуры.

www.maam.ru

Развитие речи младших школьников

1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

2. Мотивация речи. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют “жёсткие задания”, которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика” умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

3.Требования к речи. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Как я помогаю маме”, “Мы наблюдали листопад”.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, учение обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют:

  • основа рассказа
  • начало рассказа
  • окончание рассказа
  • Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Композиция ( структура) рассказа по серии картинок или по одной картине и описания, учащиеся начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учим их составлять рассказ из трёх частей выделять главную мысль, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали.

    Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои рассказы, следует учить детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов (например, игрушки) явлений природы, внешности человека. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи. При построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность, эмоциональную выразительность. Однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком связного текста. Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

    5.Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов – как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

    Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

    Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

    1. В содержании, в том числе пропуск букв.

    2. В структуре:

    • нарушение логической последовательности;
    • отсутствие связи между фактами;
    • 3. В речевом оформлении:

      • в определении границ предложения;
      • в построении предложений разных типов;
      • нарушение порядка слов;
      • повторы слов;
      • неправильный выбор и употреблении слов.
      • 4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

        (При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

        6.Формирование умения совершенствовать написанное – связано не только с устранением ошибок, выявленных в работах учащихся, но и с организацией и проведением конкретных занятий. В процессе подготовки к изложению следует проанализировать текст в плане его содержания, построения языка. Нужно обязательно выделять главное, установить логические связи, поработать над подбором синонимов, пересказать отдельные части текста. Чтобы организовать коллективную работу над ошибками, надо подобрать из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировать их по типам: ошибки в содержании и построении текста, речевые ошибки, в том числе ошибки на построение предложений и на употреблении слов. В свою очередь ошибки, связанные с работой над предложениями, также дифференцируются. Над каждой группой ошибок можно работать на разных уроках. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. Учащиеся начинают “вскрывать сложное в простом” и находить “незнакомое в знакомом”, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться в системе. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности.

        Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако изучение произносительных качеств речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.

        7. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

        Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

        1. Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
        2. Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
        3. “Задуй три свечи”.
        4. “Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

        Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:

        1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

        2.Инсценирование небольших отрывков.

        Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

        Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

        8.Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

        Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём – 3-7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.

        На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.

        Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратится ко всем сторонам анализа связной речи : содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.

        По мнению Л.Н.Толстова, трудность сочинительства заключается в том, “чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим”. Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова “сцепляют” предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.

        Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

        1. Выделение опорных слов.
        2. Работа с деформированным текстом.
        3. Редактирование текста.
        4. Творческое изложение.
        5. Составление цепочек связи.
        6. Сочинение собственного текста.
        7. Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

          Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

          Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

          Хочется поделиться своим опытом организации работы по формированию связной речи в 1-м классе. Приступая к работе по формированию связной речи, прежде всего, задумываешься над вопросом: “Чему нужно учить ребёнка, чтобы он овладел сложным умением излагать мысль в устной форме”. Основной упор делается на то, чтобы дети усвоили структурные признаки текста и средства межфразовых связей. Дети вполне успешно справляются с усвоением этих понятий. Работу по формированию Умение строить высказывания дети получают в 1-м классе в период обучения грамоте. Основным в этой работе является анализ читаемых текстов, кроме того, необходимы наблюдения над средствами связи между предложениями, задания на выбор. Создание текста учащимися относится к виду речевой деятельности, которая требует от них максимального осознания. Оно может быть достигнуто только после того, как дети овладевают понятием “текст”. Сведения о тексте, которые учащиеся должны усвоить для приобретения навыков его составления в начальных классах – это, главным образом, знания о способах двух предложений. В своей практике я стремлюсь, чтобы учащиеся понимали, что и как нужно делать для того, чтобы создаваемый ими текст отвечал критериям связности и цельности. Практическое ознакомление с признаками текста и способами соединения двух предложений начинаю с анализа текстов азбуки, так как чем меньше по своему объёму текст, тем очевиднее связь предложений, тем ярче видна его структура. Текст даёт образец построения связного высказывания. Очень важно, чтобы учащиеся, прежде всего, усвоили, как получается связное высказывание, каков его механизм. Нужно показать детям, что мысль обычно не укладывается в одно предложение и поэтому переходит из предложения в предложение. Усвоив эту особенность речи, дети будут знать, что не всякое объединение предложений может образовать текст. После формирования понятия о тексте, о теме текста перехожу к практическому знакомству детей со средствами межфразовых связей, так как не достаточное внимание к способам связи двух предложений приводит к тому, что высказывания детей чаще всего представляют собой набор предложений, а не связанное высказывание. Упражнения по обучению соединять два, три, четыре предложения развивают логическое мышление учащихся и формируют необходимые навыки и умения логического построения речи. Упражнения составляют так, чтобы дети овладели умением соединять сначала два, затем три и, наконец, четыре предложения в одно связное элементарное высказывание. Знакомя детей со связью между предложениями в тексте, довожу до сознания то, что в каждом тексте есть слова, которые помогают соединить предложения друг с другом. Для того, чтобы соединить предложения в тексте, можно повторить слово в нескольких предложениях, можно использовать разные слова, называющие один и тот же предмет, но сообщающие что-то новое о нём. Частый повтор одного и того-же слова не всегда нужен в тексте. Текст может стать неинтересным.

          Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

          С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

          • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
          • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
          • работа над прямым и переносным значением слов;
          • употребление речевых оборотов;
          • работа с пословицами и поговорками;
          • работа со словарём;
          • выполнение различных видов творческих работ;

          Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

          Поговорка:

          • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
          • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
          • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
          • влияет “Слово пуще стрелы разит”
          • помогает “Язык до Киева доведёт”
          • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”
          • Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

            Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

            Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

            Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Проект «Развитие речи дошкольников через знакомство с устным народным творчеством

            Развитие речи дошкольников через знакомство с устным народным творчеством

            Тип проекта – долгосрочный, групповой

            Вид проекта – творчески – исследовательский

            Воспитатель Лежнина Л.А.

            «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…

            Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не могбы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

            Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

            Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

            Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы(загадки, потешки, считалки, колыбельные).

            Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

            Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрали методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».

            Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

            Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

            Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

            Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

            Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

            Почему наши дети плохо говорят? может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

            Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

            Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре какимто особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимаютуважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития

            Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

            Проект направлен на развитие речи дошкольников через ознакомление с устным народным творчеством

            План составлен на основе обязательного минимума содержания развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

            Проект предназначен для детей (3 – 4 лет) и рассчитан на четыре года. В нём нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями нашей страны, родного города, жизнью и бытом русского народа, природой родного края. Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей. в свободное время 2 раза в месяц в первую или во вторую половину дня.

            Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

            Участники проекта: дети, родители, педагоги

            Тип проекта: исследовательски-творческий

            Вид проекта: долгосрочный, групповой

            обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества.

          • Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
          • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
          • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
          • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

          Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

          • доля участия родителей в проводимых мероприятиях;
          • успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
          • положительный психологический климат в группе;
          • участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по ознакомлению дошкольников с произведениями устного народного творчества.
          • Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: этовоспитанник, способный:

            imteacher.ru

            • Главная
            • Воспитание
            • Развитие речи младших дошкольников
            • Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников»

              Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»

              Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

              «Совсем немного науки»

              Речь — форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

              — речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

              — речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

              Основные задачи речевого развития детей:

              — овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

              — развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

              Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

              Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

              — Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

              — Формирование звуковой культуры речи.

              — Обогащение словарного запаса.

              — Формирование грамматического строя речи.

              — Обучение рассказыванию, связной речи.

              — Развитие выразительности речи.

              Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

              Игра-путешествие по стране «развитие речи»

              Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

              1. Станция «Творческая»

              Подберите эпитеты к словам:

              — снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

              — человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

              — ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

              — дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

              — луна (яркая, растущая и т. д.)

              Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

              Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

              2. Станция «Сказочная»

              — Загадайте загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)

              Из муки он был печён,

              На окошке был стужён.

              Убежал от бабки с дедом,

              А лисе он стал обедом. (колобок)

              Нашла однажды мышка

              Совсем пустой домишко

              Стала жить да поживать,

              Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

              Уходя, просила мать

              Никому не открывать,

              Но открыли дети дверь!

              Обманул зубастый зверь —

              Песню мамину пропел.

              Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

              Чтобы вырвать этот овощ,

              Не хватило деду сил.

              Но пришли ему на помощь

              Все, кого он попросил. («Репка»)

              Добрый доктор говорит:

              — Побеждаем мы бронхит,

              Корь, простуду и ангину,

              Дифтерит и скарлатину,

              И конечно, с Бармалеем

              Тоже справиться сумеем! («Айболит»)

              -В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.

              Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

              Можно придумать с ребёнком свою сказку.

              Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок») .

              Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. » (Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

              Мы делили апельсин.

              Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

              Эта долька — для ежа.

              Эта долька — для стрижа.

              Эта долька — для утят.

              Эта долька — для котят.

              Эта долька — для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)

              А для волка — кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

              Он сердит на нас — беда;

              Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

              На поляне дом стоит,

              (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

              Ну, а к дому путь закрыт.

              (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

              Мы ворота открываем,

              (Развернуть ладони параллельно друг другу)

              В тот домик приглашаем.

              (Изобразить крышу дома)

              Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

              «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

              «Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

              Можно сделать массаж язычку:

              • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

              • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

              Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. (Провести с родителями игры на звукопроизношение)

              Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

              «Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У… »; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.

              Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С… ».

              Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:

              «да-да-да — в огороде лебеда»,

              «ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

              «ша-ша-ша — принесли домой ерша»

              «ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»

              «жа-жа-жа — есть иголки у ежа»

              «чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»

              «жу-жу-жу — я на солнышке лежу».

              Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

              БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

              «Бублик, баранку, батон и буханку

              Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

              «Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

              «Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

              «Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки». ну и так далее.

              В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

              Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

              • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

              • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

              • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

              • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

              • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

              — Что это? (Кто это)

              — Что есть у зайки? (Что это у зайки)

              — Как можно назвать зайку?

              — Что можно с ним делать?

              Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

              5. Подведение итогов собрания

              А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…

              Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

              Актуальность темы…. …. 4

              Цель проекта. Задачи. Ожидаемый результат…. … 6

              Диагностика по развитию речи …. 7

              Диаграмма усвоения знаний детьми по развитию речи… .…. 8

              Анализ внешней и внутренней среды…. 11

              Тип проекта. Характеристика объекта. …. 16

              Стратегия осуществления проектной деятельности…. …. 17

              Этапы внедрения …. … .18

              Модель: мероприятия, проводимые с детьми…. 20

              Модель: мероприятия, проводимые с родителями…. 21

              Модель: мероприятия, проводимые с педагогами…. 22

              Основные этапы работы…. … .23 Материальные ресурсы… .… .28

              Приложение. Анкета для родителей. .… .… .… 30

              Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка? …. 31

              Список используемой литературы…. 37

              Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развитии

              Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.

              Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

              Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

              Краткое изложение идеи проекта.

              «Театр — это школа добрых чувств,

              красоты и человеческого братства»

              • Проект «Развитие речи с помощью театрализованной речи» рассчитан на год.

              Важный принцип этого проекта – интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных разделов программы: ребёнок и окружающий мир, культурно-досуговая деятельность и художественно-эстетическое воспитание.

              Проект составлен на основе знания педагогом возрастной психологии, физиологических особенностей детей данного возраста.

              Особенностью проекта является блочно-тематическое планирование. Практическая значимость проекта заключается в том, что он способствует реализации творческой активности, выявления способностей самовыражения через различные формы творчества, способствует социальной адаптации детей.

              Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность; разработать модель ознакомления детей с театрализованной деятельностью.

              Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.

              -Диагностика развития речи детей (в начале и в конце года) -различные задания по методике М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

              -Проведение спектаклей, творческих вечеров, утренники, развлечения.

              — последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;

              — развитие артистических навыков детей;

              — раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками) ;

              — работа над речью, интонациями;

              — расширять и активизировать словарный запас детей;

              — коллективные действия, взаимодействия;

              — пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

              — обогащать знания детей о театре;

              — учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.)

              К концу реализации проекта дети младшего дошкольного возраста должны уметь:

              — разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов.

              — владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф, плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;

              — изготовлять совместно с воспитателем и подбирать атрибуты, кукол и игрушки, элементы костюмов;

              — перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль.

              — принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители) .

              ДИАГНОСТИКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

              2-ой младшей группы ___

              ребенка По своей инициативе и при заинтересован-

              ной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось. С интересом рассматри-

              вать сюжетные картинки. Отвечать на разнообразные вопросы касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами С помощью взрослого, используя фигурки настольно-

              го театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок. Ито

              raguda.ru