Проект по развитию мышления дошкольников

Проект развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Презентация к занятию по математике (старшая группа) по теме:

Проект Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста по средствам логико-математических игр

Задачи. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности,логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Способствовать развитию познавательной активности детей. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.

Актальность. Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать. делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладени е логическими формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умтвенных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

ПРОЕКТ на тему:«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр»

Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр;Способствовать развитию познавательной активности детей.

развивать творческие и интеллектуальные способности детей;развивать воображение детей;развивать логическое мышление детей;повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений; развивать умственные способности детей через логико-математические игры.

Актуальность темы проекта

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка;В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание;

Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова;Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Суждение:- Истинное и ложное;- Общее, частичное и единичное;- Утвердительное и отрицательное.Понятие:- Житейское;- Научное.Умозаключение:- Индуктивное;- Дедуктивное;- Умозаключение по аналогии.

Средства развивающие логическое мышление

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.Загадки. Задачи – шутки.Игры-головоломки.Игры с счетными палочками.Разгадывание ребусов.

В группе создана предметно — развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

Дидактическая игра «Время»

Цель: Учить детей определять время по механическим и электронным часам, так же ориентироваться во времени суток. Развивать логическое мышление, усидчивость и внимательность.

Дидактическая игра «Цвет и форма»

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти, воображения.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Цель: Развитие речи, логики,внимания и сообразительности.

Лото «Мои любимые сказки»

Цель: Развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, комбинаторных и логических способностей, учит находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки.

Работа с родителями

Знакомство родителей с содержанием работы по программе.Разработка консультаций для родителей по данной теме.Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. посредством дидактических игр

это материал из моего опыта работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр — головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр.

Обобщение опыта Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Обощенный опыт работы.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом

Развитие логического мышления имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры и упражнения

Конкурсные материалы. Авторские и методические разработки. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий.

Статья Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений.

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики»

Любовь Геннадиевна Шведова

Проект «Развитие логического мышления средствами математики»

«Развитие логического мышления средствами математики »

Актуальность проблемы развития логического мышления. на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Проблема. в современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности .

Цель проекта. развитие логического мышления. как основы интеллектуального развития дошкольников .

развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

— формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления ;

развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

развивать коммуникативные способности детей.

Гипотеза. Если выстроить комплексную систему сопровождения развития логических приемов умственных действий ребенка, то это позволит повысить качество математического развития дошкольников .

I этап – подготовительный

Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет ресурсов, подбор литературы, анализ ситуации, проведение входной диагностики, корректировка календарно-тематического планирования.

II этап – внедренческий

Создание полноценной развивающей среды. организация работы кружка по интересам детей «Юный математик ». клуба по интересам родителей «Как воспитать интеллектуала»

На данном этапе выстраивается система работы по развитию логико- математических представлений старших дошкольников, предусматривающая плодотворное взаимодействие педагога, родителей, специалистов ДОУ. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на формирование и развитие логических приемов мышления и математических способностей .

III этап – итоговый

Анализ мониторинга математического развития

Показ занятия для родителей и педагогов ДОУ «В компьютерной стране»

Разработка рекомендаций для родителей «Как воспитать интеллектуала»

Анализ мониторинга математического развития показал. что использование системы работы по развитию логико- математических представлений и методики развивающего обучения позволило повысить математическую компетентность старших дошкольников. При этом улучшилось восприятие ими окружающего мира и видения в нем пропорциональности, упорядоченности и гармоничности.

Систематизация работы по развитию логического мышления позволила активизировать мышление. память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

Активизация интереса родителей к использованию логических игр и упражнений способствовала формированию активной родительской позиции.

— обобщение опыта работы среди коллег ;

— разработка методических рекомендаций для педагогов «Повышение качества и эффективности развития логико- математических представлений старших дошкольников;

— внедрение информационных технологий(компьютерных игр)

1. Комплексная программа «Детство» В. И. Логинова ;

3. «Развитие логического мышления детей » Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов;

4. «Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет » В. Г. Гоголева;

5. «Логика и математика для дошкольников » Е. А. Носова,Р. Л. Непомнящая;

6. «Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра;

7. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова;

8. «Я начинаю учиться (логическое мышление ) Л. Вагурина, А. Кряжева;

9. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7лет» А. З. Зак.

10. http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

11. http://ipk.admin.tstu.ru Тамбовский институт повышения квалификации работников образования.

12. http:// www.fbr.ru Банк рефератов

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова. — презентация

Презентация по предмету Дошкольные (подготовительная группа) на тему: Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова. . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Ельченкова С.В. МДОУ д/с КВ 9 «Солнышко» г. Южноуральск 2014

2 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». В. А. Сухомлинский

3 Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

4 Работая в детском саду, я наблюдала следующее: у детей старшей группы слабо развито логическое мышление, они затрудняются в решении простых задач, не умеют доказывать свое решение, сравнивать, классифицировать по нескольким признакам. И всё это сказывается на дальнейшем развитии и обучении детей в школе.

5 Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико — математические игры и упражнения.

6 цель моей работы развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

7 задача развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей, направленные на умственное развитие в целом.

8 Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа: создана соответствующая развивающая среда

9 разработана модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста, составлена картотека логико- математических игр; оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.

10 условия работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

11 Для того чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии, использовала систему авторских игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

12 Палочки Кюизенера вначале использовала как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными палочками, создавали различные конструкции.

13 Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего, своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных и т.п.

14 Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе дети стали: более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства, овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».

16 В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации.

17 В дальнейшем согласились и приняли участие в приобретении дидактических пособий (игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша на каждого ребенка).

18 В дальнейшем хочу продолжить работу по изготовлению других авторских игр, например, как «Геоконт» автор Воскобович В.В. «Игры Никитина».

19 Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

vylechitrebenka.ru

Проект «Развитие логико – математических способностей у дошкольников»

Дата публикации: 10.05.17

Шитова Анна Алексеевна воспитатель I квалификационной категории, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Рябинка" , гп. Куминский Кондинский район Тюменская область ХМАО — Югра

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

логико – математических способностей

Воспитатель I квалификационной

Информационная карта проекта

Полное название проекта

«Развитие логико – математических способностей у дошкольников»

Шитова Анна Алексеевна

подгруппа детей (10 человек), родители, педагоги.

Район, поселок, представивший проект

гп Куминский Кондинский район

628205 гп Куминский ул. Почтовая д.36

Вид, тип проекта

Исследовательский практико – ориентированный, микрогрупповой

Направление деятельности проекта

Необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности, логики мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании материала математического содержания.

Создание условий и содействие развитию дошкольников логико – математического типа интеллекта в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения через внедрение инновационных развивающих технологий.

Проект «Развитие логико – математических способностей у дошкольников» максимально адаптируется к потребностям, особенностям, логико – математическим способностям ребенка, что является непременным условием стратегии, реализуемой через выстроенную индивидуальную образовательную технологию. Разработан с учетом специфических особенностей ближайшего окружения ребенка, определяет для окружающих ребенка взрослых цели, задачи, условия и средства его воспитания и развития. Несет стратегию локальных изменений: обновление образовательной деятельности за счет внедрения методов и приемов, организационных форм, обеспечивающих личностный рост ребенка, позитивную динамику его образовательных достижений. Определяет пути индивидуальной траектории развития ребенка, достижения прогнозируемого результата, который должен быть получен к определенному моменту времени. Позволяет своевременно выявлять и предупреждать нежелательные тенденции в развитии одаренного ребенка в период реализации образовательных целей и задач.

Дневная, (в повседневной жизни, в непосредственно образовательной деятельности)

Повышение интеллектуального уровня воспитанников в логико – математическом развитии.

Увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии.

Построение развивающей среды на основе совместной партнерской деятельности всех участников педагогического процесса.

Положительное влияние условий социума на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, направлено не на формирование первичных счетных навыков, как считают многие. Оно способствует развитию логического мышления, сенсорных каналов восприятия, всех первичных базовых навыков.

Современные дети в повседневной жизни достаточно рано начинают встречаться в быту и играх с ситуациями, требующими элементарных математических решений (поделиться игрушками, поделиться печеньем, расставить приборы для гостей и т.д.). На первых порах с помощью взрослого, а затем и самостоятельно дети учатся решать такого рода задачи. У них формируется собственное представление о содержании математического объекта.

Данный этап очень важен в формировании математических представлений, что доказывается в многочисленных исследованиях ученых. Как указывается в концепции непрерывного математического образования, математические отношения представляют инструмент самопознания математики самим ребенком. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в период новых технологий и стремительного прогресса на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

•Уделяется недостаточно внимания формированию у дошкольников логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с жизнью де­тей и практическим опытом.

•Недооцениваются на практике вопросы формирования у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т.е. тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоя­щей учебной деятельности.

•Потенциальные возможности детей часто ос­таются нереализованными.

  • Углубленное развитие общих и специальных интеллектуальных способностей детей путем вооружения их инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний.
  • Создание специальной образовательно-интеллектуальной среды.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс.
  • Работая с детьми, заметила, что несколько детей в группе (третья часть группы) проявляют интерес к занимательным математическим играм, имеют математические способности. Чтобы определить уровень развития интеллектуальной активности воспитанников, наблюдала за детьми в образовательной деятельности познавательного цикла, в разных видах продуктивной деятельности, а также в деятельности, носящий моделирующий характер. Пришла к выводу, что эти дети отличаются от других. Например,

    по скоростным показателям:

    — быстро решают логико – математические задачи

    — быстрота осознания проблемной ситуации

    — стремление длительное время заниматься интеллектуальной деятельностью и т.д.

    По эргическим показателям:

    — стремление к продолжению и завершению интеллектуальной задачи

    — возвращение к прерванному интеллектуальному действию и т. д

    По вариативным показателям:

    — разнообразие и нахождение новых способов решения задач

    — разнообразие мыслительных процессов (классификаций, направлений анализа, путей обобщении и т.д. )

    — технологиями мыслительных действий, процессами познавательного поиска.

    И тогда я поставила перед собой цель: организовать дополнительную работу по логико — математическому развитию с этими детьми.

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

    СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26,

    Устав МК ДОУ детского сада «Рябинка»

  • Лицензия на правоведения образовательной деятельности от 11 сентября 2015 г. № 2274, выданной службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
  • Образовательная программ дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинка», Приказ № 164-од от 09.09.2015 г.
    • Основная часть
      • Условия для успешногообучения дошкольников логико – математического типа интеллекта.
      • Изучена методическая литература по данному направлению.
      • Создана предметно-развивающая среда в группе по интеллектуальному развитию: центр познания, оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями в области логико — математического развития детей.
      • Создана картотека развивающих игр с логико — математическим уклоном.
      • Разработаны и изготовлены карты с заданиями для работы дома и в группе.
      • Участие детей во всероссийских заочных интеллектуальных проектах, районном конкурсе по интеллектуальному развитию «Умники и умницы».
      • Разработан и реализуется проект «Развитие логико – математических способностей у дошкольников» — организация работы с интеллектуально одаренными детьми, имеющими склонность к математике, в качестве дополнительного образования.
        • Задачи:
        • 2.2. Цель: Создание условий и содействие развитию дошкольников логико – математического типа интеллекта в целостном образовательном пространстве дошкольного учреждения через внедрение инновационных развивающих технологий.

        • Развивать познавательные интересы у дошкольников: любознательности, пытливости ума, формирование активности и стремления к получению новых знаний.
        • Развивать познавательные способности ребенка как основы интеллекта.
        • Развивать познавательную деятельность: формирование чувственных способов познания, формирование системы умственных действий, развитие познавательных психических процессов.
        • Создавать условия, способствующие формированию интеллектуальных способностей и индивидуальному для каждого ребенка стилю познавательной деятельности.
        • Разрабатывать и реализовывать эффективные формы работы с родителями по вопросам интеллектуального развития детей.
          • Основное направление стратегии развития логико – математических способностей воспитанников — необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности, логики мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании материала математического содержания.
          • предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития логико — математических способностей детей.

            — создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

            — новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;

            — большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;

            — необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;

            — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

            — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

            — обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

            — поисковые (моделирование, эксперименты);

            — игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения);

            — использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи);

            Современные педагогические технологии:

            Методы повышения познавательной активности:

            — Элементарный анализ (установление причинно – следственных связей0

            — Метод моделирования и конструирования

            — Экспериментирование и опыты.

            — Наблюдение во всех видах деятельности ребенка.

            -Выявление уровня интеллектуальных способностей.

            Совместная деятельность (организация образовательной деятельности с учетом дифференцированного подхода )

            Дифференцированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Так, например, таким детям следует предлагать усложненные варианты заданий, создавать условия побуждающих детей оказывать помощь другим детям, оценка своих работ и работ других детей. Такой подход оказывает помощь детям в развитии их способностей и одаренности.

            Организация индивидуальной работы

            Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать ТРИЗ. ТРИЗ дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях (с геометрическими формами).

            Организация самостоятельной деятельности детей

            -Развивающие игры, способствующие решению умственных способностей

            — Обучающие настольно-печатные игры по математике

            Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы.

            Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.

            Взаимодействие с семьей воспитанников

            — Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье

            — Участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН)

            — Создание обогащенной развивающей среды в группе

            — Создание игровых ситуаций

            — Проведение интеллектуальных игр

            2.6. Направления деятельности семьи в развитии и воспитании ребенка:

          • Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
          • Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
          • Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
          • Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
          • Заведующий детским садом – создаёт условия для организации и проведения мероприятий.
          • Старший воспитатель – обеспечивает необходимой документацией, литературой всех участников программы, методическими разработками.
          • Музыкальный руководитель – помощь в проведении развлечений;
          • Воспитатель – реализация программы, составление карты ребенка.
          • Зам. заведующего по хоз. части – материально-техническое обеспечение.
          • 2.8.Имеющиеся ресурсы на начало реализации программы и ее окончание:

          • Обучающие настольно-печатные игры по математике
          • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов
          • Геометрические мозаики и головоломки
          • Занимательные книги по математике
          • Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы
          • Тетрадь в клетку
          • Простой карандаш, цветные карандаши, набор фломастеров, ручка
          • Линейки, набор цифр
          • Ножницы, набор цветной бумаги
          • Счетный материал
          • 2.9. Требования к методическому обеспечению программы:

          • Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
          • Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
          • Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).
          • Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
          • В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
          • Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.
            • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей.
            • Создание банка идей и предложений; подбор методической литературы.
            • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса математической направленности.
            • Создание развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей интеллектуальное развитие дошкольников
            • Анкетирование родителей с целью выявления их отношения в проблеме интеллектуального развития детей логико – математического типа интеллекта.
            • Составление календарно-тематических планов.
            • Реализация задач в рамках непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию на основе деятельностного метода
            • Реализация задач в свободных видах детской деятельности: в играх и упражнениях на развитие интеллектуальной сферы, и совместной деятельности.
            • Введение родителей в воспитательно- образовательный процесс ДОУ.
            • Оценка способностей дошкольников с логико – математическим типом интеллекта (по методике Н. В. Микляевой).
            • Определение перспектив в работе детьми и с родителями.
            • Презентация проекта.

            moyaugra.ru

            ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПОЗНАЁМ, ИССЛЕДУЕМ, ТВОРИМ»

            1 Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Центр развития ребёнка — детский сад 1 станицы Калининской Калининского района Краснодарского края ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПОЗНАЁМ, ИССЛЕДУЕМ, ТВОРИМ» Номинация дошкольный возраст «Занимательная математика в детском саду» Авторы проекта: Острикова Марина Александровна воспитатель МАДОУ д/с 1 ст. Калининской; Лебедева Наталия Ивановна — воспитатель МАДОУ д/с 1 ст. Калининской; Станица Калининская 2015 г.

            2 СОДЕРЖАНИЕ Паспорт проекта. 3 Пояснительная записка..4 Актуальность проекта. 5 Цели и задачи 6 Содержание проекта..7 Ожидаемые и полученные результаты 11 Литература.12 Приложение. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта «Занимательная математика в детском саду» Автор проекта Лебедева Наталия Ивановна, воспитатель МАДОУ — ЦРР — детский сад 1 станицы Калининской Краснодарского края Руководитель Острикова Марина Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР — детский сад 1 станицы Калининской Краснодарского края Участники проекта Дети дошкольного возраста, воспитатели, родители Тип проекта Познавательно — исследовательский Актуальность проекта Отсутствие интереса к математике у некоторых детей, из-за недостаточного развития мышления и внимания. Цель проекта Раскрытие способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста. Задачи проекта 1.Учить детей абстрагировать, выделять главное. 2.Развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость, используя дидактические игры математического содержания; способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления. 3.Воспитывать умение строить догадки, рассуждения, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций. Ожидаемый Развитие у детей интереса к математике, стремления к результат преодолению трудностей. Формирование операций логического мышления. Применение математических знаний и умений в самостоятельной деятельности. Осознание

            3 Сроки реализации проекта Этапы реализации проекта родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале г г. I. Подготовительный ( года) II. Основной (2015 года) III. Заключительный ( 2016 года) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу мышлению и воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Практика показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника.

            4 Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми и находчивыми Проект «Занимательная математика» разработан для детей второй младшей группы. Тема проекта была выбрана не случайно. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, занятий, режимных моментов, мы стали замечать, что некоторые дети затрудняются назвать геометрические фигуры, с которыми мы уже знакомили, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям, дети самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире мире геометрических фигур. Проект направлен на формирование представлений о геометрических фигурах, развитие математических способностей, что способствует дальнейшему развитию детей в детском саду Участники проекта — дети четвертого года жизни, воспитатели, родители. Цель: Создать условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Задачи: 1. Формировать умение распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки; 2. Развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость, используя дидактические игры математического содержания; — развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др.); — совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина); — накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей с геометрическими фигурами. 3. Воспитывать умение строить догадки, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций Содержание проекта. Подготовительный этап: В ходе реализации данного этапа происходил: — подбор иллюстрированного материала, наглядных пособий и оборудования; — подбор материала для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.); — беседы с родителями о проведении познавательного проекта (домашнее задание: изготовление шапочек «геометрические фигуры»); — беседы с детьми, совместное составление плана реализации проекта; Основной этап: Во время основного этапа проводились следующие мероприятия: — работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация,

            5 конструирование, рисование, лепка), проведение разнообразных игр, разучивание физкультминуток, проведение игр-драматизаций, показ настольных театров; — оснащение предметно-развивающей среды, организация выставки творческих работ. Заключительный этап: 1. Организация выставки «Мир формы и фантазии». 2. Презентация собственной коллекции книжек малышек, с детскими авторскими загадками и мини-сказками о фигурах и формах. 3.Итоговое мероприятие «Путешествие в страну волшебных фигур» Ожидаемый результат: В результате реализации проекта дети смогут распознавать геометрические фигуры, систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, а также развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности. Полученный результат: В ходе проекта было сделано много интересного, а именно: — оформлена выставка творческих работ и коллекция книжек-малышек по изученным геометрическим фигурам; — сделаны вместе с родителями шапочки «Геометрические фигуры»; — проведены познавательные беседы и мероприятия; — разучены и освоены новые физкультминутки, дидактические игры, пальчиковые гимнастики; — в совместной работе дети активно и дружно работали, развивали в себе коммуникативные и познавательные способности; — систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования. Список использованной литературы: 1.Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., В.П.Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., Калинченко А.В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, 3. 3.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М.ТЦ Сфера, Сербина Е.В. Математика для малышей. М., Просвещение, Щербакова Е.И., Методика обучения математике в детском саду. М., Материал, используемый при проведении проекта: Стихи Посмотрите-ка вокруг! Пальчиком рисуем круг. Куклы были вместе в ряд, А теперь в кругу сидят. Наше солнышко в окне — Золотой круг в вышине. Круглый мячик здесь лежит, В ручки к вам он поспешит. Треугольник — три угла, Посмотрите детвора: Три вершины очень острых — Треугольник «остроносый».

            6 Стороны в нем тоже три: Раз, два, три ты посмотри. Треугольник мы рисуем, Знать теперь его мы будем. Познакомьтесь, вот квадрат! Он знакомству очень рад! В нём угла уже четыре, Нет его ровнее в мире: Стороны четыре в нём, Две скрепляются углом. Круг в нем может разместиться, В куб он сможет превратиться. Вот овальный огуречик, Из него и человечек Получиться может ловко: Ручки, ножки и головка. Наш овал нам сделать просто: Круг растянем больше роста. Нет углов и нет сторон, Очень вытянутый он. Загадки Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышку На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья? (круг) Три угла, три стороны Могут разной быть длины (треугольник) Он давно знаком со мной Каждый угол в ней прямой Все четыре сторон одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его (квадрат) Физкультминутки «Веселый счет» Раз, два, три, четыре, пять, Отправляемся гулять. По новеньким дорожкам Мы пройдем совсем немножко. Влево, вправо посмотрели И на корточки присели. Встали дружно, потянулись И, как кошечки погнулись. А теперь прыжки на месте И похлопаем все вместе. «Раз согнуться, разогнуться» Раз согнуться, разогнуться, Два нагнуться, потянуться. Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре руки шире. Пять, шесть тихо сесть. Пальчиковая гимнастика «Сделай фигуру из пальчиков» Предложить детям сделать геометрические фигуры из пальчиков. «Жили были гномики» Жили были гномики в расчудесном домике Папа- гном дрова рубил, Гном сынок их в дом носил, Мама-гномик суп варила, Тетя гном его солила, Гномик- тетушка стирала, Гномик- бабушка вязала, Дед окошко открывал всех гостей он в гости звал

            docplayer.ru

            Проект «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»

            Проект «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»

            Анализ внешней среды…. 7

            Анализ внутренней среды…. 7

            Постановка проблемы…. 8

            1.1. I этап- организационно подготовительный …. ….9

            1.2. II этап – основной практический …. 13

            1.3. III этап – заключительный …. 20

            2. Мониторинг развития логического мышления у детей старшего

            3. Эффективность работы … 24

            5. Литература … 26

            «Чем легче учителю учить,

            тем труднее ученикам учиться»

            Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

            Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

            Логические приемы — сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

            Тема проекта Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников

            Автор проекта Тарлыкова Вера Михайловна

            Место реализации проекта Старшая группа «Гномики» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №44 «Поляночка» город Новочебоксарск

            Проблема проекта Недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста.

            Цель и основные задачи проекта Цель: Овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.

            *Обучение детей операциям анализа — синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

            · речи (умение рассуждать, доказывать,

            * Воспитание коммуникативных навыков,

            стремления к преодолению трудностей,

            уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

            Сроки реализации проекта Сентябрь 2015 г. — май 2016 г. (долгосрочный)

            Участники проекта Дети старшей группы, воспитатели, родители.

            Ожидаемые результаты • Улучшатся показатели уровня развития логического мышления;

            • Появится интерес к играм и занятиям;

            • Появится заинтересованность родителей развивать элементы логического мышления детей посредством нетрадиционных дидактических игр;

            • Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми

            • Внедрение игр в работе с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.

            • Обогатится речь детей;

            Анализ внешней и внутренней среды

            Положительные факторы Отрицательные факторы

            *У воспитателя имеется высшее педагогическое образование.

            *У воспитателя большой педагогический стаж

            *Педагог владеет проектной деятельностью.

            *Специалисты ДОУ активно помогают в проведении мероприятий.

            *Первая часть по развитию элементов логического мышления реализовалась в среднем возрасте. * У родителей, несмотря на их желание помочь, недостаточно знаний.

            *Мы активно обогащаем материально-техническую базу, принимаем любую помощь.

            *Детский сад активно сотрудничает с библиотеками, школами. *Недостаточное бюджетное финансирование ограничивает приобретений игр и пособий.

            Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

            Актуальность нашего проекта вытекает из задач Федерального государственного образовательного стандарта, разработанного на основе нового закона об образовании. А именно, развитие любознательности и познавательной мотивации детей; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

            Проблема заключается в недостаточном использовании дидактических игр при развитии логического мышления у старших детей дошкольного возраста.

            Создание необходимых условий для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

            1. Обучать детей операциям: анализа, синтеза, сравнения, классификации.

            2. Формировать навыки использования частицы отрицания «не».

            3. Формировать навыки упорядоченности действий.

            4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

            2. Развивать у детей умение рассуждать, логически излагая свои мысли.

            3. Развивать произвольное внимание, познавательный интерес и творческое воображение.

            4. Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

            Проект долгосрочный. Первая часть проекта реализовалась в период сентябрь 2014 – май 2015 в среднем дошкольном возрасте. С выявлением уровня развития логического мышления в первом периоде, разработала вторую часть проекта на период сентябрь 2015 – май 2016 в старшем дошкольном возрасте.

            1 этап – организационно — подготовительный (констатирующий) – сентябрь. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

            2 этап – основной практический (формирующий) — октябрь – апрель. На формирующем этапе было проведено: отбор и моделирование форм работы с детьми; преобразование предметно – развивающей среды; использование апробированных авторских технологий.

            3 этап – заключительный (контрольный) – май. На заключительном этапе диагностика для выявления успешности выбранной технологии при решении обозначенной педагогической проблемы.

            1. Содержание и реализация проекта

            1.1. I этап — организационно-подготовительный

            Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

            Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

            1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

            2. Ознакомиться с опытом педагогов — коллег, работающих по данной схеме.

            3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.

            4. С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.

            5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

            6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

            7. Составить план — схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

            Разделила их следующим образом:

            а) дидактические «Логические блоки Дъенеша» Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

            «Палочки Кюизенера» Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности — абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме. «Круги Эйлера» Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже — действовать по простейшей схеме (чертежу, словесному указанию). В творческий процесс включаются логические операции — анализ, синтез.

            б) игры со счетными палочками (по Михайловой) развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете.

            игры на развитие воображения (в том числе — по ТРИЗ — технологии).

            Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности.

            1.2. II этап – основной практический

            Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

            Задачи данного этапа:

            1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.

            2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

            3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр. 4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

            5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.

            Мысленно я распределяю детей на три группы, с целью дифференцированного подхода. Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) — у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а также подключаю к играм соревновательного характера. Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

            1.3. III этап- Заключительный

            Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

            Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.

            Определение дальнейшей деятельности по развитию элементов логического мышления. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.

            Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально — личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.

            1. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /Под ред. А. А. Столяра – М., 1991. – 80 с.

            2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.

            3. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

            4. Математика от трех до шести /Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. — СПб.: «Детство-пресс», 2003. — 176 с.

            5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников – СПб. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 128 с.

            6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.

            7. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика — синтез, 2013.

            8. Синицына Е. Логические игры и задачи -М., 2004г.

            9. Удальцова Е. И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. -М., 1982.

            10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155.

            12. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М., 1981.

            13. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.

            Методика работы с Блоками Дъенеша

            Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

            Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства:

            1. Выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, потом одна исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

            2. Все фигуры складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

            3. Все фигуры снова складываются в мешок. Ребенок достает одну из них из мешка и характеризует по одному или нескольким признакам либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

            4. Выкладываются три фигуры. Нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (цвет, форма, размер или толщина).

            5. Надо найти все фигуры, не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

            6. Надо найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

            7. Следует продолжить цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (по форме, размеру и толщине).

            8. Надо выложить фигуры так, чтобы последующая отличалась от предыдущей одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

            9. Надо выложить цепочку, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.).

            10. Надо выложить цепочку, чтобы рядом были одинаковые по размеру, но разные по форме фигуры и т. д.

            11. Надо выложить цепочку, чтобы рядом оказались фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

            12. Каждому блоку нужно найти пару, например: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

            13. Перед ребенком выкладывают восемь блоков, под одним из них прячут «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?»«Нет», «Под красным?»«Нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

            14. По аналогии с предыдущей игрой в коробку можно спрятать одну из фигур, ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что лежит в коробке.

            15. С одной стороны выкладывается три фигуры, с другой четыре. Где блоков больше и как их уравнять?

            16. Выкладываем в ряд пят –шесть любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

            17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

            18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно фигурами другого цвета и размера, другой формы.

            19. Ребенку предлагают выложить фигуры по начерченной схеме, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

            20. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

            21. В коробку педагог убирает только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.

            22. Нужно распределить фигуры между таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

            1. цвет обозначается пятном;

            2. величина – домиком (большой, маленький).

            3. форма – контуром фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

            4. толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).

            5. Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; если синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; если синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – синие круги, толстые и тонкие и т. д.

            Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

            1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

            2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

            3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

            4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

            5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

            6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

            7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

            8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

            9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

            10. «Больше — меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

            11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

            12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

            13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.

            14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

            15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.

            16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.

            17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.

            18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

            Тематическое планирование совместной деятельности

            Сентябрь. 1)Дидактические игры «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось». 2)Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3)Занимательные вопросы, загадки – шутки.

            Задачи: Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления.

            Октябрь. 1) Дидактические игры «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке» 2) «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» — знакомство с карточками – символами. 3)Решение логических задач. 4) Головоломки «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

            Задачи: Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. Задачи на логическое мышление, логические концовки.

            Ноябрь. Обобщение. 1) Дидактические игры «Логический поезд», «Назови одним словом» 2) «Логические цепочки». 3)Игра с блоками Дьенеша с карточками – символами. 4)Выкладывание картин из счётных палочек.

            Задачи: Обучать в умении подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Обучать в умении находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

            Декабрь. Классификация. 1) Дидактические игры «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» 2) Дидактическая игра «Подбери и назови». 3) Игра с палочками Кюизенера. 4)Учимся отгадывать загадки.

            Задачи: Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

            Январь. Систематизация. 1) Дидактическая игра «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов» 2)Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3) Графический диктант.

            Задачи: Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу. Обучать самостоятельно находить закономерность.

            Февраль. Ограничение. 1) Дидактическая игра «В гостях у лисы», «Что лишнее». 2) Найди фрагменты изображений»3. Головоломки «Сложи квадрат», «Танграм». «Найди клад».

            Задачи: Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету, форме, размеру)

            Март. Умозаключения. 1)Дидактическая игра «Потому, что…», «Логика» 2) Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. 3. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши»

            Задачи: Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

            Апрель. Установление причинно – следственных связей. 1) Дидактическая игра «Почему это произошло». 2) Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3) Логическая мозаика.

            Задачи: Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

            Май. 1)Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» 2). Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 3)Решение логических задач. 4)Графический диктант. 5) Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».

            Задачи: Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

            Формы работы с родителями

            *Консультации «Развивающие игры для ребенка», «Игры для развития логического мышления детского сада и дома»

            *Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

            *Открытые занятия по формированию элементарных математических представлений по развитию элементов логического мышления

            * Совместные игры — занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

            * Тематическое развлечение — состязание между командами родителей и детей (используется занимательный материал как для детей, так и для взрослых);

            *Круглый стол по теме «Я учусь считать»

            *Папка передвижка «Веселые цифры», «Живые геометрические фигуры»

            *Памятка для родителей «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»

            *Выступление на родительском собрании по вопросу «Развитие логического мышления у дошкольников» (как часть родительского собрания)

            Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями Презентация Слайд 1 Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями. Слайд.

            Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

            Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Цветы для Тани» Информация о педагоге: • Соловьева Юлия Александровна • Образование высшее специальное • Высшая квалификационная категория • Педагогический.

            Развитие логического мышления дошкольников с использованием игрового материала Презентация » Развитие логического мышления дошкольников с использованием игрового материала» Именно с логического мышления начинается.

            Проект на тему: Развитие элементов логического мышления посредством игры Проект:«Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры» Тип проекта: познавательный. Сроки реализации:.

            Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 «Золотая.

            Развитие логического мышления посредством развивающих игр «Кубики для всех» Никитина В основе интеллекта лежит развитое логическое мышление. Этот процесс развития методически состоит в формировании и развитии обобщенных приёмов.

            Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.

            Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядно-дидактического материала Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления.

            Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений Разработала: Кулинич Е. В., воспитатель МОАУГ № 8 (группы дошкольного образования) Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает.

            www.maam.ru