Проблемы родителей с детьми школьного возраста

Как работать с детьми дошкольниками?

За годы взросления ребенок проходит несколько возрастных этапов, преодолевает несколько кризисов и из неразумного младенца становится почти взрослой самостоятельной личностью. Поэтому использовать одни и те же методы и средства обучения и воспитания в три года и в шесть лет практически невозможно. Работая с детьми дошкольного возраста, следует опираться на возраст, уровень развития и психологические особенности ребенка.

Общее правило для всех занятий – деление урока на части:

  • Объяснение, что и зачем делается, введение. Это может быть сказочное вступление, может быть научное объяснение или игра;
  • Самостоятельная работа малышей под контролем и с помощью педагога;
  • Анализ и оценка работы. Психологи рекомендуют оценивать только работы, а не поведение, и оценивать всю группу. Не стоит фиксировать внимание на неудачах, лучше хвалить ту часть, которая получилась.
  • Ведение работы с детьми младшего дошкольного возраста

    В три-четыре года ребенок активно знакомится с окружающим его миром, учится находить общий язык со сверстниками и взрослыми, понимать свое место в мире. Дети начинают проявлять агрессию и негативизм по отношению к взрослым, отстаивать свою самостоятельность, и взрослым в это время следует дать малышу возможность больше делать самому.

    Частая ошибка родителей по отношению к детям 3-х лет – выполнение простых действий вместо ребенка. Самая частая фраза, которую ребенок будет произносить в этом возрасте – «Я сам!». Многим родителям и педагогам в детском саду сложно принять такие изменения в малыше, и зачастую ему просто не позволяют самостоятельно выполнять даже простые действия: застегнуть пуговку, надеть ботиночек и т.д. Если родители и воспитатели будут мешать в выполнении таких простых действий, то они могут вообще отбить у ребенка желание что-то делать самостоятельно, что в будущем приведет к инертности, неуверенности в себе и патологической лени.

    Обучение детей младшего дошкольного возраста начинается с развития речи. У детей активно идет процесс запоминания новых слов, и память в этот период очень цепкая, хотя и работает больше долгосрочная, чем краткосрочная, поэтому основной упор в обучении детей воспитатели делают на развитие устной речи. Педагоги разучивают с детьми много новых стихов и песенок, играют в словесные игры. Ребенок в этом возрасте начинает много говорить, и задача взрослого – слушать его, поправлять и помогать формулировать мысли.

    Прочие занятия имеют наглядно-действенный характер, и обычно направлены на закладывание базовых знаний, их систематизацию и применение. Например, на занятии воспитатель объясняет, какие бывают геометрические фигуры, показывает, как из бумажного квадрата сделать треугольник или прямоугольник, а на занятии по аппликации дети вырезают эти фигуры из цветной бумаги и создают из них композицию. Таким образом дети сначала узнают новую информацию, а затем закрепляют ее в памяти.

    При обучении детей младшего дошкольного возраста главная задача взрослого — привить ребенку любовь и хорошее отношение как к воспитателю, так и к процессу обучения. На занятиях малыши учатся слушать и выполнять указания. Поскольку детям этого возраста сложно концентрировать внимание на одном объекте, задача вовсе не так проста, как кажется. Рассаживать малышей во время занятий лучше за разные столики, учитывая их возраст и уровень развития. Имеет смысл к активным маленьким детям подсаживать одного спокойного из старшей возрастной категории, который будет служить примером и авторитетом. Гиперактивных и легковозбудимых детей лучше рассаживать подальше друг от друга.

    Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к оценке взрослого. Если взрослый смеется, обесценивает работу или ругает за неверно понятое задание или плохое его исполнение, то у ребенка падает самооценка и пропадает желание что-то делать. Поэтому очень важно фокусировать внимание на том, что малышу удалось сделать хорошо, даже если таких элементов совсем мало.

    Музыкальные занятия в младшей группе должны быть посвящены знакомству с миром звуков. Во время проведения занятий педагог включает или наигрывает детям отрывки из музыкальных произведений, ассоциируя их с игрушкой, событием или настроением. Могут быть разучены небольшие легкие песенки и танцы, состоящие из нескольких простых движений. Тематика музыкальных занятий и репертуар должны быть подобраны в соответствии с возрастом, и направлены на развитие вокальных данных воспитанников. Не рекомендуется проводить занятие музыкой дольше 15-30 минут.

    Работа с детьми 4-5 лет

    Дети, достигшие четырехлетнего возраста, заметно отличаются от воспитанников яселек и младшей группы. Они более активны, самостоятельны, физически развиты. В этом возрасте невероятно велика потребность в движении. Основной упор в процессе занятий педагог должен делать именно на двигательную активность, чтобы ребенок мог не только развиваться физически, но и «сбрасывать» накопившуюся энергию.

    К четырем годам у детей появляется потребность в общении со сверстниками. Если дети младшей группы отлично играют в одиночестве или в компании одного взрослого, то четырехлетки играют вместе, зачастую в довольно сложные сюжетно-ролевые игры. Разговоры в группе детей тоже становятся довольно долгими и содержательными.

    В процессе обучения детей в детском саду педагог использует желание малышей наладить связи между собой. Очень хорошо подойдут игры на развитие коммуникативных способностей, работу в команде, умение договариваться и действовать слаженно. Главная задача педагога на этом этапе – помочь детям с построением коммуникации.

    В среднем дошкольном возрасте у детей активно развивается мышление и они стремятся именно к интеллектуальному общению со взрослыми, задавая огромное количество вопросов. Некоторые выводы малыши способны сделать и сами, но в начале процесса обучения детей дошкольного возраста рекомендуется подробно и терпеливо отвечать на возникающие вопросы и показывать малышам причинно-следственные связи между разными событиями. Средний дошкольный возраст – самое лучшее время для обучения ребенка. Дети, которые не получают ответы на свои вопросы, теряют доверие к взрослому, замыкаются в себе, становятся упрямыми и непослушными.

    Одна из самых интересных черт характера ребенка 4-5 лет – понимание, что у игры и жизни есть свои правила. В этом возрасте детям становятся интересны сложные игры с правилами, и в этом же возрасте появляется «ябедничество» на нарушение этих правил. Если ребенок начинает жаловаться на то, что кто-то правила нарушает, его ни в коем случае нельзя ругать, наоборот, «ябедничество» — знак того, что малыш осмыслил и принял правила, и ему нужно подтверждение того, что он их понял верно. По сути, обращение к педагогу – это не что иное, как обращение к авторитету и потребность в одобрении правильного, с точки зрения ребенка, поведения.

    В рамках обучения детей дошкольного возраста музыке стоит разделять занятия на общую и разминочную части. Во время разминки дети могут ходить по кругу, выполняя в процессе какие-то физические упражнения (на пяточках, на носочках, косолапя, как мишка, прыгая, как зайчик, топая, как слоник и т.д.). В общей части дети разучивают песенки, танцевальные номера к празднику. Дети 4-5 лет уже достаточно хорошо владеют собственным телом и в танце могут быть использованы достаточно сложные движения. Обязателен на занятиях элемент игры и несложный сказочный сюжет.

    Работа с детьми старшего дошкольного возраста

    У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты в психике процессы возбуждения и торможения, благодаря которым дети могут сохранять спокойствие, понимать и соблюдать правила игры, концентрироваться на одном объекте довольно долгое время. Малыши быстрее реагируют, подстраиваются под ситуацию, способны отвлечься и переключиться по своему желанию. Для возраста 5-6 лет характерно появление произвольности, то есть способности малыша контролировать свое поведение.

    В сознании ребенка происходит разделение на «Я-реальное» и «Я-желаемое», при котором «Я-желаемое» идеализируется. Шестилетний ребенок может в рамках этого разделения представлять себя кем-то другим, приписывая себе желаемые качества. Именно в этом возрасте дети считают себя супергероями, принцессами, сказочными существами, и подстраивают свое поведение под характер вымышленного, идеального героя.

    В общении на первый план выходят сверстники. Накопленный багаж знаний и хорошо сформированная речь позволяют общаться без участия старших, проявлять интерес друг к другу без подсказок. Игры в старшем дошкольном возрасте становятся сложными, часто с закрученным сюжетом и четким распределением ролей, с внутриигровыми конфликтами и их решением.

    В процессе обучения детей дошкольного возраста педагогу необходимо объяснять цель и мотив деятельности, давать больше заданий на развитие памяти, словарного запаса и мышления. Отлично подходят для этого возраста интеллектуальные игры, не только словесные, но и естественнонаучные. Многие дети в 6 лет уже готовятся к школе, учатся писать и читать, отчего развивается произвольная память. Дошкольникам будут интересны игры, развивающие мышление и внимание, такие как: «Найди лишний предмет», «Выбери самое похожее и непохожее», «Найди 10 отличий» и т.д.

    Специфика обучения детей дошкольного возраста с гиперактивностью

    Гиперактивность и синдром дефицита внимания встречается почти у четверти детей дошкольного возраста. Такие детки не способны долго удерживать внимание, очень импульсивны, суетливы, иногда агрессивны. При работе с гиперактивным ребенком воспитателю приходится несколько раз объяснять ему простое задание, так как малыш часто отвлекается и не слушает указаний. При работе с ним будут эффективны упражнения по развитию самоконтроля, внимания, координации, игры со строгими правилами. Обязательны пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику.

    Многие психологи советуют направлять энергию гиперактивных детей «в мирное русло». Например, попросить малыша придумать сюжет сказки самому и показать спектакль. Второй вариант – дать ребенку долю ответственности, например, сделать его капитаном команды в спортивном состязании. Поскольку гиперактивные дети всегда в центре внимания и собирают вокруг себя остальных, то в роли капитана команды он сможет и реализоваться как лидер, и зарядить своей энергией других детей.

    Особенные детки есть почти в любой группе детского сада. К особенностям развития относят не только заболевания и травмы, но и небольшие задержки психического развития, проблемы со зрением, слухом, речью или опорно-двигательным аппаратом, легкий аутизм. Даже если по состоянию здоровья ребенок может посещать общую группу, воспитателям необходимо уделять ему немного больше внимания, и учитывать состояние особенного ребенка при работе с группой.

    deti.center

    Психологические особенности детей младшего школьного возраста (выступление на МО учителей начальных классов)

    — Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня на заседании МО учителей начальных классов мы рассмотрим тему «Психологические особенности детей младшего школьного возраста». Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.

    Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4 ) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

    Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

    Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

    Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

    На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

    Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

    Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

    Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя — самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

    Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

    Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся — его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства — в основном, цвет, форма и величина. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

    Возрастные стадии восприятия:

    • 2-5 лет — стадия перечисления предметов на картине;
    • 6-9 лет — описание картины;
    • после 9 лет — интерпретация увиденного.

    Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста — тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка — значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия.

    В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

    Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

    Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них — слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

    Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

    Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних — леность мысли, у других — отсутствие серьёзного отношения к учёбе, у третьих — повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

    Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

    Приёмы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).

    Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто «зазубривать». Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысления материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

    Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чём говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное? и т.д. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

    Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего, нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя. Наиболее трудный случай — медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

    Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

    Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

    В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

    Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия

    Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального «Я». Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

    Детей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными. Появляется новый уровень самосознания — осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.

    Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

    Предпосылками перехода ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

    • интеллектуальная готовность (или шире — готовность познавательной сферы);
    • личностная (в том числе, мотивационная);
    • социально-психологическая готовность;
    • готовность эмоционально-волевой сферы.
    • Очень часто притязания родителей ребенка не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями. В этом случае внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы понять и предотвратить негативные последствия проводится «Методика родительских оценок и притязаний» .

      Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

      Помимо этого есть и другие мотивы:

      1) Познавательные мотивы — те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;

      2) Социальные мотивы — мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

      Внешние мотивы — учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

      От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки . Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

      Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:

      Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность — целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.

      Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

      Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые.

      Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь — дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет.

      Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

      В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

      Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

      Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

      Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

      Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

      Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни — переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

      Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

      Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

      Приведите пример из собственных практики, когда игра помогла Вам в обучении младших школьников.

      Почему некоторые дети имеют проблемы с памятью в младшем школьном возрасте?

      Некоторые образовательные программы предусматривают введение учителей-предметников в начальной школе. Как это соотносится с организацией личностно -ориентированного обучения?

      Какая способность ребенка говорит о его психологической готовности к школьному обучению?

      В чем, по вашему мнению, нуждается учитель для построения обучения, направленного на развитие центрального психологического новообразования?

      ЛИТЕРАТУРА.

      1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.-Екатеринбург, 2000.
      2. Александрова С.С. «Психологические особенности младшего школьника», статья
      3. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
      4. Игнашова Е.В. «Развитие познавательных способностей учеников начальных классов», статья
      5. Кравцова Е.Е. «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», лекции1-8
      6. Николаева Т.Л. «Психологические особенности школьного возраста», статья

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Дети младшего школьного возраста

      Дети разных возрастов делятся на определенные возрастные категории. Дети в возрасте с семи до одиннадцати лет считаются детьми младшего школьного возраста. К этому возрасту, дети уже не растут так быстро, как дети раннего возраста. Так же они уже не так часто болеют, иммунная система уже работает более налажено.

      Однако, все равно, необходимо уделять достаточное внимание здоровью ребенка. Так как наши дети – это будущее нашей страны. И от их здоровья зависти будущее. Именно в это период происходит интенсивное развитие всех групп мышц, внутренних органов, нервной системы, растет и формируется скелет ребенка.

      В этот период происходит эмоциональная перестройка детского организма. Поэтому дети младшего школьного возраста так непоседливы, возбудимы, эмоциональны. И это один из самых прекрасных этапов в жизни человека. Его название детство. В этом возрасте дети так непосредственны, живы, обаятельны. Для счастья им надо совсем немного. И родителям необходимо постараться, чтобы этот период в жизни ребенка был насыщен яркими красками.

      Но все дети разные. У них разное поведение, разные способности, разные таланты. Довольно часто в это период педагогом психологом проводиться диагностика детей младшего школьного возраста. Такую диагностику проводят для выявления соответствия уровня развития детей в соответствии с его возрастом. Так же довольно часто диагностирует готовность ребенка к поступлению в школу. Определяют его умственное, психологическое, социальное развитие.

      Известно, что если ребенок готов к школе, то он может заниматься необходимым делом довольно продолжительное время, где то около получаса. Существует довольно много методик диагностики детей младшего школьного возраста. С их помощью изучают к чему стремиться ребенок, каковы его желания, насколько развита его самооценка, что преобладает в его воспитание духовные или материальные ценности.#Идеальные дети: реальность или вымысел?#

      Довольно важным является определение темперамента ребенка. Тогда зная его темперамент, педагог психолог может дать необходимые рекомендации родителям по поводу обучения ребенка, развития его способностей и корректировки поведения в зависимости от его темперамента.

      Психология детей младшего школьного возраста

      Необходимо знать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста. Ведь именно в этот период, ребенок еще очень непосредственен, но у него уже зарождаются взрослые качества. У него развивается логика, мышление и прочие качества, присущие взрослому человеку.#Развиваем ребенка, играя с ним#

      К тому же именно в это период наступает еще один кризис детского возраста. Это кризис семи лет. Уже подмечено, что именно в возрасте семи лет ребенок труднее поддается воспитанию, даже если до этого он был очень послушным. Это происходит от того, что в этом возрасте происходит становление ребенка, как личности.

      Если до этого ребенок был легок и непосредственен в общении, то теперь у него начинаются переживания. Он начинает понимать, что хорошо и что плохо. Происходи осознание того, от чего ему хорошо, а от чего плохо, что приносит огорчение, а что радость. Все это усугубляется его попаданием в новую жизненную среду. Важной задачей родителей в этот период, является не допустить, чтобы ребенок оказался закрытым для общения, постараться сохранить как можно дольше его детскую непринужденность.

      В тот момент, когда ребенок приходит школу в его жизни происходит довольно много изменений. Ему приходится приспосабливаться к новым жизненным условиям, учиться соблюдать определенные правила поведения. Задача родителей, помочь ребенку успешно преодолеть эту ступень его развития.

      И тогда родитель будет вознагражден за свои труды ответной реакцией ребенка. Именно в это период происходит развитие памяти, мышления, восприятии информации, внимания, воображения.

      В жизни детей семилетнего возраста особенно важным периодом считается период похода в школу. Процесс адаптации к школе у детей происходит по-разному. И необходимо тщательно осмотрительно относится к детям в этом периоде. Следите за настроением своего ребенка, как оно меняется в течение дня. Чаще беседуйте с ним, расспрашивайте об его успехах, как он ладит с одноклассниками, учителем, не обижают ли его. Не бойтесь беседовать с педагогом, он всегда вам поможет, даст хороший совет.

      Необходимо повышать самооценку школьника. От его успехов в учебе будет и зависит его авторитет в глазах окружающих. Дети уже понимают, что такое дружба и следует научить ребенка дружить, не обижать ребят, учиться учитывать не только свои интересы, ни и интересу окружающих.

      Для успешного обучения необходимо чтобы у школьника была хорошая память. А для этого ее необходимо развивать. Память это способность к хранению, получению и воспроизведению информации. Благодаря памяти возможно хорошее обучение.

      Память ребенка и методы повышения ее эффективности

      Существует несколько видов памяти. И для успешной жизненной позиции у детей должны быть достаточной мере быть развиты каждый вид.

      1. Это зрительная память. Когда человек глядя на предмет, запоминает его основные характеристики, черты, образ предмета.
      2. Это слуховая память. Когда человек запоминает информация на слух. В школьной жизни так учат стихи, тексты на пересказ и прочее.
      3. Механическая память. Это когда для успешного запоминания информации человеку необходимо ее записать. Тогда у него лучше усваивается информация.
      4. Для хорошей памяти ребенка младшего школьного возраста придется поработать родителям совместно с детьми. Необходимо развивать память, занимаясь с ребенком. Для этого можно учить стихи, сказки, больше читать, писать, развивать мелкую моторику рук, осязательные рефлексы. Лучше всего, если ребенок будет запоминать необходимую информацию через ее смысловое запоминание, а не через зубрежку. Ведь довольно часто, информация, полученная в процессе зубрежки, не может быть применена в должной мере.

        В период младшего школьного возраста происходит переход от непроизвольного запоминания информации к ее целенаправленному запоминанию. Для развития памяти используются разные приемы. Это и повторение, когда в результате часто повторения пройденного материала происходит его запоминание. Это и организация. Когда дети младшего школьного возраста могут использовать полученную информацию в качестве ассоциативных признаков.

        Третье, это семантическая обработка. И создание умственного образа. И многое другое. Самое главное не упустить тот момент, когда у ребенка есть желание получать и усваивать информацию необходимо использовать этот момент для развития памяти.

        Одной из особенностей детей младшего школьного возраста является достаточно быстрый рост его интеллекта. Ребенок овладевает новыми возможностями своего организма. Учиться воспроизводить что-то новое, получать новые знанию и умения.

        Авторитет педагога и родителей

        Большую роль в развитии новых качеств школьника играет педагог. От его компетентности зависит успех его учеников, их гармоническое развитие. Учитель правильно организует их учебную деятельность, учит анализировать полученную информацию, сравнивать различные предметы.

        Одной из задач учителя является сохранение у школьника желания учиться. Необходимо помочь детям наладить отношения в новом коллективе.

        Ведь каждый ребенок приходит со своими индивидуальными особенностями. И надо научить детей ладить друг с другом. С пониманием относиться к чувствам других людей.

        А еще необходимо научить детей преодолевать возникающие перед ними трудности. Иначе ребенок после каждой неудачи начнет терять интерес. Он будет аргументировать свое нежелание тем, что все равно у него ничего не получиться, что он ничего не понимает и не умеет.

        Успешное развитие ребенка младшего школьного возраста зависит то того, насколько положительно оценивают его взрослые. Именно взрослый человек способен вдохнуть в школьника уверенность в себе, в собственных силах.

        В этом возрасте дети очень зависимы от внешних факторов, от мнения взрослых. Они стремятся подражать своим родителям, учителю, или просто взрослым людям, которые являются для них идеалом. Довольно часто они копируют их манеру поведения. Поэтому так важно, чтобы пред глазами ребенка был человек, достойный для подражания.

        Именно в этом возрасте ребенок стремиться к совершенству. Дети уже делятся на группы в зависимости от своих интересов, довольно часто придя в новую группу, ребенок подчиняется ее правилам. А уже потом, после адаптации, начинает вносить в нее что-то новое.

        Внимание детей младшего школьного возраста

        Не следует забывать, что в младшем школьном возрасте формируется и развивается внимание. Без внимания невозможно построение учебной деятельности. Первоначально, при поступлении в школу, дети могут сконцентрировать свое внимание всего на несколько минут. В процессе учебы этот период увеличивается. И большую роль в этом играет правильно организованный учебный процесс.

        Для привлечения и удержания внимания детей младшего школьного возраста необходимо их мотивировать. Тут может быть и похвала, и желание получить хорошую оценку, и стремление выделиться из коллектива, стать заметным, быть лучше всех.

        Так же очень хорошо дети запоминают все новое, необычное, интересное. Поэтому, важно педагогу так организовать учебный процесс, чтобы дети были максимально заинтересованы.

        Физиологическое развитие детей младшего школьного возраста

        Так же в этот период следует уделять внимание физиологическому развитию ребенка. Ведь, как известно, именно в этом возрасте начинаются проблемы с осанкой. А эти в начале небольшие неприятности, в дальнейшем переходят в серьезные заболевания. Поэтому как школьные парты, так и домашнее место для приготовления уроков, должны быть оборудованы в соответствие с ростом ребенка. Парта и стул школьника должны быть соответствующих размеров. Еще одним важным пунктом в учебном процессе является освещение. Свет должен падать с левой стороны. Желательно совмещение естественного и искусственного освещения.

        Так же в этом возрасте родителям необходимо следить за тем, сколько времени ребенок проводит за компьютером и телевизор. Дело в том, что пока еще родители являются авторитетом в глазах своего ребенка, необходимо научить его правильно распределять свое время.

        Не следует, чтобы ребенок младшего школьного возраста проводил за компьютером более часа. То же самое касается и времени, проведенного перед телевизором. Ведь родители прекрасно осознают, весь вред, который таят в себе эти научные изобретения, а ребенку это трудно оценить.

        Не забывайте, что правильно организованный режим дня ребенка младшего дошкольного возраста является одним из основных факторов, оказывающих влияние на успешное развитие детского организма.

        Поэтому родителям необходимо правильно организовать распорядок дня для ребенка. Следуя этому распорядку, ребенок научиться распределять свое время таким образом, чтобы времени хватило и ни игры, и на подготовку к школьным занятиям, и на чтение книг.

        Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста

        И все-таки основная задача родителей детей младшего школьного возраста создать оптимальные условия для гармоничного развития ребенка, становление его, как личности. А для этого прежде сего в воспитании ребенка младшего школьного возраста должна быть любовь. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Родительская любовь поможет преодолеть все трудности, которые встречаются на пути ребенка.

        Ребенку нужно доверять, ценить его. Если у ребенка возникают проблемы в школе, что не редкость. Всегда поставьте себя на место вашего ребенка, оцените, как поступили бы вы сами. И только после этого начинайте разговор. Довольно часто, ребенку младшего школьного возраста требуется ваша защита.

        Не стесняйтесь отстаивать интересы своего ребенка, ведь он еще мал и не может сделать этого сам. Когда ребенок хочет поговорить с вами, не стоит отталкивать его, даже если у вас нет времени, оторвитесь от дел, поговорите с ребенком. От того насколько честны будите вы по отношению к ребенку, такова будет и ответная реакция вашего чада.

        girafejournal.com

        Родительское собрание «Самооценка младшего школьника. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста»

        «Самооценка младшего школьника. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста»

        Цели: которые я поставила перед собой

          Расширить знания родительского коллектива об общении.

          Познакомить со стилями общения.

          Ход родительского собрания

          1. Вступительное слово

          Уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».

          Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

          Вы знаете, что жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми) общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт.

          Все мы с вами прекрасно знаем, что дети особенно нуждаются в полноценном общении, поскольку общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Главное в установлении диалога – стремление к общим целям, совместное видение ситуации, ограничения совместных действий.

          — Родители, сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?

          (РАЗДАТЬ АНКЕТУ РОЛЬ РОДИТЕЛЯ)

          Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл):

          В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

          Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

          Признаться ребёнку в ошибке?

          Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

          Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

          Поставить себя на место ребёнка?

          Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

          Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

          Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

          Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

          Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а Вы не будете ни во что вмешиваться?

          Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

          Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что каприз, мимолётная прихоть?

          А теперь давайте посмотрим, какое количество баллов вы набрали:

          Если вы набрали:

          30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

          18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

          Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

          По результатам анкетирования вы теперь можете судить, какие вы родители. А теперь давайте посмотрим, что об этом думают дети, при подготовке к беседе я провела опрос среди ваших детей и пришла к такому выводу: (СЛАЙД 3),анкета детей.

          2. Работа над понятием — общение.

          Так, что же такое общение? Как вы думаете?

          Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

          Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Это когда девочка росла в волчье стае и не смогла в дальнейшем иметь нормальное развитие.

          Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека.

          — Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?

          Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!

          3. Знакомство со стилями общения

          Психологи подразделяют несколько стилей общения.

          а) Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

          б) Либеральный стиль общения

          Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём.

          В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому такие дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

          в) Индифферентный стиль общения

          Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

          г) Авторитетный стиль общения

          Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Такие дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

          Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются вами фразы, попробуем определить стиль общения.

          Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.

          А сейчас давайте поработаем в парах и выявим, как мы бы поступили в такой ситуации

          Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?

          Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

          4. Невербальное общение

          Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.

          Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.

          С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

          С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?

          Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

          — Ведь очень часто мы не замечаем, а ребёнок нас копирует. И как мы разговариваем с ребёнком, так и он с нами. Повторяет вас интонацией, мимикой.

          — Давайте сделаем вывод, как же мы должны общаться с ребёнком?

          Мы должны больше общаться, играть, читать, посещать театры , выставки.

          Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

          — Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.

          РАЗДАТЬ ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

          infourok.ru