Проблемы развития и формирования ребенка

Формирование коммуникативных навыков у детей с дцп

Автор: Редактор Обновлено: 19.02 14:40 25.01 20:22

Хорева Виктория Викторовна ,

Государственное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №93 компенсирующего вида

Калининского района г.Санкт-Петербурга,

учитель-логопед высшей категории

Материал объясняет формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста (у детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата ), а также прилагает варианты игровых приемов для их развития .

Потребность в общении не является врожденной. а формируется прижизненно. Известные исследователи Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев. М.И. Лисина рассматривали процесс общения как процесс передачи и приема невербальной и вербальной информации ; как основное условие развития ребенка. формирования его личности. Через процесс общения у ребенка появляется возможность выразить себя и понять других. У детей с ДЦП собственные средства общения появляются позже. чем в норме. Они имеют недостаточную двигательную активность. меняющийся мышечный тонус. интерес к окружающему снижен. им свойственна инертность. поэтому потребность общения у ребенка недостаточная .

Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка. постепенно перерастающий в сотрудничество. Роль взрослого в общении с детьми меняется. от ситуативно-личностного ( попадание в поле зрения ребенка. поглаживания. привлечение внимания ребенка к игрушкам ) до ситуативно-делового и познавательного ( сотрудничество ), затем и игрового взаимодействия .

Взаимодействие организовывается поэтапно. постепенно :

— Установление эмоционального контакта. побуждение к визуальному и речевому контакту. желание действовать ;

— Умение обращать внимание и реагировать на мимику. интонацию. жесты взрослого ;

— Подражание движениям взрослого ;

— Побуждение к речи в ситуациях общения ;

— Привлечение к выполнению совместных действия и побуждение к выполнению самостоятельных действий ;

— Организация цепочки действий .

Варианты игровых приемов :

Игра Где наша Катя ?

Ход игры. куклу прячут за ширму и попеременно то показывают. то убирают. Ребенок следит взглядом за исчезновением куклы или за ее появлением. Он очень радуется. когда находит Катю. Аналогично используются разнообразные игрушки .

Игра Возьми шарик

Ход игры. Надувается воздушный шарик. завязывается и передается ребенку. На. возьми . Когда ребенок подержит его, просят Дай мне . Показывают шар: Летает . Как летает ? Какой красивый .

Игра Покатай мишку ( зайку. куклу )

Ход игры. Говорят. что мишки хотят покататься на машинах. Берут одну машинку за веревочку и везут. Затем сажают в нее мишку и катают. Просят покатать другого мишку. Катай ( делай ), как я . Ребенок подражает действиям .

Игры с ручками и пальчиками :

Ладушки , Сорока-ворона , Пальчик-мальчик. где ты был?

Где же наши ручки ?

Шумит лет , Кисонька , Гуси

Игры. вызывающие речевую активность :

Ход игры. возьмите игрушку. ведите с ней диалог. подключая ребенка .

— Кошка. как тебя зовут ?

— Стережешь ты мышку тут?

-Кошка. хочешь молока ?

— А позвать сюда щенка ?

Ход игры. прочтите стишок. выполните действия руками ребенка по содержанию. предложите выполнить самостоятельно. договаривать звукоподражания :

-по кочкам. по качкам – оп. оп

На бугорочек –скок. скок !

Вариативность игры очень многообразная. Дети с удовольствием включаются в игру приборматывая и договаривая слова в рифмовках. в потешках. в стихотворениях. в сказках .

Вопрос формирования коммуникативных навыков является актуальным. т.к. формирование общения является центральным в процессе социальной адаптации детей в окружающем мире .

Развитие коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом средствами театральной деятельности

Особенности общения в дошкольном возрасте. Анализ использования развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности для изменения качественных характеристик показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия в коллективе.

курсовая работа, добавлен 23.01

Сущностные характеристики детского церебрального паралича. Уровень развития коммуникативных возможностей нормальных детей и детей с ДЦП. Принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с ДЦП. Анализ эффективности представленных методик.

курсовая работа, добавлен 27.04

Исследования проблем дизонтогенеза и история становления реабилитационных учреждений для детей инвалидов. Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах. Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии.

дипломная работа, добавлен 25.09.2006

курсовая работа, добавлен 30.11

Сюжетно-ролевая игра: особенности, структура и роль в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников. Экспериментальное исследование и установление степени влияния сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

курсовая работа, добавлен 24.02

Психологические особенности детей раннего возраста. Влияние детского образовательного учреждения на социальную адаптацию детей. Оценка психолого-педагогических условий социальной адаптации детей дошкольного возраста посещающих и непосещающих детский сад.

дипломная работа, добавлен 28.06

Актуальность проблемы адаптации и ее виды у детей раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста (нервно-психического и физического, познания и общения). Организация условий в ДДУ для адаптации детей раннего возраста, ее формы и способы.

курсовая работа, добавлен 13.08

Проблема организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков дошкольников. Комплекс мероприятий по обогащению коммуникативных способностей как условие развития ролевых игр.

курсовая работа, добавлен 18.01

Общая характеристика возрастных особенностей подростков. Процесс формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Основные методы развития коммуникативных способностей у детей на базе творческого (хореографического) коллектива.

курсовая работа, добавлен 15.06

Многообразие коммуникаций и их классификация. Развитие памяти, произвольного восприятия, внимания и запоминания. Возникновение первичных этических инстанций. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

курсовая работа, добавлен 26.09

курсовая работа, добавлен 22.10

Сущность общения и коммуникативных способностей. Пути развития коммуникативных способностей детей и роль игрового общения в жизни дошкольников. Методы формирования игры. Экспериментальное исследование уровня коммуникативных способностей у дошкольников.

курсовая работа, добавлен 31.01

Исторические аспекты развития детского театра. Психолого-педагогическая характеристика детей. Роль театрального искусства в формировании личности подростков. Особенности восприятия театрального искусства и развитие музыкальных способностей у подростков.

курсовая работа, добавлен 23.09

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Эмоциональное состояние младших дошкольников и игры с песком как фактор, имеющий на него значительное влияние. Формирование коммуникативных навыков ребенка через тренировку мелкой моторики рук.

курсовая работа, добавлен 06.09

Генезис трудностей развития детей с детским церебральным параличом. Нарушение восприятия, речи и пространственных представлений. Эмоциональные особенности формирования личности. Организация психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей.

курсовая работа, добавлен 19.07

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми. Пути и средства формирования социальной адаптации умственноотсталых детей в среду нормально развивающихся в условиях ДОУ.

дипломная работа, добавлен 17.02

Основные причины нарушения опорно-двигательного аппарата и роль двигательной активности в развитии человека. Роль конструктивной деятельности в психическом развитии детей с детским церебральным параличом. Особенности познавательной сферы детей.

Клиническая психология: задачи и методы. Психические особенности больных с различными соматическими заболеваниями. Психопатологические синдромы у детей дошкольного возраста, способы их коррекции. Ранний детский аутизм. Методика Цветовой тест М. Люшера .

реферат, добавлен 03.02

Коммуникативные возможности детей с ДЦП

Понятие и основные формы детского церебрального паралича. Психологические особенности и отклонения у детей с соответствующим диагнозом. Разработка и оценка рекомендаций, система мероприятий по работе с родителями детей с детским церебральным параличом.

Психолого-педагогические проблемы общения ребенка со сверстниками в старшей группе детского сада. Виды речевых нарушений. Экспериментальное изучение особенностей общения детей 5–6 лет, испытывающих трудности в общении, в условиях детского сада.

курсовая работа, добавлен 09.05

Формы детского церебрального паралича. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Психофизическое развитие детей с ЦП. Физическое воспитание детей с ЦП. Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

реферат, добавлен 15.01

Изучение навыков общения у детей младшего школьного возраста группы риска . Комплекс психодиагностических методик изучения дезадаптации у детей группы социального риска. Разработка коррекционной программы по коррекции коммуникативных навыков детей.

дипломная работа, добавлен 29.06

Клинические особенности детского церебрального паралича: классификация, формы. Психолого-педагогические исследования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом. Коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Особенности их общения. Эмпирическое исследование и анализ особенностей развития коммуникативных навыков у детей пятого года жизни с ЗПР и в норме.

дипломная работа, добавлен 10.09

Коммуникативные умения как способы социализации и адаптации к миру, роль общения. Разработка комплекса игр и критериев оценивания уровня сформированности коммуникативных умений с целью диагностического исследования навыков взаимодействия детей.

дипломная работа, добавлен 31.08

Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

курсовая работа, добавлен 09.06

Аутизм как тяжелая аномалия психического развития ребенка. Особенности коммуникативных умений у детей с аутизмом. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом. Роль коммуникативных умений в жизни ребенка. Сборник игровых упражнений.

курсовая работа, добавлен 08.10

Сущностные характеристики агрессивности: понятие, теории, виды. Специфика агрессивного поведения детей. Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома. Эмпирическое исследование детерминант агрессивного поведения детей.

дипломная работа, добавлен 26.06

Дневные и ночные страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития.

курсовая работа, добавлен 08.04

Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников. Методы изучения общения детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития взаимоотношений. Сущность и главные задачи методики Е.Е. Кравцовой Лабиринт .

курсовая работа, добавлен 17.06

Понятие об умственной отсталости и задержке психического развития в современной психологии. Особенности формирования общения у детей с задержкой психического развития. Исследование особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью.

курсовая работа, добавлен 05.02

Характеристика психологических особенностей младшего школьного возраста. Психологическое сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации. Анализ возможностей психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом.

дипломная работа, добавлен 02.05

Тенденция роста в России числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Причины церебрального паралича, его основные формы. Психическое развитие при детском церебральном параличе. Диагностика и коррекция двигательных и речевых нарушений у детей.

реферат, добавлен 23.04

Психологическая сущность и значение эмоций. Особенности эмоционального развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоциональные нарушения у детей младшего школьного возраста. Методы и методики психодиагностики эмоциональных нарушений.

дипломная работа, добавлен 18.07

Подбор методик, позволяющих выявить уровень развития школьно-необходимых функций у детей 5-7 лет. Характеристика проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению. Анализ уровня развития мыслительной деятельности дошкольников.

курсовая работа, добавлен 09.11

Синдром раннего детского аутизма Каннера. Ранний детский аутизм как вариант дизонтогенеза. Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом. Методы и формы развития коммуникативных навыков у детей. Средства театральной деятельности.

дипломная работа, добавлен 29.05

Теоретические основы изучения проблемы развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование уровня развития общения детей. Анализ результатов и выявление особенностей межличностных отношений дошкольников.

курсовая работа, добавлен 06.05

Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

дипломная работа, добавлен 05.04

Источники: http://aneks.spb.ru/korrektcionnaia-pedagogika/formirovanie-kommunikativnykh-navykov-u-detei-rannego-vozrasta-u-detei-s-dtcp-i-narusheniiami-oporno-dvigatelnogo-apparata.html, http://allbest.ru/k-3c0b65635a3ad78a5c43b89421206d26-1.html, http://allbest.ru/k-2c0a65635a3bc68b5c43b88421206c27.html

Комментариев пока нет!

Мультсериалы смотреть онлайн Хотите перенестись в мир сказок и далее.

Аллергия на черную смородину у ребенка

Пищевая аллергия Пищевая аллергия является одним из далее.

Программа сенсорного развития детей 2 3 лет

«Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет». далее.

Развивающие мультики для детей 6 лет

Мультфильмы для детей 6 далее.

Нормы гто детей 8 лет

1 ступень охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1-2 далее.

Как промыть нос ребенку 2 года

Обсуждения Промывание носаМожно считать промывание далее.

Количество лейкоцитов моче ребенка

Повышенные лейкоциты в моче у ребенка Лейкоциты далее.

uspeshnyjmalysh.ru

Глава 1 теоретические основы проблемы формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Понятие зрительно-моторной координации в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях

Зрение человека (зрительное восприятие) – процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними [28].

Моторика (в переводе с латинского «движение») – это совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений [31].

Координация – это 1. согласование, целесообразное соотношение каких-либо действий, явлений и т.п. 2. физиологически обусловленная согласованность движений, функционирования органов человека или животного [31].

Координация (по Энциклопедическому словарю) – это взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие [28].

Координация (от лат. Coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [27].

Существует несколько подходов к определению понятия зрительно-моторная координация:

1) Зрительно-моторная координация – осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения [32].

2) Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов [30].

Зрительно–моторная координация является одной из высших психических функций, поэтому её можно рассматривать в рамках нейропсихологического подхода. По данным А.Р. Лурия, первый – энергетический блок, обеспечивает пластичность протекания психических процессов, без него нормальное функционирование ВПФ оказывается невозможным. Второй – операционный блок, включает в себя основные анализаторные системы: кинестетическую, зрительную и слуховую, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Третий блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью, размещается в передних отделах мозга и включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Этот блок имеет ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в её регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом [9].

Таким образом, в начальной стадии формирования мотивов сознательной зрительно-моторной координации принимает участие преимущественно 1 блок мозга, операциональная стадия зрительно-моторной координации (т.е. сам процесс зрительно-моторной координаци) реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга – теменно-височно-затылочными зонами, а стадия формирования целей, программ зрительно-моторной координации и стадия контроля связана преимущественно с работой 3 блока мозга. Зрительно-моторная координация осуществляется с обязательным участием всех трёх блоков мозга, актуализируется благодаря зрелости головного мозга и сформированности тесного межполушарного взаимодействия [9].

Проанализировав все термины и составляющие зрительно-моторной координации, мы склоняемся к следующему определению:

Зрительно-моторная координация – это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, преимущественно обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга.

В зрительно-моторной координации, с точки зрения ее операциональной организации, можно выделить три компонента: зрительное восприятие; мелкая моторика и зрительно-пространственная ориентация.

Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе [23]. Зрительно-моторная координация является одной из составляющих графо-моторных навыков, необходимых для формирования письма. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи [10]. Зрительно-моторная координация занимает важное место в формировании готовности старших дошкольников к письму. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство, и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем дошкольном возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Таким образом, можно сказать, что зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза.

Важным компонентом сформированности зрительно-моторной координации является развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев, мелкой моторики. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других в области проблемы развития мелкой моторики показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. По мнению И.П.Павлова, речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Вопросами формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста занимались такие учёные, как Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, М.М. Безруких, Л.А. Ясюкова. И.С. Макарьев затрагивал вопрос о зрительно-моторной координации детей дошкольного и младшего школьного возраста в своей работе «Если ваш ребёнок левша». Об особенностях психологического и физиологического развития, в том числе и зрительно-моторной координации, детей младшего школьного возраста говорили М.М.Безруких, С.П.Ефимова [1]. Р.Д. Тригер тоже рассматривала эту проблему, но она делала акцент на среднем дошкольном и младшем школьном возрасте [16]; [17].

Изучив психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме, хотим отметить, что для формирования связей между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга дошкольникам в своей деятельности требуется систематически двигательно-графически копировать какие-либо изображения, для овладения навыком зрительно-моторной координации. Отмечается, что успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки [21]. Авторы заявляют о необходимости работы по формированию зрительно-моторной координаций у младших школьников, направленных на межполушарное взаимодействие. На развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной, оказывает влияние уровень развития общей и мелкой моторики. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.

Таким образом, опираясь на нейропсихологический подход, мы определили, что зрительно-моторная координация является элементом психики и определяется как процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга. Формирование согласованности движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов — зрительно-моторной координации имеет огромное значение для полноценного развития старшего дошкольника. Развитие зрительно-моторной координации продолжается в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте зрительно-моторная координация широко изучена в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях, а в старшем дошкольном возрасте проблема зрительно-моторной координации изучена недостаточно.

Проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития и условия формирования коммуникативных умений у дошкольников. Общение ребенка со сверстниками. Функции и виды детских игр. Принципы развивающей предметно-пространственной среды. Повышение педагогической компетентности родителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.2 Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.3 Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • 2.1 Констатирующий этап эксперимента по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • 2.2 Формирующий этап эксперимента по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • 2.3 Контрольный этап исследования по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложение
  • В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные умения — это одно из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.

  • Сформированные коммуникативные умения — один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
  • Развитие коммуникативных умений является одной из важнейших проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. В современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.
  • Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [47].
  • На научно-теоретическом уровне актуальность исследования формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста обусловлена недостаточной теоретической разработанностью определенного комплекса формирования коммуникативных умений у детей. Об этом свидетельствует большое количество существующих работ по общению и взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.В. Запорожец и др.), в то время как выделение нашего понятия из общения происходит совсем не так давно (70-е г. XX в.).
  • На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, не смотря на разработки зарубежных и отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, отсутствуют методические разработки, обеспечивающие процесс ее решения необходимыми технологическими средствами.
  • В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие ребенка определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.А. Петровский и др.), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк и др.), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина и др.), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петерина и др.).
  • Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в формировании коммуникативных умений у детей. Это противоречия между:

  • — социальным заказом общества и, в тоже время, снижением уровня как общей, так и коммуникативной культуры в современном обществе;
  • — одно из требований общества и государства по результатам на выходе из детского сада — необходимый для социализации уровень коммуникативного развития и отсутствие системной организации работы по формированию коммуникативных качеств.
  • Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
  • Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста». Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
  • Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования — процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

    Согласно гипотезе исследования, формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если:

    • 1. формировать положительное отношение к сверстникам в процессе организации сюжетно-ролевой игры;
    • 2. создавать развивающую предметно-пространственную среду;
    • 3. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
    • В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:

    • 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
    • 2. Изучить психолого-педагогические особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
    • 3. Разработать и апробировать критерии проверки гипотезы.
    • Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.); теория общения (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская и др.)
    • Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как: теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных: эксперимент, анкетирование.
    • Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы проверить условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
    • Этапы исследования. Исследование проводилось в три основных этапа.

      Первый этап — поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы, выделены составляющие компоненты коммуникативных умений.

      Второй этап — реализующий — связан с организацией и проведением формирующего этапа в естественных условиях детского сада с целью проверки эффективности предложенной нами стратегии формирования коммуникативных умений, анализа и обработки материалов исследования, внедрения в практику результатов исследования.

      Третий этап — контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, обработка материалов экспериментальной работы, определялась эффективность организации процесса формирования коммуникативных умений в ДОУ, была обоснована необходимость внесения изменений в существующий процесс коммуникативного развития, проведена систематизация результатов исследования и их интерпретация, сформулированы основные выводы.

      Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — центр развития ребенка №17 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста, из числа которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

      Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют определить педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, эмпирически подтвердить их эффективность. Определены и охарактеризованы критерии и уровни сформированности коммуникативных умений. Разработан и апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня сформированности коммуникативных умений.

      Структура и объем работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

      Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

      1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

      Логика нашего исследования предполагает в этом параграфе рассмотрение теоретических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных умений выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом — социальная адаптация детей.

      Поскольку тема нашего исследования «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» тесно связана с процессами общения и коммуникации целесообразным, по нашему мнению, представляется обратиться в первую очередь к рассмотрению и разграничению этих понятий.

      Достаточно обоснованным, на наш взгляд, является следующее понимание «коммуникации», представленное в Философском энциклопедическом словаре: это обмен мыслями, сведениями, идеями или как передача того или иного содержания от одного сознания — коллективного или индивидуального — другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [12]. Таким образом, коммуникация предполагает использование знаково-символических средств, наличие которых в общении и взаимоотношениях обязательно.

      Согласно психолого-педагогическому словарю А.П.Астахова коммуникация по значению близка к понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе[28,с.319]. В свою очередь Г.М. Коджаспирова дает следующее понятие общению: это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера[15,с.97]. Исходя из второго значения понятия «коммуникация», оно рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия.

      В то же время важно отметить, что М.И. Еникеев в психологическом словаре обозначает коммуникацию как акт общения между людьми посредством знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий. В свою очередь под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [9, с. 279].

      В свою очередь в психологическом словаре Ю.Л. Неймера под общением подразумевается процесс установления и развития контактов между людьми, А.А. Бодалев же рассматривает как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией, а Е.О.Смирнова видит общение как эмоциональное отношение к другому человеку [36, 3, 41].

      Следует подчеркнуть, что С.М. Вишнякова рассматривает коммуникацию в качестве «…межличностного общения, которое позволяет достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами …» [4, с. 130], то есть «…представляет собой не только акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между людьми…» [30, с. 28].

      Наиболее оптимальным для нашего исследования является определение «общения» отечественного исследователя М.И. Лисиной, которое представляет собой взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [22,с.31]. М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

      Таким образом, понятие «коммуникация» в нашем исследовании будет пониматься как более широкое нежели понятие «общение». Вслед за М.И. Лисиной, под общением мы понимаем взаимодействие людей, которое направлено на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений, т.к. ее определение подчеркивает значимость коммуникативных умений, формирующихся отношений у детей. При этом следует подчеркнуть, что автором были выделены критерии отличия общения от других видов деятельности[41]:

      1. Общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд глаза в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

      2. Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

      3. Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

      4. Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

      Анализируя научную литературу [1, 3, 20 и т.д.], мы столкнулись со значительным количеством дефиниций «коммуникативные умения», что указывает на сложность и многоаспектность данного понятия (таблица 1).

      Таблица 1 Определение понятия «коммуникативные умения»

      knowledge.allbest.ru

      19. Проблемы формирования, развития и поддержания организационной культуры

      Управление корпоративной культурой орг-ции — процесс формирования и усвоения работниками ценностей и норм, отражающих миссию данной орг-ции и помогающих ей достичь поставленных целей. Оно связано:

      1) с развитием отношений, убеждений и ценностей, согласующихся с назначением, стратегиями, внешней средой организации во имя достижения значительных изменений в моральном климате, стиле руководства и поведении внутри организации;

      2) с привитием культуры;

      3) управлением переменами (дать возможность культуре адаптироваться к изменениям в организации, новым методам и формам работы);

      4) с достижением согласия (единство членов орг-ции в понимании ее миссии, стратегии, ценностей).

      Формирование определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой действует орг-ция, со скоростью технологи­ческих изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Так, компаниям отраслей «высокой технологии» присуще нали­чие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изме­нения».

      Формирование культуры орг-ции – целенапр. длительный процесс изменения поведения и мотивации сотрудников для приобретения ими новых компетенций, знаний, умений, которые впоследствии они будут использовать в професс. деятельности для реализации стратегических целей организации и удовлетворения своих социальных потребностей.

      Формируя ОК, следует руководствоваться следующими принципами:

      1) культура должна отражать основные идеи существования организации;

      2) эти идеи должны нести положительный эмоциональный заряд;

      3) разработанные элементы и мероприятия должны гармонировать между собой, поведение руководства не должно противоречить провозглашаемым ценностям и нормам;

      4) формируемая культура должна соответствовать типу, размеру и особенностям организации, а также условиям её существования;

      5) использование накопленного предшествующими поколениями культурного опыта как основы для новой культуры.

      Основные этапы работы по формированию эффективной ОК:

      1. Выбор миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей.

      Управление ОК призвано повысить отдачу от персонала, создать условия для самомотивации сотрудников в рамках принятых в орг-ции норм, правил поведения. ОК призвана содействовать повышению производительности и качества труда отдельных сотрудников, также поддерживать миссию и стратегию организации, сотрудники должны знать миссию, сформировать понимание собствен­ного вклада в выполнение орг-цией своей миссии. Эта работа требует от руководства глубокого понимания не только экономики и стратегического менеджмента фирмы, но и тонких механизмов управления персоналом.

      Затем необходимо установить цели и вы­брать средств их достижения. В одних орг-циях работники участву­ют в установлении целей и принимают на себя ответ­ственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в третьих — м. не быть ни того, ни другого или быть и то, и др.

      2. Изучение сложившейся организационной культуры — определение степени соответствия сложившейся ОК стратегии развития орг-ции, выявление позитивных и негативных ценностей.

      Надо ответить на два вопроса:

      1. Что из себя представляет сегодняшняя организационная культура?

      2. Какой должна быть ОК, чтобы поддерживать выбранную руководством стратегию организации? Иными словами: какова должна быть эффективная ОК?

      Изучать культуру можно способами: интервью, анкетирование; изучение устного фольклора; изучение документов; изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов; изучение сложившейся практики управления персоналом (стиля управления).

      3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения.

      4. Целенаправленные воздействия на ОК с целью изжить негативные ценности и развить установки, способствующие реализации разработанной стратегии.

      Роль лидера в формировании ОК. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью такого отношения к делу, поведения, которые надо закрепить и развить у подчиненных. Его поведение во многом определяют культуру орг.-ции. Такое влияние велико на стадии становления орг-ции, и если руководитель обладает выдающимися личностными и професс. способностями.

      Заявления, призывы, декларации руководства. Для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество — это залог нашей победы над конкурентами», «В нашей организации работают лучшие специалисты!», «Этот год станет переломным для нашей компании».

      Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Культивируемое в организации отношение к людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в крит. ситуациях.

      Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение – инструмент пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к орг-ции и разъяснения того, какое поведение орг-ция ожидает от своих работников, какое поощряет.

      Система стимулирования. Основное ее направление – поддерживать то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность поддерживаемой руководством оргкультуры. Расхождение слова и дела здесь недопустимо, поскольку нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике руководства.

      Критерии отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры?

      5. Оценка успешности воздействий на ОК и внесение необходимых корректив (интервью, анкетирование).

      Методы формирования ОК: Выяснить, каким требованиям должна отвечать культура орг-ции в условиях конкретной стратегии развития. Определить философию практики управления. Исходя из философии управления, руководители предприятия намечают конкретные методы формирования эффективной ОК.

      Первый способ — оценка культуры и перспектив её развития сверху с расчётом на то, что это вызовет поддержку у большинства членов орг-ции. Данный способ предполагает наличие искренних личных обязательств руководителя по отношению к ценностям, в которые он верит.

      Применение второго способа начинается снизу: менеджеры должны отслеживать во всей организации, какие ценности существуют в каждом подразделении, стараясь при этом шаг за шагом воздействовать в необходимом направлении на культуру организации.

      Поддержание ОК в процессе реализации основных управленческих функций методами:

      1.Организационные традиции и порядки, в которых ОК закрепляется и транслируется. При этом на ОК могут повлиять даже разовые отступления от установленного порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, то это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что снижает желание персонала «выкладываться» на работе.

      2.Широкое внедрение корпоративной символики (в упаковке готовой продукции, рекламных материалах, оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей орг-ции и чувство гордости за неё.

      3.Декларируемые менеджментом лозунги, включающие миссию, цели, правила и принципы организации, определяющие ее отношение к своим членам и обществу

      4.Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном поведении менеджеров, их отношении и общении с подчиненными. Лично демон­стрируя подчиненным поведенческие нормы и концентрируя их внима­ние на этом поведении (н-р, на отношении к клиен­там, умении слушать других)менеджер помогает формировать определенные аспекты орг. культуры.

      5.Мотивация работников. Постоянная демонстрация того, что орг-ция связывает поощрения и должностной рост работников с их усердием и эффективностью, может иметь огромное значение для формирования поведения сотрудников. Некоторые исследователи именно сис­тему поощрений и наказаний считают самой важной в формировании ОК.

      studfiles.net