Приемы развития воображения дошкольников

Урок 4. Развитие творческого воображения

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению, про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно – курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (смотреть в Википедии). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе. На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов, возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг, о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Друдлы – это простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными способами. Чтобы тренировать свое воображение с помощью друдлов, вам нужно дать как можно больше ответов на вопрос: «Что изображено на рисунке?». Также для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Все друдлы с ответами и комментариями вы можете посмотреть на данной странице.

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
  • Упражнение 4. Придумать название и описание

    Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

    Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

    Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

    Игры на развитие воображения

    Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернете существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. Наша классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании. На данной странице представлены игры для развития творческого воображения. Причем вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Перейти к творческим играм.

    Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

    Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    4brain.ru

    Развитие воображения младшего школьника

    Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления.

    Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.

    Но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов тренировки, упражнений для развития воображения.

    Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.

    В связи с этим можно использовать ряд методик:

    1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

    Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

    В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

    • скорость процессов воображения;
    • необычность, оригинальность образов воображения;
    • богатство фантазии;
    • глубина и проработанность (детализированность) образов;
    • впечатлительность, эмоциональность образов.
    • По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

      0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

      Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

      Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

      Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

      Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

      Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

      0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.

      1 балл — если при описании центрального объекта его детализация умеренная.

      2 балла — если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

      Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

      0 баллов — образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.

      1 балл — образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.

      2 балла — ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

      Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.

      2. Методика “Рисунок”

      В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

      Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

      3. Методика “Скульптура”.

      Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

      Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.

      0-1 балл — за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;

      2-3 балла — ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;

      4 -5 баллов — ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух — трех;

      6 — 7 баллов — ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;

      8 — 9 баллов — придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;

      10 баллов — ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

      Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.

      25- 30 — баллов — очень высокий уровень;

      19 — 24 баллов — высокий уровень;

      10 -18 баллов — средний уровень;

      5 — 9 баллов — низкий уровень;

      0 — 4 баллов — очень низкий уровень.

      У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

      • Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
      • Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
      • Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
      • Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

      Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с космическим кораблем.

      В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

      Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.

      Формы и методы по развитию воображения

      у детей младшего школьного возраста на уроках чтения

      Программное содержание чтения как учебного предмета состоит из ряда разделов:

      • устное народное творчество, куда включены русские народные песни, сказки, былины;
      • русская классика (поэзия и проза);
      • литературные сказки (и др.).
      • Представленные в учебниках литературные произведения, на мой взгляд, открывают широкий простор учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у учащихся начального звена.

        Воображение тесным образом связано с такими качествами, как эмоциональность, интерес, многими личностными качествами. На основе взаимосвязи воображения с вышеперечисленными качествами, мною проводится работа по развитию воображения на уроках чтения.

        Воображение и эмоции

        Любая эмоция имеет внешнее выражение. Каждый человек имеет свое представление о внешних признаках того или иного чувства. Умение правильно распознать состояние героя литературного произведения по выраженности чувств, позволяет ребенку глубже проникнуть в суть произведения, прочувствовать замысел автора, определить, кто из героев положительный, а кто — отрицательный.

        На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. Сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении сказки Одоевского В.Ф. “Мороз Иванович” детям предлагаю найти на схеме эмоцию, характеризующую всех главных героев, проанализировать отдельные эпизоды и показать их эмоциональную значимость.

        Эпизод 1. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

        Эпизод 2. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась….. Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку, да спать не хочется; ей бы покушать, да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело. Сидит, горемычная, плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

        Эпизод 3. Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатерцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

        На последнем уроке изучения данного произведения учащимся предлагаю выбрать наиболее понравившийся эпизод и подобрать к нему соответствующую эмоцию или эмоции.

        Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения применяю упражнение “Что означает интонация”. Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Учащиеся читают отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”:

        Ветер по морю гуляет

        И кораблик подгоняет;

        Он бежит себе в волнах

        На поднятых парусах

        Мимо острова крутого,

        Мимо города большого;

        Пушки с пристани палят,

        Кораблю пристать велят…

        с разными интонациями: “по-доброму”, “грустно”, “ласково”, “сердито”, “безразлично”, “жалобно”. Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.

        Аналогичное задание можно использовать и при чтении прозаического произведения “Какая бывает роса на траве” Л.Н. Толстого.

        … Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

        В ходе изучения басен И.А. Крылова “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица”, “Зеркало и обезьяна” использую игру “Пантомима”. Эта игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации воображения. Все дети становились в круг. По очереди каждый выходил в середину круга и с помощью мимики и жестов показывал какое — либо действие из басен. Остальные ребята должны были угадать, какой персонаж и из какой басни был задуман ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку.

        Упражнение “Оживление картины” аналогично игре “Пантомима”, но с усложненным сюжетом. Данное упражнение хорошо развивает образное воображение и использовалось при изучении былин “Добрыня Никитич”, “Добрыня и Змей”, “Илья Муромец и Соловей Разбойник”. Каждому ряду предлагаю конверт с названием былины, с определенным сюжетом из нее. Затем учащиеся показывали немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда артистов объясняли, что они изображали, после чего команды меняются местами.

        Воображение и интересы

        Не секрет, что учитель должен так построить урок, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемое произведение вызывало у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:

        1. Игра “Архимед”. Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, при работе над произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка” предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить льва?; при изучении сказки “Лягушка-путешественница” — Как упавшей лягушке продолжить путешествие?
        2. Игра “Изобретатель”. Эта игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” — придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” — представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.
        3. Игра “Веер” используется для развития фантазии и навыков комбинаторики для детей младшего школьного возраста. Детям предлагалось несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев. Слева изображен один предмет, справа — три. В центре ребенок должен нарисовать три сложных предмета (фантастических), в которых как бы соединились предметы из правой и левой половины. При изучении произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост” слева предлагалось изображение Зайца, справа — волка, лисы и медведя.
        4. Игра “Превращения”. Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данная игра построена на универсальном механизме детской игры — имитации функций предмета. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого “Прыжок” детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например, шляпу) в совершенно другой предмет, с другими функциями.

        Воображение и личность

        Общеизвестно, что воображение тесно связано с личностью и ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

        Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

        1. Игра “Сценарий”. За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает придумать название одного или двух предметов из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.
        2. Игра “Наоборот”. При изучении любого произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какая бы получилась сказка.
        3. Кроме вышеописанной работы над развитием воображения и его взаимосвязи с эмоциями, интересами и личностными качествами, широко использую такие приемы, как словесное рисование, написание творческих работ, иллюстрирование произведений.

          Для повышения эмоционального уровня художественного текста, для развития воображения можно использовать словесное рисование или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”

          Словесные картины (преимущественно — устные, реже — письменные) “рисуются” к тем эпизодам, которые наиболее существенны в понимании идейного замысла произведения; так же иллюстрировались описания природы в поэтических произведениях, портреты героев. К одному рассказу “нарисовать” две-три картины — иллюстрации, таким образом, получается картинный план, который отражает самые важные моменты произведения.

          Вариантом словесного рисования служит так называемая воображаемая экранизация: учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Воображаемую экранизацию можно провести с участием практически всех учащихся.

          Одной из сложных, но интересных форм творческой перестройки текста, на мой взгляд, является его инсценирование. Переходом от обычного чтения к инсценированию служит чтение по ролям. При пересказе дети передают лишь диалоги, а ведущий (ребенок) кратко обрисовывает обстановку, на фоне которой протекает действие.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Приемы развития воображения

          Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: "Бывает!".

          Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

          — Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?

          — Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то.

          — Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то.

          Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом па листе вырисовывается ломаная линия. Все "ходы" карандаша должны быть равны один относительно другого подлине.

          На предварительном этапе игры участники подают по очереди свою команду, а ведущий "помогает" карандашу выполнять свои обязанности. Затем, убедившись в том, что вес участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу.

          Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой "Стоп!". По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную фигуру.

          Участники разбиваются на пары. Один закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени второй партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

          Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события задом наперед — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

          Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта — осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и "находит" коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-либо из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают, кто что делает.

          studme.org

          Диагностика развития уровня воображения дошкольников;

          Диагностика уровня развития опосредованного запоминания у детей

          дошкольного возраста(после 5 лет, индивидуально)

          Название методики: «Пиктограмма »

          Цель: выявить уровень развития опосредованного запоминания дошкольников

          Оборудование: лист А4, простой карандаш

          Инструкция: Сейчас я буду говорить тебе разные слова, ты должен постараться их запомнить, но слов будет много и просто так их запомнить трудно. Поэтому чтобы запомнить каждое слово ты можешь нарисовать какую-нибудь картинку. Не нужно рисовать хорошо. Нужно чтобы ты по картинке смог

          вспомнить слово. Слов будет много и все рисунки должны уместиться на одной стороне. Слова и словосочетания 12 шт: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, теплый ветер, слепой мальчик, обман, болезнь, расставание (разлука), страх, веселая компания.

          Педагог, наблюдающий за работой ребенка должен внимательно смотреть, где и какая картинка нарисована. После того как ребенок нарисовал нужно его занять на 15 минут, потом спросить какое слово ты нарисовал показывая на картинку?

          Интерпретация: низкий уровень — отказ от части слов, зарисовал все слова, но воспроизводит меньше половины. Рисунки не служат средством решения задачи. Наличие подмен слов, тогда надо уточнить. Средний уровень – ребенок кодирует почти все слова, 2-3 отказа (чаще слова: развитие, обман и др.), ребенок может не вспомнить 3-4 из 12 слов. Одна, две подмены слов. Высокий уровень – ребенок подменяет 1-2 слова, остальное выполняет точно.

          Признаки тревожности: ребенок переспрашивает, дает двойные обозначения (2 рисунка), после рисунка ставит точку, рисунки отделяет палочкой друг от друга, линии прерывистые, наличие штрихов.

          Признаки аутичности: ребенок каждый рисунок обводит в рамочку.

          Признаки стеничности или астеничности: в начале рисунки нормального размера в конце линия слабеет, и рисунки становятся все меньше и меньше.

          Проявления уровня организации деятельности: если ребенок организован – тогда все рисунки располагаются в строчку или в столбик; если неорганизован – рисунки располагаются хаотично.

          Наличие «болевых точек» ребенка: если слова вызывают болезненные реакции, меняется нажим карандаша. Рисунки более жирные, закрашенные, увеличивается латентный период, происходит забывание слов.

          Название методики: «Дорисовывание фигур »

          Цель: определение уровня воображения, способности создавать оригинальные образы

          Оборудование: используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два разнозначных комплекта таких фигурок. Простой карандаш.

          Инструкция: Инструкция: во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время второго обследования или через год.

          Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

          Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

          Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

          Если ребенок не понял задания, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

          Интерпретация: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

          Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей. Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

          Среднийуровень — Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше ил ниже среднего.

          Высокийуровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла. Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания. Можно выделить следующие уровни:

          При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1 -2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

          При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

          При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

          7. Диагностика на выявление особенности восприятия и переживания ребенком

          Название методики: «Кинетический рисунок семьи »

          Цель: выявить особенности восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений.

          Материал и оборудование: для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердостью 2М ) и ластик.

          — «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем- либо заняты».

          На все уточняющие вопросы отвечать, без каких — либо указаний, например, «можешь рисовать, как хочешь». Понятие «семья» не пояснять: — «Нарисуй так, как ты это понимаешь».

          Во время рисования записывать все спонтанные высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

          После того, как рисунок закончен, с ребенком проводить беседу по следующим вопросам:

          кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

          где работают или учатся члены семьи;

          как в семье распределяются домашние обязанности;

          каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

          Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между разными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой между ними.

          Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру своего любимого члена семьи. И, наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому- либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка.

          8. Диагностика на определение значимого круга общения ребенка 3-5 лет

          Цель: определить круг значимого общения ребенка.

          Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаш (фломастер).

          Ход: сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. -«А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом» (рисую на глазах у ребенка красный дом, еще и еще подчеркиваю его привлекательность).

          -«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (около дома записываю имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй кого хочешь!» (когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, записываю новое имя и как можно более нейтрально интересуюсь, а кто это? Записываю 2- 3 новоселов в красный дом, рисую рядом еще один дом — черный, но не как его не характеризую.

          Может быть кого- то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было, где жить». Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждаю:

          «Что же этот домик так и будет стоять пустой?». После этого список жильцов обоих домов дополняется.

          Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то можно спросить о нем впрямую: «Ой, а воспитателя мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где- то жить?!».

          Результаты интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей, младшего брата или сестру, учительницу, попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники.

          studopedia.su

          Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки

          Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

          Статья просмотрена: 9882 раза

          Библиографическое описание:

          Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4134/ (дата обращения: 24.04.2018).

          Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

          В психологической литературе воображение рассматривается как высший познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

          На протяжении такого сравнительно небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, воображение ребенка проходит существенное развитие и является центральным психическим новообразованием этого периода (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев и др.).

          Воображение активно формируется средствами специфически «детских» видов деятельности — игры, многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. В целом ряде исследований и методических разработок (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, Г. Г. Григорьева, О. М. Дьяченко и др.) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала изодеятельности на разных этапах дошкольного детства. Исследователи подчеркивают, что рисование, лепка, аппликация позволяют успешно развивать творческое воображение дошкольников.

          На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

          В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

          Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д». [4,с.22].

          В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.

          Все виды изодеятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

          В. В. Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ. Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…» [2,с.193].

          В ходе творческой деятельности маленький скульптор добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

          Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:

          практические методы (упражнения и экспериментирование);

          наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);

          словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);

          игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).

          Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

          Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.

          Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов и приемов на занятиях лепкой способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.).

          Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявление детского творчества. Т. С. Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой изодеятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [3,с.61].

          Г. Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [1,с.33]. В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:

          — обыгрывание предметов, игрушек;

          — обыгрывание готового изображения;

          — обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

          — обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

          — обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

          — обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

          — игровые приемы с элементами ролевого поведения;

          — использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

          Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: «Как помочь Лунтику оказаться на луне≤», «Что может оказаться внутри волшебного сундучка≤» и др.

          Другой игровой прием — обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

          Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию лепки. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. Например, если была вылеплена машина, то она может «ездить», птица — «летать», «клевать», рыбка — «плавать» и т. д.

          Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Например, при выполнении коллективной композиции — макета «Крестьянское подворье» этот игровой прием может быть направлен на «оживление» создаваемых образов, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так дети, прокладывают дорожки, «сажают» деревья, изготавливают загон для домашних животных, лепят самих животных и птиц.

          Особое место на всех занятиях лепкой принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем лепить…»), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

          На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль скульптора, продавца, пекаря, повара, кондитера, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены лепкой, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

          На занятиях лепкой также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, «Чудесные превращения», «На что это похоже≤», «Загадки и отгадки», «Морские камушки» и др.

          Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

          «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

          «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил≤

          «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

          «Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

          «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д»..

          «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

          Таким образом, занятия лепкой не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

          Однако творческое воображение развивается, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.

          Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.

          1. Григорьева Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. //Дошк. воспит. — 1989. –№ 2.

          2. Зеньковский В. В. Психология детства.- Екатеринбург, 1995.

          3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.

          4. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

          moluch.ru