Презентация социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

•Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Просмотр содержимого документа

«Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»»

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель : Ложкина Екатерина Сергеевна д/с № 145 Нижний Тагил

  • Развитие у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
  • Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
    • Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
    • Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

      Диалоговые, коммуникативные навыки:

      • — вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)
      • умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
      • — невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
      • Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
      • Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

      • Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
      • Получать необходимую информацию в общении;
      • Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
      • Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
      • Отстаивать свое мнение;
      • Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
      • Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
      • Уважительно относиться к окружающим людям;
      • Принимать и оказывать помощь;
      • Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
      • Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
      • Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
      • В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру .

        Для налаживания диалогического общения использовать настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

        Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

        Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

        На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными . Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

        Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

        Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность старшего дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

        Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

        Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

        Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

        Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

      • Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
      • Список используемой литературы:

      • 1. Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3. — С. 30 — 32.
      • 2. Богуславская, Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). — Екатеринбург: «АРГО», 1997. — 192 с.
      • 3. Галигузова, П.H., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992. — 143 с.
      • 4. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995.-№9.-С. 21-28.
      • 5. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1998. — 23 с.

      kopilkaurokov.ru

      Презентация коммуникативное развитие дошкольников

      Презентация на тему: Социально-коммуникативное развитие ФГОС

      Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Лесное» Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Особенности организации деятельности социально-коммуникативного развития в условиях ФГОС» Подготовила: старший воспитатель О.П. Коробова

      Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.; В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.; Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.;

      ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Задачи и содержание работы по социально-коммуникативному развитию в соответствии с ФГОС ДО направлены на: — присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; — развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; — становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; — развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,; — формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,; — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; — формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.; — формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

      Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий: — использование в практике работы ДОУ образовательных технологий; — реализация общеобразовательной программы; — обогащение предметно-пространственной среды; Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий: — использование в практике работы ДОУ образовательных технологий; — реализация общеобразовательной программы; — обогащение предметно-пространственной среды; — индивидуализация; — создание социальной ситуации развития; — организационно-методические условия; — доступность; — информированность; — соблюдение СанПин.;

      Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как — личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.; Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.; Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как — личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.; Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.; Выделяются основные принципы дошкольного образования,; направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму: — содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; — формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;; — учёт этнокультурной ситуации развития детей

      Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

      Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: 1. Требования к основным компетенциям педагога: — Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; — Поддержка индивидуальности и инициативы детей; — Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; — Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; — Организация сотрудничества с родителями воспитанников

      Презентация на тему: Социально-коммуникативное развитие дошкольника по ФГОС

      Основные задачи по социально-коммуникативному развитию детей Развитие игровой деятельности Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях и др.); о гендерных представлений (принадлежность к определенному полу, отношениях и взаимосвязях) Формирование первичных представлений о семье и об обществе (о родственных отношениях, деление семейных обязанностей, традиций, ближайшем социуме и месте в нем) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Формирование представления об окружающем мире Развитие навыков коммуникации Развитие трудовой деятельности (освоение детьми разных видов деятельности соответствующих их возрастным возможностям) Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного).

      Социально-коммуникативное развитие дошкольника

      Классификация игр детей дошкольного возраста Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Народные игры Игры-экспериментирования Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Сюжетные самостоятельные игры Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные Обучающие игры Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкально-дидактические Учебные Досуговые игры Интеллектуальные Игры-забавы, развлечения Театрализованные Празднично-карнавальные Компьютерные Обрядовые игры Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные Досуговые игры Тихие игры Игры-забавы

      Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Через игру ребенок воплощает свои взгляды, представления Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни и деятельности окружающих Формируют взаимоотношения друг с другом на разных уровнях: при одиночных играх, кратковременного и постоянного взаимодействия

      Компоненты патриотического воспитания Содержательный Эмоционально-побудительный Деятельностный О культуре народа, его традициях, творчестве О природе родного края и страны Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках О символике родного города и страны Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность

      © 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»

      16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

      Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

      Адрес редакции: 214011, РФ,

      г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

      презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

      swaradarca repo owner created an issue 2016-01-23

      В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и воссоздания игре различных видов социальных отношений. Познакомить с условиями жизнедеятельности собак, их характерных.

      От взрослого зависит так же и то, как будет восприниматься сверстник — на положительной эмоциональной основе или на отрицательной. Поэтому практическая работа в данном направлении складывается по большей части стихийно, основывается более на педагогической интуиции, нежели на глубоком знании закономерностей развития коммуникативной деятельности в онтогенезе. Особенно значимыми становятся ситуации, направленные на формирование положительного отношения к природе.

      Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Самый большой из шаров в жезле. Наш город Кингисепп небольшойрасположен он на реке Лугав 130 км от Санкт — Петербурга. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью. Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры Старший дошкольный возраст Ситуационные задачи, их широкая вариативность. Опыт показал, что наиболее трудным для анализа коммуникативного поведения ребенка оказывается речевой параметр.

      Презентация социально коммуникативное развитие дошкольников по фгос

      p Ознакомление с объёмными геометрическими фигурами. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены 7. /p p Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности. /p

      Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, нормами поведения но, главное, вычленения, осознания и воссоздания игре различных видов социальных отношений.

      kakvyrastitrebenka.ru

      Презентация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

      Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста». Выполнила: Студентка 4го курса Ефрюшкина Алевтина

      Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

      Актуальность темы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

      Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

      Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

      Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.

      Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

      Целевые установки. создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

      обучать умению слушать и слышать другого;

      учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

      развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

      учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

      воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

      Подготовка к проведению методического мероприятия. Изучение литературы по данной тематике.

      Содержание. Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует: Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.

      Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

      Формировать чувства симпатии между участниками общения.

      Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.

      Научить детей владеть собой.

      Научить умению анализировать ситуацию.

      Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

      2. Провести занятия на формирование коммуникативных навыков у детей.

      Провести игры с детьми.

      Заключительное слово и обобщение. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

      Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков.

      Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем.

      ppt4web.ru

      Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

      Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Андреева Ирина Андреевна

      Рассматривается социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста согласно основным положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обоснована актуальность коммуникативного развития дошкольников как условие полноценного психического развития ребенка. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования автором предложены уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста , а также параметры и методики для исследования уровня социально-коммуникативного развития детей.

      RESEARCH OF LEVEL OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

      The article is devoted to the social and communicative development of children of preschool age according to basic provisions of the new Federal State educational standard of preschool education. Relevance of communicative development of preschool children, as a condition of full mental development of the child is proved. On the basis of the analysis and generalization of psychological and pedagogical and methodical literature on the subject of research the author offered levels of social and communicative development of children of preschool age , as well as the parameters and techniques for the research of the level of social and communicative development of preschool children.

      Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Андреева Ирина Андреевна,

      Текст научной работы на тему «Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

      ?И. А. Андреева. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей.

      ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

      ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      Рассматривается социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста согласно основным положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обоснована актуальность коммуникативного развития дошкольников как условие полноценного психического развития ребенка. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования автором предложены уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, а также параметры и методики для исследования уровня социально-коммуникативного развития детей.

      Ключевые слова: развитие, дети дошкольного возраста, уровень социально-коммуникативного развития, диагностика.

      Одним из основных принципов дошкольного образования, выдвинутых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., является принцип обогащения (амплификации) детского развития. Основными направлениями развития дошкольника по ФГОС являются: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие [1]. Следовательно, одним из приоритетных направлений развития дошкольника разработчики ФГОС ДО признают социально-коммуникативное.

      В современной психолого-педагогической и методической литературе, а также в периодических изданиях по педагогике существует достаточно большое количество понятий, характеризующих сферу коммуникативного развития ребенка: «коммуникативный потенциал» [2], «коммуникативная компетентность» [3], «коммуникативные способности» [4], «коммуникативные навыки» [5] и др. Мы остановимся на понятии «социально-коммуникативное развитие», охарактеризованном в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

      «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [1]. Социально-коммуникативное развитие является, как видим, одним из базовых элементов в развитии дошкольника.

      Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником -это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность. Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства [6, 7].

      Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Эльконина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др. Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны в концепции генезиса общения М. И. Лисиной и ее учениками-последователями — Л. Н. Галигузовой, Д. Б. Годовиковой, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.

      Для того чтобы развитие дошкольника в образовательно-воспитательном процессе проходило эффективно, необходимо слаженное взаимодействие ребенка и взрослого, связующим звеном которого является диагностирование [8].

      Выделим наиболее важные, на наш взгляд, параметры для исследования коммуникативного развития, которые определены как базовые путем интеграции компонентов из характеристики социально-коммуникативного развития, представленной во ФГОС.

      Параметры для исследования коммуникативного развития дошкольника:

      — степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе;

      — степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

      — развитость самостоятельности и саморегуляции;

      — уровень развития социального и эмоционального интеллекта;

      — уровень развития эмпатии.

      В процессе научно-исследовательской деятельности были проанализированы различные методики диагностирования социально-коммуникативного развития и подобраны те, которые позволяют оценить уровень коммуникативного развития дошкольника по предложенным параметрам. Взаимосвязь параметров и методик представлена в таблице.

      Выделим уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

      Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально-коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками.

      Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам. Следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка.

      И. А. Андреева. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей.

      Методики диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей

      Параметры для исследования Методика

      Степень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе Методика «Неоконченные ситуации» А. М. Щетинина, Л. В. Кирс [9] Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) А. М. Щетинина, Л. В. Кирс [9]

      Степень овладения правилами и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками: межличностные отношения, социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими уровень развития сотрудничества социальный статус в группе, отношение к себе и к другим детям уровень развития партнерского диалога коммуникативная компетентность в общении со сверстниками Методика особенностей межличностных отношений ребенка Рене Жиль Экспериментальная методика «Лабиринт» Л. А. Венгер Адаптированные социометрические методики: «Капитан корабля», «Два домика» и пр. Диагностика способности детей к партнерскому диалогу А. М. Щетинина [9] «Картинки» Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина [10]

      Развитость самостоятельности и саморегуляции Карта проявлений самостоятельности А. М. Щетинина [9]. Карта проявлений активности А. М. Щетинина, Н. А. Аб -рамова [9]. Тест на развитость самоконтроля

      Уровень развития социального и эмоционального интеллекта Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорд, М. Салливен

      Уровень развития эмпатии Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетинина [9]

      Низкий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется низкой степенью развития по нескольким из перечисленных параметров, что порождает серьезные противоречия, разногласия в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. Неразрешимые проблемы в общении с семьей, взрослыми и сверстниками препятствуют полноценному развитию ребенка по выделенным параметрам. Преодоление существующих препятствий, противоречий и проблем возможно только посредством оказания квалифицированной помощи, без которой дальнейшее развитие ребенка находится под угрозой.

      Таким образом, обозначенные в статье уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются основой будущей педагогической диагностики, которая будет проведена в опытно-экспериментальном режиме на базе дошкольных образовательных учреждений Республики Алтай.

      1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503 (дата обращения: 25.12.2013).

      2. Киселева О. И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования (к обоснованию педагогического эксперимента) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 2. С. 39-47.

      3. Феоктистова С. В., Хмелькова М. А. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 93-103.

      4. Бессмертная Ю. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра в процессе коррекционный работы // Известия Российского гос. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 392-398.

      5. Голубева И. В. Психологическое влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой речевого развития // Искусство и образование. 2007. № 6. С. 103-113.

      6. Абашева Е. Л. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе строительных игр [Сайт Глазовского гос. пед. ин-та им. В. Г. Короленко] URL: http://ggpi.org/files/abashevael.pdf (дата обращения: 25.12.2013).

      7. Суханова Н. М. Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Сайт: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey (дата обращения: 25.12.2013).

      8. Темербекова А. А. Психолого-педагогическая диагностика образования школьников // Интеграция образования. 2005. № 4. С. 67-71.

      9. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

      10. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. 158 с.

      Андреева И. А., аспирант.

      Горно-Алтайский государственный университет.

      Ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Россия, 649000. E-mail: missicq@mail.ru

      Материал поступил в редакцию 31.12.2013.

      RESEARCH OF LEVEL OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN

      OF PRESCHOOL AGE

      The article is devoted to the social and communicative development of children of preschool age according to basic provisions of the new Federal State educational standard of preschool education. Relevance of communicative development of preschool children, as a condition of full mental development of the child is proved. On the basis of the analysis and generalization of psychological and pedagogical and methodical literature on the subject of research the author offered levels of social and communicative development of children of preschool age, as well as the parameters and techniques for the research of the level of social and communicative development of preschool children.

      Key words: development, children of preschool age, level of social and communicative development, diagnostics.

      1. Federal state educational standard of preschool education. ^?0181 site of the company «Consultant plus"]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 (accessed 25 December 2013) (in Russian).

      2. Kiselyova O. I. Development of communicative potential of the personality as a basis of positive socialization of the child in the conditions of continuous education (to justification of pedagogical experiment). Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, vol. 2, pp. 39-47 (in Russian).

      3. Feoktistova S. V., Hmelkova M. A. Communicative competence as the factor influencing mental development of the preschool child. Actual problems of psychological knowledge, 2012, vol. 2, pp. 93-103 (in Russian).

      4. Bessmertnaya Yu. V. Development of communicative abilities in preschool children with violations of autistic range in the

      process of correction. News of Russian state university of A. I. Herzen, 2008, no. 80, pp. 392-398 (in Russian).

      5. Golubeva I. V. Psychological influence of the dramatized activity on development of communicative skills of preschool children with the delay of speech development. Art and education, 2007, no. 6, pp. 103-113 (in Russian).

      6. Abasheva E. L. Education of friendly relationship of children of the advanced preschool age in the course of construction games. [Website of Glazov state teacher training institute named after V. G. Korolenko]. URL: http://ggpi.org/files/abashevael. pdf (accessed 25 December 2013) (in Russian).

      7. Sukhanova N. M. Formation of communicative qualities of children of the advanced preschool age within the framework of the model of educational process "joint activity of the teacher and children" [Website: Social network of educators of nsportal.ru]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey (accessed 25 December 2013) (in Russian).

      8. Temerbekova A. A. Psychological and pedagogical diagnostics of education of school students. Education Integration, 2005, no. 4, рр. 67-71 (in Russian).

      9. Shchetinina A. M. Diagnostics of social development of the child: Training handbookt. Veliky Novgorod, NovGu im. Yaroslava Mudrogo Publ., 2000, 88 p. (in Russian).

      10. Smirnova E. O., Kholmogorov V. M. Interpersonal relations of preschool children: diagnostics, problems, correction. Moscow, Gumanitar. tsenter VLADOS Publ., 2005. 158 p. (in Russian).

      Gorno-Altaisk State University.

      Ul. Lenkina, 1, Gorno-Altaisk, Russia, 649000.

      cyberleninka.ru

      Презентация «Социально — коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС»

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

      Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению цели и решению задач социально-коммуникативного развития. *

      Основная цель — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

      Задачи социально ? коммуникативного развития 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности 2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий 4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

      5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых 6. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества 7. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 8. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

      Формы работы 1. НОД 2.Проблемные ситуации 3. Проекты 4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры. 5. Познавательные беседы. 6. Просмотр видеофильмов. 7. Театрализованные постановки. 8. Музыкальные досуги, развлечения. 9. Интерактивные игры, презентации и др. *

      «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи *

      Проектный метод – одно из приоритетных направлений современной системы образования. Главная задача данного метода – формирование творческой личности, направленной на самостоятельный поиск нового, решение проблем в нестандартной ситуации. *

      Номер материала: ДВ-526316

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

      infourok.ru