Практика воспитания детей

1.3. Особенности художественно-творческого развития детей в практике семейного воспитания

Семья, семейное воспитание, семейный досуг это очень взаимосвязанные понятия, которым посвящены множество исследований таких ученых, как Н.Ф. Виноградова, И.В. Гребенников, Т.А Куликова, А. Г. Харчев, Н. Бердяев, А.И. Антонов, В.М. Медков и многих другие.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет жизни он усваевает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семье уроки добра и зла. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру, в семье он получает опыт моральных норм поведения.[32, с.319]

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [31, c. 515–516].

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она «всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода» [5, c. 257].

Социолог А. Г. Харчев считает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [48, c.75]. А. Г. Харчев особо подчеркивает существенные основные элементы семьи: а) социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации; б) наличие в семье качественно специфических особенностей, отграничивающих ее от иных социальных образований (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность); в) существование семьи и ее специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с организованной формой воспроизводства жизни. Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [48, с. 66]

Философский словарь определяет семью как «малую социальную группу общества, важнейшую форму организации быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях» [45, c.361]. В социологии семья определяется как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми [48, c.314–315].

Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.[2, с.66]

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак — легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. [2, с.65]

Хорошая дружная семья – это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствия, взаимопомощи. [9, с.31]

Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Семья — специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Однако исследователи единодушны в определении таких функций семьи, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других. [20, с.33]

Функция продолжения рода это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Заложенный природой инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности семьи. Налаженная, эффективная хозяйственная деятельность семьи существенным образом меняет психологический климат в семье, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи является благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей.

Восстановительная или функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей членов семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, возможностью получить от близких людей сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без чего не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых.

Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», буквально означало — время, когда можно что-то достичь. Досуг, приобщение к культуре, сохранение народных традиций в большей мере развивается в селах, в маленьких городах. Часто работа сопровождается русскими песнями. Жители села собираются вместе, занимаются рукоделием, поют песни, рассказывают сказки, перебрасываются прибаутками, народными поговорками. На посиделки приходят пожилые, молодые и дети.[30 , с. 43]

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

Особая роль принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен быть содержательным, оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи, доставлять радость всей семье. В таком случае он препятствует проникновению в семью таких разрушительных сил, как алкоголь, наркотики, скука, взаимное психологическое отчуждение.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становиться действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье. Препятствует проникновению в нее таких враждебно разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение.

Воспитательная функция важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание — очень сложный, двусторонне направленный процесс. И. В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Формируется своеобразное «семейное кредо» — так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание со временем принимает различные формы, но не покидает человека на протяжении всей его жизни.

3. Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями для своих детей, родителям необходимо постоянно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием. И даже если они не хотят этого, ребенок неизбежно социализирует окружающих его близких, пытаясь сконструировать удобный и приятный для себя мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор.[20,с.41-43] Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Это следующие параметры:

Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная). Социально-культурный -образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества. Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе. Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. [29, с. 50]

Социально-культурный фактор включает в себя гражданскую позицию родителей, микроклимат семьи и культуру семьи.

Гражданская позиция родителей показывает, насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.

Микроклимат семьи — это совокупность взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые оказывают непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие всех членов семьи, на восприятие всего остального мира и своё места в нём. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье являются стимулом чувств, поведения, действий, которые направляют все её члены семьи друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (например, на сверстников в школе или детском саду, на коллег по работе), а отсутствие душевной близости между членами семьи, конфликтная обстановка часто приводят к появлению дефектов в развитии и воспитании.

Повышение образования родителей, их профессиональной активности приводит к тому, что родители стремятся к более насыщенному проведению досуга, развитию и обогащению своего духовного мира, созидательной творческой деятельности. Это способствует сплочению семьи и создаёт возможность приобщить ребёнка к культуре. Современные родители, у которых возросла ответственность за будущее детей, анализируют свою воспитательную деятельность и стремятся к приобретению необходимых умений, знаний. Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей.

Культура семьи является одной из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей и её других членов. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи, и умение использовать различные виды и жанры искусства с целью развития ребёнка. Важно, чтобы в семье взрослые не только «потребляли» культуру, но и сами творили, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Это может быть коллективный розыгрыш домашнего спектакля, ведение летописи семьи, сочинение сказок, лепка, рисование, хоровое пение и т.д.

Как правило, родители, озабоченные судьбой своего ребёнка, более серьёзно подходят к выбору дошкольного учреждения, школы, а также спортивных секций, кружков, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами. Такие родители с желание принимают участие в жизни и деятельности учреждения, в котором воспитывается их сын или дочь.

Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и тем, насколько родители заняты на работе. Возможности семьи материально содержать своих детей и обеспечивать им полноценное развитие во многом зависят от общественно-политического и социально-экономического положения в стране. Воспитывая современного ребёнка, родителям приходится оплачивать дополнительные образовательные услуги и удовлетворять культурные и другие потребности, на что требуются материальные затраты.

Условия современного семейного воспитания осложняются тем, что по определённым причинам заметнее стал приток женщин на рынок труда. Работа вне дома, изменённый статус женщины в семье сказывается на воспитании детей. У матери сокращается время общения с детьми и изменяется качество этого общения. Авторитет работающей мамы повышается в глазах детей. Вместе с тем мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи при приготовлении пищи, уборке квартиры.

Но такая занятость женщины на работе имеет и отрицательную сторону. Снижается контроль за поведением ребёнка, а у детей нередко формируются не совсем верные представления о социальных ролях женщины и мужчины, в результате чего девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта. У них появляются такие качества, как властность, стремление сделать карьеру.

Технико-гигиенический фактор означает то, что воспитательный потенциал семьи во многом определяется местом и условиями проживания, оборудованностью жилища и особенностями образа жизни семьи. Красивая, удобная среда обитания оказывает большое влияние на развитие ребёнка, способствует игре воображения, пробуждает фантазии, образное мышление. Любое жильё должно быть максимально удобным, уютным, имеющим свою индивидуальность.

Демографический фактор показывает зависимость особенностей воспитания ребёнка от структуры и состава семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная, материнская, распавшаяся и т.д.). В гармоничной семье родители и дети взаимно связаны отношениями доверия, любви и понимания. В таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса.

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. [20, с. 127]

Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой. микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н.Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.. [20, с.110]

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда — это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. [20, с.111]

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. Родителям можно посоветовать: поддерживайте каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивайте нагрузку, вооружитесь терпением, не кидайтесь делать за малыша то, что он может сделать сам. [20, с.113]

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг. [20, с.145]

Особо тщательно следует продумать первое посещение с ребенком театра, музея, выставки и др.: оно должно оставить яркие впечатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре это сам спектакль, артисты, декорации, музыкальное оформление, в музее — экспонаты (картины, скульптура и т.д.). Видимо, не следует при первом знакомстве ребенка с театром. музеем вести его в буфет, угощать сладостями: это может отвлечь от эстетических переживаний, исказить образ театра, музея. Первые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматриванием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ребенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое получили удовольствие от спектакля, выставки. При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, которые смотрит ребенок, но обязательны возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству. Если посещение музея будет регулярным (например, раз в полгода), то родители увидят, как «растет» их ребенок, повторно воспринимая свои «самые любимые картины», раскрывая в них новое содержание, художественные особенности.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее — антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами, с многолюдием присутствующих. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном. [20, с.146 ]

Н.В. Виноградова выделяет 3 фактора семейного воспитания. Первое – любовь родителей и детей. Второе – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Третий фактор семейного воспитания — возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность.

Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах. [9, с.23]

Досуг в семье – организация свободного времени в целях всестороннего развития личности ребенка, создания в доме благоприятного нравственно-психологического климата. Разумно организованный досуг детей и родителей – условие для такого общения в семье, которое обогощает духовный мир, воспитывает эстетические чувства, стимулирует развитие способностей, интеллекта, воображения, активизирует познавательную и трудовую деятельность ребенка.

Организация досуга в семье ставит перед родителями два вопроса: как найти свободное время и чем заполнить его, чтобы их ребенок всесторонне и гармонично развивался.

Выбор занятий, развлечений зависит от вкусов семьи, направленности их интересов, воспитательных задач по отношению к детям и семье в целом. [36, с.68]

Воспитание ребенка целиком и полностью зависит от организации семейного досуга в семье. Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распространение. Семейный досуг позволял скрепить семью едиными занятиями, единым делом.

Семейный досуг также с играл огромное значение с точки зрения педагогики, так как он в первую очередь ориентирован на поддержание семьи, скрепление связей между членами семьи и воспитание детей с устоявшимися устоями внутри семьи.

Если взглянуть под другим углом, семейный досуг оказывает воспитательное и развивающее действие на все стороны жизнедеятельности малыша, приобщает его к изучению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что собственно есть в человеке, позволяет разрешить собственные недостатки при помощи творческой активности.

Семейный досуг усложняется в организации, где нужно принять к сведению, что странствие с детками настоятельно требует определенного подхода, кроме всего прочего нужно не пренебрегать интересы и пожелания иных членов семьи.

Активный семейный досуг – это очень занимательное времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение чего-то нового, свежего для всей семьи. Активный отдых – это горные или водные лыжи, сноуборд или серфинг, походы в лес, охота на зверей, ловля рыбы и многое многое другое…

Активный семейный досуг – это просто замечательная возможность великолепно провести выходные дни или отпуск, а также получить незабываемые эмоции, которые Вы не сможете забыть долгое время. В зависимости от времени года мероприятия, направленные на активный, энергичный отдых принципиально различаются. В летний период – это: автомобильные туристические поездки, конные туры, велосипедные тур поездки и так далее. В зимний период: лыжные и ледолазные тур поездки, катание на санках, ледянках, коньках.

Семейный досуг – это сугубо коллективная деятельность, качество которой зависит от таких факторов как: уровень культуры и образования в кругу семьи, местообитание и уровень обеспеченности семьи, возраста, индивидуальных особенностей и интересов каждого из членов семьи. Зачастую в семьях родители проводят свой досуг за любимым хобби или за просмотром телевизора, что очень часто не совпадает с желанием детей, таких как: поиграть, заняться рисованием, прогуляться на улице и так далее. При этом возникают проблемы в семье, ссоры и разборки, которые можно было бы избежать. Все это происходит из-за не правильной организации семейного досуга.

Необходимо распределять свое свободное время таким образом, чтобы его хватало на удовлетворение нужд и потребностей каждого из членов семьи. Родителям не стоит сразу отказываться от предложений своих детей чем либо заняться, необходимо немного проанализировать предложение и если оно стоящее, то обязательно найти время и удовлетворить потребность своего ребенка.

Клубы семейного досуга – это различные по величине публичные заведения, где созданы все условия и удобства для отдыха всей семьей после рабочего дня или на выходных.

Обычно в клубах семейного досуга работают обученные, опытные преподаватели, которые не только развлекают своих гостей, но и делают все для сплочения семьи: указывают на недостатки при общении и обращении членов семьи друг к другу, и при этом высказывают рекомендации, направленные на создание гармонии и взаимопонимания членов семьи.

Организация семейного досуга, который считается обязательным при воспитании потенциала семьи, ребенка, поддается внешнему воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного и культурного учреждения с семьей. (53)

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей для решения практических задач воспитания. Людей сплачивает в семейный клуб увлеченность конкретными идеями в воспитании, например идея совместного творческого труда взрослых и детей. Семья приобретает много блага от кооперации с другими семьями, пользуется коллективной психологической, а иногда и материальной поддержкой. Личностное развитие членов такой общности через многообразие формы совместной деятельности – вот социально-психологический смысл деятельности семейного клуба. [36, с.236]

studfiles.net

Теория и методика музыкального воспитания и развития детей

С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Дети слушают музыку с удовольствием

Место музыки в искусстве

Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.

Виды музыкальной деятельности

Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую. Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке. Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.

Таблица музыкальных жанров

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

  • Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
  • Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
  • Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.
  • Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.

    И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

    Особенности музыкального развития ребенка

    Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.

    Музыкальная культура — определение

    Оно осуществляется в следующих направлениях:

  • Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  • Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  • В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  • В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.
  • Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

    Музыкальные способности детей и их развитие

    Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

    Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

    Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  • Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  • Слуховое представление мелодии.
  • Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.
  • Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

    • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
    • Музыкальная память.
    • Музыкальное мышление.
    • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.
    • Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

      Музыкальные способности — определение

      От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

      Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

    • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
    • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
    • Испытывает потребность в музыке
    • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)
    • Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.

      Музыкальная одаренность — определение

      С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

      Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

      На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

      Прослушивание музыки можно начинать с года

      В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

      В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

      К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

      Развитие способностей на музыкальных занятиях

      К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

      Задачи музыкального воспитания

      1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
      2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
      3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
      4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
      5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).
      6. Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

        Основные методы музыкального воспитания

        • Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
        • Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
        • Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.
        • Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

          1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
          2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.

          Методы музыкального воспитания — перечисление

          Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

          Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.

          Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

        • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
        • Иметь высокую художественную ценность.
        • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
        • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.
        • Принципы музыкального воспитания детей

          Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

        • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
        • постепенность;
        • повторность;
        • систематичность;
        • учет особенностей детского развития.
        • Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

          Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни. Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д. Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.

          Расширение музыкального кругозора на концерте

          Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.

          Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

          Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки. Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое. К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

          Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

          Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка. Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка. Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

          Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.

          Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

          Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.

          Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

          Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

          detki.guru

          Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую статью «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»

          • Бесплатная регистрация и участие

          • Бесплатные Сертификаты и Дипломы

          Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917

          • Актуальные призы от УИПП (http://uipp.ru)

          СПОНСОР СЕРИИ КОНКУРСОВ

          Зарегистрировалось: 150 из 150 участников

          Зарегистрировалось: 20 из 20 членов жюри

          СПОНСОР СЕРИИ КОНКУРСОВ: АНО ДПО УИПП

          Уральский институт профессиональной переподготовки – организатор курсов профессиональной переподготовки педагогического направления в объёме 360 часов и курсов повышения квалификации (72 часа).

          Преимущества обучения в АНО ДПО УИПП:

        • Удобное дистанционное обучение позволяет проходить обучение из дома и не прерывать свой рабочий процесс.
        • К учёбе можно приступить в любое удобное для педагога время (отсутствует набор групп, характерный для очного обучения).
        • Возможность составления индивидуального графика обучения.
        • Зачёты и экзамены сдаются в тестовой форме непосредственно на сайте.
        • Дипломы и свидетельства, выдаваемые АНО ДПО УИПП, не отличаются от документов, выдаваемых на очном отделении. После завершения обучения слушателям отправляют диплом о переподготовке установленного образца (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ) или свидетельство о повышении квалификации.

        ПРИЗЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ ПРОЕКТА

        Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую статью «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей» – это I этап проекта «Педагогическая инициатива».

        Победители конкурса смогут принять участие во II этапе проекта – во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства на лучший информационный буклет для родителей и побороться за один из главных призов – курс профессиональной переподготовки стоимостью 10 000 рублей от Уральского института профессиональной переподготовки.

        УИПП реализует актуальные программы дополнительного образования по педагогическим профессиям. Большинство курсов профессиональной переподготовки рассчитаны на 360 часов.

        Курсы профессиональной переподготовки для победителей проекта «Педагогическая инициатива»:

        Особенности судейства: Ввиду значимости конкурса и его подарков, состав жюри будет расширен до 20 человек с минимальным рейтингом 500 баллов.

        Участники конкурса, занявшие призовые места, получают Диплом победителя в электронном виде и +200 баллов к личному рейтингу.

        Все члены жюри, которые приняли участие в оценивании конкурсных работ, получают электронный Диплом члена жюри и +100 баллов к личному рейтингу.

        Все участники конкурса, чьи работы будут приняты к участию, но не займут призовые места, получат электронный Сертификат участника и +15 баллов к личному рейтингу.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        О вкладе К.Д. Ушинского в развитие педагогики и практики воспитания детей

        Педагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на его практической деятельности, которая проходила в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.

        Особенно много новшеств он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращён до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.

        Именно в педагогической деятельности окончательно сложились взгляды К.Д. Ушинского в целостную систему. Он обратился к проблемам единства обучения и воспитания, важности нравственной стороны воспитания молодёжи, её гражданской и патриотической направленности, соединения обучения с овладением родной речью.

        Размышляя о развитии педагогики, её связи с другими науками, Константин Дмитриевич создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — шедевр всей его педагогической деятельности. В нём научно доказано, что педагогу необходимо глубоко изучить психические законы и душевную природу детей, знать обстоятельства их жизни.

        К.Д. Ушинский смотрел на педагогику как на искусство, которому можно выучиться только на практике, поэтому считал, что педагогу нужна такая книга, которая помогла бы усвоению прежде всего свойств человеческой природы.

        Он обосновал, с одной стороны, принцип созидательной педагогики, свободу и творчество учителя, а с другой — необходимость специальной теоретической и практической его подготовки. Константин Дмитриевич утверждал, что педагогика — не «собрание правил или педагогических рецептов» на все случаи жизни, а серьёзная наука, помогающая изучению психофизиологических и социальных основ воспитания. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно доказал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психологии. Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса формирования человека.

        Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, твёрдую волю и характер, чувство самолюбия.

        Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.

        Надо отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка — с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.

        В своё время тщательно изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.

        Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое.

        Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

        Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

        Ушинский создал «Детский мир» как школьное пособие для первоначального преподавания русского языка учащимся младших классов. Его цель — дать детям знания, развить их мыслительные и логические способности, в соответствии с этим и подобран материал.

        «Детский мир» — попытка преподнести энциклопедические знания. Тематика книги разнообразна: рассказы о строении человеческого организма, о знакомых явлениях природы (дождь, ветер, роса, иней), предметах из неорганической природы (глина, железо, соль, золото), о важнейших географических открытиях и путешественниках (Коперник, Ньютон, Колумб), об истории. В первом издании опубликованы рассказы «Дети в роще», «О человеке», «О животных», «О растениях», «Отрывки из истории России».

        В то время детям было важно дать не только научное объяснение разных природных явлений, но и показать, как человек воздействует на природу. Хрестоматию, которая дополняет книгу, составляют стихи, басни, рассказы лучших писателей. Здесь мы находим произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, В.Ф. Одоевского, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, В. Гёте, П. Беранже, Г.Х. Андерсена. Исторический отдел представляют отрывки из «Бориса Годунова», «Полтавы» Пушкина, «Бородино» Лермонтова.

        К.Д. Ушинский умело разрешил трудную задачу популяризации исторического материала, следуя принципам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова — воздействовать не только на рассудок, но и на чувства и воображение ребёнка. Стремление к систематизации и стройной логической последовательности определило как положительные качества, так и недостатки этих книг, которые критиковали за излишнюю перегруженность специальными сведениями. Несмотря на это, «Детский мир» сыграл важную роль в продвижении в школу классической литературы, практически осуществил идею реального образования.

        «Родное слово» — это азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для зарисовок, картинками в тексте. Первые две части книги содержат богатый материал для практического изучения русского языка, в третьей части даны сведения по грамматике и другим предметам (географии, истории, арифметике).

        Придерживаясь индуктивного метода, великий педагог знакомил детей со знаниями об обычной жизни и окружающей природе, с основами религии, письмом, счётом и первоначальным рисованием. Свои дидактические принципы он отразил в «Руководстве к преподаванию «Родного слова», которое вышло несколько позже. Издание затрагивало широкий круг представлений и понятий: мир школы и семьи, обряды и обычаи, церковные праздники, домашние животные и растения, трудовые процессы. Ушинский последовательно проводил в жизнь принципы: от знакомого — к незнакомому, от простого — к сложному. Он дал комплекс знаний, группируя материал вокруг определённой темы: зима, лето, весна, осень, предметы обихода, орудия труда, деревня, город и т.д. Книга богата в жанровом отношении, здесь представлены рассказы, стихи, загадки, песни, пословицы…

        Незаметно для себя, на увлекательном материале, на знакомых предметах дети учились различать видовые и родовые понятия, классифицировать и систематизировать. Каждая тема книги, в отличие от «Детского мира», была проиллюстрирована. К.Д. Ушинский ставил цель — развивать одновременно и логические способности, и речь ребёнка. Поэтому большое место отведено произведениям классиков и лучших писателей.

        Особое место занимал в «Родном слове» фольклор. Первая книга целиком была посвящена народной литературе — сказкам, пословицам, загадкам, басням. В составлении фольклорной части Ушинский показал себя как блестящий педагог и методист. В расположении сказок соблюдена строгая последовательность, основанная на учёте возрастных особенностей детей. Сначала шли, к примеру, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», во второй книге — сказки, раскрывающие внутренний мир героев («Сивка-Бурка», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») и другие. Пословицы использовались как заглавия к басням, стихам, сказкам, рассказам. Так решалась дидактическая задача — раскрыть более глубокий смысл произведения, подчеркнуть мудрость пословицы. Эти знания без труда, гармонично усваивались ребёнком через «Родное слово», помогали вживаться ему в быт народа, развивали любознательность, самодеятельность. Большое место в «Родном слове» занимали рассказы самого К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Как Мите сшили сюртук», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Булочник», «Сапожник» и др.

        Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.

        Рассказы и сказки Ушинского для детей младшего школьного возраста помогают легче овладеть русским языком, разными формами общения, формируют миропонимание и умение жить в окружающем мире, прививают устойчивый интерес к чтению.

        Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно. Детям младшего школьного возраста рекомендуют читать рассказы

        К.Д. Ушинского о детях: «Дети в роще», «Дедушка», «Трусливый Ваня», «Гадюка», «Бодливая корова»; рассказы о природе: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Ветер и солнце», «Утренние лучи», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел»; сказки: «Золотое яичко», «Умей обождать», «Плутишка кот», «Как аукнется, так и откликнется», «Мена», «Варёный топор», «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Петух да собака», «Страшная коза», «Петух и кот» и другие.

        Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.

        vscolu.ru