Познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей.

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы,

Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем “отношением”.

Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному.

У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: “Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее?”

У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение – первично, а информация вторична.

Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.

Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет — сложный путь, который включает в себя:

Накопление информации об окружающем мире;

Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода “накопления информации ”-2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.

Периоды «накопления» и «упорядочивания» информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка.

2-4 года. Первый период – «накопления» информации.

Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это «единичное» они интенсивно и активно познают по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Накопление происходит благодаря:

Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях;

Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;

Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что?); знают различные качества и свойства (Какой?). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни?) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.

В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т.п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей.

4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими (миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр.) и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

Стремление расширить свой кругозор;

Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:

Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);

Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);

Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.

Познавательное развитие детей 6-7 лет.

Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:

Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;

Содержательное упорядочивание информации.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);

Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

Обогащение и становление познавательной сферы.

Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

Развитие психических навыков — памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Е. В. Проскура Развитие познавательных способностей дошкольника (под ред. Венгера)

Радуга. Программа и методическое руководство ( подг. Гр.)

“Ребенок в детском саду” №1/2002 «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

referat.store

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

Ребенок раннего возра­ста — настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними — разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.

Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психи­ческая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата. Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами (статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев — 1 года 10 месяцев.

В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей. Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка, обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

С помощью бытовых предметов (стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние, скатывание, перекатывание.

Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб, экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представле­ния об окружающем.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример, «Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст 3 – 5 лет

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям:

— расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем,

— возникают новые средства ориентировки,

— содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошколь­ном возрасте.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному восприятию — сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геомет­рических форм и др.).

В этом возрасте ребенок начинает использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния — это символы. С помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы. Яркий пример символических средств — речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция — качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием. Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно отличны от представлений более старших детей.

1.3. Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия, мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности — игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так, ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть — целое, причин­ность, пространство, предмет — система предметов, случай­ность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  • знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрос­лыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных передач.
  • знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний включает две зоны — зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей — показатель развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопро­сы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это — одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

tak-to-ent.net

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Л. С. Выготский считал, что познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в основном в памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно — образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями (вспомните «параллелограмм развития» памяти А. Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в обобщении собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. «Он сказал «каштан» и ждал. «Каштан!» Это было поразительно: когда Люсьен говорил маме: «Моя красивая мама», она улыбалась, когда он называл Жермену «ружьем», та плакала и шла жаловаться маме. Но когда он произносил слово «каштан», ничего не происходило. Он процедил сквозь зубы: «Мерзкое дерево, противный каштан! Я тебе покажу, подожди только! — и бил его ногой. Вечером за ужином Люсьен сказал маме: «Ты знаешь, мама, деревья ведь деревянные» — и состроил при этом удивленную мину, которая так маме нравилась. Но г-жа Флерье была расстроена и только сухо заметила: «Не говори глупостей». Люсьен превратился в маленького разрушителя. Он переломал все свои игрушки, чтобы выяснить, как они устроены, старой папиной бритвой изрезал ручки одного из кресел; на прогулках он сбивал своей тросточкой растения и цветы; всякий раз он переживал глубокое разочарование: вещи глупые, они не живут по-настоящему» (Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 327—328). Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5 — 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации — недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма и достижение децентрации. Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл. Например, в конце 1970-х гг. дошкольникам из Москвы были заданы такие же вопросы, как женевским детям в исследовании Пиаже в 1920-х гг. Детей расспрашивали о происхождении ветра, движении рек и облаков, о небесных телах и о сновидениях. Содержание ответов дошкольников демонстрирует удивительное сочетание современных научных выражений, терминов, ссылок на технические аналогии и наивных эгоцентрических представлений. Оказалось, что дети активно привлекают новые знания для объяснения явлений природы; телепередачи, кинофильмы нашли отражение в представлениях детей о физической причинности. Мальчик Рома пяти с половиной лет в ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» сообщает: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». «Почему реки текут?» — «Вот раскопаешь яму, потом польет дождь, и получается река, вот как еще получается». Картина мира, взаимосвязь природных явлений у ребенка по-прежнему причудливо пронизаны анимистическими, магическими и артификалистскими идеями, за ними стоит «реализм» и логика непосредственного восприятия. Зафиксированные впервые в исследованиях Пиаже особенности детских представлений о мире неслучайны, поскольку это результат спонтанной познавательной деятельности детей. Это результат неправомерных обобщений, переноса знаний с одних предметов на другие, недоучет специфики явлений.

При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец). Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников решению «задач на сохранение». Детей учили подходить к оценке наглядной ситуации с помощью объективных критериев — мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать с помощью фишек, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры и меток помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости) и снять глобальность восприятия; различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены. При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению этих свойств (длины, площади, объема и др.)

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец)2. Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов — это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета — семь цветов спектра, белый и черный. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно — логического мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно — от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления. Развитие речи. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

— расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;

— убывание эгоцентризма детской речи;

— развитие функций речи:

— речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется — от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа неудовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;

— речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

— развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т.п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).

psyera.ru

Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8)

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров [6]. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в неинтересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Возраст от 3 до 5 лет — сензитивный период для развития познавательной потребности. Вообще дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [9; 53 — 91]. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка,

развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей дошкольного возраста и определить основные пути его формирования.

1. Изучить проблему познавательного интереса в истории педагогики.

2. Проанализировать понятие «познавательный интерес», выявить его структуру.

3. Определить критерии сформированности познавательного интереса.

4. Рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся метод анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и студентов.

§ 3. Характеристика и своеобразие познавательного развития в

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и на­пряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет Селли, — предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире»[5] .

Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко на­учаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, — пишет Селли, — сравнение по­средством измерения становится даже известного рода страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.» [6]

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца (18), привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возрастапроисходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность. Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6—7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении.

Дальнейшие опыты показали, что дети могут увидеть не только внешнее сходство в содержании басни и выбранного ими рассказа, но усмотреть и те более глубокие связи и отношения, которые заключены в аллегорическом смысле басни и которые раскрыты в другом, предостав­ленном ребенку для выбора рассказе. Однако дети упорно идут по линии ситуативного сближения басни и рассказа, так как именно эти жизненно практические связи и отношения кажутся им более существенными. То же самое было установлено и в другом исследовании, где детям под видом игры «четвертый лишний» предлагалось выбросить одну картинку из четырех, которая кажется им лишней, не подходящей к остальным трем. Например, ребенку давались рисунки кошки, миски, собаки и лошади; или — лошади, человека, льва и повозки и т. д. Как правило, подростки и тем более взрослые люди отбрасывали в этом опыте миску, повозку и т. п., т. е. картинки, являющиеся лишними с логической точки зрения. Что касается детей дошкольного возраста, то они часто давали неожиданные, с точки зрения взрослых, решения: они отбрасывали то собаку, то лошадь, то льва. Первоначально казалось, что такого рода решения являются результатом недостаточного развития обобщающей деятельности детского мышления. Однако на самом деле обнаружилось, что дети умеют видеть логические соотношения, представленные в подборе картинок, но что существенными для них являются другие, жизненно практические связи и зависимости.

mirznanii.com

Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей — структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  • Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  • Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  • Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  • Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.
  • Особенности развития детей раннего возраста

    Особенности познавательного развития

    У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

    Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

    Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

    Восприятие — основной способ развития малышей

    Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

    Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

    Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

    Основы сенсорного развития младших дошкольников

    Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

    К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

    Развитие речи у дошкольников — схема

    Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

    Цели познавательного развития

    Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

    1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
    2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
    3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
    4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
    5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
    6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
    7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

    Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

    Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

    Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

    Особенности развития памяти у маленьких деток

    Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

    Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

    Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

    Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

    Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

    Игра для малышей — основа познания

    Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

    Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

    detki.guru