Повышение эффективности исследовательской деятельности дошкольников

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому уже в дошкольном детстве, с самого момента поступления ребёнка в детский сад, мы решили знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.

Мы считаем, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет:

— дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах

— повысить наглядность или доступность материала;

— сделать процесс обучения наиболее эффективным;

— наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;

— положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. р.)

Цель нашей работы: привлечь детей к познанию окружающего мира.

При организации исследовательской деятельности с детьми мы ставили следующие задачи:

1. Формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой).

2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности.

3. Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.

4. поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено нескольким темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов);

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.).

В нашу исследовательскую деятельность включили следующие формы работы с детьми:

• Совместная деятельность в уголке экспериментирования;

• Занятия по труду в уголке природы и на участке;

• Игры-эксперименты и дидактические игры;

• Художественно – продуктивная деятельность;

• Наблюдения и опыты на прогулке.

• Кружок «Гостиная природы»;

• Проект «Дружи с водой»;

• Чтение художественной литературы.

На наш взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.

Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Кроме проведения опытов и экспериментов, проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используем различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагаем не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Используем отдельные поисковые действия. Большую роль отводим играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию мира. Руководя исследовательской деятельностью, создаём специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, создаём базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Кто над кем экспериментирует?», консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия», открытые занятии с элементами экспериментирования «Весеннее превращение», «Поможем черепашке Агаше», «В гостях у Почемучки», «Дружи с водой»

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

1. Зарипова П. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1994. -№ 7. – С. 43.

2. Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги». – М. : Линка – Пресс, 20002. – С. 148.

Порткина С. А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников. // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. –

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

«Процесс развития бабочки». Экологический проект Исследовательская работа посвящена изучению детьми: Процессу развития бабочек, их жизнедеятельности (на примере Бражника соснового).

Пути повышения эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Лисина Юлия Юрьевна

Предметом исследования является эффективность деятельности предприятия и ее повышение . Объектом исследования является предприятие пищевой отрасли Краснодарского края ОАО «Агропроминжиниринг-Юг». Целями и задачами работы является изучение и выявление возможных путей повышения эффективности деятельности предприятия . Было установлено, что наиболее эффективным методом улучшения деятельности предприятия является внедрение информационной системы Avantis PRO.

Ways of increasing the effectiveness of enterprise

The subject of study is effectiveness of the company and its promotion. The object of research is food industry enterprise of Krasnodar Region JSC 'Agropromengineering -South'. The aim and objectives is to study and identify possible ways of improving the efficiency of the enterprise. It has been found that the most effective method of improving the performance of the company is implementing an information system Avantis PRO.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Лисина Юлия Юрьевна,

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности деятельности предприятия»

?УДК 658:664 ББК 65.297 И-Л632

Лисина Юлия Юрьевна, соискатель, ассистент кафедры производственного и регионального менеджмента, факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета, дом. адрес: 352690, г. Апшеронск, ул. Репина, 117, тел. 8-960-4741437, раб. адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, тел. 8(861)275-86-10; e-mail: yuliya lisina@mail.ru.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предметом исследования является эффективность деятельности предприятия и ее повышение. Объектом исследования является предприятие пищевой отрасли Краснодарского края ОАО «Агропро-минжиниринг-Юг». Целями и задачами работы является изучение и выявление возможных путей повышения эффективности деятельности предприятия. Было установлено, что наиболее эффективным методом улучшения деятельности предприятия является внедрение информационной системы Avantis PRO.

Ключевые слова: эффективность, повышение, деятельность, предприятие, рост.

Lisina Julia Petrovna, seeker, assistant of the Department ofProduction and Regional Management, Faculty of Eco-nomics, Business and Management, Kuban State Technological University. Home address: 352690, Apsheronsk, 117 Repin Str, tel.: 8-960-4741437, business address: 350072, Krasnodar, 2Moscow Str., tel.:8 (861) 275-86-10; e-mail: yuliya lisina@mail.ru.

WAYS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF ENTERPRISE

The subject of study is effectiveness of the company and its promotion. The object of research is food industry enterprise of Krasnodar Region JSC ‘Agropromengineering -South ’. The aim and objectives is to study and identify possible ways of improving the efficiency of the enterprise. It has been found that the most effective method of improving the performance of the company is implementing an information system Avan-tis PRO.

Key words: efficiency, increase, activity, enterprise, growth.

Понятия "экономического эффекта" и "экономической эффективности" относятся к числу наиболее важных аспектов при изложении основных вопросов экономики предприятия. Как правило, мы часто употребляем слова "эффект" и "эффективность", отождествляя их соответственно с понятиями "результат" и "результативность". Экономический эффект и эффективность как показатели успешности деятельности предприятия тесно связаны между собой [1].

Экономическая эффективность производства — результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования [1].

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов [2]. Экономический эффект, полученный на предприятии, величина абсолютная, зависящая от масштабов производства продукции и экономии затрат.

Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность — величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами [2].

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые разные формы проявления экономической эффективности. Экономические и технические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования [7]. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Однако все эти виды эффективности в конечном итоге должны способствовать росту рентабельности предприятия [6].

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В общем виде экономическая эффективность

производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.

Сущность повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов [8].

Данные результаты руководитель предприятия может увидеть и проанализировать согласно системе экономических показателей эффективности деятельности предприятия, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1 — Система показателей экономической эффективности

Группа показателей эффективности Показатели

1. Обобщающие показатели 1.1 Темпы роста производства продукции 1.2. Производство продукции на 1 руб. затрат 1.3. относительная экономия 1.3.1) основных производственных фондов 1.3.2) нормируемых оборотных средств 1.3.3) материальных затрат (без амортизации) 1.3.4) фонда оплаты труда 1.4 Общая рентабельность 1.5 Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции

2. Показатели эффективности использования труда 2.1. Темпы роста производительности труда 2.2. Доля прироста продукции в результате повышения производительности труда 2.3. Экономия живого труда годового количества работников (по сравнению с условиями базисного годаО 2.4. Отношение прироста заработной платы к приросту производительности труда

3. Показатели эффективности использования основных фондов 3.1. Фондоотдача 3.2. Производство товарной продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств

4. Показатели эффективности использования материальных ресурсов 4.1. Материальные затраты (без амортизации) на 1 руб. товарной продукции 4.2. Расход важнейших видов материальных ресурсов в натуральном выражении на 1 руб. товарной продукции

5. Показатели эффективности новой техники 5.1. Рост производительности труда 5.2. Снижение себестоимости продукции 5.3. Относительная экономия материальных ресурсов 5.4. Экономический эффект в результате внедрения новой техники

6. Показатели эффективности капитальных вложений 6.1. Удельные капитальные вложения: 6.1.1) на единицу производственной мощности (по важнейшим видам продукции) 6.1.2) на 1 руб. прироста продукции 6.2. Срок окупаемости капитальных вложений

Анализируя данные показатели, можно охарактеризовать экономическую эффективность деятельности предприятия. Когда данный анализ будет проведен, руководству предприятия будет понятно каким образом и с помощью каких механизмов можно повысить эффективность деятельности предприятия.

Повышение показателей эффективности деятельности компаний в значительной степени так же зависит от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции [5]. Однако, не стоит забывать и про человеческий фактор, который является ведущим ресурсом с точки зрения повышения эффективности деятельности компании [3].

Если рассматривать вопрос повышения эффективности деятельности предприятия более подробно, то необходимо изучить конкретное предприятие и разработать свою методику повышения эффективности.

В качестве объекта данной статьи, выступает предприятие пищевой отрасли Краснодарского края ОАО «Агропроминжиниринг-Юг», которое находится по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская,

3, литера «В1», оф. 10. Основным видом деятельности предприятия является производство кондитерской и молочной промышленностей.

Важнейшими факторами повышения эффективности производства предприятия выступают:

— ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции, инновационная политика;

— структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления;

— совершенствование развития диверсификации.

Среди всех факторов повышения эффективности производства важное место принадлежит научно-техническому прогрессу, а так же разгосударствлению и приватизации экономики [4].

Проведя детальный анализ различных бизнес-источников можно с высокой долей уверенности предположить, что внедрение на ОАО «Агропроминжиниринг-Юг» информационной системы Avantis PRO является наиболее подходящим методом повышения эффективности деятельности предприятия.

Проведем анализа целесообразности и прибыльности внедрения на ОАО «Агропроминжини-ринг-Юг» информационной системы Avantis PRO.

Рассчитаем экономию средств в связи со снижением времени простоев оборудования.

388.9 тыс. руб. * 2,01% = 7,82 тыс. руб.

388.9 тыс. руб. * 20,1% = 78,17 тыс. руб.

Расчеты данного показателя говорят о достаточно низком результате повышения эффективности использования оборудования.

Рассмотрим результаты сокращения затрат на закупку запчастей.

496.0 тыс. руб. * 1,94% = 9,62 тыс. руб.

496.0 тыс. руб. * 19,4% = 96,22 тыс. руб.

Анализ и этих расчетов так же показал относительно невысокий уровень результативности. Но это может быть частично компенсировано (за счет встроенных в систему Avantis PRO средств планирования работ по техническому обслуживанию оборудования).

Проведем анализ влияния сокращения трудовых затрат в результате нововведения

171367,4 тыс. руб. * 2% = 3427,35 тыс. руб.

171367,4 тыс. руб. * 15% = 25705,11 тыс. руб.

Расчеты показателей показали определяющее влияние повышения эффективности складского учета и использования трудовых ресурсов в общей системе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Это объясняется как большой затратностью этих статей расхода на предприятии, так и высокой эффективностью системы Avantis PRO в области автоматизации и регулирования складского учета и оптимизации использования трудовых ресурсов. Данные расчетов занесем в таблицу.

Таблица 3 — Данные расчетов целесообразности и прибыльности внедрения на ОАО «Агропроминжиниринг-Юг»

информационной системы Avantis PRO

Показатель эффективности Экономия средств в связи со снижением времени простоев оборудования Сокращение затрат на закупку запчастей Прибыльность от введения автоматизации операций по складскому учету Влияние сокращения трудовых затрат

Максимальные результаты 78,17 96,22 11015,94 25705,11

Минимальные результаты 7,82 9,62 1101,59 3427,35

Основываясь на данных таблицы 3, можно рассчитать сроки окупаемости внедрения на предприятии предложенной системы управления фондами и активами Avantis PRO при наименьшей и максимальной результативности.

78,17 + 96,22 +11015,94 + 25705,11

Расчеты показывают, что внедрение информационной системы управления фондами и активами Avantis PRO окупится при самых неблагоприятных условиях за 7,5 мес. Но так как практическая реализация системы является сложным и достаточно длительным процессом, за счет временного лага ввода в эксплуатацию фактическое время окупаемости в мировой практике обычно в 1,5 -2 раза выше расчетного. Но даже 15 мес. — достаточно небольшой срок окупаемости инвестиций.

Результаты проведенных исследований говорят о высокой эффективности и целесообразности внедрения на предприятии предложенных инноваций. Применение системы Avantis PRO даст предприятию существенный рост эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Тетра Систем, 2005. 688 с.

2. Афитов Э.А. Планирование на предприятии. Минск: Вышэйшая школа, 2004. 285 с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. 412 с.

4. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие. 2 -е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 133 с.

5. Оценка бизнеса: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2002. 120 с.

6. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: выбор оптимального решения. М.: Омега-Л, 2005. 150 с.

7. Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией. Методы менеджмента качества. М.: Стандарты и качество, 2006. 180 с.

8. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия. М.: Экономическое образование, 2003. 184 с.

9. Сафронова Н.А. Экономика предприятия: учебник. М.: Юристъ, 2008. 584 с.

cyberleninka.ru

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Лаборатория для исследовательской деятельности

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. Лаборатория для исследовательской деятельности

Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.

Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность. В этой деятельности он развивается как личность. Дети любознательны и задают много вопросов: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ведь «ребёнок по своей природе — пытливый исследователь», — как считает Н. Н. Поддьяков.

Дети с нетерпением ждут нового проведения кружка по экспериментированию, радуются новой возможности, что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Дети сами находят и узнают истину, ведь в эксперименте участвуют они тоже сами (можно смешать краски, бросить льдинку в воду, взбить пенный замок).

Наша мини-лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности,формирования научного мировоззрения. В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями. Мини-лаборатория

входит в состав экологического комплекса. Ее главное назначение – повышение эффективности экологического образования.

В зоне лаборатории на полочках расположены, наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, вата, губки, лупы, микроскопы, песочные часы, комплекты для игр с водой, песком, воздухом, магниты, кисточки, краски, термометры, зеркала, различные по размеру семена растений, воронки, различные по размеру бутылочки, пипетки, мензурки, фонарики, материалы для игр с мыльными пузырями, воздушные шары, сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука, глина, различные по объему емкости, камни, металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы, макет горы-вулкана (для проведения опыта «Извержение вулкана», шапочки различных зверей, рыб, насекомых, капелек воды.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся юными учеными и с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, растениями, воздухом и т. п.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования- экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.)

Мини – лаборатория в нашей группе!

На верхней полке находятся предметы для проведения опытов с водой и воздухом.

Дети дуют воздух через трубочки для коктейля.

В коробочках лежат пуговицы для определения свойства пластмассы, прозрачности воды, разные крупы, воздушные шарики, для определения силы воздуха, увеличительное стекло для рассматривания семян, насекомых и т. д., воронка для наливания воды, песочные часы для определения времени, разные пробирки для определения формы воды, стаканчики для переливания воды ит. д.

Макет вулкана и морской тематики.

А на этой полочке располагается магнит и металлические предметы для определения свойства магнита, тазики для проведения опытов с водой, песком и глиной.

С помощью расчесок определяем как намагничиваются наши волосы.

Мини – огород, за которым мы наблюдали,

ухаживали посадив семена.

Опыт с орехом и рисом.

Опыт с огнем и яйцом.

Свойства воды в мороз.

Вода вымерзла и платочки сухие…

Взаимодействие лекарства и огня.

Благодаря проведению исследовательской деятельности создается благоприятный психологический климат детей в детском саду!

Спасибо за внимание!

Ландшафтный дизайн в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Ландшафтный дизайн в развитие познавательно — исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Вершинина Надежда Петровна руководитель.

Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам всем встать в круг. Сегодня нашим.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Памятка «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Памятка: «Развития исследовательской деятельности детей». В ходе работы с детьми были выделены несколько основных правил, в основе которых.

Педсовет «Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Педагогический совет «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Март.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Проект исследовательской деятельности «Лаборатория огородных наук» Все мы знаем, что наши маленькие дети по природе своей- исследователи. Открыть,изучить,исследовать-это их первые шаги в неизведанное, тайное,.

Проект развивающей среды в старшей группе, направленный на развитие исследовательской деятельности «Лаборатория чудес» Основным ориентиром в интеллектуальном развитии дошкольников является образовательный стандарт, для достижения которого необходимо обогатить.

Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №144» г. Перми Программа организации.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно.

www.maam.ru

Развитие позновательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе конструирования.

Маркович Ольга Александровна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ.

Вопросы развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста являются на сегодняшний день наиболее актуальными проблемами современной педагогической науки и практики. Это связано в первую очередь с тем, что познавательно-исследовательская деятельность выступает как залог результативности образовательной деятельности в целом. Как отмечено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одна из главных задач состоит в привитии умений, позволяющих дошкольникам активно осуществлять творческую, исследовательскую деятельность, содействии развитию познавательно-исследовательских навыков и умений дошкольников [5,с.34].

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева определяют познавательно-исследовательскую деятельность в дошкольном детстве как активность, направленную на постижение окружающего мира [3,с.368].

По мнению ряда авторов (З.М. Богуславская, Е.М. Ерофеева, Л.А. Парамонова) большим потенциалом в развитии познавательно — исследовательской деятельности обладает такой вид детской деятельности, как конструирование [1,2,4].

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение отдельных предметов, частей и элементов. Конструирование – это создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона и различного природного материала. Конструирование является продуктивной деятельностью, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников [4].

В работе со старшими дошкольниками значение конструирования в развитии познавательно- исследовательской деятельности связано с тем, что прежде чем сконструировать какой либо предмет (из разных материалов), дошкольник должен изучить свойства этих материалов через исследование и экспериментирование, то есть, исследовательская деятельность реб?нка должна в первую очередь протекать через процесс творческого конструирования. Проводимые реб?нком исследования могут сочетать разные области познания. Так, используя детали конструктора, он должен исследовать их форму цвет, иметь представления о количестве, получить представления о различных интересных постройках, получить опыт взаимодействия с другими детьми в выполнении постройки. Работая с бумагой, реб?нок должен исследовать е? свойства, познакомиться с художественно-эстетическими объектами, сделанными из бумаги. Работа с природным материалом так же требует предварительного экспериментирования для выявления его свойств: песок — сыпучий, камень — тв?рдый и т.д.

Проведение такой работы способствует обеспечению целостности восприятия дошкольником окружающего мира, осознанию им разнообразных связей между объектами и явлениями действительности . Познавательно-исследовательская деятельность в процессе конструирования требует интеграции различных областей знаний, для этого необходимо использовать различные виды конструирования: конструирование из деталей конструктора; конструирование из крупногабаритных модулей; конструирование из объемных модулей; плоскостное конструирование; конструирование из бумаги; конструирование из природного материала; конструирование из бросового материала; конструирование из различных материалов на участке детского сада.

В конструировании с объектами для экспериментирования, прежде всего необходим материалы (конструкторы, бумага, природный материал), которые обладают разными свойствами (цвет, размер, вес, структура, фактура, функциональность) учет всех материалов обеспечивает продуктивную деятельность. Познавательно- исследовательские способности дошкольников проявляется в предложенной ситуации, когда разнообразные материалы «ставят» перед ребенком вопрос: «что из этого можно сделать», стимулируя этим порождение замысла и его воплощение. В своей работе, я использую новую форму организации занятий по конструированию и ручному труду. Дети в процессе работы отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал, подходят к столу товарища, уточняют или перенимают опыт, или иное конструкторское решение. Воображение и творчество в детском возрасте указывает на то, что творческое исследование является постоянным спутником детского развития. Важно, чтобы ребенок имел возможность открыть для себя то, что известно другим, извлечь даже из знакомого объекта новое содержание, что и является открытием для дошкольника.

Важным условием для познавательно-исследовательских способностей дошкольников по конструированию является оснащение развивающей среды в группе материалами и оборудованием для работы с бумагой и картоном, для работы с бросовым материалом, для шитья и вязания (старшая и подготовительная группы), природным материалом; тематическими альбомами по архитектурным сооружениям; тематическими альбомами с занимательными играми и упражнениями по конструированию; мелкими настольными и крупными напольными строительными материалами на подгруппу детей; конструкторами, имеющие различные по сложности способы соединения деталей; различными игрушками; сомаштабными постройками; плоскостными конструкторами и головоломками; мобильными платформами для конструирования; образцами построек (рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи-схемы, сонометрические объемные чертежи). Главные критерии конструктивной деятельности в познавательно- исследовательской работе: оригинальность (способность находить необычные, неожиданные решения); гибкость (способность использовать различные стратегии решения); продуктивность (способность генерировать большое количество идей); разработанность (способность к проработке идеи, насыщенности придуманного изображения с подробностями и деталями).

Для формирования исследовательской активности необходимы следующие формы работы: конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по теме; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; объемно-пространственное конструирование. Дети в процессе практического исследования разных видов конструирования самостоятельно открывали для себя различные отношения и зависимости, способы функционирования конструктивной деятельности, что оказывает огромное влияние на развитие познавательных и интеллектуальных процессов.

В процессе обучения исследовательскому поведению и экспериментированию выявляется уровень развития познавательной деятельности детей (восприятие, мышление, памят ь), особенно быстро совершенствуются навыки и умения, коммуникативные качества, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное мышление, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. В работе с детьми необходимо стремится к тому, чтобы они не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментировании, но и делали маленькие открытие.

infourok.ru

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Именно образованные, творческие,

Физически и духовно здоровые люди,

А не природные ресурсы или ядерное

оружие, будут главной силой России

этого и последующего веков.

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные родного края);

2. Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

3. Способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе своего родного края.

5. Установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Планируемый результат: Повышение эффективности в применении на практике организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Основу работы составляет деятельностный подход: труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое

2. Содержание второй части ООП ДОО определяет краеведческий компонент.

3. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.

1. Экологический тренинг для педагогов.

2. Представление названия команды.

4. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».

5. Решение педагогических ситуаций

6. Экологический кроссворд.

7. Игра «Угадай по пантомиме».

8. Творческий конкурс.

9. «Экологические пространства» в группах (памятки)

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989г, общество, в том числе и мы с вами, уважаемые педагоги, должны организовывать развитие ребенка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Для этого нужно в детях формировать:

— элементарные и вполне научные представления о природе

о животных, о птицах, растениях

о единстве организма и среды

о сущности взаимодействия человека и природы

— понимание важности охраны природы, окружающей среды- гуманно-деятельного отношения к природе- осознанное выполнение определенных норм грамотного и безопасного поведения в природе

Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой.

Привлекая к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Мы, с вами, уважаемые педагоги, должны владеть определенными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе, о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свой город, в котором вы живете.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И сегодня, мы предлагаем вам, принять активное участие в семинаре-практикуме на тему:

«Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы: песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года, и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет

Первая задача — формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны. Необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Наш семинар проводится в форме конкурса. За каждый оригинальный и правильный ответ жюри вручает балл. В конце подводится общий итог.

Представляем вам членов жюри.

1. Образование и представление команд

Для того, чтобы нам с вами было удобно общаться, предлагаем разделиться на две команды, посовещаться, придумать название команде и представить ее. (Звучит музыка, педагоги выполняют задание).

Итак, в нашем семинаре участвуют команды:

3. Разминка. Вопросы командам.

Команды отвечают по очереди. За правильный ответ получают фишку.

Правильность ответов на интерактивной доске.

• Итак, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

• Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?

Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

• Почему, на Ваш взгляд, надо заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?

Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.

• Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Во-первых, сам воспитатель должен быть носителем экологической культуры и своим поведением создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Во-вторых, научить ребенка сопереживать. Для этого мы сами старались быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе.

В-третьих, ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.

Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним. В-четвертых, приобщение к трудовой деятельности. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

3. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».

Сколько районов в Рязанской области (25 районов)

Михайловский район Рязанской области

Рязанский район Рязанской области?

Спасский район Рязанской области?

Шацкий район Рязанской области?

Назовите крупные реки, протекающие в Рязанской области.

Ока, Мокша, Пра, Проня, Пара, Цна, Ранова, Дон, Выша и другие21 слайд

Источник в селе Александровка Орловской области признан памятником природы. Именно из него и вытекает река. Рядом построена скромная деревянная часовня, а территория вокруг истока украшена многочисленными резными скульптурами. Это место любят посещать биоэнергетики и творческие натуры, считая его мощным «местом силы».

22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 слайды

Как называется заповедник на территории Рязанской области?

Назовите зверей, обитающих в лесах Рязанской области, входящих в «Красную книгу».

34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 слайды

Назовите птиц, обитающих в лесах Рязанской области, входящих в «Красную книгу

31 вид птиц, зарегистрированных в заповеднике, внесены в Красную книгу

скопа (Pandion haliaetus),

осоед обыкновенный (Pernis apivorus),

черный коршун (Milvus migrans),

полевой лунь (Circus cyaneus),

луговой лунь (Circus pygargus),

орел-карлик (Hieraetus pennatus),

большой подорлик (Aquila clanga),

кобчик (Falco subbuteo),

дупель (Gallinago media),

голубь клинтух (Columba oenas),

филин (Bubo bubo),

сплюшка (Otus scops),

домовой сыч (Athene noctua),

сизоворонка (Coracias garrulus),

зимородок (Alcedo atthis),

удод (Upupa epops),

зеленый дятел (Picus viridis),

седой дятел (Picus canus),

белоспинный дятел (Dendrocopos leucotos),

средний пестрый дятел (Dendrocopos medius),

трехпалый дятел (Picoides tridactylus),

лесной жаворонок (Lullula arborea),

серый сорокопут (Lanius excubitor),

кедровка (Nucifraga caryocatactes),

ястребиная славка (Sylvia nisoria Bechst),

длиннохвостая неясыть (Strix uralensis),

белая лазоревка (Parus cyanus).Шилохвость (Anas Acuta)

Серый журавль (Grus grus)

Лебедь кликун (Cygnus Cygnus)

Чёрный аист (Ciconia nigra)

44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 слайды

Какие полезные ископаемые добываются на территории Рязанской области?

На увлажнённом равнинном севере региона и восточнее рек Мокши и Цны залегают значительные запасы высококачественного торфа. Разведано 1062 месторождения с общими запасами в 222 млн. тонн.

52, 53, 54, 55, 56 слайд

В недрах юго-западной части области залегают пласты бурого угля подмосковного угольного бассейна. Разведано 23 месторождения бурого угля с общими запасами в 301,6 млн. тонн. Крупнейшие доступные запасы находятся в Скопинском районе. Добыча угля велась с середины XIX века (в 1903 копи выработали более 144 тыс. тонн топлива) и полностью прекращена в 1989 году.

Запасы сапропеля в 52 водоёмах составляют 81 млн м?.

Сапропе?ль (от греч. ?????? — гнилой и ????? — ил, грязь) — это многовековые донные отложения пресноводных водоёмов, которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона, также частиц почвенного перегноя, содержащий большое количество органических веществ, гумуса.

Из нерудных ископаемых можно выделить 25 месторождений глин и суглинков (запасы 160 млн м?), 19 месторождений песков строительных (116 млн м?), 4 месторождения карбонатных пород для строительной извести (118 тыс. м?), цементных известняков в Михайловском районе, месторождения мергеля.

Мергель — осадочная камнеподобная горная порода смешанного глинисто-карбонатного состава: 50 — 75 % карбонат (кальцит, реже доломит), 25 — 50 % — нерастворимый остаток (SiO2 + R2O3).

В 2008 году в Рязанской области открыто уникальное месторождение нерудных строительных материалов. По оценкам специалистов, обнаруженных запасов песка, вполне хватит на 7-10 лет. Обнаруженный песок практически не придется подвергать сложной дополнительной обработке, материал уже готов к использованию в строительстве. Подобные месторождения нерудных материалов за последние десять лет, обнаруживались только в Московской области. В области расположены наиболее крупные запасы цементного сырья в стране. Это около 924 млн. тонн, сосредоточенных на 6 месторождениях. Порядка 550 млн. тонн нераспределённых запасов сырья находятся на месторождениях и не разрабатывается. В регионе разведаны месторождения фосфоритов, гипса, бурого железняка (невысокого качества в районе Касимова), стекольные и кварцевые пески в Милославском и Касимовском районах. В Милославском районе около села Мураевня действует ГОК по добыче кварцевого песка. Месторождение имеет запасы до 32 млн. тонн.

За каждый правильный ответ команды получают по фишке.

3.Решение педагогических ситуаций

по экологическому воспитанию дошкольников

На площадке детского сада играют дети 5-6 лет. Один из них, самый любознательный мальчик, кричит всем:

— Смотрите, паук, паук!

Около него сразу образовалась группа заинтересованных детей. Кто просто смотрит, кто заинтересованно рассматривает паука, кто испугано кричит. Тут подбегает еще один мальчик и наступает ногой на паука.

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Дети 6-7 лет играют на площадке детского сада во время вечерней прогулки. За девочкой Олей пришел папа. Они пошли домой. На выходе с территории детского сада, у самой калитки, растет куст декоративной акации. Он очень красивый. Среди зеленой листвы красуются беленькие ягодки. Подойдя к кусту, девочка на глазах у папы, видимо, с его разрешения стала срывать ягодки с куста и растаптывать на асфальте.

Чем можно объяснить такой поступок девочки? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно

наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации — «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? — спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » — подсказала воспитатель.

4. Конкурс под названием “Черный ящик”.

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели).

Вам дается одна минута, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, минута пошла.

По окончании времени команды отвечают. За правильный ответ команде вручается фишка.

4. Экологический кроссворд

Задание для команды №1

Показать с помощью пантомимы дикое животное, обитающее в лесах Рязанской области.

Задание для команды №2.

Показать с помощью пантомимы птицу, обитающую в лесах Рязанской области.

6. Творческий конкурс

Нарисуйте рисунок на тему «Береги природу родного края». Поясните.

Подведение итогов. Награждение команд.

Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы с вами многое узнали о своем любимом городе, о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И я очень рада, что наша встреча для вас прошла с пользой. Я уверена, что вы сможете донести до своих воспитанников, все то, что вы узнали на нашем семинаре.

Закончить семинар я хотела бы словами:

«Природа – кладезь красоты, любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, заряжается энергией добра». И в заключении я хотела бы вам предложить памятки для воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и посмотреть презентацию на тему «Природа Рязанского края». Ознакомьтесь, пожалуйста.

Еще раз благодарю вас. И до новых встреч! Всего вам доброго!

Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

profhelp.net