Почему ребенок 4 лет не говорит

Ребенок плохо говорит в 4 года: как помочь, мнение доктора Комаровского

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
  • Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

    Как определить задержку речевого развития

    Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

    Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.
  • Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

    Причины речевого недоразвития

    Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.
  • Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

    Медикаментозное лечение

    Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

    К таким препаратам относятся:

    Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

    Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

    Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

    Артикуляционная гимнастика

    Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

    Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

    Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

    • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
    • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
    • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
    • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
    • После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

    • часики – язык передвигается по углам рта;
    • чистка зубов — язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
    • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
    • Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

    • с разной интенсивностью дуть на водичку;
    • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
    • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
    • Поможет также такой комплекс упражнений:

      Упражнения на мелкую моторику рук:

    • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
    • упражнения для активности кистей рук.
    • Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

      Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

      Советы доктора Комаровского

      Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

      Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

    • специальная говорящая азбука для детей;
    • развивающие и обучающие игры;
    • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
    • упражнения в виде игр и др.
    • О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

      orechi.ru

      Почему ребенок плохо говорит?

      Автор: Виктория Фоменко, логопед

      Ребенок плохо говорит – сигнал для беспокойства

      Речь ребенка – это показатель уровня умственного и психического развития. Когда ребенок плохо говорит, это всегда беспокоит родителей и специалистов по речевому развитию.

      Ребенок плохо говорит в 3-5 лет, причины

      Есть две причины, почему ребенок очень плохо говорит. Первая – органическая: внутриутробные нарушения центральной нервной системы, короткая уздечка, неправильный прикус, особенности строения артикуляционного аппарата. Вторая – функциональная, связанная с психическими особенностями ребенка и спецификой его развития.

      Рассмотрим функциональные причины, опираясь на знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которые позволяют понять особенности психики разных детей. Для этого используется понятие вектор. Вектор – это комплект врожденных свойств и желаний, который определяет характер ребенка, его поведение, наклонности, способности, особенности мышления и речи. Всего векторов – восемь.

      Рассмотрим, как проявляются нарушения речи у детей с некоторыми векторами, а также причины, почему ребенок плохо говорит.

      Кожный вектор. Его обладатель – подвижный, шустрый ребенок. Он любит говорить «нет!» и брать без разрешения чужие вещи. Когда кожный ребенок плохо говорит в 3-4 года, его речь часто ускорена и смазана. Малыш, экономя время, говорит быстро, прерывисто и кратко. Часто у него нарушена структура слова. Поэтому он может переставлять местами слоги («ка-ма-сат» — вместо «са-мо-кат»), или не договаривать окончания («катЯ» — вместо «котята»). Часто кожный ребенок очень плохо говорит шипящие звуки и «Л-Р».

      Анальный вектор. Его «хозяин» медлителен, нерасторопен, долго собирается с мыслями, вздыхает во время разговора. «А-а-а сююп. Ка-а-сяя. какая. кас-я-я? . не ка-чю. ка-а-с-ю- . ». Он, как и кожный ребенок, «ломает» структуру слова, только говорит в замедленном темпе. Иногда он не проговаривает звуки при стечении согласных («атобусь» — вместо «автобус»). Часто анальный ребенок очень плохо говорит в 4 и в 5 лет свистящие звуки и «Л-Р».

      Если ваш ребенок плохо говорит в 4-6 лет, при этом все вокруг устают от его болтовни, то, скорее всего, у вашего ребенка оральный вектор. Такой ребенок громко тараторит без остановки, часто прикасаясь руками к губам и щекам. Его язык высовывается между зубов при произнесении звуков: «С, Сь, З, Зь, Ц, Ть, Дь». Он склонен говорить вместо «шуба» – «сюба», вместо «железо» – «зезЕза», вместо «кошелек» – «касылек». Часто он говорит с пришепетыванием, небрежно. Окончания будто проглатывает. Сочиняет на ходу. Его речь смазана и одновременно чрезмерно убедительна. Несмотря на то, что этот ребенок плохо говорит, оральнику верят все: и дети, и взрослые.

      А вот еще один ребенок, который иногда тоже плохо говорит в 5-6 лет. Такой малыш может долгое время молчать, а потом заговорить целыми предложениями. Он обладает абстрактным умом и в потенциале способен обрабатывать большие объемы информации. Перед нами – ребенок со звуковым вектором.

      Звуковой ребенок часто переспрашивает: «А. Что. Кто. ». Он может долго сидеть с отсутствующим взглядом. Он задает недетские вопросы: «А для чего люди живут?», «А кто все это создал?». Голос у звуковика тихий, ему нравится уединение.

      Это ребенок, который плохо говорит в линейной последовательности. Его речь похожа на дорогу с ямами. Он скажет два слова и замолкает, словно проваливаясь. А через несколько минут говорит конец фразы. Часто эти дети вместо «С, З, Ц» – произносят звуки «Ш, Ж, Ч».

      Звуковых детей окружающие считают странными, и порой им ошибочно ставят диагноз аутизм. В неблагоприятных звуковых условиях им на самом деле угрожает это расстройство, поэтому очень важно понимать особенности психики и развития такого ребенка.

      Почему ребенок плохо говорит, и что делать родителям такого малыша?

      Прежде всего, получить консультацию логопеда. Если вдруг ваш ребенок стал заметно хуже говорить, это сигнал – возможно, малыш не получает в семье чувство защищенности и безопасности.

      Рекомендации родителям и педагогам

    • Ребенка с анальным вектором нельзя поторапливать. Его нужно почаще хвалить. Для развития речи и мышления читайте ему книги, предлагайте строить из деревянных кубиков домик, что-то мастерить руками.
    • Для кожного ребенка важно соревноваться и стремиться к победе. Если такой ребенок плохо говорит, заинтересуйте его выгодным призом за работу над речью. Речь и мышление такого малыша лучше развивать в подвижных играх, связанных со счетом и логикой.
    • Орального ребенка нужно выслушивать до конца. Приучайте его выделять главное в речи. Оральника нельзя бить по губам, чтобы не спровоцировать заикание или не вырастить патологического лжеца.
    • На звукового ребенка нельзя кричать и унижать его. Звуковику рекомендуется слушать тихую классическую музыку и осваивать азы программирования.
    • По каким причинам ребенок плохо говорит и что делать обеспокоенным родителям, как научиться понимать векторальные особенности своего ребенка – на эти и другие вопросы приглашаем получить ответы на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрация здесь.

      Автор: Виктория Фоменко, логопед

      Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

      11 Апр, 2016 Комментариев: 6 Просмотров: 4714

      svp.expert

      Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет — лечим задержку речевого развития у малыша

      Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

      Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.

      Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

      Подготовительный этап (первый год)

      С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).

      Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

      К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

      К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

      Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

      Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

      Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

      Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

      Важно формировать правильное произношение.

      Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

      К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

      Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

      Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

    • На звучание игрушки, голос не реагирует.
    • Не поворачивается в сторону источника звука.
    • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).
    • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
    • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
    • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.
    • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
    • На звук нет реакции.
    • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
    • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
    • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.
    • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
    • Ограниченный словарный запас.
    • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
    • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
    • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»
    • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
    • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
    • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
    • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
    • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
    • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).
    • Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

      Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

      Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

      Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:

      • А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
      • После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.

      • Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

        Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.

        ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

        «Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

        Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

        Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

        Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.

        Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.

        Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

        Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.

        Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.

        В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.

        Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

        Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

        Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

        Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.

        Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.

        Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.

        Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.

        www.odnadama.ru

        Когда дети начинают разговаривать и что делать, если ребенок не говорит в 3 года: полезные советы детского доктора Комаровского

        Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

        Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.

        Когда ребёнок должен начать разговаривать

        Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

      • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
      • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
      • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
      • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

      Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

      Узнайте инструкцию по применению препарата Аквалор Беби для новорожденных.

      О симптомах и лечении аллергии на клубнику у ребенка прочтите в этой статье.

      Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

      Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

      Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

    • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
    • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
    • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
    • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
    • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.
    • Полезные советы родителям

      Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

      Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

      Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

      Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

      Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

      Узнайте об отклонениях и норме количества лимфоцитов в крови у ребенка.

      О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано на этой странице.

      По ссылке http://razvitie-malysha.com/zdorovie/sredstva/enterofuril.html прочтите о применении и дозировке Энтерофурил суспензии детям.

    • при недостатке общения родители должны пересмотреть отношения с малышом, понять, что ребёнку в любом возрасте требуется не только еда и уход, но и внимание, общение, возможность поделиться радостью и бедой;
    • телевизор, компьютер должны отойти на второй план. Не отбирайте гаджеты, старайтесь, чтобы с вами было интереснее, чем с виртуальным другом;
    • больше читайте книжек, обсуждайте различные темы, вместе изучайте окружающий мир. Водите карапуза в зоопарк, детский игровой центр, парк отдыха;
    • отличное решение – совместные занятия. Совершайте вылазки на природу, готовьте вместе несложные блюда. Логопеды и психологи рекомендуют развивающие игры для детей 2–3 лет;
    • учите скороговорки, короткие стихи, сочиняйте истории, приглашайте продолжить рассказ. Никогда не смейтесь над его версией: малыш вновь замолчит;
    • придумывайте игры, в которых нужно подобрать рифму к слову (Ёжик – Ножик, Мушка – Кружка, Рыбка – Улыбка и так далее). Предложите произнести слово, отличающееся одной буквой, например, Зайка – Майка, Рот – Кот, ноГа – НоРа;
    • просите окончить фразу. Мама: «На ужин я приготовлю ….». Малыш: «Кашу (котлету, сырники)». Другой вариант: «Сегодня мы идём….». Малыш: «В зоопарк (на прогулку, в гости к бабушке, на детскую площадку)»;
    • развитие мелкой моторики. Пользу приносят упражнения для активизации речевого центра в головном мозге. Подходящие занятия: перебирать пальчиками макаронные изделия, сортировать крупу, завязывать/развязывать шнурки, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина и солёного теста;
    • общение с малышами на детской площадке. Чаще водите «молчуна» в песочницу, детский парк, игровой центр. Среди сверстников ваш малыш будет меньше стесняться, от развлечений появятся яркие эмоции, захочется поделиться радостью, рассказать о впечатлениях.
    • Ещё несколько полезных советов:

    • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
    • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
    • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.
    • Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

      razvitie-malysha.com

      Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

      Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

      Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

      Причина 1. Индивидуальный темп

      Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

      Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

      Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

      Причина 2. Отсутствие необходимости

      Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

      Причина 3. Педагогическая запущенность

      Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

      Причина 4. Двуязычная семья

      Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

      Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

      Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

      К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

      Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

      Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

      Причина 6. Негативизм у ребенка

      Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

      Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

      Причина 7. Генетическая предрасположенность

      Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

      Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

      Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

      Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

      Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

      Причина 9. Нарушения слуха

      Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

      Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

      Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

      Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

      Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

      Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

      Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

      Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

      Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

      Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

      Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

      Ребёнок в 1.5 года не говорит, только издаёт звуки, не понимает смысла слов, хотя просьбу принести игрушку выполняет. Не берёт ничего руками, ест только протёртое. Что это может быть и что делать?

      Скорее всего у Вашего ребенка имеется нарушение языкоглоточных мышц, которое устраняется массажем. А по поводу причин отсутствия речи сможем сказать после обследования ребенка

      Ребенку 4,5 лет, он не разговаривает. Нам ставят задержку речи, что делать?

      В 4.5 уже ставят ОНР (Общее недоразвитие речи). Этой проблемой занимаются логопеды-дефектологи. По показаниям могут назначить курс терапии Томатис.

      Девочка 1.9 говорит только «мам». Как правило, когда плачет, и подходит, чтобы пожалела. Звуки «аф» и «ау» подражающие, когда спрашиваю, как говорит кошка и собака, звуки «ба» и «па», может позвать кошку «цццццццц», все понимает, просьбы выполняет, гиперактивная.

      Елена, нужно обратиться за консультацией к логопеду и неврологу. Ближе к двум годам словарный запас у ребенка должен быть около 200-300 слов

      Здравствуйте.Моему сыну 3,11 и он совсем не разговаривает.Цокает,гагакает,если что то хочет ,тянет за руку и показывает.Нам ставят признаки аутизм и зрр.

      Евгения, к 4-м годам ребенок должен иметь большой словарный запас и говорить предложениями. По тому, как Вы описываете, задержка речи есть, а признаки аутизма выявляются на консультации

      Здраствуйте.Моему сыну 3 года совсем не разговаривает.Не откликаеться на свое имя.Очень упрямый.Когда ему было около года ребенок начинал разговаривать говорил ма па дай выполнял просьбы что то показать.А после как замкнулся в себе перестал реагировать и вообще произносить какието звуки.Сейчас произносит звуки, может сказать какието слова но это очень редко.Для этого его нужно спровоцировать.Недавно мальчик пытался забрать у сына игрушку он четко произнес нельзя.Может ли это быть аутизмом?

      Здравствуйте! Часто сталкиваемся с подобными случаями. Многие отмечают появление отклонений после прививки АКДС.

      Сложно определить диагноз, не проведя обследование. Но в подобных ситуациях аутизм встречается достаточно часто.

      Внуку 8 лет. почти не говорит кроме мама. папа. пока. Подрезали уздечку в 5 лет. прошли обследование КТ. кроме как с копеечную монету гидроцефалии других отклонений нет. Папа внука первое слово сказал в 5 лет. Мама первое слово сказала после 4 лет. Но что странно с внуком логопеды-дефектологи отказываются заниматься. невролог отправляет к психиатру. психиатр обратно к неврологу. лечения не назначают. Внук все понимает. исполняет. показывает все жестами. Куда можно обратиться за помощью?

      Ирина, Вашему внуку срочно нужна помощь логопеда-дефектолога по запуску речи

      Где найти логопеда- дефектолога по запуску речи? У нас город маленький . Внук находиться на домашнем обучении числиться в интернате 8 уровня. преподаватель с ним занимается 40 мин в неделю. а если преподаватель болеет. то с внуком ни кто не занимается. Наняла логопеда. но результатов нет. Врачи . директор интерната. педагогическая комиссия все разводят руками. Даже не знаю что делать

      Внуку 4 года и 9 месяцев,но до сих пор не разговаривает. Кроме слова «мама», иногда слог «ба » и протяжное «ииииииииии» . По его выражению лица видно, что он хочет что-то сказать, но у него не получается и его это очень тяготит. С удовольствием ходит в детский сад,но иногда чувствуется, что он очень стесняется, потому что понимает, что он не такой,как все.Уже куда только не обращались, но никакого толка. Он очень развитый мальчик, всё выполняет что ему говоришь, очень хорошо ориентируется в компьютере и последних моделей телефонов, составляет картинки из пазлов. Он очень подвижный, можно даже сказать,что гиперактивный. Мама его родила в 36 лет, может это как то повлияло на него. В возрасте 2 — 3 лет он часто неожиданно падал навзничь и естественно ударялся головой, как-будто у него что-то было с вестибулярным аппаратом, но ведь он развитый ребёнок.Его мама начала уже хорошо разговаривать в 1,5 года. Просто уже не знаем куда ещё и к кому можно обратиться и чем ему помочь !

      Почти в 5 лет у ребенка должна быть нормальная речь с большим словарным запасом. Вам нужно срочно обратиться к логопеду-дефектологу и неврологу.

      Ребенку билингвисту только исполнилось 2 года. Говорит только отдельные звуки- баба, дада, деде.Знает и произносит звуки всех животных и транспорта. (Считается это словами?)Но никогда не зовёт никого, не просит если хочет пить( только плачет или кричит).

      В этом возрасте уже должны появляться полноценные слова и простые фразы. Вам нужно обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, потребуется обследование и у психолога

      Здравствуйте,моему сыну 2 и 10 не разговаривает только говорит пару слов,хотя в таком возрасте должен уже предложениями говорить,не знаю что как быть,наняли двух логопедов занимаюсь дома,но очень тяжело с него вытащить слово

      Почему 2х логопедов? Желательно, чтобы был один специалист, который ведет ребенка и отвечает за результат

      Здравствуйте! Дочке 2.5, знает все буквы, цифры, цвета, фигуры, говорит много слов, называет свое имя и фамилию, длинные слова (договорились, фиолетовый) говорит предложениями, но меня настораживает ее произношение. Она говорит как бы протяжно, по слогам, но это выглядит как-будто старается четко выговаривать слова. Так разговаривает не всегда, быстро тоже умеет. Нормально ли в ее возрасте так протяжно разговаривать?

      С этой проблемой сталкиваются многие родители. Находясь в одной кровати с мамой и папой, ребенок .

      Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, .

      Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не .

      karkusha.su