Почему дети не устают

Почему одни дети похожи на отца, другие — на мать

Все молодые родители и родственники семьи в первое время после родов сильно озабочены вопросом, на кого похож ребенок. Одни видят в нем больше черт отца, другие — матери. Но новорожденные быстро меняются, поэтому окончательная схожесть с тем или иным родителем проявляется только в более-менее взрослом возрасте. На протяжении всего этого процесса формирования нового человека старшие члены рода не устают задаваться вопросом, почему же малыш вобрал в себя столько черт одного, а не другого родителя.

Всё — внешние черты, характер, даже то, как человек будет принимать важнейшие в жизни решения — очень сильно зависит от генов, которые ему достались. 50% из этого генетического материала малыш получает от матери, вторые 50% — от своего отца. Но и каждый из родителей в свою очередь унаследовал по 50% генов от своих родителей, а те — от своих и так далее. В результате этих постоянных смешений (как говорят генетики, «скрещиваний») в клетке каждой человеческой особи содержится целый генетический коктейль.

Гены по доле своего участия в строении нового организма делятся на доминантные и рецессивные. К доминантным вообще в человеческой популяции относятся гены нормального зрения и слуха, праворукости, среднего роста, нормального усвоения глюкозы, темных волос и еще тысяч других особенностей. Большая часть людей соответствует этим признакам, отсортированным эволюцией за миллионы лет.

Рецессивными считаются гены слепоты и глухоты, леворукости, аномально высокого или низкого роста, склонности к сахарному диабету, блондинистых волос и др. Люди с такими признаками в популяции представлены в меньшинстве. Все эти гены — рецессивные и доминантные — и определяют черты каждого нового поколения.

Сочетаемость генов и внешность детей

Но и у каждой ветви (рода) людей есть свои доминантные и рецессивные гены. В роду отца, например, могут быть доминантными гены рыжих волос и конопатости. Если в ДНК матери есть такой же рецессивный ген, но он не проявился в ее внешности (например, женщина — блондинка с чистой кожей), то большинство детей этой пары наверняка будут рыжими и конопатыми.

Блондины с чистой кожей будут в абсолютном меньшинстве. Также велика вероятность появления рыжеволосых младенцев без конопушек. Отец будет очень гордиться, что отпрыски все, как один, пошли в него. На самом же деле, просто встретились соответствующие гены родителей.

Но даже в том случае, если у матери нет гена «рыжести и конопатости», как минимум, один из четырех ее детей будет точной копией рыжеволосого отца. Тут действует еще один закон генетики: доминантный ген каждого из родителей проявляется в соотношении 1:2:1 (в любой последовательности). Выражается это приблизительно так: один потомок будет блондином, другой — рыжим и конопатым, а еще двое будут иметь смешанные признаки обоих родителей.

Причем, засчитываются все попытки: даже если мать решила не рожать ребенка и сделала аборт, скрещивание уже произошло и «коктейль» генов образовался. Следующая беременность, которая закончилась родами либо выкидышем, является вторым вариантом скрещивания. И так до будет продолжаться до тех пор, пока пара будет зачинать детей.

Нельзя забывать и о том, что доминантных и рецессивных генов в каждой ДНК множество, поэтому всевозможных сочетаний может быть масса. Только «самые сильные» проявятся и будут заметны во внешности и характере ребенка.

umnaja.ru

Повышенная утомляемость детей. Почему ребенок быстро устает?

Причиной плохого поведения и непослушания детей часто является повышенная утомляемость. И чем младше ребенок, тем ярче выражена проблема. Почему внешне здоровые дети быстро устают и как бороться с этим недугом? Как не перепутать простую утомляемость с симптомами серьезного заболевания?

Почему возникает переутомление?

Переутомление возникает вследствие чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, нарушения режима дня, недостаточного пребывания на свежем воздухе, высокой температуры или повышенной зашумленности помещения. Усталость сначала возникает в нервных клетках организма, а потом переходит на мышечную систему. Для лечения усталости важно отследить условия жизни ребенка — домашнюю обстановку, атмосферу в школе, детском саду, в детском дворе и внести коррективы в процесс обучения и воспитания.

Как проявляется утомляемость ребенка?

  • Плач на пустом месте без видимых причин;
  • Ребенок начинает тереть глаза, активно зевать;
  • Движения рук и ног становятся неловкими и неуклюжими;
  • Общая вялость на фоне спада настроения;
  • Агрессивные реакции на вполне обычные явления (отказывается давать руку, отбирает игрушки и разбрасывает их);
  • Повышенная отвлекаемость, частная смена позы.

Почему одни дети устают быстрее?

Каждый ребенок по-своему реагирует на усталость. Некоторым детям свойственно зажаться в уголок, опустив голову, другие же отнюдь проявляют яркие эмоциональные реакции. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять истинную причину его поведения.

Почему же одни дети спокойно переносят некомфортные условия, а другие с трудом к ним адаптируются. Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.

  • Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так нервная система еще неустойчива.
  • Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.
  • В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.
  • В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.
  • В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.
  • Важно помнить, что утомление возникает как и из-за интеллектуальных перегрузок нервно-психической деятельности, так и из-за общей физической усталости и не соблюдения гигиены и распорядка дня. В каждом возрасте продолжительность умственной и интеллектуальной активности разная. Давайте отметим, какое количество времени необходимо отводить ребенку на активную деятельность в разных возрастах:

    Ребенок быстро устает, если с ним слишком долго занимаются без перерыва на отдых.

    Устраняем причины высокой утомляемости

    Справиться с появлением быстрой утомляемости ребенка поможет выполнение этих рекомендаций.

    1. Соблюдать режим дня.
    2. Ежедневно гулять на свежем воздухе.
    3. Проветривать помещение, в котором пребывает ребенок в течение дня.
    4. Разнообразить деятельность ребенка — включать в различные игры, знакомится со сверстниками;
    5. Соблюдать режим дневного сна — во время сна жизненные силы ребенка восстанавливаются. Но не стоит принуждать ребенка спать, достаточно просто полежать рядом с ним или почитать ему вслух.
    6. Чередовать умственные и физические виды деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
    7. Не рекомендуется резко отрывать ребенка от занятия. Так, если ребенок рисовал любимого персонажа из мультфильма, а вам уже пора ужинать, то нужно заранее предупредить об этом ребенка и дать время на завершение.
    8. Нужно дозировать доступ ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми.
    9. Важно осуществлять разнообразие досуга ребенка — по возможности посещать занимательные и спортивные кружки, секции, ходить в цирк, зоопарк и др.

    Если утомление возникает слишком часто, то такое состояние может привести к серьезным нарушениям поведения, снижению успеваемости в школе и даже задержке психического развития. При регулярной усталости возможно возникновение синдрома хронической усталости, которая не проходит даже после сна. Такие синдромы сопровождаются потерей интереса к играм или школе, жалобами на головную боль, потерей аппетита. Если утомление длится более двух недель, у ребенка появились темные круги под глазами, он испытывает трудности засыпания или же, наоборот, сон очень долгий и частый, то необходимо обратиться за консультацией детскому психологу или терапевту.

    pedsovet.su

    Почему дети не слушаются родителеи? и делают назло?

    Конечно же, мечта всех без исключения родителей – это послушные дети, которые ведут себя прилично, не заставляют краснеть за своё поведение, радуют успехами. Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где ребенок балуется, совершенно не хочет слушаться маму с папой, во всем перечит и делает наоборот. Это, в свою очередь, вызывает у родителей естественное раздражение, а иногда даже агрессию по отношению к ребенку. Давайте же рассмотрим причины, почему детки вредничают и как взрослые могут повлиять на малышей.

    Причини непослушания

    Итак, любой ребёнок – это личность, которая имеет свое мнение и свои потребности. Взрослые зачастую привыкли к размеренной жизни, в которой есть свои правила и порядки. И вот появляется некто маленький, чьё мнение не всегда совпадает с точкой зрения родителей. И мама с папой пытаются навязать свои правила ребёнку несмотря ни на что.

    Рассмотрим пример. Малыш не убирает за собой игрушки, вызывая тем самым недовольство взрослых. На просьбы навести порядок малыш не реагирует. Чем настойчивее родители, тем большее количество игрушек валяется под ногами. А если пойти иным путем и предложить ребёнку альтернативу? Например, выделить ему коврик на полу, который будет его личным пространством, и позволить делать на своей территории бардак. Со временем кроха поймет, что в подобных условиях сложно найти то, что нужно, и начнет следить за порядком. Причем со стороны родителей на него не было давления, и ему нет смысла перечить и продолжать делать назло.

    Что делать родителям?

    Чрезмерное давление на малыша, попытки заставить его что-то сделать не приведут ни к чему хорошему. Они только вызовут ответную реакцию сопротивления.

    Также выходом из ситуации может стать наличие альтернативы. Предложите ребёнку самому выбрать, какую он оденет шапку, куда вы отправитесь сегодня на прогулку, какую кашу он хочет есть. Имея несколько вариантов, он автоматически переключится на выбор наилучшего из них, а не станет отрицать всю идею в целом.

    Естественно, для ребёнка должны быть запреты. Например, нельзя играться с ножом, стоять на подоконнике, бегать по проезжей части дороги и т.д. Но не стоит кричать на малыша. Попробуйте объяснить всё спокойно и логично. Расскажите, почему именно нельзя это делать и к чему может привести непослушание. Важно, чтобы ребёнок получал подобную информацию от всех членов семьи. Потому как если сегодня мама не дает бить кота, а завтра бабушка над этим смеётся, то результата не будет.

    Если малышу сложно принять какую-то ситуацию, попробуйте рассказать ему сказку, в которой герой будет обладать его именем и качествами. Так детки могут посмотреть на обстоятельства со стороны и понять их проще.

    Если вы наказываете ребёнка, это надо делать наедине, чтобы его друзья не были свидетелями сцены. Причем обязательно объясните провинившемуся, за что именно его ругают. Если ребёнок не понимает причину наказания и его цель, то он воспринимает это просто как жестокость с вашей стороны. Акцентируйте внимание на том, что вы расстроены его поведением, но его самого по-прежнему любите.

    Очень часто непослушание крохи — это просто способ привлечь к себе внимание, когда ему не хватает общения с родными. Стоит задуматься, достаточно ли времени вы проводите с малышом, не чувствует ли он себя одиноким рядом с вами.

    И не забывайте как можно чаще обнимать, целовать ваших деток и говорить им, что любите! Как девочкам, так и мальчикам необходимо тепло родного человека, его поддержка и одобрение. Хвалите малыша, цените его и уважайте, и тогда у вас вырастет поддержка и опора в будущем.

    pyatochkin.ru

    Почему школьники сильно устают?

    Не раз в школьные годы у меня возникала мысль, что я больна чем-то серьезным. Нет, я так думала не для того, чтобы испугать родителей и не ходить в школу. Такие мысли у меня возникали, потому что практически каждый день я чувствовала себя уставшей. Сильно уставшей.

    Сейчас это стало расхожей идеей – школьники перегружены, их здоровье под угрозой, надо уменьшать количество уроков и домашних заданий. Знаете? Нет, не надо. Дело не в уроках и не в домашних заданиях.

    Если вспоминать школьные годы, то вот что странное становится понятным: сильно уставая изо дня в день в течение четверти, я довольно легко и без усталости справлялась со сравнимой, а то и большей нагрузкой в каникулы.

    Обычный учебный день в старших классах – это 7-8 уроков в школе плюс 2 часа на выполнение домашних заданий дома. И к ночи сил не было вообще. Хотелось уткнуться в подушку и плакать от усталости и жалости к себе. Но наступали каникулы и случалось чудо! Я могла и 10, и 12 часов в день усердно заниматься той же математикой, чтобы нагнать отставание или отработать то, что не давалось, но при этом к ночи выжатой как лимон я себя не чувствовала. Почему?

    Я поговорила на эту тему со своими бывшими одноклассниками и нынешними одногруппниками в колледже и убедилась в том, что описанная мной выше ситуация – не следствие моих индивидуальных особенностей, а очень распространенная штука.

    Итак, почему же обучение в школе так выматывает? У меня есть несколько предположений, которыми я и хочу поделиться.

    В школе очень шумно. Мы, конечно, привыкаем и даже не очень замечаем этот постоянный шум на переменах, но он сказывается на нашей работоспособности. Ведь недаром людям, которые работают на производстве, рекомендуют надевать заглушающие наушники, и считают такую работу вредной. Вот обычный учебный день. 15 минут до первого урока и потом 7 перемен по 10-20 минут, всего 2 часа в день существования в очень шумных коридорах . В кабинеты ученикам заходить нельзя, потому что они проветриваются. В коридорах школы одновременно находится 800 человек. Даже, если они просто будут разговаривать, не будут кричать, вопить, визжать и хохотать, все равно будет шумно. А где вы видели школьников, которые не орут и не визжат на переменах?

    «Спросят или не спросят?», «Сегодня контрольная, а если трудный вариант?», «Ленка опять про меня гадость какую-то сказала, вон как они все ржут», «Тамара Петровна в плохом настроении, опять орать будет, а я на первой парте, вот на меня и будет», «Игорь снова наезжает на новенького. Вступиться? Тогда и я огребу. Не реагировать? Так противно же», «А где моя тетрадь по физике?! Дома забыла? Или оставила где-то? Ох!» ну и т.д. Сколько стрессовых моментов происходит в течение одного школьного дня? Да десятки! Да, это все мелочи, но мелочи, которые вызывают эмоциональный отклик, иногда даже выброс адреналина. И когда вот так каждый день, понятно, что за неделю устаешь так, что хочется натереть градусник и поболеть хотя бы три дня дома.

    Сидишь ты на уроке литературы. Ольга Владимировна рассказывает про Чехова, мы обсуждаем «Вишневый сад», спорим, приводим в доказательство цитаты, кто-то защищает Лопахина, кто-то жалеет Раневскую, в голове уже сами собой складываются строчки сочинения, которое ты уже рвешься написать… И вдруг звонок. «Все, ребята, закончим на следующем уроке в пятницу».

    И ты идешь на химию. И первые 10 минут урока прикладываешь максимум усилий, чтобы выбраться из вишневого сада, чтобы перестать слышать удары топора и начать хоть как-то въезжать в то, о чем говорит учитель. И ровно в тот момент, когда ты полностью погрузился в тему, и даже задача вроде бы стала решаться, снова звенит звонок. И так 7-8 раз в день. Каждый день.

    А уж если ты после урока физкультуры приходишь на математику, то даже попыток не делаешь понять то, о чем идет речь, – бесполезно. Мозг начинает нормально функционировать только к концу урока.

    И эти постоянные качели, когда ты то понимаешь, то не понимаешь, когда ты то в вишневом саде, то по уши в логарифмах, они тоже выматывают. А в голове остается каша, которую тебе вечером предстоит разбирать на составляющие ее части, раскладывать по полочкам.

    Мне могут сказать, что так учились всегда, и в последнее время дети не стали громче кричать, учителя не стали чаще вызывать к доске, а уроки не стали короче. Да, это все так. Но 20-30-50 лет назад не было такого информационного поля, в которое мы постоянно погружены. К нашему школьному шуму, к нашим школьным стрессам и резким переключениям добавляется огромный массив информации, которую мы получаем из интернета в ежедневном режиме. И не можем не получать, потому что это требование сегодняшнего дня – быть в курсе, быть в теме, кушать большой ложкой статусы, твиты, посты, комментарии и новости. Это то, от чего уже нельзя отказаться.

    Я не знаю, насколько я права в своих предположениях. Сейчас я учусь в колледже, где нет маленьких детей, поэтому нет шума, где преподаватели видят в нас взрослых людей, поэтому моментов стресса очень мало, где у нас не уроки, а пары, длящиеся по полтора часа, поэтому нет резких переключений. И хотя предметы у нас серьезные, требования в колледже высокие, а домашних заданий немало, я устаю существенно меньше. И по вечерам мне не хочется плакать в подушку от усталости и жалости к себе.

    Смею предположить, что и учителя ощущают постоянную усталость по тем же причинам. Мы-то 11 лет отучились и ушли, а они всю жизнь так работают. Можно только посочувствовать.

    pedsovet.org

    Три причины, почему дети устают в школе

    Писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

    Главный школьный миф: переутомление учеников – от избыточного количества уроков. На самом деле всё совсем не так. Эта версия медиков о «передозировке» уроками совершенно не отвечает реальности.

    У школьников, наоборот, необыкновенно развит познавательный интерес. Поэтому сколько бы уроков ни было – они не есть основа переутомления. Есть школы, где они учатся полный день, и ничего страшного. И к концу дня даже не устают.

    И вообще, если 12 лет школьникам внушать, что 6–8 уроков – это переутомление, то как они будут относиться к тяжёлой работе во взрослой жизни? Ведь работа, даже тяжёлая, это не признак болезни.

    Так вот, чтобы проверить подозрительный «переутомительный» постулат, я однажды решил провести один день в рядовой школе инкогнито, чтобы понаблюдать её жизнь изнутри. В конце дня в моей записной книжке были отмечены три основные причины возникновения переутомления детей.

    Первая причина – постоянный шум, галдёж, гвалт и крики, доходящие до 100–120 децибел на переменах и периодически во время уроков. Перемены длительностью 10 минут – это не разгрузка, а получение детьми огромной порции шумового хлама, который приходится стоически переваривать.

    Происходит перегрузка барабанных перепонок. Специалистам известен термин «шумовая усталость». Любой человек к вечеру будет убийственно уставшим, например, на аэродроме, даже если он целый день там загорает на солнышке в шезлонге и пьет лимонад, но рядом с ревущими самолётами.

    Свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы – на хоумскулинг, в экстернат, за границу

    Вторая причина – многочисленные мини-стрессы, которые приводят организм ученика в состояние напряжения, беспощадно изводя его нервную систему. Десять-пятнадцать дребезжащих звонков с урока на урок. Плюс четыре-пять вызовов к доске. Плюс пять-шесть циничных подколок, оскорблений, упрёков, подножек сверстников, ожиданий, что вот-вот вызовут к доске.

    А ещё очереди в туалет, пропажи ручек, денег, мобильных телефонов и прочее – всего 20-25 мелких стрессов в день. Тут у любого пошатнутся нервы. К концу дня ученик окончательно вымотан.

    Третья причина – большинство уроков неинтересны. И как только учителя умеют превращать живое общение в невыносимую скучищу? Да ещё когда надо запоминать, заучивая ненужное, неинтересное, неполезное. От этой монотонной работы можно действительно переутомиться. Попробуйте сами посидеть на скучном производственном совещании, где с трибуны часами произносятся монотонные доклады, – да вы вымотаетесь за два часа.

    Вот если бы учебники были интересными, если бы процесс обучения был насыщенным и нескучным, если бы учителя всё время не назидали, если бы вместо бесконечных стрессов было бы разнообразие навыков и умений!

    А у нас решили разгрузить скучные учебники, которые от этого не стали менее скучными. То есть, вынули из банки с кислыми огурцами половину огурцов, в надежде, что оставшиеся огурцы станут очень вкусными.

    И вот уже появились тысячи родителей, которые не хотят таких упрощений программы, от которых нет ни знаний, ни перспектив для ума. Никто уже не в силах терпеть унылые, скучные и бесполезные уроки. Свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы хоть куда – на хоумскулинг, в экстернат, за границу.

    Так что вопрос к медикам: причём здесь количество уроков и домашних заданий? Если диагноз поставлен неверно, то и лечение будет напрасным.

    Текст опубликован с разрешения автора

    nv.ua