Почему детей крестят после 40 дней

Почему детей крестят на 40 день?

Почему крестят детей на 40 день?

Почему детей крестят на 40 день, объясняется еще той традицией, которая была у верующих людей еще в ветхозаветные времена. По обычаю на сороковой день родители приносили жертву Богу в благодарность о даровании им ребенка. В Священном Писании Нового Завета есть повествование о том событии, которое сейчас празднуется Православной Церковью как праздник Сретения Господня. На сороковой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф принесли младенца в храм. Они также должны были принести жертву благодарения Богу в виде двух горлиц или в виде двух птенцов голубиных. В храме их встретил старец Симеон. Этому старцу было обещано Богом, что он не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Спасителя. Благочестивый святой старец взял на руки младенца и произнес слова, которые и сейчас часто используются во время богослужения. Он сказал: «Теперь отпускаешь раба Твоего, Владыка, как Ты обещал, с миром. Так как мои глаза видели спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей. Свет для просвещения народов и славу людей Израиля. Эта молитва имеет очень глубокий смысл, и как прямое, так и иносказательное содержание. Слово «Сретение» значит встреча. В этот момент произошла символическая встреча Ветхого и Нового Завета. Представителем Ветхого Завета был старец Симеон, а Нового Завета – Богомладенец Иисус. После встречи с Господом Старец Симеон мирно почил в возрасте триста восьмидесяти лет.

Традиция крещения детей на 40 день не является церковным каноном. Крестить ребенка можно как до истечения этого промежутка времени после его рождения, так и после. Все зависит от тех конкретных обстоятельств, в которых находится ребенок и его семья.

Почему детей крестят в младенчестве?

То, почему детей крестят в младенчестве, является естественным проявлением воли верующих родителей. Известно, что за человека, принявшего Таинство святого Крещения, можно молиться в церкви, подавать за него записки. Крещеный человек может участвовать в церковных Таинствах. Для верующих родителей, которые сами являются членами Церкви Христовой, весьма естественно и закономерно пожелать приобщить своего малыша к духовной сокровищнице православной веры как можно раньше. Основанием для того, чтобы крестить ребенка в младенческом возрасте служит также тот факт, что у разных людей может быть разное состояние здоровья. Даже если на физическое состояние младенца в данный момент нет жалоб, в жизни могут происходить разные ситуации. Если ребенок будет крещен в младенчестве, на 40 день или не на много позже, тогда есть основание полагать, что семя благодати, которое находится в его душе с момента Крещения, будет иметь больше времени на то, чтобы прорасти и дать хорошие плоды.

Почему надо крестить детей?

В наше время встречаются такие еретические учения, которые не соответствуют канонам Православной Церкви. Люди, подвергнутые соблазнам этих учений, задаются вопросом, почему надо крестить детей. Они думают, что если ребенок сам не в состоянии осознать того, что с ним происходит, то его Крещение надо отложить на тот момент, когда он сам сознательно сможет исповедать свою веру. В Православной Церкви отношение к Таинству Крещения является очень серьезным. Все понимают, что новорожденный малыш осознать происходящее с ним событие в полной мере не может. Поэтому для совершения Крещения требуется в обязательном порядке наличие крестного отца и крестной матери или хотя бы одного из крестных родителей. Восприемник или восприемница дают обещание Богу от имени ребенка хранить верность Христовым заповедям, и отказываться от всех лукавых слов, мыслей и поступков. Перед лицом Бога крестные несут ответственность за христианское воспитание вверенного им ребенка. В Священном Писании есть много косвенных свидетельство того, что дети принимали Крещение. Господь благословлял приходивших к Нему детей. Образ чистоты и непосредственности ребенка Он часто приводил в качестве примера для подражания. Если ребенок не понимает того, что ему хочется кушать, спать, бывать на свежем воздухе, и выражает это через свой плач и крик, это не значит, что он не нуждается в вышеперечисленном. Тоже самое касается и его душевных потребностей. Для души человека важно участвовать в Таинстве Причащения, иметь ту благодать, которая сообщается в Таинстве Крещения, душу ребенка нужно ограждать молитвой и крестным знамением. Родители не хотят лишить своего малыша пиши и пития для тела. Почему же некоторые люди задаются вопросом о необходимости Крещения детей. Душу ребенка нужно питать благодатью Божией еще в то время, когда он находится во чреве матери. Беременным женщинам нужно почаще приступать к Таинствам Исповеди и Причастия, тогда их малыш будет питаться благодатью и возрастать во славу Божию. После рождения ребенка желательно крестить его в младенческом возрасте и как можно раньше приучать к церковной жизни. Конечно, все нужно делать постепенно и с рассуждением, но лишать ребенка божественной благодати ни в коем случае не стоит.

Почему беременным нельзя крестить детей? Так ли это?

Некоторые спрашивают, почему беременным нельзя крестить детей. На самом деле беременные женщины по церковным канонам никак не отличаются от тех женщин, во чреве которых нет ребенка, они также имеют право быть крестными матерями. Есть только ограничения для беременных женщин, которые себя очень плохо чувствуют. Возможно, им нужно отложить участие в Таинстве Крещения до того момента, пока не будет облегчения их физического состояния. Они должны заботиться не только о крестном ребенке, но в первую очередь о том малыше, который находится в их утробе. Все особенности нужно оговорить будущей крестной маме с родителями малыша. Но по этому вопросу нужно знать твердый ответ, который заключается в том, что беременным женщинам можно быть восприемницами или крестными мамами. Когда крестить ребенка, нужно договориться с родителями малыша в зависимости от вашего физического состояния. Если крестная мама беременна, но замечательно себя чувствует, тогда Крещение ребенка лучше не откладывать.

Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

kreshchenie.ru

Когда крестить ребенка. Крестят ли в пост детей

В жизни каждого малыша происходит много значительных событий, которые будут влиять на его последующую жизнь. Одно из них – крещение. Об этом сейчас и поговорим.

В самом начале расскажем о том, когда крестить ребенка. А точнее, сколько малышу должно быть дней, месяцев или годиков. В православной вере принято крестить младенцев на сороковой день их жизни. А все потому, что именно на этом этапе своей жизни был крещен Иисус Христос (стоит еще напомнить, что после родов женщина 40 дней не имеет права даже входить в храм Божий). Также считается, что по церковным канонам также хорошо крестить ребенка на восьмой день его жизни. Однако церковь не запрещает делать это ни раньше указанного времени, ни позже. Более того, раньше многих деток крестили сразу же после рождения, т. к. выживаемость младенцев была очень низкой. Считалось, что получить Божью защиту слабенькому малышу просто необходимо. Еще когда крестить ребенка? Вообще человек может быть крещен в любой день своей жизни.

Многие родители задаются вопросом: крестят ли в пост детей? Это особенно интересует тех мам и пап, 8-й или 40-й день жизни малыша которых выпадает именно на такие дни. Что же говорит об этом церковь? В первую очередь необходимо отметить, что только таинство крещения вводит человека в мир православный, только после этого действия на малютку впервые снисходит Божья благодать. Те, кто не крещен, не имеют права принимать участие в каких-либо иных церковных таинствах. Поэтому по незнанию многие люди могут предварительно и задаваться вопросом о том, крестят ли в пост детей. Ответ тут однозначный: конечно же, крестят. Для данного таинства нет совершенно никаких преград и временных рамок. Ведь приблизиться к Богу можно и нужно в любое время.

Поняв, что можно крестить ребенка в пост, стоит также правильно выбрать сам день совершения таинства. Лучше всего приурочить его к какому-то особому церковному празднику. Чаще всего это таинство совершается накануне больших празднеств. Также хорошим знаком считается, если крестить ребенка в день его именин (именин, не дня рождения). Если же на выбранный день назначена литургия или проповедь, обряд крещения будет проходить после данного церковного действия.

Крестные родители: правила выбора

Выбрав время, когда крестить ребенка, родители также должны позаботиться о тех людях, которые станут крестными родителями малыша. Что можно об этом сказать? Есть несколько запретов, которые явно указывают, кто не имеет права становиться крестным родителем (согласно церковным канонам):

  • Кровные родители не могут стать крестными родителями.
  • Одного ребеночка не может крестить семейная пара, т. е. муж и жена.
  • Крестными родителями не могут становиться дети. Возрастное ограничение крестных отцов — 15 лет, крестных матерей – 13 (согласно указу Св. Синода 1836-1837 гг.).
  • Безнравственные личности.
  • Безумные люди (считается, что они, как и дети, просто не смогут обучить ребенка православной вере, т. е. выполнить свою главную обязанность перед крестником).
  • Иноверцы, т. е. неправославные.
  • Все остальные люди по желанию могут стать крестными родителями малыша.

    Особые нюансы относительно крестных:

  • Если родители собираются крестить ребенка (в августе, январе или ином месяце -не важно), они должны очень основательно подойти к выбору крестных. Однако нередки такие ситуации, когда просто некого взять на эту роль. Что ж, такое тоже возможно. Как поступить в таком случае? Что об этом говорит церковь? Церковнослужители не видят причин в отказе от совершения таинства, если у малыша нет крестных родителей. Также возможна ситуация, когда у ребенка будет только крестная мать или крестный отец.
  • Нет ограничений в том, сколько раз человек может становиться крестным родителем. Главное, чтобы он выполнял свою главную функцию как крестного – обучение малыша духовности и вере.
  • О количестве пар крестных

    Выбрав место и время, когда крестить ребенка, нередко родители решаются дать своему малышу несколько пар крестных родителей. Зачем это нужно и надо ли вообще? Стоит помнить о том, что главная задача крестных родителей – это духовное обеспечение малыша (но никак не материальное, как у нас нередко считается). А для этого достаточно одной пары крестных. Несколько их берут только ради материальной выгоды, т. к. крестников у нас принято задаривать подарками. Что говорит об этом церковь? Она не запрещает так делать. Можно крестить малыша и нескольким парам крестных родителей.

    Очень часто задается следующий вопрос: можно ли крестить ребенка во время месячных? Многим, наверное, известно, что, согласно церковным правилам, женщина в эти дни считается нечистой. Ей нельзя прикладываться к иконам, к кресту, ставить свечи. Но вот присутствовать в церкви и на службе, вопреки большинству неверных мнений, можно. Что же касается различных таинств? В это время женщину церковнослужители к любому церковному обряду просто не допустят. Если уж так случилось, что у крестной на это время выпали критические дни, лучше таинство крещения перенести. Если же в это время менструация у мамы малыша, преград для крещения совершенно никаких нет.

    Следующий вопрос, на который также нужно ответить: а можно беременной крестить ребенка? Почему же нет? Церковнослужители считают, что это особое состояние женщины, когда она является чистейшим созданием, готовым привести в мир еще одного жителя. Крестить ребенка беременной женщине не только можно, но и очень хорошо. Ведь считается, если дама в положении, значит, на нее снизошла благодать Божья.

    Место проведения обряда

    Еще один вопрос, на который необходимо дать ответ: где крестить ребенка? Чаще всего таинство крещения происходит в храме Божьем. Однако иногда возможны исключения. Если кроха болен, его могут окрестить либо дома, либо на больничной койке. Такие варианты возможны, об этом просто нужно предварительно договориться со священнослужителем. Если нет никаких особых преград, крещение происходит в церковных стенах.

    Что нужно знать крестным родителям?

    Разобравшись, крестят ли в пост детей, стоит также несколько слов сказать о том, как должны подготовиться к данному таинству крестные родители.

    1. Предварительно они должны исповедаться и причаститься.
    2. Несколько дней до совершения таинства хорошо попоститься.
    3. Три дня непосредственно перед самим крещением им нельзя вступать в интимные связи.
    4. Крестным нужно знать молитву «Символ Веры». Если будут крестить девочку, скорее всего, молитву будет читать крестная мать, если мальчика – крестный отец.
    5. Это все нюансы, которые касаются церкви. Однако есть еще некоторые моменты, которые находятся не во власти церковной.

      1. Считается, что все расходы, связанные с крещением, должны взять на себя крестные родители.
      2. В обязательном порядке крестная мама покупает ребеночку крыжму (ткань, в которую малыша либо завернут после крещения, либо просто оботрут) и рубаху для крещения, крестный отец – нательный крестик.
      3. Именно духовные родители должны помнить о том, что после обряда нужно дать пожертву храму, в котором было произведено таинство (если церковь сама не выставила «крестильной таксы»).
      4. Как уже было сказано, по традиции этот аксессуар должен покупать крестный отец. Из какого он будет материала – выбирать родителям, кровным и крестным. Но стоит помнить о том, что если крестик приобретен в иконной лавке, он не требует освящения, если же в ювелирном магазине – его нужно обязательно предварительно перед таинством освятить. Отдельный вопрос: стоит ли покупать цепочку или малышу пока будет достаточно веревочки? Тут уже решают сами родители. Однако стоит помнить о том, что крестик на ребенке должен быть постоянно, его можно снимать только на время купания. Поэтому лучше все же на первых порах, пока ребенок еще маленький, носить нательный крест на ниточке, которая не будет царапать и раздражать кожу младенца. Если кроха крестик теряет, ничего страшного. Нужно просто приобрести новый и не забыть его освятить.

        Она также имеет особое значение для малыша. Раньше считалось, что ее должна сшить крестная мама. А между лопатками обязательно должен быть вышит крест. Сегодня же рубаху для крещения можно приобрести практически в любом детском магазине. От этого она не теряет своего значения. Лучше всего, если она будет белая, что будет символизировать чистоту ребенка, который только что прошел один из самых важных обрядов в своей жизни.

        Это специальная ткань или полотенечко, в которое заворачивают малыша после того, как окунут в купель. Стирать крыжму после проведения обряда нельзя. Она просто складывается в укромное местечко и вытаскивается, если малыш болеет. Считается, что если во время болезни малыша укрыть крестильной крыжмой, болезнь быстро отступит.

        Если родители решили крестить ребенка в пост или в иной другой день, им лучше всего предварительно разобраться, что же будет происходить во время самого таинства. Так, данный обряд подразделяется на несколько частей.

      5. Обеты. В самом начале священник получает у крестных родителей от имени ребенка согласие на проведение обряда. Крестные родители также дают крещельные обеты. Завершается данная часть обряда елейным помазаньем частей тела малыша.
      6. Далее кроху будут трижды окунать в купель. При этом крестная мама или крестный папа будут читать молитву.
      7. После этого опять производится елейное помазанье частей тела малыша. Тут уже используется особое масло миро, с помощью которого на малыша будут возложены печати дара Святого Духа.
      8. После помазания у малыша состригают прядь волос, которая должна остаться в церкви как символ жертвенности Богу.
      9. Все таинство сопровождается чтением молитв священнослужителем.
      10. Завершается обряд внесением данных малыша в церковную книгу. Также может выдаваться свидетельство о крещении.
      11. Также нередко задаваемый вопрос: кто может присутствовать во время совершения над малышом таинства крещения?

      12. Кровные родители (однако если ребенка крестят раньше, чем на 40-й день жизни, матери вход в храм Божий запрещен).
      13. Крестные родители.
      14. Все желающие (должны иметь при себе нательный крестик).
      15. Никто не может запретить кому-то прийти в церковь, когда будет совершаться таинство крещения. Также нельзя выдворять из храма неугодных людей, это считается большим грехом.

        Советы родителям на время крещения

        Необходимо озвучить также несколько простых советов родителям, которые могут им весьма пригодиться:

      16. Если кровные родители некрещеные, можно провести обряд крещения для всей семьи.
      17. Одежда, в которую одевают малыша на таинство, должна быть максимально удобной. Ведь кроху придется раздевать для погружения в купель. А также потом надевать крестильную рубаху.
      18. Родители в самом таинстве крещения не участвуют. Однако если малыш очень кричит, обряд может быть на некоторое время остановлен, чтобы мама смогла привести кроху в хорошее расположение духа.
      19. Во время таинства малышу можно дать пустышку, церковью это разрешается.
      20. После крещения малыша нужно регулярно причащать. Особенно это важно до того момента, как крохе исполнится три года. До семи лет дитя причащается без исповеди. После же ребенок будет уже исповедоваться и причащаться.
      21. www.syl.ru

        Нужно ли крестить младенцев?

        священник Константин Пархоменко

        Нужно ли крестить младенцев? 1

        В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

        Разве это возможно только для взрослого.

        Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» 2 .

        Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) 3 .

        Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

        Именно поэтому мы крестим и детей.

        О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ) 4 . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ( Мк.10:14 ).

        Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом 5 , почему же мы будем им в этом препятствовать?

        Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

        У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

        И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

        Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ( Лк.1:41 ).

        Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ( Иер.1:5 ):

        Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

        А позже об этом скажет и апостол Павел ( Гал.1:15 ):

        Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

        Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

        Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33 );

        Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8 );

        Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16 ).

        Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

        Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

        «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1-2 ).

        Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин 6 , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

        «И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» 7 .

        «Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» 8 .

        Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение 9 .

        Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви 10 . У св. Иринея читаем:

        «Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» 11 .

        «Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» 12 .

        В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

        «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» 13 .

        Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день 14 .

        На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

        «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» 15 .

        Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

        «На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» 16 .

        В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов 17 . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

        «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 18 .

        Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей 19 .

        Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

        «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» 20 .

        В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно. » отвечает:

        «…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» 21 .

        Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

        «В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» 22 .

        Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста 23 .

        Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

        «Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов ( Рим.4:17 ). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» 24 .

        «Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» 25 .

        Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

        «При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

        Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» 26 .

        Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди 27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

        Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

        В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

        Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

        Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

        Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

        «Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир ( Ин.16:21 ). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» 28 .

        В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником 29 водой 30 , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» 31 .

        На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

        Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму 32 .

        В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

        Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом 33 .

        Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

        а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

        б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране) 34 .

        Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может 35 .

        1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132. ^

        2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.^

        3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.^

        4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.^

        5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.^

        Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

        6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.^

        7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.^

        8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.^

        9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» ( Кол.2:11 ). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.^

        10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».^

        11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.^

        12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.^

        13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.^

        14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.^

        15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.^

        16 Там же. С. 546-547.^

        17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл. ^

        18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.^

        19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.^

        20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.^

        21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.^

        22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.^

        23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)^

        24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.^

        26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.^

        27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.^

        28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.^

        29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

        30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.^

        31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.^

        32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

        Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

        Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

        Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки. ^

        33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).^

        34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.^

        35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.^

        azbyka.ru

        Почему нельзя показывать новорожденного 40 дней? Раскрываем тайну веков

        Многие родители слышали народные поверья, касающиеся новорожденного. Всем знакомы такие советы:

      22. чтобы не сглазили новорожденного, нужно прикрепить булавку вниз головкой где-нибудь на его одежде;
      23. не смотри часто в зеркало сама и новорожденного не подноси;
      24. не целуй слишком часто ребенка — будет долго молчать;
      25. до исполнения 1 года, не кормить рыбой и грибами — будет нем как рыба;
      26. не ставь ребенка на стол — будет долго учиться ходить;
      27. как только новорожденный сделает первый шаг, нужно разрезать ножом невидимые путы — ребенок быстрее научится ходить и будет твердо стоять на ногах.
      28. Одни, на первый взгляд, сродни полному суеверию, другие наталкивают на желание поиска скрытого смысла. Таким поверьем является фраза про запрет показывать ребенка, в течение первых 40 дней после рождения. А кто-нибудь пытался понять само суеверие, рассуждая логически, почему нельзя показывать новорожденного 40 дней? И стоит ли верить во что-то, не имея на это основания?

        Взгляд на суеверие со стороны медицины, религии, психологии

        Для начала хотелось бы увидеть суеверие с нескольких сторон науки и истории. Поэтому попытаемся раскрыть суеверие «почему нельзя показывать грудничка 40 дней» обратившись в разные научные источники:

      29. Медицинская точка зрения говорит о том, что рождаясь, новорожденный получает очень много информации сразу. Все ему ново: люди, атмосфера, окружающие звуки. А ко всему этому добавляется инфекционная угроза;
      30. После полной защиты в материнской утробе, его ослабленный и неприученный организм сталкивается с различными вирусами и микробами.

        Для комфортной же адаптации необходимо максимально оградить ребенка от лишней нагрузки: как эмоциональной, психической, так и бактериологической. Чем меньше людей, тем лучше.Читайте статью: Как защитить ребенка от простуды?>>>

        Благодаря периоду первых 40 дней, происходит профилактика различных вирусных заболеваний. Ведь организм новорожденного настолько слаб, что малейший вирус или простое инфекционное заболевание может плачевно сказаться на здоровье ребенка в будущем.

        Организм взрослого крепче, а иммунная система уже настроена на правильную защитную работу. И даже, если в гости зайдет, на первый взгляд, здоровый человек — у ребенка может проявиться, в этот же вечер, любое расстройство в его слабом организме. Именно поэтому врач перинатолог, терапевт, а также консультант по грудному вскармливанию, в один голос предупреждают родителей не спешить с приемом гостей как минимум в первые 40 дней.

      31. А как религия смотрит на вопрос данного суеверия? Религия настаивает на том что новорожденный, до 40 дней жизни, еще не имеет защиты от окружающих его негативных сил. Как мы знаем, Ангел-хранитель берет ребенка под свое покровительство после крещения. По традиции православной веры, этап крещения приходится как раз на 40-й день жизни.
      32. Суеверие касается не только прямого контакта ребенка и человека, но и его фотографий. Поэтому некоторые священники не советуют даже фотографировать новорожденного в послеродовый период, не то чтобы показывать фотографии. Само число 40, несет в себе сильное значение:

      33. 40 дней длился всемирный потоп;
      34. 40 дней блуждает душа рядом с умершим телом;
      35. 40 дней душа крепнет в теле новорожденного.
      36. С психологической точки зрения, первые 40 дней нужны не только ребенку, но и его матери. Молодая мама проделала огромную, непосильную работу, она носила в себе малыша, питала своей плотью в течение 280 дней, рожала несколько часов, испытывая изматывающую боль схваток;
      37. А ведь послеродовый период не у всех рожениц проходит гладко: послеоперационные разрывы, гормональная перестройка, налаживание процесса кормления — все это отображается на психологическом состоянии матери.

        Поэтому в течение 40 дней после родов, нельзя допускать лишних эмоциональных нагрузок на молодую маму. Смотрите также, интересную статью: Как все успевать после родов молодой маме?>>>

        Ведь сейчас ей придется не только ко многому привыкнуть (пеленать, кормить, купать (Узнайте, как купать новорожденного?>>>), ухаживать ночью и днем), но также перенести сложный период послеродовой депрессии. Добавим к этому, что в первые месяцы ребенок налаживает контакт со своей мамой, это происходит через принятие материнского молока, ощущение маминых прикосновений, слушание интонаций маминого голоса.

        А присутствующие гости будут мешать всему природному процессу контакта мамы и ребенка, так как им тоже нужно будет уделять внимание.

      38. Напоследок, хочется обратиться к более древней мысли о первых 40 днях. Ведь суеверие суеверием, а корни идут еще с язычества. По старым поверьям, наш мир разделен на две части: мир живых и мир ушедших (мертвых душ). В мире ушедших душ, все так же как и в мире живых, с одной зеркальной разницей: 40 дней это период перехода умершего в мир мертвых душ.

      Соответственно, в мире живых 40 дней это принятие ребенка в мир жизни. В языческое время, проводились определенные обряды, дабы помочь душе благодатно переправиться в другой мир и именно в эти 40 дней, старались максимально защитить новорожденного от дурного глаза. Сейчас весь обряд помощи души стерся из нашей памяти, но само суеверие о 40 днях неприкосновенности, осталось.

      Внимание! Уставший и перевозбужденный ребенок очень долго не может заснуть. А заснув, вздрагивает и просыпается часто ночью. Что уж говорить об измученной матери. Эмоциональные срывы влекут за собой не только проявление невралгии, но и возможность потерять молоко.

      Поэтому стоит открыто объяснить всем желающим увидеть новорожденного, о невозможности посещения мамы и ребенка, в ближайшие 1,5–2 месяца.

      Первое безопасное знакомство с новорожденным

      Появляется новый вопрос: когда же можно показывать новорожденного родным и друзьям? На первый взгляд, ответ прост: спустя 40 дней. С одной стороны, это верно, с другой – нужно принять все необходимые меры для комфортного проведения первых смотрин:

      • Приглашать на первые смотрины новорожденного, нужно не более 10–15 человек. Лучше, если это будут родственники и близкие друзья;
      • Правильно организуйте весь процесс, выберите помещение или место на природе. Если приглашаете в гости к себе домой, старайтесь заранее продумать о размещении гостей, а также создайте тихий уголок для мамы с новорожденным;
      • Старайтесь заранее попросить приглашенных, не приходить если есть какие-либо недомогания. Несмотря на пройденный этап в 40 дней, ребенок все так же слаб и любой вирус может негативно сказаться на его здоровье;
      • Для мамы и новорожденного, будет сложно выходить навстречу к каждому гостю, лучше если все приглашенные соберутся в одном помещении, а мама с ребенком выйдет на несколько минут к ним;
      • После того как все гости разойдутся, уделите больше внимания новорожденному: подготовьте ему ванночку с травами (Читайте статью, травы для купания новорожденного>>>) , сделайте успокаивающий массаж, покормите и уложите спать. Ребенок должен понимать, что это был обычный день и ему ничего не угрожает. Поэтому пусть заботу уборки и провожание гостей возьмут на себя близкие.

      Очень часто приглашенные гости просят подсказать, что можно подарить новорожденному на его первый праздник. Поэтому старайтесь заранее распланировать кто что подарит.

      Самый беспроигрышный вариант, это подгузники 2 и 3 размера. Не заказывайте 1, так как ребенок быстро растет и есть вероятность, что они быстро станут ему маленькими. Читайте также: Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц>>>

      Рассмотрев различные взгляды на суеверие 40 дней, мы можем с уверенностью сказать, что иногда простое суеверие несет в себе более глубокий смысл. И если придерживаться некоторых давно поставленных истин, каждая мама сможет пройти этап гармоничного знакомства с новорожденным, не отвлекаясь на внешнюю суету.

      Ведь рожденный маленький человек поистине являет собой чудо, такое хрупкое, но самое родное и любимое.

      uroki4mam.ru