План развития ребенка с года

Развитие детей от рождения до года

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И спустя время, у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли развивается их младенец, все ли он умеет делать для своего возраста. В этой статье рассмотрим как происходит физическое и психическое развитие ребенка до года по месяцам.

В первый год жизни кроха учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за умениями крохи. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс/минус месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до годовалого возраста.

Таблица развития ребенка до года

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.
  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
    • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
    • осмысленно улыбается и громко хохочет;
    • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
    • отвечает гулением;
    • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
    • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
    • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
    • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течении нескольких минут;
    • крутит головой во все стороны;
    • переворачивается со спинки на бочок;
    • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
    • поворачивает головку в сторону источника звука;
    • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.
    • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
    • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
    • переворачивается со спины на живот;
    • уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
    • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
    • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
    • лежа на спине приподнимает голову;
    • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
    • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
    • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
    • затихает, когда начинает играть музыка;
    • улыбается своему отражению в зеркале;
    • отличает знакомого человека от чужого;
    • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».
    • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
    • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
    • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
    • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
    • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
    • может держать бутылочку ручками;
    • играет в игру «ку-ку»;
    • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
    • у многих малышей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.
    • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
    • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
    • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
    • пытается сидеть;
    • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
    • постоянно играет с игрушками;
    • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
    • откликается на свое имя;
    • постоянно издает разнообразные звуки;
    • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
    • подражает взрослым: чихает, смеется.
    • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
    • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
    • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
    • уверенно сидит, держа спинку прямо;
    • делает первые попытки вставать у опоры;
    • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
    • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
    • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
    • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
    • становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
    • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
    • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
    • понимает слово «нельзя»;
    • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
    • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
    • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
    • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
    • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
    • может открывать крышки коробок;
    • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
    • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
    • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
    • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
    • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
    • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
    • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
    • стучит игрушками или предметами о поверхность;
    • хлопает в ладоши;
    • листает толстые страницы детской книги;
    • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
    • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
    • приседает и ритмично прыгает у опоры;
    • танцует под музыку, держась у опоры;
    • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
    • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
    • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
    • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
    • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
    • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
    • без особого труда встает у опоры;
    • ходит, держась за руки мамы;
    • может сесть из положения стоя;
    • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
    • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
    • остерегается незнакомых людей и мест;
    • понимает простые просьбы и выполняет их;
    • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
    • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
    • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.
    • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
    • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
    • может самостоятельно сеть из положения на животе;
    • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
    • машет рукой «пока-пока»;
    • играет в «ку-ку», «ладушки»;
    • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
    • пытается ходить самостоятельно;
    • может недолго самостоятельно стоять;
    • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
    • показывает пальчиком, что желает взять;
    • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
    • постоянно произносит различные звуки.
    • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
    • самостоятельно стоит;
    • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
    • может встать из положения сидя на корточках;
    • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
    • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
    • капризничает, если что-то не нравится;
    • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
    • может отказываться от нелюбимой пищи;
    • откусывает твердую пищу;
    • пользуется ложкой;
    • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
    • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
    • узнает и показывает животных на улице и картинках;
    • проявляет самостоятельность.
    • Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать кроху с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

      moykarapuz.com

      По порядку: план развития ребёнка от 1 до 2 лет

      Внимание на движение

      К 1 году кроха либо уже ходит, либо вот-вот начнёт это делать. Главное тут — не мешать, а просто помогать. Чуть придерживать, оберегая от опасных падений. Но в целом ребёнок должен проявлять самостоятельность в движениях, ведь ему хочется самому выбирать направления и делать многие вещи. Так что не мешайте ему в этом.

      Если малыш в год ещё не ходит (но при этом сам садится и активно ползает), не беспокойтесь о его развитии — с ним всё в порядке. Совсем скоро ваше чадо не просто пойдёт, а побежит. Если же ребёнок плохо ползает, когда ему исполнился год, обратитесь к педиатру и неврологу.

      Что делать для развития подвижности:

      • Дайте ему больше свободы движений: пусть карапуз бегает, прыгает, ползает;
      • Подключите фитбол — занятия на мяче хорошо укрепляют мышцы;
      • Не забывайте про плавание.
      • Даже если вы не последовали заветам тренеров и не стали учить малыша плавать и нырять до трёх месяцев, просто помните, что: а) плавание полезно в любом возрасте; б) учиться плавать также можно в любой период, независимо от возраста.
      • Не переживайте, когда 1-2-летний ребёнок падает. Переломы и сотрясения ему не страшны — природа об этом позаботилась. Не кидайтесь каждый раз поднимать своего малыша. Пусть кроха встаёт сам, так он и натренирует мышцы.

        До 1,5 лет ребёнок в основном ест со взрослой помощью, а вот после — уже умеет держать столовые приборы сам. Этот, казалось бы, бытовой навык имеет большое значение для общего развития малыша, так как мелкая моторика напрямую связана с речью, логикой, памятью. Ребёнок также учиться одеваться самостоятельно, и к двум годам он должен освоить этот навык.

        В общем, чем больше разных предметов ваше чадо вертит в руках, тем лучше для него. Поощряйте интерес крохи к этому, и тогда в школе у вашего ребёнка не будет проблем с успеваемостью.

        Что делать для развития моторики:

      • Добавляйте в «программу» детских развлечений как можно больше занятий с относительно мелкими (чтобы нельзя было проглотить) деталями: пусть малыш шнурует туфли, складывает и раскладывает разные вещи, перебирает и строит пирамидки и так далее;
      • Рисование и лепка – после 1,5 лет это отличный способ развития мелкой моторики;
      • Делайте массаж пальчиков и ладоней – поглаживания, разминания;
      • Конструкторы, которые нужно собирать, и пазлы – лучшие игрушки для развития моторики и мышления малыша.
      • В период от года до двух ребёнок начинает произносить сначала отдельные слова, а потом уже целые предложения.

        Не беспокойтесь сами и не давите на малыша, если он «не хочет» говорить. В случае, когда кроха реагирует на звуки и голоса (то есть у него отсутствуют проблемы со слухом), нет ничего страшного в том, что пока ребёнок ограничивается восклицаниями или слогами.

        Что делать для развития речи:

      • Читайте вместе с ребёнком;
      • Произносите названия предметов, которые его окружают;
      • Побуждайте малыша повторять за вами слова и фразы.
      • Ребёнок от года до двух проявляет большой интерес к окружающему миру не только на предмет тактильного изучения той или иной вещи, но и к разным людям. Ему хочется знакомиться как со взрослыми, так и с детьми. Не одёргивайте малыша, если он лезет к своему «другу по песочнице», чтобы поиграть с ним. Учите ребёнка выполнять ваши просьбы и требования: принести, унести, помахать на прощание рукой и другие.

        Годовалый малыш всё прекрасно понимает: что говорят ему, что говорят при нём. Не считайте его несмышлёнышем из-за того, что пока он не может отреагировать на вас привычными для взрослых способами.

        Что делать для развития навыков коммуникации:

      • Давайте ребёнку свободу общения;
      • Учите его делиться своими игрушками и вещами;
      • Научите малыша, в первую очередь, своим примером, проявлять и сдерживать эмоции.
      • Родителям стоит беспокоиться, если ребёнок в возрасте от года до двух лет:

      • Не проявляет интереса к игрушкам и играм;
      • Не реагирует на отсутствие мамы;
      • Не выполняет простых просьб;
      • Не начал ходить в 1,5 года.
      • detstrana.ru

        План развития ребенка с года

        Развитие ребенка в 1 год не менее важный период, чем первый год жизни крохи. Годовалый карапуз, достигнув определенных свершений в развитии и научившись самостоятельно передвигаться, восходит на последующую ступеньку развития, которая знаменуется проведением исследований и совершением всевозможных открытий. Поэтому на данной вехе развития главным для него будет являться ознакомление с реалиями огромного внешнего мира. Такое ознакомление будет происходить посредством разнообразных экспериментов, изучения предметов, наблюдений и тренировок.

        Для крохи становятся более значимыми все слышимые новые звучания и зрительные образы в описываемый период. Речь его имеет связь больше с эмоциональными проявлениями и скорее напоминает междометия. Ребенок большую часть времени беседует с собой, однако со стороны родни понимание его лепета и соответственные поступки родителей для него довольно важны. Также чадо на родительские просьбы с удовольствием откликается адекватными действиями. Кроме этого, годовалая кроха научилась различать, когда ее бранят, а когда поют дифирамбы. На данной стадии карапуз все чаще обнаруживает самостоятельность и норовит на своем настоять, не получив желанное и не совладав с собственными эмоциями, может закатить истерику, которая заключается в падании на пол, пронзительном вопле и битье ногами.

        Раннее развитие ребенка от 1 года

        Годовалый карапуз характеризуется активностью и подвижностью. Ему не сидится в одной позе и на одном месте. Ведь кроха старается познать мир доступными ему способами при этом, совершенствуя приобретенные физические навыки.

        Раннее развитие ребенка от 1 года характеризуется быстрым темпом. Малыш уже умеет производить различные действия с предметами, он может складывать их или, наоборот, разбрасывать, умеет стучать ими. Карапуз научился забираться вверх на низкие ступени или иные возвышения, кидать большой легкий мячик и неуклюже ловить его. Он уже активно проявляет заинтересованность всевозможными предметами небольшого размера. Ему интересно открывать двери, закручивать крышечки и осуществлять иные манипуляции при помощи пальчиков. Также он может выполнять несложные задания, такие как: покормить куклу, найти спрятанный предмет, бросить мячик. В играх кроха стремится подражать родительскому поведению. Кроме того, наблюдается активное развитие речи ребенка в 1 год. Малышу нравится слушать, когда родители читают детские книжки или поют веселые песенки вместе с ним.

        Также новообразованием этого периода становится устремленность к самостоятельности. В годовалом возрасте очень важно поддержать карапуза в его стремлениях, чтобы в дальнейшем из непослушного и шебутного бутуза выросла самостоятельная и самодостаточная личность. Родителям необходимо стараться уделять максимум внимания чаду: читать ему книжки, играть и рисовать с ним, другими словами стараться развить всевозможными способами заложенный потенциал.

        Развитие ребенка в 1 год предполагает, прежде всего, развитие его речи и обогащение словарного запаса, координацию движения, выработку мелкой моторики рук. Активное развитие речи ребенка в 1 год происходит, благодаря занятиям, направленным на разработку мелкой моторики рук. Для развития моторики применяются всевозможные пальчиковые игры, крупные пазлы, игрушки-вкладыши и другие.

        Особенности развития ребенка 1 года включают следующее:

        — без проблем вставать на нижние конечности;

        — без помощи родителей ходить;

        — при поддержке родителей за ручки бегать;

        — копируя взрослых, воспроизводить некоторые несложные действия и развлекаться этим;

        без сторонней помощи из чашки пить;

        — выговаривать отдельные элементарные слова;

        — понимать требования взрослых;

        — называть имена родителей и остальных членов семьи, нередко, сильно коверкая их;

        проситься на горшок.

        Годовалый карапуз стремится к познанию новых звуков и изучению различных предметов, поэтому он с удовольствием стучит по стакану или тарелке ложкой, экспериментирует с собственным голосом и игрушками. Ему нравится перемешивать что-нибудь ложечкой, рисовать картины едой, переворачивать банки, коробки и прочие емкости, высыпая из них содержимое или засыпая туда, дергать за веревку игрушку. В общем, все действия крохи направлены на обучение пользованию предметами соответственно их назначению.

        После достижения крохой годовалого возраста набор веса и увеличение роста замедляются. Ведь малыш начинает больше двигаться, вследствие чего практически вся энергия направлена на обеспечение двигательной оживленности.

        Ребенку 1 год и 2 месяца развитие его происходит посредством игрового процесса. В годовалом возрасте он напоминает исследователя к лаборатории – все пробует на вкус и зуб, изучает все предметы в поле зрения. Поэтому обычным явлением на годовалом этапе будет стремление бутуза вывалить все из открытого шкафа и попытаться постигнуть значение вываленных предметов или вещей. Это для него лучшая забава!

        Ребенку 1 год и 3 месяца развитие , по-прежнему, зависит от эмоций, а также сознания, включаемого в работу. В это время карапуз начинает осознавать, что означает совместная игровая деятельность, проявляется интерес к ровесникам.

        Ребенок 1 год и 4 месяца развитие его характеризуется активным проявлением собственного характера. Эта фаза развития считается самой капризной в детском развитии: кроха самостоятельно стремится выбирать еду, которая ей нравится, при этом может попробовать пару ложек и моментально отвергнуть яство. На этом этапе чадо еще более переменчивое, чем английская погода. Поэтому родителям следует тренировать терпимость, а также стараться тщательно наблюдать за пристрастиями карапуза.

        Развитие ребенка в 1, 5 года подразумевает еще большую самостоятельность бутуза. Поэтому семнадцать месяцев считается временем активного постижения мира. Малыш уже научился координации движений, и поэтому вовсю топает, а сферы его интереса поистине бескрайние. Полуторагодовалый бутуз заметно окреп физически, более осмысленным стало выражение его лица. Задачей родителей на этой возрастной стадии является помощь чадам осваивать и постигать окружающую действительность и пространство, при этом необходимо следить за соблюдением безопасности наряду с поддержанием его максимальной самостоятельности.

        Развитие ребенка 1, 6 лет заключается в переходе от ходьбы к неуверенному бегу, что является важнейшей характеристикой двигательного развития. Кроме этого не менее важная задача данной фазы формирования лежит в развитии активной речи. Только благодаря коммуникациям с взрослым окружением у восемнадцати месячного карапуза зарождается так называемая «автономная» речь. Он пытается говорить на упрощенном языке. Каждый малыш имеет свой язык, понятный лишь его близкому окружению.

        Ребенок в 1, 6 лет заявляет о себе в качестве равноправного собеседника, рассчитывая на общение с взрослым близким окружением. Автономная речь является этапом, выводящим кроху на более серьезную ступень коммуникативного взаимодействия. Карапуза в этот период просто переполняет радость от деятельного общения с окружающей средой, желание постичь все посредством собственного опыта. Эта ступень развития проходит под лозунгом «Я сам!». Карапуз старается не потерять ни секунды прожитого времени. Ведь так много вокруг еще непознанного! Ребенку становится совсем небезразлично, что взрослые ему показывают, о чем говорят, чему учат его, а также как делают повседневные дела.

        Развитие ребенка 1, 6 лет характеризуется большими ожиданиями малыша от взрослого окружения. Вследствие чего родителям следует уделять их чаду больше внимания, чтобы выстроить базис для его будущих способностей.

        Развитие ребенка 1, 7 года характеризуется осознанием малышом собственных предпочтений. Например, ему нравятся игры с машинками, и совершенно не нравится укладываться спать днем. Кроме этого, он вдруг начинает не слышать, когда ему говорят родители «нет», если он с этим не согласен.

        Особенность развитие ребенка 1, 7 года предполагает осознание себя малышом в качестве личности. Он уже способен узнавать собственное отражение в зеркале, а также любит повторять и принимать участие во всех домашних делах. Родителям нужно поддерживать кроху во всех начинаниях, а не отмахиваться от него.

        Ребенок 1 год 8 месяцев развитие физического плана позволяет ему без труда взбираться на ступени лестницы при этом спуск еще может вызывать затруднения. В двадцать месяцев кроха не только уверенно ходит, но и неуклюже бегает. Также кроха способен частично самостоятельно раздеваться. Взрослым рекомендуется позволять детям самостоятельные попытки раздевания. Если ранее родители старались приучить кроху к горшку, то на этом этапе он будет проситься на него.

        Развитие ребенка 1,9 года предполагает умение бросать мяч вдаль или вниз, подбрасывать его двумя руками. Малыш уже может понять небольшой рассказ о ближайшем прошлом, выполнить последовательность действий по просьбе взрослого. Словарный запас состоит приблизительно из 350 слов. Карапуз осознает свою половую принадлежность.

        Ребенок 1 год 10 месяцев развитие его позволяет делать около 5 шажочков на носках без поддержки, ударить мячик нагой таким образом, чтобы он покатился. Некоторые малыши уже умеют двумя ногами на месте подпрыгивать, не падая. Карапуз уже должен уметь самостоятельно одеваться частично: натягивать носки или шапку. Количество и качество бытовых умений растет. Малыш может контролировать физиологические потребности.

        В целом развитие ребенка от 1 до 3 лет предусматривает разделение на три периода. От двенадцати до восемнадцати месяцев длится первый период, который знаменует о некоторой доли самостоятельности крохи и его исследовательских склонностях. От восемнадцати до двадцати четырех месяцев длится второй период, в котором бутуз совершенствует обретенные ранее умения, определяет собственное место в мире. Третий период заключается в наиболее активном интеллектуальном формировании ребенка.

        Развитие детей от 1 до 2 лет

        Годовалый карапуз довольно любознателен, порой даже любопытен, и характеризуется высокой познавательной активностью. Чадо взяло курс на проведение всевозможных экспериментов с предметами, попавшими в его поле видения. Также немалый интерес у него вызывают все движущиеся предметы и механизмы. На этом возрастном этапе кроха уже умеет объединять одни игрушки с другими, выстраивать из кубиков башни, собирать картинку, разрезанную на несколько частей, сравнивать схожие предметы.

        Развитие детей от 1 до 2 лет жизни осложняется рядом кризисов, связанных с взрослением. Ребенок на этой фазе развития начинает ощущать себя в качестве отдельной от матери особи и познавать себя, искать собственное «Я». Каждое новое детское свершение является, своего рода, скачком. Нередко, у отдельных чад, такие мини-кризисы провоцируют так называемые сбои в поведении. К примеру, некоторые дети начинают капризничать или у них нарушается сон.

        Большинство психологов убеждено, что единственным периодом, в котором допустимы истерики, является годовалый возраст карапуза. Ведь у него не хватает словарного запаса для объяснения своих желаний и поведения, а также истерики являются обычным для него способом ведения себя. Он попросту по-другому не умеет. Еще пару месяцев назад, ему стоило лишь захныкать, и родители моментально прибегали к нему, успокаивали его, утешали, выполняли желания. А сегодня, хотя он и немного повзрослел, другим способом привлечения внимания он еще не владеет. Родителям нужно понимать, что карапуз сам не сможет совладать с истерикой, он просто не сумеет успокоиться самостоятельно, поэтому следует поднять на руки чадо и прижать к себе. А кричать, шлепать по попе, ругаться – это неправильно и вредно для дальнейшего развития чада.

        Ребенку 1 год и 2 месяца развитие его продолжает идти вперед семимильными шагами, вследствие чего кроха начинает отрицать родительский авторитет тем самым, стремясь утвердить собственную самостоятельность. Родителям может показаться, что четырнадцатимесячные малыши специально все раскидывают вокруг, но это не так. Они просто скрупулезно изучают среду и знакомятся с неизведанными объектами. К концентрации внимания малыш еще не способен.

        Ребенку 1 год и 3 месяца развитие предполагает улучшение моторки. Малыш может захватывать всей кистью карандаш и даже черкать им, он начинает получать удовольствие от игровых манипуляций с песком или водой, рисует свои первые каракули на бумаге. Ребенок в 1 год и 3 месяца стоит устойчиво, приседает, поворачивается, держит чашку уверенно двумя ручками и практически, не проливая, пьет из нее, пытается самостоятельно кушать ложкой густую кашу из тарелки.

        Ребенок 1 год и 4 месяца и его развитие характеризуется следующими особенностями: сформированностью способности вспоминать и воспроизводить действия другого субъекта, произошедшие ранее. Вследствие чего появилась возможность у малыша учиться, основываясь на увиденном.

        Развитие ребенка в 1, 5 года является временем активного познания среды. Поэтому малышам очень сильно необходимо постоянное присутствие мамы. Нужно больше времени проводить с ребенком на данном этапе. В физическом развитии также появились улучшения: он ходит уже уверенно и по разным поверхностям, реже падает, а при падении умеет правильно группироваться.

        В возрастном периоде восемнадцать месяцев можно заметить существенные положительные сдвиги в детском поведении. Можно отметить появление избирательности и целенаправленности в действиях крохи. Теперь, желая пощупать неизведанный предмет, в безвредности которого малыш не уверен, он будет осторожно прикладывать вначале один пальчик, а затем уже ладонь целиком.

        Ребенок 1 год 8 месяцев развитие характеризуется следующими особенностями: улучшением памяти и увеличением диапазона бытовых умений. Дети отлично знают, в каком месте лежат их вещи. С этого возрастного периода следует приучать кроху собирать игрушки, после игры.

        Развитие ребенка 1,9 года предполагает его эмоциональную уравновешенность на протяжении дня. Карапуз становится чутким к различным интонациям, при расставании с матерью он скучает, в незнакомой обстановке становится напряженным, обижается в ответ на наказание, пирамидку может собрать в правильной последовательности, ориентируется приблизительно в четырех цветах.

        Ребенок 1 год 10 месяцев развитие предполагает приобретение способности перемещаться по ступеням вверх и вниз без использования опоры или помощи родителей, играть в мяч, самостоятельно частично одеваться и кушать, удерживая правильно в ручках столовый прибор, поворачивать дверные ручки, пользоваться носовым платком или салфеткой, после маминой указки.

        Развитие ребенка от 1 до 3 лет не должно носить насильственный характер. Не все дети развиваются одинаково, и ничего нет страшного, если кроха научится кушать самостоятельно немного позже, зато у него, к примеру, словарный запас выше нормы.

        psihomed.com

        Календарь развития ребенка по месяцам после 1 года и до 2 лет: психология малыша и его воспитание

        Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

        Показатели физического развития

        Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

        Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

        Развивается мелкая моторика:

      • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
      • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
      • Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

        Особенности развития

        После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается — как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

        Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей — от простого действия или умения к сложному.

        Вот, что может карапуз:

      • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
      • выполнять простые просьбы — например, обнять маму;
      • пользоваться вилкой и ложкой;
      • идти вверх по ступенькам лестницы;
      • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
      • подражать речи и действиям родителей;
      • говорить на собственном языке;
      • жестами показывать то, что он хочет;
      • хлопать в ладоши;
      • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
      • быстро ползать;
      • ходить, опираясь на мебель;
      • без чьей-либо помощи снимать носки;
      • делать несколько шагов без поддержки;
      • понимать простые просьбы;
      • замечать реакцию родителей на его действия;
      • уверенно стоять;
      • ходить, держа маму или папу за руку;
      • качать головой, давая отрицательный ответ;
      • пить из кружки;
      • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
      • Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

        • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
        • наклоняться за упавшим предметом;
        • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
        • поднимать более тяжелые предметы;
        • играя в мячик, катать его вперед и назад;
        • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
        • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
        • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
        • бегать;
        • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
        • «помогать» маме по дому.
        • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
        • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
        • уверенно ходить;
        • петь и делать это с наслаждением;
        • истерить, если чем-то недоволен;
        • пятиться спиной;
        • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
        • говорить до 15 различных по смыслу слов;
        • самостоятельно снимать носки или штанишки;
        • спать один раз в день после обеда вместо двух;
        • быстро бегать;
        • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
        • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
        • складывать из слов фразы;
        • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
        • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
        • чистить зубки под присмотром родителей;
        • говорить понятнее для взрослых.

        Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

      • говорить около 50 слов;
      • понимать значение около 200 слов;
      • составлять из слов простые предложения;
      • самостоятельно снимать одежду;
      • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
      • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
      • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
      • имитировать больше действий взрослых — например, выбрасывать мусор в ведро;
      • строить из кубиков башни;
      • давать описания несложным рисункам из книг;
      • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
      • проситься в туалет;
      • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
      • повторять все за другими людьми;
      • собирать несложные пазлы;
      • проводить прямую линию;
      • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
      • различать холодно — жарко, много — мало, большой — маленький;
      • надевать и снимать одежду самостоятельно;
      • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
      • прыгать;
      • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).
      • К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение — проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

        Как подавать информацию?

        После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни. Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

        Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните — словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

        Отклонения в развитии

        Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

      • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
      • не стремится имитировать действия взрослых;
      • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
      • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
      • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).
      • Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

        vseprorebenka.ru

        Занятия, проводимые для детей 3-4 лет

        Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить. У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше. В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.

        Домашние занятия в 3-4 года должны быть регулярными

        Каковы правила организации работы с детьми?

        Ни для кого не секрет, что занятия для детей с 3 лет должны проводиться в игровой форме, однако родители должны понимать, что действия крохи только становятся целенаправленными. Ему довольно сложно идти к цели, он регулярно отвлекается, не может длительно удерживать внимание.

        Интерес у детей можно развить, если проводить работу при помощи новых и ярких предметов. Однако нужно помнить, что данный интерес может как быстро возникнуть, так и пропасть.

        Место для занятия не должно отвлекать малыша

        Чтобы упражнения, проводимые дома, давали максимальную эффективность, родители должны знать 3 простых правила:

        1. Игрушки и предметы, используемые в работе, не должны использоваться в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы у них не пропал интерес к данным предметам.
        2. Во время работы на столе не должно находиться посторонних предметов, все ненужное следует убрать с поля зрения детей. Это важное условие для того, чтобы их внимание удерживать в нужном русле.
        3. Не следует преувеличивать время работы с детьми. Урок должен быть коротким и несложным. Это необходимо для того, чтобы кроха приучался начатое дело доводить до конца.

        В какой форме нужно проводить уроки?

        Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.

        Игровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 лет

        Игровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.

        Нужный эмоциональный фон можно создавать за счет игрушек, приходящих на урок: «К нам сегодня пришел Буратино и принес разные фигуры». Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.

        Естественно не нужно забывать хвалить кроху.

        Выбираем время и место для работы

        Для того, чтобы развивающие занятия для детей 4 лет дали результаты, они должны быть регулярными. Желательно дома выбирать одно и тоже время и место. Выбирая время необходимо учитывать, чтобы карапуз был бодр, сыт и активен. Следует методом эксперимента понаблюдать, какое время наиболее подходящее.

        Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы работа становилась частью режима дня.

        Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные уроки. Однако, при правильно поставленной работе и адаптации к упражнениям некоторые детки легко выдерживают не менее получаса.

        Первые уроки должны быть не дольше 15 минут

        Первые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодра и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.

        Выбирая место для ежедневной работы, прежде всего нужно обращать внимание на удобство. Рабочее место должно быть удобным как для малыша, так и для его мамы, может быть это детский стульчик со столом или коврик, на котором проходит работа.

        Важным условием результативности является планирование. Оно необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть что-нибудь важное. Во время работы следует придерживаться составленного плана. Для организации интересных уроков, нужно таким образом спланировать работу, чтобы один вид деятельности сменялся другим.

        Проще всего составить себе план занятий и придерживаться его

        Желательно планирование проводить еженедельно, при этом опираясь на результат, полученный на предыдущей неделе.

        Это нужно для того, чтобы понять какой вид упражнений крохе кажется простым, а кокой-сложным или скучными. Если ему что-то сложно и недоступно, то пока нужно это упражнение отложить и попробовать приступить к нему через пару недель.

        Примерный план занятий

        Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.

        Физические упражнения

        Ни одно развитие не может быть полноценным без физических занятий с ребенком. Данный пункт может включать в себя все что угодно, это связано с данными ребенка, с учетом его и родительских желаний.

        Домашняя физкультура не менее эффективна, чем в спортивном зале

        Все должно проводиться в веселой и легкой обстановке, хорошо было бы включать музыку, потому что таким образом кроха будет учиться двигаться под нее.

        Главное в данном вопросе – не переусердствовать, хотя это касается всех областей развития. К тому же, именно дома можно определить тот вид деятельности, который нравится и получается у малыша. Можно увидеть его наклонности и отдать в соответствующую секцию.

        Развитие мелкой моторики рук

        Развивающие упражнения этого пункта очень важны, потому что именно развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие головного мозга. Ни для кого не секрет, что руки напрямую связаны с головой. Очень хорошо для детей 3-4 лет собирать конструкторы, мозаику, кубики, к тому же здесь можно сразу повторить цвета и формы.

        Помимо моторики очень хорошо развивают воображение рисунки при помощи природных материалов: камушек, песка, ракушек.

        Развивающие игрушки для моторики рук

        На сегодняшний день имеются умные магазины, которые предложат заботливым родителям богатый ассортимент, помогающий проводить развивающие уроки дома.

        Творчество хорошо развивает воображение, к ним относятся: лепка, поделки, аппликации, рисование, в том числе и пальчиковыми красками, различные ролевые игры, постановка спектаклей, кукольный театр, театр теней. Данные виды можно перечислять бесконечно, и дети 4 лет очень любят подобные виды деятельности.

        Тренировка внимания и памяти

        Очень важно тренировать память и внимание. Для этого превосходно подойдут шахматы, шашки, всевозможные домино. Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться. Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком.

        Настольные игры для тренировки памяти

        Дети в 3 года могут начинать знакомиться с буквами и звуками. Это очень важный момент. Хорошо ребятам во время знакомства с буквой для лучшего ее запоминания находить ее в книжке, слепить из пластилина, выложить из камушек. Неплохо было бы находить ее с закрытыми глазами в пластмассовом варианте. По мере знакомства магнитные буквы можно прикреплять на холодильник, чтобы они находились на глазах. Также магнитные и пластмассовые буквы хорошо использовать для собирания слогов и слов.

        Важно! Во время проведения занятий родители должны учить ребенка буквам, при этом называя их звуки, то есть не «ЭЛ», а «Л», не «БЭ», а «Б», так будет проще малыша научить чтению.

        Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.

        Наблюдения за окружающим миром должны быть активными

        Знакомство с окружающим миром

        В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.

        Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий. К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.

        Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.

        detki.guru