План развития детей 2 года

В гостях у Мэри Поппинс

Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей.

Раннее развитие детей: 1-2 года

Продолжаем цикл статей, посвященных раннему развитию детей. В прошлый раз речь шла о раннем развитии детей 6-12 месяцев , о том, какие задачи стоят перед родителями, какие игрушки и материалы необходимы. Сегодня поговорим о раннем развитии детей 1-2 лет.

Первоочередная задача раннего развития ребенка в 1-2 года – это развитие речи, расширение словарного запаса ребенка.

Монтессори-игры; игры и упражнения для развития сенсорики, мелкой моторики и координации движений; художественное творчество; конструирование и моделирование – основные инструменты раннего развития ребенка в 1-2 года.

Основные задачи раннего развития ребенка в 1-2 года

1. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений ребенка в 1-2 года

Самый главный навык второго года жизни – это речь. Для ребенка важно не только слышать речь других людей, пытаться им подражать, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь продолжая развивать пальчики, мы развиваем речь малыша. Поэтому пальчиковые игры и игрушки, требующие точных и «мелких» движений, игрушки с богатыми сенсорными ощущениями сохраняют свою актуальность и после года.

При правильном сенсорном развитии к концу 2 года ребенок может:

  • собрать пирамидку (нанизать на стержень 4-5 колец в правильном порядке);
  • сортировать предметы по форме и размеру (например, подобрать крышечки к разным коробочкам, шкатулкам, банкам и т.п.);
  • соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с рисунками или отверстиями в игрушках-сортерах.
  • Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 6-12 месяцев (пирамидки, стаканчики для вкладывания, коробочки с крышками и др.) + игрушки-сортеры + логический куб + животные на магнитах + простые пазлы и кубики для складывания картинок (2-4 элемента) + лабиринты.

    2. Развитие умственных способностей, логики, мышления ребенка в 1-2 года

    Для развития умственных способностей детей от 1 года рекомендуется продолжать играть с ребенком в Монтессори-игры с водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями, природными материалами и т.п.

    При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 2 года ребенок может:

  • уверенно различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), сортировать предметы по цвету;
  • различать и сортировать предметы по величине (большой – маленький) и форме (кубик, шарик и т.п.).
  • Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов, бусы для нанизывания, разноцветные шарики, набор геометрических фигур, игры со шнуровкой.

    3. Эстетическое воспитание ребенка в 1-2 года

    Занятия творчеством способствуют не только эстетическому воспитанию, расширению кругозора, умственному развитию ребенка, но и помогают его сенсорному развитию, формированию речи, учат навыкам игры. Поэтому чем раньше Ваш ребенок подружится с разными видами творчества, тем сильнее будет их влияние на общее развитие малыша.

    При целенаправленном занятии творчеством к концу 2 года ребенок:

    • может осознанно пользоваться простыми материалами для рисования (красками и кисточкой, карандашами) и лепки (соленым тестом, пластилином);
    • отличает карандашные рисунки от рисунков, нарисованных красками;
    • владеет основными приемами лепки, может при помощи взрослых создавать простые поделки;
    • делает простые аппликации из готовых элементов;
    • играет на простейших музыкальных инструментах;
    • может заниматься совместным творчеством со взрослыми.
    • Необходимые игрушки и материалы: пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь, кисточки, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага (+ бархатная бумага, гофрированная бумага, картон и др.), соленое тесто, пластилин, металлофон (+ колокольчики, дудочка, губная гармошка и т.д.), музыкальные книжки и игрушки.

      4. Конструирование и моделирование для детей 1-2 лет

      Конструирование – одно из любимых детских занятий – не только увлекательно, но и полезно. Конструирование развивает творческое мышление и воображение, ведь когда ребенок строит, он сначала придумывает некий образ того, что должно получиться. Конструируя, малыш учится обращаться с деталями конструктора разной формы и размера, благодаря этому развиваются ловкость, координация движений, мелкая моторика руки. А доводя процесс конструирования и моделирования до результата, малыш учится действовать целенаправленно.

      При систематическом занятии конструированием и моделированием к концу 2 года ребенок:

    • понимает, что детали конструктора различаются по форме, цвету, размеру, назначению (крыша, стена и т.п.);
    • запоминает и уверенно различает образы различной формы (кубик, кирпичик, цилиндр и т.п.);
    • сооружает разнообразные постройки и играет с ними (строит мостики, домики, башни, улицы города и т.п.).
    • Необходимые игрушки и материалы: разноцветные кубики, простой конструктор, тематический конструктор + фигурки для простейших ролевых игр (например, конструктор «Город» + машинки, деревья, домашние животные, человечки и т.п.).

      Кроме того, детям в 1-2 года необходим спортивный комплекс (канат, качели, кольца, шведская стенка и т.п.), спортивный инвентарь (мячи разного размера, скакалка, велосипед и др.), игрушки для песочницы, фигурки животных, куклы, наборы детской мебели и посудки, игрушечные продукты питания, машинки, игрушечный телефон, книжки-игрушки, детский рюкзачок и др.

      merypoppins.com

      План развития детей 2 года

      Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.

      В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.

      Развивающие игры и занятия для детей 1 год 3 месяца — 1,5 года (подробный план — конспект)

      Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.

      Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев (подробный план — конспект)

      Если вы еще не решили, во что поиграть с ребенком и у вас нет конкретного плана занятий, то вам точно сюда. Сегодня я хочу в очередной раз пополнить рубрику «Готовые программы занятий с ребенком» списком развивающих игр, наиболее актуальных в возрасте от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев.

      Что нового в этом возрасте? Для меня этот период у Таисии запомнились тем, что дочь стала гораздо более переборчива в плане выбора занятий. Если раньше она поддерживала практически любую затею, стоило ей только что-то предложить, то теперь у нее появились вполне конкретные собственные предпочтения, все чаще приходилось сталкиваться с «хочу — не хочу». Естественно, это нормальная стадия развития, но мне, как неугомонной маме, не всегда легко привыкнуть к тому, что ребенок становится самостоятельной личностью с собственным кругом интересов

      Развивающие игры и занятия для детей 1 год 9 месяцев — 2 года (подробный план — конспект)

      Мне всегда очень интересно наблюдать за тем, как развивается дочь, как меняется круг ее интересов, совершенствуются навыки и познания о мире. Одни игры отходят на задний план, на их место приходят другие, более «продвинутые». Когда меня спрашивают, во что играла Таисия в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет, то первое что приходит на ум — это прищепки и ножницы. Эти два занятия точно были безусловными фаворитами у нас в этом возрасте. Кажется, Таисия резала все, что плохо лежало. Конечно, вырезание, первое время, скорее, напоминало кромсание бумаги по периметру, но главное это ведь не результат, а неподдельный интерес ребенка! Прищепки тоже прицеплялись у нас дома во все возможные места, я уж не говорю про излюбленную сушку кукольной одежды на бельевой веревке с прищепками.

      Рисование с детьми. Растим творческую личность

      Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

      Тематические сенсорные коробки для детей (Ферма, Африка, Море, Зима, Динозавры и др.)

      Давным-давно я писала статью про сенсорные коробки для самых маленьких детей. Это были самые простые коробки, которые были призваны разнообразить сенсорный опыт малыша и развить его основные моторные навыки (складывание, перекладывание, пальчиковый захват, владение ложкой и совком и др.). Но сенсорные коробки – это не только шикарный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения тематических занятий. В сенсорной коробке можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме. О тематических коробочках и пойдет речь в этой статье.

      Такие коробочки будут интересны деткам примерно с 2 лет. Возможно, что-то чуть раньше, что-то позже, ориентируйтесь по интересам своего малыша. А дети лет после 3 уже будут с удовольствием сами принимать участие в создании сенсорных коробок вместе с вами.

      Учимся читать. Первые игры для обучения чтению

      Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать ( можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

      Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

      Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать?

      Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

      Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».

      Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

      Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

      Как реализовать методику Монтессори дома?

      Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

      Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

      jili-blog.ru

      230 идей о том, как развивать ребенка от 2 до 3 лет — План развития и шпаргалка для мам.

      Логика и математика — что развивать?

      1. Учить понятия «много – мало».

      2. Ближе к трем годам — осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе – каких больше, а каких меньше).

      3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 — 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам – учитывайте интерес ребенка и его способности).

      4.Учиться сортировать предметы – по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

      5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

      6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

      7. Учиться сопоставлять — играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

      8. Играть в загадки – мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например – маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

      9. Угадывать животное по описанию.

      10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

      11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

      12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):

      13. Ближе к трем годам – конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):

      14. Начиная с 2,5 лет – играть в «Сложи квадрат» Никитина (на первых порах — вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

      15. Начиная с 2,5 лет – играть в сборные конструкторы-пазлы:

      16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше – долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

      Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки «Подбери группу»:

      17. Классификация предметов — играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

      18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

      — найди предметы, фигуры такой же формы;

      — найди предметы, фигуры такого же цвета;

      — найди предметы, фигуры такого же размера;

      — найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

      19. Игры с палочками Кюизенера.

      20. Играть в «часть и целое» — «чей это хвостик», «подбери крышу к домику» и т.п.

      21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

      22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) – находить ошибки на картинках (работа с пособиями) – чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии «Умные книжки»:

      Изучение свойств предметов.

      1. Цвета предметов.

      2. Геометрические фигуры, формы.

      4. Высокий – низкий.

      6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).

      1. Играть в «Найди!» — просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно – найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. – играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

      2. Игра в «Найди пару» — более усложненный вариант, чем это было от года до двух – найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:

      3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

      Пример подобной игры на сайте ищите по этой ссылке (игра «подбери чашку к блюдцу).

      4. Ближе к трем годам — построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

      5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

      6. Поиск предметов по одному признаку — найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

      7. Поиск предметов по двум признакам — найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

      8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

      9. Игра «найди тень!» — когда «силуэты» для поиска чуть сложнее, чем это было в возрасте от 1 до 2 лет. Например (и можно еще сложнее):

      10. Игра — найди «кусочек», который откололся от этой картинки и сложи картинку полностью:

      Как развивать память.

      1. «Что пропало?» — запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме – мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать здесь.

      2. Что появилось? – играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

      3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

      4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

      5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

      6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

      7. Игра «Найди пару» с прятками – мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

      8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти — где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

      9. «Мемори» — игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз — таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти («найди, на какой карточке нарисован мишка?»). Другой вариант «Мемори» можно найти здесь.

      1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам – учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

      2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

      3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

      4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

      5. Изображать движения животных по показу мамы.

      6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

      7. Прыгать, как зайка.

      8. Изображать птичку — махать руками, бегая по комнате, приседать – «искать зернышки в травке», подпрыгивать – «взлетать».

      9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

      10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

      11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

      12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

      13. Перекатываться по полу, как колобок.

      14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

      15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

      16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

      17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

      18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

      19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

      20. Ходьба по массажным поверхностям.

      21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам – на пяточках.

      22. Выполнять движения в танце – ставим ногу на носочек, на пяточку.

      23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развитие координации.

      24. Подлезание под натянутой веревочкой.

      25. Игра «Поймай солнечного зайчика» — играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

      26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в «догонялки», «волк и зайчата» и т.п.

      27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) – дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются – быстро убегают в домик.

      28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

      29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

      30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

      31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

      32. Игры на фитболе.

      33. Игра «Улиточка и домик». Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки — пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

      34. Ходьба на руках:

      1. Слушать много песенок по возрасту.

      2. Учиться слушать музыку — прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы «О чем нам рассказывает эта мелодия?». Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

      3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

      4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

      5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

      6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу — кто его зовет).

      7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» — как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

      8. Пробовать определять, откуда идет звук (например – «слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?»).

      9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

      10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых — барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

      11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

      12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) – играть в угадай мелодию – мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

      13. Петь песенки ребенку.

      14. Танцевать – быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками – движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек — на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами – ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

      15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере­дающих характер изображаемых животных.

      1. Рисовать дорожки.

      2. Рисовать кружочки.

      3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки — ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

      4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

      5. Рисовать короткие и длинные линии.

      6. Ближе к трем годам — раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально — учить ребенка раскрашивать или нет).

      7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).

      8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

      9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

      10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

      11. Рисовать пальчиковыми красками.

      1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

      2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

      3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

      4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

      5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

      6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

      7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

      8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

      9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

      1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

      2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

      3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

      4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

      5. Аппликация из рваной бумаги.

    • Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
    • Играть с «лего».
    • Ближе к трем годам — строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
    • Игры с блоками Дьенеша.
    • Игры с палочками Кюизенера.
    • 1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, «корова дает молоко», «коза бодается» и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.). Примеры тематических игр и неделек на сайте вы сможете найти по ссылкам: «кто где живет», «животные леса», «домашние птицы», «домашние животные» и другие.

      2. Птицы – расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то — дикая птица и живет сам по себе).

      3. Насекомые – изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

      4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

      5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

      6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

      7. Фрукты, овощи, ягоды, грибы: иметь представление, знать названия самых часто встречающихся в повседневной жизни.

      8. Времена года: знакомиться с признаками, читать сказки и стихи посвященные каждому времени года (именно «знакомиться» с понятием, четко проводить границы между различными временами года средний ребенок сможет уже после 3-х лет). Пример развивающих занятий на эту тему » можно найти здесь: весна 1, весна_2, зима, осень.

      9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

      10. Изучить темы:

    • Транспорт.
    • Доктор, поликлиника.
    • Магазин.
    • Семья.
    • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
    • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
    • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
    • Город.
    • 11. Труд взрослых.Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

      12. Обобщение темы «Человек» — строение, части тела, (по желанию родителей — элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

      13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

      14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» — попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» — изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

      15. Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад – уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты – самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п.

      Развитие на прогулке.

      1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на дороге. Объяснить, что тротуар — для людей, дорога — для машин. Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор, зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать дви­жение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу, оценивать как двигаются машины — быстро — медленно, объяснять, что мы переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.

      2. Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как «туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко», «близко», «возле»), изучать предлоги места.

      3. В домике на площадке играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения, вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как луч­ше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо дру­гого родного человека), что ему сказать.

      4. Изучать растительность – цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые, появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать деревья, цветы из лейки.

      5. На примере деревьев, травы, кустов, веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий».

      6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легко­вой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).

      7. В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?» предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших активно осваивать фразовую речь).

      8. Солнышко: беседовать на тему о том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем (спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).

      9. Небо: наблюдать за изменениями в небе – облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.

      10. Наблюдать за луной.

      11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.

      12. Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий», «теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета, свойства предметов и т.п.

      13. Развивать словарный запас – обсуждать различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения, люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.

      14. Обсуждать необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.

      15. Играть с песком. Обратить внимание на свой­ства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дож­дя) — становится влажным, и из него можно лепить «пирожки».

      16. Играть со снегом.

      17. Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов «тонет — не тонет») – по желанию родителей.

      18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.

      19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.

      20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).

      21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).

      22. В свободное от игр время учить стихи.

      23. Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и инструментов.

      Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем «детском» языке — это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы здесь.

      Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

      1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг – дома, на улице.

      2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

      3. Читать книги, стихи (если ребенок не любит чтение – родители могут компенсировать это активным общением в повседневной жизни (об этом предыдущий пункт), рассказывать сказки и петь песенки.

      4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

      5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!).

      6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» — ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие – прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

      7. Слушать песенки.

      8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

      9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой).

      10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например – дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

      1. Учиться дуть (задувать свечки, сдувать комочек ваты, дуть на листочки, подвешенные на ниточку, выдувать мыльные пузыри). Этот навык очень индивидуальный, дети его усваивают по-разному, кто-то раньше, кто-то ближе к трем годам.
      2. Учиться дуть резко (быстрый выдох) и плавно (медленный выдох) – например, играя в быстрый и медленный ветерок.
      3. Строить рожицы у зеркала: показывать язычок, верьтеть им в разные стороны (дотягиваться до носа, тянуть влево, вправо и т.п.) – тоже индивидуальный навык, не у всех в возрасте 2 лет получается (и не все хотят этим заниматься ).
      4. Широко раскрывать рот, постукивать зубами.
      5. Учить произносить слова и звукоподражания с разной громкостью, говорить шепотом.
      6. Делать пузыри в воде – вдувать воздух в воду через трубочку.
      7. Заниматься самой простой артикуляционной гимнастикой – если ребенку интересно, и он хочет.

      Моторика (общая и мелкая).

      1. Заниматься пальчиковой гимнастикой.

      2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством.

      3. Играть с рамками-вкладышами.

      4. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается – то и застегивать их).

      5. Застегивать – расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).

      6. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.

      7. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой.

      8. Играть с наклейками.

      9. Учиться мыть руки (акцент на слове «учиться», побуждать к освоению навыка, но не заставлять), в том числе включать-выключать кран (если конструкция крана позволяет это сделать легко), намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки.

      10. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) в блюде с водой ложкой или ситечком и складывать их в сухой стакан.

      11. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) из стакана.

      12. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня).

      14. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее.

      15. Комкать бумагу (делать круглые комочки) и проталкивать полученные комочки в бутылку, баночку с узким горлышком.

      16. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли:

      17. Играть с прищепками.

      18. Играть с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.

      19. Играть со шнуровками.

      20. Играть с мозайкой, «Лего», другими конструкторами.

      21. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии – различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.

      22. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.

      23. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки.

      24. Опускать мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, узкое отверстие.

      25. Некоторые игрушки для развития моторики (самостоятельное развитие в игре):

      Разрезные овощи и фрукты:

      По прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, соретры и др.

      1. Ощупывать предметы различной фактуры, обсуждать их свойства.

      2. Играть в «найди пару» с кусочками материалов разной фактуры (на рисунке — пособие «завези каждую машину в свой гараж». Для выполнения задания ребенок сравнивает различную фактуру белых материалов – мягкая бумага, твердый картон, ватный диск, белый трикотаж):

      3. Ближе к 3-м годам — определять предметы на ощупь (вытаскивать из мешочка, не глядя, по заданию мамы фигуры, овощи, фрукты, игрушки, определять на ощупь, что за предмет лежит в мешочке и т.п.).

      4. Знакомиться со вкусами, запахами, играть в игры «найди такой же вкус, запах».

      Взаимодействие со сверстниками.

      1. Обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к детям (какая хорошая девочка! Она такая же малышка как и ты! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?).

      2. Знакомиться на площадке с другими детьми, побуждать к совместным играм – вместе строить и ломать куличики, и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть самостоятельно – взаимодействовать и играть вместе им будет помогать мама. Такие игры и социализация особенно важны, если ребенок в скором времени пойдет в детский сад.

      3. Учить меняться, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой.

      4. Учить жалеть и сопереживать горю другого (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

      Бытовые навыки и самообслуживание.

      Все указанные ниже навыки очень индивидуальные. Малыша лучше подталкивать, побуждать к их освоению, хвалить за успехи, но не заставлять их выполнять через силу.

      1. Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем — с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду (если конструкция крана не слишком сложная), намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона).

      2. Вместе с мамой убирать за собой стол после еды.

      3. Вытирать разлившуюся жидкость губкой.

      4. Самостоятельно есть густую пищу.

      5. Ближе к трем годам учить самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы (сильно облегающую одежду, молнии, крючки и т.п.) застегивать, расстегивать вместе с мамой.

      6. Поливать цветы (идеально – летом на улице из лейки).

      7. Ближе к трем годам – складывать свою одежду (учиться).

      8. Убирать игрушки на место (учиться, вместе с мамой, по просьбе мамы, большинство детей не может в этом возрасте убирать игрушки самостоятельно и по собственному желанию).

      9. Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п. Заинтересовать ребенка домашним трудом будет намного легче, если поручать малышу то, что будет по-настоящему интересно для него.

      10. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заблаговременно (минимум за полгода) начните приучать ребенка к нужным навыкам – одеваться-раздеваться, умываться, особенно важно – тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть. Не откладывайте обучение на последний момент – чудес не бывает – чтобы обучиться этим умениям потребуется достаточно времени. Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если у ребенка не будет возникать проблем при самообслуживании.

      Развитие желания заниматься и развиваться.

      2. Не ругать за неуспехи и нежелание заниматься (со временем все обязательно получится, просто может не сейчас и не сегодня, а если и не получится никогда – стоит ли из-за этого расстраиваться?).

      3. Заниматься тем, что интересно ребёнку. Любой навык (внимание, логику, моторику) можно развивать бесчисленным количеством упражнений. Среди них вполне можно найти то, что больше всего понравится вашему малышу (например, если ребенок не любит пальчиковую гимнастику, вполне успешно можно заменить это лепкой и рисованием, не любит слушать чтение – заменить это живым общением и т.п.)

      4. Заниматься развитием тогда, когда хочет и может ребенок (иногда бывает, что мы приступаем к развивающим играм после того, как переделаем домашние дела и другую работу, а к тому времени малыш уже наигрался, устал и больше хочет отдохнуть и расслабиться, а не выполнять сложные задания).

      5. Преподносить развивающие игры и занятия в игровой форме.

      6. Заниматься тем, что по силам ребенку – у каждого свои склонности и способности. Кто-то с удовольствием и долго сидит возле мамы и с интересом слушает книжку, кого-то хватает только на 10 минут – и в этом нет ничего страшного, наверняка он хорошо справляется с другими делами. Кто-то легко считает и выполняет задачи на логику и внимание, кто-то этого не делает, зато хорошо рисует. Кто-то не рисует, не любит чтение, кажется вообще ничего не любит, зато намного лучше других делает вещи, которые лежат вне сферы раннего развития (например, во много раз добрее и нежнее своих сверстников, инициативнее и ответственнее, быстрее и стремительней и т.п.).

      7. Занятие ранним развитием происходит намного проще и веселее, если адекватно оценивать способности ребенка и «не бежать впереди паровоза», выполнять задания, которые будут по силам малышу, даже если все стальные сверстники (как правило, эти «все» при ближнем рассмотрении оказываются далеко не большинством) ушли намного дальше.

      Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет. Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех психологов и педагогов для этого непростого времени такой – это трудно, но когда-нибудь все закончится, «кризис трех лет» надо просто пережить. Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни – почитайте литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в этом возрасте.

      Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша – это не значит, что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать – а что ему сейчас действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам решать, что ему делать в тот или иной момент.

      Кризис трех лет — это серьезное испытание для связи «мама-ребенок», для умения и желания мамы принимать ребенка таким, какой он есть. Если вам становится все сложнее с малышом, который вчера был ангелом – знайте, это не ребенок испортился. Это необходимый этап его развития, от которого страдает не только мама, но и сам малыш. Старайтесь не обижаться и не злиться на малыша, и помочь себе и ребенку справиться с трудностями и выйти из этого периода по прежнему любящими и понимающими друг друга близкими людьми. Хороших методов и способов, которые смогут вам помочь достаточно много – не сдавайтесь и ищите выходы из самых сложных ситуаций. Помните, что нам посылают тех детей, которых мы способны вырастить счастливыми и полюбить всем сердцем.

      Удачи Вам в развитии и воспитании ваших детей. Пускай они растут здоровыми и счастливыми!

      Получили ли Вы ответ на вопрос о том, как развивать ребенка в 2 года? Может эта статья заинтересует и Ваших друзей? Добавьте ссылку на статью на Вашу страничку в социальной сети!

      Что еще почитать о развитии детей от 2 до 3 лет:

      www.igraypodrastay.ru