Писатели о речи детей

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Цитаты Изречения Афоризмы Высказывания о Речи

Хвастливые речи — первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами. Марк Туллий Цицерон

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

От речей дело вперед не двигается. Надо действовать, а не говорить, дела решают спор лучше, чем слова. Мольер

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь. Радищев А. Н.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно. Марк Туллий Цицерон

Речь — это даже не диалог, а пьеса для оркестра, потому что безмолвные слушатели говорят одновременно с тобой. И их надо уметь слушать.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть. Паскаль Блез

Всегда сохраняй меру и в речи, и в молчании. Публий

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

Надежней конь без узды, чем речь без связи. Теофраст

Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой. Аристотель

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Марк Туллий Цицерон

Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? Платон

Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами! Шоу Б.

Дурной человек в речах познается. Менандр

Перо — лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. Марк Туллий Цицерон

Когда женщина сердится, здравого смысла в ее речах не ищи! Бомарше П.

Красиво сказанная речь о прекрасных деяниях остается в памяти слушающих к чести и славе тех, кто эти дела совершил. Платон

Гибок язык человека; речей в нем край непочатый. Гомер

Речь политического деятеля не должна быть ни юношески пылкой, ни театральной, как речи парадных ораторов, плетущих гирлянды из изящных и увесистых слов. Основу его речей должна составлять честная откровенность, предусмотрительность, разумное внимание и забота. Правда, что политическое красноречие гораздо больше, чем судебное, допускает сентенции, исторические параллели, выдумки и образные выражения, умеренное и уместное употребление которых в особенности хорошо действует на слушателей. Плутарх

Добрые речи ведите, за чашей веселою сидя. Избегайте душой всяческих ссор и обид. Феогнид

Образное изложение делает предмет речи видимым.

Речь дается многим, но мудрость редким. Катон

Человек является человеком лишь благодаря речи, но чтобы придумать речь, он должен был быть уже человеком. Гумбольдт В.

Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно, чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала. Квинт Гораций Флакк

Не туши лучины, хотя пламя ее колеблется, пока фонарь не укажет тебе путь; не вычеркивай из речей старых выражений, пока ты не успел создать новых слов. Ибсен Г.
moudrost.ru

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста

Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной литературе.

— формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания стихов;

— помочь растущему человеку оглянуться на себя, пробудить в нем самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам;

— формировать у детей любовь и бережное отношение к книгам.

Развивать слуховое восприятие, память и речь.

— развивать у детей коммуникативные способности, в ходе которых, обогащается словарный запас, развивается творческое мышление, фантазия, воображение;

Воспитывать коммуникативные навыки и культуру поведения.

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Интеграция образовательных областей.

— Чтение художественной литературы.

Материал : Книги С. Я Маршака. Чуковского, Барто, В. Бианки, Портрет С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, В. Бианки Атрибуты к сказкам «Лис и мышонок», «Багаж»,мультфильм «Три котенка»

Дети садятся на свои места. Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествия по литературным произведением. А начнем мы с вами это путешествие с известного вам произведения.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Воспитатель. Правильно. А из какой книги этот отрывок? Ответы детей. (Почта)

Воспитатель. Молодцы! Почтальон приносит письма, телеграммы, посылки и газеты. Но сегодня все письма, посылки и телеграммы адресованы в одно и то же место, в наш детский сад. Наша почта сегодня необычная. В каждом письме, и ли телеграмме находятся разные задания, которые помогут нам узнать, хорошо ли вы знаете произведения Самуила Яковлевича Маршака, Корнея Ивановича Чуковского, Агнии Львовны Барто, Виталия Бианки. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.

Воспитатель Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку? Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, ребята! У меня, пачка телеграмм, но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.

Бегемот разинул рот:

Булки просит… (бегемот) .

Воробей просил ворону

Вызвать волка к … (телефону) .

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой… (ножке) .

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как… (долотом) .

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему… (поможет) .

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь… (побелели) .

Кто ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный… (грыз) .

Мед в лесу медведь нашел, —

Мало меда, много… (пчел) .

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от… (страха) .

Роет землю серый крот –

Таракан живет за печкой, —

То-то теплое… (местечко) .

Ученик учил уроки –

У него в чернилах… (щеки) .

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему… (бока) .

Эта кнопка и шнурок –

Электрический … (звонок) .Молодцы!

Воспитатель. Достаем следующий конверт. Какой он большой. Здесь вам предлагают «Вспомни сказку»

1) Только вдруг из – за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Ответ детей : «Тараканище»

2) Долго, долго крокодил

И сушеными …. (грибами)

Ответ детей: «Путаница»

Свечка — в печку!

Ответ детей: «Мойдодыр»

4) Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Ответ детей: «Муха-Цокотуха»

5) Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

Ответ детей: «Айболит»

Воспитатель. Ребята, а кто написал все эти сказки? Ответы детей.

Покажите портрет К. И. Чуковского.

Следующее задание. «Волшебный мешочек» (ребёнок вытягивает и называет из какой сказки предмет)

Коробок спичек. («Путаница».) Мочалка. (Мойдодыр».) Градусник. («Айболит».) Денежка. («Муха – Цокотуха».) Пистолет. («Бармалей».) Слон. («Телефон».) Солнце. («Краденое солнце».) Таракан. («Тараканище».) Утюг. («Федорино горе».) Самовар. («Муха – Цокотуха».)

Физминутка «Вы, наверное, устали?»(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И на стульчики уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

И играть мы продолжаем.

Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)

Рыжий, усатый великан — (таракан)

Воспитатель. В этом конверте больше заданий нет. Достаем другой.

Открываем конверт (а там портрет А. Л. Барто). Ребята,чей портрет вы видите? Задание такое прочтите стихи этой писательницы. (Выразительное чтение).

Воспитатель. Молодцы,ребята сколько много стихотворений Агнии Барто вы знаете. Других заданий в этом конверте нет. Открываем другой. В этом конверте лежат две маски и вот такой вопрос: Назовите сказку и кто ее написал.

Ответы детей: Сказка «Лис и мышонок» Автор В. Бианки.

Воспитатель. А еще вам предлагают инсцинировать эту сказку.

Игра «Найди лишнее». Выставка разных произведений. Необходимо найти что написал К. И. Чуковский.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы показали,что любите и знаете литературные произведения. Все эти произведения напечатаны в книгах, которые,вы можете рассматривать, а когда научитесь читать, то и самостоятельно читать. Сейчас вашему вниманию, я предлагаю посмотреть мультфильм, который называется «Три котенка» и научится правильному обращению с книгами. (Просмотр мультфильма)

Воспитатель. Ребята, берегите книги, любите книги, читайте книги и вы будете знать обо всем на свете, потому что –Книга источник знаний. На этом наше занятие окончено.

Досуг-викторина для детей старшего дошкольного и среднего возраста «День космонавтики» Досуг — викторина для детей старшего дошкольного и среднего возраста на тему » День космонавтики» Программное содержание Цель: Закрепить.

Фотоотчет открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» Уважаемые коллеги! Представляю фотоотчет открытого занятия с детьми 4 — 5 лет по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных.

Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка — один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического,.

Литературная викторина «Русские народные сказки» для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать знания о русских народных сказках. Задачи: Воспитательные: Воспитывать.

Литературная викторина в старшей, подготовительной группе по произведениям А. С. Пушкина Цель: расширить и закрепить знания детей о великом русском писателе А. С. Пушкине (дату его рождения, произведения, которые он написал,.

Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в старшей группе «В мире сказок» Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в старшей группе «В мире сказок» Цель: Закрепить знания детей о прочитанных сказках.

Литературная викторина «Любимый сказочный герой» для детей старшего возраста ЛИТЕРАТУРНАЯ-ВИКТОРИНА. Старшая группа. Тема: «Любимый сказочный герой» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной.

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Творчество детских писателей» Главная цель проекта это приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством известных детских.

Воспитание любви к родной природе при знакомстве с творчеством русских поэтов и писателей Октябрь 1. Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад» 2. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» 3. Беседа «Здравствуй, осень золотая».

Проектная деятельность: «Писатели детям» в средней группе

МКДОУ Новоусманского района Отрадненский Детский сад

Проект: «Писатели — детям».

Воспитатели: Бочарова А.В.

Тип проекта : информационно-творческий.

Срок проекта : 3 месяца.

Участники : дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Цель проекта : развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с художественной литературой. Формирование у детей осознанного отношения к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Коррекционно-образовательные задачи проекта:

Расширять представление детей о многообразии художественной литературы;

Научить выделять основных героев;

Приобщать детей к процессу познания;

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;

Совершенствовать психические процессы;

Формировать эмоциональную заинтересованность;

Развивать речь, мышление, воображение.

Коррекционно-развивающие задачи проекта:

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления, творческого воображения;

Развитие познавательных способностей, любознательности;

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

Развивать умение давать моральную оценку героев;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Коррекционно-воспитательные задачи проекта:

Воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность и старательность, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда;

Формировать умение работать в коллективе, стремление к согласованным действиям;

Воспитывать интерес и любовь к родной культуре через литературу. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

« Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к

книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь в годы отрочества,

душа подростка будет пустой, на свет божий

выползает, как будто неизвестно откуда

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К.Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребёнка к чтению в современном обществе стоит очень остро.

Как известно, современные дети всё чаще проводят большую часть времени у телевизора и компьютера и всё реже читают книги. Доказано, что ребёнок за редким исключением, в дошкольном возрасте не способен самостоятельно приобщиться к чтению.

Общество не в полной мере осознаёт то, что воспитание читателя начинается в раннем детстве. Этим занимаются родители и работники ДОУ. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Сегодня очень актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения должен быть

Так и в нашей группе не все дети воспринимают содержание произведения,

безбрежно относятся к книге. Родители приобретают для ребёнка литературу, несоответствующую его возраста. Этот проект, один из форм по работе детей с книгой, приобщению ребёнка к чтению.

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок.

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие связной речи детей;

Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности;

Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

1 этап – Подготовительный.

1. Изучение литературы по проектной деятельности.

2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, иллюстраций и репродукций по сюжетам сказок и художественной литературы.

3. Разработка конспектов занятий, сценария театрального выступления по сказке «Теремок».

4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок внесение новых книг, иллюстраций, открыток с изображением различных героев по мере изучения;

В речевую зону внесение дидактических и настольно-печатных игр;

В игровую зону добавляются элементы костюмов героев;

В ИЗО — раскраски с изображением сюжетов и героев сказок и рассказов, репродукции картин.

НОД: «Русские народные сказки», стихи и рассказы для детей.

ФЭМП (развивающие игры): «Сложи узор», игра «Составь сказку по картинкам», игра «Что за сказочный герой?», игра «Чей это волшебный предмет?», «Кто лишний?», «Узнай по описанию».

Конструирование: построй замок для Царевны, построй мост над рекой.

Подбери правильно цвета для Российского флага (по теме о патриотическом воспитании).

Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы.

Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах сказок, придумывание загадок по теме.

Чтение художественной литературы:

«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Рукавичка»

«Волк и семеро козлят»

«Пузырь, соломинка и лапоть»

Отгадывание загадок на тему «Сказки».

Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.

Чтение стихотворений о Родине.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Показ воспитателем театра по сказке «Красная Шапочка».

Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

Рисование по русской народной сказки «Теремок».

Изготовление коллективно с детьми Театральной афиши.

Показ приглашёнными театральными работниками сказки «Умка».

Спектакль в детском саду «Теремок на новый лад».

Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сказок.

Прослушивание песни композитора Смирновой «белый, синий красный».

Прослушивание песни «С чего начинается Родина?».

Знакомство с государственной символикой (герб, флаг).

Прослушивание Гимна нашей страны.

Рисование красками флага России.

«У медведя во — бору»

«Гуси — лебеди», «Кошки-Мышки».

«Кто быстрее?», «Перенеси флажок».

Совместная работа родителей и детей:

Чтение сказок, стихотворений о Родине, рассказов дома.

Творческие работы, выполненные родителями и детьми дома.

Консультации: «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Что мы Родиной зовём?

Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сказки «Теремок на новый лад».

Оформление выставки: «Театральная афиша», «Букеты».

3 этап – Заключительный.

В результате данного проекта дети познакомятся с творчеством детских авторов, научатся слушать и понимать художественный текст и многое другое, расширится эмоционально – оценочная лексика, улучшится объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, станут внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку.

Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о многообразии детских авторов и важности знакомства с ними детей.

Повысят профессиональный уровень, изучив одно из инновационных направлений «проектирование».

Выставка творческих работ, выполненных дома.

Костюмы, сшитые родителями.

Театр «Теремок на новый лад».

Фото и видео материалы по теме.

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н.П. — автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

3. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» — М. «ВАЛДОС», 2013.

5. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини — музей в детском саду» — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.

6. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» — М.: Школьная Пресса, 2011.

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» — : М.: ТЦ «Сфера», 2001.

8. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» — СПб.:«Детство-пресс», 2008.

9. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

10.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» — ООО «ТЦ Сфера», 2014.

infourok.ru

ДРЕВНЕЙШИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПИСАТЕЛИ О БОЛЕЗНЯХ РЕЧИ (по И.А. Сикорскому)

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что, между прочим, выразилось в большом количестве тер- минов, употреблявшихся для их обозначения.

У Гиппократа встречаем упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи. Мы находим у него следующие термины aphonia, anaudia, traujotes, asapheia, ischnophonia, которые мы переводим на русский язык словами: потеря голоса, потеря речи, косно- иэычие, невнятная речь, заикание. У Аристотеля встречаем, кроме того, еще новый термин, а именно pseilismus, :тш термином Аристотель называет человека, который опускает один «звук или целый слог в слове. Таким образом, уже древнейшие медицинские писатели установили в основных чертах учение о болезнях речи.

У Корнелия Цельса встречаем первые указания относительно оперативного лечения болезней речи, именно относительно подрезания языка, сращение которого с подлежащими частями составляет, по мнению Цельса, причину болезни.

Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые научную разработку у Галена, особенно в его подробных комментариях на сочинения Гиппократа. И в самом деле Галену прежде всего принадлежит заслуга тщательной установки научной терминологии болезней речи; в этом отношении Гален

сделал более Аристотеля. Он останавливается с большей подробностью на литературе вопроса, тщательно сопоставляет разные места авторов и сличает их с отрывками, заимствованными у классических писателей — не врачей, в особенности у Гомера. В качестве самостоятельного исследования Гален отделяет между собой болезни речи и голоса и производит первые от страдания гортани и мышц, ее движущих, а вторые от поражения языка или частей его окружающих, как-то: зубов, губ, твердого и мягкого неба, хоан и уздечки самого языка. Страдание этих частей вызывает, по мнению Галена, то заикание, или косноязычие, то какой-либо иной недостаток речи. Гален видел в болезнях речи то местные расстройства, то нервные страдания.

Читая подлинные цитаты авторов о болезнях, начиная с Гиппократа и до Павла Эгинского включительно, нельзя не заметить что учение о болезнях речи уже в самую раннюю эпоху существования медицины развивалось по двум главным направлениям. Одни исследователи смотрели на расстройства речи, как на болезни наружные, требующие хирургического лечения, другие видели в них болезни внутренние.

Арабская медицина, в сущности, держится учения Галена о болезнях речи, но она привносит много подробностей и практических замечаний, составляющих разъяснение и дальнейшее развитие вопроса. Y Авиценны впервые встречаем определение заикания, как болезни, которая характеризуется тем, что один слог многократно повторяется прежде чем слово будет произнесено сполна. В своем каноне Авицена посвящает особые главы размягчению (т. е. параличу) языка, спазму его, укорочению уздечки и, наконец, говорит о центральных поражениях речи и голоса. К этому надо присоединить замечания, которые разбросаны в других местах его труда, например, при изложении болезней дыхания; в особенности же болезней голоса. В качестве лечения Авиценна предлагает также потребление отвлекающих банок, мушек.

В европейской средневековой литературе встречаются только упоминания о болезнях речи и о способах лечения их.

Современнику Фабриция, итальянскому профессору Меркуриалису (1534— 1606) наука обязана одним из самых замечательных исследований о болезнях речи. Глубокий знаток классической литературы, в особенности Гиппократа и Галена, Меркуриалис в своем трактате (1583) собрал все, что известно было тогдашней науке о болезнях речи, а равно привел и разобрал критически мнения древней медицины и сопоставил учение Гиппократа, Галена и позднейших писателей. На основании этих данных и собственного опыта Меркуриалис составил трактат, который представляет собой первое в науке обстоятельное и подробное клиническое изложение учения о заикании. Он посвящает болезням речи три главы. В 6-й главе своего трактата он дает общее обозрение болезней речи, к которым относит потерю речи и немоту, и выделяет затем в особую рубрику те расстройства, при которых речь искажается.

Если не считать кратких работ по заиканию, написанных в XVIII в., то необходимо прийти к заключению, что учение о болезнях речи было в течение XVIII в. в большом пренебрежении и то, что было сделано Мер- куриалисом, оставалось даже неизвестным большинству авторов.

В первой четверти XIX в. начинают появляться самостоятельные исследования по патологии речи. Такова прежде всего изданная в Германии в 1814 г. работа Беме о болезнях голоса и речи. Почти в то же время, именно в 1817 г., Итар, врач глухонемых в Париже, напечатал небольшую, но весьма основательную статью специально о заикании. Кажется, Итар был первый, кто выделил заикание от других болезней речи, н особенности от литеральных дизартрий, с которыми оно постоянно смешивалось (как это мы видели у М е ркуриалиса).

Обдуманное систематическое изложение болезней речи мы находим в знаменитом руководстве частной

патологии и терапии Иосифа Франка, профессора бывшего Виленского университета. Он предлагает следующее деление и номенклатуру: болезни голоса он называет дисфониями, с подразделением на пара-фо- нию и афонию; расстройства же собственно артикулированной речи называются у него дислалиями и подразделяются на алалию, или немоту и могилалию или косноязычие.

Из работ, появившихся в этот период, первое место по своему научному значению занимает трактат Рудольфа Шультесса, выпущенный в свет 30 мая 1830 г. Шультесс первый сделал серьезное научное разграничении между заиканием (Stottern) и косноязычием (Stammeln). Шультесс— единственный автор, знакомый с литературой болезней речи, он придерживается терминологии древних. Косноязычие (Stammeln), по словам Шультесса, состоит в том, что отдельные звуки или вовсе не могут быть выговорены, или выговариваются не правильно; заикание же (Stottern) состоит во внезапной невозможности произнести слово, или слог.

Классическая медицина видела причину расстройств речи то в поражении мозга как источника речевых импульсов, то в анатомическом расстройстве аппаратов, служащих непосредственно для артикуляции. Эта точка зрения уже проглядывалась у Гиппократа, но с полной очевидностью выражена Галеном, и в форме Галеновой мысли она сохранила свою силу над умами вплоть до XIX в., и мы ее встречаем у всех знаменитых медицинских авторов: у Авиценны, у Шенка, у Мерку- риалиса, у Ривьера и у Галлера. Вот что говорит Гален: образование звуков речи производится языком при участии зубов, губ и носовых отверстий, далее при участии твердого неба, зева и собственной уздечки языка. Оттого у диц, подверженных заиканию или косноязычию или иному недостатку речи замечается страдание какого-либо из поименованных органов, и это страдание бывает последствием порока образования или же оно зависит от причин позднейшего происхождения.

Учение Галена, как мы уже сказали, сохраняло свою силу вплоть до XIX в. Но, анализируя самого

Исследуя язык и окружающие его части у представителей различных классов животного царства, великий естествоиспытатель классической древности приходит к заключению, что для произведения членораздельной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длинный и в то же время широкий язык, нужны влажные губы при нешироком отверстии рта и, наконец, необходимо присутствие зубов. Всеми этими принадлежностями и свойствами наделены органы речи у человека, и только этим обусловливается способность произведения членораздельных звуков. Животные же, как, например, млекопитающие, снабжены слишком плотным, толстым и малоподвижным языком и потому обладают крайне ограниченной способностью артикулировать звуки; птицы с широким языком издают звуки лучшего качества, чем те, у которых язык узкий; язык же змеи по своим крайним отношениям между длиной и шириной представляется лишенным способности издавать звуки. В таком смысле Аристотель развивает свои воззрения и в отношении строения зубов, губ и других частей. Например, птицы обладают сухими губами (клювом) и это составляет невыгодную особенность и т. д. Исходя из этих данных, почерпнутых из сравнительной анатомии, Аристотель старается объяснить патологию речи у человека. По его мнению, те губъекты, у которых язык недостаточно удобоподвижен но необходимости должны быть косноязычны и шепелявы и вообще лишены способности ясно выговари- мlt;1ть звуки, а те, у которых недостает языка или он

слишком плотно прикреплен,— вовсе неспособны к речи, наконец, дети потому издают лепет и невнятные звуки, что у них язык еще недоразвит. Таким образом, способность речи, по мнению Аристотеля, зависит от того или другого строения и совершенства периферических органов речи, но не от разницы в строении нервных центров, как это мы принимаем в настоящее время. Хотя теория Аристотеля не соответствует истине, тем не менее она обладает всеми свойствами научной теории, потому что представляет собой удачное обобщение всех известных тогдашней науке данных. Благодаря своей научности теория Аристотеля господствовала более двух тысяч лет.

Гален, как мы видели, вполне разделяет идеи Аристотеля. У Меркуриалиса встречаем разъяснение и развитие идей Аристотеля и Галена. «Все расстройства речи, говорит он, суть вообще симптомы поражения животных функций, что зависит то от страдания мозга, как это бывает при психических болезнях, то от поражения аппаратов членораздельной речи, т. е. языка и мускулов, его движущих, а также губ, зубов, носа, но главнейшим образом от поражения языка». Затем Меркуриалис исчисляет поражения артикуляторных органов, составляющих анатомический субстрат расстройств речи. Он говорит, что язык делается то слишком плотным, то «очень длинным», то слишком узким, то «очень широким», а мышцы, движущие язык, то расслабляются, то припухают, зубы также бывают расположены не надлежащим образом или некоторых из них вовсе недостает и т. д.

Таким образом, классическая медицина, а за нею и средневековая видели причину болезней речи то в поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляторных органов (языка и отчасти смежных частей), причем сущность болезни лежала, по понятиям того времени, в моментах чисто механических.

Сикорский ИЛ. О заикании. СПб., 1889. С. 2—32.

knigi.link

«Детские писатели». Занятие-беседа по развитию речи в младшей группе

«Детские писатели». Занятие-беседа по развитию речи в младшей группе

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством А. Л. Барто, В. Г. Сутеева и К. И. Чуковского; прививать любовь к их творчеству, развивать творческие способности дошкольников; формировать у детей устойчивый интерес к чтению; побуждать детей в свободное время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; закрепление и систематизация знаний сказок и стихов детских писателей.

Методы: словесный, наглядный.

Дидактические средства: портреты А. Л. Барто, В. Г. Сутеева, К. И. Чуковского; картины по сюжетам сказок, стихов.

Ребята, сегодня я познакомлю вас с известными детскими писателями. Писатели – это те люди, которые пишут нам стихи, сказки, рассказы.

Первый писатель, с которым мы познакомимся – это Сутеев Владимир. Родился он в Москве, в семье врача.

Когда Владимир Сутеев был молодым, он рисовал картинки к сказкам и стихам разных писателей. Он написал много сказок для самых маленьких читателей. И к каждой своей сказке рисовал картинки. Затем по этим картинкам делали мультики: «Колобок», «Дядя Степа», «Муха-цокотуха», «Терем-теремок» и другие.

А написал он такие истории. Посмотрите на эти картины и скажите, какие сказки на них изображены. (Ответы детей. Картины: «Кто сказал, Мяу», «Три котенка», «Утенок и цыпленок», «Под грибом».

Далее давайте познакомимся с писательницей и поэтессы — Агнией Львовной Барто. Прошло уже 100 лет, а ее стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти дети вырастают, и уже их дети будут слушать, и повторять любимые всеми стихи.

И жалеть зайку, сочувствовать Тане, которая уронила в речку мячик, улыбаться при встрече с Вовкой — доброй душой.

Агния Барто родилась в Москве, там училась и выросла. Родители ей часто читали книги. Стихи она начала писать еще в раннем детстве.

. Барто — это значит понятные для него, веселые, интересные стихи.

Давайте вместе прочитаем знакомые нам стихи. Чтение стихотворений из цикла «Игрушки».

Вот еще один писатель, я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте о ком идет речь.

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море.

Про телефон и Федорино горе.

Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать веселые эти.

Итак, это… (Корней Иванович Чуковский).

Он был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля в день смеха. Всегда, где бы он ни был – в автобусе, в очереди в магазине, у зубного врача, — сочинял загадки для детей.

Детским писателем и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

А сейчас послушайте стихи и доскажите последнее слово. И угадайте, какое это произведение. Смотрите на картины.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными … (грибами «Путаница»)

Под … (кровать «Мойдодыр»)

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки … (золотые «Муха Цокотуха»)

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и … (пропал «Краденое солнце»)

Рюмки да бутылки,

Скачут по … (дорожке «Федорино горе»)

И такая дребедень

То олень позвонит, то … (тюлень «Телефон») .

Сегодня мы с вами познакомились с известными детскими писателями. Какими? Назовите их. (Ответы детей).

Проект «Волшебная страна сказок», исследовательско-творческий, для старшей группы ПРОЕКТ «Волшебшая страна сказок» Воспитателя старшей группы МДОУ «Детский сад № 118» Мартыновой С. А. Вид проекта: исследовательско-творческий,.

Проект «Путь в страну книг» Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей, закрепление и систематизация.

www.maam.ru