Отношение с семьей и детьми

Технологии социальной работы с семьей

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально — классовым признакам.

нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

Социально-.экономические — уровень жизни семьи, ее бюджетом

Социально-бытовые — связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи

Социально-психологические — супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Проблемы стабильности современной семьи состояние и динамика семейных разводов.

Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье

Семьи групп риска. (беженцы, малообеспеч, семьи воспит реб-инвал, военнослуж)

социальный работник призван выполнять следующие функции:

· диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

· охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

· организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

· социально-психолого-педагогическую (психолoго — педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

· прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

· координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

· Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

· Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

· Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

· Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России», "Молодой семье — доступное жилье" и другие.

2. Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам

3. Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

· семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

studopedia.ru

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»

Социальная работа с семьей

по дисциплине «семьеведение» на тему:

Функции и типы семей …………………………….

Проблемы в современной семье…………………………

Сущность и содержание социальной работы с семьей…………………………………………………….

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации — успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья — один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. (с60).

Функции и типы семей.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально — ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептuвной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотноше-ния между людьми складывается по-разному, возможно существо-вание разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. говорить о бездетных, однодетных, многодетных или .малодетных семьях.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится стар-шему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость жен-щины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство,

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на :участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи. Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. (с58 — 59).

Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.

Функции семьи в различных средах деятельности:

Сфера семейной деятельности

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно — бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение в семье

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообщенние членов семьи

Предоставление определенного статуса членам семьи

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Организация рационального досуга

Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга

Эмоциональная стабильность индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты

Удовлетворение сексуальных потребностей

Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой- либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

Проблемы в современной семье.

Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально — экономические проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально — бытовые проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально — экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

3. Социально — психологические проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально — типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально — психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально — психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально — экономический, медико-санитарный, социально — демографический, социально — психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2004 — 692 с. (с. 501 — 514)..

Сущность и содержание социальной работы с семьей.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспи-тывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие пози-тивных семейных отношений, восстановление внутренних ресур-сов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять сле-дующие функции:

— диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

— охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

— организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

— социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

— прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, со-циальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Издательский центр «академия», 2004. — 288 с. (с. 61)..

Социальная работа с семьей — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

v Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

v Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

v Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

v Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. — Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог — педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

· сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

· предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

· содействие в открытии предприятий семейного типа;

· профессиональная ориентация детей и подростков;

· выплата пособий по временной не занятости;

· консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

· оказание помощи в кадровом обеспечении;

· социально — психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи — это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

· малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

· семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

Их основными задачами являются:

1. Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

3. Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).

5. Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

6. Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

- повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;

- помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

- повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

- помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

- Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально — экономическим условиям жизни;

- регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.

- Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

Перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно — бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально — статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описали проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально — экономические проблемы, Социально — бытовые проблемы, Социально — психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислили направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришли к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

1. Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С. И. Григорьев, Л. И. Гуслякова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательский дом «МАГИСТР- ПРЕСС», 2004. — 479 с.

2. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: Издательский центр «академия», 2004. — 288 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2004 — 692 с.

4. Павленок П. Д. Теория история и методика социальной работы: учебное пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2003. — 428 с.

5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка: учебное пособие. — М.: «Дашков и Ко», 2004. — 236 с.

6. Технология социальной работы с семьей и детьми / Департамент труда и социальной защиты Ханты — Мансийского АО / Под общ. ред. Ю. В. Крупова. — Ханты -Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. — 117 с.

7. Словарь справочник по социальной работе. \ Под ред. Е. И. Холостовой. — М., 1997. — 397 с.

8. Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 400 с.

9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 432 с.

www.0zd.ru

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ

1 Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского Кафедра социологии и теории социальной работы А. С. Дудкин ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ Учебное пособие Пенза, 2011

2 Печатается по решению редакционно-издательского совета ПГПУ им. В. Г. Белинского УДК /.44 Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, с. Пособие предназначено для студентов по направлению подготовки «социальная работа». Рассматриваются основные технологии социальной работы с семьей и детьми, применяющиеся в учреждениях социального обслуживания. Особенное внимание обращено на вопросы оказания социальной помощи детям в трудной жизненной ситуации. Ответственный редактор д. филос. н., профессор А.Б. Тугаров Рецензенты: кандидат социологических наук Н.Г. Большакова (Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области); кафедра социологии и теории социальной работы ПГПУ им. В.Г. Белинского Работа выполнена при поддержке АВЦП "Развитие научного потенциала высшей школы» (проект 3.2.1/13360) Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2011 А. С. Дудкин, 2011

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Технологический подход в социальной работе Технологический подход в социальной работе с семьей и детьми Основные технологии социальной работы с семьей и детьми Технология социальной профилактики Технология социальной диагностики Технология социального патронажа и сопровождения Технологии социального посредничества Технологии социальной адаптации и реабилитации Технология социальной коррекции Технология консультирования Технологии социальной терапии Трудности и ограничения в применении технологий социальной работы Задания для самостоятельной работы Список рекомендуемой литературы Список рекомендуемых нормативно-правовых актов Список рекомендуемых периодических изданий и интернетисточников. 39 3

4 При изучении практики социальной работы у студентов часто возникают трудности в разграничении технологий социальной работы с семьей и детьми. Данное пособие призвано помочь не только определить разницу между этими технологиями, но и выявить их общие элементы и возможности взаимодействия. Задания для самостоятельной работы, входящие в пособие, формируют навык целеполагания, а также позволяют совершенствовать знания и умения, необходимые в применении технологий социальной работы с семьей и детьми. 1.Технологический подход в социальной работе Первоначально и до настоящего времени, определение понятия «технология» ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом воздействия человека выступают природные материалы. Технология (от греч. «tесhnе» — искусство, мастерство, умение и «lоgоs» учение) система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Технологический подход к производству товаров заключается в использовании системы знаний об оптимальных способах обработки объекта (материала, сырья) с помощью комплекса операций, процедур и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия. Начиная со второй половины XX века, технологический подход стал активно распространяться на социальную сферу. Практика преобразования и регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности людей потребовала алгоритмического применения оптимальных способов и приемов. В сфере материального производства «на выходе» применения технологий оказывается продукт, изделие, товар с номинальными характеристиками качества, и оптимальными затратами на его изготовление. 4

5 В социальной сфере «на выходе» применения технологий оказывается услуга, социальное действие, социальное изменение с номинальными характеристиками качества и оптимальными затратами на осуществление. Технологический подход в социальной сфере основан на разделении контролируемых человеком социальных процессов на операции и процедуры в соответствии с алгоритмом. Социальные технологии также включают в себя использование специального инструментария, зависящего от области, в которой осуществляются рациональные изменения. Социальные технологии, частным случаем которых выступают технологии социальной работы с семьей и детьми, обусловлены текущим уровнем развития науки, экономики, культуры и общества в целом. Технологический подход в социальной работе включает следующие основные элементы: операции, процедуры, алгоритмы и инструментарий. Исходя из набора данных элементов, можно дать следующее определение технологии социальной работы: это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленных на социальную профилактику и социальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Российская технологическая школа социальной работы представлена трудами Л. В. Топчего, И. Г. Зайнышева, Н. С. Данакина, В. И. Курбатова, Б. Ф. Усманова. Российскими и зарубежными учеными обоснованы следующие свойства технологий социальной работы, которые характеризуют их как процесс: 1. повторяемость (цикличность) свойство, проявляющееся в устойчивом повторении этапов, стадий и процедур в социальной работе; 2. дискретность свойство, заключающееся в разделении конкретного процесса оказания социальной помощи на внутренне связанные между собой этапы, операции, процедуры; 5

6 3. однозначность свойство, заключающееся в максимально точном выполнении включенных в технологию процедур и операций в соответствии с алгоритмом; 4. операционализация (формализация) процессов социальной работы. 2. Технологический подход в социальной работе с семьей и детьми Алгоритмические процедуры социальной защиты детей в трудной жизненной ситуации одними из первых в Европе были детально разработаны муниципальными органами власти Великобритании в конце 1980-х годов, после получения результатов масштабного социологического исследования по поводу жестокого обращения с детьми. Исследование показало, что люди часто обвиняли социальных работников и учреждения социального обслуживания в неорганизованности работы, нецелесообразных действиях. Выявилось несовершенство прежних методов социальной работы, заключавшееся в стихийности предоставления социальных услуг, отсутствии формализации и стандартизации их оказания. Впоследствии принятые законы по социальной защите (1990 г.) привнесли технологический подход и в социальное обслуживание взрослых, определяя алгоритмы отчетности, планирования обслуживания, процедуры оказания социальных услуг и контроля их качества. Таким образом, можно утверждать, что технологический подход стал приоритетом государственной социальной политики развитых стран изначально в сфере социальной защиты семьи и детства. В России технологии социальной работы с семьей и детьми активно развиваются на протяжении последних 20 лет ( г). Сформировалась нормативно-правовая база, обеспечивающая технологический подход, а в учреждениях и органах социальной защиты наработан серьезный опыт применения конкретных процедур социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, социальной поддержки семьи. 6

7 Нормативную основу применения технологий помимо федеральных законов и приказов министерства составляют государственные стандарты социального обслуживания, разработанные и внедренные в практику в соответствии с требованиями ФЗ «Об основах социального обслуживания населения». На сегодняшний день конкретные требования к качеству, условиям и порядку оказания социальных услуг семье и детям содержатся в стандартах: 1. ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей»; 2. ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»; 3. ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»; 4. ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям». Однако сами по себе социальные услуги представляют собой лишь конкретные операции или процедуры оказания социальной помощи, входящие в те или иные технологии как составляющие элементы. Технологию социальной работы отличает от социальной услуги большая степень сложности, комплексность и алгоритмичность. Правила, предписывающие порядок необходимых шагов или этапов, составляют алгоритм действий специалистов учреждений социального обслуживания или действий иных лиц, имеющих отношение к трудной жизненной ситуации ребенка. От метода социальной работы технологию отличает ориентация на конкретное решение типичной проблемы, единство процедур, алгоритмов и инструментария. Многие методы социальной работы с детьми совпадают с методами социальной работы с пожилыми, потому что метод это способ достижения цели. Тем временем, технологии социальной работы с детьми в трудной жизненной ситуации серьезно отличаются от технологий социальной работы с пожилыми, потому что технология это конкретный 7

8 алгоритм достижения цели путем применения процедур с помощью инструментария, а не просто общий способ этого достижения. Например, метод наблюдения как способ получения информации универсален для социальной работы со всеми категориями нуждающихся. Но в рамках данного метода существуют технологии постановки социального диагноза ребенку, подростку, пожилому человеку, которые отличаются друг от друга. Общий алгоритм социальной работы с семьей и детьми включает следующие процедуры (этапы): 1. сбор информации о семье, детях, трудной жизненной ситуации (знакомство с членами семьи, с детьми, интервьюирование, беседа, обследование жилищных условий и др.); 2. изучение первичной информации и постановка социального диагноза (изучение причин неблагополучия в семье, ценностных ориентаций и личностных особенностей членов семьи, социально-педагогическая диагностика ребенка, формулирование текущего положения, состояния, проблем семьи, ребенка); 3. составление плана (программы) социальной работы с семьей (ребенком); 4. осуществление действий в соответствии с планом, включая взаимодействие со всеми заинтересованными организациями; 5. контрольные посещения семьи, встречи с ребенком; 6. формулирование промежуточных выводов о результатах работы с точки зрения решения задач, поставленных в плане. 3. Основные технологии социальной работы с семьей и детьми Технология социальной профилактики Технологии предупреждения (превентивные технологии) являются в арсенале социальной политики государства первичными, поскольку проблему 8

9 всегда проще и дешевле предупредить, чем решать. Поэтому приоритет профилактики как направления социальной защиты семьи и детства закреплен законодательно. Объектами технологий социальной профилактики обычно являются все дети и семьи. Однако практика показывает, что профилактические процедуры крайне актуальны и для неполных, многодетных, малообеспеченных семей, для семей группы риска, а также несовершеннолетних, уже находящихся в социально опасном положении. Профилактические мероприятия проще всего технологизируются (т. е. разбиваются на процедуры с определенным алгоритмом), но при этом определить их результативность сложнее всего. Социальная профилактика в работе с семьей и детьми традиционно связана с предупреждением приобретения вредных привычек, совершения правонарушений и иных антиобщественных действий. Технологии социальной профилактики могут включать процедуры санитарно-просветительской, культурно-просветительской, информационной и физкультурно-оздоровительной работы среди мальчиков и девочек, их родителей и ближайшего социального окружения. Самыми доступными и популярными процедурами технологий социальной профилактики являются: 1. издание и распространение буклетов, брошюр, листовок, содержащих информацию о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, и о других социальных рисках и проблемах; 2. установка плакатов и билбордов с социально профилактической информацией; 3. передача местным средствам массовой информации специальных сведений о профилактике, в том числе создание специальных телепередач; 4. визиты в учреждения систем образования, здравоохранения, культуры, исполнения наказаний для проведения профилактических мероприятий. 9

10 5. открытие специальной телефонной линии для предоставления необходимой информации о профилактике; 6. игровые занятия с детьми на профилактические темы; 7. индивидуальное консультирование, информирование о предупреждении проблем; 8. уличные акции. Алгоритмы технологий социальной профилактики обычно включают последовательность нескольких процедур и зависят от следующих факторов: 1. количество семей, детей, на которых направлена технология; 2. характер предупреждаемой проблемы; 3. имеющиеся ресурсы социальной работы и инструментарий; 4. запланированные показатели эффективности. К показателям эффективности технологий социальной профилактики могут относиться: 1. доля (количество) целевой аудитории, охваченной профилактической технологией (мероприятием); 2. доля (количество) целевой аудитории, правильно воспринимающей содержание профилактической технологии (мероприятия); 3. доля (количество) целевой аудитории, изменившей свое отношение к проблеме или поведение, связанное с проблемой в результате применения технологии; 4. количество распространенных носителей профилактической информации (буклеты, листовки и проч.); 5. прогнозируемое снижение показателя уровня распространенности предупреждаемой проблемы Технология социальной диагностики Социальная защита семьи в настоящее время требует информационноориентированной стратегии оказания помощи детям, попавшим в трудную 10

11 жизненную ситуацию. Достичь наибольшей эффективности социальной работы можно только при опоре на достоверную и своевременно полученную информацию. Практика социальной и педагогической работы нуждается в модели, которая бы базировалась на получении достоверной информации о ребенке и его ситуации, а также обмене этой информацией между специалистами и ее анализе. Технология социальной диагностики это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на определение характеристик и оценку состояния объекта (человека, семьи, социальной группы). Общая цель технологий социальной диагностики несовершеннолетних определение наличия проблем у ребенка, особенностей проблемной ситуации, биопсихосоциального состояния участников этой ситуации. Традиционные методы диагностики включают наблюдение, опрос, анкетирование. Большой популярностью у специалистов центров социальной помощи семье и детям пользуются проективные методики, направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений. Сбор необходимой информации о семье и ребенке с технологической точки зрения ограничивается разнообразными процедурами общения, наблюдения и тестирования. Для достоверной диагностики кроме методик измерения нуждаемости и неблагополучия необходим также неизменный или, наоборот, гибкий эталон, сравнивая полученные данные с которым, специалисты ставят социальный диагноз ребенку и его семье. Социальный диагноз, в отличие от медицинского, отличается большей относительностью выводов и гибкостью критериев оценки состояния. Это обусловлено тем, что семья и ребенок в ней крайне динамичная система, может быть даже более сложная, чем система человеческого организма. Вместе с тем, процедуры определения конкретных показателей семейного и детского неблагополучия уже хорошо отработаны, их описания 11

12 содержатся в государственных стандартах социального обслуживания и многочисленных методических пособиях. Алгоритм технологии социальной диагностики складывается обычно по принципу от частного к общему. Это значит, что специалист вначале собирает конкретные биографические данные, ситуационные факты, свидетельства, а затем уже обобщает их, делая выводы. Социальная диагностика трудной жизненной ситуации ребенка и его личности проводится по следующим основным критериям: 1. социальный статус семьи (полная или неполная, уровень доходов и др.); 2. социальные проблемы семьи; 3. информация о социально-бытовых условиях проживания ребенка; 4. особенности отношений ребенка с ближайшим окружением (школа, улица и т.п.). Социально-педагогическая и психологическая диагностика ребенка проводится по следующим основным критериям: 1. готовность идти на контакт, адекватность реакций и т.п.; 2. уровень тревожности, агрессивности и т.п.; 3. информация об увлечениях; 4. уровень усвоения ребенком социальных навыков; 5. тип семейного воспитания. Диагностика несовершеннолетних, проводимая командой специалистов, затрагивает познавательную, коммуникативную, эмоционально-волевую сферы развития ребенка. Информация о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, поступает в учреждения системы социальной защиты населения следующими способами: 1. путем выявления детей и семей в ходе выполнения прямых служебных обязанностей специалистов центра; 12

13 2. через акты обследования жилищно-бытовых условий семьи (от администрации районов города, специалистов органов управления образованием, территориальных органов министерства здравоохранения и социального развития); 3. через протоколы об административных правонарушениях и представления органов внутренних дел; 4. через устные и письменные сообщения от граждан, общественных организаций, педагогов школ и врачей больниц Технология социального патронажа и сопровождения Социальный патронаж это систематическое наблюдение за изменениями в жизни семьи и детей, осуществляемое социальными службами с целью снижения социальных рисков и своевременного предотвращения проблем. Процедуры социального патронажа однотипны: посещение семьи на дому или посещение ребенка в учебном (медицинском) учреждении с диагностическими и контрольными целями. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, позволяет установить и поддерживать длительные, близкие к дружеским связи с семьей и детьми, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь. Крайне важно соблюдать главные принципы патронажа: добровольность принятия помощи семьей, право семьи на самоопределение и конфиденциальность. Социальное сопровождение это консультативный патронаж, основанный на социальном посредничестве и межведомственном взаимодействии. В одном из докладов по решению проблем детей-инвалидов, эксперты «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» отмечают: «Переход к новой модели реабилитации ребенка-инвалида 13

14 направлен на работу с ребенком и сопровождение семьи, в которой он воспитывается. Целью социального, психолого-педагогического сопровождения является помощь семье в создании для ребенка с инвалидностью благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи». Сопровождение семьи с ребенком-инвалидом развернуто во времени и включает в себя этапы становления, развития и завершения сопровождения. На каждом из этапов ставятся определенные задачи по сопровождению и используются специальные виды технологий. Основные принципы деятельности службы сопровождения включают: 1. сопровождение семьи как целостной системы, имеющей собственные закономерности развития; 2. ориентацию на динамику системных процессов в воспитании и развитии детей-инвалидов; 3. определение формы сопровождения, его содержания и интенсивности, а также характера взаимодействия с другими учреждениями в соответствии с потребностями семьи, воспитывающей ребенка-инвалида; 4. опережение, то есть опору на превентивные меры, профилактику кризисов восприятия ребенка-инвалида; 5. опору при сопровождении на эффективные семьи как на группу психологической поддержки; 6. поддержку объединения родителей в целях расширения возможностей и видов помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, включая вовлечение родителей в реализацию программ сопровождения семьи; 7. создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников службы и расширения области их компетентности». [Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. М., С. 49.] Таким образом, социальное сопровождение это комплексный социальный патронаж, в котором ведущая роль отводится технологии 14

15 консультирования и процедурам согласования решений с заинтересованными и уполномоченными лицами, органами, учреждениями, организациями. Для оценки социального риска ситуации, в которую попал несовершеннолетний, должен применяться метод анализа всей доступной о ребенке и его семье информации. Соответственно, архитектура информационных и социальных систем, служащих эффективному межведомственному управленческому взаимодействию в организации социального сопровождения детей в трудной жизненной ситуации, должны строиться по-иному, нежели это фиксируется сейчас в российской практике. В перечень информационных систем, находящихся в ведении социального управления г. Пензы, входит информационная система автоматизированного учета детей и подростков, находящихся в социально опасном положении «ДЕСОП». Она создана для рабочего обмена информацией о тех или иных семьях, детях и их проблемах. Однако, «ДЕСОП» по сути, представляет собой систему передачи электронных отчетов упомянутых центров региональному министерству. Данные на детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, занесенные одним учреждением социального обслуживания, не доступны другим учреждениям. Целиком эта информационная система представляет собой не горизонтальную, а вертикальную сеть не столько обмена, сколько односторонней передачи информации. Такая архитектура системы соответствует задачам министерства здравоохранения и социального развития, поскольку способствует оперативному сбору социально значимых данных. Однако в имеющемся виде «ДЕСОП» не подходит для совместного равноправного использования всеми участниками системы профилактики и реабилитации несовершеннолетних. Принцип горизонтальности в построении сети не соблюдается, сеть остается «вертикальной», ведомственной и статистико-ориентированной. Тем временем, полным спектром информации о семье и детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, обладают все участники 15

16 межведомственного взаимодействия. Соответственно, архитектура информационных и социальных систем, служащих эффективному межведомственному управленческому взаимодействию в организации социального сопровождения детей, должна строиться по-иному, нежели это фиксируется сейчас в отечественной практике социальной помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации. Поэтому следует обеспечить постоянную коммуникацию специалистов социальных служб в режиме реального времени (24/7), с действительной обратной связью по отношению к родителям и другим законным представителям несовершеннолетнего Технология социального посредничества Социальным посредничеством обычно называют два содержательно близких вида деятельности: 1. процесс оказания социальной помощи, при котором нейтральная третья сторона помогает двум или более лицам самостоятельно искать взаимоприемлемые решения их общих проблем и находить подходящие сторонам соглашения; 2. процесс оказания социальной помощи, при котором клиенту оказываются услуги по налаживанию контактов с лицами и учреждениями, от которых зависит решение проблем клиента. В практике центров социальной помощи семье и детям посредническая деятельность осуществляется когда: 1. социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении; 2. проблемы клиента могут быть решены только при участии представителей нескольких учреждений; 16

17 3. клиент нуждается в налаживании конструктивных межличностных отношений с окружающими. В настоящее время в России приобретает популярность технология примирения, направленная на разрешение конфликтов между учащимися. Рассмотрим социальное посредничество на ее примере. Незаинтересованная сторона, выступая посредником (медиатором), способствует обсуждению сложившихся противоречий между участниками конфликта и достижению определенных договоренностей. Преимущества данной технологии в том, что медиатор непосредственно работает с чувствами конфликтующих, позволяя подросткам избавиться от обиды и ненависти, спокойно договориться о возмещении вреда. В большинстве случаев данная технология реализуется на базе учебных заведений в виде школьной службы примирения. Медиаторами такой службы становятся сами школьники, обычно при деликатном кураторстве взрослого. Учащиеся-посредники всегда лучше осведомлены о ситуации и говорят со сверстниками на равных. Обладая коммуникабельностью и авторитетом в классе, подростки-медиаторы принимают разные точки зрения, стараются договариваться и проявлять терпимость к конфликтующим. Это благоприятно сказывается не только на тех, кого примиряют, но и на самого медиатора. Тем более, что ровеснику-примирителю обычно больше доверяют, чем взрослому. Передача полномочий по разрешению конфликта от взрослых к детям предполагает серьезную педагогическую подготовку всей школьной среды, поэтому технологию примирения внедряют поэтапно (подробнее об этапах см.: сайт центра «Судебно-правовая реформа» // URL: (дата обращения: )). Основной процедурой технологии является встреча участников конфликта, организуемая медиатором за «столом переговоров». Дополнительными процедурами выступают беседы с конфликтующими сторонами по отдельности, их консультирование, обсуждение конкретных 17

18 тем, связанных с враждой. Участие в программе примирения должно быть добровольным и бесплатным. Таким образом, технология примирения позволяет преодолевать вражду между сторонами конфликта и совместно находить конструктивное разрешение проблемы Технологии социальной адаптации и реабилитации Социальная реабилитация и социальная адаптация в практической социальной работе обычно выступают как две стороны одного и того же процесса. С одной стороны, технологии социальной адаптации позволяют укрепить и поддержать тенденцию к стабилизации положения, присущую большинству людей в трудной жизненной ситуации или после ее преодоления. С другой стороны, технологии социальной реабилитации позволяют усилить тенденцию к компенсации, присущую большинству людей, утративших какие-либо способности и возможности из-за трудной жизненной ситуации. Целенаправленно социализируя детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, работники социальных служб и учреждений образования, используют арсенал приемов, направленных на восстановление утраченных и приспособление имеющихся качеств ребенка. Технология социальной реабилитации это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на максимально более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности и восстановление утраченных социальных связей. Технология социальной адаптации это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности. 18

19 Процедуры социальной реабилитации и адаптации крайне многообразны и зависят от типа решаемых проблем и формы работы с семьей и ребенком. Более того, принадлежность технологии к реабилитационной или адаптационной категории определяется скорее целеполаганием исполнителя, чем самими процедурами технологии. Например, такие технологии социальной терапии, как трудотерапия, иппотерапия, глинотерапия в работе с несовершеннолетними могут носить как реабилитационный, так и адаптационный характер. Одни и те же операции социальной реабилитации могут сильно отличаться в зависимости от условий их осуществления: стационарных, полустационарных, нестационарных или надомных. Рассмотрим адаптационно-реабилитационный характер технологии оказания помощи на базе транзитной социальной квартиры. В Брянской области, в рамках программы сотрудничества Европейского Союза и России осуществляется региональный проект "Шаг навстречу", направленный на развитие социального сопровождения, социальной коррекции и реабилитации детей-сирот и молодежи, освободившейся из мест лишения свободы. На базе районного центра социальной помощи семье и детям была открыта в качестве структурного подразделения транзитная социальная квартира (ТСК). Право на получение данного временного жилья имеют в первую очередь выпускники государственных учреждений для детей-сирот, жертвы насилия, молодые люди, освобождающиеся из мест заключения (согласно положению о транзитной квартире временный приют предоставляется молодежи до 23 лет). ТСК представляет собой однокомнатную квартиру с телефоном, телевизором и всеми необходимыми бытовыми условиями. Проживающие в квартире до трудоустройства имеют право на временное бесплатное и частично бесплатное получение продуктов для самостоятельного приготовления пищи, а также одежды и обуви. После устройства на работу 19

20 молодой человек начинает оплачивать проживание, и его снимают с довольствия. Социальная работа по их адаптации и реабилитации осуществляется не стихийно, а на специально разработанной нормативной основе. Утверждено положение о ТСК, а также алгоритм адаптации в виде многоэтапной программы работы с проживающим в квартире. Находясь под контролем специалистов, подросток не просто живет в квартире, пользуясь возможностью на время избежать бездомности или других проблем, а приобретает навыки конструктивной самостоятельной жизни в социуме. Действия специалистов по обучению молодого человека этим навыкам составляют технологические процедуры: 1. обучение умению найти работу; 2. тренировка навыка рационально планировать свой бюджет и тратить деньги; 3. содействие в планировании свободного времени; 4. совместный поиск возможностей для получения постоянного жилья; 5. обучение беременных несовершеннолетних уходу за детьми и др. Соответственно, каждая из процедур делится на более мелкие операции, представляющие собой конкретные услуги, действия, коммуникативные акты, мероприятия, простые и однотипные по использованию, но в комплексе составляющие сложный реабилитационный и адаптационный алгоритм. Психологи, педагоги, специалисты по социальной работе обучают социального квартиранта коммуникативным навыкам, умению правильно реагировать на критику, корректно налаживать отношения с представителями противоположного пола. Социальное посредничество неотъемлемая часть реабилитационной технологии адаптации на базе ТСК. Специалистами социальных служб 20

docplayer.ru