Отношение родителей к воспитанию детей ответ

Взаимоотношения родителей и детей

Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?

Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи

Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.

Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.

Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.

На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.

Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.

Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.

Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.

Взаимоотношения между родителями и детьми: основные ошибки поколений

Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.

Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.

Родители и дети: психология взаимоотношений на практике

Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.

www.neboleem.net

Достойное психологическое воспитание для дошкольника

Если родителям кажется, что ребенок до школы похож на игрушку, которую нужно кормить, купать и укладывать спать, то они глубоко ошибаются. От начала жизни и до 6-7 лет у малыша формируются самые важные человеческие качества, мораль и его будущее отношение к счастью. Именно поэтому психологическое воспитание детей дошкольного возраста не менее важно, чем любое другое.

Психологическое воспитание — основа жизни

После появления на свет ребенок представляет собой чистый лист. Первое, что он начинает делать совершенно несознательно – получать максимум информации об окружающем мире. Несмотря на бедность внешних реакций, малыш усваивает все, что с ним происходит. В этот период жизни самое главное для него – его мама и, чуть менее папа (смотря какое внимание он уделяет ребенку).

Отношение родителей между собой, к нему, на подсознательном уровне формирует в ребенке его будущее отношение к друзьям, коллегам, знакомым и незнакомым. У окружающих его взрослых он перенимает манеру взаимодействия между людьми. Если мама доверчивая и спокойная, то и малыш будет пытаться подражать этим качествам.

Психологическое воспитание в семье — принципы

Если родители говорят друг с другом ласково, обращаются к ребенку с интересом и вниманием, это обязательно сформирует благоприятное отношение ко всем остальным людям.

Даже если родители ругаются, ребенок в этом возрасте еще не понимает в чем дело и кто на самом деле прав, его психология не позволяет ему анализировать или вникать. Он реагирует на раздражающие факторы – громкий голос, резкие жесты и так далее. Это тоже становится примером для подражания и впоследствии ребенок может усвоить как нормальный способ общения крики или истерики. Родители потом очень удивляются, почему ребенок выходит плаксивым или орет по любому поводу – это всего лишь их собственный пример.

Замкнутость или общительность?

Всем нравятся открытые и общительные люди, без комплексов и боязни познакомиться с кем-то новым, сходить в необычное место. Конечно, каждый хочет быть таким, легко заводить знакомства и выбирать, как провести вечер без боязни показаться глупым или неловким. Почему тогда не все могут?

Замкнутость детей идет из семьи

Проблема в том, что дошкольников так настраивают. Малыши как губка, впитывают каждое грубое и нежное слово или действие. Чтобы не ставить психологических барьеров, преодолеть которые в сознательном возрасте достаточно тяжело, нужно демонстрировать ребенку, что окружающий мир не страшный, а вполне приветливый и общительный.

Оградить ребенка от всего невозможно, но даже если случилась неприятность, и, например, в транспорте малыша нечаянно грубо задели, нужно объяснить причину такого поведения. Рассказать, что это не агрессия и не злоба, что мужчина просто устал с работы, что ему тяжело, и он не хотел нанести вред.

Совет: Будьте внимательны и не отказывайте ребенку, когда он просит объяснить или рассказать что-то.

Родители всегда должны быть на стороне ребенка

Всегда разговаривайте и объясняйте поведение людей, которые были неприветливы, даже если ребенок просто видел эту ситуацию, а не участвовал в ней. Чтобы в будущем он был общительным и легким на подъем, старайтесь не оставлять у него сомнений в том, что весь мир тоже хочет с ним пообщаться, он дружествен и готов в любой момент идти на контакт.

Когда и как появляется понятие морали?

Моральные принципы личности не формируются в сознательном возрасте. Когда прошедший подростковое формирование ребенок сталкивается с реальным миром, он уже получает настоящий, не всегда положительный опыт, который окончательно создает характер. Однако психология детей подразумевает, что основная база создается, скорее даже копируется с родителей.

Мораль и нравственность — разница между понятиями

Когда ребенок понимает, что в той или иной ситуации он может поступить по-разному, он принимает решение, даже не столько исходя из своих интересов, сколько копируя окружающих.

У малыша всегда есть образ для подражания (обычно это мама), действия которой являются эталоном, не могут быть оспорены ни при каких условиях.

На стыке собственных потребностей, желаний (ребенок понимает, что не все его мечты и просьбы автоматически удовлетворяются) и воспитания родителей, начинают формироваться моральные принципы. Обычно они очень категоричны и наивны, однако со временем они трансформируются во вполне жизнеспособные правила, и ребенок больше не будет испытывать необходимости подражать кому-то, он сможет решать социальные задачи сам. Начинаются эти процессы примерно в три-четыре года.

Конфликты в семье влияют на психологию ребенка

Пример родителей – основной инструмент для формирования морали

Любой поступок мамы или папы для дошкольников становится правильным. Начинать прививать моральные принципы, которые потом и будут руководить человеком в последующие годы нужно как раз в это время.

С 3-4 лет, когда ребенок уже достаточно социально адаптирован и может вполне ясно излагать свою мысль словами, нужно объяснять ему, что же плохо, а что хорошо.

Положительный пример родителей

Делать это следует:

  • На своем примере. Даже делая что-то не слишком хорошее, надо объяснять, что мама была не права, ошиблась и исправится (а лучше вообще не делать этого при малыше);
  • Объяснять подробно. Даже если речь идет о самых элементарных вещах, ребенок не может проникнуть в чужую голову и понять, что именно родители имеют в виду;
  • Стараться рассказывать на примерах, вовлекать в игровые постановки самого ребенка.
  • Активное психологическое внимание родителей к этой теме позволит малышу ярко увидеть мир социальных отношений. Вначале он будет еще несколько наивен, в нем будет недоставать собственного опыта, однако в скором будущем ребенок уже сможет четко решить, как ему поступать, а как нет.

    Отрицательный пример родителей ведет к асоциальному поведению

    Дошкольное воспитание моральных качеств может осуществляться с помощью таких методов:

  • Чтение поучительных сказок, во время которых мама указывает на персонажей, которые поступили плохо, и объясняет, почему так делать нельзя, кто из-за этого несчастен;
  • Игры, в которых ребенок должен будет решить, как поступить в определенной ситуации. Например, у зайчика есть одно яблоко, у самого ребенка есть два яблока, а у мамы ни одного и ей очень грустно. Далее ребенку предлагается помочь маме и поделиться, если все проходит хорошо, то за доброе сердце малыш получает в награду вкусности, если нет, мама объясняет, почему нужно было поделиться.
  • Разбор ежедневных ситуаций. Например, мужчина не уступил старушке место в трамвае, после чего мама объясняет малышу, почему так поступать нельзя, как нужно и так далее.
  • Важно, чтобы все игры и рассказы проходили в положительном русле.

    Поучительные сказки можно найти в интернете

    Не нужно запугивать ребенка тем, что если не поделишься, тебя украдут или что ребенок после этого станет плохим. Нужно стараться сфокусировать малыша на том, что если он будет поступать хорошо, то и ему и всем окружающим тоже буде хорошо. Такой метод позволит сформировать здоровую и уверенную в себе личность в будущем.

    Всем родителям хочется, чтобы в будущем их ребенок был активным и успешным, стремился достигать результатов в учебе и работе без подгоняющей палки. Для того чтобы так и было, дошкольников учат правильно формировать для себя такие понятия как успех и неудача.

    Мотивация для избежания неудач

    Важно сообщить ребенку, что нужно достигать успеха, а не избегать неудачи. Ребенок, которого постоянно поощряют после достижения успеха, начинает получать от него удовольствие. У него формируется логичная и правильная цепочка:

    Если ребенок стремиться избежать неудачи, в его голове цепочка рассуждений выглядит примерно так:

    1. У меня нет возможности отказаться это делать иначе меня накажут, будут ругать, заставят.
    2. У меня получилось.
    3. Хорошо, что меня не ругали.
    4. Меня оставили в покое.

    Дневник успеха для ребенка — хороший воспитательный метод

    Очевидно, что первая схема более продуктивна и радостна для жизни, чем вторая. Достичь ее достаточно просто. С самого юного возраста нужно старательно хвалить ребенка за любой успех и максимально сглаживать неудачи, помогать их преодолевать.

    Это не значит, что нужно абсолютно не реагировать на неудачи. Воспитание детей дошкольного возраста потребует от взрослых необходимости разбирать с ребенком, что именно не получилось, где можно было сделать по-другому, однако это делается скорее как поддержка и помощь, чем как критика и укор.

    Совет: Напишите и видите для ребенка дневник успеха.

    Клейте в него яркие и красивые фотографии с подписями о занятых первых местах в соревнованиях, различных детских достижениях. Если кажется, что их нет, стоит их придумать. Например, вписать в дневник сложное слово, которое смог выговорить ребенок и хвалить его за это.

    Советы родителям по воспитанию детей

    Впоследствии эту тетрадь ребенок сможет вести самостоятельно, вписывая туда жизненные достижения. Это будет прекрасная память для малыша в будущем и его неисчерпаемая мотивация двигаться дальше.

    Самое главное, что происходит для дошкольников – это формирование ребенком понимания, что он личность. Примерно в два года ребенок понимает, что у него есть имя и он называет себя им.

    Где-то к трем годам он уже говорит о себе «Я». Это очень важный момент, когда малыш противопоставляет огромный внешний мир своему маленькому внутреннему.

    В период становления «Я» нужно обязательно помочь ребенку определиться, какой он. Обнаружив, что он отдельная человеческая единица, малыш еще не может понять, хороший он или плохой, умный или глупый. Он не может сравнить и проанализировать, такого навыка еще нет, поэтому он берет на веру то, что говорит его окружение.

    Поддержка родителей очень важна для детей

    Если мама с папой объясняют малышу, что он старательный и целеустремленный, красивый и обаятельный – ребенок таким и будет. На первичном уровне он попытается вести себя согласно тем утверждениям, которые говорят о нем родители. С течением времени, когда он будет узнавать мир, эти качества будут совершенствоваться. Правило для дошкольников – говорите о малыше хорошие вещи и они со временем станут правдой, обязательно ищите этому материальный подтекст.

    После того, как ребенок пойдет в школу, львиную долю внимания возьмет на себя школа и детское окружение. Там его психология изменится, он научиться сравнивать себя с другими детьми и давать более или менее реальную оценку своим качествам. Однако если он сам по себе имеет «положительный заряд», малыш при помощи родителей сможет совершенствовать хорошие качества, а не становится малообщительным из-за непринятия его окружающими.

    Совместное времяпровождение — фактор воспитания

    Важное правило невмешательства

    Важно уделять достаточное количество внимания ребенку. Он должен постоянно общаться с родителями, получать наставления, любовь и внимание. Однако очень важно с этим не переусердствовать. Важно, чтобы малыш учился действовать сам с самого раннего возраста.

    Главное правило воспитания для дошкольников – не нужно вмешиваться туда, где ребенок справится сам.

    Пусть он делает это плохо, пусть все будет выпачкано или испорчено – наберитесь терпения и не трогайте. Малыш должен развиваться, а делая его работу за него, родители подавляют в нем инициативу, желание учиться и пробовать.

    В этом контексте не стоит заставлять делать ребенка то, что он еще и не должен уметь. Не нужно пытаться до школы учить его физике или математике. У малыша должно быть яркое детство с игрушками и хорошими впечатлениями, совсем немного там должно присутствовать обучение школьным вещам.

    Советы психолога для родителей

    Ребенок до школы учится более важному – говорить и как это делать с разными людьми, как относится к окружающему и себе самому, что чувствовать в той или иной ситуации.

    В этом возрасте дети и так перегружены новой информацией и ощущениями, которые падают на них со всех сторон. Торопясь развивать какие-то конкретные науки, родители могут привести к тому, что ребенок будет социально не адаптирован, не счастлив, а значит по настоящему и не способен к обучению.

    Воспитание детей дошкольного возраста не сложная наука для мамы и папы. Важно чтобы не только ребенку, но и родителям это доставляло удовольствие и удовлетворение.

    Какие книги почитать про отношения родителей и детей?

    Какие книги по психологии почитать? Желательно что бы в книге были конкретные примеры взаимоотношений родителя и ребенка, как воспитание может повлиять на его дальнейшую жизнь.

    Я бы рекомендовала курпатова. Он все подробно и понятно описывает про отношение родителей и детей и про правильное воспитание

    Прекрасная книга Харпер Ли "Убить пересмешника".

    У героев нет матери, они воспитываются отцом, ещё у них есть негритянка Кэлпурния, она их кормит, но тоже иногда вставляет своё веское слово, если вдруг Глазастик начинает себя вести не так, как подобает маленькой мисс.

    Очень много интересных моментов, рассказывающих о взаимоотношениях отца и сына, отца и дочери, взрослых и детей. Замечательная во всех отношениях книга.

    Ещё потрясающая история, написанная Натаниэлем Готорном — "Двадцать дней с Джулианом и Зайчиком".

    Эти книги,по-моему, намного интереснее самых известных трудов по психологии и так далее. Но рассчитаны на думающего читателя, а не потребителя избитых советов по воспитанию и общению детей и взрослых.

    Мне нравиться книга Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребенком как?"

    Прекрасная книга Найджела Латты "Пока ваш подросток не свел вас с ума". Просто рассказы о маленьких детях для нас уже неактуальны. Книга о воспитании детей и рассказывается в ней о том, как выжить в семье с подростком и остаться при этом в здравом уме. Здесь даны стратегии поведения, рассматриваются конкретные ситуации. Все разложено по полочкам. Читая книгу, лучше понимаешь своего ребенка. Ведь сами мы уже потеряли ту нить, которая может привести нас в детство и в ту самую ситуацию, из которой сами мы в данный момент не можем найти выхода. Понравилось! А еще говорят, что автор признанный специалист по безнадежным случаям. Склонна в это верить :)))

    У Бенджамина Спока есть книга "Разговор с матерью". Автор — американский педиатр и сам несколько раз папа. Многое, о чем пишет, почерпнул из собственного опыта.

    Я бы посоветовала книги Гиппенрейтер-мне она очень нравится как психолог. А так же Литвак — "Пять методов воспитания детей" и не только. Литвак вообще очень хорошо толкует о жизни и все сразу становится на свои места, в его книгах можно найти ответы на свои вопросы и по проблемам воспитания в том числе.

    Кроме вышеупомянутых авторов, мной было прочитано множество книг других, но нигде более важной информации я не нашла.

    Поддерживаю предыдущих ответивших (в отношении книг "Убить пересмешника" и Ю.Гиппенрейтер, Латту пока не читала, но тоже про него слышала хорошие отзывы). Также очень понравились книги А.Фабер и Э.Мазлиш — "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили", "Свободные родители — свободные дети". Еще у них какая-то есть книжка по проблеме ревности между детьми в семье.

    Советую прочитать книгу Паисия Святогорца семейная жизнь в ней вы найдете действительно ценные советы . А все совремееные новомодные учения напрвлены на разрушение семьи. Паисий Святогорец

    А мне очень понравилась и запомнилась книга Владимира Леви "Как воспитывать родителей". В книге объясняются те или иные слова, действия и их последствия на психику, отношение и дальнейшую жизнь ребенка. Это не проста книга по психологии, а книга с практическими заданиями и действиями, вообщем практическое пособие! В каких ситуациях, что надо делать, как говорить, что говорить, как достучаться до ребенка и как в первую очередь воспитывать себя как родителя, как менять свое отношение на действия ребенка (почему ребенок делает так, а не иначе).

    Столько ответов, и нет Людмилы Петрановской "Тайная опора" Очень достойная книга, мне понравилась даже больше, чем Гиппентрейтер, легко читается, с примерами, будто про себя читаешь и своего ребенка, объяснения поведения детей. Меняет взгляд на воспитание, и уже по-другому, смотришь на своих детей. Еще можно почитать Млодик про неидеальных родителей и Суркову, у последнего автора много книг по возрастам. НО Петрановская — моя любовь

    Книга Росса Кэмпбелла: "Как по-настоящему любить своего ребенка" и вторая его книжка для тех кто постарше: «Как любить своего подростка»

    Очень хорошие книжки. В первую очередь они учат нас ПРАВИЛЬНО любить наших детей. Ведь то, что большинство родителей ЛЮБИТ свои детей, это вроде понятно (любой нормальный родитель любит своего ребенка!) НО умеем ли мы ПРОЯВЛЯТЬ свою любовь. Показывать ее детям так, чтоб они ЧУВСТВОВАЛИ нашу любовь, заботу и поддержку. Ведь очень многие проблемы с детьми возникают именно из-за того, что они ЕЁ НЕ ЧУВСТВУЮТ. Иногда они даже знают, что их любят, но не чувствуют, и поэтому страдают (а родители в это время злятся на них, считая их трудными и неуправляемыми)

    www.bolshoyvopros.ru

    Отношение детей и родителей, анализ семейного воспитания

    Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

    Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

    Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

    Формирование поведения детей в семье

    Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

    Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

    В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

    Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета психологических тестов «Отношения».

    Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в семье:

  • исполнительность и послушность,
  • выполнение поручений родителей,
  • поведение,
  • чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
  • трудолюбие,
  • простота и скромность в отношениях к родным и близким,
  • критичность к другим людям,
  • самокритичность,
  • отношение к выполнению домашних заданий,
  • отношение к выполнению общественных поручений,
  • отношение ребенка к своему классу, школе.
  • Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе.

    Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

    В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

    Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

    Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

    Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

    Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

    Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

    Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

    Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

    Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

    Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

    Анализ семейного воспитания

    Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

    • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
    • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
    • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
    • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.
    • В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

    • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
    • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
    • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
    • Негибкость родителей.
    • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
    • Непоследовательность в обращении с детьми.
    • Несогласованность отношений между родителями.
    • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
    • Тревожность.
    • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
    • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
    • Недоверие к возможностям детей.
    • Нечуткость.
    • Противоречивость.
    • Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

      Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.

      www.effecton.ru

      Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

      Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

      Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

      Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

      Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

      Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

      Главный совет — любовь и доверие

      Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

      Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

      В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

      Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

      Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

      Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

      Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

      Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

      Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

      Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

      Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

      Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

      • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
      • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
      • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
      • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
      • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

      Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

      Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

    • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
    • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
    • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
    • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

    Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

    В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

    Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

    Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

    Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

    Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

    Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

    Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

    Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

    Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

    Ласка и объятия очень важны для ребенка

    Похвала ребенка — как это делать правильно?

    Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

    Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

    Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

    А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

    Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

    Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

    Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

    Полезный совет напоследок

    Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

    Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

    detki.guru