Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

§6. Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, А.В. Запорожец, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков (Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Г.А. Тумакова).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитие звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В среднем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. [ 5]

Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдений и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т.е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения.

В четыре-пять лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует.

Услышав новое слово, ребенок стремиться понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях для дошкольника важно не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).

На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи детей появляются простые распространенные и сложные предложения. [9; 38; 32; 34]

В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно возрастают с 2 до 4,5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключений из этих правил.

По мнению Г.А. Урунтаевой на пятом году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучности слов, что приводит их к ошибочным сближениям (горы-город, трава-отравить, деревья-деревня). Т.е. смысловое истолкование идет вслед за звуковым. Звуковой комплекс как бы освобождается от значений и выступает для ребенка с материальной точки зрения. «Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом.» [39]

Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает сова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную работу по освоению языка.

В возрасте 4-5 лет происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Ситуативная речь присутствует у средних дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но в 4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

Важно подчеркнуть, что степень связанности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.[23]

Рассмотрим развитие функций речи у 4-5 летних детей. В этом возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.

Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Развитие понимания речи в этом возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.

Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства характерные для литературного произведения.

Понимание инструкций взрослого проявляется в двух основных моментах в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Первоначально малыши, не дослушав инструкцию, сразу же пытаются выполнить действия. При выполнении они следуют только тем указаниям, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать. Самостоятельно организовать свою деятельность на основе инструкций малыш не может. Переломным моментом в развитии понимания инструкций и становлении регулирующей функции речи является самостоятельная организация средними дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции.

Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.[22; 39]

О развитие знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте.

Задача звукового анализ слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процесс специального обучения. Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове.[1]

Таким образом у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддержать непринужденную беседу ответить на вопросы и так далее) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность. [1; 12]

Пятый год жизни — период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.).

studfiles.net

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходил к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Основная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Занятия по развитию речи направлены с одной стороны на углубление и уточнение знании детей, полученных в жизни: просто на прогулке, во время целевых прогулок, с другой – они имеют свои специфические задачи — развивать и усложнять речь детей и в основном сводятся к следующему:

1. Развитие связной речи.

2. Развитие словаря.

3. Освоение грамматически правильной речи.

4. Освоение звуковой культуры речи.

При организации и проведении занятий по развитию речи я стараюсь это учесть.

1. Определить цель занятия — чему учить, к чему подвести детей.

2. Хорошо подготовиться самой.

3. Подготовить материал — игрушки, картинки.

4. Учитывая развитие детей, уточнить состав, с которым будет проводиться занятие (группа, подгруппа).

5. Подумать о размещении материала, чтобы детям было удобно.

6. Продумать всё ли детям будет понятно на занятии, с чем надо заранее познакомить, чтобы материал стал доступнее для их понимания.

При подготовке всегда анализирую свою речь, соответствует ли она уровню развития детей и намеченной цели. Какими конкретными приёмами на данном занятии я учу детей, понимать слово? Какие моменты в занятии можно использовать, чтобы научить ребёнка употреблять новые слова? Какие звуки и слова повторить несколько раз, чтобы вызвать подражание? И т.п.

Проводя занятие я иногда вынуждена отойти от намеченного плана, т.к. очень многое зависит от настроения реакции детей — слушают они или скучают, приходится перестраиваться по ходу занятия.

Занятия предусматривают составление описательных рассказов по картинкам, о природных явлениях, об игрушках. С детьми этого возраста работаю не первый год, хочу отметить, что готовые тексты: стихи, рассказы, сказки дети запоминают и рассказывают все хорошо. Составляют рассказы по вопросам воспитателя тоже многие дети, а вот самостоятельно составить даже небольшой рассказ детям пока ещё сложно, с этим у меня справляются только некоторые дети (Катя, Настя, Алёна), остальные дети пока не могут рассказывать самостоятельно.

Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. При организации и проведении сюжетно-ролевой игры мои дети учатся вести игровой диалог сначала со мной, воспитателем, затем сами воспроизводят его по аналогии со сверстниками или игрушками. Многие дети уже научились называть себя в игровой роли. («Кто ты? »- «Я шофёр»; «Что ты делаешь?»- «Я завожу машину» и т.д.) При проведении игры задаю вопросы о выполняемых действиях. («Где будет спать твоя дочка?», «Как её зовут?» и т.д.). Учу детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях(«Давай вместе катать машины», «Давай играть мячом»).

Уже сейчас многие дети проявляют интерес к различным игровым действиям, с удовольствием играют друг с другом, рассказывают о своей игре другим детям. Обычно по нашим правилам, если игрушкой играет, кто, либо из детей и есть ещё желающие, я предлагаю им поиграть вместе или в случае отказа ждать своей очереди. Часто дети играют парами: Катя и Алёна в кукольном уголке, Настя может играть со всеми, у неё хорошие организаторские способности, она распределяет роли, всё покажет и расскажет. Но есть ещё дети, которые пока наблюдают за играми остальных, а сами не вступают в игру (Дима), они используют воспитателя как посредника для общения с детьми.

При проведении дидактических игр задаю вопросы по ходу игры: об игровых действиях, материалах, учу правильно пользоваться в игре словами, обозначающими цвет, форму, величину предметов, повторять правила игры.

При проведении подвижных игр учу произносить текст, запоминать и чётко правильно проговаривать слова.

Помимо этого в совместной деятельности мы повторяем сказки, стихи, рассматриваем картинки, иллюстрации, расспрашиваю о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду или дома. Дети охотно участвуют в инсценировках с игрушками. Многие любят рассказывать стихи, но некоторые дети ещё отказываются быть артистами.

Думаю, что проводимая работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста со временем даст неплохие результаты.

Автор-составитель: Васильева Наталья Васильевна,

воспитатель МБДОУ детский сад №97,

г. Каменск-Уральский, Свердловская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь малыша зависит от речевой практики, речевого окружения и формируется под влиянием речи взрослых, его окружающих. Это не врожденная способность, а навык, который формируется параллельно с физическим и умственным. Он служит показателем этого развития. Знать закономерности развития речи детей необходимо для того, чтобы правильно диагностировать нарушения речи. И если ребенок говорит в определенном возрасте не в соответствии с нормами, то наверняка требуется коррекция его речи логопедом, возможно, помощь психолога и работа с его родителями.

К примеру, в три годика у ребенка считается нормальным явление физиологического косноязычия, когда некоторые звуки произносятся неправильно из-за несовершенства артикуляционного аппарата. А вот к шести годам непроизношение определенных звуков требует обязательного вмешательства логопеда для того, чтобы в школе дитя чувствовало себя уверенно и могло общаться со сверстниками на равных.

Возрастные и психологические особенности развития речи детей раннего возраста

Исследователи детской речи выделяют несколько этапов ее развития у ребенка-дошкольника. Так, подготовительный период длится до одного года. Далее до 3 лет следует преддошкольный этап овладения языком, а до 7 лет длится дошкольный.

На первом, подготовительном этапе в раннем возрасте дитя готовится к овладению речью. С рождения у малыша уже есть голосовые реакции в виде крика и плача. Это только далекие предвестники речи, но они способствуют развитию разнообразия движений отделов речевого аппарата. Это дыхательный, голосовой, артикуляционный отделы. В две недели родители замечают, что их малыш начинает реагировать на голоса взрослых людей. Он перестает плакать и прислушивается, особенно хорошо действует на дитя голос мамы. В месяц ребенка уже можно успокоить мелодичной колыбельной. Хотя такое возможно и в 2-3 недели жизни малыша.

Следующий этап развития речи ребенка раннего возраста — поворачивание головки в сторону говорящего. Дитя следит за направлением звука, поворачивает голову в сторону говорящего. После месяца ребенок реагирует на интонации речи, с которой к нему обращаются. Так, на ласковую речь он оживляется и даже улыбается, а на резкую и строгую может плакать.

Приблизительно в два месяца у ребенка начинается этап гуления, а в три месяца он перерастает в лепет. Это звуки угу и тя-тя, агу и ба-ба. Лепетом принято называть сочетание звуков, которые артикулируются неопределенно.

В период 5 месяцев малыш хорошо слышит все звуки и наблюдает за артикуляцией произношения слов взрослыми. Он пробует копировать эти движения. Подражание и многократные повторения определенного движения губами приводит к закреплению двигательного навыка.

В шесть месяцев дитя подражанием взрослому произносит некоторые повторяющиеся слоги. Это тя-тя, ма-ма-ма, па-па-па и другие.

Далее все тем же копированием речи взрослых и подражанием ребенок перенимает у них все элементы речи — не только отдельные фонемы, а и ритм, темп, интонацию речи. После полугода малыш воспринимает звукосочетания как обозначения действий и предметов. Так, часики у него называются тик-так, просьбы озвучиваются, как дай-дай. Такой этап развития речи называется образованием временных связей, то есть запоминанием слов и реакцией на них.

Уже в 7-9 месяцев дети повторяют за папой и мамой разнообразные сочетания звуков. В 10-11 месяцев у них появляются свои реакции на слова, независимо от интонации говорящего.

Очень важно, в каких условиях у деток формируется речь. И главным условием является правильная, четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование четкой речи детей.

К 11-12 месяцам у детей появляются самостоятельные слова. А уже в полутора годам слова для детей приобретают обобщенный характер. Они понимают то, что говорит взрослый, и появляется возможность усвоения знаний о мире, накопления слов и опыта. Следует отметить, что накопление собственного словарного запаса малыша проходит очень активно на втором и третьем году жизни. Если говорить о количестве слов в периоды раннего и дошкольного возраста, то разные исследования приводят разные цифры. Самые распространенные данные говорят о том, что до полутора лет словарный запас малыша составляет 10-15 слов. К концу второго года жизни число слов возрастет до 300, к трем годам этот показатель уже составляет 1000 слов.

К началу третьего года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи. Дитя выражает свои просьбы, желания уже не одним словом ”дай”, а в виде примитивных фраз, иногда несогласованных. Например, „мама молоко пить” или „дай тата вода”. Родители уже прекрасно понимают эти не совершенные обращения и должны корректировать речь ребенка . В этом заключается их главная задача по формированию правильной и грамотной детской речи.

Отметим, что в 2 года дети уже понимают и различают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Они используют в речи даже правильные падежные окончания. До трех лет понимание ребенком речи окружающих существенно превосходит их произносительные возможности.

Возрастные и психологические особенности развития речи детей 3-4 лет

В три года речь ребенка интенсивно развивается. Он проявляет активность к своей речи и общению окружающих людей. Необходимо развивать детский речевой аппарат, расширять словарный запас ребенка игровыми ситуациями, и совершенствовать грамматику его речи.

Дитя может в 3 года уже рассказать о себе связно, ответить на вопросы взрослого. По картинке ребенок может даже рассказать сказку, которая ему знакома благодаря маме. Он умеет соотносить знания с речевой формой. Наличие у малыша определенного жизненного опыта помогает ребенку обогащать свои монологи словами-определениями. Так, малыш может назвать цвет и форму предмета, охарактеризовать вкус еды (горячая, холодная, соленая, сладкая). Понять это можно, когда давать ему четкие задания, например: ”Дай красный кубик”, „ Принеси маленькую ложку”, „Положи куклу на диван”.

До четырех лет ребенок уже знает назначение предметов и различает степени сравнений (маленький и самый большой), определяет роли в семье, понимает времена глаголов, используя настоящее и прошедшее время. Это возраст почемучек, когда дети задают множество вопросов. И задача взрослых заключается в терпеливом и простом объяснении ребенку того, что его интересует. Родители должны набраться терпения и отвечать на все вопросы, не отмахиваясь от малыша. Ведь психологическая особенность формирования речи и жизненного опыта заключается в том, что ребенок обращается к взрослому как к энциклопедии. Поэтому важно играть с малышом в словесные игры, общаться на разные темы и даже рифмовать. У малыша развивается четкая склонность к юмору и несуразицам потому, что он реально отличает смысл от бессмыслицы. Юмор является показателем интеллектуального развития, поэтому важно не губить фантазии вашего малыша, всячески их поддерживать.

А еще нужно учитывать, что в этом возрасте развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому следует предлагать малышу разнообразные шнурования и пирамидки, игры с мозаикой и игры на сортировку, даже перебирание крупы с мамой на кухне станет и полезным для развития речи, и нужной формой приобщения ребенка к домашним делам.

Возрастные и психологические особенности развития речи детей 4-5 лет

Родители должны помнить, что познавательная деятельность, а с ней и развитие речи малыша, строится в игровой форме. Ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В игре усваиваются новые знания и оперирование предметами, познание их свойств и качеств.

Что касается норм речи, ее строения, то от 4 до 5 лет малыш должен говорить так, чтобы его понимали не только папа с мамой, а и посторонние. Он должен понимать отличия строения тела человека от животных (например, волосы-шерсть, руки-лапы, ногти-когти). Малыш обязан легко превращать единичное число предметов во множественное (мяч-мячи, девочка-девочки). Он уже легко находит предмет по его описанию и сам может описать самые простые предметы обихода, продукты, животных.

Речь малыша характеризуется и тем, что он может легко поддерживать беседу, задавая вопросы, отвечая на них. Он пересказывает содержание сказки, описывает свой вчерашний день, впечатления от просмотра мультиков и общения с бабушкой.

В пять лет у ребенка улучшается дикция. Он может прекрасно имитировать голоса животных, передавать интонацией голос определенного героя сказки.

Его речь богата, грамматически правильная, предложения сложные, но в 5 лет еще допускается, что ребенок не произносит звуки «р» и «л».

Если же в этом возрасте ребенок разговаривает плохо, то, скорее всего, причину нужно искать в речевом окружении ребенка. Это может быть фактор наследственности, неблагоприятные социальные условия развития.

nashidetki.net

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Доклад на вступительном общесадовом родительском собрании

в сентябре 2015-16 учебного года

(контингент: младший дошкольный возраст)

Учитель-логопед Сусленко Татьяна Ивановна

Особенности речевого развития детей

младшего дошкольного возраста

Без детей нельзя было бы ТАК любить человечество.

Я хотела бы начать свое выступление со слов великого всемирно признанного классика русской литературы, философа Федора Михайловича Достоевского: « Без детей нельзя было бы ТАК любить человечество».

Вы обращали внимание на то, что Ваш ребенок понимает гораздо больше слов, чем произносит? Так происходит в силу возраста малыша. Объем понимаемых ребенком слов называется «пассивный словарь». Именно он определяет уровень сформированности мышления ребенка и понимательной стороны речи людей. Обратите, пожалуйста, внимание как много понимает Ваш маленький человек!

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Становление речи – сложный и длительный процесс, в ходе которого ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, учится понимать обращенную к нему речь, а с другой – с помощью управления своими речевыми органами самостоятельно воспроизводить нужные звуки, затем объединять их в слоги и слова, добиваясь понимания своей речи со стороны окружающих.

После 3-х лет у ребенка происходит заметный интеллектуальный скачок за счет стремительного речевого развития. Иногда до этого возраста дети разговаривают мало, лишь отдельными словами. Но в возрасте трех лет все дети обычно становятся очень словоохотливыми. Кроме того, они уже хорошо понимают обращенную к ним речь взрослых.

К концу четвертого года жизни словарный запас крохи увеличивается до 2000 слов. Речь ребенка все чаще украшена наречиями (холодно, красиво), он начинает употреблять разные местоимения, правильно сопоставляя их с предметами (твой, мое, его).

У малыша еще не сформирована грамотность, поэтому пока вы можете слышать из его уст ошибочное согласование слов в предложении или другие ошибки («Дай красную карандаш !»). Также крохе пока сложно разобраться с ударениями в словах.

Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, чаще инициируется взрослым, оно неустойчивое и кратковременное. Тем не менее, возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность.

В этот период наступает время «почемучек». Дети просто изводят взрослых разными вопросами, которые никак нельзя оставлять без ответов. Постарайтесь найти доступное объяснение всему, что интересует малыша.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий, хотя отдельные ошибки допускаются. Напомню, что все еще сохраняется неправильное звукопроизношение.

Темпы владения речью у детей разные. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих – молчат.

Хочу обратить Ваше внимание на термин, с которым многие из вас уже столкнулись.

Задержка речевого развития – это состояние, которое характеризуется отставанием речи от возрастных норм. У детей с задержкой речевого развития позже появляются первые слова , словарный запас растет очень медленно, позднее начинают использовать фразы.

Также в речевом развитии ребенка до 4-х лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Речевой аппарат малыша в этом возрасте недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, свистяшими (С,З), шипящими (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорными (Р, Л). Дети 3-4-х лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и зачастую требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают и другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Наличие ослабленной общей, мимической мускулатуры, анатомические особенности, дискоординация и неорганичность движений артикуляционного аппарата лишь усугубляют тормозящие процессы в речевом развитии ребенка.

В осуществление процесса формирования речи включены центральная нервная система, слуховые и речевые органы. На него оказывают влияние множество факторов, из-за чего правильное произношение не всегда формируется у ребенка самостоятельно. В этом случае требуется систематическая квалифицированная логопедическая помощь, а в некоторых случаях и медицинское участие.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.

Основные задачи коррекционного обучения

в младшей дошкольной группе.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

— развитие просодической стороны речи,

— коррекция произносительной стороны речи;

— работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;

— совершенствование фонематического восприятия.

2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников.

3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи.

5. Развитие коммуникативности, инициативности, желания и, как следствие, успешности в общении.

6. Развитие мелкой моторики. Известный философ, историк И. Кант сказал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Систематические упражнения на развитие мелкой моторики в этом возрасте подготовят пальчики ребенка к таким сложным видам умственно-продуктивной деятельности, как рисование, аппликация, написание и чтение, где необходим зрительный, тактильный и двигательный контроль со стороны самого ребенка. Эти умения особенно важны для будущих школьников!

Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками детского сада.

Организационно-методические формы проведения

Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, условно делится на три периода:

1период—сентябрь, октябрь, ноябрь

2период—декабрь, январь, февраль

3период— март, апрель, май

Как правило, первые четыре недели сентября отводятся всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты. В июне проводится только итоговая и индивидуальная работа.

С результатами диагностики и перспективами Вас познакомят сегодня учителя-логопеды в группах.

Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 занятие по развитию лексико-грамматических средств языка; 1 занятие по развитию связной речи. Длительность занятий – 15 минут.

Длительность индивидуальных и подгрупповых занятий: 10-15 минут в зависимости от неврологичского статуса ребенка и поставленных задач.

Подгрупповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения.

Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых нeдocтатков:

— подготовку к формированию артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию

— развитие фонематического слуха и восприятия,

— уточнение и расширение словарного запаса,

— отработку лексико-грамматических категорий.

Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. И у каждого ребенка они разные!

В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми во второй половине дня, и консультирование родителей.

Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, как целенаправленная, так и внесенная в режимные моменты.

Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

ВО-ПЕРВЫХ, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка.

ВО-ВТОРЫХ, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Чтобы развивалась правильная, грамотная и красивая речь, оставайтесь другом для своего ребенка и будьте в союзе с педагогами.

Свое выступление я хотела бы закончить словами известного писателя, врача, психолога Владимир Леви:

«Каждый день с ребенком начинайте с радостью и заканчивайте миром».

Желаю Вам здоровья, мудрости, терпения и ежедневных успехов на радость Вам и Вашим детям.

infourok.ru

Особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самому и испытывает гордость, когда у него что-то получается. [13]

Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.

В зависимости от этих изменений, происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра «рядом», когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру «вместе». Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия. [20]

Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.

Темпы освоения ребенком как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. Проиллюстрируем это примерами.

На ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других — процесс накопления слуховых образов слов совершается скрыто. Тогда словарь растет скачкообразно.

Рассмотрим динамику освоения разных сторон речи. [13]

Звукопроизношение. Речевой слух ребенка достигает известного совершенства уже в раннем возрасте. К полутора годам дети правильно воспроизводят числе слогов в двусложных словах, а к двум — в 75 % случаев в слове из трех все три слога. Сравнительно легко дети воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску (радость, недовольство, страх). Сходно произносимые звуки ребенок к концу второго года усваивает сразу группами. На третьем году, слыша образец, пытается исправить свое произношение. В это же время, не умея еще произносить правильно какой-нибудь звук, ребенок улавливает ошибочное его произнесение другими. К трем годам дети неплохо различают сходнозвучащие слова: «сосулька — Сашулька», «баран — барабан», «шар — шарф, шкаф».

Однако о полном совершенстве речевого слуха говорить еще рано, так как в жизни ребенок слышит преимущественно фразы, связную речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова. Напомним, что даже взрослые лучше всего удавливают фразы, состоящие не более, чем из 10 слогов. Тогда при их устном и письменном воспроизведении не бывает пропусков и смысловых ошибок. Слова, занимающие среднее положение в фразе, распознаются хуже, чем начальные и конечные. Поэтому важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово или отрабатываемые звуки.

Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни во многом общие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (р, л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38 до 80 %) улучшается, если ребенок повторяет за воспитателем правильный образец слова. Вместе с тем и в этот период произношение звуков неустойчиво; дети редко (1/3 часть случаев) произносят их правильно сами, когда не слышат образец: нередко бывает, что, произнося чисто новый звук, дети ошибаются в произношении тех, которые освоили ранее.

В младшем дошкольном возрасте правильное произношение легко нарушается при ослаблении педагогической работы, при перегрузке групп, в шумной обстановке, в период заболевания детей. Чисто говорящие дети, попав в общество сверстников или малышей, имеющих дефекты произношения, начинают искажать слова. Дефекты произношения до пяти лет обычно считают допустимыми, физиологическими, т.е. связанными с незавершенностью строения и функций речевого аппарата, дыхания, и т.д. [8]

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2-4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? — выявили следующее (данные А.Г. Рузской). Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2 % детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его «взлета» (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) — пятый год жизни. В младшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения, что более подробно будет разобрано в ходе дальнейшего изложения.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4-6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения: «Снег белый и немножко голубой», «Блестит, как золотой». На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.

В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи. [9]

Так, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительное группах и даже у школьников начальных классов (в среднем 25-45 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например, завершенность темы, интеграция между частями рассказа и другие. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых нами воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в картине части и высказаться в 2-3 предложениях по каждой. Хотя в целом это пока лишь отдельные проявления того или другого признака связной речи.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16 %).

Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20 %). Немаловажное значение имеет и методика обучения.

Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают — 40 % от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

До четырех лет у детей, как описывалось выше, наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается.

Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления. [8]

У детей, начиная с 3,5 лет, постепенно создается речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения. Но для этого необходимо знать особенности проявления общения и пути его совершенствования.

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

studwood.ru