Особенности развития ребенка 6 месяцев

Что должен уметь делать каждый ребенок в 6 месяцев: критерии развития, навыки девочек и мальчиков

Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.

Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.

С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.

Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец — это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно. Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми. Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.

К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.

  • К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно. Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать — оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
  • В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются, держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев можно сажать ребенка в ходунки?).
  • В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки. Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
  • По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: в каком возрасте дети начинают самостоятельно ползать?). Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения — он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
  • В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.
  • Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев — это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.

    Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

    Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер. Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых. Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.

    Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи — ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.

    Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения. Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: сортеры для детей от 6 месяцев и другие игрушки). Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.

    Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.

    Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?

    Шесть месяцев — возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент. Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться. Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.

    Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:

    Все о развитии ребенка в 6 месяцев: вес и рост мальчика и девочки, особенности питания на седьмом месяце жизни

    Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

    Физическое развитие ребенка в полгода

    Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

    В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание — малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

    Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

    Показатели роста и веса относительны — они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.

    Психоэмоциональные показатели развития и навыки

    Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается — не беда, навык разовьется чуть позже.

    Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

    1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
    2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней — это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте. Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
    3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик — он зазвенел, выкинул мячик из кроватки — он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
    4. К арапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
    5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

    Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша — это поможет вам оценить развитие вашего чада.

    Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

    Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.
  • Прикорм шестимесячного ребенка

    Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

    Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение — ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

    При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

    Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей — можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты. Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.

    Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

    Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым — блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков — крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

    Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ? или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

    Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

    • 1 кормление — рано утром дают грудное молоко;
    • 2 кормление — поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
    • 3 кормление — днем дают овощное пюре или кашу;
    • 4 кормление — ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
    • 5 и 6 кормление — на ночь и ночью дают только грудное молоко.
    • Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

      Советы доктора Комаровского

      Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша — это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное — не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время — относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

      vseprorebenka.ru

      Особенности развития ребенка в возрасте 6 месяцев

      Полгода – первая особо значимая не только для родителей, но и для самого малыша дата в жизни. За этот период с момента рождения он сделал огромный скачок в своем физическом и эмоциональном развитии и уже совсем не похож на то маленькое беспомощное и беззащитное существо, которое мама принесла из роддома. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется приобретением новых навыков и совершенствованием выученных ранее, освоением слогов, активным познаванием окружающего пространства, проявлением ярких эмоций при контакте и играх со взрослыми.

      Физические параметры

      Одними из важных показателей, по которым оценивается физическое развитие, являются рост и вес. К возрасту 6 месяцев рост согласно нормам ВОЗ должен составлять:

      • 63.3 – 71.9 см (средний – 67.6 см) для мальчиков;
      • 61.2 – 70.3 см (средний – 65.7 см) для девочек.

      Нормы массы тела:

    • 6.4 – 9.8 кг (средняя – 7.9 кг) для мальчиков;
    • 5.7 – 9.3 кг (средняя – 7.3 кг) для девочек.
    • Двигательная активность

      При рождении ребенка его центральная нервная система, регулирующая работу мышечного аппарата, является незрелой. По мере взросления движения малыша становятся более осознанными, упорядоченными, к полугодовалому возрасту заметно прогрессируют.

      Среди движений крупной моторики к 6 месяцам ребенок хорошо осваивает различные варианты переворотов: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. Он уверенно держит голову и поворачивает ее в разные стороны. Лежа на спине, может ухватить руками себя за ножки.

      Некоторые дети в этот период уже научились ползать по-пластунски, а другие только готовятся к этому, что может проявляться в следующем:

    • лежа на животике, ребенок переставляет ручки и немного подтягивается вперед или отталкивается от пола, скользит на животе и совершает движения назад;
    • лежа на животике, поднимает верхнюю часть туловища с опорой на ладони выпрямленных рук;
    • встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад;
    • лежа на животе, облокачивается на одну ручку, а другой тянется за игрушкой.
    • Видео: Как помочь ребенку научиться ползать

      Научившись ползать и менять положение тела в пространстве, дети расширяют свой кругозор и приобретают способность самостоятельно передвигаться, что доставляет им огромную радость.

      В зависимости от индивидуальных особенностей в возрасте 6 месяцев ребенок уже может сидеть или только учится этому. Одни делают попытки самостоятельно подняться вверх из лежачего положения, другие — крепко держась за протянутые к нему пальцы взрослого.

      Важно: Не рекомендуется насильно пытаться усадить малыша, обложив его подушками. Он должен сесть сам, держа спинку ровно, без посторонней помощи, и происходит это тогда, когда его мышцы будут к этому готовы.

      При поддержке взрослых за руки или под мышки полугодовалый ребенок может совсем недолго постоять на ножках, которые еще не полностью разгибаются в коленках, отталкиваться от твердой поверхности, как бы приседая, подпрыгивая и пританцовывая. Очень быстро развивающиеся дети пытаются уже самостоятельно встать на ноги, подтягиваясь и держась за бортики кровати.

      Движения пальцев рук и кистей, относящиеся к мелкой моторике, тесно связаны с речью ребенка. В возрасте 6 месяцев малыш уже способен держать игрушку небольшого размера одной или двумя руками, бросать, а затем поднимать, трясти или стучать ей.

      Несмотря на то, что оппозиция большого пальца всем остальным у него еще не очень развита, он может довольно ловко взять игрушку всей ладошкой, как ковшиком, из разных положений и перекладывать ее из одной руки в другую, может держать по игрушке в каждой руке. Также он начинает знакомиться со свойствами предмета, попавшего к нему в руки, ощупывая его ладонью.

      Развитие речи и слуха

      В возрасте 6 месяцев ребенок уже хорошо узнает голос родителей, даже если их нет в поле зрения. Он радуется и оборачивается, когда его зовут по имени, смотрит в сторону хорошо знакомого предмета или человека (бабушка, дедушка, мама, папа), когда взрослый обращается к нему.

      Шестимесячный ребенок внимательно слушает речь взрослых, следит за их артикуляцией, интонацией. Он произносит протяженные гласные звуки, присоединяет к ним некоторые согласные, образуя отдельные слоги и ритмично проговаривая их. Например, «ма-ма-ма», «па-па-па», «да-да-да», «бу-бу-бу», «ва-ва-ва» и так далее. Количество новых слогов увеличивается с каждым днем. Тренируя свою речь, малыш охотно долго и громко повторяет понравившиеся ему слоги, экспериментирует с губами и языком.

      К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение и способность различать много цветов (желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый). Теперь он начинает обращать свое внимание на довольно мелкие предметы, так как четко видит их очертания. Малыш хорошо различает по внешнему виду знакомых и чужих людей. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему и хочет потрогать. Следит глазами за двигающимися предметами и взглядами других людей.

      Эмоциональное развитие

      В возрасте до полугода способами выражения чувств для малыша были только крик и плач. Теперь же спектр проявляемых им эмоций становится намного разнообразнее, он начинает понимать их, может быстро менять настроение. Он пользуется мимикой, звуками и жестами. Ребенок улыбается, если с ним ласково разговаривают, пугается громких звуков, хмурится и может даже заплакать, если кто-то вблизи ссорится или говорит на повышенных тонах. Настораживается при виде незнакомого человека или попадания в непривычную обстановку, смеется, когда бросает игрушки на пол или играет со взрослыми.

      Малыш начинает осознавать свое влияние на окружающих. Многим детям нравится быть в центре внимания. Если их поступки вызывают восхищение и поощрение у взрослых, они будут снова и снова повторять их. Шестимесячный ребенок постоянно требует внимания близких людей и старается различными способами удержать их возле себя, особенно маму.

      Дети, достигшие 6 месяцев, уже проявляют пищевой интерес. Они активно изучают то, что лежит в тарелке у родителей и хотят попробовать новые продукты. Такое поведение свидетельствует о том, что они готовы к введению прикорма. Можно давать пробовать малышу небольшие кусочки пищи.

      В полгода ребенок уже подолгу играет самостоятельно (10-15 минут), занимается одной игрушкой: перекладывает ее из одной руки в другую, засовывает в рот, бросает и поднимает, внимательно рассматривает и изучает. Он с удовольствием ищет игрушку, спрятанную под платочек, бросает ее на пол и следит за траекторией падения, а потом ищет взглядом, где она оказалась. Любит открывать и закрывать коробочки, кладя туда разные предметы.

      Малыш также с большим интересом изучает лицо взрослого, касается ручками его глаз, носа, рта, ушей, может подергать за волосы и попытаться засунуть палец в рот. Он уже понимает, что он и мама – это два разных человека.

      Начинают формироваться простейшие причинно-следственные связи. Малыш понимает, что если нажать на кнопку в игрушке, то заиграет музыка, если игрушка упадет, будет слышен громкий звук, если закричать, то мама обратит на него внимание.

      Чтобы оценить развитие ребенка в 6 месяцев, можно провести простой тест. При этом важно понимать, что выполнение малышом определенных задач зависит не только от реального уровня развития, но и от его настроения, комфорта и окружающей обстановки.

      Тест может включать следующие задания:

      1. Взять одну из любимых игрушек ребенка и расположить ее на расстоянии 20-30 см от него. Малыш должен перевести взгляд от окружающей обстановки на игрушку и выделить из всего остального, что его окружает.
      2. Дать ребенку сначала бутылочку с молоком, а затем игрушку. При виде бутылочки он должен открыть ротик, а при виде игрушки – проявить к ней интерес.
      3. Говорить с малышом, постоянно меняя свою мимику. Ребенок должен пытаться повторять выражение лица взрослого (улыбаться, сердиться, морщить лобик, смеяться).
      4. Дать ребенку игрушку, а потом попытаться ее забрать. Малыш будет выражать недовольство и крепко держать предмет, оказывая сопротивление.
      5. На самом деле, задания для теста могут быть самые разнообразные. Главная их задача не показать соответствие или отставание в развитии, а продемонстрировать приобретенные умения и навыки.

        Видео: Тесты для оценки развития ребенка в 6 месяцев

        Развивающие игры и занятия

        Для шестимесячного малыша большое значение играет режим дня, чередование сна, когда он отдыхает и набирается сил, и бодрствования, времени игр, во время которых он узнает новое. Игры и занятия с ребенком в возрасте 6 месяцев должны способствовать его развитию, освоению и закреплению новых навыков. Чтобы малыш быстрее научился переворачиваться и ползать, ему нужно больше времени проводить на полу, где будут на разном расстоянии от него расположены игрушки.

        Для развития речи нужно много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, рассказывать стишки. Во время игр надо стараться четко и медленно произносить названия предметов, их цвета, размеры, свойства, положение в пространстве.

        Особенно полезно общение во время прогулок, когда малыш знакомится с окружающим миром, называть все, что он видит вокруг, дать ему потрогать листики, ствол дерева, цветочки, землю, песок. Показывать самолеты в небе, животных, машины (скорую, пожарную и полицию) и проговаривать звуки, которые они произносят.

        Из игрушек ребенку будут интересны кубики из разных материалов, пирамидки из разноцветных колечек или из формочек, которые можно ставить друг на друга, погремушки, различные по форме и текстуре мячики. Учитывая, что с 6 месяцев у многих начинают прорезываться зубы, им очень понравятся резиновые игрушки и специальные грызунки с охлаждающим гелем.

        Для улучшения мелкой моторики можно предложить ребенку мешочки, содержащие пуговицы, фасоль, камушки, крупы. Играть с ними он должен только в присутствии родителей.

        Рекомендация: В возрасте 6 месяцев родителям необходимо подготовить дом к тому, что ребенок скоро будет ползать, убрать все опасные для него предметы, до которых он сможет дотянуться и причинить себе вред.

        Видео: Что умеет ребенок в возрасте 6 месяцев

        Развитие каждого малыша происходит индивидуально, с учетом его особенностей, способностей и обстановки в семье. Тем не менее, обязательным поводом для обращения к врачу является отсутствие к концу шестого месяца следующих действий в поведении ребенка:

      6. стремления дотянуться до игрушки, лежа на животе;
      7. переворотов с живота на спину и обратно;
      8. протягивания ручек по направлению к взрослому с просьбой взять его;
      9. реакции на звуки и шорохи, находящиеся вне поля его зрения;
      10. попыток научиться сидеть при поддержке взрослых;
      11. удерживание верхней части туловища в положении лежа на животе;
      12. перекладывание предметов из одной руки в другую;
      13. распознавание родителей и посторонних.
      14. Особое внимание стоит уделить речевому развитию ребенка. Тревожиться нужно, если к шестому месяцу жизни малыш не лепечет, не пытается повторять звуки за взрослыми.

        www.prosto-mariya.ru

        Ребенок 6 месяцев Особенности развития

        Шесть месяцев – это по праву первый юбилей в жизни маленького человечка. Ребенок 6 месяцев: практически постоянно двигается, играет, активничает и пытается изучать каждый предмет, который попадает ему под крошечную ручку. А значит и питание ребенка в 6 месяцев должно соответствовать его энергичному образу жизни и конечно удовлетворять все потребности организма.

        Обычно к этому возрасту начинают водить прикорм. Меню ребенка в 6 месяцев, который находится на искусственном вскармливании, уже достаточно разнообразное и он уже попробовал ряд новых продуктов. А вот для деток, находящихся на грудном вскармливании лучше всего начинать с овощного пюре. И так постепенно в рацион питания ребенка 6 месяцев вводить тыкву, кабачок, морковь, брокколи. Но готовить блюдо на первых порах лучше из одного вида овоща и вводить по ? чайной ложки, постепенно увеличивая порцию. В случае если малыш не очень хорошо набирает вес, то целесообразнее начать прикорм ребенка 6 месяцев с каши (рисовая, гречневая). Но тоже только из одного вида крупы. Затем можно постепенно ввести фруктовое пюре, яичный желток, творожок, сок.

        К этому возрасту жизни рост ребенка увеличивается на 15-17 см. Вес увеличивается (примерно) на 650 грамм.

        Малыш по-прежнему спит днем 2-3 раза, по 2 часа. Режим дня ребенка 6 месяцев практически не отличается от режима пятимесячного ребенка, он по-прежнему спит днем 2-3 раза, по 2 часа. Желательно, чтобы хотя бы 1 раз в день малыш спал на свежем воздухе. Ночью сон глубокий продолжительностью до 11 часов. Малыш сам постепенно будет переходить на 5-ти разовое питание, кушать с перерывами 4 часа днем и 8 часов ночью.

        Не зависимо от того, сколько спит ребенок 6 месяцев, периоды его бодрствования должны быть активными и наполнены игровыми занятиями и общением. В 6 месяцев ребенку развитие его можно охарактеризовать следующими достижениями:

        1. Малыш уже произносит различные звуки, подражая взрослым. Активно прислушивается к словам папы и мамы, старается повторять за ними.

        2. К этому времени ребенок уже запоминает название большинства предметов окружающих его. Реагирует на произнесение названий данных предметов, увидев, тянется за ними.

        3. Играя с игрушками, малыш уже перекладывает их с руки в руку.

        4. Кроха научился бросать игрушки. Он выбрасывает их с кроватки или манежа, прислушиваясь к звукам.

        5. Ребенок 6 месяцев уже способен самостоятельно собрать все игрушки в корзину или специальный ящик для игрушек.

        6. Маленький непоседа уже немного ползает, он может продвинуться на расстояние до 30 см.

        7. Малыш уже хорошо сидит, держась за кроватку. При опоре пытается встать на ножки.

        Особенности развития детей этого периода жизни заключаются в том, что начинаются формироваться речевые навыки. С ними нужно чаще разговаривать, правильно называть предметы и все что происходит вокруг. Естественно ребенок многое не понимает, но он с интересом будет слушать вас, формируя свой пассивный словарный запас. Малыш быстро запоминает названия предметов, скоро он уже сможет указывать на некоторые из них. К тому же ребенок 6 месяцев умеет уже или учится устанавливать причинно-следственные связи. В этом ему можно помочь, приобретая развивающие игры и игровые доски. Малыш играя будет получать удовольствие от того что у него получается это делать. Нажал на кнопочку — заиграла мелодия, покрутил ручку – затрещала трещотка, действия очень простые по своей сути, но удовольствия принесут вашему ребенку просто огромные.

        Ребенку можно предложить для игры различной формы фигуры, кубики, матрешки и т.д. Кроме того при выборе определенных игровых пособий для данного возраста, обращайте также и внимание на то, чтобы они были направлены и на творческое развитие детей. Не забывайте, что игрушки для детей 6 месяцев должны быть сделаны из качественных материалов и быть безопасными для малыша. Ребенок с охотой выбрасывает игрушки из кроватки, поэтому можно привязать какую-нибудь из них на веревочку и несколько раз показать, как можно выбросив ее потом подтянуть назад. Будьте уверены, что это заинтересует вашего малыша. Единственное, НО, это не оставляйте ребенка с подобной игрушкой наедине.

        Сенсорное развитие детей в этом возрасте особо важно, особенно следует уделить внимание тактильным ощущениям малыша. Разнообразьте игры, по возможности нужно давать ребенку трогать игрушки. Важно чтобы игрушки были разной фактуры — мягкие и твердые, гладкие и шершавые и т.д. Гуляя по улице подобным образом можно познакомиться с растениями, фруктами, снегом, следя при этом, чтобы он не тянул их в рот. А для того, чтобы и познавательное развитие ребенка началось своевременно, то также немаловажно произносить названия данных предметов, малыш как губка, очень быстро усваивает получаемую информацию. Ребенок 6 месяцев уже получает особенный восторг от купания. Поэтому это процесс необходимо разнообразить играми на воде с игрушками: корабликами, пластмассовыми рыбками, уточками и др. Подобные игрушки отличным образом формируют координацию движения у малыша. Играя, не забывайте о простых правилах безопасности, не оставляйте даже на пару секунд его одного в воде.

        Малышам очень нравится раскачиваться, потому отличным подарком для них к юбилею будут специальные детские качели с сиденьем. Качая на качелях ребенка можно произносить различные слова. Кроха будет реагировать на них с удовольствием, и это в свою очередь будет положительно влиять и на умственное развитие ребенка. Он также будет в восторге от игры на коленях у родителей, и а результате чего хорошо запомнит произносимые вами при этом слова, поэтому постарайтесь придумать какую-нибудь интересную рифму.

        Физическое развитие детей шестимесячного возраста уже предусматривает и начало ползание. И манеж, в котором малыш играл ранее, становится тесен для него. В это время можно расстелить на полу комнаты какое-нибудь одеяло, предварительно убрав подальше опасные вещи. Маленький следопыт будет с интересом изучать территорию комнаты, играть с расставленными рядом игрушками.

        Ребенок 6 месяцев умеет обычно уже сидеть. В случае если ваш малыш пока еще не готов самостоятельно седеть, не следует специально усаживать его на подушку. Для малыша пока он не научится самостоятельно сидеть на кроватке, лучшим вариантом будет детский шезлонг.

        Эмоциональное развитие ребенка

        Занятие 1. Родители, перед тем как кормить, переодевать, умывать ребенка создают особую эмоциональную обстановку. Например, мама показывает бутылочку и спрашивает: «Кто будет кушать?», улыбаясь, помогает ему принять нужную форму. Эмоциональное общение в форме игры обеспечит хорошее настроение.

        Занятие 2. Мама должна вести себя таким образом, чтобы малыш реагировал, когда к нему обращаются по имени. Таким образом, проверяется реакция малыша. Мама находясь не далеко от него называет имя схожее с его именем, повторяет его. Потом мама называет правильно имя своего ребенка. Услышав которое он должен радоваться и оборачиваться к родителю.

        В какие развивающие игры 6 месяцев ребенку можно использовать?

        Не стоит забывать о том, что именно игра является важным этапом в развитии ребенка. Крохе безумно нравится, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Он любит также, когда мама или папа гремят погремушкой или ударяют о жестяную коробку, т.е. предмет в игре выступает как средство общения. Можно, например, предложить малышу поиграть в развивающую игру «Снимаем шляпы». Ведь ребенок только еще начинает узнавать лица, конечно, долго разыгрывать его вы не сможете, но ему определенно понравится одевать и снимать шляпы.

        Для того, чтобы малыш не испугался, то на определенное мгновение снимите шляпу и дайте ему понять что вы все еще его папа или мама. Если все — таки ребенок 6 месяцев испытывает определенный страх, то стоит отложить эту игру, когда он подрастет, чтобы это не повлияло отрицательно на психологическое развитие ребенка. Если все порядке, то вам потребуется различные виды головных уборов (колпак, шапочка для душа, вязаная шапочка, бейсболка, шляпа и т.д.) и детское кресло. Маски в данном случае не подойдут, они могут испугать ребенка этого возраста. Посадите кроху в кресло лицом к себе. И поочередно надевайте шляпы, привлекая тем самым внимание на себя: «Посмотри на меня, я пожарный!». Затем наклоните голову к ребенку и дайте возможность потрогать и снять головной убор. Это игра способствует развитию осознание причины и следствия, понимание неизвестности предмета, преодоление страха перед незнакомыми людьми и дает определенные социальные навыки.

        Всем известно, что самая простая игра, которая открывает огромные возможности – это знакомство с миром на ощупь. Это игра не требует специальных приспособлений, не отнимает практически времени у взрослых и в нее можно играть с рождения и везде. Начать стоит с дома: неся малыша в ванную или просто держа на руках , проводите его маленькой ручкой по всем попадающимся поверхностям (шкаф, металлический ключик, меховое пальто, стенка и т.п.). И обязательно дайте потрогать материалы из которых сделаны мамины наряды (хлопок, лен, шелк, бархат, шерсть и синтетика). Малышу это будет очень любопытно, интересно и ново. Да, и при этом не забывайте произносить название того, что кроха трогает в данный момент. Затем можно и перенести игру на улицу. Если ребенок 6 месяцев уже ползает, то можно менять ему чаще фактуру «подстилок». Это могут быть лоскутные одеяла, пеленка, клеенка, развивающий коврик и т.д.

        Необходимо использовать игры, которые будут способствовать расслаблению пальцев и кистей рук. Например, «Красим забор» (движение кисти вправо-влево, вверх-вниз), «Курочка пьет водичку» (ритмичные наклоны рук вперед, пальцы сложены в виде клюва ), «Погладим котенка» (плавные поглаживающие движения сначала одной, а потом и другой рукой). На первых началах выполняйте данные движения, взяв ласково ручки малыша в свои ладони. А через некоторое время (несколько дней) кроха будет их воспроизводить самостоятельно.

        Мама кладет возле ребенка музыкальную игрушку, предварительно обвязав ее лентой длинной 60-80 см, на конце которой привязано кольцо диаметром до 6 см. Кольцо ложится перед ребенком на расстоянии 30 см. Малыш хватает кольцо, натягивая ленту, тем самым раскачивая погремушку, которая вследствие этого начинает звенеть. Тем самым ребенок запоминает связь между своими действиями и полученным результатом.

        Мама в процессе ухода за малышом кратко поясняет ему свои действия. Одновременно вслушиваясь в речевую реакцию малыша. Если ребенок начинает лепетать или гулить, маме нужно вступать в перекличку с ребенком. Ребенок сначала внимательно прислушивается, а потом более активно начинает подражать звукам издаваемым матерью. С полугодовалого возраста взрослый уже обращается к малышу с вопросом «Где?». Для этого в комнате по углам расставляются любимые игрушки. А потом задаются вопросы: «Где машинка? Где собачка?» и т.д. Игрушки должны стоять всегда в одном и том же месте. Постепенно ребенок запоминает месторасположения тех или иных игрушек и на вопрос мамы поворачивает голову в нужную сторону.

        Для того, чтобы ребенок имел возможность понимать отдельные слова, то с ним следует разговаривать медленно, отчетливыми и простыми фразами (это кукла Маша, это книга мамы). Выделяйте отдельные слова, стройте короткие фразы и делайте определенные паузы между ними, чтобы кроха смог их разобрать. Имитируйте звуки, произносимые вашим малышом. Взаимная имитация доставит вам обоим большое удовольствие. Разнообразьте музыкальные записи, читайте простые стишки и потешки несколько раз. Книжки для детей этого возраста должны быть с красочными картинками, чтобы захватить внимание ребенка.

        Научите кроху выполнять простые просьбы («Помаши ручкой», «Поцелуй бабушку», «Дай маме куклу»), при этом добавляйте слово «пожалуйста», для того чтобы ребенок учился распознавать просьбу. Конечно это сразу не случится и потребуется определенное время, но не в коем случае не показывайте своего разочарования, а помогайте малышу выполнять ваши просьбы и в конце концов он это обязательно сделает. И как только это произойдет, избегайте дрессированного общения с ребенком, требуя выполнить выученный «номер» каждый раз, когда появится соответствующая публика.

        vihra.ru

        Развитие ребенка в 6 месяцев: что он должен уметь

        Время стремительно мчится вперед и вот малышу уже целых 6 месяцев. За это время он многому научился: активно реагировать на знакомые голоса и звуки, узнавать близких ему людей, старается потихоньку ползать. Возможно, у него уже пробиваются первые зубки.

        Если сравнивать с предыдущими месяцами, ребенок стал меньше прибавлять в весе, так как его жизнь постепенно становится все более активной. Малыш медленно приобщается к разнообразной пище. Правильное питание и развитие ребенка 6 месяцев зависит от его родителей, а регулярные занятия с крохой благотворно сказываются на его психофизическом состоянии.

        Особенности физического развития

        Возраст ребенка в 6 месяцев является тем рубежом, когда и мамы, и педиатры стараются оценить уровень развития крохи по специальным оценочным таблицам или общепринятым показателям.

        Следует отметить, что все физические параметры для мальчиков и девочек будут отличаться друг от друга, правда, не существенно. Многие мамы очень волнительно относятся к тому, как растет и развивается их малыш, поэтому рассмотрим основные моменты того, как выглядит шестимесячный ребенок при нормальном физиологическом развитии.

        Лежа на животе, кроха уверенно опирается на руки с полностью раскрытыми ладошками и таз. Детки более младшего возраста в таком положении обычно опираются на кулачки и не разгибают руки в локтях.

        В шесть месяцев ребенок уже достаточно хорошо отрывает от горизонтальной поверхности грудную клетку и животик, но еще продолжает упираться на таз и бедра. Совсем скоро он начнет осваивать умение ползать. В положении лежа на спинке, кроха может отрывать голову от поверхности и подолгу играть игрушками, висящими перед ним, вытягивая при этом ручки.

        Все предметы, которые его окружают, ребенок тянет в рот. Он даже может ухватить себя за стопу и подтянуть ее ко рту.

        Кроме этого к полугоду нормально развивающийся ребенок должен иметь следующие навыки и умения:

      15. как уже говорилось, он свободно переворачивается со спинки на животик и в обратном направлении, одинаково хорошо в обе стороны;
      16. опирается на ручки и поднимает грудь и живот от поверхности;
      17. в ручках и ножках малыша снижается гипертонус мышц и совсем исчезает;
      18. лежа на животике ребенок умеет играть игрушками, опираясь то на одну, то на другую ручку, может перекладывать предметы из одной ладошки в другую;
      19. может подтягиваться на ручках, когда его приподнимают за пальчики, словно пытаясь сесть;
      20. осваивает навыки ползания;
      21. делает слабые попытки вставать в кроватке, держась за бортики;
      22. если его придерживать под ручки, активно «шагает» и «пританцовывает»;
      23. Если от малыша спрятать какую-либо игрушку или предмет, он начинает искать его взглядом по комнате;
      24. активно «болтает» нараспев, умеет играть самостоятельно в течение 10-15 минут;
      25. Многократно повторяет те действия, которые у него хорошо получаются (открывает и закрывает книжку, разворачивает и заворачивает платок и прочее).
      26. Особенности психологического развития

        Постепенно, шаг за шагом, ребенок учится сложной науке овладевания собственным телом. По мере того, как он начинает понимать все большее количество слов и различать голосовые интонации, взаимоотношения между взрослым и ребенком становятся более сложными.

        Малыш не только радуется обращенной к нему речи, но и старается понять ее, учится различать отдельные звуки и слоги. Это важные моменты в психо-эмоциональном развитии крохи. Запоминая отдельные звуки и слоги, он со временем начнет их повторять.

        В этом возрасте дети любят слушать сказки, потешки, стишки, колыбельные песни. Очень важно учиться разговаривать с ними простым и правильным языком, чтобы речь ребенка была правильной.

        К шести месяцам жизни улыбка ребенка становится все более осознанной, он начинает испытывать целый спектр различных эмоций от радости до злости. Он хорошо различает «своих» и «чужих» людей, по-разному веет себя с ними. Если в близкими он всегда весел и активен, на их появление в комнате может реагировать радостью, смехом, то на чужих людей он смотрит с опаской и настороженностью. Если что-то крохе не понравится, он может громко разреветься.

        К концу шестого месяца малыш умеет произносить до 30-40 разнообразных звуков, его «речь» все больше совершенствуется. Если ему что-то не нравится, то он уже не реагирует на это плачем. Напротив, протест, недовольство и прочий дискомфорт он выражает определенными звуками и интонацией. Подобным образом малыш вступает в диалоги, которые все больше приобретают черты сотрудничества. Его слух тоже развивается, поэтому ребенок хорошо различает голоса родителей.

        Полугодовалые дети способны проявлять свои чувства: нежность, ласку, любовь. Кроха может крепко прижаться к маме, обхватить ее шею руками. Малыш часто просится на ручки к близким людям. Постепенно у него формируются несложные причинно-следственные связи: если нажать кнопку на игрушке, та заиграет, если уронить погремушку, раздастся стук и прочее. Ребенок начинает проявлять интерес к тому, для чего предназначены те или иные предметы.

        Полгода – это еще и повод начать приучать малыша к взрослой пище, так как питание и развитие ребенка 6 месяцев является базой для его дальнейших успехов. Но если ваш ребенок все это время находился на искусственном вскармливании, то прикорм в этом случае вводится на 1-1,5 месяца раньше.

        Первый прикорм, который вводится в рацион малыша – овощное пюре. Оно богато витаминами, минералами, растительной клетчаткой и, как только кроха привыкнет к новой пище, вполне может заменить одно кормление для полноценного развития шестимесячного карапуза.

        Чтобы предупредить пищевые реакции ребенка, овощное пюре вначале готовится из овощей одного вида (например, из кабачков, цветной капусты, моркови). Вначале ребенку дают 1-2 чайных ложки новой пищи, желательно в утренние часы, чтобы у мамы была возможность понаблюдать за реакцией малыша и докармливают грудным молоком или смесью (смотря какой вид вскармливания применялся).

        Постепенно объем пюре доводят до 150 граммов. Допускается добавлять в пюре нескольких капель растительного масла. Каждый новый овощ следует вводить в рацион питания только после того, как кроха привыкнет к предыдущему. Со временем можно готовить пюре из овощей двух-трех видов.

        О том, как правильно вводить прикорм при грудном вскармливании, вы можете узнать из нашей статьи: Таблица введения прикорма при грудном вскармливании

        Более подробно о том, как правильно вводить прикорм при искусственном вскармливании, вы можете узнать здесь: Введение прикорма при искусственном вскармливании: таблица

        Полугодовалый ребенок спит в среднем 13-15 часов в сутки. Это время делится на два дневных сна по полтора-два часа и ночной, продолжительностью около 10 часов. Он может просыпаться ночью для кормления, но интервалы между ночными кормлениями должны быть не менее 5-6 часов. Хотя, все дети индивидуальны и если ваш ребенок ночью ест чаще, он имеет на это полное право.

        Чтобы вечером было легче уложить ребенка спать, необходимо соблюдать некоторые простые правила:

      27. интервал между ночным и последним дневным отдыхом малыша должен составлять не менее четырех часов;
      28. вечерние ванны расслабляют и успокаивают нервную систему, поэтому кроха быстрее заснет;
      29. после купания малыша следует покормить.
      30. Если ребенок полноценно отдыхает, у него будет больше сил и энергии днем для освоения пространства и получения новых умений и навыков.

        Более подробно о том, как правильно должен спать новорожденный, вы можете узнать здесь: Как правильно новорожденного уложить спать

        Отучение от соски: необходимо ли?

        Некоторые сердобольные родители рекомендуют начинать процесс отучения ребенка от соски с того времени, как у него появился первый зуб. Соска оказывает на зубы определенное давление, которое может привести к искривлению зубов и дальнейшим проблемам с речью.

        Однако, не стоит забывать, что сосательный рефлекс в ребенке заложен самой природой. Еще находясь в животе у матери, он с легкостью находит свой палец и сосет его, что и продолжает делать после рождения.

        К сожалению, никаких медицинских способов отучения от соски не существует. Конечно, ребенок не откажется от пустышки сразу и на процесс отучения уйдет немало времени. Если во рту крохи есть один, два или даже шесть зубов, большого вреда соска не принесет.

        Однако, действительно, если начать отучение слишком поздно и этот процесс затянется, то вышеперечисленные проблемы ребенку обеспечены. Тем не менее, не стоит превращать пустышку в психологическую травму и для малыша, и для его родителей.

        Если вашему ребенку всего шесть месяцев, а вы хотите начать мягко отучать его от соски, начните с элементарных ограничений. В этом возрасте ребенок начинает учиться пить из чашки, количество ночных кормлений из бутылочки сокращается, и кроха незаметно для себя начнет ограничивать эту «дружбу» с пустышкой.

        Игры и развлечения малыша шести месяцев должны быть направлены на его дальнейшее развитие. Полгода – самое время, что приобрести крохе несколько красочных книжек с картинками и картонными страницами. Это позволит ему самому листать книжки и рассматривать изображения и иллюстрации. Важно, чтобы в книжках были пропечатаны коротенькие стишки или потешки. Совместное чтение книг с шестимесячным малышом позволит ему начать говорить.

        Можно сшить несколько льняных мешочков и наполнить их разными видами круп, пуговицами, камешками. Главное, чтобы содержимое не высыпалось из мешочков, и малыш не мог его проглотить. Игры с такими самодельными игрушками хорошо развивают мелкую моторику крохи. В игровой форме мама может делать ребенку массаж пальчиков, давать ему катать в ладошках мячики, резиновые шарики, грецкие орехи. Главное, соблюдать технику безопасности и следить, чтобы ребенок не тащил их в рот. Хороший эффект в развитии мелкой моторики дают игры-потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие.

        Одной их проблем всех молодых родителей является покупка большого количества игрушек, которые со временем захламляют пространство квартиры и быстро надоедают малышу. Специалисты рекомендуют разделить имеющиеся игрушки на несколько частей и выдавать их ребенку поочередно, меняя их каждые 3-6 дней. К тому же полугодовалый ребенок может одновременно играть не более чем с двумя игрушками.

        Ребенок вырос и те времена, когда он мог спокойно оставаться в кроватке, теперь в прошлом. Окружающий мир вызывает у него большой интерес, и он превращается в маленького исследователя. Занимаясь воспитанием и развитием ребенка, родители не должны забывать о его безопасности, а также набраться терпения и упорства.

        Очень важны для ребенка 6 месяцев полноценное питание и развитие, а также поддержка родных людей, чтобы помочь крохе осваивать все новые и новые горизонты и в скором времени отпраздновать свой первый день рождения.

        childage.ru