Особенности памяти и внимания в дошкольном возрасте

Особенности памяти и внимания в дошкольном возрасте

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем — либо определенном. Направленность — выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений. Сосредоточенность — углубленность в деятельность[11, с. 354].

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Объем внимания — это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, «схватить» с одинаковой ясностью.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки

Расширение объема внимания сказывается в том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Результат улучшается, если воспитатель использует при этом прием сравнения для выделения сходного и различного в объектах [1, с. 323].

Устойчивость внимания с возрастом нарастает. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Продолжительность игры годовалых детей 14,5 минут, у трехлетних это время возрастает до 27 минут; пяти-, шестилетние дети могут сохранять устойчивое внимание на протяжении 96—100 минут.

В дошкольном возрасте появляются зачатки произвольного внимания, но преобладающим всё-таки остаётся непроизвольное. Непроизвольное внимание характеризуется тем, что ребенок руководствуется преходящими интересами, его внимание в зависимости от чувства неудовольствия или удовольствия сосредотачивается то на одном, то на другом предмете. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, а вот эмоционально насыщенные ситуации способствуют сохранению внимания.

К концу дошкольного возраста у дошкольника появляется возможность управлять своим вниманием. Сначала окружающие люди при помощи ряда стимулов и средств направляют внимание ребенка, руководят его вниманием, и таким образом дают ребенку средства с помощью которых он впоследствии сам овладевает своим вниманием. Самым доступным средством для управления внимания, которым пользуются, является жест (указывание пальцем). Следующим средством является слово, которое на первых этапах сопровождает жест. Более сложными средствами, которые осваивает ребенок после трех лет, являются условные знаки (цвет, форма, геометрические фигуры), которые указывают на объект, требующий внимания. В конце дошкольного возраста дети могут усваивать знаки-символы, в которых зашифрована информация о нужном объекте, которые являются общепризнанными эталонами, управляющими вниманием (светофор, знаки-указатели входа и выхода, дорожные знаки и др.). Переход или врастание этих знаков во внутренний психический план поднимает ребенка на следующую ступень развития — появление элементов произвольного внимания, которое пока еще пользуется вспомогательными знаками-средствами [7, с. 89].

Произвольное внимание развивается в процессе освоения разных видов деятельности. Любая деятельность подчиняется общим законам. Ребенок усваивает эти законы или правила и начинает подчиняться им. Они управляют поведением ребенка, его вниманием. Выполняя действия в определенной последовательности, требуемым способом, учитывая предусмотренные правила, ребенок сознательно управляет своим вниманием, удерживает его на нужных объектах и действиях, переводит на другие в соответствии с требованиями. Это и есть элементы произвольного внимания. Ребенок, способный управлять своим вниманием в простых видах деятельности, может освоить более трудные требования учебной деятельности. К таким законам относятся элементы, общие для всех видов деятельности: цель, план, действия, контроль, оценка результата. Следовательно, при обучении любой деятельности необходимо обучать ребенка этим элементам. Именно они управляют вниманием ребенка в процессе любой деятельности, но в каждой деятельности эти элементы имеют свое особое содержание [1, с 97].

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание — подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний [15, с. 109].

Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать» [17, с. 456].

Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания, — это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объем. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.

Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является показателем готовности ребенка к обучению в школе [2, с. 134].

Выделяют следующие причины нарушения внимания: 1) врожденные особенности нервной системы, 2) нарушение речевых функций, 3) дефекты интеллектуальной сферы, 4) педагогические ошибки воспитания, 5) организация условий восприятия.

У мальчиков и девочек одинаковая степень устойчивости внимания, различия между младшими школьниками разного пола находятся в уровне различных свойств внимания. Мальчики и девочки младшего школьного возраста различаются по уровню продуктивности и переключаемости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков. Объем внимания у мальчиков больше, чем у девочек. Уровень активной концентрации внимания у младших школьников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков. У мальчиков и девочек одинаковая степень устойчивости внимания, различия между младшими школьниками разного пола находятся в уровне различных свойств внимания. Мальчики и девочки младшего школьного возраста различаются по уровню продуктивности и переключаемости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемости внимания выше у мальчиков. Объем внимания у мальчиков больше, чем у девочек. Уровень активной концентрации внимания у младших школьников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков.

studbooks.net

Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте;

Характеристика памяти как психического познавательного процесса

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Средства организации и развития внимания

1. Позиция взрослого (особенно в младенчестве, когда совместные со взрослым действия поддерживают внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес).

2. Режим дня (создает опорные точки в жизни детей, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания).

3. Непроизвольное внимание поддерживается положительными эмоциональными переживаниями.

4. Чтение сказок, рассказов.

5. Занятия в ДОУ.

Принципы организации занятий с детьми

1. Учет возрастных возможностей и особенностей детей (чем младше дети, тем меньше занятия длятся по времени).

2. Опора на непроизвольное внимание.

3. Смена видов деятельности для сохранения внимания.

4. Занятия не должны быть интенсивными, т.к. не последующем занятии дети могут быть перевозбуждены или утомлены.

Таким образом, развитие произвольного внимания – важнейшая задача ДОУ, т.к. в дальнейшем оно обеспечивает успешность обучения ребенка в школе, будет способствовать выполнению указаний учителя и контролировать себя.

СИТУАЦИЯ.Мама решила восполнить недостаточность времени в течение недели, компенсировать воскресеньем: посетить с сыном Мишей кукольный театр, поиграть вместе в компьютерные игры, сходить в гости к родным, посмотреть вместе телепередачу.

· Дайте психологический анализ действий мамы.

1. Характеристика памяти как психического познавательного процесса

2. Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте

3. Средства развития памяти

Память – это готовность человеческого мозга к восприятию, запечатлению окружающей действительности, хранению, воспроизведению и забыванию информации.

Память занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание действительности.

Память является основой любого научения и предпосылкой творческой деятельности. Память как психический процесс не дана ребенку от рождения. Она складывается по мере созревания мозга под влиянием окружающей жизни, воспитания и обучения.

По содержанию запоминаемого материала: По способу запоминания:

По длительности сохранения материала: По сознательно поставленной цели запоминания:

· Сразу после рождения на ребенка начинают действовать различные раздражители и приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. Таким образом, память выступает в простейших формах: узнавание и запечатление. С первых дней мозг ребенка способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцировать и запечатлевать ее в памяти.

· В 5-6 мес. ребенок различает людей по голосам. В 8-9 мес. узнает знакомого человека после 2-3 недель разлуки.

· Память младенца функционирует «внутри» ощущений и восприятия. Память проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания; характеризуется недлительным сохранением.

· Узнавание происходит по одному, несущественному признаку. К концу года происходит отделение памяти от восприятия и создается возможность воспроизводить предмет в его отсутствие.

· Материал фиксируется ребенком непроизвольно, т.к. память не является самостоятельным психическим процессом. Если ребенка кормят, купают, укладывают спать в одно и то же время, постепенно формируется рефлекс и ребенок начинает «готовиться».

· Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу первого года складываются предпосылки для развития словесной памяти (ребенок постепенно начинает связывать предмет со словом, запоминает его название).

По мере овладения ходьбой и речью происходит быстрое развитие памяти, т.к. ребенку становится доступным большое количество предметов и расширяется взаимодействие с окружающим миром.

· Образ памяти более гибок и подвижен, т.к. формируются представления об объектах, действиях.

· Память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием.

· К 3-м годам увеличивается объем и прочность памяти.

· Бурное развитие получает словесная память за счет увеличения словарного запаса.

· Ребенок лучше запоминает в игре, практической деятельности и то, что производит глубокое эмоциональное впечатление.

На протяжении дошкольного периода в памяти происходят существенные изменения: расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками – все это приводит к изменениям памяти ребенка. По Л.С.Выготскому, дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития памяти, т.к. в этом возрасте память выступает доминирующей психической функцией

Характерные особенности памяти дошкольников

· Память ребенка носит непроизвольный характер. Главным видом является образная память. В связи с особенностями восприятия (глобальность) и мышления (отрывочность представлений) запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно (ребенок перескакивает с одного признака предмета на другой; забывает главное).

· На 4-м году память носит непреднамеренный характер. Ребенок не умеет ставить задачу на запоминание и не владеет способами. Ребенок лучше запоминает то, с чем он действует. Большое значение при этом играет речь, т.к. включение слова в деятельность изменяет восприятие предмета и происходит запоминание цвета, формы, величины. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же сказки, рассказы.

· Память ребенка носит непроизвольный, избирательный характер, т.е. лучше запоминается то, что интересно, привлекательно. Содержанием детской памяти выступают предметы, действия людей, игрушки и т.д. неожиданность появления и новизна игрушки, сюрпризный момент, используемый педагогом, оставляет глубокий след в памяти ребенка.

· Важнейшие изменения в памяти дошкольников происходят около 4-х лет. Структура мнемической деятельности (деятельности запоминания) меняется: памяти приобретает элементы произвольности (т.е. непроизвольное запоминание перерастает в сложную, регулируемую деятельность). Запоминание превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели – запомнить. Это связано с возрастанием регулирующей роли речи, появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия определенным целям. З.И.Истомина отмечает, что в сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности впервые появляются симптомы произвольного запоминания и воспроизведения.

· Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание, т.е. когда ребенок сталкивается с такими условиями, в которых ему необходимо что-то запомнить. В таких ситуациях появляется мотив на достижение результата. Ребенок начинает использовать некоторые приемы запоминания (на 5-м году): повторение, логическое запоминание по смыслу, классификация, соотнесение с ранее известным.

· Механическое запоминание бессмысленного материала происходит у ребенка наиболее легко, за счет того, что ребенка привлекает звуковая сторона материала.

· Эйдетизм – особенность памяти дошкольников, очень точное запоминание всех деталей в той ситуации, в которой находился ребенок.

· У ребенка значительно изменяется содержание двигательной памяти (движения становятся сложными, включают несколько компонентов). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.

· Явление реминисценции – запоминаемый материал воспроизводится дошкольниками через 3-5 дней значительно лучше; вспоминаются те детали, которые вначале были забыты.

· Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, общении.

· У ребенка появляются личные воспоминания, в которых отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Таким образом, развитие памяти включается в развитие личности.

studopedia.su

Особенности формирования и развития памяти у детей дошкольного возраста

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности. Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.

Основные виды памяти

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.
  • Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

    Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная

    Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

    Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

    В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

    Чем характеризуется запоминание у детей дошкольного возраста

    Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением. То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

    У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком. Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.

    В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий

    В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействии мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.

    Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним. То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.

    У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать. Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте. Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

    Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

    Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.

    Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.

    Как научить ребенка запоминанию

    Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.

    Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры

    Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:

  • Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
  • Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
  • Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
  • Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.
  • Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.

    Характерные черты памяти у дошкольников

    В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:

    • Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
    • Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
    • Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
    • Начинает закладываться произвольная память.
    • В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
    • Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.
    • Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.

      Как развивать умственную деятельность дошкольника

      С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности. Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло. Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам. Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.

      Упражнения, тренирующие двигательную память

      Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:

    • Одному из детей нужно завязать глаза.
    • «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
    • Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
    • После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.

    Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.

    Упражнение, тренирующее зрительную память

    Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать. Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку. Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.

    Упражнения для тренировки ассоциативного вида памяти

    Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.

    pervenets.com

    Развитие внимания в дошкольном возрасте

    Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

    В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

    Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

    Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

    — складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

    — внимание становится опосредованным;

    psyera.ru

    31. Развитие внимания в дошкольном возрасте.

    Укажем особенности развития внимания в младенчестве:

    первоначально выступает как реакция сосредоточения;

    сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов в действий с ними;

    сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;

    появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

    Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

    расширяется круг предметов, их признаков, а также действии с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

    — малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

    — под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

    — внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

    Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

    — значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

    — появляются элементы послепроизвольного внимания.

    32. Развитие волевой регуляции поведения в дошкольном возрасте.

    Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов

    Укажем особенности развития воли в дошкольном возрасте:

    — у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

    — развивается способность к волевому усилию;

    — складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

    studfiles.net