Особенности детей из неполных семей

1.3. Психологические особенности подростков из неполных семей

Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.

На основании причины выделяются основные типы неполных семей:

Различаются также семьи отца и матери, составляющие абсолютное большинство среди неполных семей.

Нарушение структуры и, следовательно, полного функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. Несмотря на то, что в любой неполной семье нет объективных условий для полного развития ребенка, каждый из его разновидностей отличается своими психологическими особенностями, что оставляет свой след в развитии личности детей, воспитываемых в таких семьях.

Как указано психологом B.C. Мухиной, воспитание детей в неполной семье, имеет ряд характеристик. Из-за отсутствия одного из родителей оставшаяся часть должна принять решение всех материальных и домашних проблем возникающих в семье. Тогда как ему также необходимо заполнить дефицит образовательного влияния, которое возникло у детей. Сочетание всех этих задач очень сложно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материальные и повседневные трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими из-за отсутствия одного из родителей [52].

Согласно Й. Лангмейеру и З. Матейчеку, в семье каждым отдельным членом выполняется естественным, спонтанным образом определенная роль и удовлетворяются жизненные потребности ребенка: как физические, так и эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Когда в семье отсутствует ее какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, потому как порой невозможно заместить роль, которая данным членом семьи должна был бы выполняться как по отношению к ребенку, так и по отношению ко всей семейной ячейке [53].

Современными психологическими исследователями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

— нарушения развития интеллектуальной сферы (страдают математические, аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных способностей);

— недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

— затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

— формирования избыточной, патологической привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир. Исследования по психологии семьи имеют массовый характер, как на отечественном, так и на зарубежном пространстве. Также неустанно возрастает интерес к неполной семье в качестве предмета психологического исследования. К сожалению, приходится констатировать, что изучение неполных семей идет оторванно от психологии и социологии семьи [47].

В самом определении понятия «семья» уже кроются указания на возможные пути исследования. А.И. Антонов дает следующее определение: «Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [2]. В этом определении особое внимание уделяется социальным функциям семьи. Он ничего не говорит о семье как о специальной психологической единице. Такой акцент делается на подходах системной семейной психотерапии. Итак, А.Я. Варга определяет семью следующим образом: «Семейная система — это группа людей, связанных общим местом жительства, совместным фермерством и, самое главное, отношениями» [10, с. 6] K.Б. Зуевым обращено внимание на тот факт, что даже в этом определении основное внимание уделяется экономической функции семьи. Соответственно, следуя логике стандартных определений, мы должны при построении исследования характеристик неполной семьи в первую очередь сосредоточиться на проблемах социализации, экономических проблем и т. д.

Структура семьи, в которой мужчина добывает пищу, в то время как женщина ежедневно посвящает себя домашнему хозяйству и заботится о детях, была сохранена до начала 20-го столетия, и для нее были характерны указанные выше определения. В первую очередь, такая семья существовала для реализации ее экономических функций. Отсутствие большого количества членов в семье и единство командования неизбежно приведет к физической гибели [51].

В наше время семья во многом утрачивает свой экономический и социальный компонент. Современные международные социологические исследования показывают, что семья как социальное учреждение перестает существовать. Количество незарегистрированных браков неуклонно растет. Также в последние годы такие нетрадиционные формы брака, как гомосексуальные браки или отношения свингеров, не являются чем-то необычным. Эта ситуация в России и в целом на постсоветском пространстве выглядит несколько иначе. Несмотря на то, что наша страна соответствует мировым тенденциям (число разводов и гражданских браков чрезвычайно велико), семья является значительной и стабильной ценностью для россиян. То, что именно будет названо «семьей» в 21 веке, пока трудно сказать. Однако представляется необходимым подчеркнуть важность исследований, направленных на точное изучение психологических компонентов семейных отношений, поскольку они остаются бесспорными в любой форме семейного существования. Каждый из родителей влияет на развитие ребенка. Большинство исследователей, особенно в России, подчеркивают взаимодействие матери и ребенка. В контексте исследований неполных семей также интерес представляет влияние отца на развитие ребенка. Н.Е. Харламенкова отмечает, что «стереотипы, существующие в обществе в отношении мужского родителя, иногда искажают и выравнивают свою роль в воспитании ребенка» [51, c. 58].

Основной стереотип, о котором мы уже говорили выше, возник из истории семьи как института: отец является кормильцем, мать – воспитателем детей. Ошибочность такой недооценки воспитательной роли отца в наше время очевидна. В психоаналитической традиции он указывает на отца как вторичный объект, возникающий в жизни ребенка относительно рано. Если в первые месяцы жизни ребенок фактически находится в симбиотических отношениях с матерью, то позже есть различие между матерью и отцом. Существуют тройные отношения (триангуляция). Соответственно, основной функцией отца является разрушение симбиотических отношений с матерью и выделение дополнительного объекта для направления агрессии. Кроме того, различие между матерью и отцом дает положительный пример отношений без симбиоза.

Более поздние исследования показывают, что роль отца не столь однозначна и зависит от пола ребенка. Н.Е. Харламенкова в своем исследовании изучает влияние отца на формирование гендерной идентичности подростков и выявляет особенности их влияния [51]. По ее мнению, особое влияние отца на внутренний мир подростка является важным фактором, определяющим принятие конкретной гендерной идентичности. Не признавая мальчиков как определенно мужских или женских, отец, тем не менее, формирует у сына черты мужественности. Отец создает ситуации, в которых успех сына определяется его мужественностью. Для девочек отец является проводником ранее недоступной информации, «активно поддерживает дочь в построении новых отношений, в первую очередь с людьми противоположного пола» [3]. Таким образом, можно сделать вывод о разнообразном влиянии отца на формирование гендерной идентичности подростка.

Исследованиям различных психологических и социальных особенностей неполной семьи посвящены многочисленные работы зарубежных авторов. В целом можно выделить два крайних методологических подхода в данной проблеме: предельно статистический, распространенный преимущественно в США и некоторых странах Европы, и подход, отрицающий работу со статистикой вовсе, развиваемый в первую очередь в работах европейских психоаналитиков [41].

Интересно отметить, что, несмотря на абсолютно разные методологические и исследовательские предпосылки, различные авторы приходят к очень близким выводам, среди которых ключевыми являются:

1. Решающее значение психологических, а не формальных признаков для психологического и социального благополучия детей в будущем. Это подчеркивают представители и статистического, и психоаналитического подходов.

2. Незначительность отличий между детьми из полных и неполных семей. Мета-анализ, проведенный П. Амато, показал, что различия имеются, обобщенные графики распределений психологических показателей у детей из полных и неполных семей несколько сдвинуты, но непересекающиеся области относительно малы.

3. Ответ на вопрос: в чем именно заключается долгосрочное влияние развода родителей на психологическое развитие детей? Сторонники как статистического, так и идеографического подходов склонны указывать на наличие более низкой самооценки («более бедного представления о себе», в терминологии П. Амато [10], и «проблемы с чувством собственной полноценности» в терминах Г. Фигдора [47]; сложности с построением собственной семьи в будущем; возможно, неадекватные полоролевые стереотипы.

Исследования неполных семей в на отечественном пространстве немногочисленны и часто носят чисто прикладной характер. Иногда фактор типа семьи учитывается как сопутствующий в исследованиях, посвященных другим вопросам. Те же исследования, которые прицельно исследуют неполную семью, чаще всего предвзяты, т.к. изначально постулируют, что неполная семья – это плохо [51]. Так, в статье О.Г. Калиной, А.Б. Холмогоровой приводится обзор работ, связанных с влиянием взаимодействия отца с ребенком на его психологическое благополучие, причем впервые учитывается не только реальное взаимодействие, но и образ, создаваемый ребенком. Для диагностики представлений была разработана оригинальная полупроективная методика, которая подтвердила влияние обоих факторов. В частности, для старших подростков-юношей отсутствие в семье отца несущественно отражается на их маскулинности, если при этом образ отца у юношей позитивен [22].

Между тем М.М. Далгатов отмечает, что подростки из неполных семей замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает. Он же указывает на то, что дети из неполных семей раньше становятся самостоятельными. В первое время после ухода одного из родителей у них чаще всего наблюдается сильный страх разлуки со взрослыми, у них могут быть проблемы со сном, агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии [23].

Таким образом, нет однозначного мнения о влиянии неполной семьи на становление личности ребенка. Между тем, теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме показал недостаточность исследований неполных семей. В целом обзор литературы о проблеме неполных семей позволил заключить, что в настоящее время институт семьи претерпевает значительные изменения, что может свидетельствовать и об изменениях уровня влияния неполной семьи на становление личности детей. Современные исследования, на наш взгляд, должны быть нацелены на получение данных без субъективных оценок, без предвзятости исследователей по отношению к тому, какая семья может быть «правильной» для ребенка.

1. В «эмоциональную сферу» человека входят, различные типы эмоциональных явлений, – такие, как эмоциональный тон ощущений, эмоциональная реакция (или эмоциональный процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества. Эмоциями, считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Чувства – это наиболее сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Переживание – это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения».

2. Для эмоциональной сферы подростков характерны: очень большая эмоциональная возбудимость; большая устойчивость эмоциональных переживаний; повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности; противоречивость чувств; возникновение переживания по поводу оценки других и самооценки; сильно развитое чувство принадлежности к группе; предъявление высоких требований к дружбе. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

3. Анализ теоретических работ по проблеме психологических особенностей из неполных семей позволяет сделать вывод о том, что влияние семьи на личность подростка различно. Так одни исследователи говорят об остро негативных последствиях воспитания ребенка в неполной семье. Другие – указывают на то, что структура современной семьи изменилась, что некоторые стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к отцу ребенка. Те же исследования, которые прицельно исследуют неполную семью, чаще всего предвзяты, т.к. изначально постулируют, что неполная семья – это плохо. Что говорит о том, что имеющиеся знания особенностей подростков из неполных семей нуждается в более подробном изучении.

studfiles.net

Дети выросшие в неполных семьях. Что может быть?

Развод — это стресс для ребенка

Дети из неполных семей

Существует такое мнение, что ребенок выросший в неполной семье более серьезно относится к собственному браку. Действительно, дети из неполноценных семей могут более остро ощущать негативные последствия развода и стремиться к сохранению семьи. Но стремиться к сохранению и сохранить – это не тождественные понятия.

Профессиональные психологи утверждают, что дети выросшие в неполной семье разводятся чаще. С ними активно спорят участники всевозможных форумов, доказывая на собственном опыте то, что психологи просто сгущают краски. И в неполных семьях вырастают благополучные дети.

«Мои родители отпраздновали серебряную свадьбу, а я с мужем развелась четыре года назад. Не сложились отношения и с двумя «гражданскими мужьями».

«Меня вырастила одна мама. С мужем живем уже семь лет, о разводе и не помышляем. У нас все отлично».

Все верно. Статистика не говорит о том, что все дети выросшие в неполной семье обязательно разводятся. Просто в числе тех, кто решил прекратить свои семейные отношения, больше тех, кто вырос в семье, где отсутствовал один из родителей. Есть и другие цифры, которые не могут не заставить задуматься о действительно реальной проблеме. Но об этом я расскажу несколько позднее.

Проблема возникла не сегодня. Еще во времена СССР этот вопрос активно изучался и существовала объективная статистика. Она не была общедоступной, но ее существование я могу подтвердить. В те далекие времена я работал в одной серьезной организации и когда собрался жениться, то у меня возникли определенные проблемы: как человек допущенный к секретной информации я был обязан сообщить своему руководству о возможном изменении своего семейного положения.

Не буду описывать все этапы последующего процесса, но в результате меня ознакомили со статистикой из которой следовало, что у моей будущей семьи мало шансов (есть, но мало) стать счастливой. И все основывалось именно на том, что среднестатистические дети из неполной семьи не могут сохранить собственную семью. Почему?

Причин несколько. Если бы была только одна причина, то и бороться с проблемой было бы значительно проще. Начну с того, что неполная семья не означает того, что имел место именно развод. Это может быть преждевременная смерть одного из родителей, а может быть и отсутствие семьи, как таковой, изначально (ребенок рожден вне брака и второго родителя не знает).

Отсюда и реакция ребенка на сам факт события. Развод, в любом случае, является стрессовым фактором. Безусловно, события предыдущей жизни до момента развода будут влиять на то, насколько глубоко будет переживать ребенок. Понятно, что если брак сопровождается постоянными скандалами, один из супругов злоупотребляет алкоголем или наркотиками, и т.п., то на начальном этапе развод может восприниматься ребенком как благо.

Совсем другая ситуация возникает, когда папа с мамой жили хорошо (по мнению ребенка), и ребенку в семье было хорошо и вдруг (или не вдруг) возникла ситуация развода.

Отсюда и возможная реакция ребенка на решение родителей:

  • нежелание верить в случившееся и попытки примирить родителей;
  • страх за свою будущую жизнь (необходимость переезда, возможного брака родителей с другими (чужими) людьми, смена круга общения и т.д.;
  • враждебность и гнев по отношению к тому родителю, который, по мнению подростка, виноват а разводе;
  • возложение вины на себя за развод родителей;
  • ревность по отношению к родителю, который уходит из семьи к другому человеку, который оказался лучше ребенка.

В семье, где один из родителей умер, ситуация складывается иначе: присутствуют воспоминания о том, как хорошо жили раньше и понимание того, что так хорошо уже не будет. Тем не менее, присутствует больше положительных эмоций во взаимоотношениях и собственной оценке.

Что же касается материнских семей, то в них отсутствует сам факт семейных отношений. Ребенок постоянно проецирует себя на возможность «если бы у меня был папа». Отсюда и возможные стрессы, и осознание некоторой собственной неполноценности и ущербности.

А теперь вернемся к моменту «почему».

Почему у детей из неполных семей чаще не складываются собственные семейные отношения в будущем?

Есть неопровержимый аргумент – детей воспитывают не слова о правильной и праведной жизни, а личный пример родителей. Можно сколько угодно говорить о вреде курения, но если родители курят сами, то это, с большой долей вероятности, будет делать и их ребенок. И все разговоры о вреде курения и о здоровом образе жизни ребенком восприниматься не будут.

В психологии есть такой понятие, как «значимый взрослый». Если я буду рассказывать ребенку о том, что пить нельзя, а сам буду плавно скатываться к алкоголизму, то я не буду для своего ребенка «значимым взрослым». Во всяком случае в вопросе алкоголя – точно не буду.

Если в семье отсутствует мужчина, то мальчику не у кого учиться мужской ролевой модели, а девочка не может получить опыта построения отношений с мужчиной в семье. Вопрос стоит не в том, что в семье нет мужа – в семье нет мужчины. Это может быть дедушка или другой близкий родственник, который может стать «значимым взрослым» мужчиной. Но проблема в том, что очень часто процесс развода сопровождается «изгнанием» всех мужчин из семьи. А «мамин друг» не может безусловно стать «значимым взрослым» изначально. Любого нового человека в семье ребенок будет воспринимать, на начальном этапе, если не с ненавистью, то со страхом.

У ребенка нет перед глазами примера нормальных семейных отношений. Есть вечно усталая и много работающая мама, и беспокойная бабушка. Это модель. И с этой моделью ребенок вырастает. Модель может не нравиться и ребенок придумает себе некую «идеальную» модель, в которой все будет лучше. Но проблема в том, что это мечта, а не модель. Мечта потому, очень часто, и не сбывается, что исполнение мечты требует определенной модели поведения, а учитывая тот факт, что большинство своих действий мы совершаем «на автомате» (бессознательное), т.е. по привычке, исполнение мечты требует значительных усилий над собой. И усилий постоянных.

И как следствие статистика, которая убедительно говорит о том, что дети из неполных семей разводятся чаще. А еще они, в среднем, вступают в брак раньше, чем их сверстники. Как правило – это результат поиска «идеальной» семьи, в которой все будет «как у всех». Есть и еще одна цифра в статистике – в среде сексуальных меньшинств большинство – это дети выросшие в неполных семьях.

Получается замкнутый круг – дети растут в неполной семье и, впоследствии, имеют неполную семью. В этом нет фатальности, т.е. не обязательно так будет, но риск такого исхода достаточно высок.

Это не значит, что нужно терпеть ради детей. Нужно хорошо подумать, а приняв решение понимать возможные риски и принимать меры к их минимизации. Дети из неполной семьи – это не приговор. Просто нужно быть внимательнее и мудрее.

svistanet.com

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему семью называют ячейкой общества? Наверное, потому что выходцы из этой ячейки — наши дети — при благоприятных условиях становятся полноценными членами общества. В семье малыш проводит огромное количество времени, и именно мама с папой, а не школьное или детсадиковское окружение, формируют характер маленькой личности. Развал семьи оставляет неизгладимый след в душе ребёнка — будь то крошка-дошкольник или тинейджер.

Воспитание ребенка в неполной семье

Частая ситуация, когда после развода мама пытается свернуть горы и заменить своим детям отца. Заранее оговоримся: эта миссия для представительницы прекрасного пола невыполнима. И не потому что она чего-то не может или не умеет, а потому что малыш прекрасно отличает маму от папы и наоборот. Не стоит стараться быть тем, кем вы на самом деле не являетесь. Рассуждая про особенности воспитания детей в развалившихся, неполных семьях, не стоит считать, что такая ячейка общества является ущербной, неправильной, неполноценной. Психологи уверены, что воспитание детворы в такой семье ничем не отличается от аналогичного процесса в семье обычной. Просто в первом случае воспитательные моменты проходят сложнее для родителя, ему приходится больше делать и больше внимания уделять малышу. Здесь важны качества самого воспитателя. Если родитель сможет быть безусловным примером и авторитетом для своего ребёнка, это будет куда важнее, чем отсутствие в его жизни мамы или папы.

Основные проблемы воспитания, с которыми сталкиваются родители в неполных семьях, это нехватка внимания и любви со стороны воспитателя. Поначалу ребёнка как бы отодвигают на второй план, потому что взрослые проблемы кажутся важнее. А когда мама или папа вспоминают о главном — всё, поезд ушёл. Не нужно стараться заменить своему чаду кого-то. Просто будьте собой и дарите ребёнку то, что способны подарить: ласку, тепло, внимание. И не забывайте: не только вы формируете характер малыша — его темперамент в этом деле тоже значит немало. Стройте свои отношения с крохой на принципах сотрудничества. Этот совет актуален не только для родителей-одиночек, но и для мам и пап из полных семей.

Особенности детей из неполных семей

Перечисляя психологические особенности детей из неполных семей, можно выделить три основных: соперничество, изоляция и культ самопожертвования. Соперничество проявляется в бесконечных конфликтах мамы и папы — самых близких и самых дорогих для крохи людей. Малыш постепенно привыкает к ссорам и выяснениям отношений и начинает считать такое положение дел абсолютной нормой. Понятие брака в его голове искажается, он представляет себе семейную жизнь как вереницу конфликтов, направленных на то, чтобы выявить лидера.

Многие психологи, изучающие особенности и проблемы детей из неполных семей, отмечают: из-за острой нехватки внимания ребёнок мгновенно замыкается в себе.

Пытаясь защитить себя от происходящего, маленький человек не находит иного пути как уйти в себя. Нередко родители замечают такой “уход” не сразу. Они обращают внимание на изменённое поведение крохи лишь через время. Тем самым они запускают проблему, стимулируют ее дальнейшее развитие и укоренение.

Рассказывая про особенности формирования личности ребёнка, растущего в неполной семье, отдельное внимание стоит уделить культу самопожертвования. После развода на детских глазах разыгрывается следующая картина: мама приносит себя в жертву, лезет из кожи вон ради благополучия чада, но при этом начинает делить с ним не только радости, но и собственные тревоги. Результат — неуверенный в себе, постоянно сомневающийся ребёнок.

Для того чтобы характеристика ваших детей из неполных семей не отличалась от “нормы”, уделяйте своему крохе больше времени. Любите его, берегите его, не лишайте ласки. Но при этом критикуйте и учите. Хвалите — если заслужил. Ругайте — если имеется повод. Будьте рядом в любой ситуации.

detstrana.ru

Дипломная работа: Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей:

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

Цельюданной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Поставленнаяцель привела к решению следующих задач:

1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.

2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.

3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.

4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.

5. Провести эксперментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

6. Сделать соответствующие выводы.

Объект исследования: — дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Предмет исследования: различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования:Дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей

1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения [11 c. 28]. Пример изменения восприятия при неизменности стимулов дают т.н. «двойственные изображения». Хорошо известен рисунок, на котором два черных профиля образуют контур белой вазы. Если воспринимается ваза – профили кажутся просто «фоном»; если «фигурой» выступают профили – «фоном» становится ваза. Пример того, как разные ощущения вызывают одинаковое восприятие, – транспозиция в музыке: мы слышим одну и ту же мелодию независимо от того, в какой тональности она звучит. Оба феномена – как сдвиг, так и постоянство (константность) в восприятии структур – объясняются законами гештальтов восприятия. К ним же относятся: близость (сгруппированные стимулы, скажем, группы музыкальных нот, ритмические звуки типа постукивания или сгруппированные физические объекты, воспринимаются как связанные между собой); сходство (сходные по какому-нибудь признаку объекты объединяются в общую группу, например высокие тона, перемежающиеся низкими); и завершение (добавление недостающих частей стимулов, как в случае нарисованных пунктиром букв или цифр).

При восприятии глубины мозг реагирует на ключевые раздражители, к которым относятся несовпадение проекций на сетчатке левого и правого глаза, аккомодация хрусталиков и т.н. конвергенция (поступление сигналов, идущих по первичным нейронам от нескольких рецепторов, на один и тот же вторичный нейрон), а также пространственная и линейная перспектива. Как это свойственно для восприятия вообще, такие ключевые раздражители становятся значимыми – т.е. распознаваемыми – в результате научения и опыта. Например, наблюдая в линейной перспективе параллельные прямые, мы воспринимаем их зримое сближение (по мере удаления) как кажущееся; такое восприятие не является «автоматическим», доступным младенцу, но зависит от сформировавшегося в результате приобретенного опыта представления об этом явлении. Сходным образом зависит от научения и соответствие, устанавливаемое между величиной объекта и его удаленностью; чем крупнее выглядит объект (например, летящий самолет), тем ближе он кажется, чем мельче – тем он кажется дальше [23 c. 58].

Социальные психологи заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных и т.д. Стереотипное восприятие «ангельского личика» ребенка формируется рано: дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятии человека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторых учеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр, представляя пациента своим коллегам, характеризует его как «психотическую личность», большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности [6 c. 59].

Семья это первая среда, в которой воспитывается ребенок, и очень важно то, как он ее воспринимает (представляет). Изучение особенностей восприятия семьи позволит корректировать искаженное представление о семье, позволит разработать методики позитивного восприятия: у детей из различных социальных сред, позволит задуматься о создании в детских домах обстановки близкой к семейной. В результате рассмотрения взглядов различных авторов, таких как Л.С. Выготский, М. Черноушек, А.Н. Леонтьев, Г.А. Ковалев, Е.В. Левченко, понимание проблемы восприятия можно разделить на 3 группы:

— Подходы, в которых восприятие выступает как процесс, предполагающий активность субъекта.

— Подходы, в которых под понятием восприятия подразумевается влияние.

— Подходы, в которых под восприятием понимаются представления или образ восприятия.

На основе анализа литературы учеными была разработана схема восприятия семейной среды, в которой учитывается как активность среды, так и активность субъекта восприятия.

Основываясь на таком понимании восприятия семейной среды, было проведено исследование, в котором испытуемыми выступили 3 группы подростков в возрасте 14-16 лет: 30 человек из приюта, 30 детей из неполных семей и 30 человек из полноценных семей, где присутствуют оба родителя. В исследовании использовались такие диагностические методики как «Анализ семейной тревоги» и «Типовое семейное состояние», в том числе метод семантического дифференциала и проективные методики «Семейная социограмма» и «Рисунок семьи» [9 c. 39].

В результате исследования были обнаружены следующие особенности в восприятии семейной среды подростками из разных социальных сред:

— Дети из полных семей воспринимают семейную среду, как светлую, уютную, надежную, открытую, целостную, современную, интересную, несерьезную.

— Дети из неполных семей считают свою семью консервативной, серьезной хорошей, сильной, доброй, отзывчивой, сочувствующей, а также благополучной и щедрой.

— Дети из приюта воспринимают семью как темную, неуютную, ненадежную, закрытую, разрозненную, скучную, недружную, несправедливую, корыстную, равнодушную, лживую, наигранную, безответственную. Дети из приюта чаще других говорят, что их семья плохая, чужая, нелюбимая, далекая, слабая, пессимистичная, грустная, злая, грубая, безразличная. Они воспринимают свою семью как проблемную, бедную, неимущую, зависимую.

В целом, исследование с помощью метода семантического дифференциала показало, что в восприятии эмоциональной, экономической, а также социальной составляющей семейной среды наблюдается больше всего различий. Меньше всего различается восприятие физической и культурной составляющей среды [50 c. 97].

Было выявлено, что в группе детей из приюта критический уровень семейной тревожности встречается чаще, чем в других группах, хотя значимых различий обнаружено не было.

Анализ результатов проективных методик также показал некоторые особенности в восприятии семейной среды:

При рассмотрении величины и местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, что подростки из приюта чаще, чем другие дети забывают отметить на бланке собственную фигуру, расстояние между фигурами очень большое, фигура Я, как правило, далеко внизу. Это можно объяснить реальной отдаленностью от родителей и чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы со стороны.

Дети из неполных семей часто рисуют фигуру Я больших размеров, как правило, рядом (встречается даже слипание фигур) и на одном уровне с родителем, что может говорить об ощущении своей значимости в семь, а также близости к родителю. Фигура Я в неполной семье, за неимением второго родителя, несет на себе множество функций, а, следовательно, является более значимой даже чем в полной семье.

Дети из полных семей рисуют фигуры, как правило, на среднем расстоянии друг от друга. Фигура Я, как правило, располагается между родительскими фигурами [10 c. 45].

Что касается эмоционального фона рисунков, то выяснилось, что в группе детей из полных и неполных семей в 100% рисунков наблюдается положительный эмоциональный фон. В рисунках детей, лишенных родительского попечения, преобладает нейтральный эмоциональный фон (часто рисуют людей без лиц, чего не встречается у детей из полных семей).

1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях

Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей.Неполная семья- это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья- это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок[45 c. 29].

Причины увеличения числа семей с одним родителем

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

— изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

— распространение добрачных связей,

— изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

— утрата семьей своей производственной функции;

— неподготовленность молодежи к браку;

— завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

— алкоголизм и наркомания.

Источники формирования неполных семей:

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2002 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за 2001 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.

Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, чтонаиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи.Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющембольшинстве случаев инициатором развода выступает женщина.Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональныйрост смертности мужчинв трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.) [45 c. 87].

В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеруувеличивается число детей, рожденных вне брака.

В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства [12 c. 145].

Проблемы неполных семей.

Семья выполняет следующие функции:

— экономическая- заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

— эмоциональная функция- удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

— функция духовного общения — совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

— функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др.

Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей,к которым относятся социально — экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей [45 c. 54].

Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие [11 c. 125].

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе [22 c. 25].

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [12 c. 22].

В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [19 c. 55].

В неполной семье оставшемуся родителю нетрудно создать у ребенка негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, оставшаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что все мужчины плохие.

Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо.

Так как дети в неполной семье не могут наблюдать отношения между мужчинами и женщинами, то они вырастают, не имея целостной модели этих отношений.

Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина — мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отношению к мужчинам и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрые и близкие отношения со взрослыми мужчинами, которых она знает и уважает.

Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезнейшей проблемой, заласканные матерью или убедившись в том, что в обществе главенствуют женщины они начинают чувствовать, что мужчины – ничтожество [29 c. 130].

Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Она или готова на роль прислуги — дает все и ничего не получает или чувствует, что может все делать самостоятельно и быть совершенно независимой.

В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. В силу своего состава неполная семья занимает особое положение, а ее влияние на развитие личности ребенка в разных возрастах изучена недостаточно. Актуальной является и проблема развития мальчиков и девочек в неполной семье. Воспитательная ситуация в такой семье отличается особой сложностью и своеобразием. В основном, в литературе рассматриваются вопросы, связанные с переживаниями ребенка во время развода родителей и послеразводный кризис, и очень мало работ об отсроченном влиянии распада семьи на развитие ребенка.

Объектом исследования являются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста из разных типов семей, а предмет исследования — личностная сфера ребенка [10 c. 29].

Экспериментальная часть исследования проводилась в 2002-2003 в детском саду г. Перми, в качестве испытуемых выступали дети трех возрастных групп в количестве 81 человек. Для изучения личностных особенностей детей использовался личностный опросник Кеттелла, для изучения самооценки детей младшего школьного возраста методика Дембо-Рубинштейна, а для детей среднего и старшего школьного возраста методика Ковалева. Методика А. Прихожан использовалась для изучения личностной тревожности и методика Рокича для изучения ценностных ориентации.

Наибольшее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу в группах мальчиков неполная семья оказывает в младшем школьном возрасте, к старшему школьному возрасту это влияние постепенно снижается. Чем мальчики младшего школьного возраста из неполных семей общительнее, тем они ответственнее, настойчивее в достижении цели, смелее, активнее и у них ниже самоконтроль; чем они смелее, тем ответственнее и расслабленнее и чем спокойнее, тем напряженнее [20 c. 48].

Структура семьи оказывает большее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу у девочек в среднем школьном возрасте. Так, все девочки среднего школьного возраста из полных и неполных семей, чем они общительнее, тем смелее, активнее, более склонны к риску, и чем тревожнее, тем напряженнее.

Анализ показателей свойств личности по Кеттеллу с показателями самооценки позволили выявить достоверные связи только в группах детей обоего пола младшего и среднего дошкольного возраста. Таким образом, чем мальчики младшего дошкольного возраста из неполных семей ответственнее, тем лучше считают свой характер, чем смелее, тем выше оценивают свой ум. Чем девочки среднего дошкольного возраста из неполных семей чувствительнее, тем выше у них самооценка.

Полная семья оказывает большое влияние на взаимосвязь свойств личности и тревожности у девочек в среднем школьном возрасте, и это влияние почти исчезает к старшему дошкольному возрасту. В неполной семье у девочек это не выявлено, как и в группах мальчиков из полных и неполных семей [36 c. 48].

Неполная семья оказывает различное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек среднего и старшего школьного возраста. Так мальчики среднего школьного возраста из неполных семей ценят здоровье и любовь, девочки — здоровье и жизненную мудрость. Дети этого возраста из неполных семей наименее значимой целью в жизни считают творчество; мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семей наиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми — счастье других, творчество, красоту природы и искусства.

Полученные в исследовании результаты позволяют сформулировать рекомендации для практических психологов. В своей работе с детьми, воспитывающимися одним родителем, психолог должен обратить внимание на младших школьников и подростков, поскольку полученные результаты свидетельствуют о том, что именно в младшем и среднем школьном возрасте неполная семья оказывает большее влияние на индивидуальность ребенка. Необходимо учитывать, что постразводная семья оказывает различные влияния на мальчиков и девочек. Учитывая выявленные у детей из неполных семей тревожность, низкую самооценку, коррекционная работа может быть направлена на снижение тревожности и повышение самооценки и уверенности в себе. Работа с девочками из неполных семей может быть направлена на развитие абстрактных форм мышления, поскольку они отличаются меньшей степенью сформированности интеллектуальных функций, преобладанием конкретных форм мышления [22 c. 49].

На развитие личности ребенка влияют многие факторы. Один из основных — климат в семье, атмосфера семейных отношений, которой дышит ребенок. Во взаимоотношениях с родителями он обретает опыт общения с людьми. Ребенок воспринимает семейные ценности, пытается соответствовать определенным условностям, нравам и традициям, утвердившимся в семье его родителей.

Дети очень чутко и быстро улавливают даже малейшие нюансы в отношениях родителей между собой. Взаимоотношения матери и отца для ребенка постепенно становятся образцом для подражания. Если родители между собой доброжелательны, дружны, помогают друг другу, то подобные отношения у них формируются и с детьми, которые в свою очередь так же будут относиться ко всем окружающим их людям. Если родители враждуют, постоянно ссорятся за лидерство в семье, то и дети, как правило, ведут себя так же [5 c. 99].

Когда отец властен и строг, а мать кротка и добра, то образцом для подражания может стать "мужской идеал". Особенно это относится к мальчикам. Однако в наше время при равноправии между полами! и девочки вполне могут следовать мужскому образцу поведения. Взаимоотношения между родителями — это то основание, на котором чаще всего базируется у человека выбор его собственного жизненного стиля. Наиболее общие характерные черты детей одной семьи (являются отражением той атмосферы, которая царила в их родительском доме. И, тем не менее, дети одной и той же семьи совсем не подобны друг другу. Чаще всего они бывают совершенно разными (Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 199.-208 с., ил.).

Существенным фактором, обусловливающим влияние семьи на формирование личности ребенка, является семейное окружение. Для каждой семьи характерны определенные отношения между ее членами. Каждая семья имеет свои отличительные черты.

Семья начинается с матери, отца и ребенка. Роль матери отличается от роли жены. Роль отца отличается от роли мужа. Появление малыша привносит новые особенности во взаимоотношения между супругами. Младенец — их единственный ребенок, вокруг которого сосредоточивается все родительское внимание. Между этими тремя членами семьи создаются определенные отношения. Чаще всего в центре всей семейной жизни оказывается ребенок. Безусловно, обязанности у матери по отношению к ребенку, особенно в первые годы его жизни, значительно шире, чем у отца. Таково предназначение женщины-матери [22 c. 154].

При рождении второго малыша снова изменяется положение каждого члена семьи. "Король-малыш" неожиданно оказывается "свергнутым с престола". Отныне он должен занять место в соответствии с изменившимся своим положением, которое его мама и папа, неведомо почему, допустили. Это случилось потому, что новый человек — младенец — занял место первого ребенка, который ищет возможность восстановить свое былое положение, причем на правах старшего. Между тем вновь появившийся малыш привыкает к своему месту в семье в качестве "младенца". Но такое его положение для старшего ребенка имеет совсем иной смысл.

Когда появляется третий ребенок, вновь происходит изменение положения всех членов семьи. Отныне в ней трое детей. Старшего "свергли с престола" еще раньше, и сейчас настала очередь второго ребенка. Теперь он находится в середине — между старшим и младшим каждым последующим родившимся ребенком семейное сообщество принимает новое очертание, с новыми воздействиями друг на друга и новыми взаимосвязями. Наверное, поэтому дети в одной и той же семье так не похожи друг на друга, несмотря на то, что они воспитываются вместе. Можно скорее найти сходство между старшими детьми одного возраста двух различных семейств, нежели между первым и вторым ребенком одной семьи. По мере развития семьи каждый ее ребенок утверждает себя по-своему. Очень часто положение одного из детей кажется более предпочтительным. Иногда создается впечатление, что второй ребенок несет "угрозу" первому. Это же относится порой и к старшему ребенку, если малыш будет пытаться его превзойти.

Роль старшего среди детей в одной семье целиком зависит от того, как каждый отдельный ребенок ее понимает. Не все первенцы стремятся быть ведущими. Любая семья является уникальной в этом вопросе благодаря своим толкованиям взаимоотношений. Раннее осмысление роли лидера оставляет у человека впечатление на всю жизнь. А зависит оно от воспитания в родительской семье.

Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей

2.1. Организация исследования

Целью экспериментального исследованияявляется изучение психологических различий у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Гипотеза нашего исследования:

Дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий. Дети дошкольного возраста из полных семей менее агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

Исследование включало следующие этапы:

Первый этап.Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992

В нашем исследовании принимало участия 23 ребенка дошкольного возраста, при выборе испытуемых нами было выдвинуто два критерия: из полных семей и из неполных семей, из группы испытуемых 12 человек из неполных семей и 11 человек из полных семей.

Второй этап.Исследование тревожности при помощи «Теста тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

Третий этап.Исследование незащищенности, тревожности, чувство полноценности, враждебности, конфликтности и фрустации, недоверия к себе, трудностей общения, депрессивности у детей дошкольного возраста с помощью проективной методики «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.

Четвертый этап.Исследование уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с помощью методики «Чего не хватает» Р.С. Немова.

В структуру работы включены результаты четырех этапов исследования.

После чего дан анализ результатов, включающий обобщение полученных данных, количественную (математическую) обработку.

Далее следуют выводы исследования.

На основании сделанных выводов нами предложены практические рекомендации.

Приводим краткое описание использованных в ходе нашего экспериментального исследования методик.

Методика№1. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992

С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада можно использовать специальную анкету, разработанную для психологов, воспитателей, педагогов (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (анкета) Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, починять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в один балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Цель методики:диагностика агрессивного ребенка.

Экспериментальный материал:бланк с вопросами, бланк для ответов, ручка.

Методика №2. Тес тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, 1992 год

Задачи метода:исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Испытуемые– дети 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материалпредставляет собой 14 рисунков размером 8,5*11 см. каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка дошкольника (или младшего школьника) ситуацию.

Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с двумя малышами).

Рис. 2. ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).

Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападающего на него сверстника).

Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и одевает ботинки).

Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет с двумя старшими детьми).

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).

Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).

Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).

Рис. 9. игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).

Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).

Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).

Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).

Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).

Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).

Рисунки предъявляются ребенку экспериментатором в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, экспериментатор дает инструкцию следующего содержания:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое будет у этого ребенка лицо, веселое или печальное?».

Одевание. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное?».

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое будет у ребенка лицо, веселое или печальное? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительных вопросов ребенку не задается.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

Число эмоционально негативных выборов

— Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%)

— Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50 %)

— Низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%)

Методика №3. «Дом. Дерево. Человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человек.

Экспериментальный материал:бумага, простой карандаш 2М, лист 11 формата складывается пополам.

Инструкция:«Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы отвечать: «Рису так, как тебе хочется».

Количественная оценка теста.

Осуществляется на основе симптомокомплексов. Каждый симптомокомплекс состоит из показателей, которые оцениваются баллами; если показатель отсутствует, ставится 0. Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на 1 рисунке – 1 балл, на двух – 2 балла, на трех – три балла (симптомокомплекс «тревожность»). При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации одного или всех рисунков теста.

Максимально возможные баллы в методике «Дом. Дерево. Человек».

domashke.net