Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

27. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников — это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Воспитание у детей нравственных чувств. Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте .Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными

2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления. Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых

Принципы воспитания (общие)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания я развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувста, сознание м поведение.

3. Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя и др.взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним.

Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно у вздеть педагогу и дать км развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей._ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

studfiles.net

18.Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста.

Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Одни и те же приемы могут входить в разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно

Словесные :рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы.

Наглядные: наблюдение демонстрация, рассматривание картины, репродукции.

Практические: упражнение, опыты и экспериментирование,

Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.

19.Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, традициям и культуре общества, в котором они живут.Его нельзя организовать как особую деятельность.Важным фактором социально-нравственного воспитания дошкольников является семья.

Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников

1) Формирование у дошкольников социально-нравственных чувств и эмоций.

2) Воспитание навыков и привычек социально-нравственного поведения

3) Формирование у дошкольников социально-нравственного сознания (представлений, суждений, оценок).

Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников

В содержание социально-нравственного воспитания дошкольников входит: воспитание гуманности у детей, воспитание коллективизма, формирование мужественности и женственности, воспитание нравственно-волевых качеств, культуры поведения, начал патриотизма и гражданственности.

Средствами социально-нравственного воспитания дошкольников выступают:

· окружающая обстановка, психологическая атмосфера;

В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

— методы формирования навыков и привычек поведения (приучение, упражнение, пример взрослых или других детей, наблюдение, показ действия, организация воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер, игра);

— методы формирований нравственных представлений, суждений, оценок (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, рассказ, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов; метод убеждения);

— методы коррекции поведения (поощрение, наказание).

Б10-1.Механизм нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, их характеристика;

Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

Методы нравственного воспитания. Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание.

Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Б. Т. Лихачев выделяет три группы методов.

1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива: коллективная перспектива; коллективная игра; соревнование; единые требования.

2. Методы доверительного взаимодействия: метод уважения; педагогическое требование; убеждение; обсуждение; конфликтные ситуации.

3. Методы воздействия: разъяснение; снятие напряжения; актуализация мечты; обращение к сознанию; к чувству; к воле и поступку.

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников.

1. Организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

2. Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).

И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, — на активизации механизма нравственного воспитания, — но она полнее. В. И. Логинова предлагает объединить все методы в три группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа.

3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.

Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Эффективный результат эти методы дают лишь при определенных условиях.

Условие 1 — любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

Условие 2 — метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Иногда воспитатели и родители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного.

Условие 3 — для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей — организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать.

Условие 4 — метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат.

Условие 5 — методы воспитания следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие — большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку.

Условие 6 — при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества.

Условие 7 — проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию — от выбранного метода следует отказаться.

Условие 8 — применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.

Условие 9 — преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет.

Условие 10 — методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

studopedia.su

Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста

педагогический образовательный дошкольный воспитание

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.

Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.п.

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей. Первые попытки осуществить данную воспитательную систему в дошкольных учреждениях не увенчались успехом (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой) [11], однако идеи свободного воспитания волнуют педагогов во многих странах, и сегодня создано немало ее модификаций.

Демократическая система воспитания — это попытка объединить все то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. Сюда можно отнести гуманистическое направление, личностно ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др. [4, c. 88]

Каждая воспитательная система имеет свои методы воспитания. Анализ современной системы воспитания в нашей стране свидетельствует о смешении акцентов в системах воспитания: цели мы ставим демократические, а реализуем все еще авторитарно. Отсюда и многие просчеты в воспитании детей.

Нравственность — неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать одну из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом нравственного опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.

В современной педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания: интеллектуалистический, который придаёт первостепенное значение формированию у подрастающего поколения знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается выработке у учащихся навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве подходов в построении системы нравственного воспитания.

В современных теориях нравственного воспитания упор делается на преобладающую роль личности. Так, положение о нравственных отношениях и их влиянии на нравственное формирование личности ребенка были углублены И.С. Марьенко. Нравственные отношения, по его мнению, могут быть объективными и субъективными. «Объективные нравственные отношения, — отмечал ученый, — складываются и существуют в условиях общественной и семейной жизни, в условиях деятельности коллектива. Ребенок, вступая в эти отношения, вырабатывает свои взгляды и убеждения на окружающую его действительность…» [12, с. 93].

Мораль (от лат. moralitas — традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным — дурное, злое, неправильное. В философском смысле мораль — это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное — это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное — к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Рассматривая мораль как форму общественного сознания, как отражение в сознании людей их социальных отношений, Б.Т. Лихачев отмечал, что «если нормы нравственности есть отражение реальных жизненных отношений, то нетрудно понять, что усвоение людьми правил морали, превращение их в убеждения происходит не в результате словесных упражнений, а в результате участия в самих этих реальных жизненных отношениях» [16, с. 139].

Совокупность нравственных отношений, характеризующих взаимосвязи ребенка с окружающим миром и другими людьми, составляет то социальное содержание, которое в процессе воспитания объективно присваивается им и определяет нравственную сущность его личности. Поэтому, по мнению И.С. Марьенко, «при анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность ребенка определяется теми отношениями, в которые он вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим» [14, с. 14].

Формирование моральных качеств личности и их нравственное проявление, по мнению Л.А. Высотиной, происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с людьми, а также в системе коллективных отношений и обусловлено объективными условиями внешней среды и педагогическими влияниями. В результате влияния внешних (объективных и субъективных) факторов на основе их внутренней переработки происходят качественные изменения в сознании, чувствах и поведении школьников, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование определенных нравственных качеств.

Современная личностно ориентированная концепция базируется на личностном подходе, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей нравственных качеств. Представление о нравственных качествах как психологических образованиях внутренней сферы ребенка позволяет определить главный общетеоретический подход к научной разработке теоретических основ концепции личностно ориентированного воспитания и решению его практических проблем. «Данный подход, — отмечает В.Т. Чепиков, — показывает, что личностные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней психологической сфере личности ребенка, являются главными показателями его воспитанности, определяют характер его социальных отношений, направленность поведения и деятельности» [8, с. 40-41].

Вопросы теории современного нравственного воспитания на основе личностно ориентированного подхода рассматривались в работах С. Беловой [3], М.В. Бениаминовой [5], З.И. Васильевой [8], В.И. Лесняк [16], А.В. Зосимовского [6], В.М. Коротковой [17].

В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения [8, c. 22].

Сложность процесса нравственного воспитания, его жизненно важное значение требует не только уяснения его современных, текущих задач, но и раскрытия тенденций его развития.

Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Если бы новые поколения в своём поведении воспроизводили достигнутое предшествующими поколениями, прогресс общества приостановился бы. Нравственное воспитание — это деятельность, устремлённая в будущие. Формируя сознание, чувства и поведение ребенка сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Задачи и основное содержание воспитательной деятельности обычно определяется с опережением. Проектирование новых нравственных качеств в известной мере опережающих достигнутый уровень морального развития народа, учитываются тенденции нравственного прогресса нашего общества, морального развития личности [8, c. 24].

Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает детей к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.

Нравственное формирование подросткового поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

За последние годы в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию [14, c. 21].

Одной из ведущих тенденций образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует от педагогической науки развития концептуальной системы взглядов, интегрирующей ценностные основания традиционных и инновационных процессов.

Нравственность — определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, образовательное учреждение, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада [6, c. 53].

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости [21, c. 20].

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [13, c. 24].

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» [16, c. 100].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной системе образования необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

· Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

· Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

· Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

· Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

· Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

· Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе [20, c. 114].

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать детям, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

· Культура чувств — умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

· Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

· Чувство эмпатии — эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению [18, c. 75].

Принципами нравственного воспитания в современной педагогике называют:

1. Взаимосвязь и взаимодействие знания — чувства — поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития детей, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления ребенка и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития.

2. Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников как основной принцип всей воспитательной политики системы образования. Он выступает побудительной основой самоопределения ребенка, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога — эффективный инструмент выработки самостоятельного, не догматичного мышления [10].

3. Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания [14, c. 120].

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

studbooks.net

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методы

В статье поговорим о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Мы подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим о ключевых средствах и методах.

Для начала заметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста – это обширное понятие, которое включает в себя целый комплекс воспитательных методик, обучающих ребенка моральным ценностям. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень воспитанности, включается в определённую социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и осваивать самовоспитание. Поэтому немаловажно и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о котором мы тоже будем говорить, ведь как раз в этот период происходят значительные изменения в личности.

Содержание нравственного воспитания

С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение моральных устоев молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей.

Для чего нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначный. Большинство исследователей всё же сходится на том, что воспитать такие качества у ребенка невозможно, можно лишь попытаться привить их. Точно сказать, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребёнок растёт в спокойной приятной обстановке, то «разбудить» эти качества в нём будет проще. Логично, что ребенок, который живёт в атмосфере насилия и постоянных стрессов, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Также многие психологи говорят и том, что проблема кроется в несоответствии воспитания, которое ребёнок получает дома и в коллективе. Такое противоречие может со временем вылиться во внутренний конфликт.

Для примера приведем случай, когда родители пытаются взрастить у ребёнка чувство собственности и агрессии, а воспитатели – привить такие качества, как доброжелательность, дружелюбность и щедрость. Из-за этого ребёнок может испытывать некоторые трудности в формировании своего собственного мнения на счёт той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно маленьких детей учить высшим ценностям, таким как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами на данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что есть некий идеальный вариант, и будет уметь составлять своё собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что надо понимать – это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы всё чаще наблюдаем ситуацию, когда ребёнок, переходя от одного воспитателя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В таком случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет иметь хаотичный характер. На данный момент цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в полноценном развитии как качеств коллективиста, так и отдельной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребёнок учится открыто выражать своё мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируется самооценка и значимость.

Однако чтобы добиться максимальных результатов, методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны подбираться обдуманно и целенаправленно.

Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотически чувства;
  • отношение к власти;
  • личностные качества;
  • отношения в коллективе;
  • негласные правила этикета.
  • Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств.

    Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны – это воспитатели, а с другой – родители. Но и в этом вопросе есть положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформировавшуюся личность ребёнка можно сильно запутать. При этом давайте не забывать, что дети на подсознательном уровне копируют поведение и реакции того человека, которого считают своим наставником.

    Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выносились на всеобщее обозрение, то в современном мире подобные проблемы обсуждаются за закрытой дверью. Более того, ученые давно доказали, что воспитание и обучение, строящиеся на критике, не могут быть эффективны.

    На данный момент публичную огласку каких-либо проблем трактуют как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на воспитателя, если они не удовлетворены его методами работы. Отметим, что в большинстве случаев это вмешательство неадекватно. А ведь при нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся всё менее активными. Они остаются нейтральными, пытаясь не навредить ребёнку, но таким образом и ничему его не обучая.

    Цели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в:

  • формировании различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитании гуманного отношения к природе и окружающим;
  • формировании патриотического чувства и гордости за свою страну;
  • воспитании толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формировании коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формировании адекватного чувства собственного достоинства.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.

Немаловажным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обстановка. Как говорится, в корзине с гнилыми яблоками и здоровое скоро начнет портится. Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста будут малоэффективны, если в коллективе не будет нужной атмосферы. Переоценить важность окружения невозможно, так как современные учёные доказали, что оно играет огромную роль. Заметим, что даже если человек особо ни к чему не стремится, то при смене среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Во время нравственно-патриотичного воспитания детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методикам.

Это установление контакта для взаимодействия, которое строится на уважении и доверии. При таком общении даже при столкновении интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод касается мягкого доверительного влияния. Он заключается в том, что воспитатель, имея определённый авторитет, может влиять на умозаключения ребенка и корректировать их, если это необходимо. Третий метод заключается в формировании положительного отношения к конкурсам и соревнованиям. На самом деле, конечно, понимается отношение к конкуренции. Очень важно сформировать у ребенка правильное понимание этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативный окрас и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными действиями в сторону иного человека.

Программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают развитие гармоничного отношения к себе, окружающим людям и природе. Невозможно развивать у человека мораль только по одному из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние противоречия, и в итоге склонится к конкретной стороне.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста строится на некоторых базовых понятиях.

В воспитательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его здесь любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявлять свою ласку и нежность, ведь тогда и дети будут учиться этим проявлениям во всем многообразии, наблюдая за поступками родителей и воспитателей.

Не менее важно порицать недоброжелательность и агрессию, но при этом не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том и состоит, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как позитивные, так и негативные эмоции.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста строятся на необходимости создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился правильно воспринимать похвалу и критику. В таком возрасте большое значение имеет наличие взрослого человека, которому можно бы подражать. Часто в детстве создаются неосознаваемые кумиры, которые во взрослой жизни могут оказывать влияние на неконтролируемые поступки и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия со стороны, а также интерпретировать поступки других людей. Конкретная цель, которая стоит перед воспитателями – это развить способность понимания своих эмоций и чужих людей.

Социальная часть воспитания кроется в том, чтобы все этапы ребенок проходил вместе со сверстниками. Он должен видеть их и свои успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое средство воспитания детей дошкольного возраста строится на наблюдениях воспитателя. Он должен проанализировать поведение ребенка за определённый период, отметить позитивные и негативные тенденции и сообщить об этом родителям. Очень важно делать это в корректной форме.

Важная часть нравственного обучения часто теряется, а именно – духовная составляющая. О ней забывают как родители, так и воспитатели. А ведь именно на духовности строится мораль. Ребенка можно научить тому, что такое хорошо и плохо, а можно развивать у него такое внутренние состояние, когда он будет сам понимать, что правильно, а что – нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто в детях воспитывают чувство гордости за свою страну. Некоторые родители самостоятельно прививают детям религиозную веру. Нельзя сказать, что ученые поддерживают это, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев малыши теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если и учить детей этому, то делать это надо очень корректно. Не стоит давать несформировавшемуся человеку какие-то специализированные книги, так как они с легкостью собьют его с пути. Гораздо лучше при помощи образов и сказок рассказать об этой теме.

Во многих детских обучающих заведениях делается уклон на гражданские чувства. Более того, многие воспитатели считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах тех стран, в которых наблюдается резкое классовое неравенство, воспитатели очень часто пытаются привить малышам безусловную любовь к своему государству. При этом полезного в таком нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безрассудную любовь, гораздо лучше сначала обучить ребенка истории и помочь ему со временем сформировать собственное отношение. Однако уважение к власти воспитывать надо.

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как у ребенка должна быть какая-то база из семьи. Она закладывается еще в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за своими родителями. Если они любят гулять, посещать театры, слушать хорошую музыку, разбираются в искусстве, то ребенок, не понимая того сам, впитывает это все. У такого малыша будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Скажем прямо, что не все взрослые владеют этим.

Благодаря именно таким основам, заложенным с детства, вырастают талантливые дети, которые меняют мир и оставляют свои имена в веках.

Экологическая составляющая

На данный момент экология очень тесно переплетается с воспитанием, так как невероятно важно воспитать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современные люди запустили эту ситуацию, и вопрос экологии волнует многих. Все прекрасно понимают, чем может обернуться экологическая катастрофа, но на первом месте все равно стоят деньги.

Перед современным образованием и воспитанием детей стоит серьезная задача по взращиванию у детей чувства ответственности за свою землю и экологию. Представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без этого аспекта.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не станет охотником, никогда не станет разбрасывать мусор на улице и т. д. Он научится с самых ранних лет беречь свое пространство, и передаст это понимаие своим потомкам.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что дети – это будущее всего мира. Именно от того, какими будут следующие поколения, зависит то, есть ли вообще будущее у нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста — это посильная и благая цель, к которой должны стремиться все воспитатели.

fb.ru