Основы безопасности для детей дошкольного возраста

Основы безопасности детей дошкольного возраста

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения и, особенно, детей дошкольного возраста. Поэтому сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Тем не менее, ни одна из существующих комплексных и коррекционных программ дошкольного образования не предусматривает в содержании и организации педпроцесса реализации физического воспитания и оздоровления детей в полном объеме.

В связи с этим важно дополнительно использовать другие программы, направленные на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. В своей работе решили апробировать программу Стеркиной Р.Б., Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Однако мы испытали трудности при работе, так как наши воспитанники с ОНР, и имеют особенности психофизического развития. Им необходима специальная коррекционная помощь.

Организуя работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей, через реализацию парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» С.Б. Стёркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. В сентябре мы провели обследование, за основу которого были взяты требования программы и критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении(приказ № 448 от 22.08.1996.)

Поставили такие задачи работы.

  • Формировать у дошкольника позицию созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, которая базируется на потребности ребёнка в здоровье, здоровом образе жизни, а так же самооценке им своего здоровья. Предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в защите; знание о своём физическом развитии, уровне физподготовленности.
  • Определить и апробировать методы, приёмы, организационные формы и средства по внедрению программы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Разработать планы «Дней здоровья» по всем разделам программы на основе интеграции разных видов детской деятельности, с учётом потребностей и интересов детей.
  • Ввести новые не традиционные формы работы с родителями, вовлекая их в совместную деятельность с педагогами, детьми, пропагандируя основы здорового образа жизни.
  • Организация педпроцесса с детьми с ОНР строилась опираясь на методические рекомендации Программы коррекционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (с 5 до 6 лет) Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, программно-методического пособия «Коррекция нарушений речи у дошкольников» под ред. Л.С. Сековец.

    Педпроцесс строится по 4, условно, выделенным блокам:

  • 1 БЛОК — специально организованная взрослыми деятельность детей в форме занятий;
  • 2 БЛОК — совместная деятельность взрослых и детей.
  • 3 БЛОК — свободная самостоятельная деятельность детей.
  • 4 БЛОК — режимные моменты.
  • Содержание воспитательной, образовательной, коррекционной работы в блоках соответствует изучаемой лексической теме.

    Работа проходила в три этапа.

    На первом этапе работы мы внесли содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в содержание лексических тем.

    Тема «Осенние заготовки» (3-4 неделя сентября)

    Овощи, фрукты: узнавание, называние, классификация, обобщение по основным внешним признакам (цвет, форма, вкус), способу произрастания (над землей, под землей), узнавание по семенам.

    Выделение цикла развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.

    Труд овощеводов, садоводов, рабочие инструменты.

    Приготовление блюд из овощей и фруктов.

    Мамины-помощники: овощерезка, соковыжималка и др.

    Заготовка овощей, фруктов на зиму в домашних условиях.

    Полезность овощей и фруктов для здоровья человека. Витамины и их влияние на организм человека ( раздел «Здоровье ребенка» программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»).

    В активной речи детей появились слова и словосочетания: здоровье, здоровый организм, полезные продукты, витамины, правильное питание и др.

    Мы полностью отказались от проведения непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ рекомендованных программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой , Р.Б. Стеркиной. Её содержание реализовывалось через целостный пед.процесс по указанным ранее блокам:

    Однако, не во все лексические темы удалось включить содержание данной программы. С другой стороны, содержание одного раздела могло осваиваться детьми в разные временные отрезки, поэтому знания детей получались отрывочными, разрозненными, не было целостности восприятия, что не соответствовало принципам программы:

  • принципу полноты
  • принципу системности ;
  • принципу интеграции;
  • принципу координации деятельности педагогов.
  • Реализовывая программу в соответствии с данными принципами, мы решили апробировать проведение Дней здоровья по каждой из тем.

    На втором этапе работы разработали перспективный план проведения Дней здоровья по каждому разделу программы.

    Определили основные принципы разработки программ Дней здоровья:

    Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

    Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

    Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих у детей развитию самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

    Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в интеграции различных видов деятельности (речевая, продуктивная, ФЭМП, экологическое воспитание…), в тесном взаимодействии педагогов и специалистов ДОУ.

    Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении , в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

    Принцип креативности(способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации)

    Принцип личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательной деятельности.

    Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка по формированию основ здорового образа жизни.

    Также выработали ряд требований и структурных частей:

  • Наиболее результативным является сценарный вариант планирования (программа Дня здоровья), который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой в течение дня. Это обеспечивает целостность восприятия содержания темы, а так же полную преемственность в работе педагогов, узких специалистов.
  • Игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Как правило, он появляется утром, помогая педагогу настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основные этапы дня. Учитывая особенности эмоционального восприятия у детей с ОНР, следует чаще привлекать их внимание к персонажу в различных видах деятельности. Возможна смена персонажа в течении дня , уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности.
  • Для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы.
  • Важно, что бы детская деятельность проходила через все четыре блока коррекционно–образовательной работы. То есть День здоровья наполняется не сколько организованной деятельностью, а больше совместной; у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планировать оборудование развивающей среды по теме.
  • В этот день планируется и проводится одна непосредственно образовательная деятельность по здоровью в нетрадиционной форме (беседа, рассуждение, экскурсия, занятие – проект, викторина, конкурс, занятие – путешествие и др.).
  • Рациональное увеличение двигательной активности детей с обязательным включением утренней эмоционально-стимулирующей коррекционно-оздоровительной гимнастики, дыхательной гимнастики, тренирующей игровой дорожки; релаксацию, психогимнастику, подвижные игры, соревнования, игры-эстафеты и др.
  • Обязательное включение в программу Дня здоровья, кульминационной части — развлечения или спортивного досуга
  • Необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельности детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей.
  • Так же как и мотивация, планирование предстоящей деятельности, важна оценка результата через проведение ритуала «кружок» утром и вечером.
  • Наиболее эффективными по формированию здорового образа жизни и безопасного поведения, интересными для детей в структуре дней здоровья стали досуги и занятия по здоровью.

    Старались чередовать досуги разной направленности:

  • Познавательные досуги ;
  • Физкультурные досуги;
  • Досуги на развитие коммуникативных качеств;
  • Досуги- театрализованные представления ;
  • Как правило, проводимые нами досуги, не носили четкой классификации, строились по принципу интеграции.

    НОД по здоровью носила не только оздоровительный характер, но коррекционный, т.к. проводились с учетом требований технологии коррекционно-развивающего обучения.

    Апробировали технологию – проектирования. Это способ организации, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, где ребёнок является субъектом деятельности: совместно с взрослым ставит задачу, учится планировать этапы действий, находить нужное решение проблемных ситуаций, оценивать результаты.

    На третьем этапе работы провели итоговое обследование детей, итоги которого помогли оценить эффективность работы. По всем разделам программы прослеживалась положительная динамика.

    Взаимодействие с родителями.

    Положительного результата в становлении ценностей здорового образа жизни, формировании навыков безопасного поведения у детей, возможно, достичь лишь при тесном взаимодействии с семьёй.

    Основной целью взаимодействия с родителями на первом этапе определили – дать знания о здоровом образе жизни, о задачах формирования основ безопасности детей дошкольного возраста, для чего на заседании круглого стола познакомили с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой , Р.Б. Стеркиной. В дальнейшем работу продолжили, основном, через наглядную пропаганду. Размещали информацию в «Уголке здоровья»: «Фруктовая аптека», «Культура питания», «Секреты белоснежной улыбки», «Правила для пешеходов и пассажиров», «Укрепляем иммунитет» (закаливание, рецепты фиточая и блюд из лука); в информационной папке для родителей под рубрикой «Азбука для родителей» (учим ребёнка правилам безопасности).

    На втором этапе начали активно привлекать их в жизнь детского сада. Родители принимали участие в «Днях здоровья»: готовили атрибутику, афиши с программой ; участвовали в спортивных досугах; оформляли совместно с детьми книжки – малышки, плакаты по основам безопасности.

    На третьем этапе работы провели анкетирование с целью — выявить уровень знаний родителей в вопросе правил безопасности и культуры здоровья ребёнка, эффективности работы сотрудников ДОУ по данной проблеме.

    Взаимодействие со специалистами.

    Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ.

    На первом этапе работы совместно с учителем – логопедом составили и разработали содержание лексических тем, включив в них содержание программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста.

    На втором этапе при общей руководящей и направляющей роли учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, усилилась роль медицинских работников, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. Они не только принимали участие в разработке программ «Дня здоровья», но и сами играли персонажей в течение Дня здоровья, развлечениях. Проводили экскурсии, беседы (например: психолог по разделу «Эмоциональное благополучие ребёнка»; медицинская сестра – «Здоровье ребёнка».

    На третьем этапе работы в рамках комплексного медико-психолого-педагогического изучения развития детей (на конец учебного года) инструктором по физ. культуре проведено обследование детей по реализации гос.стандартов по разделу «Физическое развитие и здоровье ребёнка»;совместно с учителем – логопедом «Развитие экологической культуры( Э.2.); « Развитие представлений о человеке в истории и культуре (Ч.2.4.). Совместно с медицинскими работниками разработали и провели анкетирование родителей.

  • дети научились различать опасные ситуации и правильно вести себя в той или иной ситуации;
  • научились осторожно пользоваться доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода;
  • оказывать элементарную помощь при ранах, ушибах, ожогах;
  • обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 01,02,03;
  • научились следить за своим здоровьем;
  • научились различать и называть дорожные знаки, выполнять правила дорожного движения;
  • бережно относится к живой природе, не допускать загрязнения окружающей среды.
  • значительно расширился и обогатился словарь детей, закрепились навыки диалогической речи и объяснительной речи и др.

2. В обновлении педпроцесса

  • определили основные принципы и структурные части программы Дня здоровья;
  • разработали Программы дней здоровья по каждому разделу программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой , Р.Б. Стеркиной на основе интеграции разных видов детской деятельности с учетом потребностей и интересов детей, согласованности и преемственности педагогов, специалистов, медицинских работников;
  • апробировали новую технологию (проектирование) в проведении непосредственно образовательной деятельности по здоровью, направленную на формирование у дошкольника позиции созидателя в отношении своего здоровья, а не просто объекта педагогического воздействия.
  • 3. Во взаимодействии с родителями

    — ввели новые нетрадиционные формы, позволяющие им совместно с детьми и педагогами стать участниками коррекционно-образовательного процесса и успешно решать задачи по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста.

    Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

    1. В ДОУ компенсирующего вида для решения задачи полноценного физического развития и оздоровления детей, направленного не только на формирование определенных двигательных навыков, но и на формирование основ здорового образа жизни и навыков безопасного поведения, необходимо наряду с комплексной и специальными коррекционными программами использовать парциальную программу.
    2. Предложенные нами средства и организационные формы педагогических мероприятий по реализации программы органично вошли в целостную систему коррекционной помощи детям с ОНР, не нарушая гигиенических требований к умственной нагрузке детей, а, наоборот, сохраняя и укрепляя их физическое и психическое здоровье.
    3. Наработанный материал носит практический характер и может использоваться в детских садах любого вида.
    4. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Основы безопасности детей дошкольного возраста. Методики

      Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль намного сильнее защищен, чем ребенок которому просто всё запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), так что лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам.

      Основы безопасности детей дошкольного возраста – это систематизированная информация, которая поможет защитить маленьких детей от основных источников окружающей опасности. «Защитница Багира» также рекомендует вам прочесть «Безопасность дорожного движения для дошкольников». А для учителей, может быть, будет интересен материал «Правила поведения в кабинете труда на уроках кулинарии».

      Основа безопасности детей дошкольного возраста – это четкие правила о «плохо» и «хорошо»

      Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности. Основные постулаты безопасности детей дошкольного возраста:

    5. Правила устанавливает взрослый. Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают родители. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется родителям;
    6. Родители всегда помогут своему ребенку, но он не должен от них ничего скрывать. Родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Если ребенок будет что-то держать в тайне, то родители не смогут помочь;
    7. Ребенок должен знать основную информацию о себе. Имя фамилию, домашний адрес, номер телефона. Надо проверить, что дошкольник может без запинки их назвать;
    8. Дошкольник должен знать, что далеко не все взрослые хорошие. И что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами, нельзя с ними никуда идти или брать от них подарки. Ребенок должен уметь сказать «нет, мне не разрешают» чужим людям;
    9. Ребенок должен понимать, что никто из хороших взрослых не будет обращаться к малышам за помощью. Взрослые должны общаться со взрослыми. Нельзя никого чужого вести к себе домой или что-то ему показывать или давать;
    10. Дошкольник должен иметь понятия «плохого» или «странного» поведения. Он должен отличать пьяных взрослых (они шатаются, от них воняет), понимать, что если по улице идет голый человек или кто-то ругается — то это плохо, и ему надо идти к родителям.
    11. Сообщите дошкольнику об основных опасностях на улице, в том числе о больших собаках, едущих машинах, висящих сосульках, лежащих шприцах и т.д.
    12. Ребенок должен знать правила пожарной безопасности и телефон пожарной службы. Вы должны убедиться, что ребенок правильно набирает номер телефона и знает что сказать;
    13. Дошкольник должен знать правила поведения дома, поведение с газом, электричеством, водой, острыми, режущими предметами, бытовой химией и лекарствами.
    14. Как правильно привить детям дошкольного возраста основы безопасности?

      Обучение основам безопасности детей младшего дошкольного возраста

      При обучении детей младшего дошкольного возраста всегда учитывайте их особенности. Самым маленьким надо объяснять основы с помощью доступных аналогий. Например:

    15. Кто живет в розетке? Ток. А что такое ток? Это наш друг. Но он не любит, когда мы залазим к нему в розетку без спроса, он может укусить!
    16. Кто живет в плите и спичке? Огонь. Огонь кушает дерево, нам помогает готовить еду и дает тепло, но он очень опасен, если ему дать много еды он съест всё вокруг. В том числе и наш дом, и твои игрушки!
    17. Обучение основам безопасности детей старшего дошкольного возраста

      Для более старших дошкольников понятия можно расширять в доступных им пределах. Обширнее указывая на понятия, уже не просто внося элемент опасности, а развивая осознание своих поступков, умение правильно и адекватно реагировать на окружающие события. Старшие дошкольники должны понимать предназначение окружающих предметов и четко знать, что им позволено, а что нет, и почему. Например:

    18. Электрические приборы подключаются к розетке. Подключать их надо правильно и делать это должны взрослые, так как ток может вызвать пожар в доме. Ток бегает по двум проводам и если эти два провода соединяться между собой, то они могут начать искрить, сильно нагреться, а это может сломать нашу технику или вызвать пожар.
    19. Плита предназначена для приготовления пищи, для этого используется газ или электричество. Дошкольникам нельзя подходить к плите и использовать её потому что, во-первых, можно обжечься или ошпариться, во-вторых, высокая температура может сделать в доме пожар. Когда ты подрастешь, то мы тебя научим пользоваться правильно плитой, а пока просто не подходи к ней.
    20. Основы безопасности, вложенные в умы дошкольников, помогут им выбирать правильное поведение при различных угрозах. Поэтому не игнорируйте этот важный этап обучения и регулярно проверяйте познания этих основ.

      bezopasnost-detej.ru

      Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

      Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

      Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в раз­личных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственно­сти за свое поведение.

      В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

      В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоцио­нальное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

      При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особен­ностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бы­товых условий городской и сельской местности.

      В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов

      Программа имеет учебно-методический комплект: учебное посо­бие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дош­кольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

      Рекомендована Министер­ством образования РФ.

      Программа «Основы безопасности жизнедеятельности»

      Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание данной программы становится все более актуальным в наше опасное время. Программа разработана кандидатами психологических наук Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Авторы утверждают, что безопасный и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Главной задачей программы является развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.

      Известно, что в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с огромным количеством правил, требований, предостережений и т. д., и детям самим трудно осознать всю степень их значимости, «обязательности». Определяя содержание программы, авторы выделили правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависят их здоровье и безопасность.

      Любое правило, норма поведения становятся действенным регулятором поведения только в том случае, если они осознаны и приняты самим человеком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения авторы программы уделяют особое внимание организации «собственного жизненного опыта ребенка», «созданию условий», в которых ребенок может применить эти правила и убедиться в их необходимости.

      Авторы программы предлагают учитывать своеобразие бытовых и культурных условий, особенности социальной и экономической жизни семьи. Ориентиром служит жизненный опыт детей, а также их представления и аргументы в пользу того или иного типа поведения. Опираясь на опыт детей, их знания и представления, педагог может планировать свою работу с детьми и их родителями.

      Основное содержание работы по данной программе строится по следующим разделам:

      • «Ребенок и другие люди»;

      • «Ребенок и природа»;

      • «Эмоциональное благополучие ребенка»;

      • «Ребенок на улицах города».

      В разделе «Ребенок и другие люди» рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребенка. Например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, угощает сладостями или проявляет насильственные действия. Поэтому ребенка учат доступным приемам защитного поведения (громкий крик, призывы о помощи, привлечение внимания окружающих). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома. Ребенок об этом должен быть предупрежден (не открывать дверь чужим, не входить в подъезд одному без родителей). Авторы предлагают проводить с детьми игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации на основе сказочных сюжетов (например, «Волк и семеро козлят»).

      Естественно, при обсуждении с детьми данных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, чтобы не спровоцировать невротических реакций и не внушить детям чрезмерный страх.

      Содержание раздела «Ребенок и природа» дает детям представление о взаимосвязи всех природных явлений. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как это сказывается на растениях и животных и на здоровье человека. В связи с этим объясняется необходимость соблюдать гигиенические требования взрослых (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, пить кипяченую воду и пр.). В качестве аргументов можно показать детям воду под микроскопом, чтобы они убедились в ее несовершенном качестве. Во время экскурсий и с помощью видеоматериалов детей знакомят с ядовитыми растениями, грибами, учат отличать их от съедобных.

      В разделе «Ребенок дома» раскрывается содержание работы педагога по ознакомлению детей с потенциальной опасностью, исходящей от некоторых предметов домашнего быта. Выделяют три группы таких предметов.

      1. Предметы, связанные с огнем и электричеством. Ими могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электроприборы и пр.). Здесь уместны прямые запреты и объяснения, что может случиться при их нарушении.

      2. Предметы, требующие специальных навыков пользования ими (нож, ножницы, вилка, иголка).

      3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для ребенка месте (бытовая химия, пищевые кислоты, спиртные напитки и т. д.). Правила хранения этих веществ обсуждаются педагогом с родителями.

      Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено на формирование у ребенка понимания ценности своего здоровья как одной из главных в жизни человека. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем и ни в коем случае не вредить своему организму. Для этого педагог рассказывает детям об организме человека, о том, как работают его основные системы. Педагог учит детей прислушиваться к сигналам своего организма и вовремя реагировать на них.

      В этот же раздел входят занятия физкультурой. Задача физического воспитания — привить ребенку потребность в физических упражнениях. Этому способствует воспитание удовольствия от движения на свежем воздухе, от массажа, гимнастики и т. д. Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах, обсуждает, какую помощь каждый может оказать сам себе: если промок — переодеться; если замерз — попрыгать; если ушибся — приложить что-то холодное. В случаях серьезных травм необходимо сразу обратиться к взрослым.

      Важнейшим условием безопасного образа жизни авторы считают эмоциональное благополучие ребенка. В специальном разделе анализируются источники возможных эмоциональных проблем ребенка и даны пути их преодоления.

      Так, негативное влияние на настроение детей оказывают детские страхи (боязнь темноты, сказочных персонажей, животных и др.). Предотвращать или снижать уровень страхов дошкольника — важнейшая задача воспитателей, родителей и детских психологов. Нередко отрицательные эмоции возникают в результате конфликтов в группе, поэтому важно учить детей адекватным способам выхода из конфликтной ситуации. Педагогу необходимо уметь предотвращать детские ссоры. Важным подспорьем в этом служат игры, в которых необходимо проявлять согласованные действия, взаимопомощь, решать проблемные ситуации, требующие взаимопонимания и умения разрешать конфликты.

      Работа по разделу «Ребенок на улицах города» — это прежде всего знакомство детей с правилами поведения на улицах: им объясняют необходимость соблюдения правил уличного движения, знакомят с основными дорожными знаками, сигналами светофора, движениями регулировщика и т. д.

      Специальным предметом обсуждения являются правила поведения в транспорте. В играх и на занятиях эти правила закрепляются.

      Авторы считают, что прямые запреты со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму. Значительно важнее найти позитивные способы воздействия на детей. К их числу относятся, например, способ показа неправильных действий, похвала за хороший поступок и, главное, положительный пример со стороны взрослых. Важнейшее условие эффективности воспитания — тесные контакты и сотрудничество педагога с родителями.

      Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право творчески использовать различные формы и методы организации обучения. При этом следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общую социально-экономическую и криминогенную ситуацию. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей авторы программы настоятельно рекомендуют обязательно соблюдать ее основные принципы — полностью добиваться реализации задач всех разделов, соблюдать системность, учитывать условия городской и сельской местности и возрастную адресованность.

      Программы экологического воспитания

      studfiles.net

      Конспект занятия «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

      Конспект занятия «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

      Задачи: обобщить знания детей по теме «Безопасное поведение дома». Знакомить детей с правилами безопасности и сохранения собственного здоровья. Закрепить знания телефона экстренной пожарной службы.

      Познакомить с пожароопасными предметами и приборами, научить мерам осторожности при обращении с ними, предостеречь от самостоятельного пользования предметами и приборами без взрослых. Развивать творческие способности детей при анализе ситуации и составлении плана выхода из неё.

      Материал: цветные карандаши, бумага, фломастеры, восковые мелки; карточки с пожароопасными предметами (газ, спички, краска, обогреватель, телевизор, пылесос, холодильник, проводка, печка, кошка, бенгальские огни).

      Карточки с колющими и режущими предметами (кнопки, иголки, ножи, ножницы, скрепки, булавки, вилки).

      Карточки – схемы: пожар, острые предметы.

      Воспитатель. Дети, сегодня к нам придет гость. Угадайте, кто этот гость. (Загадывает загадку).

      Так как же зовут его?.

      Входит Буратино (взрослый или ребенок). Он сердитый, запыхавшийся.

      Воспитатель. Здравствуй, Буратино. Что-то случилось?

      Буратино (сердито топая): Я не хочу с ней оставаться. Она мне ничего не разрешает.

      Воспитатель. Успокойся, Буратино, и рассказывай все по-порядку.

      Буратино: Каких еще бед?

      Воспитатель. Дети, давайте расскажем Буратино о том, какие неприятности могут случиться дома и как нужно вести себя дома, если остались одни. Согласны?

      2. Можно пораниться или порезаться об острые предметы и т.д.

      ими и режущими предметами, подсчитывается их количество).

      Воспитатель. Я дам вам совет:

      Вилки, ножницы, ножи,

      и иголки, и булавки

      ты на место положи.

      Неприятно сесть на кнопку-

      К дальним сёлам, городам,

      Кто идет по проводам —

      И вилкой меня достают из розетки,

      Хоть я не селедка, не перчик, не лук.

      На стенке в розетке,

      В пластмассовой клетке,

      Живет перевернутый кот.

      А так ни за что не пойдет. (Ток)

      Ночь. Но если захочу,

      Щелкну раз — и день включу.

      Четыре солнца горели и потухли.

      Готовы щи, компот, блины —

      До завтра солнца не нужны.

      Похожа издали на мяч,

      Но, словно мяч, не мчится вскачь,

      Сидят в ней лампы густо.

      Ты с ней, наверное, знаком?

      Всем ярко светит.

      И печет, и парит-жарит.

      Спрятан у каждой

      В головке костер.

      Чудеса по вечерам я показываю вам.

      То плоды качает сад,

      Есть программа для ребят.

      Мамин помощник -горячий.

      А бывает — отскочу,

      Ведь я не игрушка, а я.

      На привале нам помог:

      Рыжий зверь на всех сердит.

      Целый час, а может, два.

      Ты рукой его не тронь –

      Превращает в дым дрова?

      После рассматривания огнеопасных предметов и их подсчета проводится дидактическая игра «Если возник пожар».

      Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворение и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу. На шаре цифры 01.

      Ввысь взмывал сигнальный шар –

      Там всегда грозить нам будет

      Злой, безжалостный … (передает ребенку – воздушный шар)

      Ребенок: Пожар (передает шар другому)

      Воспитатель: Раз, два, три, четыре –

      Ребенок: В квартире (передает шар)

      Кто не выключил…

      Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом,

      Кто сушил бельё над…?

      Ребенок: Газом (передает шар)

      Ребенок: Листву (передает шар)

      Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…?

      Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер — …!

      1. Не пользуйся без взрослых электроприборами!

      2. Не включай самостоятельно электро-плиту!

      Спичка-невеличка, а огонь от нее большой

      Просмотр содержимого документа

      «Конспект занятия «Основы безопасности детей дошкольного возраста»»

      Конспект занятия «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

      Цель: создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, развитие навыков безопасного поведения ребенка.

      Задачи: обобщить знания детей по теме «Безопасное поведение дома». Знакомить детей с правилами безопасности и сохранения собственного здоровья. Закрепить знания телефона экстренной пожарной службы.

      Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.

      Карточки – схемы: пожар, острые предметы.

      I. Дети сидят на ковре.

      В каморке у Карло мальчишка живет

      Из сказки известно — наивным слывет,

      Нос у него деревянный и длинный.

      Так как же зовут его.

      Буратино: Здравствуйте, дети! Привет!

      Буратино: Папа Карло срочно уехал на несколько дней к своему другу, а меня оставил дома с этой противной девчонкой Мальвиной. А я и один могу побыть дома. Что может случиться? Я ведь уже большой.

      Воспитатель. Во-первых, Буратино, детей одних дома оставлять нельзя.

      А во-вторых, случиться может очень много неприятностей, даже бед.

      Воспитатель. Посмотрите на модели (схемы, картинки) и расскажите, какие неприятности могут случиться дома.

      (на мольберте модели пожара, разбросанных острых предметов)

      1. Может случиться пожар

      Воспитатель. Вынесите из квартиры огнеопасные и колющие и режущие предметы.

      (Карточки разложены на ковре. Дети выбирают и раскладывают их на 2 стола; на которые воспитатель поставил соответствующие схемы. После выполнения задания рассматриваются карточки с колющ

      Дом в порядке содержи.

      можешь ты поранить попку!

      Воспитатель: о том, что пожар — это страшная беда вы, конечно, знаете.

      Во время пожара горят жилищные постройки, а самое ужасное — гибнут люди. Собственно говоря, с чего начинается пожар? Пожар может возникнуть в результате неисправности проводки, но чаще всего пожар возникает при неумелом и неосторожном обращении с некоторыми предметами, а также из-за шалости детей. Разберемся, какие же это предметы. Для этого познакомимся с ними поближе.

      Тружусь я без устали, милые детки,

      Кручу вентилятор и грею утюг,

      Лишь вилку увидит,

      Из клетки он выйдет.

      Четыре солнца у бабушки на кухне,

      Висит под потолком,

      А светит огоньком.

      Как вы думаете, дети,

      Что за мяч над нами светит?

      Висит она под потолком,

      Поленья и хворост берет,

      Взамен их тепло отдает.

      Греет, сушит, лечит, варит

      Длинный столбик огнем пылает,

      Чем дольше горит, тем быстрее убывает

      В домике тесном

      На моем, друзья, экране.

      То моря шумят в тумане,

      Все разровняет, разгладит вокруг

      Мамин помощник -горячий .

      Много горя принесу.

      Ведь я не игрушка, а я .

      Суп варил, картошку пек.

      Для похода он хорош,

      Да с собой не понесешь.

      Рыжий зверь в печи сидит,

      Он от злости ест дрова

      Ты рукой его не тронь –

      Искусает всю ладонь.

      Что, дотронувшись едва,

      После рассматривания огнеопасных предметов и их подсчета проводится дидактическая игра «Если возник пожар».

      Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворение и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу. На шаре цифры 01.

      Воспитатель: Этот шар в руках недаром.

      Если раньше был пожар,

      Ввысь взмывал сигнальный шар –

      Где взовьется в небо шар,

      Злой, безжалостный … (передает ребенку – воздушный шар)

      Воспитатель: Раз, два, три, четыре –

      Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.

      Кто не выключил…

      Ребенок: Утюг (передает шар)

      Воспитатель: Красный отблеск пробегает.

      Кто со спичками…?

      Ребенок: Играет (передает шар)

      Кто сушил бельё над…?

      Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.

      Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…?

      Ребенок: Вызывай (передает шар)

      Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер — …!

      Ребенок: ноль один.

      Воспитатель: Буратино, теперь ты понял, как опасно быть дома одному?

      Воспитатель: Добрые, милые дети. Запомните правила эти:

      Помни: шутки со спичками до добра не доведут!

      kopilkaurokov.ru

      Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

      Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

      Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир; обучить старших дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях в быту.

      Основные направления программы: подготовка педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности по привитию детям основ безопасности; обновление содержания взаимодействия с родителями по данному вопросу; выбор приоритетных направлений работы и методических приемов по обучению основам пожарной безопасности; перевод указанной работы на программно-целевую основу.

      В программе представлены следующие формы работы с детьми:

      тестирование детей, первичная диагностика;

      беседы и чтение художественной литературы;

      словесные игры, игры на развитие эмоциональной среды;

      моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы;

      литературный конкурс «Угадай автора»;

      конкурс «Что бы это значило?»

      загадки по противопожарной тематике;

      составление творческих рассказов по противопожарной тематике;

      просмотр диафильмов «На пожаре», «Кошкин дом»;

      беседы о труде пожарных;

      выступление пожарного инспектора;

      экскурсия в пожарную часть, музей пожарной охраны;

      спортивная игра «Мы пожарные»;

      спортивный досуг «Дети о пожарах и пожарных»;

      сюжетно-ролевая игра «Позвони 01»;

      обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит старшая медсестра);

      минутка безопасности «Осторожно, огонь!»;

      изготовление макетов по профилактике пожаров;

      элементарное экспериментирование «Опасная свеча»;

      сочинение стихов о пожарах и пожарных;

      конкурс рисунков «Огонь добрый, огонь злой»;

      экологический турнир «Если горит лес»;

      постановка кукольного театра «Кошкин дом», «Береги дом от огня».

      Формы работы с родителями:

      информационный стенд «Осторожно, огонь!»;

      консультативный стол, посвященный противопожарной тематике;

      родительские посиделки «Огонь – друг, огонь – враг!»;

      консультация медсестры и пожарного инспектора по ожогам пламенем;

      консультация «Как правильно установить елку»;

      семейный проект «Огонь в руках детей».

      Формы работы с педагогами:

      деловая игра «Основы безопасности жизнедеятельности»;

      наглядная информация на противопожарные темы;

      деловая игра «Мы украсим елку в праздничный наряд»;

      подготовка памятки и распространение ее в ДОУ и микрорайоне;

      педсовет с привлечением пожарного инспектора;

      практические занятия по оказанию первой помощи при ожогах;

      консультация по профилактике пожара;

      распространение передового опыта по основам безопасности детей дошкольного возраста.

      Таким образом, в данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста. Работа строится только в одном направлении – обучение основам пожарной безопасности, не захватывая такие немаловажные темы как обучение основам безопасного поведения на улице, при стихийных бедствиях, землетрясениях, наводнениях, ураганах, химической и радиационной опасности.

      Авторы: Н.Н. Авдеева, кандидат психологических наук, О.Л. Князева, кандидат психологических наук, Р.Б. Стеркина, кандидат психологических наук.

      Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

      Ребенок и другие люди;

      Ребенок и природа;

      Эмоциональное благополучие ребенка;

      Ребенок на улицах города.

      В раздел «Ребенок и другие люди» авторы программы сочли необходимым включить особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни.

      Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Нередко дошкольники считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или манерой поведения.

      Авторы рекомендуют в таких случаях показать детям моменты не совпадения приятной внешности и недобрых намерений. Подобные ситуации предлагается проиллюстрировать на доступных пониманию детей примерах из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком; «Золушка» — неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта; «Аленький цветочек» — в страшное чудовище был превращен добрый принц) или обсудить со старшими детьми примеры из их жизненного опыта.

      Особо рассматриваются типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, когда взрослый уговаривает ребенка пойти или поехать с ним, обещая что-то показать или подарить, угощает чем-либо или проявляет насильственные действия по отношению к ребенку (хватает за руку, затаскивает в машину н т.д.). При этом детей учат приемам защитного поведения — громкий крик, призывы о помощи («Помогите, чужой человек»), привлечение внимания окружающих иными способами. Важно объяснять детям (н отрабатывать в ходе специальных тренингов) поведение ребенка в подобных ситуациях, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

      Педагогам и родителям следует понимать, что формирование дисциплинированного поведения и уважения к старшим не противоречит таким формам поведения ребенка, когда ему надо противостоять уговорам, предложениям, запугиваниям, уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые могут втянуть ребенка в опасную ситуацию (уйти далеко от дома, пойти посмотреть на стройку, разжечь костер, забраться на чердак, спуститься в подвал и т.п.). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома — и об этом ребенок должен быть предупрежден: не входить в подъезд одному, без родителей не открывать дверь чужим, даже если они действуют якобы от лица родителей. Авторы предлагают проводить с детьми игровые тренинга, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).

      При обсуждении с детьми вышеперечисленных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, подбирать адекватные методы работы, чтобы не спровоцировать невротические реакции или появление страхов у детей.

      Авторы предусматривают также обсуждение такой ситуации, когда ребенок дома или на улице становится объектом сексуального насилия. В разделе разъясняется поведение педагога, если ребенок доверил ему свою тайну. Не следует показывать испуг, гнев, смятение или отвращение. Возможно, что педагог является единственным взрослым, посвященным в происходящее, поэтому несет моральную ответственность в данной ситуации и должен поддержать ребенка и принять необходимые меры, чтобы помочь обратиться к компетентным людям.

      Содержание раздела «Ребенок и природа» позволяет донести до детей представления о взаимосвязи и взаимодействии всех природ­ных объектов. Земля — наш общий дом, а человек — часть природы. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на живой природе (уничтожаются леса, истребляются звери, птицы, рыбы, загрязняются вода и почва), а в свою очередь все это представляет определенную угрозу здоровью человека. Этим объясняются многие привычные предостережения и требования взрослых (пить кипяченую воду, мыть фрукты, овощи, руки перед едой), ко­торые уберегут от болезней, а иногда и спасут жизнь. Аргументируя такие требования, можно показать детям опыты с микроскопом, лупой, фильтрами, наглядно демонстрируя то, что содержится в воде. В беседах, рассказах, во время экскурсии к природу, с помощью кино и видеоматериалов детей знакомят с ядовитыми растениями, грибами, ягодами, учат отличать их от съедобных. Объясняют детям, что можно делать и чего нельзя при контактах с до­машними, бездомными и дикими животными.

      Одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды и бережное отношение к природе. Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей в этом направлении: уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора.

      Раздел «Ребенок дома» раскрывает содержание работы педагога с детьми по ознакомлению с предметами домашнего быта, представляющими потенциальную опасность для детей. Выделяются три группы предметов, взаимодействие с которыми в той или иной степени опасно для жизни и здоровья детей:

      1. Предметы, которыми могут пользоваться только взрослые. Это спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, некоторые электроприборы, а также открытые окна и балконы. Ни при каких условиях ребенок не должен самостоятельно пользоваться этими предметами. Здесь уместны прямые запреты, дополняются они объяснениями последствий от неумелого обращения.

      2. Предметы (иголка, ножницы, нож, вилка), требующие в зависимости от возраста детей организации специального обучения и выработки навыка пользования.

      3. Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты. Правила хранения и недопустимость взаимодействия детей с этими предметами являются содержанием работы педагогов с родителями.

      Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено па формирование у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

      Педагог рассказывает детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная система, органы чувств). Важно сформировать умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.

      Важно привить детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально увлекательные формы. Педагог должен способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний, о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапии, массаже, корригирующей гимнастике. В доступной форме детям рассказывают о том, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма.

      Педагог должен рассказать, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле н чихании прикрывать рот н нос рукой или носовым платком).

      Детям сообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях. Предлагают под микроскопом рассмотреть капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Объясняют ребенку, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, почему необходимо своевременно обращаться к врачу и выполнять все его предписания по приему лекарств.

      Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах (порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.), объясняет, что при этом необходимо обратиться к взрослому за помощью и рассказать ему все, что произошло. Обсуждают с детьми, какую первую помощь каждый может оказать себе сам (растереть обмороженное место рукавичкой; пошевелить пальцами, попрыгать, если замерзли ноги; переодеться, если промок; приложить холодный компресс, если ушиб ногу, руку, и т.п.).

      Основным условием работы по разделу «Эмоциональное благополучие ребенка» авторы считают профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением.

      Негативное влияние на эмоциональное состояние оказывают возникающие у детей страхи (боязнь темноты, животных, посторонних людей, сказочных персонажей и даже состояние оказаться в центре внимания и т.п.). Поэтому авторы программы ориентируют взрослых на внимательное отношение к этим явлениям у детей, предлагая им рассказать о своих переживаниях. Вместе с тем важно предостерегать детей от реальных опасных ситуаций: весной ходить по тонкому льду, купаться без присмотра взрослых, перебегать улицу в неположенном месте и т. д.

      Неблагоприятная атмосфера в группе нередко возникает при конфликтных ситуациях между детьми, когда кто-либо из детей стремится удовлетворить свои желания, не считаясь с потребностями других. Конфликты неизбежны, так как ребенку порой трудно ориентироваться на желания сверстника, понять, что он чувствует. Поэтому важно научить детей способам выхода из конфликтной ситуации, не доводя дело до ссор и драк. Необходимо также создавать условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций (использовать беседу, игру-драматизацию), научить детей осознанному восприятию своих чувств, желаний, умению выражать их соответствующим образом, понятным окружающим людям, а также спокойно относиться к желаниям и суждениям других детей.

      Важно создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, решение проблемных и жизненных ситуаций, требующих проявления взаимопонимания и умения разрешать конфликты.

      Работа по разделу «Ребенок на улицах города» проводится через знакомство детей с правилами поведения на улицах города. Детям объясняют необходимость соблюдения правил и рассказывают об опасности, которая может возникнуть, если пренебрегать ими, что для этой цели существуют правила дорожного движения. Ими регулируется поведение пешеходов и водителей, объясняют, что дорожные знаки помогают и пешеходам, и водителям ориентироваться на улицах города.

      Ребят знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, предписывающими, информационно-указательными) и светофором, рассказывают об их назначении, учат ориентироваться на них при «движении» (в играх с макетом города, в игровых ситуациях-загадках, в самостоятельной игровой деятельности с использованием велосипеда, самоката, детского автомобиля). Перечень дорожных знаков, с которыми детей знакомят в детском саду, зависит от места проживания ребенка и места расположения детского сада.

      Детей знакомят с работой службы безопасности движения и милиционера-регулировщика.

      Предметом обсуждения с детьми являются также правила поведения в транспорте (как надо входить, выходить, обходить транспортное средство, не высовываться из окон салона автомобиля, не стоять у дверей, мешая выходу, уступать место пожилым). В беседах, играх дети конкретизируют и закрепляют представления, накапливают первоначальный опыт.

      Детям следует объяснить, что нужно предпринять, если они потерялись на улице, к кому следует обратиться за помощью, назвать свой адрес.

      В программу включены организационно-методические рекомендации по отбору содержания для работы с детьми с учетом их опыта и сложившихся представлений. Авторы считают, что при регулировании поведения детей прямые запреты со стороны взрослых должны быть минимальны, тщательно обоснованы и продуманы. Необходимо найти позитивные способы вербального воздействия на детей. Эффективен и способ показа детям последствий неправильного поведения. Важно по возможности при каждом случае поощрить детей за хороший поступок или за соблюдение запрещающих правил поведения.

      Особенность работы по программе, как считают авторы, состоит в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и, прежде всего педагога. Нала­живание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания — неизбежные условия эффективности в воспитании детей.

      gigabaza.ru