Основные виды воспитания детей

13. Сущность воспитания и его виды

Понятие воспитание – одно из ведущих в педагогике . оно употребляется в широком и вузком смысле.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личности. В данном случае воспитание практически отождествляет с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производственных сил общества, созидателями собственного счастья.

Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность.

Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений.

В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

Воспитание-категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил, развитие человека.

Воспитание-категория общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.

Основным законом воспитания как общественного явления является закон обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старший поколений в качестве необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно- исторических условиях.

С основным законом органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное-поддержание жизни, производство материальных благ.

Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания и обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройки. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в обществе определяются интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, участия в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессов. Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединять воспитание и обучение с производительным трудом и с жизнью общества.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать как закон гармоничного развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальный, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности.

Рассмотрим основные модели воспитания.

Прагматическая модель воспитания. Его представители рассматривают воспитание не как подготовку воспитанника к будущей взрослой жизни, а как жизнь воспитуемого в настоящем. Поэтому задача воспитания в рамках данного направления – научить воспитуемого решать реальные жизненные проблемы и с накоплением такого опыта добиться максимального благополучия, успеха в рамках тех норм, которые определены социальной средой его жизнедеятельности.

Антропоцентристская модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром, а также на положение о сущности воспитания как создании среды, максимально благоприятной для саморазвития индивида.

Социетарная модель воспитания ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях; по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское; индивидуалистическое и другое воспитание.

Духовное воспитание это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. В этом процессе создается культура жизненного самоопределения.

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способна к самопознанию-пониманию себя как целостной личности. Оно включает самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Н.А. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Определение личностного смысла выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Каждый человек, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Личностный смысл жизни — понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Он осознается как «значение–для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы.

Неумение осознать это приводит к тому, что он не находит своего места в жизни, не раскрывает свой внутренний потенциал. Утрата смысла жизни человеком приводит к депрессии и даже попыткам самоубийства.

В.Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» писал, что мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты поэтому воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть.

Человек обретает смысл жизни, понимая ценность жизни всего живого и каждого человека как венца творения природы, обогащая сознание «знанием всех богатств которые выработало человечество», развивая свои способности и склонности, потребности в самореализации, самоактуализации, выбирая профессию, отвечающую его способностям и интересам личности.

Умственное воспитание. Знание и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием составляют содержание понятия интеллектуальной культуры. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т.п.). Интеллектуальная культура формируется в процессе интеллектуального воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.

Задачи умственного воспитания:

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании; развитие всех видов мышления(теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического, репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и др. )., опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;

развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности

Эти цели достигаются в учебном процессе, в процессе самообразования, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми.

Показатели интеллектуальной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения, одним из элементов которого является теоретическое мышление.

Теоретическое мышление представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Нравственное воспитаниеформирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Как форма общественного сознания мораль представляет собой совокупность правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Она обусловлена обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения, несет ответственность за свой выбор.

Нравственную структуру личности составляют знания, чувства и отношения, поведение, воплощающиеся в нравственном идеале, этических ценностях и нормах, моральной мотивации и этических оценках. Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Выделяют следующие уровни нравственного развития: доморальный-синкретический и конвенциональный — и автономной морали (Л.Колберг). На доморальном уровне ребенок соблюдает принятые нормы из страха наказания, стремления не выпасть из определенной социальной группы. На уровне автономной морали происходит осознание сущности нравственных понятий, принятие или непринятие тех или других, выбор нравственного поведения. Нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение, вовлечение детей в разнообразную деятельность, предполагающую общение и нравственный выбор

Формирование самоуважения личности — одна из значимых задач нравственного воспитания. Не уважая себя, человек никогда не научится уважать других людей.

Этическое воспитание — целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющие свой целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины .Оно является составляющей нравственного воспитания. Один из его главных методов — этические беседы.

Подобно всем направлениям воспитательной работы нравственное воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. Содержание всех учебных предметов имеет нравственные аспекты.

Необходимо обратить внимание на роль компьютера в процессе нравственного или безнравственного становления личности. С одной стороны, возможность приобщиться к богатствам мировой культуры, вступить в широчайший контакт с людьми разных стран, разных профессий и интересов — неисчерпаемый источник формирования и постижения нравственных норм и отношений. С другой- засоренность и бесконтрольность информации, которая размещается на разнообразных сайтах и в Интернете, жестокие и часто безнравственные игры, построенные на обмане, хитрости и предательстве, виртуальная реальность, в которой безнаказанно можно совершать любые преступления, превращают компьютер для подростков и молодежи в источник садистских развлечений, потребления порнографии, пробуждают самые неизменные и порочные человеческие наклонности.

Гражданское воспитание это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Гражданская культура и гражданственность-результат гражданского воспитания. Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

В настоящее время нельзя говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления. Следовательно, выделяют еще один вид воспитания- общечеловеческое воспитание.

Основные функции общечеловеческого воспитания:

развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению;

обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма, интернационализма, межнациональной и расовой терпимости с решением общечеловеческих задач;

налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество в области науки и культуры.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогающие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в ходе которого углубляется понимание процессов, происходящих в

мире, расширяется кругозор. Школьники могут принимать непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, взаимодействие и взаимопонимание между народами, сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем являются знание и понимание их детьми. Показателем является интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность в этом направлении.

Политическое и правовое воспитание — основные компоненты гражданского воспитания.

Политическое воспитание – формирование политического сознания ,отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется на принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации: обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; «открытее трибуны», политическая панорама и т.п.; деятельность клубов, проведение фестивалей, международных обменов и встреч и т.п.

Правовое воспитаниепроцесс формирования правовой культуры и правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения.

Нравственно-правовые и политические чувства — важнейший элемент правового сознания. Эти понятия подразумевают глубокое уважение к закону как проявлению воли народов, которое неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет гражданская совесть. Она является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. В процессе изучения дисциплин общественного блока, в специально организованной внеклассной и внешкольной деятельности учащиеся постепенно овладевают элементарной юридической грамотностью, осознают права, обязанности и правовую ответственность.

Трудовое воспитаниеэто совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии.

В задачи трудового воспитания входят:

политехническая и начальника экономическая подготовка;

выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем, ответственности и чувства долга;

подготовка к выбору профессии, профориентация.

Профориентация – оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение-готовность выпускника к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знания о профессии и ее требованиях к личности, понимание своих склонностей и индивидуальных способностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.

Основными компонентами профориентации являются: профессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадаптация и профкоррекция. Типы профессиональной консультации: справочно-информационная, диагностическая, медицинская, корректирующая (когда профессиональные желания и интересы подростка не совсем согласуются с его потенциальными возможностями, способностями, здоровьем).

Экономическое воспитание – это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Экономической сознание включает знания основных законов рыночной экономики, умение осмысливать новое в экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.

Экологическое воспитаниеэто целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

В формировании экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществознание, право и экономика показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Школьники узнают о недостатках природоохранительной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей. Литература, изобразительное искусство и музыка – эстетический цикл раскрывает эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение ко всему живому.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей.

Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются художественное образование и художественное воспитание.

Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Художественное воспитание – это процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Цель системы эстетического воспитания – обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с решением следующих задач: воспитать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание; обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; развить с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; обучить начальным, самым общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве.

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К основным средствам эстетического воздействия на школьников относятся различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.

Физическое воспитание – это система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособностью и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

В задачи физического воспитания входят: формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности и эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья: повышение физической и умственной работоспособности; развитие двигательных качестве, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование потребности в здоровом образе жизни, воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятия физической культурой и спортом; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости); формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, психических свойствах и процессах, об основах гигиены, мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В школьную систему физического воспитания входят уроки физкультуры и ОБЖ, факультативные занятия, внеклассная спортивно-массовая работы: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздоровительные процедуры.

Средства физического воспитания включают гимнастики, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы — солнце, воздух и воды, гигиенические факторные силы – режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений. Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример, соревнования.

В процессе безопасной жизнедеятельности и формирования здорового образа жизни у детей появляется осознание опасности наркотического, токсического, алкогольного, никотинового отравления организма и психики, развивается нравственно-эстетическое отвращение и противодействие пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса лежат глубокие мировоззренческие, культорологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали, религии. Он должен быть построен на утверждении идеала норм здоровой, гармонической и счастливой жизни.

Гендерное воспитание – это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.

Можно назвать следующие задачи гендерного воспитания: правильная гендерная идентификация (отождествление); формирование нравственных межполовых взаимоотношений; подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры интимных чувств – привязанности, дружба, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т.п.; формирование установки на рождение и воспитание детей (репродуктивной установки); половое и сексуальное просвещение, формирование научных понятий и биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.

studfiles.net

3. Сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходах.

Психоаналитический подход.

Еще в 20-х годах XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитание воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве позитивной воспитательной системы. Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключения его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

Психоаналитический подход имеет ряд позитивных моментов. Так, по мнению М.Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психологических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число воспитательных мер, Кляйн считала, что именно рациональный анализ, проводимый, начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.

Среди требований в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующий: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

Гуманистический подход.

Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х – начале 60-х г.г. XX в. в США. Она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы, от воспитательных и гибких до формализованных.

В бестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности ребенка. Его главная идея – признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желание и волю ребенка. При этом он подчеркивал роль родительского авторитета. Важнейшим методом воспитания Спок назвал метод терпения, который провозглашал возможность независимости в проявлениях ребенка.

По его мнению, подлинный гуманизм – сочетание любви и ответственности.

Бихевиористский подход.

Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.

Экспериментальное изучение появления новых форм поведения «у живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых реакций», позволило Дж.Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из непосредственных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из набора различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внимание, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка.

Р.Сире использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывания различных форм зависимого поведения (поиск позитивного и негативного влияния, стремления к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом т др.), а позже – в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.

Родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах: стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, — социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового социального поведения – основная. Как происходит социализация, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций? Основной ответ – это результат научения.

Радикальный представитель бихевиоризма Б.Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Таким образом, по мнению Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения. Разработанный им метод последовательных приближений, или формирования, основан на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения).

sites.google.com

Современные проблемы патриотического воспитания

Опубликовал Vospitatel | 17.03.2018

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.

Что бы лучше разобраться в сути проблем, рекомендуем ознакомиться с предыдущим материалом, где мы писали о целях патриотического воспитания.

Основные проблемы патриотического воспитания:

  • Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  • Слабые познания в области культуры, истории.
  • Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.
  • Нравственные проблемы общества

    Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны , разрушают личность, семью, государство.

    Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

    Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей припадает на все четыре ноги, компетентных воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.

    Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства. Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

    У предков проблем с патриотизмом не было

    В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.

    Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял. Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей. Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы . Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей. Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.

    Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества. Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства. Церковь еще не была «опиумом для народа» а являлась центром духовности и нравственности.

    Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья. Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

    Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

    Истоки патриотизма, задачи воспитателей

    Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина». В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален. На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.

    Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

    Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна рассматриваться на государственном уровне. Из-за ослабления внимания к этому вопросу появляются предпосылки для возникновения внутренних, внешних угроз, государство теряет в динамическом развитии, качестве жизни населения, влиянии на мировые процессы.

    Патриотическое воспитание дошкольников и школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.

    Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

    Основные пути формирования чувства патриотизма

    Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

    В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

    Воспитание морали, нравственности

    Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций. Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное. Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

    Задачей воспитателя становится вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.

    Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.

    Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

    В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

    Важность знания культуры, истории

    Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

    Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей. Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке. Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.

    Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества. Задача воспитателя – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

    Подготовка будущих защитников Отечества

    Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное. Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора.

    Встречи с ветеранами ВОВ , просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.

    vospitanie.guru

    Основные методы воспитания детей и понятие «правильного воспитания»

    Сегодня в педагогике появилось большое количество новых тенденций, которые являются положительными и способствуют полному раскрытию внутреннего потенциала наших детей. Если раньше существовала единая программа воспитания детей и любое отступление от нее считалось чем-то плохим и недалеким, то в настоящее время ситуация в корне изменилась. Современные методы воспитания настолько разнообразны, что, порой, родители даже не знают о многих из них. В наше интересное время существует возможность воспитывать ребенка согласно той методике, которую выбирает сам родитель. В этом есть свои преимущества, однако, такое положение вещей породило и одну серьезную проблему: как выбрать наиболее правильную программу воспитания детей, чтобы она максимально полно подходила вашему чаду и способствовала раскрытию его внутреннего потенциала.

    Достаточно актуальным и риторическим на сегодня остается вопрос о том, стоит ли применять физическое наказание в случае непослушания ребенка и к чему это может привести. Это достаточно сложный вопрос, на который каждый родитель находит ответ самостоятельно, в зависимости от взглядов на жизнь, собственного жизненного опыта и имеющейся информации по данной тематике. Однако здесь важно понять психологические механизмы воспитания, которые включают в себя характер ребенка, его темперамент, внешнее окружение (сверстники, друзья), отношения в семье и образ жизни семьи в целом. Всегда следует помнить, что в первые 3-4 года в ребенке закладываются те основы, которые будут в нем на протяжении всей жизни, поэтому именно в это время ребенку необходимо уделять максимум внимания, ласки и доброты. Однако здесь следует соблюдать важную грань, чтобы не избаловать своего малыша, поскольку в противном случае он может вырасти эгоистом, который просто не будет ценить всего того, что родители для него делают. В этом отношении очень важна роль отца, который с одной стороны должен быть самым лучшим другом своему ребенку, а с другой — строим наставником, которого необходимо слушаться беспрекословно.

    Методы воспитания современных детей включают в себя следующие аспекты:

  • Постановку целей и задач воспитания
  • Содержание программы воспитания
  • Возрастные особенности, включающие в себя уровень умственного развития ребенка, его нравственно-этические качества и духовное развитие
  • Общий уровень развития детского коллектива
  • Развитие личностных и индивидуальных качеств ребенка, где основная роль отводится воспитателю, который определяет границы детского «Я» и начала «Мы»
  • Средства воспитания и познания всего мира, которые включают в себя мимику, речь, движение, жесты и так далее.
  • Ожидаемые последствия воспитания
  • Выбор и сочетание между собой различных методов воспитания является крайне важным моментом не только для воспитателей, но и для родителей. Вследствие этого данным вопросам следует уделять большое внимание. Если скооперировать выборку из трудов многих ученых-педагогов, то можно выделить основные методы воспитания детей:

    1. Лекция — теоретическое обобщение какой-либо темы с фактическим подтверждением всего вышеизложенного
    2. Убеждение — разностороннее воздействие на чувства, волю и разум ребенка с целью формирования у него основных человеческих качеств.
    3. Диспут — обсуждение какого-либо вопроса при наличии различных мнений, в результате чего приводятся примеры и доказательства правоты одного из собеседников.
    4. Упражнение — четко организованное выполнение различных действий с целью выработки определенных качеств и достижения нужного уровня.
    5. Пример — основан на стремлении детей к подражанию друг другу.
    6. Стимулирование — побуждение ребенка к действию, чувству и определенной мысли

    В последнее время все чаще можно услышать о такой методике, как правильное воспитание. Суть метода заключается в раннем выявлении определенных качеств ребенка и развитии в соответствии с его стремлением к определенному виду деятельности. Помимо этого здесь большое внимание уделяется развитию личностного «Я», в результате чего ребенок уже в раннем возрасте начинает осознавать себя полноправным человеком и нести за все свои действия и поступки персональную ответственность.

    Таким образом, несмотря на то, что современные методы воспитания отличаются большим разнообразием, все они сконцентрированы вокруг одной главной задачи — воспитание полноценного человека. Если в результате воспитания ребенок вырос уверенным в себе, грамотным, честным, искренним и доброжелательным, то свою задачу он может считать выполненной.

    fb.ru