Основные направления развития детей раннего возраста

Модуль 2. Основные направления речевого развития детей дошкольного возраста.

Тема 1. Система работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

Концептуальные основы речевого развития детей. Проблемы раннего двуязычия. Особенности русско-белорусского двуязычия у дошкольников. Основные компоненты системы речевой работы с детьми: цель, задачи, методические принципы, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование.

Психолого-педагогические основы программы речевого развития детей. Современные образовательные программы для ДОУ, сравнительный анализ подходов к содержанию обучения языку, речи, речевому общению детей дошкольного возраста в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки», и др. Характеристика соответствующих разделов в национальной базисной программе «Пралеска».

Средства осуществления программы развития речи детей:

1. Содержательное общение взрослых и детей как фактор освоения социального опыта и овладения родным языком.

2. Культурная языковая среда. Речь воспитателя.

3. Основные виды детской деятельности.

4. Обучение языку и речи на занятиях.

5. Детская художественная литература, ее роль в развитии всех сторон детской речи.

6. Различные виды искусства (живопись, театр, музыка).

7. Родная природа.

Методы и приемы развития речи детей. Характеристика наглядных методов. Виды наглядности. Словесные методы, требования к их использованию. Практические методы в развитии речи детей. Классификация приемов.

Условия успешной реализации программы речевого развития детей: обеспечение полноценного русско-белорусского двуязычного окружения в детском саду и в семье, организация содержательного общения с детьми в разных видах деятельности, сотрудничество с родителями, создание материальной развивающей среды, оснащенность педагогического процесса необходимыми пособиями и материалами.

Диагностика и коррекция речевого развития детей.

Детская речь как предмет изучения, исторический экскурс. Оптимизация

процесса индивидуального речевого развития детей в ДОУ и семье – мотивация целеполагания в области диагностики детской речи. Основные направления и этапы диагностического обследования разных сторон речи детей. Стимульные диагностические материалы. Индивидуальные речевые характеристики детей. Постдиагностическая коррекционно-развивающая речевая работа с детьми в дошкольном учреждении и в семье.

Методические рекомендации к изучению темы модуля.

1. Функциональные характеристики родного языка, значение его в воспитании и развитии детей.

2. Цель, задачи развития речи детей дошкольного возраста, их психолого-педагогическое обоснование.

3. Содержание работы по развитию речи детей в национальной образовательной программе «Пралеска». Научные основы программы по развитию речи.

4. Условия успешного осуществления программы.

5. Методические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.

6. Средства реализации программы развития речи детей.

7. Классификация и характеристика методов и приемов формирования речевой деятельности дошкольников.

Разноуровневые задания для самостоятельной работы по теме модуля.

1. Произвести тезирование статьи О.И.Соловьевой, подготовить устное сообщение по этим материалам.

2. Выделить и записать усложнение программных требований к одной из сторон детской речи (грамматической, звуковой, лексической, связной речи) в программе «Пралеска».

1. Провести сравнительный анализ современных программ речевого развития детей (двух на выбор) по схеме:

lektsii.org

Основные направления речевого развития детей дошкольного возраста

§ 3. Основные направления работы по развитию речи

Основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих или слабослышащих детей является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения; овладения разными формами речи; развития связной речи.

Содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы.

несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами. На различных этапах обучения дошкольника развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных речевых умений, однако оно всегда связано с речевой активностью ребенка, стремлением к использованию речи.

Для развития языковой способности имеет важное значение формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение для детей с недостатками слуха имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием Features of speech development in children older than preschool age with stuttering Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ,
  • ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ,
  • ЗАИКАНИЕ ,
  • SPEECH SITUATION ,
  • PROSODIC FEATURES ,
  • STUTTERING

научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Репина Зоя Алексеевна, Борисова Елена Альбертовна

Статья посвящена проблеме изучения особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста с заиканием. Представлены результаты экспериментального изучения уровней развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Определены основные направления коррекционной работы по устранению заикания у детей с общим недоразвитием речи

Abstract 2009 year, VAK speciality — 13.00.03;13.00.01, author — Repina Zoya Alekseevna, Borisova Elena Albertovna

Article is devoted to study the characteristics of the speech development in preschool children with stuttering. We present results-an experimental study of the levels of lexical and grammatical resources of language and connected speech. The main on-board corrective work to remove the stuttering in children to the general hypoplasia of speech

Научная статья по специальности Специальные (коррекционные) школы. Дефектология из научного журнала Специальное образование , Репина Зоя Алексеевна, Борисова Елена Альбертовна

Репина Зоя Алексеевна, Борисова Елена Альбертовна Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование. 2009. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem (дата обращения: 26.09).

Репина Зоя Алексеевна et al. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием Специальное образование (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem (дата обращения: 26.09).

Репина Зоя Алексеевна Борисова Елена Альбертовна (2009). Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Специальное образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaikaniem (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Репина Зоя Алексеевна, Борисова Елена Альбертовна Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием // Специальное образование. 2009. №3 С.67-73.

Репина Зоя Алексеевна et al. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием Специальное образование (2009).

Репина Зоя Алексеевна Борисова Елена Альбертовна (2009). Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Специальное образование

orebenkah.ru

Направления речевого развития детей дошкольного возраста

§ 3. Основные направления работы по развитию речи

Конкретные направления работы по речевому развитию детей, представленные в используемых программах (1991), отражают психолингвистическую модель описания языка, в которую в качестве основных компонентов входят языковая способность, речевая деятельность, языковая система (Л. П. Носкова, 1991, 1993). Развитие этих трех компонентов языка происходит в течение пребывания детей в дошкольных учреждениях и в период школьного обучения. Каждое языковое явление должно соотноситься с наиболее благоприятной возрастной стадией.

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Понимание пути овладения языком как процесса развития у ребенка языковой способности связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Таким образом, работа с детьми раннего возраста позволяет сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия. Чем раньше мы обратим внимание на детей с речевыми проблемами, поможем им, используя индивидуальный подход, тем скорее начнется правильное речевое развитие ребенка.

Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители этих детей сами еще не имеют опыта воспитания ребенка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому приходится заниматься просвещением родителей, предлагать литературу, ссылки на различные сайты, проводить практические занятия, т. е. учить видеть проблемы у своих детей и своевременно на них реагировать.

Андреева В. М. Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста// d 020. sho. la dla — vas — roditeli /1 rannij — vozrast

  • Блинкова Т. М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2–3 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
  • Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно.- М. Айрис-пресс, 2004.
  • Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. Творческий центр Москва, 2005.
  • Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.- М. ТЦ Сфера, 2011.
  • Кривцова Т. А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет//Логопед.№ 6.
  • Кротова Т. Б. Минина О. А. Можейко А. В. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1–3 лет с проблемами в развитии.- М.:АРКТИ, 2010.
  • Самойлова И. М. Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта//Логопед.2005.№ 2.
  • Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1980.
  • Шерстобитова С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2–4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал.- Волгоград: Учитель, 2009.

    Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- Изд.7-е.- М. Теревинф, 2012.

    Педсовет познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

    Подробности Просмотров: 222

    Система методической работы с педагогами ДОУ по реализации познавательно-речевой деятельности детей

    Тема методической разработки: «Система методической работы с педагогами ДОУ по реализации познавательно – речевой деятельности детей»

    Концепция содержания непрерывного образования определяет познавательно – речевую компетентность ребёнка как развитие его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решение проблемных ситуаций.

    Анализ сложившейся практики показывает, что процесс и результативность познавательно – речевого взаимодействия педагогов с детьми не соответствует параметрам выпускника детского сада.

    Поэтому необходимо совершенствовать педагогические методы, формы и приёмы направленные на развитие природной детской любознательности; на поощрение детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, а также на стимулирование познавательной активности педагогов.

    Нормативно — правовое обеспечение способствует решению общих концептуальных направлений развития системы дошкольного образования.

    -Основная общеобразовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой

    -Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №37» в которой определен весь воспитательно-образовательный процесс.

    Учитывая то, что наш детский сад, имеет приоритетное направление познавательно — речевого развития детей мы применяем такие парциальные программы, как:

    Одним из направлений методической работы является качественная организация воспитательно-образовательного процесса в направлении познавательно – речевого развития детей, повышение профессиональной компетентности, активизации творческого потенциала педагогов через расширение методических структур в ДОУ. Таким образом, для достижения положительных результатов в данном направлении мной была определена система методической работы:

    Для изучения качества работы по направлению познавательно – речевого развития с педагогами были проведены беседы, наблюдения, анкетирование, анализ воспитательно – образовательного процесса.

    -Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития познавательных способностей и связной речи у детей.

    -Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

    -детей (мониторинг, совершенствование предметно-развивающей среды, организация мероприятий, направленных на познаватнльно — речевое развитие ребенка)

    -педагогов (Мониторинг, внедрение инновационных форм и методов организации работы в данном направлении, контроль за процессом реализации поставленных задач).

    Для совершенствования работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей был проведен педагогический совет в форме деловой игры на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников». Этот педагогический совет был направлен на решение следующих задач:

    -Вызвать у педагогов осознанин необходимости расширять свои знания в области развития познавательных способностей и связной речи у детей;

    -Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (игра)

    Учитывая приоритетное направление нашего детского сада мы задумались над тем, как обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Для педагогов ДОУ был проведен семинар на тему «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». Целью нашей работы стал поиск новых инновационных технологий в работе с детьми. Сегодня мы хотим наиболее подробно остановится на таком методе развития познавательно-речевых способностей, как обучение детей на материале вариативности игр по ТРИЗу – круги Луллия. На наш взгляд Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы. Новизна проекта в том, что применяемые педагогами методы и приемы учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Это нетрадиционный подход к решению сложной социально-педагогической проблемы. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе с детьми состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы и подойти к использованию материала нетрадиционно.

    Успех в работе по познавательно — речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей. Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого был проведен педагогический совет в форме устного журнала на тему: «Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в процессе познавательно- речевого развития».

    Первая страница. Создание обстановки эмоционального комфорта. Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается веселая разминка «Поиск сокровищ».

    По итогам проделанной работы был проведен мониторинг развития интегративных качеств детей и мониторинг педагогов. Результаты мониторинга говорят о том, что система методической работы направленной на повышение педагогической и профессиональной компетенции педагогов ДОУ в познавательно – речевом развитии детей дает положительные результаты. Повысилась заинтересованность и активность воспитателей, мотивация к профессиональной деятельности.

    Расширился кругозор педагогов, повысилась компетентность педагогического коллектива в области теоретических и практических знаний по разным вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Появилось умение действовать совместно, согласовывать свои действия с коллегами в обстановке творческого взаимодействия и сотрудничества.

    •Внедрение инновационных форм работы с детьми «Синквейн в ДОУ», арт-терапии в познавательно-речевом развитии дошкольников.

    •Создание мозаичных макетов – карт как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста

    Минкевич Л. Рекомендации по организации и проведению педагогических советов // Дошкольное воспитание. –1993. – № 4.

    Татаржинская Е. О нетрадиционных методах проведения педагогических советов в детском саду // Дошкольное воспитание. — 1995.

    vospityvaem-detej.ru

    Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников. Методика обследования речевого развития»

    Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников. Методика обследования речевого развития»

    В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошкольников. Определение их эффективности возможно лишь при сопоставлении данных речевого развития детей.

    Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем, сверстниками, в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

    В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

    Исследования показали, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.

    В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основного показателя связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

    Если в исследованиях первого и второго направлений общение и осознание языковых явлений вступают только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, то исследования третьего направления прямо нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.

    В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного познания явления языка и речи. Грамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речи выделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое обобщение. О важной роли языковых обобщений в освоении грамматики свидетельствуют инновации в сфере словоизменения и словообразования. Языковые инновации – свидетельство того, что ребенок усвоил значение грамматических элементов и правила оперирования ими и применяет эти правила в новой проблемной ситуации.

    Один из важных показателей общеречевого развития ребенка – его инициативная речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом, может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной характеристикой сферы его потребностей. Инициативная речь детей младшего дошкольного возраста возникает прежде всего в связи с познавательными потребностями ребенка, потребностями в эмоциональном общении и в активных действиях, а также с органическими потребностями. В среднем дошкольном возрасте инициативная речь более развита, чем в младшем, как в плане содержания, так и разнообразия форм. Выявлены три коммуникативные ситуации, стимулирующих инициативную речь, а также типология языковых средств, используемых в этих ситуациях. Активность ребенка в инициативной речи оказывалась зависящей от его коммуникативной направленности, запаса жизненных впечатлений, степени эмоциональности, а также от уровня общеречевого развития.

    Методика обследования речевого развития

    В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошкольников. Определение их эффективности возможно лишь при сопоставлении данных речевого развития детей. Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важная предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем и сверстниками, в усвоении всего того объема новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

    На основе анализа содержания обучения, выявления проблемных речевых задач, необходимо выделить следующие показатели, характеризующие узловые новообразования в том или ином возрасте и разработать игровые ситуации, в которых эти новообразования смогут проявиться.

    Для старшего дошкольного возраста таким основным новообразованием может служить связная монологическая речь. Различия в уровне связной речи проявляются в таких показателях, как самостоятельность (несамостоятельность, контекстность, ситуативность (опора на наглядность, продуктивность (репродуктивность). Для выявления этих параметров следует предложить детям такие виды заданий, как рассказать любимую сказку, обрисовать любимую игрушку, что изображено на картине, придумать историю и так дате.

    Рассказывание любимой сказки – наиболее доступный детям вид речевой деятельности. Если же старший дошкольник не может рассказывать сказку, это уже свидетельство неблагополучия в речевом развитии. Рассказ о любимых игрушках, как правило, бывает коротким. Развернутый рассказ на тему из личного опыта свидетельствует о продуктивности и контекстности речи. Наиболее сложное задание – творческий рассказ на предложенную тему. С ним справляются далеко не все дети. Самостоятельное сочинение – показатель продуктивности речемыслительной деятельности, ее контекстности. Дети с низким уровнем развития связной речи ограничиваются перечисление объектов и ответами на вопросы. Если ребенок создает сочинение, в котором изображенное на картине оказывается одним из эпизодов, это свидетельствует о высоком уровне речи, ее продуктивности, контекстности и самостоятельности.

    Анализ связных высказываний ребенка позволяет также судить о состоянии звукопроизношения, темпа речи, силы голоса, интонационной выразительности, о богатстве и точности словаря, владении средствами художественной выразительности. Кроме рассказывания, методика включает задания на словообразование и словообразование, на подбор синонимов, антонимов, сравнений, определений и глаголов к заданному слову. Это позволяет собрать дополнительные данные о творческой продуктивности речи, ее образности и грамматической правильности.

    Учитывая возрастные особенности детей, методику обследования речи желательно строить как игровое взаимодействие: действие от лица персонажа из театра кукол, игровые диалоги и так далее.

    «Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

    Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

    www.maam.ru

    2.3. Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста.

    Появление коллективной игры создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

    Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их источников. Игры младших школьников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

    Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период.

    Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлении правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. У малышей такой потребности еще нет. Богатство жизненных впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий требуют предварительной договоренности. У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

    Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). эти умения формируются под руководством воспитателя.

    С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших — 3-7 и больше.

    Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

    Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.

    studfiles.net