Ограниченное развитие ребенка

Моторное развитие ребенка

Вот, наконец, после девятимесячного ожидания у вас появился новый член семьи. Он еще совсем крохотный, беззащитный и беспомощный. Малыш еще ничего не умеет делать, но пройдет совсем немного времени и он, адаптируясь к новой жизни, научится держать головку, переворачиваться на животик, сидеть, стоять и, в конце концов, ходить. Однако это перспектива ближайшего будущего, а пока родители с увлечением наблюдают, как растет и развивается их ребенок.

Каждую любящую мамочку волнует вопрос о том, своевременно ли малыш овладевает двигательными навыками. Конечно, окончательный вердикт выносит специалист при осмотре, но имея представление о закономерностях моторного развития ребенка до года, родители могут разобраться, насколько правильно формируется костно-мышечный аппарат младенца.

Необходимо понимать, что ребенок осваивает каждое движение постепенно, последовательность в этом процессе предопределена самой природой. Вначале малыш учится управлять головой, затем руками, торсом и, наконец, ногами. Скорость освоения новых движений напрямую зависит от наследственных факторов, состояния здоровья, организации физического воспитания и индивидуальных особенностей ребенка. Тем не менее существуют средние нормы, определяющие успешность процесса взросления новорожденного.

Моторное развитие ребенка: первое полугодие

В первый месяц не стоит ждать чудес. Младенец только начинает привыкать к новому состоянию. Долгое внутриутробное положение, ограниченное пространство породило гипертонус сгибательных мышц: ручки и ножки новорожденного постоянно согнуты, прижаты к телу, его движения скованы. Ощутимая динамика наблюдается только в конце первого месяца жизни. Изначально начинают крепнуть мышцы шеи: лежа на животике, малыш может на короткое время поднимать голову. Однако стоит помнить, что успехи достигаются только с помощью родителей. Во избежание задержки моторного развития у детей, необходимо ежедневно выкладывать новорожденного на твердую поверхность лицом вниз. В первые дни на выполнение такого упражнения достаточно одной минуты, затем время увеличивается.

Моторное развитие ребенка второго месяца жизни характеризуется укреплением шейных мышц. Лежа на животе, малыш с каждым днем все уверенней поднимает голову и удерживает ее вертикально в течение одной-двух минут. Гипертонус ручек крохи становиться все слабее и к концу месяца исчезает вовсе. Возьмите ребенка под мышки, вы заметите, что он уже умеет упираться ножками, не сгибая колен. Развиваются и совершенствуются хватательные движения, младенец может удерживать на протяжении нескольких секунд вложенный в ладошку предмет.

В три месяца мышцы шеи малыша уже настолько сильны, что он способен хорошо и подолгу держать голову, находясь в положении «свечки». Кроме того, в это время активно развивается мускулатура рук. В результате появляется способность опираться на предплечья и высоко поднимать голову, лежа на животике. Дитя может отталкиваться от твердой поверхности, сгибая тазобедренные суставы.

На четверном месяце жизни наблюдается резкий скачок в моторном развитии ребенка. Его движения становятся более осознанными и координированными, кроха уже хватает и держит предметы, может переворачиваться со спины на живот, приподниматься. Полностью исчезает гипертонус ног, за счет чего малыш уверенно упирается о твердую поверхность полусогнутыми ногами.

На пятом месяце жизни происходит совершенствование моторного развития ребенка. Он переворачивается на спинку и обратно, крепко держит игрушку в любой руке, подолгу лежит на животике, время от времени приподнимаясь на вытянутых руках. Кроме того, ребенок начинает учиться сидеть.

Закрепив свои умения, 6-месячный младенец стремится освоить новые горизонты. Ему хочется уже не только лежать, сидеть и переворачиваться. Он начинает изучать окружающее пространство и пытается ползать. На этом этапе моторное развитие ребенка происходит ускоренными темпами, поэтому важно не ограничивать его двигательную активность. Не держите малыша подолгу в кроватке, манеже или стульчике. Спускайте его на пол, помогайте крохе овладеть навыками ползания. Ведь передвигаясь по комнате, он не только совершенствует костно-мышечный аппарат, но и познает мир. Вместе с тем в шесть месяцев ребенок уже может самостоятельно взять предмет в одну руку, переложить в другую или бросить. Если держать малыша в вертикальном положении, он будет совершать полноценные шаговые движения.

Моторное развитие ребенка: второе полугодие

Вот и прошли первые шесть месяцев жизни. Они были самыми ответственными и трудными как для ребенка, так и для родителей. Следующие этапы будут не менее важными, но все же более легкими. Малыш уже получил базовые навыки и стремительно развивается, осваивая новые умения. Итак, чем же он удивит своих близких?

На седьмом месяце жизни начинается очередной этап моторного развития ребенка. Дитя уже может подниматься на четвереньки, хорошо ползает, самостоятельно встает на колени. Если держать кроху под мышки, он начинает активно прыгать, отталкиваясь ножками от твердой поверхности.

8-месячный малыш самостоятельно садится, ложится, поднимается, стоит, переступает, удерживаясь за перекладины кровати или манежа. Он приобретает первые навыки игры: катает предметы, перекладывает и стучит.

При нормальном моторном развитии, ребенок в девять месяцев уже пытается ходить. Естественно, эти попытки еще неуклюжие и, как правило, безуспешные. Кроме того, малыш уверенно манипулирует игрушками, достает их из коробки, собирает мелкие предметы.

В последние три месяца первого года жизни ребенок совершенствует свои достижения. Держась за опору, он все увереннее ходит. Некоторые детки уже в десять месяцев начинают ходить самостоятельно. Мало того, особо шустрые малыши способны без посторонней помощи пройти 2-3 ступеньки. Тем не менее подавляющее большинство детей осваивают навыки ходьбы ближе к году. В это время малыш учится взбираться на стул и слезать с него, самостоятельно приседает, наклоняется, чтобы поднять предмет, играет с игрушками. Но самое главное то, что все совершенные ребенком манипуляции становятся более осознанными и тонкими. Он может расставлять, складывать, открывать и закрывать коробочки, собирать пирамидку, кормить куклу и т. д. Годовалые малыши бывают настолько непоседливы, что родителям приходится постоянно контролировать их передвижения.

Итак, мы рассмотрели основные этапы моторного развития ребенка до года. Однако если ваш кроха начал ползать, сидеть или ходить чуть позже установленных нормами сроков, не стоит паниковать. Ведь, как было сказано выше, физические возможности малыша в немалой степени зависят от его индивидуальных особенностей. Однако если вы всерьез обеспокоены имеющимися отклонениями в развитии ребенка, обратитесь к педиатру или невропатологу, только они могут диагностировать задержку моторного развития у детей.

lady7.net

Психическое развитие ребенка раннего возраста

Чтобы грамотно развивать и обучать ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. Периодизация психического развития — это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

Основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

Основные достижения раннего возраста

Основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

· овладение прямой походкой;

· овладение активной речью;

· развитие предметной деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

Символизм и зарождение самосознания

Развитие символизма как возрастного новообразования второй половины раннего детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и частично начала третьего года, ребенок только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.

Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», — говорят дети раннего возраста о себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами, «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого.

И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

«Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» — заявляет малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» — одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у Ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» — центральным новообразованием данного периода.

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». Это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Кризис трех лет (Л.С.Выготский) выражается в семизвездии симптомов:

1. Негативизм проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».

2. Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз « нет» и теперь повторяет свой отказ.

3. Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.

4. Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности : «Я сам».

5. Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.

6. Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.

7. Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.

Таким образом, мы видим, что ребенок в конце раннего возраста ( от рождения до 3 лет) воспринимает окружающий мир по – новому, через призму самого себя.

На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят. Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости. По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — 1-е издание, СПб, 2009. — 320 с.

2. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 704 с.

xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

ОБУЧАЙКА • РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

3 235 записей предложить новость

Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

— у нее должен быть стержень – палочка, а не конус

(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

— дырочка в колечках должна быть одинаковой

(есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

(т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

— лучше всего, если все колечки одного цвета

(потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки

Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка — прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря 🙂 Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Это не только игра как таковая, фигурки — еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

vk.com

Развитие ребенка в 5 месяцев

Физическое и психическое развитие

На пятом месяце жизни ваш карапуз становиться очень подвижным. Он не только изучает окружающий его мир, но и себя. Все без исключения предметы привлекают внимание малыша, но просто смотреть не интересно — нужно попробовать, поэтому он все тянет в ротик. И никакой лени! Вы можете гордиться целеустремленностью вашего малыша!

Вес ребенка на 5 месяце жизни увеличивается в среднем на 650-700 г, то есть каждую неделю малыш набирает около 150 г. За этот месяц его вес удвоится в два раза, если сравнивать с весом при рождении. Если при рождении ребенок весил около 3кг, то увеличение массы вдвое может произойти уже в 4 месяца. Но, если ваш малыш родился с большой массой тела (около 4-4,5кг), то увеличение его веса вдвое следует ожидать немного позже — 5,5-6 месяцев.

С каждым месяцем рост маленького человечка постепенно замедляется. И так, к пятому месяцу ребенок вырастает на 13-15 см. У каждого малыша есть индивидуальная программа роста и развития. Одни дети растут быстро, периодично ускоряют темпы, но со временем эти темпы замедляются. Мы взрослые тоже разные — худые, толстые, высокие, низкие. Поэтому оставьте приоритеты оценки правильного развития вашего малыша, то есть, хорошо ли ребенок набирает вес и рост, вашему педиатру, потому что это компетенция специалистов.

Размер «родничка» на головке с каждым месяцем уменьшается, не забывайте, что за ним нужно ухаживать и держать в чистоте.

В этот период все части тела малыша становятся очень гибкими. Одним из любимых упражнений малыша становится «аэроплан» — лежа на животике, карапуз поднимает и тянет головку вверх, ручки разводит в стороны и поднимает вверх ножки, при этом спинка становится ровной или немножко выгибается внутрь. Если вы увидели такую картину, знайте: малыш самостоятельно тренируется. Это прекрасное упражнение, которое укрепляет мышцы шеи и спины. В прошлом месяце малыш изучал свои ножки, разглядывая их, теперь он тянет пальчики ножек себе в ротик и для карапуза это обычное занятие такое интересное и легко выполнимое. Жаль, что нам, взрослым, это не под силу.

Еще одно любимое упражнение ребеночка — «мостик» — упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, и таким образом выгибается в дугу. Не волнуйтесь — это тоже своеобразная гимнастика.

Будьте внимательны — малыш стал лучше переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поэтому, одевая ребенка на прогулку, кладите его перпендикулярно к краю стола или дивана, что бы он не упал, к примеру, когда вы отворачиваетесь на пару секунд, чтобы взять одежду. Именно в этом возрасте детки очень часто получают травмы от ударов во время падения.

Ребенок передвигается по поверхности (диван, манеж, стол, коляска и т. д.) на много лучше, чем в прошлом месяце, при этом его движения совершенствуются. Он настойчиво преодолевает сантиметр за сантиметром с помощью ручек, коленок и стопочек. Обратите на это внимание и не оставляйте малыша в небезопасном относительно падения месте.

Предложив карапузу яркую игрушку с интересным звучанием, вы увидеть — он схватит ее ручками, и будет крепко держать. Если это будет погремушка, то ее звучание вызовет у ребеночка большой интерес. Малыш внимательно изучает данную вами игрушку, рассматривает ее и тут же тянет ее в ротик. Не мешайте этому (если, конечно, у игрушки нет токсичной окраски и острых сторон или углов.)! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Одним из самых любимых занятий пятимесячного малыша становится смоктание одеяла, когда вы так стараетесь его укрыть.

В этот период жизнь маленького ребеночка становится очень насыщенной. Период бодрствования после сна увеличивается, поэтому у него есть больше времени для усовершенствования своих движений и знакомства с окружающим миром. Он может долго «разговаривать» на «своем» языке, изучать все ручками, ротиком, глазками, касаниями, различать запахи. Малыш рано просыпается, поэтому уже в 7 часов (а может быть и раньше) он хочет играться, в отличие от вас. Поэтому положите ему в кроватку несколько ярких мягких игрушек — проснувшись утром, малыш поиграется игрушками, а вы сможете немного дольше поспать.

Коляска становится самым любимым средством передвижения малыша. При этом он хочет кататься сидя. Ведь вокруг столько интересного можно увидеть: цветочки, собачки, котики, большие машины, деревья, дома и все то, что вы предложите. Поэтому, старайтесь показывать вашему малышу, что-то новое, интересное. В награду получите счастливую улыбку!

Следует заметить, что на пятом месяце положение сидя есть не желательным для ребенка, особенно если вы заметите, что спинка при этом не ровная, а круглая (выгибается дугой). Но, учитывая желание ребенка все увидеть, можете обеспечить ему полу сидячее положение.

Самым любимым делом малыша становиться общение. Он с таким удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, или вытягивает их в улыбку. Все делается для того, чтобы послушать себя или привлечь ваше внимание. Но самое большое удовольствие малыш получает от общения с вами. Именно теперь вы почувствуете как «ноет» ваша спина от общения с вашим карапузом, когда он хочет видеть мир только с ваших рук. Поэтому желательно приобщать к этим занятиям папу, дедушку, бабушку.

Звуки, которые издает ребенок, не совершенны, в их формировании не берут участие язычок и губки. Если малыш поет «свою» песню, она, как правило, заканчивается на высоких нотах. Любимой игрой остается «развлечение» с вами, когда вы повторяете «его» песню — этот процесс стимулирует к продолжению «беседы». Очень часто слог «да» становится самым любимым в этой «песне» и получается цепочка да-да-да-да… Конечно, малыш произносит их неосознанно, но со временем, ему будет легче произносить эти слоги в новых словах.

В этом возрасте ребенок уже умеет не только фиксировать свой взгляд на предмете, который вы ему показали, но и поворачивать головку и следить за его перемещениями взглядом. Если раньше у ребенка наблюдалось косоглазие, то в этом месяце оно должно исчезнуть. Если вы уверенны, что малыш продолжает «косить» глазками, сообщите об этом вашему педиатру и обязательно проконсультируйтесь у детского окулиста. Мышцы, которые отвечают за движение глаз, можно тренировать и усовершенствовать с помощью ежедневных простых упражнений, повторяя их несколько раз в день. Для этого разместите перед глазками малыша какой-то блестящий предмет на расстоянии 35-40 см и перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз. Конечно, вашему сыночку или доченьке такое занятие очень быстро может надоесть, поэтому повторите это тренировочное упражнение несколько позже.

Слух малыша улучшается. Теперь он четко знает направление звука, от куда он поступает. Реакция на услышанный звук у малыша разная: он может смеяться, плакать, содрогаться или вскрикивать. Но самым любимым звуком остается человеческий голос и особенно — ваш! Постоянно разговаривайте с вашим малышом. Называйте ему все предметы, озвучивайте все ваши действия, рассказывайте коротенькие сказки и стишки, пойте песенки.

Вы можете проверить, хорошо ли слышит ваш малыш. Для этого нужно чтобы в комнате была полная тишина. Отойдите от ребенка на 5,5-6 метров и сделайте хлопок ладошками или не очень громким голосом скажите что-нибудь, например, назовите малыша по имени. Когда ребеночек услышит звук, он не только повернет голову в вашу сторону, но постарается найти вас глазками. А теперь сделайте тоже самое, но с противоположной стороны. По окончании упражнения вы можете констатировать, что левое и правое ушко малыша слышат хорошо. Помните: проводить этот тест лучше всего в активный период дня, когда у ребенка хорошее настроение и он спокоен.

Если вы подозреваете, что со слухом малыша не все в порядке, он ослаблен, срочно обратитесь к детскому лор-врачу.

Карапуз очень внимательно вас изучает. Сначала ваши глаза (он следит за их движениями), затем нос, рот, руки и, конечно, же, вашу одежду. Он запоминает все черты вашего лица и для него формируется образ самого дорогого человека в мире — мамы! Если малыш обнаружит ваш халатик или кофточку на другом человеке, будь это бабушка или совсем не знакомая тетя, ему трудно будет понять такое «перевоплощение».

В этом месяце дети уже умеют четко различать «своих» и «чужих». Если ребенок живете с бабушкой и дедушкой в одном доме, то он привыкает к ним, и будет относиться, как к своим родным — маме и папе. Но если же бабушка и дедушка не частые гости в вашем доме, в силу определенных обстоятельств (например, живут в другом городе, и нет возможности часто видеться), малыш занесет их в категорию «незнакомцев» и будет обеспокоено реагировать на их появление. Возможно гостям будет не понятно такое поведение внука или внучки, но вы, для того чтобы успокоить малыша не оставляйте его одного с «незнакомцем».

Посадите ребенка в рюкзачок и берите его с собой по делам (исключением являются места, где много людей – рынки, магазины), знакомьте малыша с окружающим миром и новыми людьми. Кстати, прогулка в рюкзачке не должна превышать более двух часов. У него будет прекрасная возможность увидеть новых людей, понаблюдать за процессом вашего общения, а вы получите много комплиментов относительно маленького создания, похожего именно на вас. Поверьте, для малыша такая прогулка станет настоящим праздником!

«Ой, кто это на меня смотрит?» — подумает малыш, увидев свое отражение в зеркале. Он берет в ручки маленькое зеркальце, обследует его всеми возможными способами, а, увидев, свое отражение замирает на минуту и с интересом его рассматривает, не понимая, кто на него смотрит. Дело в том, что малыш пока не воспринимает «свое» отражение в зеркале, но он получает много впечатлений и в следующий раз постарается рассмотреть свое отражение лучше.

В этот период большое значение имеет правильный подбор игрушек. Купите для малыша кольца разных цветов и размеров, всевозможные погремушки, игрушки, изготовленные из резины. Самыми удобными в использовании остаются пластмассовые и резиновые игрушки, которые легко моются. Для того чтобы ребенок мог дотянуться до игрушки, размещайте ее на расстоянии вытянутой руки, тем самым стимулируйте его желание к ползанию.

Ваш малыш заметно подрос. Каждый день вы с удовольствием наблюдаете за его новыми достижениями, как ребеночек старается ко всему дотянуться, все рассмотреть, попробовать, произнести. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально комфортной, свободной и не ограничивала его движения.

Иногда малыш очень активно двигается и это может стать причиной появления раздражений на тех участках кожи, где она наиболее поддается трению. При этом могут появляться красные пятнышка на спинке, головке и ножках. Там, где находиться наиболее количество потовых желез (под ручками, головка, участки шеи) может появится «потничка» или маленькие красные (розовые) высыпания. Не нужно паниковать по этому поводу. Просто старайтесь придерживаться таких рекомендаций:

  • старайтесь оставлять на ребенке минимум одежды;
  • проверьте, нет ли на ползунках и рубашечке жестких швов, которые могли бы вызвать раздражение;
  • старайтесь не оставлять малыша в подгузнике более чем на 3 часа;
  • убедитесь, что кроватка малыша удобная, простынь мягкая;
  • не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке;
  • купайте малыша каждый день несколько раз. Летом можно купать даже три раза в день. Но не забывайте — мыло сушит кожу, поэтому его разрешается использовать 1-2 раза в неделю, 3-4 раза в неделю вы купаете малыша в отварах трав ромашки, череды, сена, хвои, шалфея (в соответствии с назначением врача);
  • после купания ребеночка нужно хорошо вытереть, посушить все складочки и обработать все раздраженные участки детской присыпкой, смягчающим детским маслом или кремом.
  • Родители пятимесячного ребенка могут заметить, с каким интересом их карапуз изучает свои половые органы. Большинство из вас реагирует на это очень беспокойно. И зря! Потому что половые губы и член это такая же часть тела ребенка как ножка, ручка, ротик. Ребеночек просто изучает еще одну часть своего тела, и она очень интересна для ручек и глазок малыша. Не беспокойтесь, что это «грязно» или «аморально», лучше используйте момент и назовите ему все части тела, которые изучаются. Вы успокоитесь, а малыш, слушая ваш спокойный голос, перейдет к другому занятию.

    • ребенок набирает в весе 650-700 гр. за месяц, или по 150 г каждую неделю. Вес ребенка, по сравнению, с тем который был при рождении, увеличивается вдвое;
    • в среднем за весь период (с 1-го по 5-й месяц) ребенок вырастает на 13-15 см.
    • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
    • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
    • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
    • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
    • кроха может держать в руках чашку;
    • свободно оборачивает головку во все стороны;
    • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
    • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.
    • кроха выговаривает несколько согласных (б, д, м, к) и гласных (а, е, и, ы) звуков, пробует объединить их в слоги;
    • находясь в новом помещении, рассматривает новую обстановку, оглядывается;
    • малыш глядя в зеркало, может отличить себя от других людей;
    • проявляет интерес к разным предметам, хочет их хватать, держать, трясти, и, обязательно, «пробовать» на вкус;
    • ребенку нравиться наблюдать за предметом, который падает с высоты;
    • стремиться имитировать движения, которые видит и звуки, которые слышит;
    • радость подтверждает эмоциями – визжит, смеется, гукает, пищит.
    • ребенку нравиться играться во время еды и повторять мимику взрослых;
    • гукает и улыбается, чтобы привлечь к себе внимание и начать игру;
    • малыш возмущенно кричит, если вы отбираете у него игрушку;
    • хорошо знает родителей, к чужим людям относится с недоверием, особенно к женщинам.
    • Режим дня малыша на пятом месяце должен быть в следующей последовательности: сон — кормление — активный период — сон и т.д.

      Период бодрствования малыша после каждого кормления составляет около 2 часов, перед ночным сном этот период можно сократить до одного часа.

      Режим дня ребенка относительно дневного сна не изменился. Он по-прежнему спит один раз утром после завтрака и два раза после обеда. Ночной сон малыша становиться более длительным (10-11 часов), глубоким и беспрерывным. Укладывать спать ребенка лучше в соответствии с его биоритмами, стараясь придерживаться режима дня.

      Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21°С. Комнату, как и раньше, проветривайте 4-5 раз в день, с использованием сквозного проветривания. Летом необходимо постоянно держать открытой форточку.

      Прогулки с ребенком проводите два раза в день при температуре воздуха от +30°С до -10°С. Во время прогулок ребенок должен быть защищен от ветра. Летом длительность прогулок составляет 2-2,5 часа, а зимой — по 2 часа. Для малыша очень полезен сон на свежем воздухе.

      Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку — колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой. Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) — малыш почувствует вашу заботу и внимание.

      Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не уписался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.

      Купать ребеночка нужно каждый день, лучше всего вечером. Температура воды 36°С, длительность ванны 7-8 минут. После купания малыша облейте водой прохладней на один градус — 35°С. Затем тщательно высушите тельце пеленкой, при этом обращайте внимание на состояние складочек на коже.

      Кроме гигиеничных ванн, каждое утро, проводите туалет носика, глазок, ушек. Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

      В этом возрасте расширяется комплекс массажа и гимнастики, которые чередуются с воздушными ваннами и водными обтираниями. В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

    • движения руками с обниманием тела;
    • сгибание и разгибание ног вместе;
    • поворот со спины на живот за правую руку;
    • массаж спины;
    • массаж живота;
    • поворот со спины на живот за левую руку
    • Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм (если на четвертом месяце вы не вводили в меню малыша фруктовый сок или фруктовое пюре). Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша (физические показания — вес, рост ребенка) и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре. Если вы в прошлом месяце ввели соки в рацион ребенка, то в пятом месяце этот ассортимент можно расширить (при обязательном условии — нормальная реакция организма ребенка на новый продукт). Хотелось бы заметить, что соки не являются продуктом докорма или прикорма ребенка — это корректирующие добавки, которые вводятся в рацион малыша с целью обеспечить организм ребенка необходимым набором витаминов и минеральных веществ, потребность в которых для детского организма увеличивается с каждым месяцем.

      Часы кормления для ребенка до введения прикорма следующие: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30. Ребенок кушает 6 раз в сутки через 3-3,5 часа (все зависит от аппетита малыша), период между кормлениями ночью около 6-6,5 часов. То есть режим питания малыша такой же, как в прошлом месяце.

      Если вы уже ввели в дневной рацион малыша прикорм, то время кормлений изменится следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. То есть ребенок будет кушать пять раз в сутки и ночной интервал между кормлениями увеличиться до 8 часов. Первое кормление будет сразу после сна.

      Примерная схема вскармливания ребенка на пятом месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

      ladushki.info

      Раздел: Развитие ребенка от 1 — 3

      Речевое развитие ребенка в 1.5 года

      Время, когда ребёнок лежит беспомощный в коляске давно прошло. Теперь ребёнок не сидит на

      С какого возраста можно носить ребёнка в кенгуру

      В последнее время становится всё больше приспособлений, облегчающих жизнь маме и малышу. Одним из

      Пальчиковые игры для малышей от 1 года до 3 лет

      Полноценное развитие малыша складывается из многих факторов. Это игры, общение, чтение книг, массаж, полноценное

      Речевое развитие ребёнка в 1,5 года

      В полтора года ребёнок должен знать уже все звуки и буквы. Даже говорить отдельные

      Как отучить ребенка от грудного вскармливания в 1-1,5 года.

      Грудное вскармливание, несомненно, является лучшим, что дала природа малышу! Все мамы одинаково уверены в

      Задержка речевого развития у детей 3 лет

      Такое проявление считается отставанием от возрастной нормы развития речи. Дети в дальнейшем овладевают этим,

      Диета при поносе у детей

      При поносе организм ребенка быстро обезвоживается, и кроме этого идет обширная дисфункция

      Во что поиграть с ребенком 2, 3, 4 лет

      Наши дети –отражение наших привычек и поведения. Мы, родители, все разные: кто-то

      Веселая зарядка для детей 1,2,3 лет

      Физическому развитию ребёнка необходимо уделять внимание как можно раньше. Крепкие мышцы спины

      Детские колыбельные песни

      Практически у каждого народа существуют колыбельные песни. Это замечательный дар, подаренный нам прошлыми поколениями.

      Когда в дом приносят ребенка, то в нем поселяется не только счастье, но и постоянные хлопоты и заботы. Но эти мелкие проблемы приятные и, в то время, очень важные. Развитие детей раннего возраста имеет ряд своих особенностей. В самые первые годы жизни ребенок формируется не только физически, но и как личность. Очень важно уделять внимание и заботу своему малышу, чтобы он чувствовал комфорт и опеку со стороны родителей и развитие ребенка 1 — 3 лет совершалось без отклонений и каких-либо осложнений.

      Очень важно, чтобы развитие детей раннего возраста проходило в форме игры. Именно играя, ребенок познает мир, приучается к правилам, делает первые выводы. Нужно постоянно придумывать разные забавы, чтобы простую будничную работу превратить в настоящее яркое приключение. Тогда вам не придется непрерывно спорить с ребеночком и упрашивать его что-то сделать, а он сам будет стремиться вам помочь. Немаловажно постоянно общаться с малышом. Если верить исследованиям, ребенок еще в утробе слышит речь своей мамы, и если она напевает песенки, будучи беременной, то они будут успокаивать ребенка, когда он родится. После появления на свет обязательно нужно проговаривать все свои действия, постоянно общаться с ребенком, называть его по имени, чтобы он начал говорить вовремя. Известен факт, что еще до первого своего произнесенного слова ребенок уже понимает значение больше 10 слов, и в этом непременно есть заслуга его родителей.

      Развитие речи детей 2 лет происходит достаточно активно. Научившись произносить первые слова, ребеночек понимает, какой это важный для него, в первую очередь, способ коммуникации со взрослыми. Теперь ответы на свои вопросы он может получить очень легко. Поэтому в таком возрасте ребенок превращается в настоящую почемучку, которой все интересно и которая хочет узнать все тайны такого большого мира. Родителям стоит проявить терпение и не нервничать, а в доступной форме отвечать на все вопросы, хоть их и будет очень много.

      Развитие речи детей 2 лет напрямую зависит с развитием памяти и логического мышления. Когда ребенок начинает говорить, нужно начинать тренировать память, разучивая детские стишки и песенки. Но как правильно их учить? Что делать, чтобы ребенок лучше запоминал? А какие стихи не стоит учить с ребенком. Развитие ребенка 1 — 3 лет имеет массу нюансов, на которые нужно обращать особенное внимание, поэтому этот раздел для родителей, которые хотят помочь ребенку развиваться правильно.

      razvitiedetei.info