Оценка уровня физического развития детей

1.5. Оценка физического развития

Оценка основных антропометрических данных эмпирическим методом

Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул (табл. 4, 5).

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

Длина тела 6-тимесячного ребенка равна 66 см

На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см

Масса тела в 6 месяцев равна 8000 г

На каждый месяц до 6 вычитается по 800 г

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г

Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см

На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см

Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см

На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Необходимо отметить, что допустимые колебания для любого количественного показателя могут быть в пределах одного возрастного интервала. Обязательным условием для использования данного метода оценки физического развития является изначальная оценка уровня роста. При любых нарушениях роста ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди, окружности головы проводят на соответствующий длине тела возраст.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)

Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см

На каждый недостающий год вычитается по 8 см

На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см

Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см

На каждый недостающий год вычитается по 7 см

На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см

Масса тела в 5 лет равна 19 кг

На каждый год до 5 вычитается по 2 кг

На каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг

Определяется по формуле 5 х n – 20 кг,

где n – возраст в годах

Окружность груди у ребёнка в 10 лет равна 63 см

На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см

На каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см

Окружность головы в 5 лет равна 50 см

На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см

На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см

Пример оценки физического развития по формулам Воронцова И.М.:

Иванов С., 3 года

Рост – 97 см, масса тела – 16 кг, окружность груди – 52 см, окружность головы – 48,5 см.

Фактический рост ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.), 110-16=94 см. разность между фактическим ростом и долженствующим 97-94=3 см., что входит в границы 1 возрастного интервала (8 см) для данного возраста – значит показатель роста средний.

Фактическая масса ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг. Разность между фактической массой и долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит в границы 1 возрастного интервала (2 кг) для данного возраста – значит показатель массы средний.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность груди в 10 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см. Разность между фактической окружностью груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1,5 см) для данного возраста – значит показатель груди средний.

Окружность головы ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность головы в 5 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см. Разность между фактической окружностью головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1 см) для данного возраста – значит показатель окружности головы – средний.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное, пропорциональное.

Существуют формулы для расчета долженствующих показателей массы тела детей относительно роста (табл. 6).

Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела (по росту)

Масса тела по длине тела плода 25-42 недели гестации

Плод с длиной тела 40 см имеет массу 1300 г

На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 100 г

На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 200 г

Масса тела по длине тела ребёнка первого года жизни

При длине тела 66 см масса составляет 8200 г

На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 300 г

На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 250 г

Масса тела по длине тела ребёнка старше года

При длине тела 125 см масса составляет 25 кг

На каждые недостающие до 125 см 7 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3 кг, а в пубертатный период – по 3,5 кг

После определения долженствующей массы тела для данного роста необходимо рассчитать процент дефицита массы тела, в соответствии с которым можно определить степень гипотрофии у ребёнка.

Определение процента дефицита массы тела по сравнению с долженствующей, рассчитанной по эмпирической формуле:

ФМ — фактическая масса тела

ДМ — долженствующая масса тела

-% — процент дефицита массы тела по сравнению с долженствующей

При оценке адекватности питания ребёнка, то есть, соответствия пищевых рационов физиологическим потребностям и возможностям детского организма, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на массо-ростовое соотношение. Массо-ростовое соотношение определяет прогноз развития недостаточности питания.

МРС = фактическая масса тела (кг): идеальная масса тела (для данного роста, кг) х 100%.

При показателе МРС более 80% — риск отсутствует,

70—80% — имеется средний риск,

менее 70% — имеется выраженный риск развития недостаточности питания.

Оценка физического развития методом сигмальных отклонений

Таблицы сигмальных отклонений содержат показатели роста для каждого возраста, которые сгруппированы по величине сигмальных отклонений на 5 групп:

Низкий – от М-2? и ниже

Ниже среднего – от М-1? до М-2 ?

Средний – от М-1? до М+1?

Выше среднего – отМ+1? до М+2?

Высокий – отМ+2? и выше.

Отклонения антропометрических признаков в пределах 1? рассматриваются как варианты нормы для данного признака.

Если масса тела соответствует данному росту, т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1?, то физическое развитие исследуемого можно считать гармоничным, если нет – дисгармоничным. Необходимо учитывать описательные признаки физического развития и в каждом конкретном случае указывать за счет чего отмечается дисгармоничное развитие.

Масса тела – 26 кг

Фактический рост ребенка 126 см, средний рост мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 123,8 см. одна сигма для данного возраста – 5,5. Разность между фактическим ростом и долженствующим 126-123,8 равна 2,2 см, что составляет менее одной сигмы (2,2:5,5=0,39 сигмы), значит показатель роста средний.

Фактическая масса ребенка 26 кг, средняя масса мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 24,92 кг. Одна сигма для данного возраста – 4,44. Разность между фактической массой и долженствующей 26-24,92 равна 1,08 кг, сто составляет менее одной сигмы (1,08:4,44= 0,24 сигмы), значит показатель массы средний.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Оценка физического развития центильным методом

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центильного типа. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно удобно и просто.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между центильными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (зона от 25-го до 75-го центиля).

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в «свою» область или коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот коридор можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

— зона 1 (до 3-го центиля) – «очень низкий» уровень;

— зона 2 (от3-го до 10-го центиля) – «низкий уровень»;

— зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) – уровень «ниже среднего»;

— зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) – «средний» уровень;

— зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) – уровень «выше среднего»;

— зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) — «высокий» уровень;

— зона 7 (от 97-го центиля) – «очень высокий» уровень.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 детей одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого (рис.). Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Процентное распределение детей по росту

Такие же шкалы можно составить и для остальных показателей.

Процентное распределение детей по весу

Процентное распределение детей по окружности груди

Процентное распределение детей по окружности головы

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность составляет 3 и более — налицо резко дисгармоничное развитие.

По результатам центильных оценок выделяют следующие три; соматотипа: микросоматический, мезосоматический и макросоматический. Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие такого ребенка оценивается как ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 -к макросоматотипу (физическое развитие выше среднего).

Пример оценки физического развития:

Иванов С., 10 лет

Рост-135 см – среднее значение

Масса тела — 45 кг – высокое значение. Избыток массы 50%

Окружность грудной клетки – 75 см – высокое значение

Окружность головы – 53,5 см – среднее значение

Заключение: Физическое развитие ребенка среднее, дисгармоничное (за счет повышенного жироотложения), ожирение III степени.

Оценка физического развития с помощью индексов физического развития.

Оценка антропометрических данных методом индексов физического развития в настоящее время представляет в основном исторический интерес, поскольку цифровые значения индексов в различные возрастные периоды трудно систематизировать, что, в целом лишает метод универсальности. Тем не менее, в практическом здравоохранении в оценке упитанности используется ряд индексов.

Наиболее широкое распространение получил метод оценки питания по соответствию массы тела ребенка его длине тела. Примером тому может служить массо-ростовой индекс Кетле-I, который используется в периоде новорожденности и отражает пренатальное состояние питания. Снижение массо-ростового индекса — свидетельство пренатальной гипо­трофии.

Масса тела при рождении (гр) / длина (см)

Рассчитывается как отношение массы тела (гр) при рождении к его длине (см) (при нормотрофии величина индекса составляет 60–70).

Для оценки упитанности и пропорциональности детей пользуются вычислением ряда индексов, к которым относятся: индекс упитанности Чулицкой, вычисляемый по формуле — 3 окружности плеча+окружность бедра+ окружность голени-рост; все показатели в сантиметрах. У новорожденных в норме он равен 12-18 см, к году постепеннно увеличивается до 24-25, в 2-3 года — около 20 см.

Индекс Эрисмана вычисляется по формуле: окружность груди -полурост в сантиметрах. У новорожденного он равен 8-10 см, к году увеличивается до 11-13 см, в 2-3 года- 6-9 см, в 5-6 лет около 0.

Индекс Бругша вычисляется по формуле: Окружность грудной клетки (см) умноженная на 100 и деленная на рост стоя в см. У новорожденных и детей до года он равен 68-65, в 2-3 года — 65-63 см, в 6-7 лет — 63-53 см.

Индексы Эрисмана и Бругша позволяют судить о пропорциональности развития грудной клетки по отношению к росту. Снижение этих индексов свидетельствует об отставании темпов роста грудной клетки, а повышение индексов — об избыточной упитанности ребенка.

Один из индексов пропорциональности очень легко может быть применен родителями дома при решении вопроса, пора или нет отдавать ребенка в школу. Это так называемый филиппинский тест: ребенка просят попытаться достать рукой через макушку, не наклоняя головы, кончик противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг еще не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу (рис. 13). Если к тому же у малыша не прорезалось ни одного постоянного зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких детей школьная нагрузка, скорее всего, окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

Рис. 13. Филиппинский тест.

В пубертатном периоде изменения массы тела происходят не столько за счет нарастания жировой ткани, сколько за счет увеличения, в первую очередь, костной и мышечной массы. Поэтому оценка питания у пациентов препубертатного и пубертатного возраста по центильному распределению массы тела относительно его длины является некорректной. В таких случаях адекватность питания можно оценивать сообразно принятым во взрослой практике коэффициентам, в частности — по индексу массы тела (ИМТ) или индексу Кетле-II.

Масса тела (кг) / квадрат длины тела (м?)

Индекс массы тела (индекс Кетле-II) представляет собой отношение массы тела (в килограммах) к квадрату длины тела (в метрах). Рассматриваемый индекс широко используют для оценки состояния питания в терапии и аку­шерстве. По мнению ведущих отечественных педиатров [ВоронцовИ.М., Мазурин А. В., 2001], индекс Кетле-II должен найти широкое распространение в подростковом возрасте (приложение).

Заключение о состоянии питания по индексу Кетле-II выносят аналогично общим подходам использования непараметрического метода. При определении индекса в зоне от 25-го до 75-го центиля констатируют «достаточное» питание ребенка. О «низком» («очень низком») состоянии питания говорят, когда показатель индекса массы тела находится в зоне ниже 10-го (3-го) центиля соответственно, а о «высоком» («очень высоком») состоянии питания — в зоне выше 90-го (97-го) центиля соответственно. При величинах индекса, соответствующих 10–15 или 75–90 центильным интервалам, можно говорить о «пограничном» состоянии питания (ниже или выше среднего), требующего пристального динамического наблюдения врача.

Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д. Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др.). Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, про­водится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в школу и в определенных «декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м (Приказ Минздрава СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»). В связи с этим будущие специалисты должны овладеть методикой антропометриче­ских исследований, а также методами оценки физического разви­тия.

Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:

соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;

соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;

физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;

Методика антропометрических измерений

Антропометрия — совокупность методов и приемов оценки морфологиче­ских особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на жи­вых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

Главным требованием при проведении антропометрических исследова­ний является их строгая унификация.

Только единообразие приемов измерений и использование точного из­мерительного инструментария могут обеспечить достоверность и сопостави­мость полученных результатов. Исследования должны проводиться на обна­женном ребенке в светлом, чистом и теплом помещении. Все измерения должны проводиться только между, так называемыми, «антропометриче­скими точками», под которыми понимаются определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованьям скелета и лежащие, как правило, на сагиттальной или боковых линиях тела. Лучшим временем для антропометрических исследований являются утрен­ние часы, т.к. в течение дня возможно уменьшение роста на 1 — 2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвоночных хрящей и снижением тонуса мускулатуры. Кроме того, в течение дня вес тела может увеличиваться до 1 кг и даже более.

Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту.

Соматометрические признаки. Измерение роста. Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку, хоро­шо укрепленную на прочной площадке, высотой до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке передвигается муфта с планшеткой.

Измерение роста стоя с помощью ростомера обследуемый дол­жен касаться стойки ростомера четырьмя точками: затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Голова устанавливается таким образом, что­бы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Кроме того, чтобы иметь представление о про­порциях тела, производят измерение роста сидя, для чего у стандартных ростомеров имеется откидное сиденье.

При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении ростомером. С помощью металлического антропометра можно опреде­лить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д. Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечно­стей — плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5 см.

Определение массы тела. Массу тела определяют натощак путем взвешивания на медицинских весах. Обследуемый должен спокойно стоять на середине весов. Взвешивание в одежде и обуви не допускается.

Измерение окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Для измерения пользуются стальной рулеткой или обыч­ной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдо­ха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при под­нятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложит­ся под углами лопаток. У мужчин и детей лента проходит спереди по краю околососкового кружка, у женщин — по IV ребру. Во время глубокого вдоха и выдоха лента должна без задержки сле­довать за движением грудной клетки.

Соматоскопические признаки. При осмотре (соматоскопии) обращают­ внимание на состояние кожных покровов и слизистых оболочек (цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (костяка, формы грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы).

Жироотложение. Развитие подкожного жирового слоя объек­тивно определяют измерением толщины жировой складки на животе (на уровне пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под лопаткой. Измеренную малым толстотным циркулем толщину складки де­лят пополам. Средним считают жироотложение при толщине жировой складки от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине жи­ровой складки менее 1 см, выше среднего — при толщине более 2 см.

Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный. Тонкий характеризуется узкими плечами и груд­ной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; корена­стый — широкими плечами и грудной клеткой, большими разме­рами кистей рук и ступней.

Форма грудной клетки. Различают цилиндрическую, кониче­скую, плоскую и смешанную грудную клетку. Грудная клетка ци­линдрической формы при рассматривании спереди и сбоку вы­глядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, подгрудинный угол округлой формы и по величине приближается к 90°. Грудная клетка конической формы имеет более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним. Подгрудинный угол большой, более 90°. Плоская грудная клетка обыч­но имеет удлиненную уплощенную форму, подгрудинный угол сужен, он менее 90°. У детей младшего возраста часто бывают сме­шанные формы грудной клетки. Могут встречаться рахитические и редко бочкообразные формы.

Позвоночник. Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника. Нормальный позвоночник в сагит­тальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и пояснич­ная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад. Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная. У кифотического по­звоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосто­ронние сколиозы разной степени (рис.1.). При сколиозе I степени отме­чается слабовыраженная асимметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры вы­правляется. Сколиоз II степень характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков. При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки. Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим простым способом: пальцем с нажимом проводят по верхуш­кам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позво­ночника.

studfiles.net

ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Одним из наиболее простых и доступных путей, позволяющих характеризовать резерв энергообразования, являются результаты тестирования физической работоспособности. При этом следует учитывать, что только общая выносливость характеризует максимальные аэробные способности индивида.

Из показателей, которые могут быть включены в «батарею тестов», необходимо отобрать те, которые в той или иной степени определяют состояние кислородтранспортной системы (индекс Робинсона, результаты различных функциональных проб и т.п.), а также-тонус, активность «реци-пиентной» (мышечной) ткани, поглощающей кислород. Эти показатели не имеют существенных возрастных различий, если их отнести к 1 кг массы тела. Здесь должны быть представлены и размерные антропометрические показатели.

При формировании «батареи тестов» важной является проблема возрастных нормативов показателей, входящих в диагностическую систему. Если устанавливать четкие возрастные показатели, связанные с паспортным возрастом ребенка или подростка, то их правомерность вызывает сомнение в связи с разными темпами биологического созревания индивида. Если же их увязывать с возрастом биологическим, то это чрезвычайно усложнит всю систему оценки. Необходима конструкция интегральных показателей, мало меняющихся с возрастом и имеющих характер гомеостатических.

Мысль о создании вневозрастных антропометрических стандартов базируется на том, что усредненные величины массы тела при соответствующей длине тела у лиц разного

возраста имеют примерно одинаковые значения. Такая стабильность обусловлена сравнительно малыми колебаниями регрессии массы тела и ряда широтных и охватных признаков длины тела, на что еще в 30-е годы обратил внимание В. В. Бунак. Единая закономерность в отношениях массы и длины тела существует и в детской популяции.

Подобные методические подходы использованы и за рубежом (в Канаде, США, Бельгии и т.п.). В то же время эти подходы встречают у некоторых специалистов возражения. Целесообразнее всего использовать оценочные таблицы по определению состояния трофики у детей различного возраста, позволяющие выделить из общей массы лиц, угрожаемых по ожирению или имеющих его.

Наиболее ценными критериями энергопотенциала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Один из важнейших показателей этого резерва «двойное произведение» (ДП) — индекс Робинсона:

которое характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Можно использовать этот показатель и в покое для тех же целей, основываясь на хорошо известной закономерности формирования «экономизации функций» при возрастании максимальной аэробной способности. Таким образом, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в течение рассматриваемого участка онтогенеза. И это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается, а уровень АДс повышается. Это означает, что систолическая работа сердца остается практически неизменной. Подобная же закономерность установлена в отношении жизненного и силового индексов (табл. 4).

Таким образом, существует принципиальная возможность построения системы индексов — интегральных показателей с их формализованной оценкой (в баллах), пригодной для всех возрастных периодов, в которых эти показатели можно получить. Общей суммой баллов можно характеризовать уровень аэробного энергообразования, иными словами — успешность физического развития, или уровень соматического здоровья (табл. 5).

Если рассмотреть структуру корреляционных связей МПК

Количество дней, пропущенных по болезни — 0,438

Таблица 4. Средние величины некоторых клинико-физиологи-ческих показателей здоровых школьников г. Киева 1—10-го классов, М±м (по Г.Л.Апанасенко, 1992)

lib.sale

Оценка уровня физического развития школьников старших классов (стр. 1 из 7)

ГЛАВА 1. Основы лёгкой атлетики как вида спорта. 4

1.1. Классификация и общая характеристика. 4

1.2. Место и значение лёгкой атлетики в системе физической культуры………………………………………………………………….. 8

1.3 Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников………………………………………………………………. 10

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ

АТЛЕТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ

2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы. 14 2.2. Исследование показателей развития физических качеств

детей младших классов. 19

2.3. Анализ результатов исследования. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 30

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого детства при совместных усилиях школы и семьи. У педагогов и психологов последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности (Баевский P.M., Баранов Н.А., Краснов В.М., Сальников Г.П).

По данным Министерства Здравоохранения Чувашской Республики с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки и т.д.

В концепции государственной образовательной политики Чувашской республики отмечено неблагополучное состояние детей в образовательных учреждениях, что связывается с ухудшением социально-экономического положения населения в целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. В системе образования и сохранения здоровья детей выделено следующее: обеспечение, укрепление и сохранение здоровье детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленными на развитие личности, утверждение здорового образа жизни. Оптимальное

состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность и использование его резервов, то есть чем выше его адаптивные возможности, тем выше должен быть уровень здоровья и наоборот. Перед педагогом ставится одна из главных задач — развитие, преумножение и использование всех резервов организма. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека и в другом отношении — широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности. Морфологические особенности и функциональные показатели, в частности, физическое развитие и двигательные способности являются важнейшими критериями состояния здоровья и физической дееспособности ребенка. Динамические наблюдения за ними имеют первостепенное значение при оценке эффективности комплекса оздоровительных мероприятий в детских коллективах. Кроме этого, изучение физического развития детей и подростков в процессе физического воспитания имеет большое практическое значения, так как данные о преобразованиях соматометрических и физиометрических показателей в онтогенезе позволяют судить о росте и развитии определенных контингентов детей и подростков, решать вопросы спортивного отбора и ориентации регламентировать объем и интенсивность физических нагрузок. Динамика физического развития детей и подростков отражает влияние физических упражнений на процессы роста, особенности телосложения и состояния опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста и требованиями директивных документов по их физическому воспитанию, с одной стороны, и отсутствием исследовательских данных по физическому

воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе занятий по легкой атлетике, с другой, определило проблему исследования: каковы методы и средства легкой атлетики в воспитании физических качеств детей младшего школьного возраста? Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования: система физического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: влияние занятий легкой атлетикой на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции легкой атлетики.

Анализ тематической литературы и практика физического воспитания детей младшего школьного возраста позволил выдвинуть в качестве гипотезы предположение о том, что дети, занимающиеся легкой атлетикой, имеют более высокий уровень в развитии двигательных способностей по сравнению с детьми, не занимающимися легкой атлетикой. В соответствии с поставленной целью и прогнозируемым результатом определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме.

2. Выявить особенности физического развития и двигательных качеств

детей младшего школьного возраста.

3. Определить уровень развития двигательных способностей у детей

младшего школьного возраста, занимающихся легкой атлетикой.

4. Рекомендовать внедрить в практику специальные упражнения и игры

из легкой атлетики, способствующие развитию двигательных

способностей учащихся младшего школьного возраста.

Исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы №9 г. Канаша, в котором приняли участие дети начальных классов в количестве 30 человек (по 15 человек в каждой возрастной группе). В

исследовании приняли участие мальчики младших классов в возрасте 7-9 лет.

Научная новизна исследования заключается в:

— выявлении особенностей физического развития и двигательных

способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся

— теоретической разработке и выявлении эффективных методов и

средств легкой атлетики в воспитании двигательных способностей.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс общеобразовательной школы № 9 г. Канаша.

Работа состоит из введения 2 глав и 7 таблиц.

Выпускная квалификационная работа изложена на 39 страницах, список использованной литературы содержит 28 источников.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ВОЗРАСТНОГО

1.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросами анатомо-физиологических особенностей детей занимались многие современные исследователи.

Применительно к детям представление о физическом развитии должно быть расширено за счет оценки процессов роста и развития организма. Властовский В.Г. [11] под «физическим развитием» понимает комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.

Ученые полагают, что разработка научно обоснованных нормативных требований физического воспитания ребенка возможна только при тщательном изучении анатомо-физиологических особенностей детей. Такие требования разрабатываются существующими эмпирико-статическими методами, приложенными к данным обследования детей определенного экономико-географического района. Перенос аналогичных показателей других районов исключен, так как каждый регион имеет свои географические особенности, влияющие на физическое развитие.

Авторы отмечают, что процессы роста и развития, происходящие в организме ребенка, имеют свои закономерности, протекают в непрерывном взаимодействии с окружающей средой и проявляются в изменениях морфологической структуры и функций организма, которые в

различные периоды жизни имеют существенные отличительные черты [18].

Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. [13, 14] показали, что в процессе роста организма меняются его пропорции, то есть относительная величина различных частей тела. В младшем школьном возрасте относительно меньше увеличиваются, поперечные размеры тела и больше прибавляется рост. Для роста детского организма огромное значение имеет формирование органов движения: скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Изменения в костной системе в значительной мере связаны с условием жизни детей. Рационально организованный гигиенический режим жизни и достаточные, методически правильно проводимые физические упражнения способствуют лучшему физическому развитию. Выросший в плохих условиях, при ограничении двигательной деятельности, ребенок отстает в росте и оказывается плохо сложенным. Задержка роста сказывается главным образом на конечностях, туловище становится относительно длинным, а нижние конечности — короткими.

В младшем школьном возрасте из-за большой подвижности позвоночника нередки случаи деформации нормальных изгибов: при неправильной позе сидения за партой увеличивается грудной кифоз, при несоответствии роста высоте парты увеличивается поясничный лордоз, в результате неправильной (косой) позы за партой может возникнуть сколиоз. Поднятие чрезмерных тяжестей, неправильная поза при выполнении различных действий могут привести к нежелательному увеличению грудного и поясничного изгибов. Резкие толчки во время приземления в прыжках с большой высоты, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное

mirznanii.com

Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) — 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие — по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
  • Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

    Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

    Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

    1. Тест на определение скоростных качеств:

    Быстрота — способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

    Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

    Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

    2. Тест на определение координационных способностей:

    Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

    Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

    Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

    3. Тест на определение выносливости:

    Выносливость — способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость — определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

    Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

    Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

    Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

    4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

    Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

    Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

    Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

    5. Тест на определение гибкости:

    Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

    Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

    Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

    Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

    6. Тест на определение силовых способностей:

    Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

    Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

    Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

    Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

    При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

    • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
    • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
    • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
    • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
    • Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

      При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

      Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

      Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

      Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

      Во время тестирования важно учитывать:

      1. индивидуальные возможности ребёнка;
      2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.
      3. Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2). В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.

        Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

        Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов:

        • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
        • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
        • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
        • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
        • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

        Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

        ЛИТЕРАТУРА:

          М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
        1. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
        2. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
        3. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
        4. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
        5. Журналы “Спорт в школе”, 1996.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai