Обучение эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольников: понятие, сущность, современные подходы.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования активной творческой личности, способной жить и творить по «законам красоты», чувствовать и оценивать окружающее, развития вкуса, художественных способностей.

Эстетическое воспитаниенеразрывно связано с другими сторонами воспитания (нравственным, умственным, т. д.) Исходные теоретические положения эстетического воспитания:ведущая роль организованного педагогического воздействия, признание непреходящего значения эстетических ценностей(прекрасное, изящное, гармоничное, др.), развитие системы эстетического отношения к миру, эмоционального мировосприятия.

Принципы эстетического воспитания:

1)комплексный подход к воспитанию; 2)связь художественно – эстетической деятельности с жизнью; 3)единство художественного и общего психического развития детей; 4) эстетизация всей детской жизни; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6) полифонизм деятельностных средств; 7) высокохудожественная направленность; 8) связь с национальной культурой,

Задачи эстетического воспитания:

1) формирование эстетического восприятия (восприятие действительности и искусства). Главное в эстетическом восприятии – формирование эстетического

отношения, что проявляется в эмоциональной отзывчивости, сопереживании, проявлении эстетических эмоций и чувств, т. д.

2) формирование способностей к художественному обучению (способности к художественному мировосприятию, художественно – образному отражению окружающей действительности, развитие личностных качеств, позволяющих

3)развитие эстетического вкуса, представлений об эстетических ценностях.

4) формирование художественно — творческих способностей (развитие чувства ритма, мелодического, поэтического слуха, цвета, формы, композиции т. д.)

Средства эстетического воспитания:окружающая среда, разные виды деятельности, произведения искусства.

Теоретические подходы к эстетическому воспитанию.

Е. А. Флерина показала прямую связь между обучением и детским творчеством, доказала, что творчество дошкольников не спонтанный, а педагогически обусловленный процесс. Разработала программу обучения детей изобразитель-

ной деятельности. Важное место отводила игровым методам и приемам обучения («дождь идет», «пишу письмо», «мотаем клубки», т. д.) Е. А. Флерина большую роль отводила искусству, «искусство, показывая ребенку мир во всем

его многообразии, обогащает новыми впечатлениями,представлениями».

Н. А. Ветлугина – разработала содержание, методы, формы, музыкального воспитания в детском саду. Выделила этапы развития музыкального творчества у детей (1. развитие чувства, лада, 2. усвоение ладовой структуры, 3. осознание мажора и минора). Н. А. Ветлугина разработала комплекс творческих

заданий на занятиях с целью развития детского творчества, а также понятие «самостоятельная музыкальная деятельность» (возникновение художественного замысла, реализация замысла, самоконтроль, выражающийся в совершенст-вовании ребенком своих действий по ходу развития деятельности).

Т. С. Комарова– разработала методику обучения изобразительной деятельности, обосновала понятие комплексное занятие, показала важную роль прикладного искусства, музыки в организации занятий рисованием.

Т. Г. Казаковараскрыла понятие «детское творчество», методику его развития на занятиях рисованием. Выделила понятие тематическое занятие, большое место в развитии детского творчества отводила занятию – экскурсии и занятию

– беседе о произведениях искусства. Н. П. Халезова— раскрыла методику обучения детей лепке (виды лепки, мето-

ды, приемы обучения, т. д.) Н. П. Сакулинаразработала понятие «художественная деятельность», выдели-

ла этапы восприятия предметов, объектов, важное место отводила эстетике быта детского сада.

Современные подходы к эстетическому воспитанию:

1. Эстетическое воспитаниеуступает место термину эстетическое развитие.

Эстетическое развитие– создание условий для проявления универсальной эстетической способности – эстетического мировидения (Т. Алиева). Отсюда, эстетическое развитие заключается не в знаниях, умениях, навыках, скомпано-

ванных в программе, а в уровне эстетического мировидения ребенка. Для этого педагогу важно проектировать условия для развития этой универсальной способности, что связано со знакомством с художественными произведениями, овладением средствами создания эстетических образов, творческим их использованием (Т. Алиева).

2. Своеобразие эстетического оформления дошкольных — образовательных учреждений с учетом целей, задач воспитания, ведущего направления педагогической работы, создание естественных условий для погружения детей в художественную среду.

3. Развитие у детей эстетического вкуса, ценностных представлений об искусстве, эмоционально — ценностного отношения к нему посредством использования музейной педагогики.

4. Эстетическое развитие посредством введения детей в мир культуры, культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев).

Основные понятия:эстетическое воспитание, эстетическое развитие.

Ашиков В. Воспитание Культурой и красотой. //Дошкольное воспитание 2002,

Алиева Т. Проектирование условий эстетического развития. //Дошкольное

воспитание, 1997, №11

Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. М.,1982

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с.

Художественное творчество в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной М.,

Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н. А. Ветлугиной, М.,

studfiles.net

Эстетическое воспитание дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи ус­тановили, что дети рано воспринимают красоту игруш­ки, природы, музыки. Они могут восхищаться красо­той цветов или изображения сказочных героев в детской книге. Во всех исследованиях подтверждается идея чувственного восприятия детьми окружающей действительности.

Эстетическое развитие и воспитание дошкольников нельзя себе представить без целенаправленной и систематической работы всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения без создания в учреждении, в группе эстетической педа­гогической среды.

Дети с большим удовольствием участвуют в укра­шении своей групповой комнаты, устраивают выстав­ки поделок из природного материала, своих рисунков.

Успех эстетического развития и воспитания детей обязательно предполагает формирование эстетического отношения ко всему окружающему и умений ценить прекрасное в жизни.

В содержании воспитания и развития детей дошкольного возраста эстетическому воспитанию детей различ­ных возрастных групп отводится одно из ведущих мест. В современных программах для дошкольных образова­тельных учреждений это направление воспитания имеет разные названия – эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; раз­витие музыкальности. В целом все эти направления ра­боты с детьми направлены на эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети­ческого вкуса и способностей.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществ­ляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образо­вательной работой дошкольного учреждения.

В процессе эстетического развития и воспитания детей важную роль играет развитие художественно­го творчества дошкольников на каждом возрастном этапе. Деятельность педагогов по развитию художе­ственного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы. Детское творчество связано с жизнью, и эта связь обогащает содержание детской художественной де­ятельности.

Всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством выражается в том, что эстетическим воспитанием и художественной дея­тельностью охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводить занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Также сле­дует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью. Индивидуаль­ный подход в эстетическом воспитании связан с выяв­лением индивидуальных различий детей и определе­нием оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Работа по эстетическому воспитанию осуществля­ется в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать ребят о том, что они видели по до­роге в детский сад, предложить описать виденное, под­черкнуть, что особенно понравилось. В группе можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация. Часто воспитатели сами начинают день с рассказа детям, что красивое видели сами, какие цвета листьев на деревьях осенью их удивили.

Такое содержательное общение необходимо детям. Оно стимулирует у ребят желание видеть и замечать красоту в окружающей жизни. Каждый момент дет­ской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать педагогическую эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Дети сами должны участвовать в создании красоты в детском саду – ухаживать за цветами, красиво расставлять игрушки в группе, готовить рисунки в подарок родителям и т. п.

Чтобы решать задачи эстетического развития и воспитания детей, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского твор­чества. Это позволит ему тонко и тактично поддержи­вать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество мо­жет развиваться лишь у отдельных индивидов.

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказываю­щего влияние на преобразование окружающей среды.

Результат творчества взрослых – новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребенок новый для общества про­дукт не создает. Значение его творчества ограничива­ется созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересовано в творческом развитии каж­дого.

Характеризуя творчество детей, известный дидакт И.Я. Лернер выделил следующие черты творческой деятельности:

1. самостоятельный перенос ранее усвоенных зна­ний в новую ситуацию;

2. видение новой функции предмета (объекта);

3. видение проблемы в стандартной ситуации;

4. комбинирование ранее известных способов дея­тельности в новый.

Творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями. Для малыша творческое начало в создании изображения может про­являться в изменении величины предмета, его цветовой гаммы. Проявлением творчества детей дошкольного возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета – рядом с крас­ным яблоком ребенок изображает зеленое, желтое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с оп­ределенной темой. Они дополняют рисунок еще рядом объектов, а иногда пытаются показать, что птица поет, а ребенок плачет и т. п.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и по­ощрять творческие находки детей, устраивать в груп­пе детского сада, в зале, вестибюле выставки продук­тов детского творчества.

Творческий характер деятельности требует созда­ния непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию и т. д.

На таких занятиях не нужно тре­бовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях по изобразительной деятельности противоре­чит художественно-творческому характеру самой дея­тельности.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагоги­ческий процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Изобразительная деятельность своими корня­ми тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педа­гог опирается на игровые образы и ситуации, тем бо­лее личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.

Неуместны замечания детям и отрицательные оцен­ки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоци­онально-радостное настроение детей, нарушает атмос­феру сказочной таинственности. Поддерживать внима­ние можно включением игровых приемов, сказочных эпизодов, стихов, предложением придумать что-то но­вое, свое, загадочное.

Повышению интереса к занятиям и созданию ра­достной, творческой обстановки помогает и обществен­ная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, – подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детс­кий праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, укра­шения к праздникам, атрибутов для игр и т.п.

Заинтересованное отношение к деятельности вызы­вает у детей возможность свободного выбора темы изоб­ражения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя спо­собствует и уважительное, бережное отношение воспи­тателя к детскому творчеству и его продуктам, их широ­кое использование в жизни детского сада.

Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ, как в самом помещении детского сада, так и в учреждениях, где работают родители детей.

Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная де­ятельность не терпит формализма и шаблона. Руковод­ство этой деятельностью требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитате­лей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной де­ятельности, ее образного эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации и не терпит су­хости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, еще сопровождают занятия с детьми.

Подобные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незна­ния специфики творчества, либо от ее игнорирования.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве эстетического воспитания, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разносторон­него воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенап­равленное общение ребенка с природой, тем более глу­бокий след оставит она в душе ребенка, оставляя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость ее объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степе­ни зрелости и др. способствуют развитию воображе­ния детей, образного эстетического восприятия, фор­мированию образных представлений. Рассказывая о природе, воспитатель может подобрать яркие, поэти­ческие строчки из произведений поэтов и писателей. Особая роль в развитии эстетических чувств, представ­лений, воображения, эстетического вкуса принадлежит изобразительному искусству, в котором воплощены эти образы. Большого внимания в работе с дошкольниками заслуживает знакомство с произведениями художни­ков-иллюстраторов детских книг. Каждый художник изображает природу по-своему, в свойственной толь­ко ему манере, что обогащает эстетическое восприя­тие детей и их творчество.

Решение задач эстетического воспитания средства­ми природы не происходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художествен­ной деятельности, и прежде всего в изобразительной (в рисовании, в лепке, аппликации).

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром при смене времен года. Предло­жение воспитателя, педагога изобразить картины при­роды, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображе­ния на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют ин­терес к природе и положительное отношение к ней.

Дети с большим удовольствием принимают предло­жение воспитателя передать объекты природы в рисун­ках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвиж­ностью, средой обитания, связью с человеком. Со многи­ми животными дети познакомились, слушая рассказы, сказки Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Так Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистической манере, передавая, напри­мер, мягкость пушистого ворса детенышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе обра­зов животных, изображаемых художником Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную де­коративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по-иному изображает зверей Т. Маврина. Ее манера – условная волшебная сказочность. Ее животные на пер­вый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, под­черкивают их сказочность.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось необходимо организовывать восприятие детьми животных.

Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофер­мы, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребенка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изобразить в рисунке, аппликации. Научиться изображать животных для детей очень важ­но – это поможет им в дальнейшем создавать свои иллюстрации к сказке, рассказу.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с оз­накомлением детей с природой обогащает и знания детей о природе и развитию творчества в самой изоб­разительной деятельности. И в процессе познания природы, и в процессе ее изображения у детей разви­ваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), воображение, эмоционально-положитель­ное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются также внимание (по образ­ному выражению «ворота в мир познания») и память.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществ­лять эстетическое развитие и воспитание детей педа­гогу надо иметь представление о конечном результате, т. е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В целом ряде современных программ для дошкольных образователь­ных учреждений, особенно в программе «Истоки», да­ются показатели эстетического развития и воспитания по всем возрастным группам.

Все эти показатели можно разделить на опреде­ленные группы, связанные с направлениями эстети­ческого воспитания и с развитием общей культуры личности. Сюда относятся показатели в области эсте­тического восприятия искусства и действительности; в области художественно-творческой деятельности; в области изобразительного искусства и изобразитель­ной деятельности; в области музыки; в области архи­тектуры и конструирования.

Рассмотрим эти показатели.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

• видеть и отмечать красоту произведений искусст­ва (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмо­ционально положительное отношение к ним (вы­ражать чувство удовольствия, радости, выражать желание слушать и любоваться ими);

• знать имена и некоторые произведения 2 – 3 ком­позиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

• знать и использовать в своей творческой деятель­ности основные выразительные средства искус­ства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изоб­разительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, же­сты, движения, поза, голос;

• знать и называть произведения народного искус­ства: 2 – 3 народные песни, загадки, пословицы, по­говорки, потешки, сказки; 2 – 4 вида изделий на­родного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).

В области художественно-творческой деятельности:

• у детей должен быть сформирован интерес к худо­жественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положи­тельное отношение к предложениям педагога зани­маться изобразительной, музыкальной худо­жественно-речевой деятельностью, а также к пред­ложению рассматривать произведения изобрази­тельного искусства, народного декоративно-при­кладного, архитектуры; уметь слушать музыку и

• пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

• у детей следует сформировать разнообразные уме­ния создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

• следует также сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитате­лям, оформить праздник, изготовить дидактиче­скую или настольно-печатную игру и т. п.). К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети долж­ны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

Художественно-творческая деятельность детей различных возрастных групп соответствует потребно­стям детей и их целенаправленному развитию.

В области изобразительного искусства и изобра­зительной деятельности:

• знать имена 2 – 3 художников-живописцев и 1 – 2 картины каждого;

• знать имена 2 – 3 художников-иллюстраторов дет­ских книг;

• знать 3 – 5 видов изделий народного декаративно-прикладного искусства (дымковские, филимонов­ские, городецкие, хохломские, гжельские);

• знать основные формы – круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал; называть предметы такой формы;

• знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или раз­новидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бордовый, зеленый, салатовый, болот­ный);

• знать изобразительные материалы для рисования, для лепки, для работы с бумагой;

• уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные дета­ли, по-своему выражая образ;

• уметь использовать различные средства вырази­тельности: линии разного характера, формы раз­ной величины и пропорции, цвет с его разновидно­стями и оттенками, композиционные средства;

• уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений, ис­пользовать их выразительные средства при пере­даче предметного образа, декоративного или при­родного.

В начальный период обучения музыке:

• проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчетливо произносить слова, между короткими музыкальны­ми фразами брать дыхание. Петь с инструменталь­ным сопровождением и без него, прислушиваться к пению других, согласовывать свои действия с дру­гими;

• проявлять интерес к народным песням на своем родном языке;

• выделять выразительные средства музыки; разли­чать динамические оттенки музыки (громкая –ти­хая), высоту звука (высокий –низкий), ритм.

На уровне старшего дошкольного возраста:

• эмоционально положительно отзываться на музы­ку разного характера;

• проявлять творческую активность в пении, в дви­жении под музыку;

• различать веселую и грустную мелодии;

• интересоваться народной и классической музыкой;

• знать отечественных композиторов-классиков и зарубежных композиторов;

• проявлять желание слушать разную музыку и опре­делять ее характер (спокойная, грустная, веселая, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

• уметь петь под музыку и без сопровождения, со­храняя темп, ритм музыкального произведения;

• знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, пони­мать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

• уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования:

• знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;

• понимать в чем сущность профессии архитектора;

• понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;

• называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архи­тектурных сооружений;

• выделять среду, в которую включено здание, назы­вать ее составляющие;

• проявлять интерес к изготовлению разных поде­лок из бумаги и других материалов;

• проявлять стремление украшать созданные изделия;

• стремиться к творчеству при конструировании изделий.

Задания для самостоятельной работы

1.Раскройте направления воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Дайте характеристику принципов воспитания.

3. В чем заключаются противоречия процесса воспи­тания ?

4. Раскройте личностно-ориентированную модель воспитания.

5. Социальное воспитание детей в детском саду и его основное содержание.

6. Особенности умственного воспитания и развития дошкольника.

7. Задачи эстетического воспитания.

8. Раскройте роль искусства в эстетическом разви­тии и воспитании ребенка.

9. Роль природы в эстетическом воспитании дошколь­ника.

10. Объясните, что такое творчество.

11. Приведите примеры эффективности работы вос­питателя по эстетическому воспитанию детей.

doshkolnuk.com

Основы эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Но познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Познание мира искусства происходит с помощью цвета, формы и звука. Однако существуют некоторые особенности, которыми обусловлено эстетическое воспитание дошкольников. Оно требует высокоразвитой сенсорной культуры.

Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.

Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников. Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения. Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.

Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.

Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Дети удовлетворяют свои творческие потребности не только в игре. Выражение эмоций, впечатлений имеет место и в такой деятельности как рисование, лепка, пение и повествование.

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.

Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций. Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.

Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Огромную роль в развитии художественно эстетического воспитания детей дошкольного возраста играет личность педагога, его увлеченность и знания.

Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным. Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться. Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы. Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.

Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей. В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать. Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать. В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.

Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство.

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Оформление помещений детского сада также должно представлять эстетическую ценность. Это не только приятные, светлые тона стен, но и продуманный подбор предметов обихода, эргономичность пространства, художественная простота, наличие только необходимых вещей и грамотное расположение их в пространстве.

Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  • Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  • Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  • Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  • Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.
  • Роль окружающего пространства

    Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.

    Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

    Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

    Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес. В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера. Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

    Важно не только украсить помещение, но и научить детей ценить уют и соблюдать чистоту.

    Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

    Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями. Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт. Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

    Природа в эстетическом воспитании

    Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.

    Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

    Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

    Архитектура и искусство

    Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.

    Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

    Искусство – это неисчерпаемое средство, способствующее художественно эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно учить ценить и любить родной край, быть честным, добрым, отзывчивым и мужественным.

    Литература, музыка, театр

    В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

    Духовное обогащение детей происходит в результате знакомства с шедеврами знаменитых мастеров. Им доступны музыка и литература, скульптура и живопись, кино и театр.

    Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

    Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму. Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах. Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

    Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания. Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными. Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.

    Такой праздник в детском саду не забудется никогда

    Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

    Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

    detki.guru

    Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

    Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

    В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

    Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

    Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  • Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  • Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  • Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  • Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  • Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.
  • Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

    Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.
  • Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;
  • Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

    Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

    Эстетическое развитие в семье

    Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

    Семейное эстетическое воспитание включает:

    1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
    2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
    3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
    4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
    5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
    6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

    Рекомендации для педагогов и воспитателей

    Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  • Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  • Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  • Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).
  • Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

    Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

    Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.
  • Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

    Природа как средство развития эстетических вкусов

    Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

    Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

    В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

    Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

    Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

    Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

    Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.
  • Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.
  • Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.
  • Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.
  • Направление 4. Архитектура и дизайн:

    • знать, чем занимаются архитекторы;
    • видеть красоту форм архитектуры;
    • интересоваться поделками из бумаги;
    • иметь желание украшать комнаты к праздникам.
    • Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.

      doshkolnik.net