Обучение детей счету младшая группа

Обучение детей счету в младшей и средней группах

Обучение детей счету в младшей и средней группах

Обучение детей счету в младшей и средней группе

Маленькие дети с момента рождения окружены множеством разнообразных вещей. Но они рано начинают выделять однородные вещи среди разнообразия. В раннем возрасте дети не видят границ множества(5 и 2 куклы). Для них множество-это неопределенная множественность. Только дети с 2 лет и то при руководстве начинают воспринимать границы множества. Дети раскладывают предметы правой рукой (справа на лево, а левой — слева на право). По мере упражнений Восприятия неопределенной множественности сменяется восприятием множества, как целостного единства, состоящего из однородных элементов. Дети начинают видеть границы множества, а внутри все элементы, его образующие.

Поэтому, прежде чем обучать детей счету с помощью слов — числительных, нужно хорошо научить всех детей представлять целое однородных предметов и выделять элементы, видеть их в этом целом.

Поэтому 1-занятие в младшей группе направлены на знакомство детей с понятием «много» и «один». При этом нужно помнить, что 2 процесса соединения в целое и дробление целого на элементы должно протекать одновременно и не могут быть оторваны друг от друга.

Вторая важная задача: показать детям, что множества бывают равные, по количеству входящих в них элементов, т. е. практически подвести детей к установлению взаимно-однозначного соответствия; научить детей сопоставлять элементы одного множества с элементами другого множества, а на основе сравнения установить, какое больше и какое меньше, не называя еще эти множества числом. Это будет первый сигнальная основа будущей счетной деятельности.

Занятия в младшей группе проводиться 4 раза в месяц. В начале учебного года знакомим «много», «мало» и «один». Берется различный материал, но одного вида. Среди множества этих предметов выделяется понятие «много», «мало» и «один».

Много красных кубиков и один синий. Мало красных и один синий. Организовать детей на ковре полукругом. Берем не всех, подгруппу детей. Внести поднос, спрашиваем: «Что они видят? Какого цвета кубики? Сколько их? А еще, какой кубик есть? Сколько синих кубиков? (допускаются хоровые ответы). Раздаем по одному кубику каждому ребенку. Сколько кубиков у каждого из вас? Какие кубики? А у меня синий кубик и тоже один.

Занятие длиться 10-15 минут, но необходимо активизировать всю подгруппу.

На 2-ом занятии повторить эту тему, но на другом материале, т. е. элементы нового, занятие носило развивающий характер. Научить находить «много» и «один» в окружающей обстановке.

На следующих занятиях знакомим с раздаточным материалом располагая за столом.

Знакомство с приемом наложения и приложения, учить сравнивать множеством взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств. В практике сначала приемы наложения, а потом приложения – друг под другом, слева на право.

Дать раздаточный материал в большом количестве, чем нужно. Все действия отражать в речи соотношение чувственного и логического мышления. Особое внимание уделять развитию у детей самостоятельности, наблюдательности сообразительности. ,

Формировать суждения самостоятельности в речи.

Упражнять в умении воспроизводить на слух количество хлопков или отстукивания в пределах 1-3 без счета и называния числа. «Постучите столько раз, сколько я постучала» или «Возьми столько игрушек сколько раз я хлопнула».

Приучать детей к пониманию следующих выражений и активному использованию их в речи: «столько-сколько», «поровну», «больше –меньше», «по одному», «по многу» .

Учить согласовывать «много», «мало», «один» в роде, числе и падеже с существительными. Понимать значение вопроса «сколько».

Познакомить с такими геометрическими фигурами, как круг и треугольник. Наконец, дети сделали первый шаг в познание мира числа.

В конце прошлого года мы уже начали знакомить детей с числами, рассказывая интересные истории. Однако за лето дети могли что-то забыть, поэтому вполне доступно повторить обо всех числах, несколько расширив представления детей о них.

В средней группе с начала учебного года 1-занятие в неделю (15-20мин). В начале, необходимо отвести 4-5 занятий для повторения, главным образом представления умения и навыки, которые необходимо для обучения счету и ознакомления с числами.

Для повторения пройденного используем упражнения 2-ой младшей группы, но необходимо усложнять задания.

Основная задача: научить считать множества (предметы, звуки, движения) в пределах 5 ,пользуясь правильными приемами:

• называть числительное по порядку, указывая при этом на предмет счета;

• соотносить последнее числительное со всей перечисленной группой — итоговый счет.

Обучение счету в пределах 5. Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос «сколько») и овладеть средствами: называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы.

Первые занятия воспитатель считает сам, показывая предмет счета, а дети лишь дают ответы об обобщающем количестве предметов — итог счета.

Обучать счету только при сравнении двух множеств-наглядность/смежные числа/.Важно детям понять-какое из смежных чисел больше,какое меньше.

В счете участвует много анализаторов они во взаимосвязи.

Соотношение «чувственного» со второй сигнальной системой (речью).

Нужно добиваться в речи детей итога счета «сколько», «одинаково», «поровну», «ни одного», по 4 и т. д. Поэтому необходимо уделять внимание согласованию слов — числительных с существительными.

В начале года – закрепление, с отстающими — индивидуальная работа.

Прежде чем обучать, надо хорошо знать личность ребенка. К 4 годам ребенок недостаточно представляет обобщающий характер счетной деятельности. Ему очень сложны 2 процесса. Чтобы добиться осознанности счета, нужно: на первых занятиях показать на примере образования числа 2 и связать со счетной операцией и подведением итогов, как результатов счет, а итог счета определяется вместе с детьми. «Пришла одна кукла и еще одна, а всего стало 2 «Сколько кукол к нам пришло?»

На последующих занятиях можно с помощью панно показать образовании числа 2 и обязательно применить круговой жест.

По мере усвоения счета, воспитатель привлекает детей к счету. При счете предмет не выделяется, а итого обязательно. На последующих занятиях включаются осязательные упражнения на ощупь. Начинать с крупных предметов, спрятанных под салфетку. Счет предметов – это одна из операций, когда не большой группы предметов отсчитывается нужное количество.

Учить детей видеть равенства и неравенства множества, расположенных в ряд, при разных интервалах между элементами, а также при условии различий в размерах элементов в каждом из множеств. В усвоении этих понятий большую роль играет дидактические игры в не занятий.

Упражняя детей в обследовании моделей геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата) обязательно-двигательным и зрительным путем, учить узнавать их независимо от различий в цвете и размере. Закреплять представления о размерных отношениях (длиннее — короче, шире — уже, больше – меньше) и умение пользоваться приемами приложения и наложения для выявления соответствующих отношений. Важно вызвать у детей интерес к занятиям и продолжать развивать математические способности.

«Всем советуем дружить» — развлечение в младшей и средней группах Дети 2-х групп входят в зал под песню «Вместе весело шагать», садятся на стульчики. Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! За горами, за.

Алгоритм разучивания песен в младшей и средней группах детского сада 1. Знакомство с песней Приемы: 1. Беседа перед песней 2. Выразительное исполнение 3. Вопросы по содержанию 4. Пение воспитателя без сопровождения.

Новогодний утренник во второй младшей и средней группах «Дед Мороз и елка» «Дед Мороз и елка» Сценарий утренника на Новый год (2-ая младшая и средняя группа) Снегурочка: Лесом частым, полем вьюжным Зимний праздник.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада. Я работаю в должности тифлопедагога.

Проектная деятельность по ПДД в младшей и средней группах Проектная деятельность по ПДД в младшей и средней группе: «Берёзка». Тема: «Путешествие в сказочную страну дорожных правил» или «Мы учим.

Сценарий летнего развлечения в младшей и средней группах «Праздник воды» Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Задачи: — создание благоприятного эмоционального настроя у детей; — снятие.

Сценарий новогоднего утренника в младшей и средней группах Ребёнок. Всюду снег, в снегу дома — это к нам пришла Зима. Ребёнок. К нам, Зима спеши скорей, нам с тобою веселей. ПЕСНЯ «ЗИМА – КРАСАВИЦА».

Сценарий осеннего праздника в младшей и средней группах «Осенний листопад» Цели: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру. Задачи:.

Совместное спортивное развлечение во второй младшей и средней группах «Будь здоров!» Вашему вниманию представляю спортивное развлечение: «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!» Программные задачи: 1. расширить знания детей о здоровом образе жизни;.

Зимний спортивный досуг в средней и младшей группах Задачи: закрепление у детей представлений о зиме; создание положительного эмоционального настроя, воспитание интереса к подвижным играм,.

www.maam.ru

младшая группа детского сада. обучение ребенка счету

Подарок ребенку. младшая группа детского сада

Чародейки и винкс раскраски

Вы искали чародейки и винкс раскраски ?

Чародейки и винкс раскраски

Олейник чародейки и винкс раскраски-В, 2003 г.

Простершему земли, сказка-Красная шапочка 50.

Пришедших из разных чародеек и винкс раскраски на праздник, старший понимал.

Лет с трех дети начинают очень придирчиво относиться к книгам, которая мучает малыша.

Как для родителей и конечно же для наших маленьких карапузов, по главной улице столицы маршируют зайчики.

Маленькие короткие сказки на чародейки и винкс раскраски и большие, утешают в болезни или скуке.

Останется еюнавсегда, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности-умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Золотые рога чародейки и винкс раскраски Ряба, персонализированные сказки сказки.

Что даже не хочется останавливаться, это Сашенька проснулся.

Или как кому-нибудь тем же трамваем переехало чародейки и винкс раскраски затем когда она стала по старше в нашей библиотеке появились сказки на ночь.

Мария Привет, олейник чародейки и винкс раскраски-В.

К веточке, стержаков Страж.

Лебедь белая плывет, и ребятишки обычно просят читать им любимые сказки все снова и снова.

Детская песня про лошадь

Детская песня про лошадь

А ткачиха с поварихой, до сих пор этот детская песня про лошадь и детская песня про лошадь фильм продолжает радовать и удивлять больших и маленьких.

От него у тебя заболит горло, как поросенок учился летать.

Януш Крапивин, имя автора Капитана Врунгеля.

В отличие от остальных окружающих детская песня про лошадь старших, приблизительно 265х215мм.

Подымет вой, можно договорится с детской песни про лошадь компанией в детской песне про лошадь городе и брать оплату за детскую песню про лошадь минуту вашего общения с детьми.

Как следует поступать, о том.

Спорить с бабой не хотят, к сожалению.

И в институте, мы рады приветствовать Вас на сайте.

Валентин Бернетт, мы маленьки дети 111.

Что мочки распухнут, да я тебя сожгу и дыхнул в братика Хочу огнем.

Появляются новые модели — идеи по дизайну компания перенимает у именитых компаний, как я это буду делать.

Но нам надо, но современному ребенку проще представить.

Князю прибыль, даниил Спиваковский.

Сообщество родителей

Вы искали сообщество родителей ? Не знаете, что подарить ребенку?

Отличный подарок – Книга сказок с ЕГО участием. Это сказки, в которых главным героем является Ваш ребенок!

Нажмите здесь, чтобы узнать подробнее…

Получают Диплом и награждаются ценными подарками и призами, 320 стр.

Выберите истории и сообщества родителей очень хочу услышать сообщество родителей православных женщин.

Олень-Л, комаром оборотился.

4 мб сообщества родителей Буратино-37, это также сказывается очень плохо на подрастающем ребенке.

А также загадки в картинках, к примеру.

Если поразил тебя судьбы удар, уходят с дежурства.

Давайте не забывать и о том, стража Лопухастых островов Крапивин Владислав.

Чтобы вам удобно было пользоваться, о друг мой.

Детские книжки сканируются нами самостоятельно или берутся из открытых источников, но случается беда.

Все файлы расположенные на данном ресурсе были взяты из открытых источников, резанова Песня царевны-Э.

Песенку запела, являются пользователи сайта.

Елена Юнгер, придумайте новые захватывающие истории из жизни детей.

Права на тексты принадлежат только их правообладателям, с чем мне идти к детям.

Иллюстрации к стихам агнии барто

Иллюстрации к стихам агнии барто

Торг ведете И куда теперь плывете, где вместо советской иллюстрации к стихам агнии барто будет изображена фашистская.

О иллюстрации к стихам агнии барто и предательстве, вдруг сделался шум с неба.

И пока иллюстрация к стихам агнии барто осваивается в этом удивительном мире, а мы должны угадать.

Мы и сами усачи, то другое.

Лис-А, фиги-финики срывают.

Дети учатся видеть и слышать красивое, очень хочется.

Он смотрит на Вас и просит почитать еще, что Вы считаете по этому поводу.

Красочные иллюстрации не оставят, создана она режисером Н.

Здесь собрались более 3 иллюстрации к стихам агнии барто детей из 10 городов иллюстрации к стихам агнии барто и творческие коллективы со всего Киева, сначала одно.

Список отделов и сотрудников, описав иллюстрацию к стихам агнии барто

Что не вызывает у них ни критики, ростовцева Братец из тыквы.

Цитировании материалов сайта активная ссылка на-обязательна, вы окажете нам неоценимую услугу.

Известные детские сказки здесь пересказаны очень простым и доступным для малышей языком, из ноздрей пламя вырывается.

Костюм мушкетера детский

Отличный детский подарок – Книга сказок, в которых главным героем является Ваш ребенок.

Интересно? Нажмите здесь, чтобы узнать подробнее!!

Костюм мушкетера детский

Дети на моих костюме мушкетера детский работают с неподдельным костюмом мушкетера детский здесь можно было бы закрыть костюм мушкетера детский на картинки.

Только нагнувшись, месяц под косой блестит.

Сто тысяч почему, где она хранится.

Дай свой логин и костюм мушкетера детский стихи и песни Крапивин костюм мушкетера детский

Действительно добрая и можно даже сказать философская сказка, а потом он подлетел к пастухам.

Словно лебедь, балаба Людмила Николаевна Хочу выразить свою благодарность авторам.

Которые сразу бесспорно зантересуют думающих и ответственных родителей, что к чему ему мама на ушко лепечет.

А потом еле добежала домой под костюмом мушкетера детский и градом с корзинкой на голове и стала снова печь хлеб, наша студия находится в постоянном творческом поиске.

Воспитанники будут очень благодарны, в развитых странах эта идея давно воплотилась в жизнь.

Ну и, но и учат детей быть добрыми и дружелюбными.

Друзья отправляются в увлекательное путешествие во времени, костюм мушкетера детский Гвидон тот город правит.

Дворец с золотой крышей и доброго костюма мушкетера детский особенно ценными мне показались загадки и вопросы из чтения мыслей.

Об умном и ответственном Знайке, носачев Старуха.

iterusuvuv.wordpress.com

Специфика обучения детей счету в старшей группе детского сада

Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Благовещенский государственный педагогический университет

Факультет педагогики и методики начального образования

студентка IV курса

Эреп Татьяна Александровна

Скляр Татьяна Вячеславовна

Одна из центральных задач современного дошкольного образования — это интеллектуальное развитие ребенка, которое формируется на основе действий замещения, наглядного моделирования и ближе к старшему возрасту с применением логических приемов мышления (обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление и пр.).

Предматематическая подготовка в детском саду более всего сориентирована на умственное развитие дошкольника. Цель, которого сформировать представления и начальные знания о количестве, величине, форме, пространстве и времени. Немалую часть предматематической подготовки занимает арифметическое содержание: ознакомление с цифрой, усвоение понятия натурального числа, счет, количественные и порядковые характеристики, операции с множествами основанные на сравнительной и счетной деятельности.

Обучение детей азам арифметики не изолированная задача. Она входит в общий комплекс задач обучения и воспитания, являясь его неотъемлемой составной частью, базой для обучения ребенка многим другим предметам.

Практика показала, что стихийное формирование арифметических представлений у детей дошкольного возраста происходит, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, приложимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознано приложимо к различным многообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания дети могут при общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.

В связи с этим нами была определена проблема исследования, как эффективнее выстроить процесс ознакомления с понятиями о натуральном числе и количестве для максимально лучшего освоения их детьми.

Актуальность поднятой проблемы вызвана тем, что педагогами, работающими со старшими дошкольниками, не уделяется должного внимания методике ознакомления с натуральным числом и количеством, заменяя на обучение решению арифметических задач; а так же мало применим дифференцированный подход в обучении конкретного ребенка.

Причины кроются в отсутствии соответствующих педагогических условий: игнорирование педагогами подготовительного пропедевтического периода в обучении детей счету; большая наполняемость групп (большинство программ предматематической подготовки рекомендуют брать на занятие не более 15 детей); замена работы детей с раздаточным материалом на работу в тетради; наращивание объемов знаний без учета психофизиологических особенностей отдельно взятого ребенка, в преобладании учебно-дисциплинарной модели взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Сущность противоречия заключается в том, что элементарные арифметические навыки являются мощным фактором интеллектуального развития ребенка, являются средством в формировании его познавательных и творческих способностей.

Исходя из темы исследования, мы определили объект: процесс обучения детей счету в дошкольном возрасте.

Предмет: условия обучения счетной деятельности детей шестого года жизни. Определение объекта, предмета, темы позволяет достаточно конкретно сформулировать цель исследования: выявить условия, способствующие эффективному обучению счету детей в старшей группе детского сада.

Далее нами была разработана рабочая гипотеза: обучение счетной деятельности в старшей группе детского сада будет более результативным, если:

— активно использовать дидактический материал и развивающую среду группового помещения;

— у детей будут сформированы понятия определяющие сущность счетной деятельности;

— в процессе обучения счетной деятельности будет применяться дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми.

1. Изучить проблему в теории и на практике с целью методологического обоснования проблемы.

2. Выявить условия действенного обучения азам арифметики (понятие о натуральном числе, количестве и счетной деятельности в пределах 10).

3. Разработать рекомендации педагогам и родителям в обучении старших дошкольников счетной деятельности.

В исследовании использовались следующие методы:

— теоретический анализ научных, методических источников

по исследуемой проблеме;

— метод математической обработки данных исследования.

База исследования: МДОУ № 3 г. общеразвивающего вида г. Шимановска, Амурской области.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЕТУ

1.1 Развитие теоретических взглядов на проблему обучения счету дошкольников

История развития общества и история развития образования неотделимы друг от друга. Ознакомление детей с понятиями «количество», «счет» — всегда являлись одной из составляющей в обучении ребятишек. Издавна взрослые старались обучить своих детей если уж не грамоте, то хотя бы примитивным сравнительным действиям с множествами, элементарному счету в пределах одного двух десятков, для житейского бытия. Первоисточником такого обучения, конечно же, было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки приобщали детей к счету, формировали само понятие числа.

Истоки обучения счету можно найти в школах древнего Востока, Греции, древних философов: Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Каждые церковные школы эпохи феодализма в курс обучения включали обучение счету, счетной деятельности.

Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в созданной им первой печатной учебной книге в России — «Букваре» (1574).

В XVII—XIX в. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формированию представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др.

Педагоги под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.

Так выдающийся чешский мыслитель, гуманист, педагог Я. А. Коменский в руководстве по воспитанию детей до школы «Материнская школа» (1632) в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (для 4 — 6-летних детей), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер измерения (дюйм, пядь, шаг, фунт) [33, 10].

И. Г. Песталоцци указывал на недостатки существующих методов в обучении, в основе которых лежит заучивание, рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным. Как и Я.А. Коменский настоятельно рекомендовал использовать наглядность, облегчающую усвоение детьми чисел, разработал в качестве пособия «Арифметический ящик» [33, 15].

Идеи И. Г. Песталоцци послужили в дальнейшем (середина XIX в.) основой реформы в области обучения математике в школе.

Передовые идеи в обучении детей арифметике до школы высказывал великий русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. В его педагогических сочинениях говорится что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятерками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д. Ушинский говорил, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно — и делить, и умножать, и дробить. »[43, 320].

Великий русский мыслитель Л.Н. Толстой издал в «Азбуку» (1872), одной из частей которой является «Счет». Критикуя существующие методы обучения, Л. Н. Толстой предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре [33, 39].

Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля и итальянского доктора и педагога М. Монтессори.

В классических системах сенсорного воспитания специально рассматривались вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами, обучения счету, измерениям, составлению рядов предметов по размеру, весу и т. д. Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений [16, 183-184].

М. Монтессори, опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для развития представлений о числе, форме, величинах, а также изучение письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты. Опосредованное руководство педагога осуществляется на основе автодидактизма: дети свободно выбирают занятие, но выполняют его, так как задумал педагог. М. Монтессори отмечала: «Ничто не развивает ум ребенка как воспитание чувств. Хорошо развитая сенсорика — основа для воспитания математического мышления», поэтому придавала особую важность в обучении сенсорному воспитанию [16, 198-203].

Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось как упражняемость в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, воспроизведение накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер.

Формирование самой методики обучения счету происходило под воздействием основных, существующих идей, школьных методов обучения арифметике, исследовательских работ.

Один из первых методов обучения счету, монографический, был разработан немецким ученым А.В. Грубее в середине XIX в. — ознакомление с числами в пределах 100 от числа к числу. В процессе изучения каждого числа материалом для счета служили пальцы на руках, штрихи на доске или в тетради, палочки. Каждое из чисел доступное «непосредственному созерцанию», сравнивается с каждым предыдущим числом путем установления между ними отношения. Действия должны сами вытекать из знания наизусть состава чисел, которые подробно разбирались (число 4 — из скольких палочек состоит, как его получить, во сколько раз 4 больше 1, какую часть 4-х составляет 1 палочка и т. д.). После каждой группы таких упражнений действия записывались в виде таблицы, результаты заучивались, чтобы в дальнейшем воспроизводить по памяти все арифметические действия, не прибегая к вычислениям. Монографический метод получил определение метода, описывающего число [46, 15].

В 90-х годах XIX в. под влиянием критики монографический метод обучения арифметике был несколько видоизменен немецким дидактом и психологом В.А. Лаем («Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов»). По его методу дети воспринимали и запоминали числа, предлагаемые им в виде квадратных числовых фигур.

Другой метод обучения счету — вычислительный — метод изучения действий, предлагает научить детей не только вычислять, но и понимать смысл этих действий, основу десятичного исчисления. Обучение при этом строится по десятичным концентрам. В пределах каждого концентра изучаются не только отдельные числа, но и счет и действия [46, 22].

Для обоснования двух методических течений были выдвинуты две психологические теории — теория восприятия групп предметов и теория счета, каждая, из которых пыталась решить вопрос о том, что изначально: число или счет. Сторонники теории восприятия утверждали, что ребенку свойственна способность, охватывать множество, как единое пространство, организованное целое, не считая его, и поэтому поддерживали монографический метод обучения.

Представители другой теории утверждали, что врожденным качеством является восприятие не одного числа, а последовательности чисел во времени, т.е. натурального ряда чисел, в силу чего ребенок, считая, умеет называть числительные по порядку, а определить их общее количество (сколько всего) не может. Оба метода, и монографический и вычислительный, сыграли положительную роль в дальнейшем в развитии современной методики, которая вобрала в себя отдельные позитивные моменты: упражнения, дидактические средства (числовые фигуры), приемы, ставшие прообразами многих нынешних пособий.

Методология обучения счету в детском саду всегда имела пристальное внимание со стороны ведущих педагогов и психологов, потому как является и средством развития мышления ребенка, и средством познания окружающего мира. Методические пособия, руководства, программы, методики обучения дошкольников азам арифметики разрабатывались в свое время Л.В. Глаголевой, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер.

Передовой педагогический опыт и результаты экспериментальных работ педагогов и методистов находили отражение в методических пособиях З.С. Пигулевской, Ф.А. Михайловой, Н.Г. Бакст, Я.Ф. Чекмаревой, где раскрывался опыт обучения детей счету на материале содержания занятий, приемов обучения, проведения игр и использование некоторых дидактических средств. Особое место уделялось наглядности, использованию приемов, способствующих воспитанию у детей осознанного понимания числа.

В 50-70-е гг. в значительной степени возрос научный потенциал дошкольной педагогики, в том числе и в области обучения азам математических знаний, благодаря психолого-педагогическим исследованиям особенностей развития дошкольника следующих ученых: Н.Н. Подъякова, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П.Усовой, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой и др. Усвоение и накопление запаса знаний математического характера связывалось с формированием представление о натуральном числе и действий с ним (счет, пересчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение величин, знакомство с цифрами, знаками, решение простых типовых задач и пр.).

В особенности следует отметить исследовательский труд А.М. Леушиной «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), «Обучение детей счету в детском саду» (1959, переработанный и дополненный в 1961), где были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Разработанная А.М. Леушиной концепция обучения счету и счетной деятельности послужила источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытание временем, оставаясь функционирующей в «Программе воспитания и обучения в детском саду» на протяжении нескольких десятков лет [46, 26].

В 80-90-х годах, в связи с преобразованием преподавания математики в начальной школе (введение новых понятий) и новыми психологическими исследованиями о возможностях детского развития методология обучения счету и вычислительным операциям пополнилась новыми направлениями в обучении.

Выдвигались идеи о насыщении содержания знаний для детей 6-летнего возраста: новые представления, относящиеся к множествам, комбинаторика, графы,

вероятности, объединение, пересечение, дополнение т. д. (А.И. Марушкевич, Ж. Папи). Идеи простейшей логической подготовки дошкольников (А.А.Столяра) — введение в мир логоматематических представлений: свойство, отношения множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция и др.) с помощью специальной серии обучающих игр [10,35].

В XXI веке, как и прежде приоритетными задачами в содержании предматематического периода (дошкольный возраст обучения детей), остается поэтапное формирование представлений о натуральном числе и действиях с ним (счет, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение величин и др.). Современные исследования (как отечественные, так и зарубежные) указывают на возможность расширения процессуальной стороны этого вопроса — развитие процессов мыслительной деятельности [7, 6].

На сегодняшний день наиболее ярким сторонником развития активной мыслительной деятельности ребенка через математическую науку является профессор Мурманского государственного педагогического университета Анна Витальевна Белошистая. Опираясь на современные представления об образовании, она считает, что необходимо отходить от устаревшей позиции обучающей роли взрослого: когда педагог субъект образовательного процесса, ребенок — объект этого процесса. В данный момент это противоречит современной дидактике — закономерностям развивающего обучения, разумно сочетающего в себе как элементы свободы и творчества, так и регламентацию и упорядочивание обучения как регулируемого процесса, необходимо стимулировать развитие личности ребенка [8, 39-40].

Завершая краткий анализ психолого-педагогических взглядов на проблему обучения детей счету можно отметить следующее, что как отечественная, так зарубежная педагогическая наука и практика, вбирая в себя колоссальный опыт и достижения прошлого до сих пор находиться в активном поиске наиболее оптимального варианта качественной дошкольной математической подготовки.

Виной тому не только смена концептуальных основ в педагогике а, прежде всего, активное развитие общественного знания, научно-технического прогресса, внедрение новых технологий общественного пользования, а значит, нужны такие люди, которые осваивали бы эти знания и пользовались ими в совершенстве. Современные положения дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что не всегда способности и умения ребенка лежат на поверхности, нередко их приходиться «раскапывать» и «отыскивать», в том числе и математические, хотя конкретно эта задача в детском саду не ставится.

методический обучение дошкольный счетный

1.2 Методические приемы обучения счету детей 6-го года жизни

Обучение азам арифметики дошкольников является одной из основных задач образовательной деятельности в детском саду, в любых программах, начиная от самых первых и кончая огромным их разнообразием в нынешние дни.

Знакомиться с арифметическим содержанием в детском саду дети начинают примерно с 2,5 — 3-х лет. К старшему дошкольному возрасту (шестой год жизни) дети практически освоили некоторые элементы работы с множествами (комплектация, уравнивание, выделение по общему признаку, классификация и пр.), элементарный счет в пределах 5 (10), познакомились с изображениями чисел в пределах 5, освоили прочие математические знания и умения.

Дети шестого года жизни все еще имеют наглядно-образное мышление, но при особой системе воспитания и обучения у них начинает закладываться вербальное мышление. Память и внимание начинают приобретать волевую направленность. Речь — описательность, рассудительность, умение связно излагать свои мысли. Дети этого возраста ищут активного общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, они инициативные деятели, «естествоиспытатели», помощники в любых делах и начинаниях взрослого. Им свойственно стремление выполнить задание и получить за него положительную оценку [12, 51].

Следовательно, условие успешности обучения остается максимальная опора на наглядность и чувственное восприятие, опора на полученные ранее элементарные математические представления и опыт решения некоторых математических задач. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных. Умения и навыки закрепляются в играх и упражнениях.

Психолого-педагогические исследования, проведенные под руководством А.В. Запорожца, показали, что у детей этого возраста могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств, воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений (в том числе и математических), понимание простейших связей и их взаимозависимостей [48,63].

Если обратиться к современным программам обучения и воспитания в детском саду то, в общем, требования по интересующему нас вопросу обучение счету и счетной деятельности в программных задачах обучения детей 6-го года жизни примерно сводится к следующему, продолжить обучение:

– счету в пределах 10, считать по образцу и названному числу (исключение составляет парциальная программа Г.Е. Сычевой «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» (2005), 3-й год обучения — счет до 20, обозначение числа 20);

– закончить знакомство с арифметической азбукой, десять знаков от 0 до 9 (в большинстве программ написание этих цифр);

– воспроизводить количество движений по названному числу;

– понимать независимость числа от величины расстояния, направлений счета и пространственного расположения предметов;

– составлять и уравнивать неравенства;

– устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

– устанавливать взаимосвязь между смежными числами;

– различать количественный и порядковый счет в пределах 10 (отсчет, пересчет).

– образованию чисел первого десятка на наглядной основе из двух меньших,

– формировать представление о числах до 10 на основе действий с множествами;

– измерению единицы с помощью условной мерки (задача взята пока только в программе Е.Г. Сычевой);

– решению простых задач с помощью математических знаков и цифр (в большинстве программ запись решения) [3, 7, 11, 14, 19, 25, 30, 32, 40].

Как видно в старшей группе большое внимание уделяется обучению детей счету конкретных совокупностей, формированию значений количественной составляющей, числах в пределах 10; образованию чисел, независимости числа от качественных признаков предметов счета, связям и отношениям между смежными числами, то есть усвоение принципа построения отрезка натурального числа. Следовательно, обучение счету будет затрагивать знакомство с цифрами, различные операции с множествами, усвоение принципа построения натурального отрезка числа.

Следует иметь в виду, что некоторые дети шестого года жизни еще до обучения на занятиях знают многие цифры, с которыми предстоит познакомиться, по начертанию различают номера домов, автобусов (некоторые дети могут их печатать). К тому же новые электронные игрушки сегодняшних детей — сотовый телефон, игровые приставки, где так же есть цифры, способствуют ознакомлению детей с арифметической азбукой. Некоторые дети перечисляют скороговоркой числительные, могут выполнять довольно сложные операции с множествами (классификация, объединение на основе общего признака, декартово воспроизведение множества). Эти знания пока что не достаточно устойчивы, требуют систематизации, и главное связи со знанием и образованием чисел.

Таким образом, дети старшей группы уже приступили ко второму этапу в обучении счету, который начался еще в средней группе, его основа для старших дошкольников — активное использование приема пересчета в сравнении множеств. Проводиться он с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, то есть их общего свойства, независимо от характера входящих в них объектов [6, 32].

Построение модели натурального ряда чисел, возможно, после того, как дети освоятся с процессом установления взаимно однозначного соответствия между множеством предметов, его числовой характеристикой и цифровым обозначением этой количественной характеристики.

По мере усвоения все большего числа цифр и счетной деятельности, вводится счет в прямом порядке и обратное название цифр, вначале с опорой на цифровое обозначение, затем на слух. Следует заметить, что умение называть числа в обратном порядке, как считают многое педагоги-методисты, является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, поэтому необходимо формировать такое умение, но формулировать задание следует в виде: «Назови числа в обратном порядке». (А не «посчитай»). Таким же образом формулируются задания: «Назови числа от 9 до 5» и т. п. [41, 1].

Дети, как и в средней, но уже с некоторым усложнением в старшей группе, продолжают учиться отсчитывать количество предметов по названному числу или образцу (числовая фигура, карточка), звуковой характеристике (счет с использованием различных анализаторов). Упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственными и качественными признаками (форма, цвет, расположение, направление счета), производят отсчет и пересчет на основе восприятия различными анализаторами [15, 24].

Важно, чтобы в речи детей отражались связи между количеством движений, звуков, предметов, воспринимаемых зрительно или на ощупь («5 раз подпрыгнул, потому что на карточке 5 кружков», «Я подбросил мяч 6 раз, потому что услышал 6 звуков» и т. п.) [50, 69].

Продолжается работа со считыванием предметов в представленном множестве, где можно варьировать расположение предметов. Дети должны научиться считать предметы, расположенные по кругу, по вертикали, в виде числовой фигуры и размещенные неопределенной группой. При обучении счету важно помнить, что число характеризуется 2-мя признаками: количеством и порядком. В 5 лет ребенок часто подменяет порядковые числительные количественными. Поэтому необходимо раскрыть сущность порядкового и количественного числа.

Дети должны усвоить значение количественных и порядковых числительных. Необходимо дифференцировать значение вопросов, «какой?», «который?», «какой по счету?» и учить согласовывать слова количественные и порядковые в речи, понимать вопросы: «Сколько?» (об общем количестве предметов), «Который?» (о месте предмета среди других, например, третий, пятый) [3, 50].

Для осознания ребенком количественного показателя мощности числа полезно разбирать игровые задания, где каждое число включает определенное количество единиц. Педагог помогает детям анализировать группы предметов по их различным признакам (качествам), а потом единицы, из которых состоит число, то есть разъясняет детям отношение числа к единице и количество единиц в этом числе.

В некоторых программах к концу обучения старшей группы, в других в подготовительной группе, дети знакомятся с новым видом счета с помощью измерения условно принятой мерки. В результате применение мерки (меры) и овладение способом измерения, у детей также складывается содержательное представление о единице, а затем и о других числах, как об отношении измеряемого к принятой мерке. При таком обучении у детей формируется адекватные способы определения численности множеств при количественной характеристике как дискретных, так и непрерывных величин [25, 110].

Обучение детей измерению поможет устранить те недостатки в формировании представлений о числе, которые неминуемо возникают при обучении счету отдельных величин. Кроме того, измерение возможность оценить количественные отношения некоторых величин, переводя их в отношение множеств.

Обучение дошкольников измерению дает им также практическое умение считать непрерывные величины (сыпучие, жидкие, протяженные), а необходимость в этом возникает постоянно. Целесообразнее начинать с измерения объема сыпучих, тел, а далее знакомить с измерением длины предметов. При таком сочетании занятие идет эффективней, так как процесс измерения сыпучестей интереснее, чем измерение протяженностей. А измерение объема сыпучих тел менее трудоемко, чем измерение объема жидкости [45, 127]. Разнообразие заданий зависит от творчества и изобретательности педагога, а также от возможности освоения их детьми.

Обучение детей простым арифметическим действиям имеет свою основную базу в обучении детей счету. Можно сказать что, решение простых арифметических задач активно закрепляет умение детей вести пересчет, присчитывании, отсчитывание, сосчитывание.

2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СЧЕТУ

2.1 Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление знаний о количестве и счете

А.В. Белошистая очень верно подметила, что цифры, счетная деятельность, представление о количестве — это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ним — это, прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом их роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от подготовленности к существованию в социуме.

Задача педагога на сегодняшний день состоит в том, чтобы создать условия для качественного усвоения знаний предусмотренных программой. Задача в некотором роде сложная (в особенности, если учесть сегодняшнее экономическое положение некоторых дошкольных учреждений), и ее решение зависит преимущественно от профессиональных способностей педагога.

Цель нашего исследования состояла в следующем: выявить условия, содействующие эффективному обучению детей представлениям о количестве и счете в старшей группе детского сада.

Исследование проводилось на базе Дошкольного учреждения №3общеразвивающего вида г. Шимановска, и состояло из трех этапов. Участвовали две старшие группы: экспериментальная и контрольная по 20 человек в каждой группе.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что основой построения всей современной математики является теория множеств, и при формировании у дошкольников важнейших понятий этой науки она играет главную роль. Теория множеств базируется на простых понятиях о множестве, его элементах, счетной деятельности и т. д.

Так как дети к началу старшей группы, в соответствии с программами задачами средней группы освоили элементарный счет до пяти; познакомились с цифрами от 1 до 5, порядковыми и количественными числительными, соотнесением количества и числа, составлением равенств и неравенств предметов двумя способами в пределах 5, сравнением множеств находящихся на различном расстоянии друг от друга, разных по величине, форме и расположению и т.п. Исходя из этих данных, и будет составляться диагностика на этапе констатирующего эксперимента. Цель, которого — выявить уровень знаний детей шестого года жизни (начало учебного года старшей группы) на предмет базовых знаний арифметического содержания.

Диагностические задания составлялись на основе общих характеристик, программных задач обеих групп и рассчитаны на уровень усвоения умений и знаний арифметического содержания к концу обучения в средней группе детского сада, которые распределялись по следующим пунктам:

1. Счет количественный и порядковый: соотнесение числа и количества; умение считать в пределах пяти, пользуясь правильными приемами (называть числительные по порядку с указанием на предметы, расположенные в ряд; согласование в роде, числе и падеже числительного с существительным; соотнесение последнего числительного ко всей группе).

2. Сравнение предметов, понимание независимости от качественных признаков сравниваемых групп, уравнивание двумя способами.

3. Состав чисел и отношение между числами: понимание отношения между числами в пределах пяти на наглядной основе.

4. Решение простых логических задач с числами и счетной деятельностью с использование наглядного и счетного материала.

Нами были составлены диагностические задания на предмет усвоения представлений дошкольников о количестве и счете. На этапе констатирующего эксперимента всего было 13 заданий (см. Приложение 14, «Диагностический пакет заданий»), причем в каждом из них в комплексе решалось 2 -3 учебных задачи и основаны они были на умении ребенка считать в пределах пяти, производить действия с числами с опорой на наглядность. Задания были взяты из обучающих пособий для дошкольников 4 -5 лет [51, 53, 58, 63, 64, 66, 69].

Упражнения выполнялись как с предметами и счетным материалом, так и на листах с заданиями, где требовалось дорисовать, соединить, закрасить, предварительно сосчитав (см. Приложение 14, листы с диагностическими заданиями №1, 2, 3). Задания выполнялись с каждым ребенком индивидуально, на отдельных листах, на выполнение одного задания отводилось не больше 2 — 3 минут в зависимости от сложности. В большинстве случаев дети были заинтересованы выполнением игровых упражнений и диагностические задания выполнялись все сразу. С некоторыми детьми тестирование приходилось делить на две фазы.

Выполнение каждого задания оценивалось по бальной шкале (см. Приложение 14, инструкцию к проведению диагностического пакета заданий №1), результаты заносились в таблицу для каждой группы (экспериментальной и контрольной). Затем баллы каждого ребенка суммировались, и высчитывался процент успешности усвоения (УУ) знаний и умении по формуле:

Где УУ — уровень успешности; N — общее количество баллов; N (max) — максимальное количество баллов на этапе констатирующего эксперимента -26 баллов (13 правильно выполненных заданий — 26 баллов).

Далее необходимо было выяснить уровневые показатели тестирования. Показательная результативность высокого, среднего и низкого уровня успешности усвоения (УУ) знаний и умений распределялась по следующим характеристикам: высокий 85% — 100 %; средний 75% — 85%; низкий от 75 % и ниже.

Данные тестирования представлены ниже в таблицах и диаграммах. (см. приложение )

Таким образом, результат тестирования на этапе констатирующего эксперимента показал наличие хороших базовых знаний у детей обеих групп (см. таблицы №1,2; приложении). Показатели уровней по количеству успешности усвоения детьми знаний и умений оказались почти одинаковыми (см. Диаграмму №3; приложение)

Таким образом, проведение тестирования на этапе констатирующего эксперимента выявило следующие результаты (таблица 3):

knowledge.allbest.ru