Образ ребёнка в неполной семье

Особенности социализации детей в неполной семье

Понятие неполной семьи, её виды

Сильные изменения или деформации внутри семьи оказывают негативное влияние на развитие личности ребёнка (подростка). Деформация семьи подразделяется на психологическую и структурную. Под психологической деформацией понимают нарушение системы межличностных отношений, принятие и реализация в семье негативных ценностей, безнравственных установок и т.п. Структурная деформация семьи — это нарушение её структурной целостности. Ранее под этим подразумевалось отсутствие бабушек и дедушек, в современном обществе, это отсутствие одного из родителей. Результатом структурной деформации является появление неполной семьи.

В зависимости от того, по каким причинам и вследствие чего, образовалась неполная семья, её подразделяют на следующие виды:

Неполные семьи бывают материнские и отцовские, что зависит от родителя, который занимается воспитанием детей. Если в семье есть только один родитель, то она называется неполная простая — отец (мать), при наличии других родственников, семья называется неполная расширенная — один или несколько детей и, как правило, бабушка и дедушка.

Также в качестве нетипичной неполной семьи можно рассматривать вариант, когда родители не родные, а приёмные или являются опекунами.

Проблемы социальной адаптации детей из неполной семьи

Одной из главных общественно-социальных проблем во всем мире является неполная семья. В определение неполной семьи входит отсутствие одного из родителей. Тому могут быть разные причины, такие как: развод, смерть одного из родителей, дети, рожденные вне брака или случаи усыновления детей одинокими людьми. Такие семьи имеют свою специфику в воспитании детей. В семьях такого плана нарушается обыденное выполнение базовых функций семьи (экономической, воспитательной, духовной), но самое главное, социализация ребенка, вхождение в мир общественных отношений сильно усложняется. Труднее всего приходится детям дошкольного возраста, так как до семи лет сменяют друг друга важные периоды жизни, психика ребенка постоянно испытывает стрессовые ситуации и без семейных «войн». А в случае развода родителей весь жизненный уклад ребенка рушится.

В нашей стране в основном принято считать неполную семью, семьёй без отца. Хотя в последнее время есть тенденция увеличения количества семей, где одинокий отец воспитывает детей. Отсутствие отца в семье по-разному сказывается на мальчиках и девочках. Например, девочки испытывают трудности в основном материального характера, в то время как мальчики, теряют наглядный «полоролевой» пример, в связи с обеднением эмоционального общения. Отсутствие отцовского авторитета и излишняя забота матери приводит к закреплению у ребёнка инфантильного характера. Соответственно если в семье отсутствует мать, больше всего страдают от этого девочки.

Ситуация, когда один из родителей погибает, или умирает, является тяжёлым ударом для ребёнка, но считается, что с точки зрения воздействия на психику оно отличается от других видов разлучения с родителями: негативное влияние на психику сильное, но в то же время кратковременное, особенно в тех случаях, когда ребёнок ещё маленький. Малыш со временем свыкается с утратой и начинает принимать свою судьбу как факт, так как смерть — необратима. За частую горе об ушедшем и память о нём объединяют маму (папу) и ребёнка и в этой ситуации можно избежать тех трудностей в воспитании ребёнка, какие возникают при разводе родителей.

У родителей-одиночек можно отметить два подхода к воспитанию детей: усиление контроля над ребёнком (вроде как для того, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя) и противоположный ему — когда ребёнка начинают жалеть, когда ребёнок вместе с родителем страдает о несчастной судьбе, выпавшей на их долю, или когда в качестве искупления своей вины перед ребёнком, ему позволяют буквально всё. В случае первой модели воспитания ребёнок может замкнуться в себе или может даже стать агрессивным, не контролирующим себя, во втором случае — ребёнок растёт избалованным и зачастую неуверенным в себе, инфантильным.

В том случае, когда в семье несколько детей, родителю в психологическом плане становится немного проще, так как в таких семьях старшие дети могут стать моделью поведения для младших, пускай, конечно, и не совершенной; они часто помогают матери (отцу) в воспитании маленьких. Однако, с одной стороны психологический климат в семье в этой ситуации будет более сбалансирован, так как при отсутствии отца часто старший брат заменяет его функции для остальных, но с другой стороны — те дети, которые вынуждены брать на себя отчасти функции взрослого, что становится непосильной по возрасту задачей, очень от этого сами страдают. Это оставляет отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

Сам развод и все связанные с ним процедуры, ссоры и выяснения отношений между родителями при ребёнке сами по себе уже являются травмирующими факторами для него. Они вынуждают ребёнка участвовать в ненужных ему и нервирующих его семейных «войнах», где против его воли приходится принимать чью-то сторону.

Одной из основных проблем детей из неполных семей встаёт отсутствие образцов для подражания, типов поведения в различных ситуациях. Мальчик, выросший в семье без отца, всегда будет иметь проблемы в общении со взрослыми, со сверстниками своего пола, с девочками. Агрессия по отношению к отцу, которая порождается Эдиповым комплексом, у такого ребёнка находит в той или иной мере деструктивные выражения. Для девочки, отсутствие отца (мужчины) в семье проявляется в недоверии к мужчинам вообще, так как она не имеет моделей поведения с ними. Особенно это имеет место в семьях, где мама после развода не пытается устроить свою личную жизнь и в памяти у ребёнка остаётся только образ «плохого папы», выстроенный ею самой.

Многие дети воспринимают уход одного из родителей на свой счёт и чувствуют при этом свою вину, они воспринимают этот поступок как отказ от них самих, что это из-за его поступков произошёл развод родителей, что он не был достаточно хорош для мамы или папы. И оставшийся родитель сам подпитывает и развивает чувство вины в ребёнке своим негативным отношением и отрицательными словами в сторону ушедшего. Часто одинокие мамы совершают роковую ошибку, говоря детям о своих «жертвах» ради них: как трудно было их поставить на ноги и чем приходилось пожертвовать ради их благополучия. Такие эмоциональные заявления несут пагубные последствия для мальчиков. В итоге из них вырастают нерешительные, безынициативные мужчины, с трудом налаживающие контакт с женщинами и в большинстве случаев не способные во всей полноте выполнить в дальнейшем функции мужа в семье. Для девочек же это грозит тем, что изначально отношение к противоположному полу будет негативным, так как образ «мужа и отца» в их понимании — это человек неспособный обеспечить и сохранить семью. Девочки (в дальнейшем девушки и женщины) с самого начала будут предвзято относиться к мужчинам.

Среди последствий, вытекающих из воспитания в монородительской семье, можно выделить следующие:

— Гиперопека. Представляет собой деформированную форму воспитания. Ребёнок, все его прихоти и проблемы, выдвигаются на первый план, отстраняя действительно важные аспекты воспитания.

— Карьеризм. В этом случае, родитель посвящает себя профессиональной сфере и отстраняется от процесса воспитания. Якобы возмещая недостающее внимание, родитель пытается «откупиться» от ребенка, выполняя все его прихоти. Но, к сожалению, это приводит лишь к ещё большим запросам, конфликтам и непониманиям.

— Неприязнь. На основании неприязни к бывшему мужу (бывшей жене), родитель всячески пытается препятствовать контактам ребенка с матерью (отцом). Иногда это проявляется в настойчивых попытках подавления (стирания) качеств, которые ребенок унаследовал от отсутствующего родителя.

— Двойственное отношение. Отношение родителя к ребёнку сводится к проявлению то приступов любви, то приступов гнева (раздражения).

— Идеал. Проявляется в чрезмерном желании и попытках сделать своего ребёнка идеальным (образцовым). В этом случае родитель принимает роль «надзирателя», что приводит к пассивности ребёнка, либо, зачастую, к девиантному поведению.

— Отстранённость. Причиной отказа от выполнения воспитательных функций, или неполного их выполнения, могут быть как алкоголизм, наркотическая зависимость, беспорядочные связи, так и неудовлетворённость жизнью родителя, чувство отторжения, чувство «бесполезно прожитой жизни».

Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей

Экономическое положение неполной семьи является одной из главных проблем. Материальные затруднения ограничивают в приобретении даже самых элементарных вещей, доступных друзьям или одноклассникам, влияют на формирование комплекса неполноценности у ребенка, развитию озлобленности, агрессии, зависти. Эти проявления особенно характерны для подросткового возраста, и касаются как мальчиков, так и девочек.

Общий бюджет в такой семье, как правило, складывается из индивидуального заработка, пособий, пенсий, алиментов (в случае развода родителей), денежных подарков от друзей и родственников. Недостаток средств для существования и приобретения всех необходимых благ, а также недостаток родительского внимания в большинстве случаев приводят к двум крайностям:

— В первом случае родитель отдается своей карьере, профессиональному росту, либо просто проводит почти всё время на нескольких работах, в целях большего заработка. Как вытекающее, — дефицит внимания для детей, которые итак чувствуют себя неполноценными, не получают заботы в полной мере. Отсутствие должного внимания и ухода, примера для подражания, приводит к искажённому формированию собственного «Я», искаженному представлению о ролевых функциях мужчины и женщины, ребёнок оставлен самому себе.

— Во втором случае родитель посвящает себя воспитанию детей. Материальный недостаток, в этом случае, ощущается острее, и чем старше ребенок, тем сильнее это сказывается на его восприятии действительности, сеет чувство обделённости и неполноценности.

В неполных семьях, где родитель посещает работу, возникает проблема присмотра за детьми, приходится оставлять детей одних, либо на родственников, или, что еще хуже — на соседей, малознакомых людей. Желание сохранить материальную обеспеченность, приводит к исполнению воспитательных функций другими людьми, лишая родителя возможности посвящать время друг другу.

Совмещение профессиональной и родительской функций, приносит небольшой дополнительный заработок и минимизирует время, которое родитель мог провести с ребенком. Родители, работающие по вечерам или ночам, испытывают дополнительную усталость и раздражённость, что в свою очередь также сказывается на детях и на их собственном здоровье. Получается, что в погоне за «светлым» будущем для своих детей, в попытках создать твердую платформу для их развития и взросления, родитель сам неосознанно всё это разрушает, лишь еще больше травмируя ребенка (детей).

studbooks.net

Глава 1. Образ родителей,его влияние и отношение к нему у дошкольников в полных и неполных семьях.

1.1. Раскрытие понятия «семья». Причины неполных семей

Семья — важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

К причинам неполный семей можно отнести современные тенденции развития семьи и к большому сожалению они включают в себя увеличение числа людей, не стремящихся иметь полноценную семью, а также резкое падение количества заключаемых браков и увеличение разводов, с рождением внебрачного ребенка. Но еще грустнее, когда неполная семья возникает в связи с вдовством родителя. Такие типы неполных семей особо нуждаются в понимании и поддержке общества.

Сегодня довольно часто молодые родители в порыве эмоционального состояния сразу бегут разводиться, то-есть думая лишь о себе о своей гордости, но не задумываются о том, как будет расти и чувствовать себя их ребенок и какие психологические особенности неполной семьи отразятся на его психологическом состоянии.

Исследования психологических особенностей неполных семей свидетельствуют, что дети из таких семей обладают более низкой успеваемостью в школе, у них проявляются склонности к невротическим нарушениям, у них в большей степени проявляется инфантильность, а также они ощущают тягостное чувство отличия от сверстников и обладают заниженной самооценкой. Как правило, дети с неполных семей постоянно находятся в поисках значимого взрослого. Следовательно поддержка неполных семей является особой и деликатной задачей общества. Но к психологическим особенностям неполных семей нужно отнести и то, несмотря на ряд объективных трудностей, они в большинстве случаев обладают достаточным потенциалом для нормального полноценного воспитания детей.

Психологические особенности неполной семьи, в первую очередь, зависят от родителя, который должен окружить ребенка двойной любовью, двойным пониманием, двойной заботой. Если ребенок будет постоянно ощущать себя очень нужным, любимым и очень значимым для своего родителя, у него не появятся ощущения, что он чего-то не до получает (любви и заботы второго родителя), у него не будет возникать ощущения, что он как-то отличается от своих сверстников. Следовательно, у него будет полноценное счастливое детство.

studfiles.net

Изначально природой заложено так, что ребенок воспитывается папой и мамой. Плод любви двух людей растет, развивается и познает мир вместе с самыми родными людьми. Такая семья является полноценной. Однако в наше время неполноценные семьи стали почти нормой, ведь много женщин рождает детей вне брака, для себя, воспитывая дитя за двоих.

Часто семьи распадаются — и ребенок остается на воспитании у матери. Как же одному родителю справляться с воспитанием? В чем особенности воспитания детей в неполных семьях?

Как воспитать ребенка в неполной семье

По данным демографов, каждый десятый ребенок дошкольного возраста воспитывается одним родителем. В школьном возрасте это уже каждый седьмой. Среди неполных семей сохраняется тенденция «материнской» семьи, то есть воспитания чада одной мамой. Однако есть семьи, где детей воспитывают отцы. Как же отражается неполнота семьи на ребенке?

Неполные семьи возникают по самым разнообразным причинам: в связи с гибелью одного из родителей, разводом, внебрачным рождением ребенка.

Воспитательная атмосфера семьи, где мама овдовела, является более благоприятной, нежели в семье, где случился развод. Сохраненные родственные связи обеспечивают детям психологическую поддержку, компенсируют недостаток общения. Если в такой семье несколько детей, то это тоже может быть частичной компенсацией неполноты семьи. Обычно старший ребенок становится младшему «ведущим», стимулирует его в социальной сфере, выступает защитником.

Психологи констатируют, что в неполных семьях дети меньше конкурируют и больше привязаны друг к другу. В случае развода родителей дети просто «сдают» экзамен на раннее взросление. Развод для детей является ломкой привычных отношений, традиций, устоев. Наибольшее влияние развод оказывает на детей дошкольного возраста. В такой неполной семье отношения между родителем и ребенком иногда развиваются по типу культа самопожертвования. Это означает, что мама и дитя связаны любовью, страданием, болью, печалью. Такой тип взаимоотношений рождает в ребенке пессимизм, неуверенность в своих силах, беспокойство, мрачные настроения. А иногда отношения между родителем и ребенком в семье после развода развиваются по типу равнодушия. Дитя не замечают, мама страдает и вся отдается печали и обидам. Нередко эта обида может выливаться и на ребенка. Тогда он еще больше слабеет душой и телом, ощущая потерю отца и матери одновременно.

Поэтому после развода или в случае рождения ребенка без отца мама должна все делать так, чтобы ребенок по минимуму чувствовал отсутствие второго родителя. Не лишними будут консультации детского психолога, общение с педагогами. Очень часто роль отца в таких семьях начинает играть дедушка, или другой родственник семьи. Ребенок, особенно мальчик, интуитивно тянется к мужчине, похожему на отца, потому что он хочет компенсировать дефицит мужского внимания и заботы. Хорошо, если такой мужчина есть рядом.

Воспитание детей без отца

Сегодня отцы гораздо активнее принимают участие в воспитании ребенка даже после развода. Как правило, мамы демократичны и позволяют общаться ребенку с отцом. Ведь после развода отсутствие отца очень ощущается детьми. Без него ребенку не хватает авторитета и дисциплины.

После развода огромную роль играет отношение мамы к бывшему мужу, который в любом случае остается папой. Одни женщины не упоминают мужа и живут, как будто его никогда не было. Другие сознательно вытесняют из детской памяти все хорошее об отце, пользуясь случаем упомянуть о нем с негативной стороны. Мудрые женщины стараются не менять в представлении детей образ отца. Они вспоминают и хорошее, и плохое, давая возможность детям самим делать выводы. Психологи говорят, что создавать образ плохого отца после развода — удел слабых и не дальнозорких женщин. Ведь мальчик в таком случае будет развиваться с комплексами, а девочка будет подсознательно думать, что все мужчины плохие.

Отсутствие отца, по наблюдениям ученых, негативно сказывается на математических способностях мальчиков и девочек.

Эти способности гаснут из-за отсутствия интеллектуальной среды, которую создает мужчина. Девушки, которые выросли без отца, всегда испытывают страх перед математикой. Даже простые математические расчеты приводят их в панику, замешательство.

Присутствие отца в семье влияет и на умственное развитие детей, и на их интерес к образованию. Согласно исследованиям, время общения мальчика с отцом сказывается на его учебе. Чем больше они общаются, тем лучше сын учится. Активный и деловой отец, нацеленный на успех, вызывает у мальчика желание подражать ему. Для него он — авторитет и образец во всем.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Если мальчика воспитывает одна мать, то можно наблюдать у него проявление женских черт характера, предпочтение занятий, свойственных девочкам.

В развитии девочки отец является главным мужчиной, образцом, на который впоследствии она будет ориентировать свои отношения с мужчинами. Исследования психологов констатируют, что взаимоотношения девочки с отцом в раннем детстве влияют на ее будущую личную жизнь. Женщины, которых воспитывали дружелюбные и ласковые отцы, как правило, удачны в браке, в сексуальном и духовном отношении. А те, у которых отец был безликим или его вовсе не было, чаще в браке несчастливы. Такие девочки зажаты и скованы, у них часто присутствуют комплексы неполноценности, они считают себя некрасивыми и недостойными счастья. Даже в маленькой и знакомой компании они отмалчиваются и краснеют, чувствуют себя неуютно, предпочитают одиночество. Поэтому они и не могут устроить свою личную жизнь. Отношения с мужчинами вызывают у них страх. То есть недостаток отцовского влияния при взрослении девочки затрудняет ее развитие как женщины и осложняет формирование навыков межполовой коммуникабельности. Такие женщины очень часто разводятся, как и их матери.

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих горьких метаниях и обидах женщины нередко забывают о детях. Они же в свою очередь считают себя покинутыми обоими родителями.

Другие же мамы после разрыва пробуют взять на себя двойную миссию. Они пытаются стать детям и папой, и мамой одновременно. Эта миссия очень редко бывает выполнимой, поскольку в полной семье отец и мать занимают свои ниши. На стыке воспитательных позиций находится золотая середина, которая дает возможность грамотно воспитывать детей.

Одинокая мама хочет заменить мальчику отца. Она становится строже, чем обычно. Мама начинает предъявлять повышенные требования к ребенку и порой даже бывает жестокой.

Но психологи считают, что воспитание в неполной семье может быть нормальным процессом, только оно осуществляется в более трудных для мамы условиях. Качества родителя, который воспитывает ребенка, вполне могут компенсировать ему недостаток другого родителя после распада семьи. Ребенок прекрасно диференциирует мать от отца, поэтому не стоит брать на себя невыполнимые миссии.

Главным воспитательным оружием мамы должна стать двойная ответственность. Ребенок должен чувствовать, что он по-прежнему защищен, любим, что его готовы выслушать, помочь и поддержать.

Очень часто после развода родителей дети в школе слушают рассказы сверстников об отцах, совместном семейном времяпровождении. Это у них вызывает скрытую зависть и чувство обиды. Хорошо, если после развода дитя общается с отцом. Если же этого не происходит, то такие обиды со временем могут выливаться даже в ненависть к матери, психические отклонения и развитие фобий.

Психологи разработали ряд рекомендаций для родителей, которые воспитывают своих детей в одиночку:

  1. Чаще общайтесь с ребенком и выслушивайте его. Задавайте вопросы, интересуйтесь его жизнью в детском саду и школе, отношениями с друзьями, сверстниками.
  2. Чаще хвалите сына или дочку. Не наказывайте их. Стабильная в эмоциональном плане атмосфера сохранит у ребенка доверие к матери и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
  3. Не запрещайте ребенку вспоминать прошлое, в частности отца. Это его право.
  4. Помогайте сыну и дочке учиться навыкам поведения, которые соответствуют его полу.
  5. Расширяйте и развивайте социальные связи семьи. Ребенок должен иметь возможность активно общаться и выстраивать отношения со знакомыми вам мужчинами.
  6. Новый брак — это шанс возвращения ребенка к жизни в полноценной семье. И тут важно, чтобы между новым избранником матери и ее ребенком сложились отношения взаимопонимания и любви.

nashidetki.net

Воспитание ребенка в неполной семье

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.

Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок. Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.

подбадривайте и хвалите. Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.

вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.

прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.

И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

azbyka.ru

Воспитание детей в неполной семье

Воспитание ребенка в неполной семье

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация. И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека. Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.

Воспитание ребенка в неполной семье часто становится проблемой для мамы, ведь именно с мамой в большинстве случаев остаются дети.

Принимая решение о рождении ребенка, любая женщина задает себе вопрос -как узнать, любит ли мужчина ее и станет ли он хорошим отцом. Но иногда окончательный ответ на этот вопрос женщина получает, к сожалению, только после рождения ребенка. В последние годы все чаще молодые люди вступают в так называемый гражданский брак. Отношение общества к гражданским бракам стало очень лояльным, а вот проблема Гражданский брак и дети стоит по-прежнему остро. По статистике, гражданские браки распадаются гораздо чаще официальных. В первую очередь страдают от этого дети. И если женщина чувствует себя женой в гражданских отношениях, то мужчина всю ответственность осознает, вступив в официальные отношения. Поэтому мужчина гораздо проще идет на разрыв гражданских отношений, даже если есть уже дети.

И оставаясь наедине со своими проблемами, женщины часто бросаются в две крайности. Первая обусловлена чувством вины матери за то, что у ребенка нет отца, особенно если ребенок родился в гражданском браке. Возникает гиперопека над ребенком -стремление матери баловать ребенка и во всем потакать ему. Вторая крайность -это слишком строгие требования к ребенку, вызванные повышенной ответственностью матери. И в том и в другом случае дети в результате не способны адекватно воспринимать окружающий мир.

Существует немало примеров, когда демократичное воспитание ребенка в неполной семье дает прекрасные результаты. В неполной семье именно мать становится примером для подражания детям, именно ее поведение и отношение к жизни формирует у них модель их будущего поведения. И вряд ли вечно раздраженная мать с потухшими глазами способна научить детей быть счастливыми.

Немаловажную роль в воспитании детей играет то, как женщина относится к другим мужчинам после развода. Если она не проецирует свою обиду на отца детей на всех мужчин и не ставит на себе крест, если у нее широкий круг общения, вполне возможно, что она способна выйти еще раз замуж и создать полноценную семью.

Тут возникает еще одна опасная крайность. Некоторые женщины так рьяно стремятся создать новую семью для своих детей, что готовы выйти замуж за малознакомого человека, лишь бы у детей был отец. Не задумываясь о том, что может возникнуть все то, что привело уже один раз к разводу. А семейные ссоры. недопонимание и обиды на нового, малознакомого папу, только осложнят воспитание детей. Порой воспитание ребенка в неполной семье. где царят взаимопонимание и мир, может быть гораздо более плодотворным.

Воспитание ребёнка в неполной семье

Все чаще растет число семей с одним родителем. Возникающая при этом проблема, каким должно быть воспитание ребенка в неполной семье, требует правильного и своевременного решения. Причин возникновения семей с одним родителем немало: это увеличение числа разводов, решение женщины родить ребенка вне брака, смерть одного из супругов

Но какой бы ни была эта причина, одна из главных трудностей, с которыми сталкивается одинокий родитель – это ответственность быть одновременно и отцом, и матерью. Лишь полное осознание этой ответственности поможет не только избежать многих негативных последствий, которые могут произойти с ребенком, но и улучшить его психологическое состояние, адаптацию к жизни в целом.

А таких отрицательных последствий, негативно влияющих на ребенка, немало:

  • Частое равнодушие родителя, отсутствие должного контроля, вследствие чего ребенок становится неуправляемым, неспособным критически оценивать свои поступки.
  • Возникновение чувства зависти, одиночества, неполноценности и тревоги, чаще встречающиеся истеричность, капризность, беспричинный негативизм и упрямство.
    • Ребенок вырастает угрюмым и запуганным, не в состоянии адаптироваться в детском коллективе, не умнеет правильно строить свои отношения со сверстниками.
    • Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще болеют острыми или хроническими заболеваниями, для них характерна тяга к вредным привычкам. Нередко вред употребления алкоголя они испытывают на себе очень рано.
    • Формирование искаженных взглядов на брак и семью, что приводит к трудностям создания собственной семьи.
    • В первую очередь, воспитание ребенка в неполной семье должно быть направлено на то, чтобы он чувствовал себя любимым и совсем не одиноким. Родитель обязан помнить, что никакие, даже самые дорогие подарки, не заменят ему общения с матерью или с отцом. Одной из особенностей воспитания в неполной семье является то, что необходимо своевременно принимать во внимание различия в воспитании детей разных полов.

      Чрезмерное опекание со стороны матери может привести к тому, что мальчик вырастет пассивным, замкнутым, не умеющим самостоятельно принимать решения. Иногда мать отвлекает сына от его отношений с другими мальчиками, стараясь вызвать у него интерес к чисто женским занятиям, или делает из сына свое доверенное лицо, рассказывая ему о своих проблемах и отношениях.

      Но одинаково нежелательны чрезмерная холодность и неприветливость по отношению к сыну, которые приводят к истерическому неврозу. В семье с одним родителем – матерью желательно соблюдение естественного равновесия во взаимоотношениях с сыном.

      Если в неполной семье мать воспитывает девочку, то можно отметить более бережное отношение к психике ребенка, отсутствие порицаний или физических наказаний. В случае развода родителей, именно мать должна помочь девочке не винить в этом отца.

      Это очень важно для того, чтобы правильно воспитать дочь. а также для того, чтобы в дальнейшем она не испытывала трудностей с созданием своей семьи из-за недоверчивого отношения к мужчинам. Со стороны матери весьма разумно поддерживать контакты с семьями, где есть отцы. Так ее дочь может создать реальный образ мужчины: и не чрезмерно идеализированный, и не пугающий.

      Многое в воспитании ребенка в неполной семье зависит от матери, от ее способности правильно сочетать в отношениях и с сыном, и с дочерью любовь и заботу, твердость и самостоятельность.

      Порой такие отношения характеризуются полным игнорированием сына со стороны отца, который всецело занят своими проблемами. Его суровость и строгость отдаляют сына, что приводит ко многим негативным последствиям. Наладить отношения в семье с одним родителем – отцом помогут только близость и доверительные отношения, тогда ребенок легче справится с травмой из-за отсутствия матери.

      Возможно, это более сложные отношения в неполной семье. Девочки по своей природе более чувствительны и особенно нуждаются в любви родного человека. От отца требуется взаимопонимание и доверие, отсутствие чрезмерного контроля, но не следует оставлять ситуацию без контроля. Одобрение со стороны отца придает ей уверенность. Вся ее дальнейшая жизнь во многом будет определяться отношениями, которые были у нее с отцом. А задаваясь вопросом, как найти любимого человека. она будет мысленно воспроизводить образ любимого папы.

      По утверждениям чешского психолога З. Матейчека, воспитание ребенка в неполной семье это обычное, нормальное воспитание, которое осуществляется в наиболее трудных условиях. Важную роль играет при этом личность того, кто остался наедине с ребенком.

      Несмотря на особенности воспитания в неполной семье встречается много положительных примеров. Главное -нужно помнить, что именно родители готовят детей к будущей жизни, на них лежит ответственность за их полноценное воспитание.

      • Друзья! Тема следующей статьи «Что ответить ребенку на вопрос о том, есть ли Дед Мороз на самом деле? » — категория: Воспитание детей. Чтобы не пропустить её, вы можете подписаться на рассылку on line журнала по электронной почте.

      я думаю, каждой девочке необходима мама, а каждому мальчику – отец. без этого дети многое упустят и вырастут неподготовленными ко взрослой жизни. а вообще, неполная семья – проблема решаемая в большинстве случаев. все зависит только от желания одинокого человека еще раз найти себе пару, а своему ребенку – второго родителя.

      zhizn-rebenka.ru